Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~101
изуверство изуверство
академический словарь

-а, ср.

Жестокость на почве религиозного фанатизма и нетерпимости.

Религиозное изуверство.

||

Жестокость, варварское отношение к кому-, чему-л.; изуверский поступок.

Озирая развалины, --- Иван Степанович, как в ознобе, передернул плечами и вымолвил: - Этакое изуверство! Караваева, Родной дом.

полезные сервисы
кто курит табачок, тот христов мужичок кто курит табачок, тот христов мужичок
пословицы и поговорки даль

Кто курит (или: нюхает) табачок, тот Христов мужичок.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
что больше народу в церкви, то он выше руку заносит что больше народу в церкви, то он выше руку заносит
пословицы и поговорки даль

Что больше народу в церкви, то он (ханжа) выше руку заносит.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница
пословицы и поговорки даль

Что дом, то содом; что двор, то гомор; что улица, то блудница (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
что мужик, то вера; что баба, то устав что мужик, то вера; что баба, то устав
пословицы и поговорки даль

Что мужик, то вера; что баба, то устав (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
всяк крестится, не всяк молится всяк крестится, не всяк молится
пословицы и поговорки даль

Всяк крестится, не всяк молится.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
украв часовник, да: "услыши, господи, молитву мою!" украв часовник, да: "услыши, господи, молитву мою!"
пословицы и поговорки даль

Украв часовник (часослов), да: "Услыши, господи, молитву (правду) мою!"

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
у святых отцов не найдешь и концов у святых отцов не найдешь и концов
пословицы и поговорки даль

У святых отцов не найдешь и концов.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
нам не гоже, так вот тебе, боже! нам не гоже, так вот тебе, боже!
пословицы и поговорки даль

Нам не гоже, так вот тебе, Боже!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
к вам молодчик во двор, а и где вы? - по кельям лежим к вам молодчик во двор, а и где вы? - по кельям лежим
пословицы и поговорки даль

К вам молодчик во двор, а и где вы? - По кельям лежим.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
к вам старик во двор, а и где вы? - в часовне часы читаем к вам старик во двор, а и где вы? - в часовне часы читаем
пословицы и поговорки даль

К вам старик во двор, а и где вы? - В часовне часы читаем.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
во ржеве и в горшке крестят во ржеве и в горшке крестят
пословицы и поговорки даль

Во Ржеве и в горшке крестят (насмешка о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
волк в овечьей шубе волк в овечьей шубе
пословицы и поговорки даль

Волк в овечьей шубе (или: шкуре). Волк в овчине.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

Волк в овечьей шубе (шкуре). Волк под овчиной.

См. ПРЯМОТА - ЛУКАВСТВО

полезные сервисы
волк в овчине волк в овчине
пословицы и поговорки даль

Волк в овечьей шубе (или: шкуре). Волк в овчине.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место! ох, мой бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!
пословицы и поговорки даль

Ох, мой Бог, болит мой бок девятый год, не знаю, которое место!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
не для иисуса, а ради хлеба куса не для иисуса, а ради хлеба куса
пословицы и поговорки даль

Не для Иисуса, а ради хлеба куса.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
не для хлеба куса, ради самого иисуса не для хлеба куса, ради самого иисуса
пословицы и поговорки даль

Не для хлеба куса, ради самого Иисуса.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает кто всуе бога призывает, всуе свой век проживает
пословицы и поговорки даль

Кто всуе Бога призывает, всуе свой век проживает.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
не авраамься, не исаакся, не иаковься не авраамься, не исаакся, не иаковься
пословицы и поговорки даль

Не авраамься, не исаакся, не иаковься (т. е. не ханжи).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
добрый вор без молитвы не украдет добрый вор без молитвы не украдет
пословицы и поговорки даль

Добрый вор без молитвы не украдет.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
образ божий не в бороде, а подобие не в усах образ божий не в бороде, а подобие не в усах
пословицы и поговорки даль

Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
каков бог, такова ему и свеча каков бог, такова ему и свеча
пословицы и поговорки даль

Каков Бог, такова ему и свеча.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
близко церкви, да далеко от бога близко церкви, да далеко от бога
пословицы и поговорки даль

Близко церкви, да далеко от Бога.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
знать волка и в овечьей шубе знать волка и в овечьей шубе
пословицы и поговорки даль

Волк и в овечьей шкуре не укроется. Знать волка и в овечьей шубе (шкуре).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
пошла бы в монастырь, да много холостых пошла бы в монастырь, да много холостых
пословицы и поговорки даль

Пошла бы в монастырь, да много холостых (т. е. жаль их).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы! ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!
пословицы и поговорки даль

Ой вы, матери-келейницы, сухопарые сидидомицы!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
макушки стрижены, усики не тронуты макушки стрижены, усики не тронуты
пословицы и поговорки даль

Макушки стрижены, усики не тронуты (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
божница домашня, а совесть продажна божница домашня, а совесть продажна
пословицы и поговорки даль

Божница домашня, а совесть продажна.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
больно свято звонишь: чуть на небе не слышно больно свято звонишь: чуть на небе не слышно
пословицы и поговорки даль

Больно свято звонишь: чуть на небе не слышно.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася! спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася!
пословицы и поговорки даль

Спереди - блажен муж, а сзади - вскую шаташася!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
великий учитель! пролог наизусть великий учитель! пролог наизусть
пословицы и поговорки даль

Великий учитель! Пролог наизусть.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
борода - трава, скосить можно борода - трава, скосить можно
пословицы и поговорки даль

Борода - трава, скосить можно.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

Бородой в люди не выйдешь. Борода - трава, скосить можно.

