Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 31
траат матс
энциклопедический словарь

Тра́ат Матс (Traat) (р. 1936), эстонский писатель. Сборники стихов «Неуклюжие песни» (1962), «Этюды для зажигания» (1971), «Сентябрьская фуга» (1980); романы «Танец вокруг парового котла» (1971), «Сад Поммера» (1972), «Были деревья, вещие братья» (1979), «Сон-трава - лекарство от печали» (1982); повести («Тугой узел», «Сила любви», обе 1989), рассказы, пьесы. Темы нравственной связи человека с землёй, истории с современностью, социальные конфликты.

* * *

ТРААТ Матс - ТРА́АТ (Traat) Матс (р. 1936), эстонский писатель. Сборники стихов «Неуклюжие песни» (1962), «Этюды для зажигания» (1971), «Сентябрьская фуга» (1980); романы «Танец вокруг парового котла» (1971), «Сад Поммера» (1972), «Были деревья, вещие братья» (1979), «Сон-трава - лекарство от печали» (1982); повести («Тугой узел», «Сила любви», обе 1989), рассказы, пьесы. Темы нравственной связи человека с землей, истории с современностью, социальные конфликты.

полезные сервисы
альруны
словарь иностранных слов

АЛЬРУНЫ (др.-нем.). Вещие женщины у древних германцев.

полезные сервисы
сновидец
толковый словарь

м. устар.

Тот, кто видит вещие сны.

толковый словарь ушакова

СНОВИ́ДЕЦ, сновидца, муж. (книжн. устар.). Тот, кто видит вещие сны.

полезные сервисы
зеница
толковый словарь ушакова

ЗЕНИ́ЦА, зеницы, жен. (книжн. устар.). Зрачок, глаз. «Открылись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.» Пушкин.

• Как зеницу ока (беречь, лелеять и т.п.) - тщательно, нежно, заботливо.

академический словарь

-ы, ж. устар. Зрачок, глаз.

Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Пушкин, Пророк.

Глаза темно-серые, с черной каемкой вокруг зениц, великолепные, торжествующие глаза. Тургенев, Вешние воды.

беречь{ (или хранить)} как зеницу ока

тщательно, заботливо охранять.

- Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. Пушкин, Капитанская дочка.

словарь слов из произведений русской литературы

Зеница, ы, ж.

Зрачок, глаз.

Молодые казаки ехали смутно. Слеза тихо круглилась на его [Тараса] зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась. // Гоголь. Тарас Бульба //; И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он; Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. // Пушкин. Стихотворения //

КАК ЗЕНИЦУ ОКА - беречь.

полезные сервисы
отверзтись
толковый словарь ушакова

ОТВЕ́РЗТИСЬ (или отверстись), отверзусь, отверзешься, прош. вр. отверзся, отверзлась. совер. к отверзаться (книжн. ритор. поэт. устар.). «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.» Пушкин.

энциклопедический словарь

ОТВЕ́РЗТИСЬ -ве́рзется; отве́рзся, -лась, -лось; св. Устар. Открыться, раскрыться. Царские врата отверзлись. * Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы (Пушкин).

Отверза́ться, -а́ется; нсв.

академический словарь

и отве́рстись, -ве́рзется; прош. отве́рзся, -лась, -лось; сов.

(несов. отверзаться). книжн. устар.

Открыться, раскрыться.

Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. Пушкин, Пророк.

полезные сервисы
одухотворенный
омонимы

одухотворённый (прилагательное)

проникнутый возвышенными чувствами, стремлениями

Все как бы слепы и легко спотыкаются на пути; редко слышишь живое, одухотворённое слово, слишком часто люди говорят по привычке чужие слова, не понимая ни пользы, ни вреда мысли, заключённой в них.

Все эти одухотворённые люди ужасно падки на плоть.

Но Меркурий не принадлежит к великим богам; с ним сыны земли общались скорее запросто ― а у молодого императора был действительно прекрасный царственный стан и благородный облик, дышащий одухотворённой отвагой и силой.

выражающий такое состояние

Молодой человек необыкновенно интеллигентного, даже одухотворенного вида; волосы у него были большие, пушистые, как у поэта или молодого попа; кисть руки тонкая, сухая, и говорил он с легким усилием, точно его словам трудно было преодолеть сопротивление воздуха.

одухотворённый (причастие)

прич. страд. от одухотворить

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй, даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжёлой бродячей жизни, он стал наконец видеть в ней что-то одухотворённое, почти сознательное.

- Вы хотите превратить богато одухотворённую Россию в бездушную Америку, вы строите мышеловку для людей…

Дама рассмеялась и продолжала: - Без шуток, без шуток, эта девица очень одухотворена, и она видит вещие сны… да, да, да!

полезные сервисы
зарницы
эпитеты

алые (Сергеев-Ценский); блестящие (кн. Касаткин-Ростовский); беглые (Тютчев); веселые (Башкин); вещие (Пушкин); жгучие (Брюсов); жемчужные (Башкин); золотые (Голен.-Кутузов); молчаливые (Короленко); огневые (Тютчев); сапфирные (Белый); яркие (Мельн.-Печерский)

полезные сервисы
струны
эпитеты

вещие (Голенищев-Кутузов); говорливые (Фруг); гремучие (Розенгейм); звонкие (Жуковский, Козлов, Фруг, Андрусон); звучные (Рылеев); живые (Полежаев, Рылеев); златоцветные (Бальмонт); огнезвучные (В.Иванов); робкие (Козлов, Фет); тонкие (Городецкий); тягучие (Фофанов)

полезные сервисы
рокотать славу
фразеологический словарь

Устар. Высок. Поэт. Воспевать, прославлять кого-либо.

И я, дивяся их делам, Пел витязей - и сонмы умолкали. И персты вещие, по золотым струнам Летая, славу рокотали! (Рылеев. Боян).

И князьям, под вещими перстами, Сами струны славу рокотали! (А. Майков. Слово о полку Игореве).

полезные сервисы
суеверие
популярный словарь

Суеверие

-я, с.

1) Вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.

Слава богу, я не мирился с предрассудками и суеверием, дабы сохранить блага общественного положения - плода невежественного пристрастия к нескольким модным идеям (Чаадаев).

2) Предрассудок, вытекающий из такой веры.

