Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 42
дао дао
толковый словарь

неизм. ср.

Одно из основных понятий китайской философии; первооснова мира.

энциклопедический словарь

ДА́О неизм.; м. [китайск. букв. - путь] Одна из основных категорий китайской философии - естественный путь следования всего сущего, нравственное совершенствование.

Дао́сский, -ая, -ое. Д-ие постулаты. Д-ие категории.

* * *

да́о (кит., буквально - путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир - «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») дао - закономерность чередования сил инь-ян.

* * *

ДАО - ДА́О (китайское, букв. - путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве (см. КОНФУЦИАНСТВО) - путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме (см. ДАОСИЗМ) - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир - «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин (см. ИЦЗИН)») дао - закономерность чередования сил инь-ян (см. ИНЬ - ЯН) .

большой энциклопедический словарь

ДАО (китайское - букв. - путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве - путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир - "воплощение" дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, "недеяние"), достигает единства с природой и совершенства. В традиции "Книги перемен" ("Ицзин") дао - закономерность чередования сил инь-ян.

энциклопедия кольера

ДАО - "Путь" ("подход", "график", "функция", "метод", "закономерность", "принцип", "класс", "учение", "теория", "правда", "мораль", "абсолют"). Одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в "движении/поведении" (син3). Ближайшие коррелятивные категории - "дэ1" ("благодать") и "ци2" ("орудие"). В современном языке бином "дао-дэ" означает мораль, нравственность. Термином "дао" передавались буддийские понятия "марга" и "патха", выражающие идею пути, а также "бодхи" ("просветление", "пробуждение"). Эквивалентами дао часто признаются Логос и Брахман. Иероглиф "дао" входит в обозначение даосизма (дао цзя, дао цзяо) и неоконфуцианства (дао сюэ). В Мо-цзы "учением о дао" (дао цзяо), в Чжуан-цзы "искусством/техникой дао" (дао шу) названо и раннее конфуцианство. В различных философских системах "дао" определялось по-разному, поэтому Хань Юй (8-9 вв.) назвал его, как и "дэ1", "пустой позицией", не имеющей точно фиксированного смысла. В Шу цзине термин "дао" имеет абстрактные значения: "поведение", "продвижение", "путь государя и Неба" и соотнесен с "дэ1", также обозначающим абстрактные понятия социальной и космической гармонии (гл. 3, 36, 44). С возникновения китайской философии центральным для нее стал вопрос о соотношении "человеческого" и "небесного", т.е. общеприродного, дао. (В узком смысле "небесное дао" означало ход времени или движение звезд с запада на восток в противоположность движению солнца с востока на запад.) Уже в Ши цзине наметилось сближение понятий "дао" и "предел"

(цзи2, см. ТАЙ ЦЗИ). Конфуций (6-5 вв. до н.э.) сосредоточился на "человеческих" ипостасях дао и дэ1, которые взаимосвязаны, но могут проявляться и независимо друг от друга (Лунь юй, V, 12, XII, 19). Он конкретизировал дао в различных наборах этизированных понятий: "сыновняя почтительность" и "братская любовь", "верность" (чжун) и "великодушие" (шу), т.е. "золотое правило" морали, "гуманность" (жэнь2), "знание" (чжи2) и "мужество" (юн1) и т.п. В Лунь юе дао - это благой ход общественных событий и человеческой жизни, зависящий как от "предопределения" (мин1), так и от отдельной личности. Его носителем выступает и индивид, и государство, и все человечество (Поднебесная). В силу различия носителей различны и их дао: прямое и кривое, большое и малое, присущее "благородному мужу" (цзюнь цзы) и "ничтожному человеку" (сяо жэнь). Соответственно разнятся и дэ1. Поднебесная может вообще утрачивать дао. В идеале единое дао должно быть познано. Его утверждение в мире исчерпывает смысл человеческого существования; при отсутствии дао в Поднебесной следует "скрываться", отказываться от службы. Последователи Конфуция и представители других школ универсализировали концепцию двух главных видов дао и дэ1, различая также дао порядка (чжи8) и смуты, древнее и современное, правильное и ложное, гуманное и негуманное, всеобщее и индивидуальное дао (например, Mэн-цзы, Хань Фэй-цзы). Ближайшие ученики Конфуция придали высшей ипостаси дао (великое - да, всепроникающее - да дао) универсальный онтологический смысл, а основатель ортодоксального конфуцианства Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) выдвинул тезис: "Великий исток дао исходит из Неба". В Чжун юне дао "благородного