См. ЧЕЛОВЕК

полезные сервисы
борода апостольская, а усок дьявольский борода апостольская, а усок дьявольский
пословицы и поговорки даль

Борода апостольская, а усок дьявольский.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
лоскут на ворот, а кнут на спину лоскут на ворот, а кнут на спину
пословицы и поговорки даль

Лоскут на ворот, а кнут на спину (о раскольниках при Петре I).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал! утаи, боже, так, чтобы и черт не узнал!
пословицы и поговорки даль

Утаи, Боже, так, чтобы и черт не узнал!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
не строй семь церквей, пристрой семь детей не строй семь церквей, пристрой семь детей
пословицы и поговорки даль

Не строй семь церквей, пристрой семь детей (т. е. сирот).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их
пословицы и поговорки даль

Пост приводит ко вратам рая, а милостыня отворяет их.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
шасть, на божью часть шасть, на божью часть
пословицы и поговорки даль

Шасть, на Божью часть.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
черные ризы не спасут, а белые не погубят черные ризы не спасут, а белые не погубят
пословицы и поговорки даль

Черные ризы не спасут, а белые не погубят.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
читает: "да будет воля твоя!", а думает: "когда б то моя!" читает: "да будет воля твоя!", а думает: "когда б то моя!"
пословицы и поговорки даль

Читает: "Да будет воля твоя!", а думает: "Когда б то моя!"

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
ладан на вороту, а черт на шее ладан на вороту, а черт на шее
пословицы и поговорки даль

Ладан на вороту (т. е. в ладанке), а черт на шее.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
в скитах, да в тех же суетах в скитах, да в тех же суетах
пословицы и поговорки даль

В скитах, да в тех же суетах (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
это игумен вокруг гумен. такой игумен, что ходит по гумнам это игумен вокруг гумен. такой игумен, что ходит по гумнам
пословицы и поговорки даль

Это игумен вокруг гумен. Такой игумен, что ходит по гумнам.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает
пословицы и поговорки даль

Колокол в церковь сзывает, а сам в церкви не бывает.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
колокольный звон не молитва колокольный звон не молитва
пословицы и поговорки даль

Колокольный звон не молитва (а крик не беседа).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
и черт под старость в монахи пошел и черт под старость в монахи пошел
пословицы и поговорки даль

И черт под старость в монахи пошел.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
не всяк монах, на ком клобук не всяк монах, на ком клобук
пословицы и поговорки даль

Не всяк монах, на ком клобук.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

Не всяк клобучник монах. Не всяк монах, на ком клобук.

См. СУЩНОСТЬ - НАРУЖНОСТЬ

полезные сервисы
по старой вере, да по новой моде по старой вере, да по новой моде
пословицы и поговорки даль

По старой вере, да по новой моде (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить
пословицы и поговорки даль

Свят муж: только пеленой обтереть, да в рай пустить.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
свят, свят, да не искусен свят, свят, да не искусен
пословицы и поговорки даль

Свят, свят, да не искусен (т. е. уличился в ханжестве).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
расползлись, как слепые щенята от матери расползлись, как слепые щенята от матери
пословицы и поговорки даль

Расползлись, как слепые щенята от матери (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести! господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!
пословицы и поговорки даль

Господи, прости, в чужу клеть пусти; пособи нагрести да и вынести!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит
пословицы и поговорки даль

Молока не хлебнет в пятницу, а молочнице и в великую субботу не спустит.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
есть деньги - так в свайку, нет денег так в схиму есть деньги - так в свайку, нет денег так в схиму
пословицы и поговорки даль

Есть деньги - так в свайку, нет денег так в схиму.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
ересь да ощера несогласно живут ересь да ощера несогласно живут
пословицы и поговорки даль

Ересь да ощера несогласно живут.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
помилуй, господи! а за поясом кистень помилуй, господи! а за поясом кистень
пословицы и поговорки даль

Помилуй, господи! а за поясом кистень.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
поп, да переделанный поп, да переделанный
пословицы и поговорки даль

Поп, да переделанный (или: исправленный, переправленный).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
иной по две обедни слушает, да по две души кушает иной по две обедни слушает, да по две души кушает
пословицы и поговорки даль

Иной по две обедни слушает, да по две души кушает.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
искусство - половина святости. уменье - половина спасенья искусство - половина святости. уменье - половина спасенья
пословицы и поговорки даль

Искусство - половина святости. Уменье - половина спасенья.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
мы, кого обидим, того зла не помним мы, кого обидим, того зла не помним
пословицы и поговорки даль

Мы, кого обидим, того зла не помним.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
прости христа ради за прошлое, да и напредки тож прости христа ради за прошлое, да и напредки тож
пословицы и поговорки даль

Прости Христа ради за прошлое, да и напредки тож.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
смиренен духом, да горд брюхом смиренен духом, да горд брюхом
пословицы и поговорки даль

Смиренен духом, да горд брюхом.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
со спаса дерет, да на николу кладет со спаса дерет, да на николу кладет
пословицы и поговорки даль

