Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 22
масонство масонство
толковый словарь

ср.

1. Религиозно-этическое течение, сочетающее в себе задачи самоусовершенствования с тайными замыслами, а также с крайне реакционными взглядами в политике, ближайшей задачей которой является ликвидация монархий и церквей и замена их республиками и религией Разума.

2. Убеждения, взгляды масонов.

толковый словарь ушакова

МАСО́НСТВО и франкмасонство, франкмасонства, мн. нет, ср. (см. масон). Религиозно-политическое движение, возникшее в 18 в. в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью "нравственное совершенствование" - воздвижение "храма добродетели" (откуда название "вольные каменщики", перевод франц. francs macons).

толковый словарь ожегова

МАСО́НСТВО, -а, ср. Религиозно-этическое течение с мистическими обрядами, обычно соединяющее задачи нравственного самоусовершенствования с целями мирного объединения человечества в религиозном братском союзе.

| прил. масонский, -ая, -ое. Масонская ложа.

популярный словарь

Масонство

-а, только ед., с.

Тайное религиозно-этическое течение, получившее распространение в XVIII в. в некоторых странах Европы, в том числе и в России, ставившее своей задачей создание всемирной организации с утопической целью мирного объединения человечества в едином братском союзе.

Родственные слова:

масо́н, масо́нка разг., масо́нский

Этимология:

От французского maçon ‘каменщик’, ‘масон’.

Энциклопедический комментарий:

Масонство возникло в начале XVIII в. в Англии и выразилось в создании тайных обществ (лож), члены которых провозгласили своей целью объединение людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности. Масонские ложи были построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых они заимствовали специфическую обрядность и сложную атрибутику. Первоначально масонство развивалось в русле вольнодумства и оппозиции по отношению к официальной церкви и ее морально-этическим установкам, но со временем в нем усилился мистицизм. В Германии масонство поддерживалось Фридрихом II, а во Франции - Наполеоном I и Наполеоном II. В России первые ложи появились в 1762 г. в Москве и просуществовали вплоть до 1917 г. В настоящее время масонство распространено в некоторых странах Западной Европы и Америки. Оно сочетает в себе задачи самоусовершенствования с мистическими и таинственными обрядами, с реакционными взглядами в политике.

словарь существительных

МАСО́НСТВО, -а, ср (Другое название - общество «вольных каменщиков»).

Движение духовно-инициатического характера, возникшее в начале XVIII в. в Великобритании и получившее широкое распространение в мире, предъявляющее к своим сторонникам требования нравственного самосовершенствования и братской взаимопомощи, высшей целью признающее духовное объединение человечества.

В XIX в. в рядах масонства можно было встретить немало российских государственных деятелей, писателей, ученых.

энциклопедический словарь

МАСО́НСТВО -а; м.

1. Религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 в. в Англии и получившее распространение в Европе, в США и других странах, ставившее задачей создание тайной всемирной организации для объединения человечества в братском союзе (масонские организации - ложи - построены по образцу средневековых цеховых объединений каменщиков, у которых заимствована специфика обряда, сложная атрибутика). Развитие масонства. Изучение русского масонства.

2. Состояние, положение масона; его взгляды, убеждения. Его м. ограничивалось участием в заседании ложи.

* * *

масо́нство (франкмасонство) (от франц. franc maçon - вольный каменщик), религиозно-этическое движение, возникло в начале XVIII в. в Великобритании, распространилось во многих странах, в том числе в России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Наибольшую роль играло в XVIII - начале XIX вв. В России масонство известно с начала 1730-х гг. Во второй половине XVIII в. получило распространение в среде образованного дворянства. В 1810-1820-х гг. членами лож были почти все участники движения декабристов, многие видные государственные и общественные деятели. В 1822 масонские ложи запрещены указом императора Александра I и в дальнейшем заметной роли не играли. Попытки возрождения масонства предпринимались в начале XX в.: так называемое думское масонство объединяло видных политических деятелей либерального лагеря, связанных с Государственной думой. После октября 1917 все ложи ликвидированы.

* * *

МАСОНСТВО - МАСО́НСТВО (франкмасонство) (франц. franc mason, англ. free mason - букв. «вольный каменщик»), религиозно-нравственное движение, возникшее в начале 18 столетия в Великобритании, связанное с удовлетворением религиозной потребности на внецерковной основе. Первая ложа (Великая ложа) основана в Лондоне 24 июня 1717. Из Великобритании распространилось в другие страны, в том числе в Россию, где масоны пользовались в 18 - первой трети 19 в. большим влиянием. Во Франции масоны сыграли видную роль в подготовке Великой французской революции. В странах, где господствующей была католическая церковь, масоны нередко подвергались преследованиям. «Масонскими» в Италии, Испании и некоторых других католических странах называли либеральные партии.

Масонская метафизика, символика оказали большое влияние на культуру и искусство (опера В. А. Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей) «Волшебная флейта», собор Св. Павла в Лондоне, некоторые церкви в Москве, дизайн долларов США и др.).

В России получили распространение практически все масонские системы, которые были в ходу в Западной Европе. Это английская, шведско-берлинская, шведская, французская системы и, конечно же, розенкрейцерство (см. РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ). Помимо этого возникали и свои - «национальные» - системы, получившие названия по именам их создателей. Это, например, системы Салтыкова, Фесслера, иногда говорят о специальной масонской степени «духовного рыцаря» И. В. Лопухина (см. ЛОПУХИН Иван Владимирович), или особой системе И. П. Елагина (см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич).

