Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 31
графика графика
толковый словарь

I ж.

1. Вид изобразительного искусства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или чёрной поверхностью бумаги.

2. Произведения такого вида искусства (рисунки или печатные художественные изображения: гравюры, литографии и т.п.).

II ж.

1. Свод правил о назначении письменных знаков (букв), определяющих алфавит какого-либо языка и соотношение системы письменных знаков с фонетической системой этого языка.

2. Совокупность графических средств - букв, графем, знаков препинания и т.п. - какого-либо языка.

ГРА́ФИКА - сущ., ж., употр. сравн. часто

Морфология: (нет) чего? гра́фики, чему? гра́фике, (вижу) что? гра́фику, чем? гра́фикой, о чём? о гра́фике

1. Графика - это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи линий, штрихов, наносимых на бумагу карандашом или другими рисовальными инструментами.

Мастер графики. | Выставка, экспозиция графики.

2. Компьютерная графика - это изображение объектов в цифровом формате компьютера.

Работы этой студии - не просто компьютерная графика, а настоящее видеоискусство. | Новая игра обладает замечательными графикой и звуком!

толковый словарь ушакова

ГРА́ФИКА, графики, мн. нет, жен. (от греч. graphikos - письменный).

1. Изобразительное искусство, пользующееся комбинацией линий и штрихов и контрастов белого и черного, без применения красок (иск.). Выставка произведений графики. Он бросил живопись и занялся графикой.

|| собир. Произведения этого искусства (иск.). Выставка графики.

2. Начертания письменных или печатных знаков, букв (филол.). Графика древних рукописей. Современная русская графика.

толковый словарь ожегова

ГРА́ФИКА, -и, жен.

1. Искусство изображения предметов контурными линиями и штрихами, без красок (иногда с применением цветовых пятен), а также (собир.) произведения этого искусства. Станковая, книжная, газетно-журнальная г.

2. Начертания письменных или печатных знаков, букв. Русская г.

| прил. графический, -ая, -ое.

популярный словарь

Графика

-и, только ед., ж.

1) Вид изобразительного искусства: рисунок, выполненный штрихами и линиями, без красок, а также печатные художественные изображения, основанные на искусстве такого рисунка (гравюра, литография и др.)

Живопись и графика.

Выставка произведений графики.

2) Совокупность начертательных (графических) средств того или иного языка.

Русская графика состоит из 33 букв.

К небуквенным средствам графики относятся знак ударения, знаки препинания, дефис и др.

3) лингв. Свод общих правил о назначении письменных знаков, определяющих алфавит данного языка и отношения между буквами письма и звуками речи.

Принцип русской графики.

Родственные слова:

гра́фик, графи́ческий

Этимология:

От немецкого Graphik (← греч. graphikē ‘живопись’ ← graphō ‘пишу’, ‘черчу’, ‘рисую’).

Энциклопедический комментарий:

Графика как вид изобразительного искусства делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленную графику, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовые), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение.

словарь существительных

ГРА́ФИКА, -и, ж Спец.

Начертания письменных или печатных знаков, букв; совокупность всех знаков какой-л. письменности.

Поляки используют латинскую графику.

ГРА́ФИКА, -и, ж

Вид изобразительного искусства, воспроизводящий действительность в плоскостных формах; произведение представляет собой однотонный (черно-белый) рисунок, выполненный на бумаге (реже - на шелке или пергаменте) при помощи штрихов и контурных линий.

Выставка графики.

энциклопедический словарь

ГРА́ФИКА -и; ж.

1. Вид изобразительного искусства, в основе которого лежит рисунок, выполненный штрихами, контурными линиями, пятнами и т.п., без красок (в основном в чёрном и белом цвете); произведения этого искусства. Станковая, книжная г. Произведения графики. Выставка советской графики.

2. Лингв. Начертания письменных или печатных знаков, букв; совокупность всех средств какой-л. письменности. Русская г.

Графи́ческий, -ая, -ое. Г-ое искусство. Г. вариант слова. Графи́чески (см.).

* * *

графика - I

(греч. graphikē, от gráphō - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заострённого выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

II

(лингв.), 1) совокупность всех средств данной письменности. 2) Раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами.

большой энциклопедический словарь

ГРАФИКА - в лингвистике -1) совокупность всех средств данной письменности.

2) Раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами.