Со спаса дерет, да на Николу кладет.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
пойду в монастырь, где много холостых пойду в монастырь, где много холостых
пословицы и поговорки даль

Пойду в монастырь, где много холостых.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
лучше не понедельничать, да не бездельничать. бес хлеба не ест, да не свят лучше не понедельничать, да не бездельничать. бес хлеба не ест, да не свят
пословицы и поговорки даль

Лучше не понедельничать, да не бездельничать. Бес хлеба не ест, да не свят.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
ну, порося, обратись в рыбу карася ну, порося, обратись в рыбу карася
пословицы и поговорки даль

Ну, порося, обратись в рыбу карася (сказал монах).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
он и богу-то норовит угодить на чужой счет он и богу-то норовит угодить на чужой счет
пословицы и поговорки даль

Он и Богу-то норовит угодить на чужой счет.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
он молится образу св. предтечи в шерсти он молится образу св. предтечи в шерсти
пословицы и поговорки даль

Он молится образу св. предтечи в шерсти (о раскольниках).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь
пословицы и поговорки даль

Он не кот, молока не пьет, а от винца не прочь.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
спасается, а кусается. богослов, да не однослов спасается, а кусается. богослов, да не однослов
пословицы и поговорки даль

Спасается, а кусается. Богослов, да не однослов.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела! хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!
пословицы и поговорки даль

Хоть бы та избушка сгорела, в которой я заговела!

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба добыть хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба добыть
пословицы и поговорки даль

Хоть долбилом, хоть кадилом, а хлеба (или: деньгу) добыть.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
церковь грабит, да колокольню кроет церковь грабит, да колокольню кроет
пословицы и поговорки даль

Церковь грабит, да колокольню кроет.

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
часто кадишь - святых зачадишь часто кадишь - святых зачадишь
пословицы и поговорки даль

Часто (или: густо) кадишь - святых зачадишь (или: задымишь).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
аминь, аминь - а головой в овин аминь, аминь - а головой в овин
пословицы и поговорки даль

Аминь, аминь - а головой в овин (т. е. на распутство).

См. ИЗУВЕРСТВО - ХАНЖЕСТВО

полезные сервисы
суе суе
толковый словарь даля

СУЕ, или всуе, нареч. напрасно, даром, тщетно, попусту, без пользы, толку, пути; суе, более в сложных словах, и относится до тщеты мирской, светской, ·противоп. вечному благу нашему, жизни духовной. Суетный, напрасный, тщетный, пустой, безумный, глумный, глупый, вздорный. Суетная надежда. Суетные старанья, безуспешные.

| Мирской, светский, земной, плотской, вещественный, временный, относящийся до жизни земной и до страстей человека, ·противоп. духовный, разумный, нравственный, премудрый, относящийся до духа, до будущей, вечной жизни и до спасения души. Суетна жизнь наша. Суетные вязи и путы светских приличий, раскольники зовут прочих суетными, будто бы беззаботных о вечной жизни. Суетный человек, тщеславный, предавшийся пустой светской жизни. Суй прил. суетный. Зане приимеши слышания суя. Суетность, свойство и состояние ·по·прилаг. Суетность забот и помышлений наших. Суетность наша, и в добром деле, нуждается в приманке тщеславия, а потому и рядится и пляшет, подавая милостыню. Отступил еси привременного суетства, Мин. суетности. Суетствовать церк. тщетно ждать, надеяться;

| предаваться суетности. Суета жен. суетность, суетство; тщета, пустота или ничтожность, безполезность помыслов, стремлений и дул людских; все мирское, земное, временное, скудельное, ничтожное, сравнительно с вечным, загробным; все вздорное или противное вечному благу нашему в обычаях наших и в роде жизни. Всякую любите суету и ищете лжи. Псал. Суета сует, и всяческая суета.

| Хлопоты, заботы, торопливая беготня, опрометчивый спех. Во всем доме суета, пир горой готовят. Не добра суета, а добр распорядок. На суету и смерти нет. От суеты не уйдешь - ты от ее, а уж она перед тобой! Ты от суеты за реку, а уж она на берегу! Суета наперед нас поспевает; не она за нами, а мы за нею.

| Забава, игрушка, любимое занятие, потешка. Певчая птица суета моя.

| ·об. кто суетится, мечется, торопится; елоза, егоза, юла, непоседа, пустой хлопотун, или беспокойный, опрометчивый торопыга. Суетить кого, торопить, погонять, бестолково и беспорядочно требовать всего вдруг, гонять попусту взад и вперед, приказывать и отказывать в нетерпеньи. Так засуетили, что с ног сбили. Не суети человека, собьешь с толку. -ся, метаться, торопиться без толку. Не суетись, засуетишься, все навыворот сделаешь; одумайся, да делай ровно. Собака суетится, мечется во все стороны, потеряв след, либо напав на следы. Суетливый, о должности, деле, тревожный, безпокойный, хлопотливый;

| о человеке. суета, кто без толку суетится, скорый, спешливый, торопыга, сбрёховатый. Суетлив, заботлив: обувшись парится, не помня, что делает. Суетлив воробей, а пива не сварит, толку нет. -вость жен. свойство, качество ·по·прилаг. Суетник, -ница, кто предан суете, суетности, кто суетничает, живет ради светских удовольствий, отношений и приличий.

