Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мао цзэдун

Энциклопедический словарь

Ма́о Цзэду́н (1893-1976), председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943, один из основателей КПК. В 1954-1959 председатель КНР. Проведение им политики «большого скачка» (1958-1960) ослабило его государственные позиции. С 1959 насаждался культ личности Мао Цзэдуна (миллионными тиражами в стране издавались «цитатники» Мао Цзэдуна, сборники его высказываний), а его идейно-теоретические установки (маоизм) интерпретировались как творческое развитие марксизма-ленинизма. Организовал так называемую «культурную революцию» 1966-1976, нанёсшую ущерб развитию Китая.

* * *

МАО ЦЗЭДУН - МА́О ЦЗЭДУ́Н (1893-1976), председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943. Один из основателей КПК. В 1954-59 председатель Китайской Народной Республики (КНР). Проведение им политики «большого скачка» (1958-60) ослабило его государственные позиции. С 1959 насаждался культ личности Мао Цзэдуна (миллионными тиражами в стране издавались «цитатники» Мао Цзэдуна, сборники его высказываний), а его идейно-теоретические установки трактовались как творческое развитие марксизма-ленинизма. Организовал т. н. культурную революцию 1966-76, нанесшую ущерб развитию Китая.МА́О ЦЗЭДУ́Н (26 декабря 1893, дер. Шаошань, провинция Хунань - 9 сентября 1976, Пекин), китайский государственный и политический деятель, председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943. Основатель коммунистической партии Китая.

Родился в семье зажиточного крестьянина. В 1918 окончил педагогическое училище в городе Чанша. В том же году перебрался в Пекин, где познакомился с идеями марксизма (см. МАРКСИЗМ), также увлекся идеями Сунь Ятсена (см. СУНЬ ЯТСЕН), П. А. Кропоткина (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич). Навыки учителя помогали Мао в дальнейшем доходчиво объяснять политические взгляды малограмотным китайским крестьянам.

В 1921 стал главным делегатом от провинции Хунань на учредительном съезде Коммунистической партии Китая (КПК), проходившем в Шанхае. Вместе с остальными членами КПК Мао примкнул к националистической партии Гоминьдан (см. ГОМИНЬДАН) в 1923 и даже был избран запасным членом Исполнительного комитета Гоминьдана, а затем руководителем отдела пропаганды Гоминьдана. Однако из-за разногласий с Чан Кайши (см. ЧАН КАЙШИ) был смещен с этого поста. В 1927 возглавил восстание против Гоминьдана. После поражения восстания был исключен из руководящих органов КПК за военный авантюризм. После этих событий между Мао и старыми коммунистами-коминтерновцами возникли враждебные отношения. Мао неоднократно понижался в должности, но каждый раз восстанавливал свои позиции - он был популярен среди солдат-коммунистов, потому что сражался в рядах партизан и был доступен.

В 1930 Мао был назначен главным политическим комиссаром Красной армии Китая, которая обороняла советские районы в центральном Китае от войск Чан Кайши. В 1931 Мао был избран председателем Центрального исполкома советских районов Китая. С 1933 - член Политбюро ЦК КПК. Один из организаторов Северного похода Красной армии в 1934-1935 гг.

С 1935 Мао становится лидером советского района на севере Китая и благодаря этому - фактическим руководителем КПК. В 1943 он возглавил Политбюро ЦК КПК. После победы над Гоминьданом в Гражданской войне 1946-1949 гг. Мао 1 октября 1949 провозгласил в Пекине создание Китайской народной республики (КНР), возглавил КПК В 1954 был избран также председателем КНР. Его стали называть «председатель Мао», «Великий кормчий».

Партизанское прошлое Мао убедило его в том, что построить новое справедливое общество можно на принципах военной коммуны, в которой царят дисциплина, общность имущества, справедливость и спартанская простота жизни. Такая коммуна, в которой все трудятся самоотверженно и бесплатно (как он считал - по коммунистически), по мнению Мао могла добиться большой производительности труда каждого китайца. А поскольку китайцы многочисленны, очень скоро в Китае будет построена мощная индустриальная экономика. Это позволит стране стать лидером «третьего мира».