-----------------------------------

ГРАФИКА (греч. graphike - от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика, почтовые марки, экслибрисы) и плакат. Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

академический словарь

-и, ж.

1. Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира при помощи линий и штрихов, в основном в черном и белом цвете.

Произведения графики. Живопись и графика.

Пламенный поборник графических форм, он [Моор] видел в графике самый демократический вид искусства, самый массовый и важный. И. Н. Павлов, Моя жизнь и встречи.

|| собир.

Произведения этого искусства.

Выставка советской графики.

2. лингв.

Начертания письменных или печатных знаков, букв; изображение живой речи письменными знаками.

гуманитарный словарь

ГРА́ФИКА (греч. γραφικη - писать, рисовать) - 1) Совокупность начертательных средств письменности, система соотношений между графемами и фонемами в фонемографич. письме. 2) Раздел яз-знания, изучающий соотношение между графемами и фонемами. Осн. принцип рус. Г. - позиционный (слоговой), к-рый состоит в том, что единицей письма и чтения в рус. яз. является графич. слог (буквосочетание). 3) Вид изобразит. иск-ва, включающий рисунок как самостоят. обл. творчества и разл. виды его воспроизведения или размножения. Изображение в Г. наносится карандашом, углем, мелом, кистью, пером или серебр. штифтом и м. б. оттиснуто на специально обработ. металлич. досках (см. Линогравюра), шелке (шелкография) или воспроизводится с помощью механич. печатных процессов. Произв. Г. чаще всего создаются на бумаге, реже на ткани, камне, стекле и т. д. Роль цвета в Г. менее значительна, чем в живописи. На грани Г. и живописи находятся гуашь, акварель, пастель. Г. бывает станковая (как самостоят. вид иск-ва), книжная, предназначенная для иллюстрирования и оформления книги. Г. широко используется в плакате, в газ.-журнальной периодике, а также в прикладной Г. (дипломы, марки, афиши, оформление разл. рода упаковочных мат-лов и т. д.). С иск-вом Г. связана письменность, кн. шрифт. Нач. иск-ва Г. относится к эпохе неолита и бронзового века (первые изображения - рисунки на скалах и стенах пещер).

иллюстрированный энциклопедический словарь

Графика. Танцовщица. Пастель Эдгара Дега.

Графика. "Танцовщица". Пастель Эдгара Дега.

ГРАФИКА (греческое graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные (гравюра, литография и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными возможностями. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного значения, лубок, эстамп), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация и др.), прикладную (экслибрис и др.), плакат. Выразительные средства графики: контурная линия, штрих, пятно, фон листа (обычно бумаги), с которым изображение согласуется по принципу контраста или гармонии.

Графика. Женский профиль. Карандашный рисунок Леонардо да Винчи.

Графика. "Женский профиль". Карандашный рисунок Леонардо да Винчи.

Графика. Женщина с веером. Акварель Эдуара Мане.

Графика. "Женщина с веером". Акварель Эдуара Мане.

орфографический словарь

гра́фика, -и

словарь ударений

гра́фика

формы слов

гра́фика, гра́фики, гра́фик, гра́фике, гра́фикам, гра́фику, гра́фикой, гра́фикою, гра́фиками, гра́фиках

синонимы

видеографика, монотипия, письмо, письменность

идеография

художество

графический

графика - изображение предмета линиями.

станковая графика. эстамп. лубок.

книжная графика.

карикатура. шарж.

плакат.

прикладная графика. товарный знак. марка. экслибрис.

сангина. граффито.

оттенить.

гравировка. гравировщик. гравер. гравировать. выгравировать. гравировальный.

чернь. ниелло.

рисунок. рисовальщик. рисовальный.

нарисовать. срисовать.

зарисовка. зарисовать.

подрисовать. прорисовывать. вырисовывать.

тушевка. тушевать. затушевать. растушевать.