| 2 Кто суетит других или сам суетится, суета. Суеверие, суеверство ср. ошибочное, пустое, вздорное, ложное верованье во что-либо; вера в чудесное, сверхъестественное, в ворожбу, гадания, в приметы, знаменья; вера в причину и последствие, где никакой причинной связи не видно. Взаимные пределы правоверия и суеверия зависят от убеждений, и у всякого на то своя вера. Все таинственное, непонятное в природе иными отвергается и зовется суеверием. Суеверный человек, народ, усвоивший себе суеверие, убежденный в истине явлений, отвергаемых несуеверными: у кого много суеверных обрядов, примет и пр. Один считает суеверным того, кто не выезжает в путь по понеделькикам, а другой того, кто верит в сообщительную духовную жизнь. Суеверчивый, склонный к суеверию. Суеверность, суеверие, как свойство, качество. -ничать, -рствовать, быть суевером, -веркой, суеверным. Суеглазить, попусту зевать на суетное, на вздорное. Суеглазые зеваки. Суемудрие ср. суемудрость жен. мудрость суетная, ложная, светская, лжеумствование, безумие. Суемудрое ученье. Храм суемудреных, Маккв. Суемудрец, или -дреник, -ница, суедумец, лжеумствователь, лжеразумник, или безумец, кто суемудрствует. Суемыслие ср. суетные помышления. Суеружничать, суерыжничать, твер. попусту, вздорно ругаться. Суеславие, тщеславье. Он суеславный человек. Суеславие чтит древность рода своего. Суесловие и -словные речи, пустословие, вздорные, пустые речи, слова на ветер, без пользы и толку; беседа безнравственная. И краснослов, да суеслов. -ливый, -чивый, охотник до суесловия. Суесвятство, ложное, внешнее, обрядливое только богопочитание, особ. ради тщеславия, ханжество, личина благочестия, либо изуверство. -свят, -святка, пустосвят. Суесвят сознательный, ханжа, лицемер; суесвят честный, по совести, изувер, фанатик. Суеумие, суетный ум и его ученье, безумие. Суеумные от беззаконных глаголы, ·летописн.

полезные сервисы
лицемерие лицемерие
синонимы

сущ.

1.

лицемерность

неискренность

фальшивость

двуличность

двоедушность

криводушность

ханжество

фарисейство

притворство (о человеке))

2.

ханжество

фарисейство

полезные сервисы
фарисейство фарисейство
синонимы

сущ.

1.

лицемерность

неискренность

фальшивость

двуличность

двоедушность

криводушность

ханжество

лицемерие

притворство (о человеке))

2.

ханжество

лицемерие

полезные сервисы
ханжество ханжество
идиоматика

невообразимое ханжество

неслыханное ханжество

полезные сервисы
фарисеи фарисеи
словарь крылатых слов и выражений серова

В буквальном переводе с арамейского: Отделившиеся.

Фарисеями называли представителей религиозного течения (секты) в древней Иудее (II в. до н. э. - II в. н. э.), которое возникло после выхода евреев из египетского плена.

Для фарисеев были характерны упоение собственной ученостью, знанием священных текстов, а также агрессивность в отстаивании своего мнения, лицемерие и ханжество, поскольку набожность не мешала им быть высокомерными, корыстолюбивыми и т. д. Все свои религиозные обряды они совершали словно напоказ, демонстрируя всем окружающим свою набожность.

В Библии неоднократно приводятся слова обличения, с которыми Иисус Христос обращается к фарисеям (Новый Завет, Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 26-28): «Фарисей слепой! очисти прежде внутрен-

ность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония»

Имя нарицательное для лицемера, ханжи.

Отсюда же и «фарисейство» - лицемерие и ханжество, имеющее основой некое вероучение, политическую доктрину и т. п. (ирон., неодобр., презрит.).

полезные сервисы
ханжа ханжа
популярный словарь

Ханжа

-и́, мн. ханжи́, -е́й, м. и ж.

Притворно набожный человек, прикидывающийся высоконравственным, прикрывающийся показной добродетелью.

[Кулигин:] Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем (А. Островский).

Синонимы:

лицеме́р, фарисе́й

Родственные слова:

ха́нжество, ха́нжеский

Этимология:

Заимствовано в XVIII в. из турецкого языка. Турецкое chadžy ‘паломник’ восходит к арабскому источнику.

Энциклопедический комментарий:

Классические литературные образы, изображающие ханжей - Тартюф из одноименной комедии Ж.-Б. Мольера, Фома Опискин из повести Ф. М. Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели". Они воплощают собой рассчитанное на публику ханжество как показное благочестие, с помощью которого можно извлечь выгоду. Ханжество литературных персонажей - зло, рядящееся в добро, отрицательная моральная характеристика, указывающая на несоответствие демонстрируемых человеком добродетелей его внутренней сути.

полезные сервисы
мольер мольер
энциклопедический словарь

Молье́р (Molière), настоящие имя и фамилия Жан Батист Поклен (1622-1673), французский комедиограф, актёр, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», постановка 1659; «Мизантроп», постановка 1666; «Скупой», постановка 1668; «Учёные женщины», постановка 1672; «Мещанин во дворянстве», постановка 1670; «Мнимый больной», постановка 1673). С особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа, - комедия «Тартюф, или Обманщик» (постановка 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная ёмкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в том числе русской, драматургии и театра.

