крыл. сл. Это выражение встречается уже у Паскаля (1623-1662), хотя возможно, что он не является автором его. Паскаль пишет: «Эта собака моя, - говорили эти бедные дети, - это мое место под солнцем: вот начало и образ захвата всей земли» (Pascal. Pensees, 1670, part I, art. IX.). В «Песнях» Беранже, в стихотворении «Священный союз народов» есть такие строки: «Разделите лучше пространство слишком тесного земного шара, и каждый из нас будет иметь свое место под солнцем» (Beranger. Chansons&-Paris, 1827). У Бальзака встречаем слова: «Я всего лишь бедняк, ничего не желающий, кроме своего места под солнцем» (Le Colonel Chabert, 1832). Если из приведенных цитат ясно, что первоначально выражение «место под солнцем» употреблялось в значении «право на существование» и носило гуманистический отпечаток, то впоследствии оно получило политическую окраску.
место под солнцем
Практический толковый словарь
Фразеологический словарь
Книжн. Высок.
1. Право на существование.
В это время Россия уже завоевала себе место под солнцем… это признали державы, ранее смотревшие на неё свысока (А. Горбовский, Ю. Семёнов. Без единого выстрела).
2. Прочное, высокое положение в обществе.
Я писал о людях, отличающихся отважностью, выносливостью… И всё же они, завоевав место под солнцем, тянулись к знанию (В. Бахметьев. У порога).
- Впервые отмечается у Паскаля (1623-1662 гг.) в его «Мыслях» («Pensées») в значении «право на существование». Лит.: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. - М., 1960. - С. 356.
Фразеология
1. что
Возможность полноценного, полноправного существования.
Подразумевается сложность достижения такого существования, борьба за него. Имеются в виду условия, при которых лицо, группа лиц, социально организованное сообщество (Х) может нормально жить, работать, реализовать себя. реч. стандарт. ✦ Х борется за место под солнцем.
В роли доп., реже - подлеж.
Порядок слов-компонентов фиксир.
- Социальные дарвинисты! Они видели только сплошную борьбу за существование: толпы остервенелых от голода людей, рвущих друг друга в клочки из-за места под солнцем, как будто оно только одно, это место, как будто солнца не хватит для всех! А. и Б. Стругацкие, Хищные вещи века.С оружием в руках пришлось отстаивать своё место под солнцем известному в Перми охранному предприятию "Альфа" на автотранспортном предприятии, где в течение месяца производилась смена руководства. Пермские новости, 2002.
Сегодня жизнь подавляющего большинства людей нашей планеты представляет собой борьбу за место под солнцем. Борьба - дело жестокое. А. и Ю. Шиманские, Человек творческий.
В 1984 году Егор Летов организовал новую группу под названием "Гражданская оборона". Они пели и играли порой до крови на пальцах, попутно сталкиваясь с "бюрократической машиной", мешавшей реализовать себя. То были годы борьбы за место под солнцем. Дзержинец, 1990.
- Если исход выборов известен заранее, какой смысл нанимать пиарщиков? - Пока выборы альтернативны, место под солнцем для нас найдётся. Век, 2000.
Мы твёрдо уверены, что каждому человеку не только найдётся место под солнцем, но и необходимые материальные условия для того, чтобы он мог наслаждаться жизнью, полноценно развиваться физически и духовно. А. Опарин, Наука и мир.
культурологический комментарий:
фразеол. - калька с франц. Впервые встречается у французского философа Б. Паскаля (1623-1662) в "Мыслях" в значении "право на существование". (Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения. М., 1960. С. 356.)
В образе фразеол. отражена символика солнца, одного из наиболее многозначных и универсальных символов мировой культуры. В одном из значений солнце - источник жизни, спасения и справедливости; ср. культ солнца во многих религиях: Ра в Египте, Митра в Персии и Риме; народом Солнца называли себя ацтеки; солнце - один из символов Христа и т. д. Именно солнце лежит в основе древнейшего архетипического противопоставления "света" и "тьмы" как оппозиции "жизни" и "смерти": ничто живое не может существовать без света, т. е. без солнца. Это послужило основой для отражённой в образе фразеол. метафоры, уподобляющей место под солнцем благополучному человеческому существованию вообще. фразеол. в целом выступает как стереотипное представление о таком существовании.
автор:
Д. Б. Гудков
2. что
Достойное, высокое положение в обществе или среди других стран.
Подразумевается трудность достижения подобного положения, необходимость искать его, бороться за него. Имеется в виду такая позиция в социальной, экономической, политической и под. структуре, которая является благоприятной для лица, группы лиц, социально организованного сообщества (Х) или для страны, государства (L), позволяет им пользоваться уважением других и которую Х или L стремится занять или сохранить. реч. стандарт. ✦ Х <L> борется за место под солнцем.