Религиозно-философские взгляды русских масонов. Экзегетика

Для русских масонов Библия выступает одним из источников мистического вдохновения. Масонский взгляд принимает все, что родилось вне христианства, если оно, по их мнению, согласуется с их представлениями о христианстве. К культурному наследию античности (и не только ее) было почти такое же отношение, как и к Священному Писанию. Религиозная вера русских вольных каменщиков покрывала произведения этих авторов ореолом «святости» и ставила в одном ряду с Библией. Масоны стремятся говорить не «от себя лично», а ссылаясь на «просвещенных мудрецов» и воспроизводя установившиеся взгляды. Отличительной особенностью масонского взгляда на историю возникновения и развития общества вольных каменщиков выступает неразрывное единство священной и гражданской истории. При решении историософских вопросов основное внимание уделяется Пятикнижию Моисея. Античность с ее мифологическими героями, средневековье и то время, в котором жили и творили русские масоны, мыслились как единое целое. Анализ текстов показывает, что центральной линией развития человеческого рода для масонов выступает история масонского ордена. Он оказывается связующим звеном в сохранении подлинной человечности и Откровения, выступает как среда, в которой должно произойти единение с Богом. Дух Святой присутствует в каждом из людей, делая их сынами Божьими, считали масоны. Но Он раскрывается не в каждом из них, а только в «благоразумных». История мира в аспекте соединения человека с Богом как бы располагается концентрическими кругами, в центре которых стоит орден, а внутри него выделяется группа людей - просвещенных и мудрых, которые уже входят в соединение с Богом. Смысловое духовное единство исторического процесса жизни людей обеспечивается не Церковью, а орденом как «Храмом Бога Живого». Именно орден, степень его распространенности в общественной жизни является духовным проводником гармоничного устройства как самого общества, так и человека. Целостность исторического процесса сохраняется благодаря причастности к «Высшему знанию», а люди, на которых указал Божий Промысел, сохраняют и передают его, обеспечивая духовную основу развития человеческого рода. Масонство по своим целям и задачам служило удовлетворению религиозной потребности на внецерковной основе.

Представления о Творце

В основе масонской метафизики лежит положение о сотворенности мира - идея тварности мира. Натура имеет свой источник в Боге; Он предстает как Абсолют, по отношению к которому любое проявление бытия есть относительное. Бог является источником блага и центром совершенства. «Бог есть средоточие всего»,- говорили братья. Для масонов мир нельзя мыслить вне Бога. Однако, отождествлять Бога и натуру нельзя. Творец раскрывает Себя через натуру. Творение - это свободный дарственный акт Бога. Мир сотворен Божественной волей «из ничего». Творение «из ничего» - это догмат веры масонов, совпадающий с христианской традицией. Бытие Бога отражается в тварном. Назначение тварного и оправдание сотворенного состоят в ответном прославлении Его.

Целостность мира - одна из устойчивых черт масонских взглядов. Мир сотворен в определенном порядке и стройности из милосердия и любви. Мир для масонов предстает как живое целое, имеющее определенную структуру. Выделенная интуиция противостоит представлению о мире как о простой сумме различных вещей и процессов. В мире действует универсальная симпатия, которая связывает мир в единый организм - органическое целое. Взаимное притяжение, или «магнетизм», понятие, часто употребляемое масонами 18-19 веков, укрепляет узы взаимной любви. Тварные существа в своей любви одарены способностью уподобляться Богу. В этом состоят их предназначение и подлинная жизнь.

«Ветхий Адам» и «Новый Адам»

Человек есть «экстракт всех вещей» - часто повторяли масонские братья. Человек - это существо, которое не отделено от твари, а связано со всем остальным миром. Но мир естественным образом еще не дает человеку стать «истинным человеком», «новым Адамом», т. е. тем образом человека, к которому стремились русские масоны. Человек как тварное существо, помимо этого, имеет еще Божественное начало. Совершенство человека и его высокое предназначение заключаются не в том, что он уподобляется совокупности тварного, даже если несет в себе лучшие свойства тварного, а именно в том, что его отличает от натуры и уподобляет Творцу. Он призван, как считали масоны, построить «Храм Бога Живого». Натура выступает в масонском мировоззрении не просто как макрокосм, а как макроантропос, как нечто зависимое и определяемое конечными путями и целями развития человека. Как грехопадение человека привело к «поврежденности» натуры в космическом масштабе, так и его возрождение должно восстановить ту «норму» натуры, которая идет от Творца. Само понятие «мир» в масонской философии - это понятие, несущее в себе греховность. Судьбы мира и человека неразрывны, и путь у них только один. По этой причине метафизические представления напрямую связаны с разработкой масонами нравственно-религиозных идей и понятий.

Источник мистического реализма масонов лежит в метафизической области. После грехопадения Адама натура и человек имеют два «пласта» бытия. Первый - эмпирический, связанный с отступлением от нормы, от творческого начала; второй - скрытый, мистический. Эти два уровня неравноценны. Поверхность бытия определяется своей таинственной принадлежностью к «скрытому» источнику. Отсюда, всегда в масонском мировоззрении вставала задача просветления всего видимого. В соответствии с христианской традицией масоны выделяли и в человеке два уровня: внешнего и внутреннего, плотского и духовного человека. Каждое из этих «двух существ» наделено определенными способностями, которые постоянно проявляют себя в мире.

Масонство и общество

Русское масонство было первым проявлением гражданской инициативы. Масонский орден занимался как «внутренней» - чисто масонской, нравоучительной - работой, так и «внешней» - общественной и филантропической - деятельностью; он выступал как организационное и религиозно-идеологическое образование гражданского общества России 18-19 вв. Он отчетливо показывал в своей исторически конкретной форме, что гражданское общество должно иметь (и в то время действительно имело) осознанные цели и задачи; должно само беспокоиться о собственном благе и следить за его сохранением. И масонский орден явился такой общественной формой самоорганизации, в которой вырабатывалась нравственно-религиозная программа поведения масонских братьев, указывалась и открывалась возможность неполитических путей развития российского общества (хотя отношение к государственной власти со стороны масонов было всегда подчеркнуто уважительное).

О внутренней свободе человека

Особенностью нравственной философии русских масонов являлось следование «святоотеческой» традиции органического единства образа мысли и образа жизни, теории и практики. Для масонского мировоззрения возможно говорить об определенной опытной антропологии. Другая черта - пафос автономии человека в решении духовно-нравственных вопросов -составляет отличительную характеристику русского масонства 18-19 веков на всех этапах исторического развития. Ни одна сила не может нарушить суверенитет человека: ни государство, ни церковь, ни какой-либо иной социальный институт.