Маоизм был признан руководящей идеей КПК, но в действительности значительная часть коммунистов относились к этим левацким взглядам отрицательно, предпочитая ориентироваться на более осторожные советские рекомендации. Но Мао настаивал на своем единственно верном пути, претендуя на лидерство в мировом коммунистическом движении.

Сразу после прихода к власти КПК приступила к модернизации страны. Этому способствовала советская помощь - оборудование, сырье, специалисты. Десятки тысяч китайцев получили образование в СССР. С помощью Советского Союза было построено более 250 современных промышленных предприятий. Считалось, что дружба между СССР и КНР постоянно крепнет, получили широкое распространение лозунги: «Русский с китайцем - братья на век» и «Учиться у Советского Союза». Но помощи Советского Союза оказалось недостаточно для тех темпов промышленного роста, на которые надеялся Мао Цзэдун.

Земля помещиков и богатых крестьян была передана крестьянам, которых затем объединили в кооперативы. Крестьяне вынуждены были отдавать государству более трети продукции и не могли развивать свое хозяйство. Большинство китайцев оказались на грани голода.

В 1956 Мао Цзэдун решил, что настало время напрячь все силы народа, быстро построить мощную промышленность, которая затем позволит обеспечить благосостояние населения и превратить Китай в сверхдержаву (политика «большого скачка»). Некоторые лидеры партии (Лю Шаоци (см. ЛЮ ШАОЦИ), Дэн Сяопин (см. ДЭН СЯОПИН) и др.), считали, что «большой скачок» - это авантюра, которая приведет к развалу экономики. Умеренные лидеры КПК опирались на авторитет советских специалистов. И на VIII съезде КПК в 1956 удалось договориться о том, что пока китайская экономика будет развиваться более умеренными темпами.

Чтобы узнать настроения в обществе, в 1957 Мао провозгласил лозунг «Пусть расцветают все цветы» и объявил свободу слова. Однако в среде интеллигенции стали высказываться мнения, противоречащие официальной идеологии, по этому поводу вспыхнули дискуссии. Мао в ответ объявил оппозиционные идеи «ядовитыми сорняками» и стал решительно расправляться с инакомыслящими. После этого сопротивление взглядам Мао ослабло, и партией было принято решение об осуществлении опубликованной в 1958 программы Мао «большого скачка», повсеместно началось создание культа личности Мао. Одновременно Мао возобновил давление на крестьян, призывая к полному уничтожению частной собственности, к ликвидации товарного производства и созданию народных коммун.

В деревне началась перестройка. Большинство крестьян было объединено в такие коммуны по нескольку тысяч человек в каждой. В коммуне все было общим - от одежды до пищи. Все распределялось поровну. Под управлением командиров коммунары трудились на полях и пытались выплавлять металл в маленьких домнах. Мао считал, что это позволит нарастить производство стали. Но качество самодельного металла было негодным. Во время «большого скачка» промышленное оборудование эксплуатировалось неизбежно с нарушением технических норм. В авариях обвиняли советских специалистов, которые вскоре были вынуждены покинуть Китай.

В 1959 «большой скачок» привел к полному краху. Против Мао выступил герой революционной войны маршал Пэн Дэхуай (см. ПЭН ДЭХУАЙ) и др. видные деятели партии. В ответ Мао выступил с угрозой поднять восстание против мешавших ему «бюрократов». В результате маршал был осужден, но «большой скачок» был приостановлен. Мао, покинув высший государственный пост (председателем КНР был избран Лю Шаоци), сосредоточился на идеологической борьбе, в первую очередь, с КПСС, которая он считал предала идеалы ленинизма-сталинизма. Реальная власть в стране перешла к Лю Шаоци и Дэн Сяопину. Но в 1960 Мао повел тщательно организованную атаку на Лю Шаоци, основой борьбы с которым предстояло стать «великой пролетарской культурной революции».