мужа" или "совершенномудрого" определяется как исходящая из индивида общекосмическая сила, "упрочивающаяся на небе и земле", "материализующаяся (чжи4) в навях и духах", приводящая к благодати. "Подлинность" ("искренность" - чэн1) составляет "небесное", а ее осуществление - "человеческое" дао. Обретший предельную "подлинность" способен образовать триединство с Небом и Землей. Помимо дэ1 и ци2 наиболее тесно примыкают к дао понятия "предопределение", "[[индивидуальная]] природа" (син4), "[[телесная]] форма" (син2). В Да Дай ли цзи они взаимосвязаны следующим образом: "Обладание долей дао называется предопределением. Обладание формой в качестве индивида (единицы) называется индивидуальной природой" (гл. "Бэнь мин"). Соотнесены данные понятия и в Чжун юне, где дао означает следование самому себе, или своей "[[индивидуальной]] природе", предопределяемой Небом. Совершенствование в дао, от которого нельзя ни на миг отойти, есть обучение (цзяо). "Гармония" (хэ1) составляет всепроникающее дао Поднебесной, конкретизирующееся в пяти видах отношений: между правителем и подданным, отцом и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями, друзьями и товарищами. Осуществляется это дао посредством "знания", "гуманности" и "мужества" - троякой всепроникающей "великой благодати" (да дэ) Поднебесной, что тождественно троякому дао Лунь юя (XIV, 28). На обыденном уровне познание и осуществление дао доступно даже глупым и никчемным, но в своем предельном выражении оно содержит нечто непознаваемое и неосуществимое даже для "совершенномудрых". В Мэн-цзы (4 в. до н.э.) "подлинность" определяется как "небесное" дао, а "помышление" ("забота"-сы2) о ней - как "человеческое дао". Дао "совершенномудрых" сводится лишь к "сыновней почтительности и братской любви". В целом дао представляет собой соединение человека и "гуманности". Небесное дао предопределено, но кое в чем зависит и от "[[индивидуальной]] природы", хотя в целом попытки воздействия на дао и "предопределение" бесполезны. В отличие от Конфуция, оценивавшего "середину дао" как недостаточность (Лунь юй), Мэн-цзы видел в этом (или "срединном дао") гармоническое состояние. Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 4-3 вв. до н.э.), с одной стороны, гиперболизировал всеобъемлемость дао, объявив всю "тьму вещей" одним его "боком", с другой стороны, назвал "совершенномудрого" (шэн1) "пределом" (цзи2) дао. "Пределом" человеческого дао Сюнь-цзы считал "благопристойность/этикет" (ли2). Постоянное в своей телесной сущности (ти1) дао бесконечно изменчиво, поэтому неопределимо по одной из своих сторон. Посредством великого дао изменяются (бянь2), трансформируются (хуа) и формируются (чэн2) все вещи. Следование дао предполагает обуздание страстей, индивидуальное накопление "благодати", его предварительное выявление (бяо) и познание. Последнее осуществляется "сердцем" (синь1), исполненным пустоты, сосредоточенности и покоя. Знание дао дает возможность "взвешивать" (хэн) всю тьму вещей. В Мо-цзы трактовка дао мало отличается от раннеконфуцианской. Оппозиционная конфуцианской теория дао была развита в даосизме. Ее главная особенность - упор на "небесную", а не "человеческую" ипостась дао. Если конфуцианцы исходили из его словесно-понятийной выразимости и даже самовыразимости, активно используя такие значения "дао", как "высказывание", "изречение", "учение", то основоположники даосизма заявляли о словесно-понятийной невыразимости высшего дао (Дао дэ цзин). В раннем даосизме на первый план выдвинулись парные категории "дао" и "дэ1", которым посвящен главный даосский трактат Дао дэ цзин. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее "отсутствие/небытие", дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное "прохождению", восприятию и познанию, выразимое в "имени/понятии", знаке и символе, порождающее "наличие/бытие" (ю, см. Ю - У), являющееся предком "тьмы вещей". Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое - "небесное" и порочное - "человеческое" дао, а также признается возможность отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве "начала", "матери", "предка", "корня", "корневища" (ши10, му, цзун, гэнь, ди3) дао генетически предшествует всему в мире, в том числе "господу" (ди1), описывается как недифференцированное единство, "таинственное тождество" (сюань тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян1) в состоянии "пневмы" (ци1) и семени (цзин3), т.е. "вещь", проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему "отсутствию/небытию". В то же время "отсутствие/небытие" и, следовательно, дао трактуется как деятельное проявление