декоративно - прикладное искусство

лингвистика

Гра́фика -

(греч. γραφική, от γράφω - пишу, черчу, рисую) - 1) совокупность

начертательных средств того или иного письма, включающая графемы, знаки препинания,

знак ударения и др.; система соотношений между

графемами и фонемами в

фонематическом письме; 2) раздел языкознания, исследующий соотношения между

графемами и фонемами. Понятие «графика» применяют обычно к

фонематическому (звуко-буквенному) письму, в котором различают 3

стороны: алфавит, графику и орфографию. В современном мире

наиболее распространены национальные системы письма, построенные

на основе латинского алфавита (см. Латинское письмо), кириллицы и арабского

письма. Существующее в науке представление об идеальной графике

(когда между фонемами и графемами имеется точное соответствие: каждая

графема передаёт одну фонему, а каждая фонема передаётся одной графемой)

не представлено ни в одном письме и может служить лишь исходным

пунктом оценки соответствия между каким-либо звуковым языком и системой

письма.

Расхождение между числом графем и фонем во многих современных

системах письма, построенных на латинице, объясняется историческим

приспособлением этого алфавита - без его коренного изменения (или

вообще без изменений) - к принявшим его языкам. 23 латинские буквы

(в поздней латыни 25) не могли отразить значительно большего числа

фонем многих современных языков (36-46). Разрыв в соотношении графем и

фонем увеличивался с течением времени и за счёт неизбежных фонетических изменений в самих языках, если их

орфография оставалась традиционной. Характернее всего это явление

представлено в английском письме. Для 46 фонем

в английском алфавите имеется 26 знаков. В английском письме широко

используются буквосочетания (сложные графемы): диграфы

(например, ck [k]), триграфы (например, oeu [u:]),

полиграфы (например, augh [ɔ:]). Всего в английском письме 118

сложных графем, вместе с монографами (типа b [b]) они

составляют 144 графемы. Устойчивые буквосочетания вошли в систему

английской графики как дополнительное средство выражения фонем.

Сложные графемы используются и в письме других языков, ср. нем. ch [x], sch [š], польск. sz [š], cz [ž] и др. В некоторых

графических системах используются специально введённые в алфавит

буквы: франц. ç, рум. ț,

ș, нем. ß, дат. ø, польск. ł. В некоторые

алфавиты вводятся буквы с надстрочными знаками: в чешском š, č, ž, в польском ć, ś, ź, ż.

Графические системы письма, построенные на кириллице, проще по

соотношению графем и фонем. При изобретении славянских алфавитов (кириллицы и глаголицы)

лёгший в их основу греческий алфавит был

специально переработан с целью максимального его соответствия

фонемному составу славянских языков.

Дальнейшим развитием кириллицы является русский алфавит. При создании на его основе

алфавитов для многих языков народов СССР

Н. Ф. Яковлевым была выведена (опубликованная в 1928) математическая

формула построения наиболее экономного (в отношении числа букв)

алфавита (её предполагал вывести ещё И. А. Бодуэн де Куртенэ). Этой

формуле почти полностью отвечает современный русский алфавит,

располагающий 33 буквами для обозначения 41 (по ленинградской фонологической школе) фонемы.

Рациональность русской графики обеспечивается её силлабическим (слоговым) принципом, заключающимся в том, что

дифференциальный признак твёрдости​/​мягкости согласной фонемы

обозначается следующей (после буквы согласной) гласной буквой или (не

перед гласной) специальным знаком мягкости (или его отсутствием). Это

даёт экономию в 15 букв (поскольку в русском языке 15 пар согласных,

различающихся по твёрдости​/​мягкости, ср. «мол - моль», «мял - мал» и

т. п.). Второй особенностью слогового принципа русской графики

является обозначение фонемы [j] вместе со следующей за нею гласной одной

буквой: я [ja], ю [ju], е [je], ё [jo]. Эти буквы являются

силлабограммами, т. е. элементами силлабического письма. Так как в сербском языке только 4 пары согласных,

различающиеся по твёрдости​/​мягкости, в сербскую кириллицу введены

специальные буквы для мягких согласных (љ, њ, ћ, ђ), и слоговой принцип

не используется.

Во многих системах графики действует позиционный принцип: те или иные

графемы употребляются в зависимости от графемного контекста

(соседства тех или иных букв и некоторых других условий). Однако этот

принцип не обеспечивает такой строгой и системной спаянности графем, как

при слоговом принципе русской графики.

За счёт графического контекста снимается полифония (многозначность)

графем. Так, в немецком письме буква s в положении между пробелом и

гласной имеет звуковое значение [z] (Saal,

setzen), перед согласной, кроме p, t, и перед пробелом - значение

[s] (Preis, Ski), после пробела перед буквами p,

t - значение [š] (Stein, Speck). Контекстом

снимается также и полиграфемность (возможность обозначения одной и той

же фонемы или дифференциального признака фонемы разными графемами).

