Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 26
иудаизм иудаизм
толковый словарь

м.

Одна из древнейших монотеистических религий с культом Бога Яхве (Иеговы), возникшая в I тысячелетии до н.э. в Палестине, распространённая среди евреев и являющаяся официальной (государственной) религией Израиля.

толковый словарь ушакова

ИУДАИ́ЗМ, иуадизма, мн. нет, муж. (книжн. рел.). Религиозная система иудейства.

толковый словарь ожегова

ИУДАИ́ЗМ, -а, муж. Возникшая в 1 тысячелетии до н. э. в Палестине и распространившаяся среди евреев религия, в основе к-рой лежит культ бога Яхве (Иеговы). Религиозно-мифологические представления иудаизма.

| прил. иудаистский, -ая, -ое и иудаистический, -ая, -ое. Иудаистическая мифология.

популярный словарь

Иудаизм

-а, только ед., м.

Монотеистическая религия с культом бога Яхве, распространенная среди евреев и основанная на Ветхом Завете и Талмуде; официальная религия современного Израиля.

Родственные слова:

иуде́й, иуде́йка, иуде́йский

Этимология:

От немецкого Judaismus (← лат. Judaeus ‘иудей’, ‘еврей’ ← греч. iudaios ← др.-евр. jehūdi ‘хвала Богу’).

Энциклопедический комментарий:

Иудаизм возник во II тысячелетии до н. э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии. После завоевания ими в XIII в. до н. э. Палестины он впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Племя Иуды (отсюда - иудаизм), богом которого был Яхве, сыграло главную роль в становлении древнееврейского государства в X в. до н. э. и выдвинуло из своей среды династию первых царей. Культ Яхве превратился в общегосударственный культ, а впоследствии - в культ единого Бога, управляющего миром. Монотеистические представления укрепились в этой религии лишь в I в. до н.э. В иудаизме очень рано складывается представление о "богоизбранности" народа Израиля, а с VIII в. до н. э. - о будущем приходе божественного спасителя - Мессии. Пятикнижие Моисеево (Тора) письменно закрепило формировавшиеся на протяжении веков верования. Древний период истории иудаизма (библейский) завершился во II в. до н. э., когда создается Библия - свод иудаистских книг (в христианстве - Ветхий Завет). Последующий период в истории иудаизма длился до начала XIX в. и определялся как раввинско-талмудический. В этот период на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев в феодальном мире раввинами было завершено составление второго по значению (после Библии) источника иудаистического вероучения - Талмуда (III -V вв. н. э.).

словарь существительных

ИУДАИ́ЗМ, -а, м

Религия, возникшая в I тысячелетии до н.э. в Палестине и распространившаяся среди евреев, в основе которой лежит вера в единого Бога - Яхве (Иегову) и основные постулаты которой изложены в Торе и Талмуде.

В отличие от других религий древности, в основе которых лежало многобожие, иудаизм был монотеистической религией, и поэтому именно он стал той основой, на которой возникло христианство.

энциклопедический словарь

ИУДАИ́ЗМ -а; м. Одна из древнейших религий, распространённая среди евреев (иудеев) разных стран мира. ● Иудаизм возник во втором тысячелетии до нашей эры. Культ Яхве - бога иудеев, превратился впоследствии в культ единого бога, управляющего миром. Догматы иудаизма изложены в Торе, Библии и Талмуде.

Иудаи́стский (см.).

* * *

иудаи́зм - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тысячелетии до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (Пятикнижие Моисея), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

* * *

ИУДАИЗМ - ИУДАИ́ЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (см. МЕССИЯ), богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору (см. ТОРА) («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде (см. ТАЛМУД (иудаизм)). В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала (см. КАБАЛА (в иудаизме)), хасидизм (см. ХАСИДИЗМ)). Число последователей оценивается в ок. 18 млн. (ок. 1/3 из них в США).

большой энциклопедический словарь

ИУДАИЗМ - наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору ("Пятикнижие Моисея"), книги пророков и т. н. Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (кабала, хасидизм). Число последователей оценивается в ок. 18 млн. (ок. 1/3 из них в США).

академический словарь

-а, м.

Одна из древнейших религий, распространенная среди еврейского населения в разных странах мира.

энциклопедия кольера

ИУДАИЗМ - религия еврейского народа. Слово "иудаизм" происходит от греческого ioudaismos, введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова - Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное - Иудейское - царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного - Израильского - царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием "йехудим", "иудеи" или "евреи") стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства. Иудаизм как религия - важнейший элемент еврейской цивилизации. Благодаря сознанию своей религиозной избранности и особого предназначения своего народа еврейство смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность. Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм - не только этическая система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель "прославляет единого Бога". Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом. Вывод, к которому в 19 в. пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейская история породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно другим религиям иудаизм изменялся и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу той же, что и в период до плена, и любая значимая доктрина иудаизма после плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних пророков, поднял их универсализм на новую высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, т.н. литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