("функция - юн2), см. ТИ-ЮН)

"наличия/бытия". Генетическое превосходство "отсутствия/небытия" над "наличием/бытием" снимается в тезисе об их взаимопорождении. Таким образом, дао в Дао дэ цзине представляет собой генетическую и организующую функцию единства "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", субъекта и объекта. Главная закономерность дао - обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу син), характерное для неба, которое традиционно мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству (цзы жань) дао противостоит опасной искусственности "орудий" и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого. "Благодать" определяется в Дао дэ цзине как первая ступень деградации дао, на которой рожденная дао вещь формируется. Полнота "благодати" означает "предельность семени". В Чжуан-цзы усилена тенденция к сближению дао с "отсутствием/небытием", высшей формой которого является "отсутствие [[даже следов]] отсутствия" (у у). Следствием этого явился расходящийся с Дао дэ цзином и ставший затем популярным тезис, согласно которому дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами. В Чжуан-цзы усилены представления о непознаваемости Дао: "Завершение, при котором неведомо, почему так, называется дао". Вместе с тем максимально акцентирована вездесущность дао, которое не только "проходит (син3) сквозь тьму вещей", образует пространство и время (юй чжоу), но и присутствует в разбое и даже в кале и моче. Иерархически дао поставлено выше "Великого предела" (тай цзи), но уже в Люй-ши чунь цю оно как "предельное семя"

(чжи цзин, см. ЦЗИН-СЕМЯ)

