1. кто кого
Обучать, помогать достичь должного уровня знания, понимания чего-л.; вразумлять.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) оказывает воспитательное воздействие на другое лицо, другую группу лиц (Y). Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х довёл до ума Y-а.
Именная часть неизм.
Обычно глагол сов. в.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Студенты коммерческих вузов чудовищно безграмотны в самом прямом смысле этого слова, слабо организованы, учатся по принципу "Клиент всегда прав!", и преподавателям с трудом удаётся довести эту публику до ума. НГ, 2001.⊛ - Я уверена, что этот преподаватель всегда доводит студентов до ума. (Реч.)
⊜ Я выполнила её [матери] наказ. Мы с братом выполнили то, что она хотела: "Доведите всех до ума". О себе не стану говорить, но все мои братья и сёстры - настоящие трудяги, кто в каком деле, всюду только на "отлично" работают. Н. Мордюкова, Не плачь, казачка!
⊝ "А до ума мы вас, Митёк, доведём, не пойдёте - силой дотащим, для вашей же пользы". В. Максимов, Прощание из ниоткуда.
Вернулся драматург, говорил: "Мы их доведём до ума!" Ю. Трифонов, Долгое прощание.
культурологический комментарий:
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с предлогом "до", обозначающим предел движения, - с пространственным кодом.
В основе образа фразеол. лежит метонимическое отождествление ума и знания, умения. Представление об уме как о естественно присущей человеку способности мыслить и действовать адекватно относится к культурным универсалиям. Ум - основа сознательной, разумной жизни, показатель нормы в жизнедеятельности человека; в данном фразеол. ум символизирует законченность процесса обучения чему-л. ср. в фольклоре: Ни на меру, ни на вес, а у всех людей есть (ум); Всякая мудрость от Бога; Где ум, там и толк.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о законченном обучении чему-л.
автор:
М. Л. Ковшова
2. кто что
Доделывать до конца, добиваясь правильного завершения начатого; достигать хорошего результата.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц, социальный коллектив (Х) дорабатывает что-л. (Р). Говорится с одобрением. реч. стандарт. ✦ Х доводит до ума Р.
Именная часть неизм.
В роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ Обидно, что из-за низкого уровня технической обработки отечественные ткани не пользуются спросом <...>, что у нас покупают охотно, так это дешёвый полуфабрикат, который на месте доводят "до ума". МК, 1996.Самолёт Ту-154, который подвергся штурму и был в нескольких местах прошит пулями, вернулся в Москву сегодня утром <...> объём работ по герметизации салона и ремонту оказался не таким уж большим. Окончательно его будут доводить до ума в России <...>. Вечерняя Москва, 2001.
Весь персонал нашего КБ [конструкторского бюро] был разбит на отдельные комплексные бригады, которые разлетелись по всем "морям-океанам" доводить до ума челомеевские крылатки. ЛГ, 1998.
Этот наспех построенный дом нужно доводить до ума, а для этого требуются большие деньги. (Реч.)
К тому же у ОРТ [у Общественного Российского телевидения] есть золотой запас - богатый архив старых, но не устаревших программ. На их повторах плюс информации, если довести её до ума, ОРТ может долго держаться на плаву. ЛГ, 1998.
⊛ Мама, конечно же, пригрела "сироту", доводила до ума толстенный его роман про современную передовую деревню, прописала его в своей квартире. В. Астафьев, Сон о белых горах.
Владельцы дачи наезжали в конце недели, благоустраивали дом, доводили его, как говорится, до ума. И. Овчинникова, Король Лир из кооператива "Поляна".
Сильно озадачил сын Игнатьича. Откуда у парня скороспелость такая? Одно дело до ума не довёл - на другое кидается. Л. Скорик, "...ко Христову дню".
Например, спор из-за монтажно-испытательного корпуса на Байконуре <...> центр Хруничева взялся довести его до ума, создал так называемую чистую камеру для сборки космических аппаратов <...>. ЛГ, 1998.
⊜ - Я надеюсь, что когда Вы свою статью до ума доведёте, то в ней не будет подобных ошибок. (Реч.)
⊝ - Начало положено хорошее. Теперь мы доведём этот проект до ума! (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ДОВОДИТЬ ДО УМА 1..
Образ фразеол. связан с анимистической формой осознания мира, олицетворяющей неживое. Какому-л. делу, предприятию, предмету приписываются качества человека, достигшего определённого уровня профессионализма, знания и умения.
автор:
М. Л. Ковшова