* * *

МОЛЬЕР - МОЛЬЕ́Р (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен, Poquelin) (1622-73), французский комедиограф, актер, театральный деятель, реформатор сценического искусства. Служил при дворе Людовика XIV. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ), создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада, плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Высмеивая сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян и церковников, видел в них извращение человеческой природы («Смешные жеманницы», поставлена 1659; «Мизантроп», поставлена 1666; «Скупой», поставлена 1668; «Ученые женщины», поставлена 1672; «Мещанин во дворянстве», поставлена 1670; «Мнимый больной», поставлена 1673); с особой непримиримостью разоблачал лицемерие, создав бессмертный образ Тартюфа,- комедия «Тартюф, или Обманщик» (поставлена 1664). Постановка «Дон Жуана» в 1665 подверглась преследованиям за вольнодумство. Жизненность, художественная емкость образов Мольера оказали огромное влияние на развитие мировой, в т. ч. русской, драматургии и театра.

* * *

МОЛЬЕ́Р (Moliere) (наст. имя и фам. Жан Батист Поклен, Poquelin) (крещен 15 января 1622, Париж - 17 февраля 1673, там же), французский комедиограф, режиссер и актер.

Семья

Семья Покленов принадлежала к обеспеченному торговому классу: в 1631 отец Мольера получил высокую официальную должность королевского обойщика. Он дал прекрасное образование своему старшему сыну, который с 1636 по 1639 учился в иезуитском Клермонском коллеже в Париже, где воспитывались отпрыски многих дворянских семей. Жан Батист знал толк в обойном ремесле и вступил в ремесленный цех, но родня предназначала его к юридической карьере: в 1641 он был принят в коллегию адвокатов.

Первые шаги на театральном поприще

Примерно в это же время Жан Батист вошел в круг учеников философа-эпикурейца Гассенди (см. ГАССЕНДИ Пьер) и завел знакомства в актерской среде: итальянский мим Фиорилли, по прозвищу Скарамуш, дал ему несколько уроков сценического мастерства, а молодая актриса Мадлен Бежар стала его любовницей. В 1643 он решил окончательно связать свою судьбу со сценой и заключил с Мадлен Бежар договор о создании «Блистательного театра». В 17 веке актерская профессия считалась «подлой», поэтому на сцене никто не выступал под собственным именем. Псевдоним «Мольер» впервые зафиксирован в документе от 28 января 1644 года. В 1645 будущий комедиограф дважды побывал в тюрьме из-за долгов, и труппе пришлось покинуть столицу. Турне по провинциям продолжалось 12 лет: первые пьесы Мольера «Шалый, или Все невпопад» (1655), «Любовная размолвка» (1656) относятся именно к этому периоду. Годы странствий сыграли значительную роль в жизни драматурга: став превосходным актером и режиссером, он научился успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.

Парижский период: взлеты и падения

В 1658 труппа вернулась в Париж и устроила в Лувре представление для Людовика XIV (см. ЛЮДОВИК XIV Бурбон), которому чрезвычайно понравилась пьеса Мольера «Влюбленный доктор». Первый успех у публики драматург снискал в 1659 комедией «Смешные жеманницы», в которой высмеял прециозную (см. ПРЕЦИОЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА) слащавость и вычурность манер. В 1661 провалилась единственная «правильная» пьеса Мольера «Дон Гарсия Наваррский», но зато оказались чрезвычайно удачными постановки «Школы мужей» и «Докучных» в театре Пале-Рояль, где ныне размещается Комеди Франсез (см. КОМЕДИ ФРАНСЕЗ) (известная также под именем «Дом Мольера»). В следующем году разразилась «памфлетная война» в связи с представлением «Школы жен»: святоши увидели в ней покушение на принципы христианского воспитания. Пьеса имела колоссальный успех: по словам современника, «все находили ее жалкой, и все спешили ее увидеть». Это означало зарождение столь характерного для Франции «двойного вкуса» или «двойного стандарта»: либо популярность, либо точное следование «правилам». Мольеру ставили в вину слабую интригу, которая и в самом деле почти примитивна: Арнольф поместил в монастырь крестьянскую девочку Агнессу, чтобы дать ей благочестивое воспитание и получить затем покорную жену, однако плутовка влюбилась в юного красавчика Ораса и обрела благородного отца, который освободил ее от тиранических притязаний старика. Как и во многих других комедиях Мольера, развязка здесь притянута за уши. Однако драматурга интересовал вовсе не финал (для Арнольфа почти трагический), а «общечеловеческий» тип: пожилой мужчина, влюбленный в юную девушку и воспитавший ее на радость молодому сопернику. Вызванная пьесой полемика по значению почти не уступала «Спору о «Сиде». На нападки своих врагов Мольер ответил «Критикой «Школы жен», в которой суммировал все уже высказанные суждения и вложил в уста одного из персонажей примечательные слова: «На мой взгляд, самое важное правило - нравиться. Пьеса, которая достигла этой цели, хорошая пьеса… Таким образом, Мольер существенно раздвинул рамки классицистской эстетики, поставив мнение широкой публики выше оценки «мудрецов». В «Школе жен» усматривают иногда и отражение личной жизни драматурга. В 1622 сорокалетний Мольер женился на двадцатилетней Арманде Бежар, сестре Мадлен, и этот брак послужил поводом для сканадала: один из актеров Бургундского отеля (конкурирующего с театром Мольера) направил королю жалобу, в которой утверждал, будто Арманда вовсе не сестра Мадлен, а ее дочь от Мольера. Людовик XIV оставил этот донос без внимания, а впоследствии согласился стать крестным отцом для первенца своего любимого автора и актера. Арманда родила Мольеру троих детей, однако супружеская жизнь драматурга была, по общему мнению, крайне несчастной.