отождествляется и с "Великим пределом", и с "Великим единым" (тай и). Сун [[Цзяня]] - Инь [[Вэня]] школа (Гуань-цзы; Инь Вэнь-цзы) трактовала дао как естественное состояние "семенной", "тончайшей", "эссенциальной", "подобной духу" (цзин3, лин) пневмы (ци1), которая не дифференцирована ни "телесными формами" (син2), ни "именами/понятиями" (мин2), а потому "пустотно-небытийна" (сюй у). В Хуайнань-цзы "отсутствие/небытие" представлено в качестве "телесной сущности" дао и деятельного проявления тьмы вещей. Дао, обнаруживающееся в виде "Хаоса", "Бесформенного", "Единого", здесь определяется как "стягивающее пространство и время" и нелокализованно находящееся между ними. Представители школы военной мысли (бин цзя) также положили концепцию дао в основу своего учения. В Сунь-цзы дао определяется как первый из пяти устоев военного искусства (наряду с "условиями Неба и Земли", качествами полководца и законом-фа1), состоящий в единстве волевых помыслов (и3) народа и верхов. Поскольку война рассматривается как "путь (дао) коварства", дао связывается с идеей эгоистической самостийности и индивидуальной хитрости, которая была развита в позднем даосизме (Инь фу цзин). Согласно У-цзы, дао есть "то, благодаря чему происходит обращение к основе и возврат к началу", то, что умиротворяет и становится первым в ряду четырех общих принципов успешной деятельности (остальные - "должная справедливость", "спланированность", "требовательность") и "четырех благодатей" (остальные - "должная справедливость", "благопристойность/этикет", "гуманность"). Хань Фэй (3 в. до н.э.), опираясь на идеи конфуцианства и даосизма, развил намеченную Сюнь-цзы и важнейшую для последующих философских, особенно неоконфуцианской, систем связь понятий "дао" и "принцип" (ли1): "дао есть то, что делает тьму вещей таковой, что определяет тьму принципов. Принципы суть формирующие вещи знаки (вэнь). Дао - то, благодаря чему формируется тьма вещей". Вслед за даосами Хань Фэй признавал за дао не только универсальную формирующую (чэн2), но и универсальную порождающе-оживотворяющую (шэн2) функцию. В отличие от Сун Цзяня и Инь Вэня он считал, что дао может быть представлено в "символической" (сян1) "форме" (син2). Базовой для развития китайской философской мысли стала трактовка дао в комментирующей части Чжоу и. Здесь фигурирует как двоичная модель - дао Неба и Земли, творчества (Цянь, см. ГУА) и исполнения (Кунь), "благородного мужа" и "ничтожного человека", так и троичная модель - дао Неба, Земли, Человека, "трех материалов" (сань цай), "трех пределов" (сань цзи). Небесное дао утверждается силами инь и ян, земное - "мягкостью" и "твердостью", человеческое - "гуманностью" и "должной справедливостью" (Шо гуа чжуань). Главное выражение дао - "перемены" (и4), трансформации по принципу "то инь - то ян" (Си цы чжуань). Поэтому атрибутом дао является "обратность и возвратность" (фань фу) (Сян чжуань). Дао в качестве "перемен" означает "порождение порождения" (шэн шэн), или "оживотворение жизни" (Си цы чжуань), что соответствует даоскому определению и пониманию просто порождения или жизни как "великой благодати Неба и Земли" (Си цы чжуань). В качестве "перемен" дао иерархически выше "Великого предела" - оно "обладает" им (Си цы чжуань), что сходно с положениями Чжуан-цзы. В Си цы чжуани впервые было введено противопоставление "надформенного" (син эр шан, см. СИН2) дао "подформенным" (син эр ся) "орудиям" (ци2). Там же указаны четыре сферы реализации дао: в речах, поступках, изготовлении орудийных предметов, гаданиях (I, 10). Испытавший влияние и Чжоу и, и даосизма конфуцианец Ян Сюн (1 в. до н.э - 1 в.) представил дао ипостасью "[[Великой]] тайны" - [[тай]] сюань, понимаемой как предел "деятельного проявления" (юн чжи чжи), дао - это "проникновение" (тун1) во все (Фа янь), "пустое по форме и определяющее путь (дао) тьмы вещей" (Тай сюань цзин). Основоположники "учения о таинственном (сокровенном)" (сюань сюэ), Хэ Янь (конец 2 - 3 в.) и Ван Би (3 в.) отождествили дао с "отсутствием/небытием". Го Сян (3-4 вв.), признавая это отождествление, отрицал исходное порождение "наличия/бытия" из "отсутствия/небытия", то есть отвергал возможную креационно-деистическую трактовку дао. Пэй Вэй (3 в.) прямо отождествил дао с "наличием/бытием". У Гэ Хуна (4 в.), будучи "формой форм" (син чжи син), в ипостаси "Единого" (и2), дао обрело два модуса - "Таинственное единое" (сюань и) и "Истинное единое" (чжэнь и) (Баопу-цзы). Различным интерпретациям подвергалась в китайской философии оппозиция дао - ци2. Цуй Цзин (7-9 вв.) идентифицировал ее с оппозицией юн - ти

(см. ТИ-ЮН): "деятельное проявление" ("функция") - "телесная сущность"