Мюнхен мне показался как-то художественно-вдохновеннее Дрездена, города прекрасного, чистого, "со всеми удобствами", но без "старых милых суеверий", которых я нашел много в столице Баварии (Розанов).

Этимология:

см. суеверный

Энциклопедический комментарий:

Суеверные представления (вера в приметы, вещие сны, гадания и др.) возникли в первобытном обществе и продолжают существовать в современных условиях.

евразийская мудрость от а до я.

СУЕВЕРИЕ -

ложная («суетная») вера, воспринимаемая как очевидное заблуждение. Чаше всего к суеверию относят проявления ранних и родоплеменных религий, сохранившиеся вне современных религиозных систем: веру в защитную силу фетишей (талисманов), вещие сны, ведьм, гадания, колдовство и т. п. В религиозном обиходе суевериями нередко называют любую чужую веру - и древнюю, и современную: например, для православного суеверием являются не только все нехристианские религии, но и другие разновидности христианства.

полезные сервисы
авгуры
сборник слов и иносказаний

авгуры - предвещатели

Ср. При сих словах ударил гром...

"Когда бы были здесь Авгуры ",

Софант с усмешкою сказал:

"К добру иль к худу гром звучал,

Сказали б вещие нам куры".

М.М. Херасков. Бахариана. Волшеб. пов.

Ср. Die Kunst der Seher ist ein eitles Nichts,

Betrüger sind sie oder sind betrogen!

Schiller. Die Braut v. Messina.

Ср. Augur. Haruspex.

Предвещатель по внутренностям животных - haruspex, предвещатель по грому, молнии и по полету птиц - augur, авгур. Авгуры пользовались громадным уважением и вниманием; они выбирались из самых уважаемых лиц и были несменяемы.

Ср. Второзак. 18, 10-11, 14. Левит. 20, 27. 1 Царств. 28, 7-14.

полезные сервисы
сон
толковый словарь даля

СОН - муж. состояние спящего; отдых тела, в забытьи чувств; ·противоп. бдение, бодрость, явь. Сон глубокий, крепкий, непробудный; сонь легкий, будкий, чуткий, на слуху, дрема. Востать от сна, отойти ко сну. Сон напал, одолел. Заботы ото сна и от еды отбили. Заботливому и сон не в сон. Сна нет, не могу уснуть, или недосыпаю ночей. Вечный сон, смерть. Сон растений, видимая перемена в цветках, листьях, к ночи. Сон природы, ночь или зима. Головная боль сном проходит. Сон утешитель нужных. Ходит сон по сенюшкам, дрема по новым, колыбельная песня. Зимний сон животных, спячка. Молитва на сон грядущих, ошибочно грядущий, Сон не богатит. Какова постель, таков и сон. Сон милее отца и матери. Сон смерти брат (свой). Сон, что богатство: что больше спишь, то больше хочется. Ни сон, ни еда на ум нейдут. Во сне (во снях) Бога молить (говорить вздор). Во сне Бога молит, а во хмелю кается. Во сне проговорился - а на яву поплатился. Со сна головушку разломило, со сна и распух.

| Видения во сне, сновидение, грезы. Собака во сне лает, сон видит. Снам верить, так и дела не делать. Видел мужичек во сне хомут, не видать ему клячи довеку! Не хорош сон, сказала старуха: дай полтинку, поправлю! Сон сбывается, да ото сна не сбудется. Вещие сны, которые сбываются. Не верил он ни в сон, ни в чох, а верил в свой червленой вяз, в дубинку. Сон на яву, морока, бред. Сон в руку, сбывшийся. Страшен (грозен) сон, да милостив Бог. Пронеси Бог сон мороком. Сон правду скажет, да не всякому. Хвали сон, когда сбудется. Кому сон, кому явь. Кому сон, кому быль. Во сне видел, да на яву прозевал. Много спал, да мало во сна видел (говорят и наоборот). За сон не ручись (не знаешь, долго ли проспишь и что пригрезится). Хлеб-соль и во сне хороша. Добро и во сне хорошо. И во сне не видывал. И во сне не грезилось (или не виделось). Сказывай девичьи сны, да бабьи приметы. Пришел сон из семи сел, пришла лен из семи деревень. Не корыстен сон видался. Снотворный, снулый и пр. см. сно. Сонный, спящий, или

| ко сну относящийся. Сонного пса не буди. Счастье и сонного найдет, беззаботного. Сонные грезы, видения. Сонные глаза, заспанные; вялые. Что ходишь, будто сонный? будто не видишь, не слышишь. Сонная рыба, снулая, сненая, неживая, мертвая. Сонное зелье, усыпляющее, опий. Сонная немочь, спячка, когда человек не может выспаться. Сонные боевые жилы, по обе стороны шеи, несущие кровь в голову. Сонно глядишь, знать не выспался. Сонный, что мертвый. Сонный хлеба не просит. Сонное царство (все спят). Если сонный отпыхивает, то умрет. Хмельной да сонный не свою думу думают.

| Сон, сон-трава, сонная трава, сонная одурь, - дурман, - зелье, растение Atropa belladonna, одурник (ошибочн. огурник). коровяк? песьи вишни.

| Сон или сон-дрема, растение Pulsatilla patens, синий анемон, сончик, самсончики, прострел, стрельная, разлапушник, подснежник.

| Сон-трава, Viscaria vulgaris, см. дрема.

| Сон, костр. мельничная плотина?

| Сон, сиб. сладкое или почечное мясо? Соние ср., церк. сновидение. Старцы ваша сония видят. Сонливый человек, сонный, вялый, ленивый, охочий спать, дремать, кто и наяву бредит, как во сне. Сонливый ленивый. Сонлив, так и ленив. Сонливого не добудишься, а ленивого не дошлешься. Сонливый да ленивый - два родные братца. Женился богатый на сонливой - и оба счастливы. Сонность, сонливость, свойство ·по·прилаг. Сонник муж. книга, толкующая сны, снотолковник или разгадчик снов. Ее сонники ото сна отбили, разгадка снов и опасения.

| Растен. Pulicaria vulgaris, толстушка. Сонница жен. сонливость, спячка. Сонливец, -вица, соня ·об. соныга урал.-казач. сонуля влад. сонуря, сонура, тамб., олон. сонша твер. вялый, ленивый спун, кто много спит, долее других.

| Соня, сиб. животное полчек, между мышью и белкой, спит в спячке долее всех животных, Myoxus; два или три вида изредка попадаются у нас. Сонячница жен., южн. болезнь, резь в животе со рвотой.