ИСТОРИЯ

В примитивной форме еврейская религия существовала в период патриархов (ок. 2000-1600 до н.э.), в эпоху, для которой характерны обожествление сил природы, вера во власть демонов и духов, табу, различение чистых и нечистых животных, почитание умерших. Зачатки некоторых важных этических идей, которые впоследствии развивали Моисей и пророки, существовали уже в самый ранний период. Согласно Библии, Авраам был первым, кто признал духовную природу единственного Бога. Для Авраама Бог - верховный Бог, к которому верующий может обратиться, Бог, он не нуждается в храмах и священнослужителях, всемогущ и всеведущ. Авраам покинул свою семью, которая не отказалась от ассирийско-вавилонских верований, и до своей смерти в Ханаане кочевал с места на место, проповедуя веру в единственного Бога. При Моисее (вероятно, 15 в. до н.э.), который воспитывался в условиях высокоразвитой египетской культуры, иудаизм принял более сложные и утонченные формы. Моисей придал религии форму исключительного поклонения Яхве (так евреи именовали Бога). Именно его вмешательством он объяснял страшную катастрофу, которая постигла Египет и привела к освобождению из рабства израильтян и разнородной массы угнетенных - тех, кому было суждено стать еврейским народом. Почитание единственного Бога сопровождалось установлением ритуальных и социальных законов, которыми руководствовались сыны Израилевы во время скитаний в пустыне. Культ и ритуал не имели для Моисея особого значения, они были лишь дополнительным средством, помогающим народу сохранить преданность Богу. Основной упор делался на соблюдение духовного и морального закона, сформулированного в десяти заповедях, которые решительно запрещали поклонение идолам, изображавшим богов. Религией Моисея допускалось сооружение особого шатра, скинии завета, служившей видимым знаком божественного присутствия, а также ковчега завета - деревянного, обитого золотом ящика, где помещался "завет" Яхве, таинственный предмет, от которого, возможно, исходило опасное радиоактивное излучение (1 Цар 5-6). Завоевав Ханаан, сыны Израилевы под влиянием местных религиозных обычаев разработали культ, включавший жертвоприношения, праздники и местные святилища с организованным жречеством. В Ханаане израильтяне обнаружили также чрезвычайно разветвленный культ божеств плодородия, главной из которых была Асират. Позднее, в связи с борьбой против идолопоклонства, в Израиле появились пророки - уникальная в истории древнего мира группа людей, благодаря которым религия еврейского народа достигла наивысшего расцвета. Это были люди различного социального происхождения, которые отваживались объявлять во всеуслышание то, что им открывалось, даже если их пророчества возвещали большие бедствия, гибель целого народа или разрушение Храма. Они проповедовали чистый монотеизм и универсализм, их учение было пронизано пафосом социальной справедливости. Пророки боролись не столько против жертвоприношений, сколько против того, чтобы им придавали самостоятельную ценность или рассматривали их как соблюдение союза-договора Израиля с Богом. Полемика пророков, которая прослеживается также в псалмах, сыграла важную роль в ликвидации многих независимых культовых центров, но не в отмене жертвоприношений. В результате централизации культа в царствование Иосии иерусалимский Храм вытеснил старые святилища с их языческими божествами и культами. Именно пророческая критика культа жертвоприношений и подчинения праведности обрядовой стороне в значительной степени привела к т.н. девтерономической реформации, которую осуществил царь Иосия ок. 621 до н.э. С падением Иудейского царства и разрушением Храма в 586 до н.э. в среде живших в Вавилонии евреев-изгнанников иудаизм приобрел новые формы. Во время изгнания евреи селились не только в Вавилонии, но и в Египте, Сирии и других странах. Тенденция к идолопоклонству в изгнании не прослеживалась, и в это время совершались только те обряды, которые не были связаны с храмовым богослужением. Соблюдение субботы и обрезание являлись важнейшими знаками союза-договора с Богом. В собраниях пересказывали предания, толковали Писание, читали псалмы и другие произведения религиозной поэзии, исповедовались и возносили молитвы, сообща или индивидуально. Новшеством в еврейской жизни стало молитвенное богослужение. Отпадала нужда в зданиях, предметах культа, сословии жрецов; требовалось лишь желание группы или отдельного человека. В собраниях не делили людей по их социальной принадлежности, и в этом смысле демократизм позднее стал характерной чертой синагоги. Когда изгнанники возвратились в Иерусалим, молитвенное богослужение, получившее развитие в синагогах, стало частью храмовой службы, и после вторичного разрушения Храма (70 н.э.) вновь вытеснило жертвоприношения. Синагога заменила Храм. Для евреев, живших в диаспоре, она служила молитвенным домом, религиозной школой и местом собраний. Во время вавилонского плена и после него выявилось универсальное значение идей иудаизма, и он трансформировался из общности, основанной на кровном родстве, в основанную на вере общину, членом которой мог стать представитель любого народа. Национальные идеалы сохранялись, что уживалось с представлением о единстве человечества. Эту концепцию иллюстрируют семьдесят жертвоприношений на праздник Кущей (Суккот), символизирующие участие семидесяти народов мира в служении одному Богу. Спустя немногим более ста лет после разрушения Храма изгнанники начали возвращаться в Палестину. Под предводительством Неемии они восстановили стены Иерусалима и снова воздвигли Храм. По его приказанию евреи расторгли браки с чужеземными женами для сохранения еврейской общины, которой угрожало проникновение языческих культов и обычаев, принесенных чужестранками. Если Храм снова стал местом жертвоприношений, то синагога предоставила всем возможность для изучения Торы (Закона). Моисеев Закон ограничивал поле деятельности жреческого (священнического) сословия; задачу толкования Торы приняли на себя ученые книжники ("соферим"). Престиж книжников возрастал, особенно в период, когда наследственное священство стало приспосабливаться к эллинистическим нравам и обычаям. Книжники успешно руководили борьбой за сохранение национальной и религиозной чистоты. В борьбе за свободу сыновья Маттафии Хасмонея во главе с Иудой Маккавеем привели евреев к победе над греческими войсками Антиоха Эпифана (победе в ней посвящен праздник Ханукка). Эзре (Ездре) и книжникам, пришедшим после Неемии (5-2 вв. до н.э.) приписывают окончательное оформление трехчастного канона еврейской Библии (Танаха). Этот труд создавался в период, когда появилось множество апокрифических сочинений. Теперь изучение Писаного Закона (Тора ше-би-хтав) дополнялось толкованием Устного Закона (Тора ше-бе-аль пе), составленного из заповедей, которые, по преданию, Моисей получил на Синае вместе с Писаной Торой. Очевидно, что многие положения Писаной Торы изменялись с течением времени. Писаный и Устный Закон охватывал ритуальную практику, хозяйственную деятельность, законодательство, гигиену, наследственное право, право собственности, земледелие, одежду, пищевые запреты - почти любую сферу человеческой жизни. Писаная и Устная Тора определяли не просто вероисповедание, но образ жизни. Во 2 в. до н.