("субстанция") соответственно. Данное противопоставление стало одним из важнейших в неоконфуцианстве. Чжан Цзай (11 в.) соотнес его с парой "дэ1 - дао", первый член которой определялся как "дух" (шэнь1), т.е. способность вещей к взаимному восприятию (гань), а второй - как "трансформация" (хуа). "Деятельное проявление" "телесной первосущности" "пневмы" (ци1), трактуемой как бесформенная "Великая пустота" (тай сюй), "Великая гармония" (тай хэ), или единство "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", Чжан Цзай приравнял к "надформенному" дао. Дао им описывалось и как пронизывающее тьму вещей взаимодействие противоположностей (лян дуань), которое выражается в их взаимном восприятии (духе), находящем свою телесную сущность в индивидуальной природе. Универсальность этого взаимодействия обусловливает возможность его познания. Еще раньше предтеча неоконфуцианства Хань Юй (8-9 вв.) вернулся к исходному конфуцианскому смыслу дао (противопоставив его даосскому и буддийскому пониманию) как следованию "гуманности" и "должной справедливости" (Юань дао). Главные основоположники неоконфуцианской философии сделали упор на общеонтологический смысл дао. Согласно Шао Юну (11 в.), "бесформенное" и "самовозвращающееся" дао является "корнем Неба, Земли и тьмы вещей", порождающим (оживотворяющим) и формирующим их (Гуань у нэй пянь). Чэн Хао (11 в.) вслед за Чжан Цзаем приравнивал дао к "[[индивидуальной]] природе" (И шу), а Чэн И (11 в.) различал их как "деятельное проявление" и "телесную сущность" (Юй Люй Далинь лунь чжун шу), хотя говорил и о едином дао, проявляющемся в "предопределении" (мин1, "[[индивидуальной]] природе" (син1) и "сердце" (синь1) (И шу). Регулярность в действии дао Чэн И выражал с помощью категории "срединное и неизменное", или "равновесие и постоянство" (чжун юн) (И шу). Он определял "верность" как "телесную сущность", т.е. "небесный принцип" (тянь ли), а "взаимность" - как "деятельное проявление", т.е. человеческое дао (И шу). Развивая идеи Чэн И, Чжу Си (12 в.) отождествил дао с "принципом" и "Великим пределом", а "орудия - с "пневмой", средством порождения-оживотворения вещей и силами инь ян (Чжу-цзы юй лэй). Хотя Чжу Си отстаивал единство дао как "телесной сущности" и "деятельного проявления", он подвергся критике со стороны Лу Цзююаня (12 в.), апеллировавшего к исходному определению Си цы чжуани и доказывавшего, что инь ян суть "надформенное" дао, а следовательно, между дао и "орудиями" нет той функциональной разницы, которую установил Чжу Си (Юй Чжу Юаньхуэй). Ван Янмин (15-16 вв.), развивая идеи Лу Цзююаня, отождествил дао с человеческим "сердцем" (Цзэн Янбо) и его основой - "благосмыслием" (лян чжи) (Чуань си лу; Си инь шо). Синтезируя взгляды предшественников, Ван Чуаньшань (17 в.) отстаивал тезис о единстве "орудий" и дао как конкретной реальности и упорядочивающего (чжи3) ее начала. Результатом этого упорядочения является дэ1. Подобно Фан Ичжи (17 в.), Ван Чуаньшань считал, что дао не является лишенным "формы" или "символа", но лишь доминирует над "формами", которыми наделено все в мире "орудий" (Чжоу и вай чжуань). Дай Чжэнь (18 в.) определяя дао с помощью его этимологического компонента - "син3" ("движение", "действие", "поведение"), образующего термин "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн), даже утверждал: "Человеческое дао коренится в [[индивидуальной]] природе, а [[индивидуальная]] природа имеет исток в небесном дао" (там же). Следуя за Ван Чуаньшанем, Тань Сытун (19 в.) вернулся к прямому определению "орудий" и дао оппозицией "ти - юн". Поднебесная - это тоже огромное "орудие". Подверженность мира "орудий" изменениям влечет за собой изменения дао. Это рассуждение стало у Тань Сытуна теоретическим обоснованием социально-политического реформаторства (Сывэй иньюнь тайдуань шу). В современной китайской философии категория дао наиболее глубоко разработана видным представителем постконфуцианства (постнеоконфуцианства) Тан Цзюньи (1909-1978). В целом в историческом развитии двух главных концепций дао - конфуцианской и даосской - прослеживаются противоположные тенденции. В первой - все большая связь с "наличием/бытием", универсализация и объективизация, движение от онтологизированной этики к "моральной метафизике" (современное неоконфуцианство, постконфуцианство, особенно в лице Моу Цзунсаня). Во второй - все большая связь с "отсутствием/небытием", конкретизация и субъективизация, вплоть до соединения дао с идеей индивидуального эгоистического прорыва "на небо", т.е. "пути" как хитроумной лазейки (Инь фу цзин), на чем часто основывались поиски личного бессмертия в позднем даосизме.

ЛИТЕРАТУРА

Петров А.А. Ван Би. М. - Л., 1936 Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. М., 1957 Древнекитайская философия, т. 1-2. М., 1972-1973 Лисевич И.С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979 Дао и даосизм в Китае. М., 1982 Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Антология даосской философии. М., 1994 Мистерия Дао. Мир "Дао дэ цзина". М., 1996 От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998 Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998

иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАО (китайское, буквально - путь), одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве - путь идеального правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме - закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир - "воплощение" дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, "недеяние"), достигает единства с природой и совершенства. В традиции "Книги перемен" ("Ицзин") дао - закономерность чередования сил инь-ян.

евразийская мудрость от а до я.

ДАО

( букв. «пугь»): одно из главных понятий китайской философии, означающее путь мира в целом и каждой вещи в отдельности, символ космической гармонии и энергии. Проявляет себя в неповторимости каждого мига, являя собой весь Абсолют, основу всего сущего, алло всех начал. Дао бестелесно, не поддается чувственному восприятию, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. «Мир вещей» создается Дао и подчинен законам жизни, т.е. переходящ: все вещи находятся в великом кругообороте и, достигнув положенного им предела, возвращается к своему первоистоку Дао, который дает им новое рождение.

орфографический словарь

да́о, нескл., ср.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 3

грамматический словарь

да́о с 0

сканворды

- Одно из основных понятий китайской философии.

- Трактат «... любви».

- «Справедливая закономерность» в китайской философии.

- В традиции «Книги перемен» это - закономерность чередования сил инь-ян.

- Высшая категория философии Лао-Цзы.

- Путь мудрейшего правителя (по Конфуцию).

полезные сервисы
дао дэ цзин дао дэ цзин
энциклопедический словарь

ДАО ДЭ ЦЗИН - «ДА́О ДЭ ЦЗИН», см. Лао-цзы (см. ЛАО-ЦЗЫ).

-----------------------------------

«Да́о дэ цзин» - см. Лао-цзы.

большой энциклопедический словарь

"ДАО ДЭ ЦЗИН" - см. Лао-цзы.

словарь народов и культуры

Дао дэ цзин

(Daodejing), Книга пути и его проявления, классич. памятник кит. философии, приписываемый Лао-цзы (4-3 вв. до н.э.), каноническому соч. даосизма. Трактат Д., являвшийся, вероятно, наставлением для правителей, определяет дао (путь) как абс. реальность, источник и цель всего сущего. Дэ означает энергию, скрытую силу, приобретаемую в постижении дао. Д. пропагандирует недеяние, т.е. подчинение естественному ходу вещей, сообразному с невыразимым течением дао, и имеет немало последователей в совр. зап. об-ве.

полезные сервисы
дао-тай дао-тай
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

словарь иностранных слов

ДАО-ТАЙ (кит. - столп закона). Должностное лицо в Китае, завед. несколькими департаментами с больш. полномочиями, а также сношениями с европ. консулами в открыт. портах.