Действия китайского руководства вызвали недовольство в руководстве КПСС. Мао и его окружение игнорировало рекомендации советских представителей, провоцировали конфликты с США из-за Тайваня, критиковали Н. С. Хрущева (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) за осуждение Сталина, другие действия, подрывающие авторитет коммунистического движения, «гегемонизм», «империализм» в отношении «третьего мира» и недостаточную помощь антиимпериалистическому движению. Взаимные упреки привели в 1963 практически к полному разрыву отношений между СССР и Китаем.

Маоизм оказал влияние на коммунистические партии десятков стран, в том числе таких больших, как индонезийская.

В 1966 при активном участии Мао, вернувшего себе пост главы государства, была создана Группа по делам культурной революции, в которую вошла также третья жена Мао Цзян Цинь. Вскоре по инициативе группы стали появляться листовки («дацзыбао»), которые призывали молодежь поддержать Мао в осуществлении «великой пролетарской культурной революции» и уничтожить «буржуазную культуру». Под ней понималось все, что как-то не соответствовало идеологии маоизма. Стали создаваться отряды «красногвардейцев» («хунвэйбинов (см. ХУНВЭЙБИНЫ)») из студентов и «молодых бунтарей» («цзаофаней») из рабочей молодежи. В августе 1966 было распространено дацзыбао «Огонь по штабам!», написанное самим Мао, в котором он требовал разгромить партийные и государственные органы, где засели «люди, облеченные властью и идущие по капиталистическому пути». В ответ на этот призыв толпы хунвэйбинов начали громить партийно-государственные учреждения. Волна насилия прокатилась по всей стране. Занятия в школах и вузах были прекращены для того, чтобы учащимся ничего не препятствовало проводить «культурную революцию». Чиновников и интеллигентов избивали, унижали, водили по улицам городов с оскорбительными плакатами, а потом нередко убивали. Среди репрессированных оказались Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Хунвэйбины громили древние храмы и музеи - все, что связано было с «непролетарской культурой». Служба государственной безопасности и министерство обороны во главе с Линь Бяо (см. ЛИНЬ БЯО) активно поддерживала хунвэйбинов. Но молодые хулиганы стали выходить из-под контроля. Начались вооруженные столкновения хунвэйбинов между собой. Мао пришлось привлечь войска для установления порядка. Власть перешла в руки генералов и офицеров, а хунвэйбины были отправлены в сельские коммуны «на перевоспитание». У власти остались наиболее преданные вождю выдвиженцы культурной революции, военные и часть чиновников во главе с премьер-министром Чжоу Эньлаем (см. ЧЖОУ ЭНЬЛАЙ). IX съезд КПК в 1969 одобрил итоги «культурной революции», которая создала основы «коммунизма. На деле в стране установилась военно-бюрократическая диктатура во главе с Мао и его «наследником» Линь Бяо. В 1970 Мао принял решение о пересмотре Конституции, Линь Бяо выступил против. Тогда Мао решил освободиться и от Линь Бяо и группы военных руководителей. По официальной версии, Линь Бяо погиб в авиационной катастрофе, когда пытался совершить побег из страны. В армии началась чистка, в результате которой тысячи офицеров подверглись репрессиям.

Во внешней политике Мао произошли значительные перемены, если в 1950-1960-е гг. «великий кормчий» враждовал со странами Запада, то после начала конфронтации с СССР стал искать примирения с ними. Китай превратился в «третью силу» конфликта между сверхдержавами. В 1964 благодаря полученным ранее советским технологиям удалось испытать китайскую атомную бомбу. В 1969 китайская сторона осуществила ряд крупных провокаций на советско-китайской границе, которые чуть не вылились в широкомасштабную войну и привели к жертвам с обеих сторон (вооруженный конфликт на острове Даманский (см. ЧИТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ)). В 1972 Мао восстановил отношения с США и принял в Китае президента Р. Никсона (см. НИКСОН Ричард). В последние годы жизни Мао началось осторожное преодоление последствий «культурной революции» (которая формально продолжалась), из ссылки был возвращен Дэн Сяопин. В 1975 была принята новая конституция, по которой закреплялось право членов коммун на приусадебные участки, производственная бригада (а не коммуна) признавалась основной хозрасчетной единицей, предусматривалась необходимость постепенного повышения материального и культурного уровня жизни народа, оплаты по труду.