э. в иудаизме оформились две группировки - саддукеи и фарисеи. Саддукеи принадлежали к священству и знати; они служили опорой священнической династии Цадокидов и, возможно, названы по имени ее основателя Цадока. Фарисеи, представлявшие средние слои общества и действовавшие в согласии с традицией книжников, пытались ограничить влияние саддукеев и оспаривали их решения. Своим идеалом они провозглашали священство всего народа и были убеждены, что вся жизнь человека должна быть пронизана благочестием. Саддукеи исходили из буквы Закона, фарисеи - из его духа. В отличие от саддукеев, фарисеи наряду с Писаной Торой признавали Устную Тору, разработанную книжниками и рабби (раввинами, законоучителями), считая ее предписания обязательными для исполнения. Благодаря признанию авторитета как Писаного, так и Устного Закона жизнь еврейского народа не утратила своих традиционных черт и после падения Иудейского государства и разрушения Храма. Возросший авторитет Закона превратил учителей Торы в бесспорных лидеров народа. Между фарисеями и саддукеями существовали расхождения и по ряду конкретных вопросов. Так, фарисеи признавали учение о бессмертии души и воскресении из мертвых, а саддукеи отвергали его. Традицию фарисеев продолжили таннаи (таннаим - "учителя"), амораи (амораим - "толкователи") и савораи (савораим - "разъясняющие"), ученые, коллективный труд которых увенчался созданием Талмуда, огромного собрания документов, включающего Устный Закон, правовые заключения, дискуссии и решения по разным вопросам, моральные предписания и принципы, а также исторические повествования, легенды и предания. Свой окончательный вид Талмуд принял в Вавилонии ок. 500. Последнюю редакцию Вавилонского Талмуда приписывают Равине, главе академии в Суре, и рабби Йосе, возглавлявшему академию в Пумбедите. Иерусалимский, или Палестинский Талмуд, создававшийся в школах Палестины на протяжении многих поколений, был завершен ок. 350 в Иерусалиме. Талмуд состоит из двух частей. Первая часть - Мишна, произведение таннаев, редакцию которой осуществил Иуда ха-Наси ("Иуда-князь"); вторая - Гемара ("завершение"), результат работы амораев. Законодательный материал Талмуда называется Галаха, а гомилетический, аллегорический и поэтический материал - Агада ("сказание", "повествование"). Вероучению отводится подчиненная роль, поскольку фундаментальные принципы еврейского вероисповедания, будучи общеизвестными и признанными, не нуждались в перечислении или каких-либо особых формулировках. Основное внимание уделено нормам, регламентирующим поведение евреев в любой сфере жизни. Галаха - основной раздел Талмуда, тогда как Агада занимает гораздо более заметное место в раввинистических произведениях другого жанра. Этот жанр, мидраш, поставлял основной материал для еврейской теологии. Эпоха савораев длилась до 600. Примерно в это время появилась плеяда ведущих ученых, гаонов (от евр. "геоним" - "превосходительства", "прославленные"). Гаоны возглавляли академии в Суре и Пумбедите, две ведущие школы Вавилонии, ставшие центрами изучения права после того, как римляне закрыли школы в Палестине (300). В то время главой вавилонской общины являлся "реш галута" ("глава изгнанников", "эксиларх"), утверждавшийся, как правило, персидскими властями. Но реальное влияние на жизнь евреев, как в Вавилонии, так и в других странах, оказывали наставники-гаоны. Период гаоната продолжался около 450 лет (600-1050). Некоторые выдающиеся гаоны комментировали и преподавали Закон в школах, которые они возглавляли, и, будучи верховными судьями, внедряли его в жизнь общин. Они занимались исследованиями, выходящими за пределы Талмуда, - историей, грамматикой, литургикой. Рабби Шерира Гаон из Пумбедиты в 987 написал знаменитое послание евреям Кайруана об эволюции Талмуда, которое остается одним из важных источников по этой теме. Рабби Амрам Гаон из Суры в 870 и рабби Саадия Гаон (892-942), выдающийся грамматист и философ, разрабатывали литургию. Многие гаоны, отвечая на запросы евреев диаспоры, писали пространные респонсы (так назывались послания авторитетных раввинов в ответ на вопрос галахического характера; решение, изложенное в респонсе, являлось прецедентом и имело силу закона). Наиболее известны респонсы рабби Хая Гаона из Пумбедиты, датируемые примерно 1000. Гаоны также редактировали своды талмудических законов. Возникшая в эпоху гаоната секта, известная под именем караимов, отвергала Талмуд. Это были последователи Анана бен Давида (ум. ок. 800), безуспешно претендовавшего на пост эксиларха, который занимал его дядя. Ожесточившись против гаонов, не поддержавших его притязаний на эту должность, Анан отправился в Палестину, где собрал вокруг себя группу последователей, убежденных, что предписания талмудистов извращают Закон. Анан призывал к неукоснительному соблюдению буквы Закона, как он сформулирован в Библии. Отвечая Анану, раввины сначала делали упор на авторитет Талмуда, считая, что в условиях распространения ислама необходимо придерживаться интерпретации Писаной и Устной Торы, освященной вековой традицией. Чтобы достойно ответить на вызов караимов, талмудисты занялись интенсивным изучением Библии, еврейской грамматики и филологии, а также еврейской теологии и этики. В конце концов рост караимского движения прекратился, и для следующих поколений Талмуд остался самым авторитетным трудом. Вообще говоря, Талмуд представляет собой не столько упорядоченный кодекс, сколько простое собрание законов. Кроме того, Талмуд пополнялся обширными комментариями раввинов, толковавших его сообразно изменениям социальных и культурных условий. Не существовало ни жестких правил интерпретации, ни главного авторитета или последней инстанции. В большинстве случаев комментаторы старались найти обоснование своим взглядам в Библии и Талмуде или в трудах раввинов-предшественников. Ведущим комментатором Талмуда был Раши (рабби Шломо бен Ицхак из Труа, 1040-1105). Говорили, что без его комментария Талмуд сейчас мог бы стать книгой за семью печатями. Хотя комментарии облегчали изучение Талмуда, ощущалась потребность в доступном руководстве, удобном для практического применения. Очень рано начали составлять своды еврейских законов, призванных восполнить этот недостаток. Среди первых - Большие постановления (Галахот Гедолот) и Гилхот Алфаси, открывшие путь для дальнейшей кодификации. Важнейшими из более поздних кодексов стали свод Маймонида Повторение Закона (Мишне Тора), Четыре ряда (Арбаа Турим), труд Якова бен Ашера (ум. 1340), и Накрытый стол (Шулхан Арух) Иосифа Каро (1488-1575). Кодекс Маймонида представляет систему иудаизма в его целостности, причем Маймонид, в отличие от других кодификаторов, не следовал порядку, принятому в Талмуде, но по-своему группировал материал и вводил новые разделы. Он не ссылался на авторитеты, за что подвергался критике; его стиль лаконичен. Шулхан Арух Каро, составленный на основе Арбаа Турим и снабженный глоссами Моисея Иссерлеса (1520-1572), принят современным ортодоксальным еврейством в качестве нормативного кодекса.