Мистический смысл степеней посвящения

В масонских ложах проповедовался постепенный переход от одного уровня религиозно-нравственного познания к другому. Все степени посвящения имеют мистический смысл. Истины вольных каменщиков связаны с истинами религиозного чувства и веры, с определенным опытом переживания окружающего мира, которое и привело братьев в масонские ложи. Стремление к поэтапному формированию нравственного сознания и нравственной деятельности каждого брата выражает одну из основных установок масонского образа мысли. В качестве непосредственного образца жизни для масонов выступала жизнь вочеловечившегося Бога - Иисуса Христа. Путь масона - это путь восхождения от тварного человека к Божественной природе. Достигнуть «обожения» человек может только через «соработничество» с Богом. Космические последствия грехопадения, когда все тварное подверглось смерти и тлению, могут быть преодолены только человеком. Мир идет за ним, потому что он - как бы природа человека. Путь спасения мира есть путь соединения первоначального образа человека с Первообразом. «Соработничество» Бога и человека возвышает и спасает и натуру.

Знание мирское и Откровение

Мышление русского масона - это верующее мышление, и только верующему мышлению доступно осуществить все акты познания. Христологическое начало пронизывает мировоззрение русских братьев. Без Откровения, считали вольные каменщики, единство веры и разума не может осуществиться во всей полноте и ясности. Идеал целостности человеческого духа, где вера и разум, разум и сердце объединены в единую силу, составляет одно из творческих вдохновений каменщиков. Оно вело к генезису славянофильства.

Стремление к познанию - одна из врожденных способностей человека, считали масоны. Стремление человека познать натуру «напрямую», без изменения своего внутреннего состояния, и только таким путем приобрести знание о Божественных законах масоны считают ограниченным. То мирское разумное знание, которое получило распространение среди людей, по мнению масонов, есть «буйная мудрость», происшедшая от змия-искусителя. Он привязал человека к чувственному миру. «Чувственное» знание происходит от гордости и себялюбия человека. Вырабатываются ложные чувственные понятия, сквозь которые не может проникнуть Свет Божий. Разум же сам по себе, в том состоянии, в котором он находится в настоящее время, не может постигать сверхъестественных вещей, следовательно, не может и указать путь к преображению и возрождению. Человек с подобным разумом по-прежнему находится в состоянии тьмы. Вполне естественно, что масонство не принимало того просвещения, которое шло с Запада. Более того, само просвещение для масонов имеет ярко выраженный религиозно-философский смысл. Знание для масонов есть «внутренний Первоначальный Свет; а незнание - «внутренняя Первоначальная Тьма».

Братский дух

Без духа вольного каменщичества, духа братского единения невозможно совершать масонские работы, если даже они направлены на каждого брата в отдельности. В масонстве действует «хоровое начало» - к этому стремились братья. Там, где нет дружбы, не может быть «доверенности» в тех сокровенных познаниях, к которым они стремились. Через дружбу, любовь, «доверенность» и согласие приобретались масонские добродетели и осуществлялось возрождение человека и натуры. Масонский орден выступает как единая человеческая душа. Процесс самопознания не умещается в рамках индивидуального сознания. По существу, речь идет о самопознании как определенной функции высшего (соборного) сознания.

Русское масонство в середине 18 в. Английская система

В России масонство получило распространение в 18 в. и охватило преимущественно дворянские и чиновничьи круги, выражая формирующуюся гражданскую инициативу. В зависимости от времени, от тех событий, которые происходили в русском обществе во второй половине 18 - первой четверти 19 века, внутренней расстановки масонских сил на первый план выдвигалась то одна, то другая масонская система, а вместе с тем происходили и изменения в системе ценностных ориентаций русских вольных каменщиков и степени влияния.

Среди русских каменщиков ходило предание о том, что первые ложи были открыты Петром Великим, но первое документально подтвержденное известие о распространении масонства в Российской империи относится к 1731, когда, согласно английскому источнику, гроссмейстер Великой лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса провинциальным великим мастером для всей России, то есть, прежде всего, для иностранцев, проживавших в Москве и Санкт-Петербурге. Затем эту должность (с 1740) занимал генерал русской службы Яков Кейт. Как и во многих европейских государствах, начало масонства здесь было связано с Англией. В связи с усилением немецкого влияния при Анне Иоанновне (см. АННА Ивановна) происходило распространение немецкого масонства среди русских братьев. Уже в конце царствования императрицы Елизаветы (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) масонские ложи укоренились в стране, и можно говорить о масонстве как о новой складывающейся форме общественного сознания.

Первоначально главной формой масонства в России была английская система с тремя простейшими степенями посвящения: ученика, товарища и мастера. Покровителем этих степеней считался Иоанн Креститель (см. ИОАНН Креститель), а 24 июня - Иванов день - стал общим орденским праздником. В честь Св. Иоанна Крестителя первые три степени получили название иоанновских. Отличительным цветом этой системы был цвет лазури - цвет неба как символа возвышенности стремлений и жажды духовного самосовершенствования (из-за этого иоанновское масонство называли также голубым масонством). Каждой из них от ложи-матери выдавалась конституция - учредительная грамота, благодаря которой она считалась справедливой и совершенной, и цепь масонского братства не прерывалась. В ином случае, даже если вновь открывающаяся ложа и работала по подлинным масонским актам и обрядникам, она являлась незаконной в глазах масонского братства. В символизме трех нравственных степеней состояло своеобразие иоанновского масонского вероучения.

Главная роль в распространении английской системы масонства в России принадлежала И. П. Елагину (см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич), вступившему в масонское братство еще в 1750. Им было учреждено в России до 20 лож, работавших по английской системе.

Немецкая и шведские системы в России (с 1770-х гг.)

Параллельно с утверждением «елагинского союза» в начале 70-х гг. 18 в. происходит распространение в России немецкой формы масонства, которая получила название шведско-берлинской, или циннендорфской.

Немецкие братья, как и русские, всегда находились в процессе духовных поисков. Они также считали, что подлинная форма масонства, или «истинное знание», должны прийти из заграничных пределов. В результате возникла примерно такая же ситуация, как и в случае распространения английской системы в России.