полезные сервисы
вещий
толковый словарь ушакова

ВЕ́ЩИЙ, вещая, вещее (книжн. поэт. устар.). Знающий или предсказывающий будущее, пророческий. «Отверзлись вещие зеницы.» Пушкин. Вещий сон.

толковый словарь ожегова

ВЕ́ЩИЙ, -ая, -ее (высок.). Предвидящий будущее, пророческий. Вещие слова.

полезные сервисы
орлица
толковый словарь ушакова

ОРЛИ́ЦА, орлицы, жен. Самка орла. «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы.» Пушкин.

полезные сервисы
траат (traat) матс
большой энциклопедический словарь

ТРААТ (Traat) Матс (р. 1936) - эстонский писатель. Сборники стихов "Неуклюжие песни" (1962), "Этюды для зажигания" (197..1), "Сентябрьская фуга" (1980); романы "Танец вокруг парового котла" (197..1), "Сад Поммера" (1972), "Были деревья, вещие братья" (1979), "Сон-трава - лекарство от печали" (1982); повести ("Тугой узел", "Сила любви", обе 1989), рассказы, пьесы. Темы нравственной связи человека с землей, истории с современностью, социальные конфликты.

полезные сервисы
салинас (salinas) педро
большой энциклопедический словарь

САЛИНАС (Salinas) Педро (1891-1951) - испанский поэт. Принадлежал к т. н. "поколению 1927 года". С 1939 в эмиграции в США. Любовная и медитативная лирика (сборники "Вещие знаки", 1923; "Голос, преданный тебе", 1934; "Просвет", 1949).

полезные сервисы
пирофор
словарь галлицизмов русского языка

ПИРОФОР а, м. pyrophore m. <лат. pyrophorus. устар. Существо воспламеняющееся само собою на воздухе. САР 1822 4 1076. Но когда квасцов против помянутого бальсамового листу впятеро или вшестеро больше, то из того пирофора зделать уже не можно было. Прим. Вед. 1738 328. // Сл. 18 4 120. Открытие нового пирофора. 1811. Название статьи в журн. // Алексеева 1947 57. Известно, что цинк возгорается весьма легко; если растопить его и бросить на воздух, он немедленно воспламеняется, как настоящий пирофор (так называются составы, воспламеняющиеся на воздухе). Эконом 1841 1 12. В ночь Пасхальную того и вяще Ждут росы со облак, с гор, Вещие к ней тянутся свечи, Чтоб сработал пирофор. Д. Бобышев Сердце. // Звезда 2002 8 3. Пирофорный ая, ое. Изготовление пирофорных сплавов ("кремешков" для зажигалок и т. п.). Природа 1937 4 33. Пирофорным называется вещество, способное воспламеняться при контакте с воздухом. ХИЖ 2002 9 49. Пирофорность и, ж. Мне удалось наблюдать два случая пирофорности. ХИЖ 2002 9 51. - Лекс. САР 1822: пирофо/р; Рейф 1877: пирофо/р; СИС 1964: пирофо/рный.

полезные сервисы
глаза
эпитеты русского языка

О цвете.

Агатовые, акварельные, антрацитовые, белёсые (белесые), белые, бесцветные, бирюзовые, бледные, блеклые, васильковые, вылинявшие, выцветшие, голубовато-серые, голубые, дегтярно-черные, дегтярные, дымчатые, желтые, желудевые, жемчужно-серые, жемчужные, зеленые, золотистые, золотые, изумрудные, иссиня-черные, капустные, карие, коричневые, кофейные, красные, лазурные, матовые, медовые, молочно-голубые, оливковые, оловянно-мутные, оловянные, ореховые, полуденные (устар. поэт.), полуночные (устар. поэт.), сапфирные (устар.), сапфировые, светло-голубые, светло-зеленые, светло-карие, светло-синие, светлые, свинцовые, сердоликовые, серые, сине-белые, синие, сиреневые, стальные, табачные, темно-серые, темные, ультрамариновые, фиалковые, цыганские, черносливные, черносливовые, черные, шоколадные, янтарные, ярко-голубые.

О физическом состоянии глаз; о характере взгляда.

Бархатные, бегающие, бездонные, безжизненные, бельмастые (простореч.), бессонные, блестящие, близорукие, блуждающие, больные, быстрые, влажные, водянистые, воспаленные, глянцевые, горячечные, дальнозоркие, жаркие, жидкие, заспанные, заплаканные, заплывшие, запухшие, застывшие, затуманенные, зеркальные, зоркие, зыбкие, измученные, искрометные, искрящиеся, кровянистые, курослепые (простореч.), ледяные, лихорадочные, лучистые, масленые, мерклые, мертвые, мерцающие, мокрые, мутные, набухшие, налитые, неподвижные, огненные, опухшие, осовевшие, осовелые, осоловелые, остекленевшие, остекленелые, острые, открытые, отуманенные, пламенные, погасшие, подслеповатые, подслепые (устар.), полусонные, померкшие, понурые, посоловелые, потупленные, потухшие, пристальные, прожигающие, прозрачные, пронзительные, пронизывающие, пьяные, рассеянные, ртутные, русалочьи, сверкающие, сияющие, смеженные, смирные, сонные, стеклянные, студенистые, сухие, туманные, тусклые, увядшие, усталые, утомленные, хмельные, чистые, юркие, яркие, ясные.

О форме, размере, очертании глаз.

Базедовые, библейские, большие, бутылочные, впалые, выкаченные (простореч.), выпуклые, выпученные, вытаращенные, глубокие, громадные, длинные, запавшие, зрачкастые, иконописные, калмыцкие, квадратные, косые, круглые, крупные, кукольные, маленькие, миндалевидные, монгольские, небольшие, огромные, открытые, плоские, полуприкрытые, прижмуренные, прищуренные, прищурые, провалившиеся, продолговатые, пухлые, раскосые, раскошенные, распахнутые, расширенные, сливовые, сощуренные, суженные, татарские, треугольные, узкие, черкесские, широкие.

В сравнении с животными, птицами, рыбами и т. д.