В Средние века евреи внесли заметный вклад в развитие философии. Первым выдающимся еврейским философом был Саадия Гаон. Его самый значительный труд - Книга верований и воззрений (Сефер ха-эмунот ве-ха-де'от), где впервые дано философское обоснование вероучительных положений иудаизма. Бахья ибн Пакуда (11 в.) стал первым еврейским автором, написавшим трактат о системе этики - Обязанности сердца. Религиозная философия иудаизма многим обязана Источнику жизни неоплатоника Соломона ибн Габироля (1021-1058), известного как Авицеброн из Валенсии. Иуда Галеви из Толедо (ок. 1080 - ок. 1140) подверг критике учение об эманациях, а также учение Аристотеля о вечности материи. Великим еврейским ученым и философом Средневековья был уже упоминавшийся Моисей Маймонид (1135-1204), известный под аббревиатурой "Рамбам", автор трактата Наставник колеблющихся (Морэ Невухим), учивший о гармонии разума и истин, полученных через Откровение. Маймонид был аристотеликом, и его труды оказали несомненное влияние не только на еврейских, но и на нееврейских философов, в том числе и на Фому Аквинского. Другие значительные еврейские философы того периода - Моисей ибн Эзра, Леви бен Гершон (1288-1344) и Хасдай бен Авраам Крескас (1340-1410), которые пытались очистить иудаизм от аристотелизма. Примерно в начале 17 в. среди еврейских мыслителей появились философы-скептики, самые известные из которых - Уриэль Акоста из Амстердама, Леон из Модены и Йосеф Дельмедиго, но острие их полемики было направлено главным образом на крайности талмудизма и каббалы. Реакция на рационализм философов и прежде всего на учение Маймонида способствовала усилению мистического течения. Новое учение, которое было названо "каббала" ("предание"), быстро распространилось из Испании на север. Первая значительная книга каббалы - Книга Творения (Сефер Йецира, 9 в.). Каббалистическая литература продолжала развиваться в еврейских общинах Франции и Германии, а в 15 в. пережила бурный расцвет в Палестине благодаря школам Моше из Кордовы (1522-1570) и Исаака Лурии (1534-1572). Самым почитаемым каббалистическим произведением стала книга Зохар, приписываемая рабби Шимону бар Иохаю, но составленная испанским евреем Моисеем де Леоном. Каббала развивалась как метафизическая система, сосредоточенная на учении о божественных эманациях и откровениях, учении о "сфирот" (стадиях эманации и иерархических ступенях духов и ангелов), а также о "гилгуле" ("переселении душ"). В каждом слове или действии человек должен был обращаться к мысли о новом соединении с духовным миром. Имя Бога было тайной, покрывающей все и на все воздействующей, его буквы обладали мистической силой. Наряду с этой мистической теорией развивалась и практическая каббала, делавшая акцент на важности человеческой природы. Она выстроила систему демонологии и магии, поощряла аскетизм, но в центре ее внимания были мессианство и спасение Израиля. Увлечение каббалой подготовило почву для признания лжемессий, таких, как Авраам Абулафия (1240 - ок. 1291), Давид Реубени (1490-1535), Соломон Молхо (1500-1532), Саббатай Цви (1626-1676), у которого насчитывались тысячи последователей, и Якоб Франк (1726-1791). Каббала оказала влияние на нравоучительную литературу ("мусар "). Среди мистических произведений можно назвать трактат Самуила Хасида (1115-1180) и его сына Иуды Хасида (1150-1217) Книга благочестивых (Сефер Хасидим), где высокие моральные принципы переплетаются с суевериями, верой в злых духов и демонов. Мистическая тенденция нашла новое выражение в хасидизме 18 и 19 вв., возникшем в Польше. В большой мере это движение являлось протестом против раввинизма и взгляда, что изучение Талмуда - единственный путь для достижения праведной жизни. Начало движению положили Израиль бен Элиэзер (Баал Шем Тов) (ок. 1700-1760) и Дов Бэр из Межерича (1710-1772). Хасидизм стал ответом на духовные чаяния масс, не имевших ни возможности приблизиться к Богу через изучение Талмуда, ни представления, как это сделать. Основным средством, с помощью которого они могли бы достичь единения с Богом, была молитва. Но в хасидизме стали укореняться эксцентричные практики, явно противоречившие Талмуду, и это привело хасидов к конфликту с рабби Илией (Элияху) (1720-1797), Виленским гаоном, выступившим с их осуждением. Моисей Мендельсон (1729-1786), чьи философские взгляды некоторые евреи неверно воспринимали как оправдание их отказа от иудаизма, был одной из ключевых фигур великого обновления, позволившего полнее осмыслить ценность иудаизма. Важным вкладом Мендельсона в приспособление еврейской жизни к условиям существования за пределами гетто стала публикация немецкого перевода Пятикнижия. Он открыл первую свободную еврейскую школу в Берлине, где наряду с Библией и Талмудом преподавались светские дисциплины. Школа послужила образцом для еврейских приходских школ, впоследствии открывавшихся повсеместно, и пробудила интерес к изучению иврита. Отсюда началось движение Хаскалы (еврейского Просвещения) в Центральной Европе. Среди последователей Мендельсона были Нафтали Херц Вессели (1725-1805) в Гамбурге, Нахман Крохмаль (1785-1840) в Восточной Европе и Самуэль Давид Луццатто (1800-1865) в Италии. Заметный вклад в изучение иудаизма с помощью европейских научных методов внес Леопольд Цунц (1794-1866), который считается основателем научного исследования иудаизма (т.