Иоганн-Вильгельм Элленбергер, известный в истории масонства под именем фон Циннендорфа, установил связи со шведскими масонами и получил от них соответствующие бумаги для открытия лож по шведскому образцу. Хотя позднее шведы не признали правильность лож Циннендорфа, но уже распространившаяся в Германии шведская система масонства превосходила немецкие системы по количеству высших степеней и внушала новым братьям надежду на получение подлинной масонской мудрости. Считалось, что Иисус Христос оставил не только то учение, которое передано Его учениками в Евангелиях, но и некое тайное знание. Оно передавалось в устной традиции и дошло до клириков тамплиерского (см. ТАМПЛИЕРЫ) ордена, а от них - к масонам шведской системы, и только представители христианских конфессий достойны этого истинного знания. Идея «некоторого важного таинства», от которого «судьба человеческого рода зависит», будет звучать в России не только у представителей шведской системы, но и у розенкрейцеров и масонов английской системы.

В России циннендорфская система первоначально утвердилась в трех первых степенях иоанновского масонства. Бывший гофмейстер при дворе герцога Брауншвейгского фон Рейхель учредил в марте 1771 в Петербурге первую ложу шведско-берлинского толка под названием «Аполлона», состоявшую из 14 братьев, из которых только один был русским. Дела новой ложи шли плохо, и Рейхель был вынужден ее закрыть, а взамен открыл в мае 1773 ложу «Гарпократа» под управлением кн. Н. Трубецкого. Большинство в ней уже составляли русские братья. Однако новая ложа не получила поддержки со стороны Берлинской национальной ложи, которая рекомендовала «русским циннендорфцам» обратиться к провинциальному великому мастеру И. П. Елагину (см. ЕЛАГИН Иван Перфильевич) или прямо к Великой ложе в Лондоне. В результате сложилась парадоксальная ситуация: русские братья шведско-берлинской системы находились в зависимости от английской великой ложи. Более того, великий мастер английской системы вводил в веренных ему ложах акты шведско-берлинской системы. Спустя некоторое время, произошло пересечение интересов лож Елагина и Рейхеля, которое закончилось недолговечным объединением в сентябре 1776.

Среди мастеров объединившихся лож можно выделить Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович) - с 1777 мастер стула ложи «Латона» (впоследствии перенес эту ложу в Москву), кн. Г. П. Гагарина - с того же года мастер ложи «Равенство», секретаря Екатерины II Храповицкого, который с сентября 1776 вел работы в ложе «Немезида». Ложу «Урания» посещал А. Н. Радищев (см. РАДИЩЕВ Александр Николаевич). Но вновь образованный союз не оправдал надежд на объединение русских лож на основе одной системы, и дальнейшая история развития елагинских лож содержит лишь фрагментарные данные.

Наибольшим влиянием в России с конца 70-х гг. 18 в. пользовалась шведская система масонства, просуществовавшая до запрещения в 1822 деятельности масонских лож. Ее официальному распространению положил начало кн. Александр Борисович Куракин (1752-1818).

Главные деятели масонства в Петербурге были недовольны беспорядочным характером масонских исканий и теми системами, которые распространялись среди братьев до 1775. Они решили направить кн. А. Б. Куракина (см. КУРАКИН Александр Борисович (1752-1818)) для переговоров с верховной орденской властью Швеции с просьбой открыть доступ к «подлинным таинствам». Используя заинтересованность шведских братьев в расширении своего влияния в России, он был лично посвящен в тайны шведского обряда герцогом Карлом Зюдерманландским (позднее король Карл XIII).

Князь Куракин подписал акты о подчинении Швеции будущих русских лож и о введении в России шведской системы. После этого он получил ряд документов: конституцию на основание в Петербурге главноуправляющей ложи шведской системы - капитула Феникса, диплом кн. Гавриилу Петровичу Гагарину (1745-1808) на звание управляющего префекта капитула и другие официальные бумаги и обрядовые предметы. Однако кн. Куракину были переданы не все акты, необходимые для открытия капитула.

В феврале 1778 в соответствии с инструкциями капитул Феникса стал тайным верховным правлением и тайным верховным судилищем для русских каменщиков шведского обряда. Окончательное утверждение решений сохранялось за шведским капитулом. Эта строгая зависимость (или «система строгого подчинения») от шведских масонов была явно не по душе русским каменщикам.

Шведская система быстро распространялась в России, и в 1779 состоялось торжественное открытие в Петербурге Великой национальной ложи как явного правления для всех русских лож шведского толка. Но для тех братьев, которые были посвящены в высшие степени, верховным органом оставался капитул Феникса. В результате «должностные лица» шведской системы получили двойные названия, одни - для избранных братьев, другие - для масонской толпы. Возникший в масонском движении союз стали именовать «гагаринскими ложами».

Шведская система утверждала свое древнее происхождение от ордена рыцарей храма и содержала десять степеней посвящения. Иоанновские степени (первый отдел): 1) ученик, 2) товарищ, 3) мастер. Андреевские, или шотландские, степени (второй отдел): 4) ученик-подмастерье, 5) мастер. Рыцарские степени (третий отдел): 6) братья стуарты, или рыцари Востока и Иерусалима; 7) братья-избранники царя Соломона, или рыцари храма, или Запада, или Ключа; 8) Ближние Св. Иоанна, или братья белой ленты; 9) Ближние Св. Андрея, или братья фиолетовой ленты, называемые часто рыцарями пурпуровой ленты. Десятая степень - братья розового креста - подразделялась на три класса: 1-й состоял из членов капитула, которые не занимали в нем должностей; 2-й - из великих должностных лиц капитула; 3-й - великий правящий мастер.

Шведская система носила патриархально-иерархический характер, основывалась на принципах самовластия, несменяемости властей и строгом подчинении младших лож и братьев вышестоящим.

В соответствии с присланной в Россию инструкцией 1780 года, действовавшей до запрещения всех вольнокаменщических работ в 1822 году, во главе вновь образованного союза стоял великий провинциальный мастер - для масонской толпы, а для избранных братьев указывалось, что звание великого провинциального мастера неразрывно со званием великого префекта капитула Феникса и должностью председателя Директории.