полезные сервисы
даомадань даомадань
сканворды

- Комедийный герой китайского народного театра.

полезные сервисы
даонил даонил
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
даос даос
сканворды

- Монах-отшельник в Китае.

полезные сервисы
даосизм даосизм
толковый словарь

I м.

Одно из основных направлений древнекитайской филисофии, возникшее в IV - III вв. до н.э., основной целью последователей которого является достижение единства с первоосновой мира - дао.

II м.

Одна из китайских синкретических народных религий, возникшая до II в. до н.э. на основе одноименного филисофского учения и впитавшая также элементы конфуцианства и буддизма.

энциклопедический словарь

ДАОСИ́ЗМ -а; м. Философское и религиозное учение, сложившееся в Китае в 4 - 2 вв. до н. э. и исповедующее естественный путь самосовершенствования, по которому должен следовать окружающий мир и все люди.

Даоси́ческий, -ая, -ое. Д-ие взгляды.

* * *

даоси́зм (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тысячелетия до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К XII в. создан «Дао цзан» - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. В КНР существует Ассоциация верующих даосов.

* * *

ДАОСИЗМ - ДАОСИ́ЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики (см. ДИАЛЕКТИКА) и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы (см. ЛАО-ЦЗЫ), Чжуан-цзы (см. ЧЖУАН-ЦЗЫ) . В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан «Дао цзан» - свод литературы даосизма. Цель адептов (см. АДЕПТ) даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао (см. ДАО) и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

большой энциклопедический словарь

ДАОСИЗМ (кит. дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, зачатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н. э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие. В отдельные периоды пользовался покровительством властей. Последователи даосизма имеются в Китайской Народной Республике, где существует Ассоциация верующих даосов.

энциклопедия кольера

ДАОСИЗМ - философско-религиозное течение традиционного Китая, одно из его главных "трех учений" (сань цзяо), являвшее собой в этой триаде основную альтернативу конфуцианству как философии и буддизму как религии. Впервые как целостное идейное формирование под именем "школа Пути и благодати" (дао дэ цзя), воспроизводящем название основополагающего даосского трактата Канон Пути и благодати (Дао дэ цзин), было определено в ряду шести [[философских]] школ (лю цзя) Сыма Танем (2 в. до н.э.) и зафиксировано его сыном Сыма Цянем (2-1 вв. до н.э.) в заключительной 130 главе первой династийной истории Ши цзи (Исторические записки). Данное название было сокращено до бинома "школа Пути" (дао цзя), сохранившегося до наших дней, в расширенной классификации философских школ Лю Синя (46 до н.э. - 23 н.э.), легшей в основу древнейшего в Китае классификационно-библиографического каталога И вэнь чжи (Трактат об искусстве и литературе), который стал 30-й главой составленной Бань Гу (32-92) второй династийной истории Хань шу (Книга [[о династии]] Хань). В обоих ставших официальными и классическими классификациях сопоставимыми по длительности существования и степени развития являются конфуцианство и даосизм. Определивший его название термин "дао" ("Путь") настолько же шире специфики даосизма, насколько термин "жу" шире специфики конфуцианства. Более того, несмотря на максимальную взаимную антиномичность этих идейных течений, и раннее конфуцианство, и затем неоконфуцианство могли называться "учением дао" (дао цзяо, дао шу, дао сюэ), а приверженцы даосизма - включаться в категорию жу. Соответственно и термин "адепт дао" (дао жэнь, дао ши) применялся не только к даосам, но и к конфуцианцам, а также буддистам и магам-алхимикам. С последним обстоятельством связана проблема соотношения философско-теоретической и религиозно-практической ипостасей даосизма. Согласно традиционной конфуцианской версии, в конце 19 - начале 20 в. преобладавшей на Западе, это разнопорядковые и гетерогенные явления, которым соответствуют различные обозначения: философии - "школа дао" (дао цзя), религии - "учение (почитание) дао" (дао цзяо). В историческом аспекте данный подход предполагает, что первоначально в 6-5 вв. до н.э. даосизм возник как философия, а затем к 1-2 вв., то ли в результате покровительственного влияния имперской власти в конце 3 - начале 2 вв. до н.э., то ли в подражание начавшему проникать в Китай буддизму, радикально преобразовался в религию и мистику, сохранив со своей исходной формой лишь номинальную общность. В сущности, эта модель аналогична традиционному представлению о развитии конфуцианства, возникшего в 6-5 вв. до н.э. как философия, а к 1-2 вв. н.э. трансформировавшегося в официальную религиозно-философскую доктрину, которую некоторые синологи предлагают рассматривать в качестве отличной от исходного конфуцианства самостоятельной идеологической системы ("синистической" или "имперской"). Более широкой, чем собственно конфуцианство, идейный базис этой системы составили доконфуцианские религиозные верования и мировоззренческие представления, которые конфуцианство включило в процесс рационализирующей адаптации к собственным концепциям. В западной синологии второй половины 20 в. возобладала теория, согласно которой даосская философия сходным образом возникла на основе протодаосской религиозно-магической культуры шаманского типа, локализовавшейся на юге Китая, в так называемых "варварских царствах" (в первую очередь Чу), не входивших в круг Срединных государств, считавшихся колыбелью китайской цивилизации (отсюда идея Китая как Срединной империи). В соответствии с данной теорией, пионером которой стал французский синолог А.Масперо (1883-1945), даосизм представляет собой единое учение и его философская ипостась, выраженная прежде всего в классической триаде текстов Дао дэ цзин (Канон Пути и благодати), Чжан-цзы ([[Трактат]] Учителя Чжуана), Ле-цзы ([[Трактат]] Учителя Ле), явилась реакцией на рационалистическую конфуцианскую культуру, локализовавшуюся на Севере, в Срединных государствах. Коренное отличие даосского мистико-индивидуалистического натурализма от этико-рационалистического социоцентризма всех остальных ведущих мировоззренческих систем в Китае периода формирования и расцвета "ста школ" побуждает некоторых специалистов усиливать тезис о периферийном происхождении даосизма до утверждения об иноземном (прежде всего индо-иранском) влиянии, в соответствии с которым его Дао оказывается своеобразным аналогом Брахмана и даже Логоса. Подобному взгляду противостоит точка зрения, согласно которой даосизм является выражением самого китайского духа, поскольку представляет собой наиболее развитую форму национальной религии. Данной точки зрения придерживается ведущий российский исследователь даосизма Е.А.Торчинов, разделяющий историю его становления на следующие этапы. 1. С древнейших времен до 4-3 вв. до н.э. происходило формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований. 2. С 4-3 вв. до н.э. по 2-1 вв. до н.э. протекали два параллельных процесса: с одной стороны, обретало философский характер и письменную фиксацию даосское мировоззрение, с другой стороны, подспудно и эзотерично развивались методы "обретения бессмертия" и психо-физиологизированной медитации йогического типа, неявно и фрагментарно отраженные в классических текстах. 3. С 1 в. до н.э. по 5 в. н.э. шло сближение и слияние теоретического и практического подразделений с включением достижений других философских направлений (прежде всего нумерологии Чжоу и, легизма и отчасти конфуцианства), что выразилось в обретении имплицитным материалом эксплицитной формы и письменной фиксации единого даосского мировоззрения, ранее скрытые компоненты которого стали выглядеть принципиальными новациями. 4. В этот же период происходила институционализация даосизма в виде религиозных организаций как "ортодоксальных", так и "еретических" направлений, а также начало складываться каноническое собрание его литературы Дао цзан (Сокровищница дао). Дальнейшее развитие даосизма протекало главным образом в религиозном аспекте, в чем большую стимулирующую роль играл буддизм как его основной в данной сфере конкурент. Изначальный даосизм, представленный учениями Лао Даня, или Лао-цзы (традиционная датировка жизни: ок. 580 - ок. 500 до н.э., современная: 5-4 вв. до н.э.), Чжуан Чжоу, или Чжуан-цзы (399-328 - 295-275 до н.э.), Ле Юй-коу, или Ле-цзы (ок. 430 - ок. 349 до н.э.), и Ян Чжу (440-414 - 380-360 до н.э.) и отраженный в названных их именами произведениях: Лао-цзы (или Дао дэ цзин), Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу (гл. 7 Ле-цзы), а также даосских разделов энциклопедических трактатов Гуань-цзы, Люй-ши чунь цю и Хуайнань-цзы, создал наиболее глубокую и оригинальную в древнекитайской философии онтологию. Ее существо было закреплено в новом содержании парных категорий "дао" и "дэ1", которые образовали одно из первых названий даосизма как "школы дао и дэ" (дао дэ цзя) и которым посвящен главный даосский трактат Дао дэ цзин. В нем дао представлено в двух основных ипостасях: 1) одинокое, отделенное от всего, постоянное, бездеятельное, пребывающее в покое, недоступное восприятию и словесно-понятийному выражению, безымянное, порождающее "отсутствие/небытие"