н. Wissenschaft des Judentums). В начале 19 в. в Германии возникло движение, получившее название реформистского иудаизма. Оно стимулировалось желанием евреев, включившихся в процесс политической и культурной эмансипации, приспособить иудаизм к современным условиям. Вначале усилия реформистов были направлены главным образом на то, чтобы сделать синагогальную службу приемлемой для западного мира. В богослужение вводился орган, смешанный хор, пение немецких религиозных гимнов; немецкий язык использовался в качестве языка молитвы и проповеди. Во время службы женщины и мужчины находились вместе. Позднее из молитв было исключено всякое упоминание о Сионе, выражавшее еврейские национальные чаяния возродить древнюю родину. Это обновленческое движение возглавляли люди, не имевшие раввинского звания, хотя необходимость перемен отстаивали и реформистские раввины, среди которых - Авраам Гейгер (1810-1874) и Самуэль Хольдхайм (1806-1860). Гейгер рассматривал иудаизм в историческом аспекте, подчеркивая, что идеи и общественные институты, как показывает еврейская история, могут устаревать и уступать место новым. Хольдхайм был радикальным сторонником денационализированного иудаизма. Он пошел дальше Гейгера, допуская изменения, которые Гейгер считал уступкой христианству, например перенос дня покоя с субботы на воскресенье. Реформизм отвергал раввинистическую приверженность букве Закона, выдвигая вместо нее принцип историчности Откровения, из которого следует необходимость адаптации к окружающим условиям и требованиям эпохи. Реформистское движение проникло в Англию и Францию. Его влияние испытала и Хаскала, почти одновременно развивавшаяся в России. Спустя полвека реформы в Германии пошли на убыль. Реформистский иудаизм, имеющий сейчас приверженцев во всем мире, пережил свой расцвет в США, где развивался с 1840-х годов. В конце 20 в. американский реформистский иудаизм пересмотрел свою антинационалистическую и антиобрядовую позицию, унаследованную от немецкого реформизма. Сейчас в реформистских общинах распространены идеи сионизма, восстанавливаются первоначальные обрядовые формы, вводятся модифицированная или новая ритуальная практика. В богослужении стал широко использоваться иврит. Ответом ортодоксального иудаизма на эмансипацию и на угрозу потерять своих приверженцев стало растущее сопротивление попыткам изменить Закон, полученный через божественное Откровение, и его раввинистическое толкование. В Германии Самсон Рафаэль Гирш (1808-1888), основатель неоортодоксального течения, полагал, что идеи иудаизма и общечеловеческого гуманизма не противоречат друг другу. В книге Девятнадцать писем о еврействе (Neunzehn Briefe ber Judenthum, 1836) он утверждал, что трудности, которые возникли перед инакомыслящими представителями молодого поколения, пытавшимися примирить светские и религиозные стороны жизни, коренятся в незнании иудаизма. С другой стороны, на старшем поколении лежит вина за то, что соблюдение еврейских религиозных установлений превратилось в чистую формальность. Рабби Гирш соглашался с реформистами, что у Израиля есть свое предназначение, но заявлял, что для надлежащего осуществления евреями своей миссии Бог обрек их на моральную и духовную обособленность. Более того, рабби Гирш утверждал, что диаспора - это школа очищения, которую по воле Бога должны пройти евреи, чтобы через исполнение заповедей в интерпретации раввинистического иудаизма вновь обрести связь с ним. Любые изменения должны предусматривать совершенствование обучения, призванного ознакомить с ортодоксальным иудаизмом и научить жить в соответствии с его нормами. Гирш подал пример, основав приходскую школу в своей общине во Франкфурте. Вслед за ним Израиль Хильдесхаймер (1820-1899) открыл семинарию в Берлине, где осуществлялась подготовка ортодоксальных раввинов как по общим, так и по еврейским религиозным дисциплинам. Многие евреи не были готовы принять крайности как неоортодоксов, так и реформистов, но стремились к менее радикальному решению проблемы приспособления традиционных еврейских норм к требованиям времени. Лидером умеренного крыла был Захария Франкель (1801-1875), основатель современной школы исторического иудаизма, названной впоследствии "консервативным иудаизмом". Он считал, что институты, сформировавшиеся в ходе исторического развития, должны почитаться как неизменные, а отказ от них является религиозным отступничеством. Его заботило главным образом сохранение еврейских обычаев. Франкель избегал полемики со своими оппонентами, реформистами и ортодоксами, но занялся созидательной деятельностью на посту главы раввинской семинарии в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Все силы он отдавал воспитанию нового типа ученого, который был бы привержен и традиционным ценностям, и историко-критическому подходу. В США, благодаря Соломону Шехтеру (1847-1915) и его последователям, консервативный иудаизм делал значительные успехи и приобретал большое число новых сторонников. Реконструкционистское движение под руководством Мордехая М. Каплана (1881-1983) возникло внутри консервативного иудаизма, но среди его членов имеются представители всех направлений. С точки зрения реконструкционизма, иудаизм - это развивающаяся религиозная цивилизация, нормы поведения которой определяются не вероучением, а самим еврейским народом. Самым значительным движением второй половины 19 в. стал сионизм. Этот термин ввел в употребление Натан Бирнбаум в 1886, описывая новые политические взгляды на восстановление еврейского государства в Палестине и заселение страны евреями. Официально движение оформилось на первом Всемирном сионистском конгрессе (1897), который организовал Теодор Герцль (1860-1904) в Базеле (Швейцария). Сионизм олицетворял давнюю надежду еврейского народа на обретение своего дома, впервые выраженную еще в библейские времена и не угасшую за столетия рассеяния. Политический сионизм, направление которому было задано Герцлем, признавал, что для воплощения этой мечты необходимо добиться поддержки народов мира. Подобно другим народам в тот период, евреи верили, что единственная надежда на сохранение еврейства и его цивилизации - это утверждение национальной независимости. Рост антисемитизма, как интеллектуального, "научно обоснованного", так и откровенно погромного характера, приведшего к массовым убийствам евреев в Восточной Европе, убедил евреев в том, что они обретут безопасность только в независимом еврейском государстве. После Первой мировой войны сионистское движение получило международное признание, что особо подчеркивалось в Декларации Бальфура (1917) и затем в мандате на управление Палестиной, предоставленном Великобритании. 29 ноября 1947 Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о создании еврейского государства в Палестине, а 14 мая 1948 было провозглашено Государство Израиль.