Директория управляла капитулом, в нее входили заслуживающие наивысшего доверия члены Капитула. Для масонской толпы она носила название Совета великой национальной ложи. Каждый член Директории имел также двойное название. Она держала под строгим контролем все работы, которые производились в подвластных ложах, ведала вопросами прихода-расхода денежных средств, принятия новых членов, другими словами, требовала и устанавливала «строгое подчинение». В состав ее могли входить лишь масоны начиная с 7-й степени посвящения. Она подразделялась на две палаты: нижнюю - исполнительную - для масонов 7-8-й степеней посвящения, и верхнюю - законодательную - для масонов 9-й степени. В свою очередь Директория непосредственно подчинялась великому провинциальному мастеру IX провинции, т. е. герцогу Карлу Зюдерманландскому, и в конце каждого года должна была предоставлять ему общий отчет о проделанной работе и в любое время - о каких-либо знаменательных событиях. Однако после того, как великим секретарем Великой национальной ложи был избран Иван Васильевич Бебер (1746-1820), который сразу же начал наводить порядок в масонском архиве, выяснилось, что, несмотря на обещания со стороны шведского Верховного капитула, русским братьям были присланы акты лишь до 7-й степени посвящения включительно.

В шведской системе был представлен один из способов организации дворянского гражданского общества России. Несмотря на успешное распространение шведской системы среди высших кругов русского общества, капитулу Феникса не удалось объединить под своим руководством все масонские ложи России. Более того, в самом ордене начались раздоры. Среди отечественных каменщиков возникло определенное недовольство первоначально принятой строгой зависимостью от герцога Карла Зюдерманландского, и русские масоны стыдились «покорения российского братства братству шведскому».

Первая реакция Екатерины II

Екатерина II настороженно и подозрительно относилась к масонской деятельности. Она не желала распространения власти Швеции на родовое дворянство России, а также и усиления влияния масонов на цесаревича Павла. Императрице стало известно, что шведские масоны прислали русским братьям достаточно крупную сумму денег, что вызвало ее негодование. В 1780 в печати появилась сатира на масонов под названием «Тайна противонелепого общества». Правительственные структуры различными способами постоянно стремились контролировать масонское движение задолго до того, как начались преследования Н. И. Новикова.

«Гармония»

В Москве в конце 1780 организована «тайная и сиентифическая» масонская ложа «Гармония», в состав которой вошли кн. Н. Н. Трубецкой, Н. И. Новиков (см. НОВИКОВ Николай Иванович), М. М. Херасков (см. ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич), И. П. Тургенев, А. М. Кутузов (см. КУТУЗОВ Алексей Михайлович), И. Г. Шварц (см. ШВАРЦ Иван Григорьевич), кн. А. А. Черкасский, кн. П. Н. Энгалычев. «Тайный» характер ложи состоял в том, что о ее образовании не было известно не только непосвященным, т. е. профанам, но и многим масонам; термин «сиентифический» указывал на поиски данной ложей истинной «формы масонства». Ложа «Гармония» объединяла в своих рядах представителей различных масонских систем, стремившихся приобрести самостоятельность в решении вольнокаменщических вопросов. По этой причине ее называют в исследовательской литературе также «эклектической».

Ритуально-обрядовая сторона масонства не являлась обязательной для членов ложи «Гармония». Организация этой ложи явилась своеобразным прологом последующих просветительских преобразований московскими масонами. Она в определенной мере примирила представителей различных «масонских конфессий». Но не только. Значение деятельности ложи Гармонии состояло в том, что было положено начало теоретической разработке мировоззрения отечественных масонов, а вместе с этим и прокладывает свой путь русское масонство как национальное явление в общественной жизни России 18 столетия.

Россия объявлена самостоятельной масонской провинцией

Одна из проблем, стоявшая перед «эклектическим» союзом братьев, - это формальная зависимость от Верховного стокгольмского капитула. Масоны не терпели самозванства в своей среде, и требовалось официальным путем преодолеть создавшуюся ситуацию подчинения всех каменщиков России Швеции. Другая сторона обозначенной проблемы состояла в том, что вера в возможность получения «истинного Света» не была потеряна. В результате в 1781 И. Г. Шварц (см. ШВАРЦ Иван Григорьевич), профессор Московского университета, ставший уже известным в масонских кругах, отправился по коллективному решению ложи Гармонии на поиски «истинной формы» масонства за границу.

Ему был дан акт о том, что он является единственным верховным представителем «Теоретической степени Соломоновых наук» в России, посвящен в таинство розенкрейцеров и только ему разрешено организовывать русское розенкрейцерство. Тот же акт назначал Н. И. Новикова рангом ниже - главным надзирателем теоретической степени. Тогда же И. Г. Шварц познакомился с бароном Шредером, который впоследствии приехал в Россию и стал на короткий срок одним из главных лидеров ордена злато-розового креста.

Весной 1782 Шварц вернулся в Москву, а летом того же года состоялся Вильгельмсбадский конвент, на котором Россия была признана VIII совершенно свободной и самостоятельной провинцией масонского мира. Общемасонский конвент принял постановление, по которому отмежевывался от ордена тамплиеров (см. ТАМПЛИЕРЫ). Место IX провинции осталось вакантным: конвент надеялся, что шведские масоны раскаются и присоединятся к единому масонскому братству.

Московские братья приобрели независимость от шведского масонства в решении вольнокаменщических вопросов, и с этого момента отечественное масонство приобретает самостоятельность. Результатами конвента воспользовались и братья шведской системы масонства в России - они присоединились к вновь образованному союзу. Если «эклектическая» ложа Гармонии положила начала к систематической разработке масонского мировоззрения, то решения Вильгельмсбадского конвента документально утвердили саму возможность подобного рода деятельности. С этого момента можно говорить о начале русского масонства как национального явления.

В конце 1782 московскими братьями было получено постановление конгресса, и сразу же началась работа по организации провинциального капитула и Директории.

В капитуле приором был назначен П. А. Татищев, канцлером - И. Г. Шварц, казначеем - Н. И. Новиков (см. НОВИКОВ Николай Иванович). В Директории президентом стал Н. И. Новиков. Должность великого провинциального мастера в капитуле осталась свободной. Как полагают, эту должность берегли для наследника престола Павла Петровича. Четыре ложи - «Трех Знамен» П. А. Татищева, «Озирис» кн. Н. Н. Трубецкого, «Латона» Н. И. Новикова и организованная кн. Г. П. Гагариным в 1783 ложа «Сфинкс» - получили право на самостоятельное образование новых лож.