После смерти Мао власть перешла к «выдвиженцам культурной революции» во главе с его женой Цзян Цин, но они продержались у власти очень недолго. Цзян Цин в составе «банды четырехљ была арестована. В Китае начались реформы. Однако, несмотря на официальную критику ошибок Мао, «велики кормчий» по-прежнему уважаем в Китае как создатель КПК и КНР.

Большой энциклопедический словарь

МАО ЦЗЭДУН (1893-1976) - председатель ЦК КП Китая (КПК) с 1943. Один из основателей КПК. В 1954-59 председатель Китайской Народной Республики (КНР). Проведение им политики "большого скачка" (1958-60) ослабило его государственные позиции. С 1959 насаждался культ личности Мао Цзэдуна (миллионными тиражами в стране издавались "цитатники" Мао Цзэдуна, сборники его высказываний), а его идейно-теоретические установки трактовались как творческое развитие марксизма-ленинизма. Организовал т. н. культурную революцию 1966-76, нанесшую ущерб развитию Китая.

Энциклопедия Кольера

МАО ЦЗЕДУН

МАО ЦЗЕДУН

(другой вариант личного имени - Жуньчи) (1893-1976), архитектор китайской революции и основатель Китайской Народной Республики, первый деятель марксизма, сделавший ставку на революционный потенциал крестьянства и завоевавший власть посредством вооруженных партизанских действий в сельской местности. Старший сын в семье разбогатевшего крестьянина, Мао родился 26 декабря 1893 в деревне Шаошань уезда Сянтань провинции Хунань, на юге центрального Китая. Получив традиционное китайское образование в частной школе, помогал родителям на ферме. Уже с раннего детства в нем стал проявляться неуступчивый, бунтарский характер, что особенно часто приводило к конфликтам с отцом - поборником жесткой дисциплины, который, по словам Мао, "часто бил и меня, и братьев, решительно отказывал в карманных деньгах и обеспечивал более чем скудным пропитанием". Мать Мао была "женщиной доброй, шедрой и жалостливой", которая часто - но никогда в открытую - принимала сторону своего старшего сына, хотя и "осуждала любое несдержанное проявление эмоций или попытку бунта... Она говорила, что это не в китайском духе". Однако в натуре юного Мао очень рано возобладал откровенный бунтарь. В возрасте 10 лет он убежал из школы, не желая подчиняться суровым требованиям учителя, который, подобно отцу Мао, отличался "жестоким, крутым нравом и часто бил учеников". В 13 лет Мао ушел из дома. Подобно многим представителям учащейся молодежи, Мао Цзэдун болезненно воспринимал жалкое положение Китая в международном сообществе и упадок правящей в стране династии. В 1908-1911, в беспокойное время агонии маньчжурской династии, внутреннее бунтарство молодого Мао стало обретать политическую окраску. В деревне, где проживала его семья, население находилось на грани голода, но отец Мао - ставший к тому времени преуспевающим зерноторговцем - продолжал вывозить зерно на продажу в город. Когда один из обозов с зерном был захвачен доведенными до отчаяния односельчанами, Мао принял их сторону. В период с 1913 по 1918 Мао учился в Хунаньской провинциальной средней школе в городе Чанша. К моменту окончания школы его мировоззрение было, по его собственным словам, "причудливой смесью либерализма, демократического реформизма и утопического социализма. Я был страстным сторонником демократии 19 в.., а к тому же еще и антимилитаристом и антиимпериалистом". В то же время в возрасте 25 лет Мао совершенно ничего не знал о теориях Маркса и Ленина. Вместе с группой своих земляков-студентов Мао отправился в Пекин - древнюю столицу императорского Китая. По протекции своего бывшего преподавателя он устроился на работу помощником библиотекаря в библиотеку Пекинского университета, где работал под началом Ли Дачжао, главного библиотекаря и видного китайского марксиста. В 1918 Мао вступил в организованный Ли Дачжао кружок по изучению марксизма. В 1919-1920 Китай был потрясен волной националистических и антиимпериалистических выступлений, причем центром интеллектуального и политического брожения стал Пекинский университет. Подхваченные этой волной, вошедшей в историю как "движение 4 мая", многие молодые интеллектуалы оказались под влиянием марксистского социализма. Путь профессионального революционера избрал и Мао Цзэдун.