(у, см. Ю-У),

дающее начало Небу и Земле, 2) всеохватное, всепроникающее, подобно воде; изменяющееся вместе с миром, действующее, доступное "прохождению", восприятию и познанию, выразимое в "имени/понятии" (мин), знаке и символе, порождающее "наличие/бытие" (ю, см. Ю - У), являющееся предком "тьмы вещей". Кроме того, противопоставлены друг другу справедливое - "небесное" и порочное - "человеческое" дао, а также признается возможность отступлений от дао и вообще его отсутствия в Поднебесной. В качестве "начала", "матери", "предка", "корня", "корневища" (ши10, му, цзун, гэнь, ди3) дао генетически предшествует всему в мире, в том числе "господу" (ди1), описывается как недифференцированное единство, "таинственное тождество" (сюань тун), содержащее в себе все вещи и символы (сян1) в состоянии "пневмы" (ци1) и семени (цзин3), т.е. "вещь", проявляющаяся в виде безвещного (безобъектного) и бесформенного символа, который в этом аспекте пустотно-всеобъемлющ и равен всепроникающему "отсутствию/небытию". В то же время "отсутствие/небытие" и, следовательно, дао трактуется как деятельное проявление

("функция - юн2, см. ТИ-ЮН)

"наличия/бытия". Генетическое превосходство "отсутствия/небытия" над "наличием/бытием" снимается в тезисе об их взаимопорождении. Таким образом, дао в Дао дэ цзине представляет собой генетическую и организующую функцию единства "наличия/бытия" и "отсутствия/небытия", субъекта и объекта. Главная закономерность дао - обратность, возвращение (фань, фу, гуй), т.е. движение по кругу (чжоу син), характерное для неба, которое традиционно мыслилось круглым. Как следующее лишь своему естеству (цзы жань), дао противостоит опасной искусственности "орудий" (ци2) и вредоносной сверхъестественности духов, определяя вместе с тем возможность и того и другого. "Благодать" определяется в Дао дэ цзине как первая ступень деградации дао, на которой рожденные дао "вещи" формируются и далее движутся по нисходящей: "За утратой Пути (дао) следует благодать (дэ). За утратой благодати следует гуманность. За утратой гуманности следует должная справедливость. За утратой должной справедливости следует благопристойность. Благопристойность [[означает]] ослабление верности и благонадежности, а также начало смуты" ( § 38). Полнота же "благодати", природа которой "таинственна" (сюань), делает человека подобным новорожденному младенцу, который, "еще не зная соития самки и самца, подъемлет детородный уд", демонстрируя "предельность сперматической эссенции", или "совершенство семенного духа (цзин3)" (§ 55). При такой натурализации этики "благодатность добра" (дэ шань) предполагает одинаковое приятие и добра и недобра в качестве добра ( § 49), что противоположно выдвинутому Конфуцием принципу воздаяния "добром за добро" и "прямотой за обиду" (Лунь юй, XIV, 34/36). Отсюда вытекает и противоположное конфуцианскому понимание всей "культуры" (вэнь): "Пресечение совершенномудрия и отрешение от разумности/хитроумия (чжи) [[означает]] получение народом стократной выгоды. Пресечение гуманности и отрешение от должной справедливости [[означает]] возвращение народа к сыновней почтительности и чадолюбию. Пресечение мастеровитости и отрешение от выгоды [[означает]] исчезновение грабежа и воровства. Этих трех [[явлений]] для культуры недостаточно. Поэтому еще требуется иметь обнаруживаемую простоту и сокрытую первозданность, малые частные интересы и редкие желания" (Дао дэ цзин, § 19). В Чжуан-цзы усилена тенденция к сближению дао с "отсутствием/небытием", высшей формой которого является "отсутствие [[даже следов]] отсутствия" (у у). Следствием этого явился расходящийся с Дао дэ цзином и ставший затем популярным тезис, согласно которому дао, не будучи вещью среди вещей, делает вещи вещами. В Чжуан-цзы усилены представления о непознаваемости дао: "Завершение, при котором неведомо, почему так, называется дао". Вместе с тем максимально акцентирована вездесущность дао, которое не только "проходит (син3) сквозь тьму вещей", образует пространство и время (юй чжоу), но и присутствует в разбое и даже в кале и моче. Иерархически дао поставлено выше "Великого предела" (тай цзи), но уже в Люй-ши чунь цю оно как "предельное семя" (чжи цзин, см. ЦЗИН-СЕМЯ) отождествляется и с "Великим пределом", и с "Великим единым" (тай и). В Гуань-цзы дао трактуется как естественное состояние "семенной", "тончайшей", "эссенциальной", "подобной духу" (цзин3, лин) пневмы (ци1), которая не дифференцирована ни "телесными формами" (син2), ни "именами/понятиями" (мин2), а потому "пустотно-небытийна" (сюй у). В Хуайнань-цзы "отсутствие/небытие" представлено в качестве "телесной сущности" дао и деятельного проявления тьмы вещей. Дао, обнаруживающееся в виде "Хаоса", "Бесформенного", "Единого", здесь определяется как "стягивающее пространство и время" и нелокализованно находящееся между ними. Основные принципы первых даосских мыслителей - "естественность" (цзы жань) и "недеяние" (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем-дао: "Небо длительно, земля долговечна. Небо и земля длительны и долговечны благодаря тому, что они живут не собой, а потому способны жить долго. На этом основании совершенномудрый человек отставляет назад свою личность, а сам первенствует; отбрасывает прочь свою личность, а сам сохраняется" (Дао дэ цзин, § 7). Вскрываемая при таком подходе относительность всех человеческих ценностей, обусловливающая релятивистское "равенство" добра и зла, жизни и смерти, в конечном итоге логически привела к апологии культурной энтропии и квиетизма: "Настоящий человек древности не знал ни любви к жизни, ни ненависти к смерти; не радовался своему появлению [[на свет]] и не противился уходу [[из жизни]]; безразлично покидал [[этот мир]] и безразлично приходил в него, и это все. Он не забывал того, что было для него началом, и не доискивался до того, в чем [[заключался]] его конец. Получая [[жизнь]], радовался ей; забывая [[о смерти]], возвращался [[в небытие]]. Это означает, что он не прибегал к разуму, чтобы противиться дао, не прибегал к человеческому, чтобы помогать небесному" (Чжуан-цзы, гл. 6). Однако на рубеже новой эры предшествующая высокоразвитая философия даосизма предстала соединенной с новорожденными или вышедшими из-под спуда религиозными, оккультными и магическими учениями, нацеленными на максимальное, сверхъестественное увеличение витальных сил организма и достижение долголетия или даже бессмертия (чан шэн у сы). Теоретическая аксиома первородного даосизма - равноценность жизни и смерти при онтологическом первенстве меонического небытия над наличным бытием - на этом этапе его развития сменилась сотериологическим признанием высшей ценности жизни и ориентацией на различные виды соответствующей практики от диетики и гимнастики до психотехники и алхимии. В этой философско-религиозной форме проходила вся дальнейшая эволюция даосизма, оплодотворявшего своим влиянием науку и искусство в средневековом Китае и сопредельных странах. Один из идейных мостов от исходного даосизма к его последующей ипостаси проложил Ян Чжу, акцентировавший значимость индивидуальной жизни: "То, что делает все вещи разным, - это жизнь; то, что делает их одинаковыми, - это смерть" (Ле-цзы, гл. 7). Обозначение его концепции автономного существования - "для себя", или "ради своего я" (вэй во), согласно которой "собственное тело, несомненно, главное в жизни" и для пользы Поднебесной нет смысла "лишаться даже единого волоска", стало синонимом эгоизма, который конфуцианцы противопоставляли неупорядоченному, нарушающему этико-ритуальную благопристойность, альтруизму Мо Ди и равным образом отрицали. Согласно Фэн Юланю, Ян Чжу олицетворяет собой первый этап развития раннего даосизма, т.е. апологию самосохраняющего эскапизма, восходящего к практике отшельников, покидавших вредоносный мир во имя "сохранения своей чистоты". Знамением второго этапа стала основная часть Дао дэ цзина ; в которой предпринята попытка постичь неизменные законы всеобщих изменений во Вселенной. В главном произведении третьего этапа - Чжуан-цзы закреплена еще дальше идущая мысль о релятивной равнозначности изменяющегося и неизменного, жизни и смерти, я и не-я, что логически подводило даосизм к самоисчерпанию философского подхода и стимулированию религиозной установки, которая также поддерживалась контрадикторно-комплиментарными отношениями с буддизмом. В дальнейшем философия даосизма не только оплодотворяла развитие китайского буддизма, но и сыграла существенную роль в формировании "учения о таинственном"

(см. СЮАНЬ СЮЭ) и неоконфуцианства.