Такой контекст называется фонологическим. Так,

возможность обозначить признак мягкости в русском письме либо мягким

знаком, либо буквой типа «я» реализуется в первом случае не перед

гласным («письмо»), во втором - перед гласным («сяду»).

Там, где графика предоставляет более одной возможности обозначения

фонемы и не может дать определённые решения, окончательный выбор

устанавливает орфография. Так, из возможности обозначения конечного

[s] в русском письме буквами «с» или «з» орфография выбирает «з» в слове

«страз» и «с» в слове «палас». В немецком языке

фонема [f] независимо от позиции может быть обозначена графемами f, v,

ph. Их определяет орфография: für, vor,

Phonetik.

С учётом алфавитных значений букв и тех звуковых значений, которые

появляются у букв в тексте, разработана теория основных и

второстепенных значений букв (на русском материале -

А. Н. Гвоздевым).

Бодуэн де Куртенэ И. А., Об отношении русского письма к

русскому языку, СПБ, 1912;

Гвоздев А. Н., Основы русской орфографии, в его кн.:

Избранные работы по орфографии и фонетике, М., 1963;

Волоцкая З. М., Молошная Т. Н.,

Николаева Т. М., Опыт описания русского языка в его письменной

форме, М., 1964;

Балинская В. И., Графика современного английского языка,

М., 1964;

Топоров В. Н., Материалы для дистрибуции графем в

письменной форме русского языка, в кн.: Структурная типология языков,

М., 1966;

Вахек Й., К проблеме письменного языка, пер. с нем., в кн.:

Пражский лингвистический кружок, М., 1967;

Макарова Р. В., Понятие графики и графемы, в кн.: Система и

уровни языка. М., 1969;

Яковлев Н. Ф., Математическая формула построения алфавита

(опыт практического приложения лингвистической теории), в кн.:

Реформатский А. А., Из истории отечественной фонологии. Очерк.

Хрестоматия, М., 1970;

Маслов Ю. С., Заметки по теории графики, в кн.: Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти

академика В. М. Жирмунского, Л., 1973;

Осипов Б. И., История русской графики, в кн.:

Фонетико-орфографический сборник, Барнаул, 1974;

Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф.,

Моисеев А. И., Современное русское письмо, М., 1974;

Амирова Т. А., К истории и теории графемики, М., 1977

(лит.);

её же, Функциональная взаимосвязь письменного и звукового

языка, М., 1985 (лит.);

Опыт совершенствования алфавитов и орфографий языков народов СССР,

М., 1982;

Щерба Л. В., Теория русского письма, Л., 1983;

Зиндер Л. Р., Очерк общей теории письма, Л., 1987

(лит.).

В. Ф. Иванова.

лингвистические термины

1) Часть учения о письме, исследующая соотношения между звуками и буквами.

2) Совокупность всех средств данной письменности.

1) Совокупность всех средств данной письменности. Русская, графика.

2) Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т. е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи.

морфемно-орфографический словарь

гра́ф/ик/а.

грамматический словарь

гра́фика ж 3a

грамматологический словарь

Графика (от греч. γράφω «пишу»)

а. Совокупность начертательных средств письма, включающая графемы, диакритику и пунктуацию.

б. Система соотношений между графемами и фонемами в фонетическом письме.

в. Раздел языкознания, изучающий это соотношение.

методические термины

ГРА́ФИКА (от греч. graphikos - начертанный).

1. Совокупность основных начертательных средств (буквы, буквосочетания, диакритические знаки) для изображения на письме звуков и звукосочетаний языка, одно из основных умений техники письма.

2. Прикладная область языкознания, устанавливающая состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв, т. е. соотношения между буквами алфавита и звуками речи.

социолингвистика

Сумма начертательных средств определенного письма: графемы (буквы), диакритика, знаки препинания, ударения и др. Большинство алфавитов нового времени основываются на латинской и кириллической графической основе. При выборе алфавита - при создании письменности для ранее бесписьменных языков или при принятии решения о переходе на другой тип Г. - учитываются внутриструктурные свойства данного языка (напр., арабская Г. для тюркских языков менее удобна, нежели кириллическая или латинская основа письменности, поскольку в этих языках - в отличие от семитских - важно обозначение гласных на письме). Однако определяющими при выборе Г. практически всегда оказываются внешние по отношению к языку факторы: политическая, экономическая, культурная ориентация, религиозный фактор.