Мао и китайская революция. В 1921 Мао Цзэдун выехал в Шанхай для участия в организационной встрече представителей Коммунистической партии Китая (КПК). Он стал одним из 12 делегатов первого съезда КПК, который организовали и провели наставник Мао Ли Дачжао и другой левый интеллектуал из Пекинского университета - профессор Чэнь Дусю. С 1921 по 1925 Мао выполнил ряд организационных заданий руководства КПК. В 1922 он принял участие в организации забастовки угольщиков в своей родной провинции Хунань. В 1923 и 1924, когда КПК по тактическим соображениям вступила в союз с Гоминьданом (партией националистов), возглавляемым в то время Сунь Ятсеном, Мао одновременно стал членом ЦК КПК и Центрального исполнительного комитета Гоминьдана. Из-за тесного сотрудничества с некоторыми консервативно настроенными деятелями Гоминьдана в этот период Мао позднее был обвинен авторитетными членами КПК в "правом оппортунизме" и исключен из состава ЦК. Зимой 1924-1925 Мао Цзэдун приехал в Хунань и весной начал активную деятельность по созданию крестьянских союзов в деревнях. К концу 1925 Мао был вынужден покинуть Хунань из-за преследований местного правителя-милитариста. Он перебрался в Кантон (Гуанчжоу), где располагалась штаб-квартира Объединенного фронта Гоминьдана и КПК. Здесь его вновь избрали членом ЦК КПК и поручили работать в только что созданном при компартии Институте крестьянского движения. В начале 1926 Мао вновь приехал в Хунань. По итогам этой поездки он опубликовал вызвавший дискуссию "инспекционный доклад", в котором призвал КПК принять новую революционную стратегию. По мнению Мао, ее основой прежде всего должна была стать опора прежде всего на крестьянство, а затем уже на городской пролетариат. В своем докладе Мао выступил решительным сторонником революционного насилия и выдвинул лозунг "вся власть крестьянским союзам". Этот радикальный лозунг тотчас же вызвал негативную реакцию в ортодоксальном, ориентированном на работу с городскими массами руководстве КПК. Центральный комитет отказался утвердить доклад и вторично вынес Мао порицание - на этот раз за "левый уклонизм".

Еретическая "крестьянская стратегия" Мао получила неожиданную поддержку в 1927. Весной этого года Чан Кайши, возглавивший после Сунь Ятсена Гоминьдан, развязал кровавую антикоммунистическую кампанию, итогом которой стала ликвидация действовавшего в городах объединенного фронта. Ряд городских восстаний, организованных коммунистами во второй половине 1927, был легко подавлен гоминьдановцами. После этого коммунистам практически не оставалось ничего иного, как покинуть крупные города и перенести свою основную деятельность в сельскую глубинку. В период с 1928 по 1934 Мао организовал и возглавил Китайскую советскую республику - "государство в государстве" в сельских районах провинции Цзянси на юге центрального Китая. Выстояв после нескольких истребительных акций, проведенных силами Чан Кайши, Мао приобрел ценный опыт мобилизации крестьянства (прибегая к конфискации и перераспределению земель, принадлежавших помещикам и зажиточным крестьянам), ведения партизанской "народной войны" (на основе мобильной тактики "ударов и отходов") и организации своего правительства. Когда в октябре 1934 КПК была, наконец, вынуждена покинуть свой плацдарм в Цзянси, Мао повел коммунистические отряды в знаменитый "Великий поход". Спустя двенадцать месяцев, преодолев около 10 тыс. км, КПК перенесла свою штаб-квартиру в Яньань, в гористую провинцию Шэньси на севере центрального Китая. В январе 1935, во время одной из остановок в ходе "Великого похода", Мао Цзэдун был избран председателем ЦК КПК. В 1937, с началом японской агрессии в Северном Китае, Мао и руководимая им КПК организовали в тылу врага широкомасштабное движение сопротивления. Под лозунгом борьбы с японцами Мао организовал и подготовил крестьянскую армию, развернул программу экономических реформ и политического образования, укрепил как саму КПК, так и ее вооруженные отряды - Красную армию. После капитуляции японцев в 1945 коммунисты и Гоминьдан возобновили гражданскую войну, в которой Мао одержал безоговорочную победу над Чан Кайши.