Бараньи, бульдожьи, бычачьи, бычьи, воловьи, волчьи, вороньи, газельи, галочьи, галчиные, голубиные, заячьи, зверушечьи (зверюшечьи), змеиные, кабаньи, коровьи, кошачьи, коршунячьи, кроличьи, крысиные, лисьи, медвежьи, моржовые, мышачьи, мышиные, овечьи, оленьи, орлиные, птичьи, рачьи, рыбьи, рысьи, свинушъи, свиные, слоновьи, собачьи, совиные, соколиные, сокольи, стрекозиные, телячьи, тюленьи, хориные, щенячьи, ястребиные.

О выражении чувства, состояния, характера человека.

Азартные, алчные, алчущие, бедовые, безгрешные, бездумные, беззаботные, беззащитные, безмятежные, безропотные, безумные, беспечные, беспокойные, бессмысленные, бесстыдные, бесстыжие (разг.), бесшабашные, бешеные, благодарные, блудливые, бойкие, брезгливые, вдохновенные, вдумчивые, веселые, взволнованные, виноватые, властные, влюбленные, внимательные, возбужденные, вольные, вопрошающие, воровские, восторженные, восхищенные, враждебные, встревоженные, въедливые, вызывающие, выразительные, гневные, говорящие, голодные, гордые, горячие, горящие, грозные, грустные, дерзкие, дикие, добродушные, добрые, доверчивые, дурные, дьявольские, елейные, жадные, жалкие, жалобные, жалостные, жгучие, жестокие, живые, жизнерадостные, жуткие, завидущие (простореч.), завистливые, завороженные, задорные, задумчивые, зачарованные, злобные, зовущие, изумленные, изучающие, иронические, испытующие, ищущие, кислые, клейкие, колючие, кроткие, ласковые, леденящие, ледяные, ленивые, лихие, лукавые, льстивые, любвеобильные, любопытные, любящие, мальчишеские, манящие, масленые, медовые, мечтательные, молящие, мудрые, мученические, мягкие, наблюдательные, наглые, надменные, наивные, насмешливые, настороженные, нахальные, невинные, недобрые, нежные, ненавидящие, неподкупные, непонимающие, несчастные, огорченные, одичалые, одуревшие, одурелые, озорные, осмысленные, отважные, отрешенные, отсутствующие, отчаянные, отчужденные, ошарашенные, пасмурные, переменчивые, печальные, плутоватые, плутовские, подозрительные, покорные, понимающие, послушные, посторонние, почтительные, правдивые, презрительные, приветливые, пронзительные, проникновенные, проницательные, пронырливые, простодушные, прямодушные, пугливые, пустые, пытливые, радостные, развратные, ревнивые, робкие, сверлящие, сердитые, серьезные, скользкие, скорбные, смелые, смешливые, смеющиеся, смышленные, сочувствующие, спокойные, стеснительные, сторожкие, страдальческие, страдающие, строгие, сумасшедшие, суровые, счастливые, сытые, теплые, тихие, томные, тоскующие, требовательные, тревожные, трогательные, тупые, угарные, угнетенные, угодливые, удивленные, укоризненные, улыбчивые, умиленные, умильные, умные, унылые, упорные, упрямые, усмешливые, хитрецкие (разг.), хитрые, хищные, холодные, цепкие, честные, чужие, чуткие, шаловливые, шалые (простореч.), шальные, шельмоватые, шустрые, энергичные, яростные. Африканские, бетонные, блескучие, вещие, византийские, водочные, далънострельные, дремучие, дряхлые, египетские, зимние, золотушные, иглистые, игольчатые, итальянские, каменные, камышовые, копеечные, крыжовенные, купоросовые, лешачьи, морозные, мохнатые, негритянские, неотрекающиеся, оледенелые, пемзовые, переливчатые, пластмассовые, ржаные, родниковые, ртутные, седые, славянские, сладкие, стоячие, траурные, трупные, чахоточные, экстатические.

полезные сервисы
салинас педро
энциклопедический словарь

САЛИНАС Педро - САЛИ́НАС (Salinas) Педро (1891-1951), испанский поэт. Принадлежал к т. н. «поколению 1927 года». С 1939 в эмиграции в США. Любовная и медитативная лирика (сборники «Вещие знаки», 1923; «Голос, преданный тебе», 1934; «Просвет», 1949).

полезные сервисы
отверзать(ся)
словарь слов из произведений русской литературы

Отверзать(ся), аю(аюсь), аешь(аешься), несов., неперех.; ОТВЕ/РЗТИСЬ и ОТВЕТСТИСЬ, 1 и 2 л. не употр., ется, сов., неперех.

Открывать(ся), открыть(ся).

Да отверзутся темницы, да изыдут преступники и да возвратятся в домы свои, яко заблудшие от истинного пути. // Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву //; Перстами легкими, Как сон, Моих зениц коснулся он; Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной орлицы. // Пушкин. Стихотворения //; В основании натуры Обломова лежало чистое, светлое и доброе начало, исполненное глубокой симпатии ко всему, что хорошо и что только отверзалось и откликалось на зов этого простого, нехитрого, вечно доверчивого сердца. // Гончаров. Обломов //

полезные сервисы
поэтизмы
стилистический словарь

ПОЭТИЗМЫ - группа лексики с окраской возвышенности, ограниченная употреблением преимущественно в стихотворных жанрах литературы XVIII-1-й пол. XIX в. Напр., имена существительные: десница, ланиты, очи, перси, перст, чело, лира, венец, чертог; прилагательные: дивный, чудный, вдохновенный, дерзновенный, немолчный, лазурный, лучезарный, златокудрый, благовонный; глаголы: лобзать, влачить, зардеть, разверзнуться, мниться. Большая часть П. по происхождению - славянизмы (см.), поэтому в числе П. отмечаются слова с неполногласием и другими фонетическими приметами старославянского языка: власы, врата, младость, хлад, елени, могущ и т.п.

В соответствии с теорией трех стилей М.В. Ломоносова (см. Трех стилей теория) слова этой группы использовались в произведениях высокого стиля (см.) для придания стилистической окраски торжественности. Напр.: "Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена. В безмолвии внимай вселенна: се хощет лира восхищенна гласить велики имена" (М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны).