Поставленная цель - приобретение независимости - была достигнута, и московские братья постепенно отходят от герцога Брауншвейгского, сохраняя связи с берлинскими розенкрейцерами. Иными словами, Шварц организовал тайный круг розенкрейцеров, в который вошли кн. Н. и Ю. Трубецкие, кн. А. Черкасский, кн. Энгалычев, Н. и А. Новиковы, И. Тургенев, М. Херасков, С. Гамалея, И. Лопухин и др. Не прекращались работы и в масонских дожах.

В основание розенкрейцерской деятельности было положено общемасонское вероучение трех иоанновских степеней.

Просветительская деятельность. 1780-е гг.

В 1783 на основании указа о вольных типографиях члены «Дружеского общества» открыли две типографии - одну на имя Н. И. Новикова, другую - на И. В. Лопухина, третья типография, состоявшая из двух печатных станков, размещенных в доме Шварца, предназначалась исключительно для «внутреннего пользования», и ее издания в продажу не поступали.

В феврале 1784 умер Шварц. В соответствии с инструкцией, полученной из Берлина, было решено учредить Директорию из трех мастеров: П. А. Татищева, Н. И. Новикова и кн. Н. Н. Трубецкого. Главными надзирателями Директории были избраны барон Шредер - для немецких братьев, И. В. Лопухин - для русских. Барон Шредер, в соответствии с предписанием Вельнера, занял место И. Г. Шварца в ордене розенкрейцеров. Но новый представитель «Теоретической степени Соломоновых наук» не пользовался авторитетом и уважением как рядовых масонов, так и посвященных в более высокие степени, что впоследствии привело к обострению отношений московских масонов с бароном, и он был вынужден покинуть Россию.

В сентябре того же года была учреждена «Типографическая компания», из 14 членов которой 12 были розенкрейцерами. Делами вновь образованной компании управляли кн. Н. и Ю. Трубецкие, С. И. Гамалея, Н. И. Новиков, И. В. Лопухин, А. М. Кутузов, барон Шредер.

Вторая реакция Екатерины. «Испытание» Новикова

С началом 1785 внимание правительственных кругов к деятельности московских братьев становится более пристальным. Граф Я. А. Брюс, назначенный после смерти графа 3. Г. Чернышева главнокомандующим Москвы, вынудил И. В. Лопухина выйти в отставку. Затем последовала серия указов Екатерины II об осмотре в Москве частных школ и училищ, многие из которых находились под попечительством масонов, об испытании архиепископом Платоном Н. И. Новикова (см. НОВИКОВ Николай Иванович) в Законе Божьем и рассмотрении напечатанных им книг. Непосредственной причиной, вероятно, были иностранные связи русских масонов и, главное, их попытки через В. И. Баженова (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) установить связь с Павлом Петровичем. Платон, как известно, признал Новикова «хорошим христианином», но это не остановило императрицу. В 1786 были запрещены все частные школы и больницы, вышел запрет на печать в частных типографиях книг духовного содержания.

В 1784 деятельность русских розенкрейцеров была приостановлена в связи с объявлением высшими орденскими начальниками «силаниума», т. е. молчания (на масонском языке). Затем в конце 1786 через барона Шредера пришло первоначально устное предупреждение, а затем официальное сообщение о приостановке с начала 1787 деятельности орденских собраний в связи с распространением «пронырств иллюминатов». Однако это не исключало активного изучения масонами тех материалов, которые были уже получены от берлинских розенкрейцеров и прежде всего «Теоретической степени Соломоновых наук».

Таким образом, на момент выхода объявления о силаниуме в отечественном масонстве сложилась следующая ситуация: во-первых, главные масонские системы, получившие распространение в России, в своем основании имели три степени - ученика, товарища и мастера. Иоанновское масонство было «массовой формой» мировоззрения русских братьев и именно оно составляло основу системы ценностных ориентации вольных каменщиков.

Во-вторых, существовала тесная взаимосвязь между обрядами и ритуалами в первых степенях масонства «первого Елагина союза», лож барона Рейхеля, «гагаринских лож» и братьев Новиковского кружка. При всем разнообразии масонских систем выделяется исходное внутреннее единство масонства в России.

В-третьих, шведская система во главе с Г. П. Гагариным и московские розенкрейцеры новиковского кружка занимают ведущее положение в масонском движении России, и именно материалы, связанные с их деятельностью, могут дать наиболее представительную и точную информацию о главной линии в религиозно-философских устремлениях отечественных масонов.

В 1792 Новиков, М. И. Багрянский, В. Я. Колокольников и М. И. Невзоров были арестованы, Трубецкой, Лопухин и др. высланы в свои имения.

Масоны в царствование Павла I и в начале царствования Александра I

С восшествием на престол Павла I масоны, находившиеся в опале, были прощены. Новиков, выйдя из Шлиссельбургской крепости, назначил Г. М. Походяшина и А. Ф. Лабзина (см. ЛАБЗИН Александр Федорович) руководителями московских лож. В 1799 Павел запретил деятельность масонских лож. Позднее, в первые годы правления Александра I, новый царь подтвердил данный указ. Но вольное каменщичество вопреки всему набирае

большой энциклопедический словарь

МАСОНСТВО (франкмасонство) (от франц. franc macon - вольный каменщик) - религиозно-этическое движение, возникло в нач. 18 в. в Великобритании, распространилось во многих странах, в т. ч. в России. Название, организация (объединение в ложи), традиции заимствованы масонством от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских и мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с утопической целью мирного объединения человечества в религиозном братском союзе. Почитая Бога как великого архитектора Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Наибольшую роль играло в 18 - нач.19 вв.

академический словарь

-а, ср.

Религиозно-этическое движение, возникшее в начале 18 в. в Англии и получившее распространение в странах Европы, в США и других странах, ставившее своей задачей создание тайной всемирной организации с целью мирного объединения человечества в едином братском союзе.