В 1663 появился «Тартюф», вызвавший грандиозный скандал. Противники Мольера добились запрета пьесы через посредство могущественного «Общества святых даров», и только после примирения Людовика XIV с Церковью в 1669 комедию начали ставить с неизменным успехом у публики: за один лишь первый год пьеса выдержала более 60 представлений. Первый вариант пьесы не сохранился. Во второй (смягченной) редакции Тартюф терпит сокрушительное поражение: его уводят в тюрьму по приказу короля. Но до благодетельного вмешательства власти Оргон и его семейство оказываются в полной власти коварного ханжи, которому хозяин дома отписал все свое имущество и доверил крайне опасные бумаги. Тартюф пленил Оргона тем, что обещал спасение души и открыл греховность мира - это, безусловно, можно считать пародией на янсенистов (см. ЯНСЕНИЗМ), хотя повадками своими Тартюф больше напоминал воспитанника иезуитов. За реалиями конкретной эпохи скрывается вечный тип лицемера, успешно обделывающего свои делишки под маской святости. Равным образом Оргон являет собой привычную для того времени фигуру дворянина, слегка затронутого янсенизмом, и одновременно - тип недалекого, но симпатичного человека, слепо доверяющего друзьям.

В 1665 очередную бурю вызвала постановка «Дон Жуана»: на сей раз враги Мольера, не довольствуясь временным запретом, предприняли все возможное, чтобы окончательно изгнать пьесу с театральных подмостков, и после 15 представлений ее при жизни драматурга уже никогда более не ставили. С финансовой точки зрения оказался неудачным и поставленный в 1666 году «Мизантроп». Это одна из самых «загадочных» и многозначных комедий Мольера. Альцест - честный человек, который не находит своего места в обществе. Он проигрывает тяжбу, ссорится с другом Филинтом, теряет любимую девушку Селимену и гордо удаляется «в пустыню» - прочь от порочного света. Стремление Альцеста раскрыть истинный смысл социальных условностей, несомненно, совпадает с позицией самого Мольера. Вместе с тем Альцест показан не только как идеалист, но и как зрелый человек, упорно не желающий взрослеть. Многие его претензии к Селимене и Филинту выглядят смехотворными. Он демонстрирует крайнюю обидчивость в ситуациях совершенно безобидных. Наконец, при очень жестких требованиях к другим он весьма снисходителен к самому себе. 17 век отдавал безусловное предпочтение Филинту - именно этот персонаж считался воплощением «порядочного человека». В 18 веке Филинта порицали за конформизм, тогда как Альцест стал символом принципиальности. В ранг одинокого гения, гонимого пошлым обществом, возвели Альцеста романтики.

Денежные затруднения вынудили Мольера за один лишь сезон 1667-68 написать пять пьес: в их число входят «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле» и «Скупой». В 1670 появилась одна из самых популярных комедий драматурга «Мещанин во дворянстве», которая представляет собой веселый фарс со вставным турецким балетом - возможно, эти сцены были заказаны королем, чтобы сбить спесь с посланника Оттоманской империи. Обессмертила пьесу фигура г-на де Журдена - неправдоподобно глупого и очень смешного буржуа, помешавшегося на своем стремлении стать «своим» в кругу дворян.

Сценическая карьера драматурга завершилась трагически. В феврале 1673 был поставлен «Мнимый больной», где Мольер, несмотря на давнюю тяжелую болезнь (скорее всего, у него был туберкулез) исполнял главную роль. На четвертом представлении он потерял сознание, и его пришлось отнести домой. Он скончался в ночь с 17 на 18 февраля, не успев исповедаться и отречься от актерской профессии. Приходской священник запретил хоронить его на освященной земле: вдова обратилась за помощью к королю, и лишь тогда было разрешено произвести религиозное погребение.

Пьесы Мольера выдержали на сцене одной только Комеди Франсез более 30 тысяч представлений. Французская Академия, пренебрегавшая «комедиантом» при жизни, в 1769 объявила конкурс на «Похвалу Мольеру» и установила у себя его бюст. Мольер стал подлинным создателем жанра классицистской комедии, где коллективным героем являются бесчисленные и безмерные человеческие заблуждения, которые иногда переходят в манию.

полезные сервисы
комедия реставрации комедия реставрации
энциклопедический словарь

КОМЕДИЯ РЕСТАВРАЦИИ - «КОМЕ́ДИЯ РЕСТАВРА́ЦИИ» («Restoration comedy»), условное обозначение английской «комедии нравов» периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). «Комедия Реставрации» изображала пороки дворянского общества, не осуждая его в целом; с позиций аристократии критиковала лицемерие и ханжество пуритан. Представители: У. Уичерли (см. УИЧЕРЛИ Уильям), У. Конгрив (см. КОНГРИВ Уильям), Дж. Ванбру (J. Vanbrugh), Дж. Фаркер (G. Farquhar).

