Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 23
гравюра гравюра
толковый словарь

ж.

1. Вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску, пластину и т.п.

2. Приемы гравирования на поверхности специальной пластины с последующим печатанием рельефного или углубленного рисунка.

3. Выгравированный рисунок.

4. Оттиск с клише, изготовленного путём гравирования.

толковый словарь ушакова

ГРАВЮ́РА, гравюры, жен. (франц. gravure) (иск.). Рисунок, воспроизведенный с клише, предварительно вырезанного или вытравленного ручным способом.

толковый словарь ожегова

ГРАВЮ́РА, -ы, жен.

1. Изображение (картины, рисунка), полученное путём оттиска с клише, приготовленного гравёром.

2. Выгравированный рисунок. Гравюры на дереве, на металле, на камне, на линолеуме.

| прил. гравюрный, -ая, -ое.

популярный словарь

Гравюра

-ы, ж.

1) Печатный оттиск на бумаге или на сходном материале с пластины (доски), на которой вырезан рисунок.

Санька показывала только что привезенные из Гамбурга печатные листы - гравюры - славных голландских мастеров (А. Н. Толстой).

2) Вид графики, включающий многообразные способы ручной обработки досок и печатания с них оттисков.

Гравюра на дереве.

Гравюра на металле.

Цветная гравюра.

Родственные слова:

гравю́рный

Этимология:

От французского gravure (← graver ‘высекать’, ‘вырезать’).

Энциклопедический комментарий:

Возникновение гравюры связано с ремеслами, где применялись процессы гравирования. В Европе гравюра появилась на рубеже XIV-XV вв. Различают гравюру выпуклую, когда при печати краской покрывается поверхность выпуклого рисунка на доске (как правило, это гравюра на дереве - ксилография или на линолеуме - линогравюра) и углубленную, когда краской заполняются углубления рисунка (преимущественно это гравюра на металле). Как выпуклая, так и углубленная гравюра может быть цветной. Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.).

словарь существительных

ГРАВЮ́РА, -ы, ж

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий действительность в плоскостных формах; произведение представляет собой плоскостное изображение, полученное на бумаге с печатной формы, вырезанной или вытравленной гравером на поверхности твердого материала.

Русская гравюра появилась в XVII в.

ГРАВЮ́РА, -ы, ж

Произведение изобразительного искусства, представляющее собой плоскостное изображение, полученное на бумаге с печатной формы, вырезанной или вытравленной гравером на поверхности твердого материала.

… Была еще одна старая книга XVIII века «О многочисленности миров» с великолепным форзацем (гравюра на меди), изображающим коперниковскую систему мира (Ю. Домбровский).

энциклопедический словарь

ГРАВЮ́РА -ы; ж. [франц. gravure]

1. Рисунок, вырезанный или вытравленный гравёром на гладкой поверхности какого-л. твёрдого материала; печатный оттиск такого рисунка. Г. на дереве, на камне, на металле, на линолеуме. Г. резцом, иглой на меди. Цветная г. Библия, иллюстрированная гравюрами Г. Доре.

2. Вид графики, включающий произведения, исполненные таким способом. Станковая г. (эстампы). Книжная г. (иллюстрации, заставки и т.п.).

Гравю́рный, -ая, -ое. Г-ая техника.

* * *

гравю́ра (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесённого на доску гравёром. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже XIV-XV вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография) или на линолеуме (линогравюра)], и углублённую, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта, меццо-тинто, мягкий лак, офорт, пунктирная манера, резцовая гравюра, сухая игла и т. д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.).