гуманитарный словарь

МАСО́НСТВО (франкмасонство, братство вольных каменщиков) (от англ. mason - каменщик, франц. franc-mason - вольный каменщик) - всемирный союз тайных филос.-мистич. обществ - лож. В ср. века - система проф. строит. цехов (т. н. оперативное М.). С нач. 18 в. филос.-этич. движение (созерцат. М.), его возникновение связано с вступлением в строит. корпорации непрофессионалов - лиц свободных профессий, аристократов, военных, коммерсантов. Созерцательная 1-я Великая ложа была основана в Лондоне 24 июня 1717. Среди первых англ. масонов - арх. Кристофер Рен и Исаак Ньютон. Самая известная из гипотез возникновения М. гласит: М. ведут свою историю от ср.-век. корпораций строителей-каменщиков, авторов готич. соборов и замков, охранявших профес. и мистич. тайны; другая связывает М. с орденом Тамплиеров, поскольку главным символом и объектом почитания М. является Храм Иерусалимский и его легендарный строитель Хирам. М. представляет мир как объект строительства и называет Бога Великим Архитектором.

Масоны называют себя теоретическими каменщиками, строящими символич. "Новый храм" - духовный храм гармонии; под этим они подразумевают создание нравств., гуманного, справедливого и гармоничного порядка в мире. Идеи М. основаны на всеобщем равенстве, просвещении и благотворительности. М. почитает важнейшими семь свободных искусств: "Литературный Тривиум" - грамматику, логику, риторику и "Научный Квадривиум" - арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Семь иск-в представляют семь ступеней лестницы, ведущей к Храму Мудрости, масон обязан познать их все; др. ступени к совершенству - "семь добродетелей". Важнейшим путем постижения истины для масона являются самообразование и самосовершенствование. Члены лож подразделяются по "степеням посвящения": ученик, подмастерье, мастер ложи и т. д. до 33-й и даже 99-й степени. С 1730-х гг. появляются, наряду с англ. системой, шотл., швед., франц. ложи, имеющие идейные, организац.-структурные, обрядовые отличия. Тайные космополитич. масонские орг-ции, признающие в кач-ве иерархии только степени посвящения, склонные к деизму, вызывали регулярное недовольство офиц. властей и христ. церкви - в 1738 осужд. энцикликой папы Климента XII.

Первый "Провинциальный Великий Мастер" в Россию был назначен в 1740 из Англии. По преданию, популярному среди рус. масонов, еще имп. Петр I был в 1717 в Лондоне ознакомлен К. Реном с идеями М. О деят-ности масонов в России упомянуто в Конституции англ. ложи в 1723. К сер. 18 в. в России действуют ложи англ., шотл. и швед. обрядов. История М. неразрывно связана с историей рус. Просвещения. Имп. Петр III интересовался М., имел библиотеку масонских соч., подражая Фридриху II Прусскому. Арх. А. Ринальди выстроил ему в Ораниенбауме маленький дворец в форме "наугольника" - знака масонской ложи. Первыми масонами на терр. России были англичане, но интерес к М. привлек в ложи просвещ. рус. дворян; из них первым мастером был И. П. Елагин, президент Великой Провинциальной Ложи, автор многих теоретич. трудов по "шведской" системе М., дир. Имп. т-ров при Екатерине II. Наиб. известность приобретает ложа высокого "теоретического градуса" (существует с 30 апр. 1784) - благодаря участию в ней Н. И. Новикова. Он издал ж. "Утренний свет" (1777), посвящ. вопросам нравственности и самопознания, а доходы от него направил на орг-цию училищ для бедных детей и сирот. Его корреспондентами были масоны А. В. Храповицкий, П. М. Волконский, П. С. Рунич, А. Т. Болотов, С. И. Гамалея, П. А. Татищев, Н. Н. Трубецкой, А. Ф. Лабзин. Новиков в своей просветит.-филантропич. деят-ности имел помощником И. П. Тургенева, масона, члена Дружеского общества (1782), преобразов. в Типографич. компанию. А. А. Ржевский был членом ложи "Латона", работавшей по нем. системе, - в к-рой "мастером стула" - факт. рук. - был Н. И. Новиков. Кн. И. С. Гагарин и друг юности наследника престола кн. А. Б. Куракин во время почетного посольства в Швецию с известием о бракосочетании вел. кн. Павла Петровича (сент. 1776) были посвящены в высокие степени М., причем Куракин был назначен гроссмейстером Рус. провинц. ложи, зависимой от шведского капитула. По возвращении в Петербург он сдал полномочия Гагарину, к-рый сделался главой рус. масонов и учредил в Москве ложу "Сфинкс", а в 1783 вместе с Н. Н. Трубецким и Новиковым прекратил сношения со Швецией.

Известия об участии масонов во Франц. рев-ции, сильное их влияние на семью наследника (через А. Б. Куракина, арх. В. И. Баженова и В. Бренна), обществ. активность и рост популярности круга Н. И. Новикова привели к запрещению Екатериной II в 1792 масонских лож в России. Вступивший на престол имп. Павел прекратил преследования масонов, но не снял запрет с деят-ности лож.

Расцвет рос. М. начинается с вступления на престол Александра I и продолжается до 1822. Дипломат гр. А. К. Разумовский в 1810 способствовал офиц. признанию и открытию легальных лож в России. В этот период, несмотря на ограничит. постановления 1802 и 1811, число лож значит. возросло, в С.-Петербурге (1787-1826) насчитывалось более 20. Рус. столичное дворянство стало масонским: президент АХ А. С. Строганов, Вас. Л. Пушкин, арх. А. Л. Витберг, А. Д. Захаров; особ. связ. с Англией свящ. А. А. Самборский, долгое время живший в Англии и женатый на англичанке, как и арх. А. Н. Воронихин. Величайшие рус. полководцы кн. А. В. Суворов, гр. П. Витгенштейн, кн. М. И. Голенищев-Кутузов также были видными масонами. Дань увлечения М. отдали многие декабристы: Союз Благоденствия, судя по задачам, к-рые ставили его члены, был вполне масонской организацией. О широких связях просвещ. об-ва с масонскими идеями говорит и создание в это время многочисл. "ланкастерских" школ - идея взаимообразования почерпнута в М.