-----------------------------------

«коме́дия Реставра́ции» («Restoration comedy»), условное обозначение английской «комедии нравов» периода Реставрации монархии Стюартов (1660-88). «Комедия Реставрации» изображала пороки дворянского общества, не осуждая его в целом; с позиций аристократии критиковала лицемерие и ханжество пуритан. Представитель: У. Уичерли, У. Конгрив, Дж. Ванбру (J. Vanbrugh), Дж. Фаркер (G. Farquhar).

полезные сервисы
рабле франсуа рабле франсуа
энциклопедический словарь

Рабле́ Франсуа (Rabelais) (1494-1553), французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 - опубликовано в 1564) - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени, культ развития возможностей духовного и «телесного» человека. Смех Рабле лишён страха перед злом и окрашен в карнавальные, праздничные тона.

* * *

РАБЛЕ Франсуа - РАБЛЕ́ (Rabelais) Франсуа (1494-1553), французский писатель-гуманист. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» (кн. 1-4, 1533-52, кн. 5 - опубликована 1564) - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев, навеянных фольклором (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург), гуманистические идеалы своего времени.* * *

РАБЛЕ́ (Rabelais) Франсуа [ок. 1494, пров. Пуату - 9 апреля 1553 (общепринятая возможная дата), Париж], французский писатель, гуманист.

Биография

Рабле родился в семье зажиточного землевладельца из Турени. Около 1510 он стал послушником во францисканском (см. ФРАНЦИСКАНЦЫ) монастыре и в 1521 принес обеты. В 1524 у него конфисковали греческие книги: в эпоху широкого распространения протестантизма ортодоксальные богословы с подозрением относились к этому «еретическому» языку, который давал возможность самостоятельно толковать Новый Завет. Рабле пришлось перебраться к более терпимым бенедиктинцам (см. БЕНЕДИКТИНЦЫ), однако в 1530 он сложил с себя сан и отправился изучать медицину в Монпелье, где в 1532 издал труды знаменитых античных врачевателей Гиппократа (см. ГИППОКРАТ (врач)) и Галена (см. ГАЛЕН). Здесь же он прижил от некой вдовы двоих детей, которые в 1540 были узаконены эдиктом папы Павла IV (см. ПАВЕЛ IV). В 1536 ему было разрешено стать светским священником и заняться врачебной практикой. В 1537 Рабле стал доктором медицины и с успехом читал лекции в университете Монпелье. Он состоял личным доктором при кардинале Жане дю Белле, которого дважды сопровождал в Рим. Всю жизнь Рабле пользовался покровительством как влиятельных политических деятелей (Гийом дю Белле, Маргарита Наваррская (см. МАРГАРИТА Наваррская (1492-1549))), так и высокопоставленных либеральных священнослужителей. Это обстоятельство избавило его от многих неприятностей, связанных с публикацией романа.

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Свое подлинное призвание Рабле обнаружил в 1532: в подражание «народной книге о Гаргантюа» он издал ее «продолжение» под названием «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде, со всеми его ужасающими деяниями и подвигами, сочинение покойного магистра Алькофрибаса, извлекателя квинтэссенции». Псевдоним Алькофрибас Назье представлял собой анаграмму, сложенную из тех букв, которые составляют имя и фамилию Франсуа Рабле. Сорбонна (см. СОРБОННА) осудила книгу за непристойность, но публика встретила новое повествование о великанах с восторгом, и в 1534 Рабле выпустил «книгу, полную пантагрюэлизма»: это была «Повесть о преужасной жизни великого Гаргантюа, отца Пантагрюэля, некогда сочиненная магистром Алькофрибасом Назье, извлекателем квинтэссенции». Вторая книга логично встала на первое место, поскольку Гаргантюа являлся отцом Пантагрюэля. Третью книгу, подписанную уже собственным именем, Рабле издал в 1546. Сорбонна немедленно осудила ее за ересь, и автору пришлось какое-то время скрываться от преследований. В 1548 Рабле опубликовал еще не завершенную четвертую книгу, которая вышла полностью в 1552. На сей раз вслед за осуждением Сорбонны появился запрет парламента, однако влиятельным друзьям Рабле удалось замять дело. Пятая, последняя книга, вышла уже посмертно, в 1564 году. Большинство исследователей оспаривает ее принадлежность Рабле: скорее всего, кто-то из учеников завершил сюжетную линию по его записям.

В первых двух книгах Рабле создает «смеховой дублет» рыцарского романа: приводит подробную (пародийную) генеалогию своих великанов, рассказывает об их необыкновенном рождении, описывает их поразительные способности и совершенные ими неслыханные подвиги. Гаргантюа и Пантагрюэль отличаются невероятной телесной мощью и фантастическим (позднее сказали бы «раблезианским») обжорством. Вместе с тем они мудрые правители, которые заботятся о благе своих подданных, - Рабле создает здесь гуманистический идеал христианского принца. Победоносная война против захватчиков завершается созданием Телемского аббатства - идеального сообщества свободных и красивых людей. В третьей книге Рабле выходит за рамки привычного для публики сюжета о великанах: Пантагрюэль предстает стоиком и мудрецом, а его друг Панург - прежде умный и циничный пройдоха - превращается в эгоистичного и доверчивого глупца, озабоченного вопросом женитьбы. Пантагрюэлисты отправляются за ответом к Оракулу Божественной Бутылки - это путешествие составляет две последние книги романа.