* * *

ГРАВЮРА - ГРАВЮ́РА (франц. gravure), вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка [как правило, это гравюра на дереве (ксилография (см. КСИЛОГРАФИЯ)) или на линолеуме (линогравюра (см. ЛИНОГРАВЮРА))], и углубленную, когда краска заполняет углубления (преимущественно гравюра на металле: акватинта (см. АКВАТИНТА), меццо-тинто (см. МЕЦЦО-ТИНТО), мягкий лак (см. МЯГКИЙ ЛАК) , офорт (см. ОФОРТ), пунктирная манера (см. ПУНКТИРНАЯ МАНЕРА) , резцовая гравюра (см. РЕЗЦОВАЯ ГРАВЮРА), сухая игла (см. СУХАЯ ИГЛА) и т. д.). Наряду со станковыми гравюрами (эстампами (см. ЭСТАМП) ) распространена книжная гравюра (иллюстрации, заставки и т. д.).

большой энциклопедический словарь

ГРАВЮРА (франц. gravure) - вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Оттиски также называют гравюрами. В Европе возникла на рубеже 14-15 вв. Различают гравюру выпуклую, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка ГРАД (гон) - внесистемная метрическая единица плоского угла, равная 1/100 прямого угла; обозначается g; 1g = 0,0157 радиана = 0,900. (угловых градусов).

академический словарь

-ы, ж.

1. Рисунок, вырезанный (или вытравленный) гравером на гладкой поверхности какого-л. твердого материала (металла, дерева, стекла и т. п.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге.

Гравюра на дереве. Гравюра резцом на меди. Цветная гравюра.

По стенам висели английские и французские гравюры, --- изображающие семейные сцены. И. Гончаров, Обрыв.

2. Вид изобразительного искусства - раздел графики, включающий произведения, исполненные таким способом.

[франц. gravure]

гуманитарный словарь

ГРАВЮ́РА (от франц. graver - вырезать, восходит к лат. grave - тяжело, глубоко) - вид графич. иск-ва, в к-ром изображение получается в виде печатного оттиска (обычно на бумаге) с печатной формы пластины (доски) из металла (меди, стали, цинка), дерева или линолеума, обработанной гравированием, т. е. с нанесенным на нее углубленным (награвированным) рис. Рис. наносится спец. резцами (штихелями) или вытравливается кислотой. Г. наз. также произведение иск-ва Г., т. е. лист с оттиском.

Г. делятся на 2 вида: высокой и глубокой печати. При высокой печати (Г. на дереве - ксилография, на линолеуме - линогравюра) краска наносится на поверхность доски и выступающие части печатаются черными или цветными, а углубления остаются белыми. При глубокой печати (Г. на металле, офорт, резцовая Г.) краска затирается в глубь штиха, выступающие части дают светлый тон, а углубленные штихи - темный. К технике плоской печати относится литография, причисленная к Г. условно, т. к. она не связана с гравированием.

Особенностью Г. является возможность ее тиражирования: до изобретения фотографии и средств ее тиражирования в печати Г. была единственным ср-вом воспроизведения изображений. Поэтому вплоть до 20 в. Г. была не только самостоят. иск-вом, но и иск-вом передачи произведений др. видов изобр. иск-в, арх-ры, а также облика предметов зримого мира. Отсюда теснейшая связь иск-ва Г. на протяжении веков с книжным иск-вом, иллюстрацией, а также соотношение жанров в Г. с жанрами живописи: в Г. редким был главный для европ. живописи 17 - сер. 19 в. "историч." жанр (как правило, соответствующие Г. делались с живописи оригиналов), но очень широко представлены пейзаж и портрет. Специфика произв. Г. делает их непригодными для арх.-декор. целей, в каковых применялась только живопись, это также определяет жанры Г. В силу отсутствия арх. функций и особенностей техники произв. Г. обычно были небольшого формата, их часто хранили в альбомах. Зато Г. была идеальным средством оперативного отклика художника на волнующие общ-во события, позволяя быстро распространить большое кол-во оттисков на актуальные темы, с этим связана характерная для иск-ва Г. серийность: создание групп Г., связанных единством темы. Отсюда - широкое распространение карикатуры как важного жанра Г., почти чуждого живописи.