ВЕРОУЧЕНИЕ

Вероучение, этика, обычаи и социальные аспекты иудаизма изложены в Торе, которая в широком смысле включает Устный и Писаный Закон, а также всю совокупность учений еврейского народа. В узком смысле термином "Тора" обозначается Пятикнижие Моисеево. Согласно традиционным еврейским взглядам, Тора, и письменная и устная, была дарована Богом непосредственно сынам Израиля на горе Синай или через Моисея. Для традиционного, или ортодоксального еврейства авторитет Откровения непререкаем. Приверженцы либерального, или реформистского иудаизма не считают, что Тора получена в результате Откровения. Они признают, что истина в Торе содержится, а Тора богодухновенна и достоверна в той мере, в какой она согласуется с разумом и опытом. Поскольку же Откровение дается постепенно и не ограничено какими-либо рамками, то истину можно обрести не только в еврейских источниках, но и в природе, науке и учениях всех народов. Еврейское вероучение не содержит догматов, принятие которых обеспечивало бы еврею спасение. Иудаизм придает гораздо большее значение поведению, чем вероисповеданию, и в вопросах вероучения предоставляет известную свободу. Существуют, однако, определенные основополагающие принципы, которые разделяют все евреи. Евреи верят в реальность Бога, в его единственность и выражают эту веру в ежедневном чтении молитвы "Шема": "Слушай, Израиль. Господь - Бог наш, Господь - един". Бог есть дух, абсолютное существо, именующее себя "Я есмь Сущий". Бог - Творец всех вещей во все времена, он - непрерывно мыслящий Разум и постоянно действующая Сила, он универсален, он правит всем миром, единственным, как и он сам. Бог установил не только естественное право, но и законы морали. Бог, дающий жизнь вечную, - всеблагой, пресвятой, справедливый. Он господин истории. Он и трансцендентен, и имманентен. Бог - помощник и друг людям, отец всего человечества. Он освободитель людей и народов; он спаситель, помогающий людям избавиться от невежества, грехов и пороков - гордости, эгоизма, ненависти и вожделения. Но спасение не достигается лишь благодаря действиям Бога, от человека требуется содействия в этом. Бог не признает злого начала или власти зла в мироздании. Бог сам создатель и света, и тьмы. Зло - непостижимая тайна, и человек принимает его как вызов, на который нужно ответить, борясь со злом, где бы оно ни обнаруживалось в мире. В борьбе со злом еврея поддерживает его вера в Бога. Иудаизм утверждает, что человек сотворен "по образу и подобию Божию". Он не просто живое орудие Бога. Никто не может стоять между Богом и человеком, и нет нужды в чьем-либо посредничестве или заступничестве. Поэтому евреи отвергают идею искупления, считая, что каждый несет ответственность непосредственно перед Богом. Хотя человек связан причинно-следственными законами мироздания, а также социальными и политическими условиями, он все же обладает свободой воли, чтобы сделать нравственный выбор. Человек не должен служить Богу за вознаграждение, тем не менее Бог воздаст за праведность в нынешней или в будущей жизни. Иудаизм признает бессмертие человеческой души, но между приверженцами разных течений существуют разногласия относительно воскресения из мертвых. Ортодоксальный иудаизм считает, что оно произойдет с приходом Мессии, реформисты эту идею полностью отвергают. Существует несколько интерпретаций небесного рая, где блаженствуют праведники, и ада (геенны), где несут наказание грешники. Библия об этом умалчивает, но более поздняя литература содержит самый широкий спектр представлений о рае и аде. Евреи верят в избранность Израиля (еврейского народа, но не еврейского государства): Бог из всех народов мира избрал еврейский народ, чтобы он, приняв Откровение, сыграл центральную роль в драме спасения человечества. Согласно современным взглядам, Израиль следует считать не "избранным", но "избирающим", предполагая, что он, заключив союз-договор с Богом, сам должен был сделать окончательный выбор, принять ли слово Божье и стать ли "светочем для народов". Обособленность евреев и преданность Израиля Закону рассматриваются как условия, необходимые для сохранения чистоты и силы народа, которые требуются для исполнения его миссии. Евреи верят в свою миссию - утвердить истину божественного Закона, проповедью и своим примером учить этому Закону человечество. Именно так на земле восторжествует божественная истина, и человечество выйдет из состояния, в котором оно сейчас находится. Новый миропорядок ожидает человеческий род, Царство Божье, где в конце концов утвердится божественный Закон; в нем все люди обретут мир, справедливость и воплощение своих наивысших устремлений. Царство Божье будет основано именно на земле, а не в мире ином, и осуществится это в мессианскую эпоху. По поводу характера мессианской эры имеются разные мнения. Ортодоксы считают, что явится Мессия ("помазанник") из рода Давида, который поможет установить Царство Божье. Приверженцы реформистского иудаизма не согласны с этим и полагают, что пророки говорили о мессианской эре, наступление которой люди могут ускорить, поступая справедливо и милосердно, любя ближнего, живя скромной и благочестивой жизнью. Иудаизм считает, что все люди, независимо от религии и национальности, в равной степени являются детьми Божьими. Они равно дороги Богу, имеют равные права на справедливость и милосердие со стороны ближних. Иудаизм полагает также, что наличие еврейской крови (с отцовской стороны) не имеет значения в определении принадлежности к еврейству (согласно раввинскому закону, евреем считается всякий, кто рожден матерью-еврейкой или принял иудаизм). Каждый, кто принимает еврейскую веру, становится "чадом Авраама" и "сыном Израиля". Для еврея иудаизм - истинная вера, но другие религии вовсе не обязательно ложны. Считается, что нееврею нет необходимости становиться евреем для того, чтобы обрести спасение, ибо "праведники всех народов обретут удел в грядущем мире". Для этого от нееврея требуется только исполнять заповеди сынов Ноя, а именно: 1) отказаться от идолопоклонства; 2) воздерживаться от кровосмешения и прелюбодеяния; 3) не проливать кровь; 4) не произносить имя Бога всуе; 5) не творить несправедливости и беззакония; 6) не красть; 7) не отрезать частей от живого животного. Отношение иудаизма к Иисусу из Назарета, интерпретация смерти которого, предложенная св. Павлом, стала основой христианства, выражено у Моисея Маймонида. Отдавая должное Назарянину, Маймонид считал его тем, "кто подготовил путь Царю-Мессии". Однако отказ иудаизма признать христианство продиктовано не только убеждением, что Иисус не являлся Мессией, но невозможностью принять некоторые положения, привнесенные в учение Иисуса св. Павлом. Их перечисляет М. Штейнберг в книге Основы иудаизма: утверждение, что плоть греховна и должна умерщвляться; идея первородного греха и проклятие от него, лежащее на каждом человеке до его рождения; представление об Иисусе не как о человеке, но как о Боге в

гуманитарный словарь

ИУДАИ́ЗМ - одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых авраамических религий.