Особенно широко П. представлены в стихотворных произведениях XIX в.: "…Перстом невидимым свои невидимы черты на них Судьба уж написала", "…И вдруг стоят пред ним чертоги…", "…Торжественный поющих глас…" (В.А. Жуковский. К Воейкову); "Навис покров угрюмой нощи…", "Блеснул кровавый меч в неукротимой длани…", "…Над ним сидит орел младой" (А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе); "Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы…", "Как часто по брегам твоим бродил я…", "…Как ты, могущ, глубок и мрачен…" (А.С. Пушкин. К морю); "Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы…" (А.С. Пушкин. Пророк); "…Как ни браздят чело морщины…", "…И страх кончины неизбежной не свеет с древа ни листа…" (Ф.И. Тютчев. Весна); "Всем нравятся твой рост, и гордый облик твой, и кудри пышные, беспечностью завиты, и бледное чело, и нежные ланиты…", "Когда же ложе их оденет темнота, алкают уст твоих, раскрывшись, их уста" (А.А. Фет. К красавцу).

До настоящего времени лексика этой группы, давно перешедшая в разряд архаической (см. Архаизмы), сохраняет колорит поэтичности и не характерна для других стилей, кроме художественного (см. Стилистически окрашенная лексика).

Лит.: Виноградов В.В. Очерки по истории рус. лит. языка XVII-XIX вв. - 2-е изд. - М.; Л., 1938; Его же: Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963; Левин В.Д. Очерки стилистики рус. лит. языка конца XVIII-начала XIX в. Лексика. - М.; Л., 1964; Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы. - М., 1970; Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в рус. лит. языке XVIII в. - Л., 1975; Кожина М.Н. Стилистика рус. языка. - 3-е изд. - М., 1993.

Т.Б. Трошева

полезные сервисы
славянизмы, или церковнославянизмы, старославянизмы
стилистический словарь

СЛАВЯНИЗМЫ, ИЛИ ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ, СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ - как стилистические средства русского литературного языка - слова или обороты, заимствованные рус. языком из старославянского или из более позднего церковнославянского языка русской редакции. Основная масса С. вошла в рус. язык с принятием христианства (конец X-XI вв.) и в период т.н. второго южнославянского влияния (конец XIV-XV вв.).

Лексические С. могут содержать фонетические и словообразовательные признаки принадлежности к старославянскому языку. Ср.: брег, храм (неполногласие) - пророк, святой (без специальных фонетических и морфемных примет).

Главными фонетическими признаками С. являются следующие: 1) т.н. неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле между согласными, соответствующие русским полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело(оло) (град - город, злато - золото, древо - дерево, млеко - молоко); 2) сочетания ра, ла в начале слова перед согласными, соотносительные с русскими ро, ло (равный - ровный, ладья - лодка); 3) сочетание жд и звук щ (из ш’т’) на месте русских ж и ч (чуждый - чужой, нощь - ночь); 4) е в начале слова, соответствующее русскому начальному о (единый - один).

К словообразовательным признакам С. относятся некоторые префиксы, например: из- выделительного значения, соотносительный с префиксом рус. происхождения вы- (избрать - выбрать); воз- в соответствии с русским за- (возгореться - загореться); префикс низ- (нис-), синонимичный русскому с- (нисходить - сходить); во-, со- (рус. в-, с-); некоторые суффиксы существительных: -ствие (странствие), -знь (жизнь), -ыня (гордыня) и др. Нередко аффиксы отражают характерные для С. фонетические явления: префиксы пре-, пред-, чрез- являются неполногласными эквивалентами рус. префиксов, старославянскими по происхождению являются суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. К словообразовательным элементам, типичным для С., относятся и первые части сложных слов благо-, добро-, зло- и нек. др.: благоразумие, добродетель, злословие.

Будучи заимствованиями из письменных текстов главным образом церковного характера, С. за время функционирования в рус. языке претерпели семантические преобразования, в большинстве случаев утратив свойственное многим из них прежнее религиозное содержание. При этом С. могли вытеснить древнерусские эквиваленты (благо; ср. тот же корень в названии Бологое), либо разойтись с ними в значениях (гражданин - горожанин), либо стать стилистическими вариантами (глас - голос).

Многие С. лишились книжной окраски и вошли в фонд нейтральной лексики: власть, вред, пещера, сладкий, среда и др. Однако большое количество С. сохранило книжный характер, оттенок возвышенности: бремя, всемогущий, грядущее, предтеча, созидание и др. Фонетический облик таких слов, их семантика несут в себе экспрессивно-эмоциональный заряд, делающий эти лексические единицы стилистически окрашенными средствами языка. Они употребляются в основном в публиц. устной и письменной речи для придания ей торжественности, патетичности, в худож. произведениях - для создания исторического колорита (напр.: "древний городок с детинцем и златоверхими теремами" - Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго) или речевой характеристики персонажей ("- Ступай, - говорила ворожея Агафье, - корову твою отчитала я - выздоровеет. Молись Божьей Матери. Се бо света чертог…" - Там же). В публиц., худож. и разг. речи встречается также пародийное использование С., придающее высказываниям ироническую окраску (напр.: не соизволил прийти, соблаговолите ответить). Ироническое и сатирическое употребление С. стало традицией в XIX в. В произведениях критической направленности широко использовался прием намеренного столкновения С., носивших яркую книжно-архаичную окраску, с просторечной лексикой ("Много в том месте, злачнем и прохладнем, паразитов" - Н.Г. Помяловский. Очерки бурсы).

В XVIII-XIX вв. С. использовались главным образом для создания высокого стиля - одного из "трех штилей", система которых была описана М.В. Ломоносовым и просуществовала до пушкинской эпохи (см. Трех стилей теория). Ломоносовское понятие стиля имело прежде всего экспрессивно-жанровый характер. Высокий стиль, закрепленный за литературными жанрами, предназначенными для "речей о важных материях", характеризовался ориентацией на языковые единицы соответствующей (торжественной) стилистической окраски.