В Европе Г. возникла в 15 в. Значит. роль в развитии резцовой Г. принадлежит А. Дюреру (1471-1528), величайший офортист 17 в. - Рембрандт ван Рейн (1606-69), выдающийся мастер Г., сочетавший офорт с акватинтой, - Ф. Гойя (1746-1828). В 19 в. изменчивое состояние природы запечатлели в офорте мн. франц. мастера: Ж. Ф. Милле, К. Коро, Ш. Ф. Добиньи и др. В кон. 19 - нач. 20 в. особую роль приобретает ксилография (мастера эпохи модерн У. Моррис, П. Гоген и др.). В 20 в. к Г. обращаются П. Пикассо, А. Матисс, К. Кольвиц, Ф. Мазерель.

В России иск-во Г. развивается с 16 в., связано с книгопечатанием. Первой Г. на дереве считается оттиск с изображением евангелиста Луки в кн. "Апостол" (1564). В 17-19 вв. распространены нар. лубки: картинки, печатавшиеся с деревянных досок (в 19 в. также с медных, или литографированные) и раскрашенные от руки, на религ., актуально-политич., фольклорные и бытовые сюжеты (в 19 в. также и на литературные), сопровождавшиеся текстом. Лубочные картинки не хранились в альбомах, а развешивались по стенам небогатого жилища - от крестьянского до помещичьего, заменяя дорогую живопись. При Петре I наступает расцвет иск-ва Г. европ. типа: сложные аллегорич. композиции, баталии, марины, изображения празднеств ("Свадьба Петра I и Екатерины", 1712, "Вид Васильевского о-ва и триумфального ввода швед. судов в Неву", 1714 - обе А. Ф. Зубова), портреты, виды городов ("Панорама Санкт-Петербурга" А. Ф. Зубова, 1716), а также гравированные геогр. карты, чертежи, иллюстрации в технич., географич., естественно-науч. лит-ре, эмблематич. сборники, аллегор. виньетки в книгах. Практич. и худож. задачи не разделяются в Г. этого времени - как и во всех видах иск-ва и быта. Обычно применялись офорт и резцовая Г., сам царь пробовал себя в этом иск-ве. Центром гравиров. иск-ва еще с 17 в. была Оружейная палата, где работали зап.-европ. мастера (гл. обр. голландские) и их рус. ученики. В петров. время появляется гравиров. мастерская при петерб. типографии, ландкартно-словорезная и гравировальная палаты АН, в сер. 18 в. при создании АХ в ней учреждается гравировальный класс. Ведущие мастера петровского времени - А. Шхонебек (Схонебек), П. Пикарт, А. Ф. и И. Ф. Зубовы. В сер. 18 в. гравюры по рисункам М. И. Махаева, сделанные в гравир. палате и изд-ные АН в альбоме "План столичного города С.-Петербурга", имели огромный успех в Европе, став первыми произведениями рус. иск-ва, широко известными и признанными за рубежом. В нач. 1760-х гг. в творчестве гравера-портретиста Е. Чемесова рус. Г. выходит на мировой уровень. Значит. вклад в иск-во Г. внесли Г. Скородумов, С. Галактионов и др., в 18-19 вв. в технике офорта работают мн. архитекторы, скульпторы, живописцы: В. И. Баженов, М. И. Козловский, О. А. Кипренский и др. К 19 в. прикладная Г. отделяется от самостоят. иск-ва Г., развивается станковая Г., не связанная с книжной иллюстрацией. Офорты и литографии были широко распространены в общ-ве, хотя на стенах дворцовых зал Г. не встречаются, но в изобилии развешиваются в жилых интерьерах представителей всех сословий. Книжная иллюстративная Г. легко преодолевает культ. границы, напр., книжн. иллюстрации Г. Дорэ, являясь фактом франц. иск-ва, стали неотъемлемым компонентом рус. культуры. Как и в Зап. Европе, осн. видом Г. во 2-й пол. 19 в. является офорт, в этой технике работали такие крупные худ-ки, как И. И. Шишкин, И. Е. Репин, В. А. Серов.

