Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 1
бодхисаттва бодхисаттва
энциклопедический словарь

БОДХИСАТТВА - БОДХИСА́ТТВА (бодисатва, бодхисатва) (санскритское: тот, чья сущность - просветление), в буддизме махаяны (см. МАХАЯНА) идеальное существо, которое, в отличие от архата (см. АРХАТ) хинаяны (см. ХИНАЯНА), выступает прежде всего как наставник и образец для других людей, ведущий их по пути нравственного совершенствования к достижению нирваны (см. НИРВАНА). В основе идеала Бодхисатва в махаяне - космический принцип связанности всех существ взаимным состраданием и взаимной помощью.

* * *

БОДХИСА́ТТВА (санскр. - существо, стремящееся к Просветлению, просветленное существо), в раннем буддизме (см. БУДДИЗМ) и в книгах школ Малой колесницы наименование Будды Шакьямуни (см. БУДДА) до Просветления, в том числе во всех предыдущих рождениях; в махаяне (см. МАХАЯНА) бодхисаттва - это: 1) класс небесных существ, достигших Просветления, но продолжающих перерождаться в самсаре, помогая другим освобождаться; 2) особый класс монахов (и даже мирян), давших обет достигнуть Просветления из сострадания к другим существам, а не для себя.

Бодхисаттва Великой колесницы проходит последовательно 10 стадий (бхуми) духовного роста, на которых постепенно обретает 10 видов власти (над собственными жизнью, умом, поведением, осознанным будущим рождением, наклонностями, деяниями, овладевает Законом, сверхъестественными способностями, медитацией, знанием) и 10 видов силы: терпимость, интуицию, отречение, сосредоточение, добродетель, практику, а также врожденную, аналитическую, созерцательную и умственную силы.

В ранней махаяне идеал бодхисаттвы затмевал идеалы нирваны (см. НИРВАНА) и будды (см. БУДДА), поскольку именно бодхисаттвы считались «делателями будд», остающимися в стороне от конечного освобождения. Такой эпитет получили Авалокитешвара (см. АВАЛОКИТЕШВАРА) (воплощение сострадания) и Манджушри (см. МАНДЖУШРИ) (воплощение мудрости). Они стали первыми небесными просветленными существами, разделив участь Майтрейи (см. МАЙТРЕЯ). Вступлению на Путь бодхисаттвы предшествует «выращивание» в собственном сознании трех корней блага: 1) порождение в сострадательном уме воли к Просветлению; 2) полная чистота намерений и волевых усилий; 3) отказ выделять «Я» и «мое».

В тибето-монгольском буддизме многие исторические лица - цари, главы буддийских школ, настоятели монастырей и т. д. - стали пониматься как постоянно вновь рождающиеся живые воплощения бодхисаттв - персонажей книг махаяны и ваджраяны (см. ВАДЖРАЯНА). Постепенно была создана особая процедура выбора и поиска таких вновь рождающихся воплощений.

полезные сервисы