В роли доп., реже - подлеж.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Знание психологии других людей (и главное, своей собственной) поможет любому человеку справиться с проблемами на работе, в общении и найти для себя именно то место под солнцем, которого он заслуживает. Люди дела, 2001.Я писал о людях, отличающихся отважностью, выносливостью <...>. И все они, завоевав место под солнцем, тянулись к знанию. В. Бахметьев, У порога.
Спустя десять лет после иракского вторжения в Кувейт эта небольшая страна в Персидском заливе всё ещё ищет своё место под солнцем. Труд, 2000.
Уверенные в себе люди, будучи в хорошем работоспособном возрасте, находят приложение своим профессиональным умениям в разных странах мира. О соседней Финляндии и говорить не приходится. Пусть и на время, но место под солнцем найдено. Сметливые и мобильные, принявшие своё решение очертя голову, эти люди ни на что не жалуются и, кажется, ни о чём не жалеют. Северный курьер, 1998.
Мы слишком недавно стали самостоятельным государством, чтобы уже говорить, что добиться удалось многого. Но страна успела себя зарекомендовать в мире, есть неплохие перспективы. Я уверен, что "место под солнцем" у Беларуси есть. Советская Белоруссия, 1998.
культурологический комментарий:
Образ фразеол. связан с символикой солнца (см. комментарий к МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ 1.).
В окультуренном мировидении солнце в одном из значений символизирует власть (в геральдике оно может служить знаком сильной царской власти - великий правитель уподобляется солнцу; ср. Король-Солнце во Франции, Владимир-Красное Солнышко в России). Солнце также символизирует богатство, будучи метафорически связанным с представлением о золоте. Близость к солнцу, непосредственный контакт с ним, что выражается во фразеол. предлогом "под", означает обладание властью и богатством, а это, в свою очередь, знаменует высокое и прочное положение в социальной иерархии.
В образе фразеол. нашла отражение универсальная метафора, уподобляющая место человека в пространстве его положению в обществе; ср. далеко пойти, на высоте, на вершине, на пике, на задворках и др.
фразеол. в целом выступает как стереотипное представление о высоком положении среди других людей, социальных структур, стран.
автор:
Д. Б. Гудков
Словарь крылатых слов
Это выражение встречается уже у Паскаля (1623-1662), хотя возможно, что он не является автором его. Паскаль пишет: "Эта собака моя, - говорили эти бедные дети, - это мое место под солнцем: вот начало и образ захвата всей земли" (Pascal. Pensees, 1670, part I, art. IX.). В "Песнях" Беранже, в стихотворении "Священный союз народов" есть такие строки: "Разделите лучше пространство слишком тесного земного шара, и каждый из нас будет иметь свое место под солнцем" (Beranger. Chansons& - Paris, 1827). У Бальзака встречаем слова: "Я всего лишь бедняк, ничего не желающий, кроме своего места под солнцем" (Le Colonel Chabert, 1832). Если из приведенных цитат ясно, что первоначально выражение "место под солнцем" употреблялось в значении "право на существование" и носило гуманистический отпечаток, то впоследствии оно получило политическую окраску.
Словарь крылатых слов и выражений Серова
Впервые в европейской литературе это выражение встречается в труде «Мысли» французского ученого и философа Блеза Паскаля (1623-1662). Он пишет: «Эта собака моя, - говорили эти бедные дети, - это мое место под солнцем: вот начало и образ захвата всей земли» («Pensees». 1670,ч. I).
Потом это выражение Паскатя встречается у многих французских авторов - Беранже (стихотворение «Священный союз народов». 1X27), Бальзака и др.
Впоследствии оно перешло и в политическую лексику - часто встречалось в немецких журналах (70-80-е гг. XIX в.), как правило, со ссылкой на сочинение Паскаля как на первоисточник.
Но крылатым это выражение стало после того, как статс-секретарь иностранных дел Германии (позднее ее канцлер) граф Бернгард Бныов (1849-1929) произнес (6 декабря 1897 г.) в германском рейхстаге речь, получившую широкую международную огласку. Он говорил о захвате Германией китайского порта Киао-Чао: «Мы готовы считаться с интересами других великих держав восточной Азии, в уверенности, что и наши интересы встретят подобающее им уважение. Одним словом: мы никого не хотим загонять в тень, но требуем и нашего места под солнцем».
Иносказательно: право на такое достойное существование, каким его видит говорящий; прочное социальное положение; деловой успех.
Поговорки
Разг. 1. Право на существование. Ф 1, 297; БМС 1998, 374. 2. Прочное, высокое положение в обществе. ФСРЯ, 245.