В 20 в. Г. перестает быть единственным ср-вом репродуцирования изображений, полностью теряет прикладное значение, а в кач. книжной иллюстрации становится независимой от задач точного воспроизведения и тем самым - вполне самост. иск-вом. Важная роль в развитии офорта принадлежит Н. Н. Нивинскому, Г. С. Верейскому и др. В эпоху модерна, как и в зап.-европ. Г., возрождается ксилография, в России связанная с творчеством А. П. Остроумовой-Лебедевой, В. Д. Фалилеева, в 1920-30-е гг. - П. А. Шиллинговского, Н. Н. Купреянова, А. И. Кравченко и др. Особая роль принадлежит здесь В. А. Фаворскому, возродившему иск-во торцовой Г. и оказавшему влияние на неск. поколений отеч. графиков (П. Я. Лавлинов, Н. Н. Писарев, А. Д. Гончаров, Г. Д. Епифанов, И. В. Голицын, Г. Н. Захаров, Д. С. Бисти).

Лит.: Ровинский Д. А. Подробный словарь русских граверов 16-19 вв. СПб., 1895-99. Т. 1-2, Русская гравюра 16-19 вв. (альбом). Л., М., 1950; Сидоров А. А. Древнерусская книжная гравюра. М., 1955; Турова В. В. Что такое гравюра. М., 1986.

иллюстрированный энциклопедический словарь

Грюнвальдская битва. Гравюра из Хроники М. Бельского. 16 в.

Грюнвальдская битва. Гравюра из "Хроники" М. Бельского. 16 в.

ГРАВЮРА (французское gravure),

1) печатный оттиск на бумаге (или на сходном материале) с пластины ("доски"), на которой нанесен рисунок.

2) Вид графики, включающий разнообразные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Различают выпуклую (как правило, когда краска покрывает поверхность выпуклого рисунка), углубленную (преимущественно на металле), станковую (эстампы), книжную (иллюстрация, заставка и т.д.) гравюры.

словарь сленга

Фальшивая купюра.

орфографический словарь

гравю́ра, -ы

словарь ударений

гравю́ра

формы слов

гравю́ра, гравю́ры, гравю́р, гравю́ре, гравю́рам, гравю́ру, гравю́рой, гравю́рою, гравю́рами, гравю́рах

синонимы
морфемно-орфографический словарь

грав/ю́р/а.

грамматический словарь

гравю́ра ж 1a

этимологический словарь

Французское - graveur.

Слово появилось в русском языке в XVIII в., оно является заимствованием из французского (от graveur - «гравюра»). Значение слова во всех языках аналогично - «вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером». Гравюрами также называют сами оттиски.

Родственными являются:

Украинское - гравюра.

Польское - graveur.

Производные: гравюрный, гравер.

гравю́ра

из франц. gravure.

словарь галлицизмов русского языка

ГРАВЮРА ы, ж. gravure f.

1. Рисунок, вырезанный (или вытравленный) гравером на гладкой поверхности какого-л. твердого материала (металла, дерева, стекла и т. п.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге. МАС-2. Окна и зеркальные двери эстампных магазинов завешаны прекрасными гравюрами и литографиями. 1847. Греч. Париж 471. По стенам висели английские и французские гравюры, .. семейные сцены. Гонч. Обрыв.

2. Вид изобразительного искусства - раздел графики, включающий произведения, исполненные таким способом. МАС-2.

3. Фальшивая купюра. Сл. жарг. 1991. - Лекс. САН 1847: гравю/ра.

словарь иностранных слов

ГРАВЮРА (франц. gravure, от graver - вырезывать). Печатный оттиск гравированного изображения.

сканворды

- Изображение-оттиск с клише.

- Картина, вышедшая из-под резака художника.

- Вид графики, оттиск с пластины.

- Офорт.

полезные сервисы