Мао во главе Китая. В 1949, после победы коммунистов в общенациональном масштабе, Мао Цзэдун стал руководителем нового государства - Китайской Народной Республики, сохранив за собой пост Председателя ЦК КПК. Уже в первые годы существования нового режима он возлагал большие надежды на экономическое и техническое содействие Советского Союза. В период с 1950 по 1956 в несколько этапов (земельная реформа - создание крестьянских кооперативов - коллективизация) была проведена аграрная революция. В городах по сходному принципу произошло обобществление частной промышленности и торговли. В феврале 1957 Мао предложил китайской интеллигенции принять участие в кампании под лозунгом "пусть расцветают 100 цветов, пусть соперничают сто школ". Когда же интеллигенция, откликнувшись на предложение Мао, начала острую и жесткую критику партии, социализма и самого вождя, Мао обрушился с нападками на так называемые "буржуазные правые элементы". В июне 1957 кампания "100 цветов" была свернута. В критический момент, пришедшийся на 1957-1958, Мао выдвинул программу социально-экономического развития, известную как "большой скачок". Он бросил огромные трудовые ресурсы на осуществление авантюрной программы строительства искусственных водохранилищ, создания сельскохозяйственных коммун и мелких промышленных предприятий в деревне. В соответствии с так называемой "яньаньской моделью" партизанского коммунизма в гигантских масштабах происходила трудовая мобилизация и военизация крестьянских масс. Повсеместно был введен принцип равного распределения доходов, ликвидированы остатки частных предприятий и система материальных стимулов как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Китаю предписывалось "в течение 15 лет догнать и перегнать Великобританию" и построить коммунизм. "Большой скачок" провалился. С 1959 по 1961 производство сельскохозяйственной продукции продолжало неуклонно снижаться, и китайская экономика скатилась к состоянию глубокой депрессии. Вследствие этого "яньаньская модель" была упразднена, и на смену ей пришла более взвешенная и прагматичная система индивидуального стимулирования и дифференцированного материального вознаграждения. В 1958, отчасти из-за провала "большого скачка", отчасти из-за намерений сосредоточиться на своих обязанностях председателя партии, Мао оставил пост высшего государственного руководителя. В начале 1960-х годов он стал главным инициатором усиливавшихся идеологических распрей с Советским Союзом, называя советского руководителя Н.С.Хрущева "современным ревизионистом" и "гуляш-коммунистом", повинным в "реставрации капитализма" в СССР. Полемика Мао с Хрущевым касалась, помимо прочего, и отношений с "американским империализмом". С точки зрения Мао, успехи СССР в запуске искусственного спутника Земли и испытании баллистической межконтинентальной ракеты способствовали созданию весьма благоприятной международной ситуации, при которой "ветер с Востока становился сильнее ветра с Запада". Заявив, что "империализм и реакция - это бумажные тигры", Мао потребовал от Хрущева использовать советскую мощь для поддержки "национально-освободительных войн" в странах "третьего мира" и оказания большего политического и военного давления на США. Хрущев отказался и назвал Мао "авантюристом", не считающимся с реальностью ядерного противостояния. Мао, в свою очередь, назвал советского лидера "ложным коммунистом". В начале 1960-х годов Мао был серьезно озабочен некоторыми экономическими и политическими тенденциями в самом Китае. Во-первых, он считал, что отступление от принципов "большого скачка" зашло слишком далеко, что чрезмерный акцент на материальном стимулировании и другие проявления "буржуазного индивидуализма" угрожают подорвать самые основы социалистической революции. Во-вторых, Мао все больше проникался уверенностью, что определенные лица в руководстве КПК саботируют социализм, разрешая или даже поощряя дальнейшее распространение "ревизионистских" экономических моделей. В-третьих, Мао чувствовал, что и сама КПК становится все более консервативной, элитарной