Среди лексических С. с окраской возвышенности особую группу составляют т. н. поэтизмы (см.): десница, ланиты, лобзать, очи, перси, перст и др. К этой группе С. относятся и многие слова с неполногласием и другими фонетическими приметами старославянского языка: власы, врата, младость, хлад, елени, могущ и т.п. С XIX в. их функционирование связано прежде всего со стихотворными жанрами ("…Перстом невидимым свои невидимы черты на них Судьба уж написала"; "…И вдруг стоят пред ним чертоги…"; "…Торжественный поющих глас…" - В.А. Жуковский. К Воейкову; "Навис покров угрюмой нощи…", "Блеснул кровавый меч в неукротимой длани…"; "…Над ним сидит орел младой" - А.С. Пушкин. Воспоминания в Царском Селе; "Там погружались в хладный сон воспоминанья величавы…"; "Как часто по брегам твоим бродил я…"; "…Как ты, могущ, глубок и мрачен…"- А.С. Пушкин. К морю). До наст. времени С. этой группы, давно перешедшие в разряд архаизмов, сохраняют колорит поэтичности и не характерны для других стилей, кроме художественного.

Велика роль А.С. Пушкина в решении проблемы использования С. в рус. лит. языке. В сочинениях Пушкина за С., не ушедшими к тому времени из лит. языка, окончательно закрепляются разнообразные стилистические функции, сохранившиеся за ними до сих пор: 1) традиционная функция придания тексту торжественности, возвышенности ("Перстами легкими как сон моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы…" - "Пророк"); 2) выражение гражданской патетики, обличительного пафоса (обличение угнетателей - продолжение традиции А.Н. Радищева и поэтов-декабристов): "Тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы!" ("Вольность"); 3) пародирование, создание комического эффекта: "Пошли нам, Господи, греховным, поменьше пастырей таких, - полублагих, полусвятых" ("На Фотия"); 4) историческая стилизация: "И он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой" ("Полтава"). Новаторским в литературной практике Пушкина было явление нейтрализации (ассимиляции) церковнославянизмов, отражающее одну из основных тенденций пушкинского языка - к взаимодействию и смешению С. и русских литературных и разговорно-бытовых выражений. С. перестают восприниматься как элементы церковно-книжного языка, сталкиваются с рус. словами: "Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь" ("Евгений Онегин"), обрастают "светскими" переносными значениями: "Там скука, там обман и бред; в том совести, в том смысла нет. На всех различные вериги" (там же). Процесс нейтрализации С. был очень важен для развития рус. лит. языка, С. органично входили в ткань рус. речи, обогащая запас нейтральной лексики.

В рус. языке помимо лексических имеются фразеологические С.: бразды правления, во время о́но, глас вопиющего в пустыне, исчадие ада, кладезь премудрости, притча во языцех, святая святых, хранить как зеницу ока и др. Напр.: "Притчей во языцех были состоятельность его купечества и фантастическое плодородие его почвы" (Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго). Ср. ироническое употребление фразеологизма: "Это тетка Ливерия, местная притча во языцех и свояченица Микулицына…" (там же). Фразеологические С., как правило, сохраняют оттенок книжности, хотя некоторые из них нейтрализуются (ради бога, всей душой и др.).

С. как отдельный стилистический пласт, как особая стилистическая категория в совр. рус. языке уже не существуют. Особую стилистическую роль играют лишь те С., которые являются архаизмами. Однако архаизмами могут быть не только старославянизмы, но и исконно русские слова, и заимствования из самых разных языков. И все же значение С. как стилистических средств рус. лит. языка чрезвычайно велико, прежде всего потому, что именно они традиционно составляют ядро книжной лексики и фразеологии с окраской возвышенности, риторичности.

Лит.: Шахматов А.А. Очерк совр. рус. лит. языка. - 4-е изд. - М., 1941; Виноградов В.В. К истории лексики рус. лит. языка. - Русская речь. Новая серия, I. - Л., 1927; Его же: Очерки по истории рус. лит. языка XVII-XIX вв. - 2-е изд. - М.; Л., 1938; Винокур Г.О. Избр. работы по рус. языку. - М., 1959; Левин В.Д. Очерки стилистики рус. лит. языка конца XVIII-начала XIX в. Лексика. - М.; Л., 1964; Горшков А.И. История рус. лит. языка. - М., 1969; Ильинская И.С. Лексика стихотворной речи Пушкина. "Высокие" и поэтические славянизмы. - М., 1970; Замкова В.В. Славянизм как стилистическая категория в рус. лит. языке XVIII в. - Л., 1975; Мещерский Н.А. История рус. лит. языка. - Л., 1981; Арапова Н.С. Славянизмы // ЛЭС. - М., 1990; Колесов В.В. Общие понятия исторической стилистики // Историческая стилистика рус. языка. - Петрозаводск, 1990; Тарланов З.К. О предмете и задачах исторической стилистики рус. языка (там же); Кожина М.Н. Стилистика рус. языка.- 3-е изд. - М., 1993; Копорская Е.С. Славянизмы // Энц. Рус. яз. - 2-е изд. - М., 1997.

Т.Б. Трошева

полезные сервисы
гиппократ
энциклопедия кольера

ГИППОКРАТ - римская копия греческой скульптуры 4 в. до н.э.

ГИППОКРАТ - римская копия греческой скульптуры 4 в. до н.э.