ЛИТЕРАТУРА

Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб, 1996 Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967 Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970 Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1973 Дао и даосизм в Китае. М., 1982 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1985 Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в "Люйши чуньцю". М., 1990 Лу Куань Юй. Даосская йога, алхимия и бессмертие. СПб, 1993 Чжан Бо-дуань. Главы о прозрении истины (У чжэнь пянь). Пер. Е.А.Торчинов. СПб, 1994 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Антология даосской философии. Сост. В.В.Малявин, Б.Б.Виногродский. М., 1994 Лао-цзы. Книга пути и благодати (Дао дэ цзин). Пер. И.С.Лисевич. М., 1994 Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер. В.В.Малявин. М., 1995 Мистерия Дао. Мир "Дао дэ цзина". Пер. А.А.Маслов. М., 1996 Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998 Торчинов Е.А. Даосизм. "Дао дэ цзин". СПб, 1999

иллюстрированный энциклопедический словарь

ДАОСИЗМ (китайское дао цзя или дао цзяо), китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. до нашей эры на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале нашей эры даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан "Дао цзан" - свод литературы даосизма. Цель адептов даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

евразийская мудрость от а до я.

ДАОСИЗМ -

учение о дао, или пути (вещей), возникшее в Китае в 6-5 вв. до н.э. Основатель даосизма - древнекитайский философ Лао-цзы. Его основные идеи изложены в книге «Дао-дэ-цзин». Основой природы и общества в даосизме является великое Дао - всеобщий закон Природы, который порождает все посредством дэ. Все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути - дао. В мире нет неизменных вещей, в процессе изменения они переходят в свою противоположность. Социальный идеал даосизма - природная простота и естественность, уход от всяческой суетности, страстей и желаний, которые отрицательно влияют на человека и общество. Сущность этого учения - в необходимости движения простоты и чистоты помыслов, смирения и сострадания путем не-деяния (у-вэй), т.е. невмешательства, ненасилия над природой вещей. Даосизм призывал вернуться к первобытной общине, в которой только и может быть реализован принцип у-вэй.

словарь народов и культуры

Даосизм

(Daoism), одна из трех осн. кит. религ.-филос. традиций (религия Китая, китайская философия) наряду с конфуцианством и буддизмом. Подобно конфуцианству, Д. имеет как филос., так и религ., или культовый, аспекты. При этом Д. заметно отличается от практич. учения конфуцианства особым вниманием к внутр. созерцанию, мистическим формам знания и непринужденному, неактивному единению с природой сущего. Филос. Д. развивался в 5-3 вв. до н.э.; его основы изложены в Дао дэ цзин, соч., традиционно приписываемом Лао-цзы, а также в трактате Чжуан-цзы, названном по имени его автора. Высшей реальностью в Д. является дао, где бытие и небытие, жизнь и смерть представляют собой отд. аспекты единой реальности. С помощью молчания и недеяния (у вэй) приверженцы Д. стремятся обрести единство с первоосновой мира - дао. Параллельно развивался религ. Д., получивший офиц. признание в 3 в. до н.э. ; он усвоил нек-рые черты буддизма и разработал свою собственную систему монашеской и культовой практики. Религ. Д. тяготел к сближению с нар. религ. культами и заимствовал из них, напр., почитание разл. местных божеств. Он придавал особое значение долголетию и физ. бессмертию, достижимому благодаря скорее близости к дао, чем мистическому единению с ним; поэтому в религ. Д. практиковалось изучение алхимии, магических эликсиров, техники дыхательных упражнений и медитации. Д. был широко распространен во Вьетнаме, Японии и Корее, а религ. практика Д. до сих пор сохраняется на Тайване. В ком. Китае даосские религ. культы и монастыри были ликвидированы, но даосская мысль продолжает оказывать сильное влияние на кит. культуру.

орфографический словарь

даоси́зм, -а

формы слов

даоси́зм, даоси́змы, даоси́зма, даоси́змов, даоси́зму, даоси́змам, даоси́змом, даоси́змами, даоси́зме, даоси́змах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

религия, таосизм

морфемно-орфографический словарь

даос/и́зм/.

грамматический словарь

даоси́зм м 1a

словарь иностранных слов

ДАОСИЗМ [кит.] - одно из основных направлений древнекитайской философии; одна из религий Китая, выросшая из философии д. В основе вероучения - поиски вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями (сыновний долг, терпение, самопожертвование и т.п.), и соблюдение заповедей.

сканворды

- Пекинский храм Белых облаков, основанный при династии Тан, - одно из крупнейших культовых сооружений этой религии.

- Китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ.

полезные сервисы
даосизм или таоцизм даосизм или таоцизм
словарь иностранных слов

ДАОСИЗМ или ТАОЦИЗМ - одна из самых древних религий в Китае, основанная в VII в. до Р. Х. Лао-Цзе.

полезные сервисы
даосист даосист
толковый словарь

I м.

1. Приверженец даосизма [даосизм I].

2. Представитель даосизма [даосизм I].

II м.

1. Приверженец даосизма [даосизм II].

2. Представитель даосизма [даосизм II].

полезные сервисы
даосистский даосистский
орфографический словарь

даоси́стский

полезные сервисы
даосический даосический
энциклопедический словарь

ДАОСИ́ЧЕСКИЙ смю Даоси́зм.

полезные сервисы
даосский даосский
энциклопедический словарь

ДАО́ССКИЙ см. Дао.

орфографический словарь

дао́сский

морфемно-орфографический словарь

дао́с/ск/ий.

грамматический словарь

дао́сский п 3a✕~

полезные сервисы
даосы даосы
орфографический словарь

дао́сы, -ов, ед. ч. дао́с, -а

полезные сервисы