Масонские ложи как рассадник вольнодумства были запрещены в России 1 марта 1822 рескриптом Александра I о запрещении всех тайных обществ. и в 1826 запрет был подтвержден.

М. в России было возобновлено в нач. 20 в. при активном участии проф. права Моск. ун-та М. М. Ковалевского (1851-1916), члена 1-й Гос. Думы. По его предложению, ложа "Великий Восток Франции" произвела инсталляцию лож "Ренессанс" в Москве и "Полярная Звезда" в Петербурге, также масонские ложи возникли в Киеве, Харькове, Саратове, Тифлисе, Одессе и др. гор. Возрождаемые с 1906 ложи носили явно корпоративный характер: ложа 1-й Думы представляла собой полит. орг-цию, куда входили видные кадеты - руков. лож: моск. - А. И. Коновалов и Н. В. Некрасов, петерб. - Г. Е. Львов, А. И. Шингарев, С. А. Муромцев, киевск. - М. И. Терещенко; чл. Военной ложи стали А. И. Гучков, ген. В. И. Гурко, П. А. Половцев, П. Ф. Гейден, А. А. Орлов-Давыдов и др.; масонами были многие сотр. Мин-ва иностр. дел и т. д. О влиятельности М. в это время говорит присутствие в рядах масонов вел. князей Николая и Александра Михайловичей. С 1912 рук-во всеми ложами страны возлагается на Исполнительный Комитет, секретарем к-рого с 1916 становится А. Ф. Керенский. Октябристы с 1910 организовали ложу "Малая Медведица". После рев-ции рус. эмигранты создали ложи ("Полярная звезда", "Пушкин") в Париже и др.; нек-рые из них имели высокие М. степени: кн. С. Н. Щербатов - 33-й градус.

Запрещенные de facto в сов. время, масонские ложи были воссозданы в России с 1991.

Атрибутика российских масонских лож: фартуки, знак, оттиск печати. Нач. 19 в.

Атрибутика российских масонских лож: фартуки, знак, оттиск печати. Нач. 19 в.

иллюстрированный энциклопедический словарь

МАСОНСТВО (франкмасонство) (от французского franc macon - вольный каменщик), религиозно-этическое движение. Возникло в начале 18 в. в Великобритании, распространилось во многих странах, в том числе в России. Название, организация (ложи), иерархия, символы и другие традиции заимствованы от средневековых цехов (братств) строителей-каменщиков, отчасти от средневековых рыцарских мистических орденов. Масоны стремились создать тайную всемирную организацию с целью мирного объединения человечества в братском союзе. Почитая Бога великим архитектором Вселенной, масонство допускает исповедание любой религии. Наибольшую роль играло в 18 - начале 19 вв.

орфографический словарь

масо́нство, -а

формы слов

масо́нство, масо́нства, масо́нств, масо́нству, масо́нствам, масо́нством, масо́нствами, масо́нстве, масо́нствах

синонимы

франкмасонство; фармазонство (устар. прост.)

фармазонство, жидомасонство, франкмасонство

морфемно-орфографический словарь

масо́н/ств/о.

грамматический словарь

масо́нство с 1a

словарь галлицизмов русского языка

МАСОНСТВО а, ср. maçon m.

1. Религиозно-политическое движение, возникшее в 18 в. в виде тайной международной организации с мистическими обрядами, ставившей себе целью "нравственное совершенствование" - воздвижение "храма добродетели" (откуда название "вольные каменщики"). Уш. 1938. Известно мне, что оныя <отношения>, ни в чем ином состояли, как в церемониальных к нему отзывах по обрядам известнаго масонства, в коем был он <герцог Брауншвейгский> Титулярным начальником некоторых лож в Европе. Лопухин Зап. 57. Слово "масонство","масонский" действовали с большой увлекательностью на покупателей. А. Астолев Вос. стар. букиниста. // Моск. стар. 249. Общеизвестно, что русское масонство 18 в. был глубоко патриотично и националистично. ФН 1999 1 62.

2. Убеждения, взгляды масона; состояние, положение масона. БАС-1. Насколько было правды в этом масонстве <григорьева>, судить не берусь, знаю только, что в этот период времени Григорьев от самого отчаянного атеизма одним скачком переходил в крайний аскетизм. Фет Ранние годы. Иудо-масонство а, ср. Цель международного иудо-масонства и конспиративная стратегия его московских сателлитов: Россия без русских! МГ 2000 5 13.- Лекс. САН 1847: масо/нство; Сл.18.: 1761.

словарь иностранных слов

МАСОНСТВО - 1) образ мыслей масонов; 2) наличный состав масонских лож.

сканворды

- Религиозно-этическое учение с мистическими обрядами.

полезные сервисы
масонство, франкмасонство масонство, франкмасонство
евразийская мудрость от а до я.

МАСОНСТВО, ФРАНКМАСОНСТВО

(франц.-вольный каменщик): религиозно-философское движение, возникшее в начале 18 в. в буржуазно-дворянских кругах Англии в виде тайных обществ (лож), формальная цель которых - объединение всех людей на началах братской любви, взаимопомощи и верности. Распространено во многих странах мира. Название, традиции и символика масонства заимствованы у средневековых цехов каменщиков. Использовалось в политических целях как реакционными, так и прогрессивными движениями и лицами. В России первые ложи появились в 1762 г. и просуществовали до установления Советской власти. С начала 90-х годов предпринимаются попытки восстановления масонских лож.

полезные сервисы
масонствовать масонствовать
словарь галлицизмов русского языка

МАСОНСТВОВАТЬ maçon m. Быть масоном. Мне показалось довольно смешно и забавно <предложение>; я согласился, и мы завели ложу под названием Amis réunis, Соединенных друзей, где стали масонствовать по-французски. Вигель Зап. Масонствует Пьер.. .первый бал у Наташи. Л. Стекольников Великий пахарь. // РР 1978 2 49. Вместе с троцкистами, сиониствующими и масонствующими диссидентами вы боролись против власти Советов, т. е. против русского народа. НС 2001 5 141.

полезные сервисы