(ок. 460 - ок. 377 до н.э.), греческий врач и педагог, чье имя связывается в представлении большинства людей со знаменитой клятвой, которая символизирует высокие этические нормы европейской медицины. Гиппократ, которого называют "отцом медицины", считается автором обширного собрания греческих медицинских сочинений. Сведения о его жизни скудны и малодостоверны, самая ранняя из сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским лишь пять веков спустя. Невозможно оценить источники Сорана, но многое в его повествовании является несомненным вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа 460 до н.э. и относит период его активной деятельности ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.); кроме того, он приводит разные мнения относительно возраста, до которого дожил Гиппократ. Все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил очень долгую жизнь, не менее 90 лет. Эта хронология подтверждается источником того времени: в Протагоре Платона Гиппократ упомянут как ныне живущий врач, обучающий медицине за плату. Диалог написан в начале 4 в. до н.э., а действие в нем разворачивается в 432 до н.э. Аристотель называет Гиппократа "великим", поэтому не может быть сомнения в том, что выдающийся врач, носивший это имя, действительно жил в конце 5 в. до н.э. Хотя Гиппократ был уроженцем острова Кос, он, судя по всему, путешествовал и практиковал в других частях греческого мира. В античных источниках мы встречаем утверждение, что Гиппократ был вынужден покинуть Кос из-за обвинения в поджоге, но у нас нет никаких сведений о том, что свою репутацию он завоевал именно на Косе. Местом действия большинства случаев, описанных в тех двух книгах трактата Эпидемии, которые считаются принадлежащими самому Гиппократу, являются Фасос, маленький остров в северной части Эгейского моря, и Абдера, ближайший к нему город на материке; в тех же книгах встречаются упоминания о Кизике на южном берегу Пропонтиды (совр. Мраморное море), о Ларисе и Мелибее в Фессалии. Традиционно считалось, что Гиппократ умер в Ларисе. Второе и последнее дошедшее упоминание Гиппократа современником мы находим также у Платона, в Федре, где говорится, что Гиппократ считал хорошую теорию более важной для медицины, чем чисто эмпирические наблюдения. Эту точку зрения трудно согласовать с некоторыми сохранившимися сочинениями из Гиппократова корпуса. Существует множество более поздних упоминаний Гиппократа, но они относятся уже не к нему самому, а к обширному корпусу сочинений, дошедших под его именем. Дошедший до нас Гиппократов корпус ("Гиппократов сборник") содержит ок. 70 отдельных сочинений, хотя ясно, что некоторые из них - части некогда единых трудов. Кроме того, здесь обнаруживается определенное перекрытие одних сочинений другими и повторы. Собрание содержит как собственные сочинения Гиппократа, так и творения других авторов, написанные в разное время. Высказывались предположения, что корпус представляет собой скорее остатки медицинской библиотеки, чем работы авторов, принадлежавших к одной школе. Некоторые из сочинений свидетельствуют о развитой научной мысли и мастерстве клинических наблюдений и потому считаются более "подлинными", чем остальные. Но даже по этому вопросу нет общепринятого мнения: есть исследователи, которые вообще сомневаются в существовании сочинений, принадлежащих самому Гиппократу. Судя по всему, корпус был сформирован и приписывался Гиппократу уже в 1 в. н.э., когда Эротиан, врач эпохи правления Нерона, составил словарь гиппократовых терминов. Сохранились комментарии к важнейшим гиппократовым сочинениям, написанные Галеном во 2 в. н.э. Некоторые трактаты корпуса датируются временем жизни Гиппократа, другие, по-видимому, относятся к 3-4 вв. до н.э. Вероятно, к 5 в. до н.э. относится трактат О древней медицине, где обсуждается проблема обучения искусству врачевания. Его автор (возможно, не Гиппократ) отвергает объяснение заболевания взаимодействием натурфилософских "основных качеств" (теплое, холодное, влажное, сухое), указывает на значение диеты и роль определенных "соков" организма. Он подчеркивает, что медицина имеет дело скорее с относительными, чем с абсолютными факторами: что полезно для одного, может оказаться вредным для другого, или то, что полезно в одно время, может быть вредным в другое. Трактат О воздухах, водах и местностях также относится к 5 в. до н.э., это поистине "золотая книга", занявшая прочное место в истории науки. Автор - опытный практик, на примерах, аргументированно и доказательно приступает он к рассмотрению влияния на общее состояние здоровья трех факторов окружающей среды. Болезни или предрасположенность к болезням могут быть вызваны погодными условиями, например, очень жарким летом или дождливой зимой. Во-вторых, в качестве факторов, влияющих на здоровье, рассматриваются местные климатические условия - преобладающее направление ветров, ориентация города относительно сторон света. В-третьих, на качество воды здесь указывается как на одну из непосредственных причин ряда заболеваний; даются советы, каким источникам отдавать предпочтение. Вторая часть сочинения посвящена разнообразному влиянию климатических условий на формирование национальных типов. При этом автор выказывает глубокое знание негреческих народов, особенно кочевников-скифов, населявших южные территории современных Украины и России. В сочинении, известном под названием Эпидемии, дано описание течения болезней. Только 1 и 3 книги считаются "подлинными", остальные пять, по-видимому, принадлежат двум позднейшим подражателям Гиппократа. Также и в Эпидемиях мы видим не только беспристрастное описание отдельных случаев, но и общую статистику заболеваний и попытку соотнести ее с климатическими условиями. Указаний о лечении здесь мало, но четко прослеживается осознание того, что анализ частных случаев заболеваний может привести к установлению общих закономерностей. Подобного рода исследования привели к развитию нового направления медицинской науки, а именно прогноза. Самое известное из прогностических произведений корпуса - Афоризмы. Начало первого афоризма общеизвестно, хотя мало кто знает его продолжение, как и то, что он взят из Гиппократова корпуса: "Жизнь коротка, искусство [[т.е. наука]] огромно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен делать все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности". Другое хорошо известное изречение также впервые встречается в Афоризмах: "В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые". Но чаще всего здесь обобщаются наблюдения чисто медицинского характера: "Беспричинная усталость указывает на болезнь"; "Когда пищу потребляют в излишнем количестве, это ведет к болезни, о чем явно свидетельствует излечение"; "Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии - после лихорадки". Вероятно, Афоризмы - это не специальное сочинение, а собрание ценных наблюдений и советов из более ранних сочинений. Здесь мы находим не только краткие обобщения: в некоторых афоризмах подробно описано все течение болезни, и изучающие медицину, несомненно, находили их весьма полезными. Учение о "критических днях" появляется уже в Афоризмах, а затем многократно встречается по всему корпусу. Благодаря клиническим наблюдениям обнаружилось, что при некоторых заболеваниях обострения происходят через приблизительно одинаковые промежутки времени после начала