Напр., в результате смены политической ориентации и/или идеологии произошла смена графической основы: турецкий язык сменил арабскую Г. на латинскую; азербайджанский, молдавский (после распада СССР) - кириллицу на латиницу; младописьменные языки России, получившие вначале письменность на латинской основе, на следующем этапе стали использовать кириллические алфавиты и т. п. Поскольку буквы алфавита передают фонемный состав данного языка, а количество (и качество) фонем в разных языках не совпадают, то при письме прибегают к разным графическим способам, помогающим с максимальной полнотой отразить звуковой строй данного языка: диакритика (напр., й в русск., ї в украинск., Š в чешск., ü в немецк., ç в франц. и т. д.); составные графемы (th в англ., sch в немец., к1у в кабардинск. и т. д.); изменение начертания некоторых букв (напр., љ, њ - в сербскохорватском, ӈ - в хантыйском, ł - в польском и т. д.).

См. также: Графическое двуязычие, Латинизация алфавитов народов СССР

этимологический словарь

гра́фика

"искусство рисования, письма и черчения", возм., через нем. Graphik из лат. graphica, греч. γραφική; см. Горяев, Доп. 1, 9.

словарь галлицизмов русского языка

ГРАФИКА и, ж. graphique нем. Graphik <гр. graphikos.

1. Вид изобразительного искуства, основой которого является рисунок с использованием контурных линий, штрихов, тонов и пятен в контрасте с белой, цветной или черной поверхностью бумаги. БАС-2.

2. Произведения этого вида искусства. БАС-2. Мне нравится ваш колер с сединой И графика, особенно - сангиной, Равно и то, что вы больны не мной, Но самой заурядною ангиной. О. Иванова Стихи. // НМ 1997 9 236.

3. Совокупность средств какой-л. письменности; начертания букв, знаков. БАС-2. График а, м. Самому Добужинскому, как большинству графиков не исключительной специальности, часто казалось, вероятно, что он разменивается на пустяки. Маковский 2000 523. - Лекс. Толль 1863: графика; САН 1892: гра/фика.

словарь иностранных слов

ГРАФИКА (греч., от graphein - писать, чертить). 1) общее название искусств: письма, черчения, рисования и живописи. 2) уменье писать, управляя искусно слогом и выражениями. 3) ученье о письме.

сканворды

- Вид искусства.

- Плакатная живопись.

- Печатное художественное изображение.

- Искусство изображения предмета линиями и штрихами без красок.

- Выполненный штрихами и линиями рисунок.

- Векторная ...

- Начертание знаков, букв.

- Часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.

- Наука о письме.

- Исследование соотношений между буквами и знаками.

полезные сервисы
графика (в лингвистике) графика (в лингвистике)
энциклопедический словарь

ГРАФИКА (в лингвистике) - ГРА́ФИКА, в лингвистике

1) совокупность всех средств данной письменности.

2) Раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами (см. ГРАФЕМА) и фонемами (см. ФОНЕМА).

полезные сервисы
графика (вид изобразительного искусства) графика (вид изобразительного искусства)
энциклопедический словарь

ГРАФИКА (вид изобразительного искусства) - ГРА́ФИКА (греч. graphike, от grapho - пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра (см. ГРАВЮРА), литография (см. ЛИТОГРАФИЯ), монотипия (см. МОНОТИПИЯ) и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь, пастель. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп (см. ЭСТАМП), лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатных изданий), прикладную (промышленная графика (см. ПРОМЫШЛЕННАЯ ГРАФИКА) , почтовые марки, экслибрисы (см. ЭКСЛИБРИС)) и плакат. Выразительные средства графики - контурная линия, штрих, пятно (иногда цветовое), фон листа (обычно белой бумаги), с которым изображение образует контрастное или нюансное соотношение. Стилистические средства графики разнообразны - от беглых, непосредственных, быстро исполненных набросков, этюдов, эскизов до тщательно разработанных композиций - изобразительных, декоративных, шрифтовых. Благодаря возможности лаконичного, резко заостренного выражения, способности быстро откликаться на события, удобству печатного размножения, создания циклов и серий графика широко используется в агитационных и сатирических целях (плакат, карикатура).

полезные сервисы