И. начал складываться в 3 в. до н. э. на Ближнем Востоке, прежде всего в Иудее, Вавилонии и Египте. Основой для И. послужила религия древних евреев (библейский И.). Окончательные очертания И. принял после разрушения римлянами Второго Храма в Иерусалиме (70 г. н. э.). В 1-5 вв. н. э. И. - в первую очередь система заповедей, законов и правил, регламентирующих все стороны жизни общины и каждого из ее членов, как собственно в ритуальных аспектах, так и в области повседневной жизни, права, культуры, образования и т. д. Т. о., существеннейшей частью иудейской традиции является именно закон (галаха́). Галаха содержится во всех главнейших книгах иудейского канона. Это прежде всего Пятикнижие Моисеево, Тора, к-рая вместе с Писаниями и Пророками составляет корпус еврейской Библии (Танах), несколько отличающейся по составу канонических книг от христианского Ветхого Завета. Устная традиция, начавшая формироваться вместе с И., была кодифицирована в кон. 2 в. н. э. в Иудее и получила название Мишны. Комментарий на Мишну, называемый Гемарой, был составлен в Вавилонии в 3-5 вв. Объединение Мишны и Гемары - Вавилонский Талмуд есть, по существу, основа И. как обрядовой и, что очень существенно, как юридической системы. Дальнейшее развитие И. получил за счет усилий авторитетных раввинов, трудившихся в различных общинах диаспоры. Галахе противостоит неоднородный в жанровом отношении пласт литературы, не имеющий характера прямого закона или заповеди, - агада. Агада включает в себя повествовательную, житийную, нравоучительную, мистическую и т. д. традиции. Существенной особенностью как галахической, так и агадической литературы служит то, что она зачастую создавалась в форме комментария на Танах, Талмуд и др. книги, находящиеся в центре традиции.

Основы иудейской обрядности сформулированы в Пятикнижии, однако, как и И. в целом, получили развитие в постбиблейское время. Для И. характерны: строгое соблюдение особого диетарного закона (кашрута), почитание суббот и праздников, законы ритуальной чистоты, существенное разделение ролей мужчины и женщины, отсутствие (после разрушения Храма) священства. Существенны для И. мессианские чаяния, в к-рых эсхатологическая идея тесно переплетена с идеей национального избавления и возрождения.

Для И. характерна подробная регламентация всей практики (общественной, бытовой и ритуальной) в сочетании с большой терпимостью в теоретических и богословских вопросах. Это, а также то, что формирование И. происходило в основном в диаспоре, в условиях отсутствия единого религиозного центра, привело к возникновению в И. большого кол-ва неантагонистических толков. Существенно, что галаха включает и обычное право, сложившееся в данной общине, к-рое быстро кодифицируется: обычай приравнивается к закону. Т. о., каждая община имеет свои особенности и обряды, образовавшиеся непосредственно в ней самой. Одно из существенных отличий, существующих между разными общинами, это различие нусахов, молитвенных ритуалов. Два основных нусаха - нусах ашкеназ и нусах сфарад. (Сфарад - средневековое еврейское название Испании, Ашкеназ - Германии.) Первого придерживаются евреи-сефарды, выходцы из Испании и Португалии, "восточные" общины, второго - европейские евреи-ашкенази.

Первые материальные следы еврейского присутствия на территории быв. СССР - это надгробные памятники и надписи первых веков новой эры из греческих колоний на Черном море. В последующие века на Кавказ и в Сев. Причерноморье происходит постоянный приток евреев из Персии и Византии. На рубеже 7-8 вв. правящая династия и, очевидно, какая-то часть населения Хазарского каганата принимает И. Так как Киев и другие древнерусские города лежали на важном торговом пути, то еврейские торговые фактории и еврейские кварталы появляются здесь уже в раннем средневековье.

В результате переселения из Германии на территории Речи Посполитой в 14-17 вв. происходило формирование той этнической общности, к-рую называют евреями Вост. Европы. Начало расцвета еврейской учености и И. в Польше и Литве приходится на 16 - нач. 17 в. Именно в это время происходит перемещение основных центров И. из Германии в Польшу.

После разделов Польши (1772, 1793, 1795, 1815) Россия приобретает крупнейшее в мире население, исповедующее И. Впоследствии к нему присоединяются евреи Крыма, Бессарабии, Кавказа и Ср. Азии. Российская империя и СССР включили в свой состав целый ряд земель с очень значительным еврейским населением. Именно оттуда началось расселение евреев по всей России. Традиционными регионами еврейского расселения являлись Белоруссия, Украина, Литва, часть Латвии, Молдавия.

Царское пр-во на протяжении полутора столетий выстраивает сложную систему мер по ограничению прав, в том числе и религиозных, еврейского населения. Тем не менее именно на территории быв. Советского Союза возникли и развились важнейшие направления современного ортодоксального И.: хасидизм (Подолье, Волынь, Галиция, Сев. Белоруссия) и противостоявшая ему "литовская ученость" (Литва, Зап. Белоруссия). На этой территории жили крупнейшие религиозные авторитеты, функционировали знаменитые иешивы (школы). Россия была важным центром еврейского книгопечатания. Начиная с 1760-х гг. возникает множество еврейских типографий по всей черте оседлости и за ее пределами. Виленское издание Вавилонского Талмуда (изд-во "Типография вдовы и братьев Ромм") до сих пор считается образцовым и стереотипно воспроизводится во всем мире.

Тяжелый удар И., так же как и др. конфессиям, был нанесен после Окт. рев-ции. Были закрыты и зачастую уничтожены почти все синагоги, полностью уничтожено религиозное образование. Страну покинуло большинство религиозных лидеров, многие были арестованы. Тем не менее какая-то религиозная активность сохранялась. В нек-рых городах продолжали действовать синагоги. В целом религиозные общины были полностью разрушены, за исключением нек-рых регионов (Закарпатье, Ср. Азия, Грузия). В постсов. годы началось возрождение еврейских общин на территории быв. СССР. Вновь открыты многие синагоги. Воссоздана структура религиозного образования. Стала доступной религиозная лит-ра, в т. ч. издаваемая на рус. языке.

Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. Х. Рауля в Одессе. 1870-е гг.

Иудаизм. Еврей Подольской губернии. Фотография Ж. Х. Рауля в Одессе. 1870-е гг.

Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.

Иудаизм. Свиток Торы. 19 в.

иллюстрированный энциклопедический словарь

ИУДАИЗМ, наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в 1-м тысячелетии до нашей эры в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход Мессии, богоизбранность еврейского народа (идея "завета", союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору ("Пятикнижие Моисея"), книги пророков и так называемого Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм). Число последователей иудаизма около 18 млн. (около 1/3 из них в США).

евразийская мудрость от а до я.

ИУДАИЗМ -

национальная еврейская религия, в основе которой лежит почитание Яхве, признававшегося сначала божеством древнееврейского племени Иуды (отсюда и название), а затем Богом всех евреев. Начал формироваться во 2 тыс. до н. з. на основе верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в 13 веке до н. э. Палестины, ассимилировал религиозные представления местных земледельческих народов. С образованием в 1948 г. государства Израиль иудаизм стал его государственной религией. Распространен и в других странах, в том числе в СНГ.

словарь народов и культуры

Иудаизм

(Judaism), религия еврейского народа (евреи). Важнейшим элементом И. является вера в единого Бога, суммированная в Шме, читаемой при всех обществ, и индивидуальных молениях. Первый стих звучит так: Слушай, Израиль! Господь - Бог наш. Господь один. Иудеи верят, что Бог сотворил небо и землю, сделав еврейский народ наследником единственно истинной связи с Богом через 3авет, заключенный с Авраамом. Этому близки милленаристские упования (милленаризм) на возвещенное в пророчествах явление Мессии, помазанника, к-рый положит начало возвращению всех иудеев на землю Израиля. Иудейская религ. практика основана на соблюдении Торы, к-рая регламентирует каждый аспект духовной, религ. и нравственной жизни; концентрированным содержанием Торы являются Десять заповедей. В раввинической традиции полное число библейских заповедей (мицвот) 613. Доп. комментарии и свод устного законодательства содержатся в Мишне и Талмуде. Обществ, моления происходят в местной синагоге, а религ. авторитет воплощается в лице раввина; в то же время целый ряд важных религ. предписаний, касающихся, в частности, употребления чистой пищи (кошерная пища) и соблюдения субботы (шабат), исполняются дома. Совр. И. делится на неск. направлений. Приверженцы ортодоксального иудаизма настаивают на исключительном авторитете Торы как непререкаемого божественного откровения. С этим не согласны представители либерального и реформистского иудаизма, допускающие (в разл. степени) существенные отступления от традиц. следования Библии. Консервативный иудаизм в США представляет собой компромисс между ортодоксальным и реформистским течениями. Еще одно направление, сионизм, сочетает националистические и религ. устремления, к-рые привели к созданию в 1948 г. гос-ва Израиль.

афоризмы

ИУДАИЗМ

Очевидно, что Библия есть творение евреев, но не менее очевидно, что сами евреи есть творение Библии.

Джозеф Джейкобе

Евреи несли Библию сквозь века как свое переносное отечество.

Генрих Гейне

Талмуд есть еврейский католицизм.

Генрих Гейне

Быть может, мы - сыновья торговцев, но мы же -

внуки пророков.

Хаим Вейцман

Пристать к Христу - задача для еврея слишком трудная: сможет ли он когда-нибудь уверовать в божественность другого еврея?

Генрих Гейне

Я воспитан в еврейской традиции, которая запрещает жениться на нееврейке, бриться в субботу вечером и, в особенности, брить женщину-нееврейку в субботу вечером.

Вуди Аллен

(см. ЕВРЕИ)

орфографический словарь

иудаи́зм, -а

словарь ударений

иудаи́зм

трудности произношения и ударения

иудаи́зм и устарелое юдаи́зм.

формы слов

иудаи́зм, иудаи́змы, иудаи́зма, иудаи́змов, иудаи́зму, иудаи́змам, иудаи́змом, иудаи́змами, иудаи́зме, иудаи́змах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

См. вера...

морфемно-орфографический словарь

иуд/а/и́зм/.

грамматический словарь

иудаи́зм м 1a

словарь иностранных слов

ИУДАИЗМ [< ср.-в.-нем. Jude - еврей] - религия, распространенная преимущественно среди евреев; возникла в конце II тысячелетия до н.э.; является монотеистической с культом бога Яхве. И. - официальная религия государства Израиль.

сканворды

- Религия, господствующая в Израиле.

- Одним из древнейших символов какой религии является семиствольный светильник - менора?

- Религия, в основе которой лежит культ бога Яхве, распространена среди евреев.

- Канон священных книг этой религии включает Тору.

- Основные положения этой религии собраны в Талмуде.

- Наиболее ранняя монотеистическая религия.

- Какая религия подарила миру каббалу?

- Эта религия была господствующей в Хазарском каганате.

полезные сервисы
иудаизма вероучительные основы иудаизма вероучительные основы
энциклопедия кольера

Под влиянием других религиозных и философских систем еврейские мыслители начали формулировать основные вероположения еврейской религии. Саадия Гаон (10 в.) называл 9 принципов веры: сотворение мира из ничего, единственность Бога, вера в пророчество, свобода воли, божественное воздаяние, душа и ее предопределение, воскресение, избавление Израиля, бессмертие. Маймонид (1135-1204) сформулировал 13 принципов веры, которые стали общепринятыми. Первые пять относятся к представлению о Боге: 1) его существование, 2) его единственность, 3) его нематериальность, 4) его вечность, 5) необходимость поклонения только ему одному. Следующие четыре касаются Откровения: 6) вера в пророчество, 7) абсолютное верховенство Моисея как пророка, 8) божественное происхождение Торы, 9) неизменность Торы. Последние четыре принципа относятся к воздаянию: 10) всеведущее провидение, 11) вознаграждение и кара, 12) пришествие Мессии, 13) воскресение мертвых.

полезные сервисы