Ренессансные идеалы и народная смеховая культура

Роман Рабле представляет собой подлинную «энциклопедию смеха», в которой присутствуют все формы комизма. Современный читатель легче всего опознает сатирическое осмеяние: так изображаются, например, феодальные владыки - Пикрохол и Анарх, которых побеждают соответственно Гаргантюа и Пантагрюэль. Пикрохол являет собой тип безудержно хвастливого фанфарона: на военном совете он собирается завоевать Европу и Азию, стать императором Трапезундским, построить вновь Храм Соломона, перебить всех турок и т. д. Сатирически описывается и средневековое схоластическое воспитание, которому противопоставлена гуманистическая система развития физических и умственных способностей человека.

Одновременно в романе присутствуют более сложные для восприятия исторические формы комизма - средневековые и ренессансные. Нам трудно оценить тонкую иронию эрудита 16 века, поскольку давно перестал существовать сам объект насмешки, тогда как аудитория Рабле, несомненно, наслаждалась описанием библиотеки св. Виктора, где пародийно (и зачастую непристойно) обыгрывались названия многих средневековых трактатов: «Жердь спасения», «Гульфик права», «Искусство благопристойно пукать в обществе», «О превосходных качествах требухи» и т. д. Средневековые формы комизма прежде всего связаны с народной смеховой культурой. Одновременно в романе присутствуют и такие формы комизма, которые можно назвать «абсолютными» - они вызывают смех в любую эпоху. В частности, к ним относится все, что имеет отношение к физиологии человека - неизменной на протяжении тысячелетий. Но отношение к физиологическим отправлениям меняется: если в рамках народной смеховой культуры «образы материально-телесного низа» (определение М. М. Бахтина (см. БАХТИН Михаил Михайлович)) воспринимались как амбивалентные (вызывали смех, который «хоронит и возрождает»), то в Новое время они перешли в сферу «низкого» комизма. Многие шутки Панурга по-прежнему остаются смешными, но их зачастую невозможно пересказать и даже точно перевести с использованием тех слов, которые безбоязненно употреблял Рабле.

полезные сервисы
фанатизм фанатизм
синонимы

неистовство, ярь, раж, фанатичность, нетерпимость, умоисступление, преданность, ярость, приверженность, буйство, изуверство, исступление

словарь иностранных слов

ФАНАТИЗМ (фр., от лат. fanaticus - иступлённый, изувер; от fanum - капище, храм). Изуверство, грубое суеверие, преувеличенное религиозное усердие, преследование разномыслящих именем веры; чрезмерная привязанность к какой-либо партии.

полезные сервисы
изуверствовать изуверствовать
толковый словарь

несов. неперех.

Быть изувером [изувер 1.], проявлять изуверство.

полезные сервисы
жестокость жестокость
синонимы

/ о качестве: безжалостность, беспощадность, свирепость, лютость, кровожадность, бесчеловечность, жестокосердие, антигуманность, садизм; кровопийство, свирепство (устар.)

/ о поступке: варварство, изуверство, зверство; живодёрство (разг.)

см. также бессердечность

сущ.

1.

бессердечность

бессердечие

безжалостность

беспощадность

бесчеловечность

жестокосердие

способность, причиняя страдания другим людям или наблюдая страдания других людей, не испытывать душевного дискомфорта)

2.

изуверство

зверство

варварство

отсутствие жалости)

ЖЕСТОКОСТЬ

ЖЕСТОКОСТЬ1, антигуманность, безжалостность, беспощадность, бессердечие, бессердечность, бесчеловечность, жестокосердие, кровожадность, лютость, садизм, свирепость, устар. кровопийство, устар. свирепство

ЖЕСТОКИЙ, бездушный, безжалостный, беспощадный, бессердечный, бесчеловечный, жестокосердный, кровожадный, лютый и разг. лютой, немилосердный, свирепый, устар. жестоковыйный, устар. жестокосердый, устар. немилостивый

ЖЕСТОКОСТЬ2, варварство, зверство, изуверство, разг.-сниж. живодерство

ЖЕСТОКИЙ, антигуманный, варварский, зверский, изуверский, людоедский, негуманный, садистский, феодальный

ЖЕСТОКО, антигуманно, безжалостно, бесповинно, беспощадно, варварски, жестокосердно, зверски, изуверски, люто, немилосердно, нещадно, садистски, свирепо

полезные сервисы
варварство варварство
синонимы

невежественность, зверство, дикость, непросвещенность, вандализм, бескультурье, азиатчина, бесчеловечность, необразованность, неразвитость, жестокость, живодерство, отсталость, темнота, серость, изуверство, некультурность, дикарство, жлобство, беспощадность, грубость, безжалостность, тьма

сущ.

1.

дикарство

дикость

2.

жестокость

изуверство

зверство

отсутствие жалости)

полезные сервисы
зверство зверство
синонимы

сущ.

жестокость

изуверство

варварство

отсутствие жалости)

полезные сервисы
фанатичность фанатичность
синонимы
полезные сервисы
живодерство живодерство
синонимы

живоглотство, зверство, варварство, изуверство, палачество, истязательство, мучительство, свирепство, жестокость, безжалостность

полезные сервисы