болезни. Особенно хорошо это прослеживалось в возвратных лихорадках при малярии. Принципу критических дней, которые определяют течение болезни в сторону улучшения или ухудшения, была дана обобщенная формулировка; особенно важным считался период в семь дней. Сочинения Гиппократова корпуса придают огромное значение соблюдению правильного режима (греч. "диета"), под которым понимается не только диета в современном смысле, но и весь образ жизни больного. Трактат О режиме - самое раннее сочинение по профилактической медицине, он посвящен не только восстановлению здоровья в случае заболевания, но и его сохранению с помощью правильного режима. Знаменитый трактат О режиме при острых болезнях, по-видимому, создан в косской школе, так как в нем критикуются воззрения медицинской школы в близлежащем греческом городе Книде. В косской медицине делается упор на индивидуальном подходе к больному и приспособлении лечения к его особенностям; специалисты книдской школы предписывали определенное лечение всякому больному. Знания физиологии в этот период находились в зачаточном состоянии. Хотя о существовании кровеносных сосудов было хорошо известно, считалось, что по ним движется не только кровь, но и другие субстанции, функции сердца и различие между венами и артериями были неизвестны. Слово "артерия" применялось, но обозначало любые крупные сосуды, а также, например, трахеи. В частности, считалось, что кровеносные сосуды переносят воздух, жизненная функция которого признавалась, ко всем частям тела. Автор сочинения О священной болезни (эпилепсии) использует эту идею для того, чтобы объяснить начало эпилептического припадка как результат закупоривания кровеносных сосудов флегмой. Он пишет: "Тот воздух, который идет в легкие и кровеносные сосуды, заполняя полости тела и мозг, и тем самым доставляет разумение и приводит конечности в движение". Хотя это представление и кажется примитивным, в нем трудно не увидеть предвосхищения современных знаний о процессе насыщения крови кислородом и его связи с сознанием и мышечной деятельностью. Труднее всего было объяснить, как усваивается организмом пища, превращаясь в ткани, кровь, кость и т.п. Самым распространенным было следующее объяснение: пища, например хлеб, содержит мельчайшие невидимые частички всех тканей организма, они отделяются друг от друга, а потом тело их соответствующим образом накапливает. Каких бы взглядов ни придерживались сами практикующие последователи Гиппократа, общественное мнение отрицательно относилось к вскрытию трупов. Поэтому анатомия была известна главным образом благодаря изучению ран и травм. В корпусе имеется ряд работ по хирургии, в основном посвященных ранам различных видов. Два сочинения, О переломах и О суставах, возможно, являются частями одного большого труда, полный текст которого утрачен. Раздел О суставах, посвященный вправлению вывихов, где подробно описывается знаменитая "скамья Гиппократа", вполне возможно, восходит непосредственно к истокам греческой медицины. Самый знаменитый хирургический трактат О ранах головы известен точным описанием черепных швов и поразительной рекомендацией производить трепанацию черепа (вскрытие и удаление части кости черепа) во всех случаях контузии или трещины. С тех самых пор, как этот совет был дан автором трактата, он неизменно приводит хирургов в недоумение, но тон, которым высказана рекомендация, настолько тверд и определенен, что не оставляет сомнений: автор использовал эту операцию в своей практике. Гинекология и акушерство также не обойдены молчанием в корпусе, они рассматриваются в ряде сочинений, например в трактатах О женских болезнях, О болезнях девушек, О семимесячном плоде, О восьмимесячном плоде. Эти трактаты демонстрируют обширные знания; но, как обычно, практика опережала теорию, и описания процессов размножения наивны и ошибочны. Безапелляционное заявление, что семя собирается из всех частей тела, аналогично учению о росте тканей организма за счет отделения от пищи мельчайших однородных им частиц. Никакая другая теория на тот момент не была в состоянии объяснить возникновение организма. Даже автор трактата О воздухах, водах и местностях разделяет эти взгляды, доказывая их наследованием некоторых качеств, например серых глаз. Более того, он расширяет приложимость этого принципа и считает, что могут наследоваться и приобретенные качества, ссылаясь на варварские племена, в которых существовал обычай удлинять череп новорожденных. Автор предполагает, что вследствие этого приобретается наследственная предрасположенность к удлиненной форме головы. Среди сочинений по акушерству есть трактат О рассечении плода в матке, по которому виден уровень профессионального мастерства врачей гиппократовой школы. Соотношение медицины и религии, нашедшее отражение в Гиппократовом корпусе, - интересная и сложная проблема. Люди всегда были склонны связывать болезни, а тем более эпидемии с немилостью богов. В Илиаде эпидемия, которая поражает греческую армию под Троей, приписывается гневу Аполлона: если бога умилостивить, она прекратится. Авторы Гиппократова корпуса критикуют представления о божественном происхождении болезней, полагая, что любое природное явление имеет естественную причину. Особый страх в те времена вызывала эпилепсия, которую называли "священной болезнью". В корпусе есть сочинение с таким названием, оно начинается с полемического выпада против знахарей и врачей-шарлатанов, которые, окутывая этот недуг религиозной тайной, претендуют на его излечение с помощью песнопений и очистительных церемоний. Автор трактата пишет: "Мне кажется, что это заболевание ничуть не более священно, чем все прочие, но имеет ту же природу, что и другие заболевания, и потому-то и возникает". Критика автора направлена не против религиозных верований как таковых, но против "магов, очистителей, шарлатанов и обманщиков, которые прикидываются имеющими благочестия более всех других и больше всех других смыслящими". Подобный подход мы видим и у автора раздела О сновидениях, которым завершается сочинение О режиме. Автор оставляет в стороне вопрос о том, действительно ли вещие сны посылаются небесами, чтобы предостеречь государства или отдельных людей, и согласен оставить исследование этой проблемы профессиональным толкователям снов. Он лишь отмечает, что многие сны - результат определенных состояний организма. Толкователи ничего не могут с ними поделать, единственное, что им остается - посоветовать видящему сны молиться. "Молитва, - допускает автор фрагмента, - это хорошо, но, взывая к помощи богов, человек должен взять часть ноши на себя". Содержащаяся в корпусе клятва Гиппократа позволяет судить о практической деятельности раннегреческой медицинской школы. Некоторые ее места кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. В древности книги Гиппократова корпуса были переведены на латинский, сирийский и арабский языки.

ЛИТЕРАТУРА

Гиппократ. Сочинения, тт. 1-3. М., 1941-1944 Гиппократ. Избранные книги. М., 1994 Жак Ж. Гиппократ. Ростов-на-Дону, 1997

полезные сервисы
траат
сканворды

- Эстонский писатель, поэт XX века, автор романов «Танец вокруг парового котла», «Сад Поммера», «Были деревья, вещие братья», «Сон-трава - лекарство от печали».

- Эстонский писатель, поэт XX века, автор повести «Тугой узел», «Сила любви», сборников стихов «Неуклюжие песни», «Этюды для зажигания», «Сентябрьская фуга».

полезные сервисы