и переполненной бюрократизмом структурой, в результате чего эта партия перестает "служить народу". "Что делать, - угрожающе спрашивал Мао в 1965, - если ревизионизм проникнет в самое сердце партии?". Он ответил на этот вопрос годом позже, в 1966, когда лично провозгласил начало "великой пролетарской культурной революции". Мобилизовав по всей стране молодежь (в ряды "хунвэйбинов" - "красных охранников"), рабочих и крестьян ("цзаофаней" - "революционных бунтарей"), Мао задался целью очистить КПК от тех "демонов" и "чудовищ", которые якобы "пошли по капиталистическому пути". В число партийных лидеров, ставших объектами массовой критики и травли, попали давний соратник Мао, его преемник в руководстве КПК Лю Шаоци и генеральный секретарь партии Дэн Сяопин. Они были обвинены в подготовке базы для восстановления капитализма в Китае и вместе с тысячами партийных и государственных руководителей смещены со своих постов. "Культурная революция" внезапно завершилась в 1968, когда, под впечатлением ввода войск в Чехословакию, у Мао появились сильные опасения, что СССР может воспользоваться политической нестабильностью в Пекине и нанести внезапный удар по Китаю. В августе отряды хунвэйбинов были расформированы, а армии было поручено восстанавливать порядок и дисциплину. По мере того как в 1969 и 1970 Мао пытался восстановить разгромленную партию, его все больше стали раздражать амбиции министра обороны КНР Линь Бяо. Возведенный в 1969 вместо Лю Шаоци в ранг официального наследника Мао, Линь Бяо начал политические маневры, назначая преданных ему армейских офицеров на ключевые партийные и государственные посты. Беспрецедентное возрастание влияния (и даже доминирование) военных - ставленников Линя в гражданских институтах Китая сильно обеспокоило Мао, который всегда подчеркивал, что "партия командует винтовкой, но винтовке никогда нельзя позволять командовать партией". Мао Цзэдун и Линь Бяо вступили в борьбу за власть, кульминацией которой стала неудачная попытка устранения Мао в сентябре 1971 и последовавшая за этим смерть Линя в авиационной катастрофе во время его "бегства" в СССР. После смерти Линя Мао Цзэдун, который к 80 годам заметно утратил здоровье и энергию, передал полномочия в повседневном политическом руководстве страной Чжоу Эньлаю, преданность которого не вызывала сомнений еще со времен "Великого похода". Под руководством Чжоу (и при личном одобрении Мао) Китай взял курс на мирное сосуществование с США. Диалог Китая и США основывался на разработанной Мао в яньаньский период тактике объединенного фронта, согласно которой надо "использовать противоречия в лагере противника" и "объединяться с второстепенными врагами, чтобы изолировать главного врага". Мао был уверен, что Советский Союз - по крайней мере, в обозримом будущем - является наиболее опасным внешним врагом Китая. После смерти Чжоу Эньлая в январе 1976 здоровье Мао Цзэдуна продолжало ухудшаться. В июне, на фоне слухов о его предсмертном состоянии (из-за длительного приступа болезни Паркинсона или серьезного сердечного приступа, либо обоих недугов), он прекратил принимать иностранных посетителей. Последним актом его публичного политического волеизъявления стал отказ назначить своего давнего сподвижника, Дэн Сяопина, на вакантный после смерти Чжоу пост премьера.

Умер Мао Цзэдун в Пекине 9 сентября 1976.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мао Цзэдун.

Мао Цзэдун.

МАО ЦЗЭДУН (1893 - 1976), председатель Центрального Комитета коммунистической партии Китая (КПК) с 1943, один из основателей коммунистической партии Китая. В 1954 - 59 председатель КНР. Проведение им политики "большого скачка" (1958 - 60) ослабило его государственные позиции. С 1959 насаждался культ личности Мао Цзэдуна (миллионными тиражами в стране издавались "цитатники Мао Цзэдуна", сборники его высказываний), а его идейно-теоретические установки - маоизм - интерпретировались как творческое развитие марксизма-ленинизма. Организовал так называемую культурную революцию 1966 - 76, нанесшую ущерб развитию Китая.

Полезные сервисы