Толковый словарь
ср.
1. процесс действия по гл. олицетворить, олицетворять
2. Результат такого действия; воплощение, конкретное, реальное выражение чего-либо.
отт. Воплощение какой-либо стихийной силы, явления природы в образе живого существа.
отт. Воплощение идеи, понятия, характера, свойства в человеческой личности.
3. Литературный приём, заключающийся в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных.
Толковый словарь Ушакова
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, олицетворения, ср. (книжн.).
1. только ед. Действие по гл. олицетворить-олицетворять. Олицетворение сил природы у примитивных народов.
2. чего. Воплощение какой-нибудь стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Бог Перун в славянской мифологии был олицетворением грома и молнии.
|| чего. Воплощение идеи или понятия в человеческой личности, в образе живого существа. Он был живым олицетворением скупости. «Для Маркелова Еремей был как бы олицетворением русского народа.» А.Тургенев.
3. Поэтический троп, состоящий в том, что неодушевленным предметам приписываются свойства и признаки одушевленных (напр. дар речи и т.п.; лит.). Олицетворение - обычный прием в баснях.
Толковый словарь Ожегова
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. олицетворить.
2. чего. О живом существе: воплощение каких-н. черт, свойств. Плюшкин о. скупости. О. доброты.
Словарь существительных
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ, -я, cр, чего. Личность, живое существо, как воплощение идеи, понятия, каких-л. свойств.
То, что он легко и ясно мог решить сам с собою, он не может обсуждать при княгине Тверской, представлявшейся ему олицетворением той грубой силы, которая должна была руководить его жизнью в глазах света и мешала ему отдаваться своему чувству любви и прощения (Л. Т.).
Плюшкин - олицетворение скупости.
Энциклопедический словарь
ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ -я; ср.
1. к Олицетвори́ть (1 зн.). и Олицетворя́ть. О. сил природы.
2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа. Голубь - о. мира.
3. чего. Воплощение идеи, понятия, каких-л. свойств, качеств в человеческой личности. Мать - о. доброты. Плюшкин - о. скупости. Венера - о. женской красоты.
4. Лит. Приём художественного изображения; наделение животных и неодушевлённых предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т.п.). Поэтическое о.
* * *
олицетворе́ние (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые («Её сиделка - тишина...», А. А. Блок).
* * *
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - ОЛИЦЕТВОРЕ́НИЕ (прозопопея), вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные («Ее сиделка - тишина...», А. А. Блок).
Большой энциклопедический словарь
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея) - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные ("Ее сиделка - тишина...", А. А. Блок).
Академический словарь
-я, ср.
1. Действие по глаг. олицетворить-олицетворять (в 1 знач.).
Олицетворение сил природы.
2. Изображение какой-л. стихийной силы, явления природы в образе живого существа.
[В псалтыри] изображены реки по-античному. Сидят две человеческие фигуры, --- из урн выливают потоки рек. --- Подобные же олицетворенья рек встречаются и в Русских миниатюрах. Буслаев, Образцы иконописи в Публичном музее.
3. чего.
Воплощение идеи, понятия или каких-л. свойств, качеств в человеческой личности.
[Отец] показался мне в эту минуту олицетворением мужской красоты и силы. Бунин, Заря всю ночь.
[Амакасу] сидел выпрямившись, положив руки на эфес сабли, - олицетворение спокойствия и воинской выдержки. Диковский, Патриоты.
4. лит.
Прием художественного изображения, состоящий в наделении животных и неодушевленных предметов человеческими свойствами (чувствами, мыслями, речью и т. п.).
Орфографический словарь
Формы слов для слова олицетворение
олицетворе́ние, олицетворе́ния, олицетворе́ний, олицетворе́нию, олицетворе́ниям, олицетворе́нием, олицетворе́ниями, олицетворе́нии, олицетворе́ниях
Синонимы к слову олицетворение
сущ., кол-во синонимов: 12
1. очеловечение, одушевление, персонификация
2. см. воплощение
прозопопея, воплощение, персонификация, антропоморфизм, одушевление, очеловечение, метафора, представление, эпитома, выражение
сущ.
1.
воплощение
выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств)
2.
персонификация
одушевление
одухотворение
очеловечивание
наделение человеческими свойствами неодушевленного предмета, животного)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ1, воплощение
ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, воплощенный
ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, воплощать/воплотить
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ2, одухотворение, одушевление, очеловечивание, персонификация, книжн. антропоморфизм
ОДУШЕВЛЕННОСТЬ, одухотворенность
ОЛИЦЕТВОРЕННЫЙ, одухотворенный, одушевленный, книжн. антропоморфный
ОЛИЦЕТВОРЯТЬ/ОЛИЦЕТВОРИТЬ, одушевлять/одушевить, одухотворять/одухотворить, несов. и сов. персонифицировать, очеловечивать/очеловечить
Тезаурус русской деловой лексики
‘выражение в конкретном объекте каких-либо абстрактных качеств’
Syn: воплощение
Лингвистические термины
олицетворение (греч. prosopopoieia, от prosopon - лицо + poieo - делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно ?(Тютчев). см. персонификация.
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Педагогическое речеведение
Олицетворение (греч. prosopopofia, от prosopon - лицо и poieo - делаю) - один из типов аллегории: стилистический прием, состоящий в том, что неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, живому существу, не наделенному сознанием, приписываются качества или действия, присущие человеку: «Обвеян вещею дремотой, полураздетый лес грустит; из летних листьев разве сотый, блестя осенней позолотой, еще на ветке шелестит» (Ф.И. Тютчев).
О. - один из древнейших тропов. О. было связано в древности с анималистическими представлениями и религиозными верованиями. О. занимает большое место в мифологии (например, Уран (Небо) и Гея (Земля) - личностно-оформленные стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию), в фольклоре: фантастические и зоологические персонажи былин, сказок, легенд и т.п.; «олицетворяются» явления природы, быта (печь, зеркальце и др.).
На О. строится один из самых близких к фольклору жанров - басня, уходящая корнями в глубокую древность. Например: «В лесу воспитанная с негой, под тяжкой трется ось телегой и, неподма-занна, кричит. А Бык, который то везет, везя молчит, изображает ось господчика мне нежна, который держит худо счет, по-русски мот, а Бык - крестьянина прилежна. Страдает от долгов обремененный мот, а этого не воспомянет, что пахарь, изливая пот, трудится и тягло ему на карты тянет» (Сумароков. Ось и Бык).
О. - важнейший структурный элемент античной и средневековой литературы, в частности древнерусской. Например - разговор княза Игоря с рекой в «Слове о полку Игореве».
В современном языке О. чаще1 всего встречаются в языке художественной литературы. Особенно часто писатели обращаются к О., описывая картины природы. Мастерски использовал этот троп Есенин. К клену поэт обращался как к старому доброму знакомому: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись, под метелью белой? Или что увидел? Или что услышал? Словно за деревню погулять ты вышел». В его поэзии Заря окликает другую; Плачут вербы, шепчут тополя; Спит черемуха в белой накидке; Стонет ветер, протяжен и глух; Цветы мне говорят прощай, головками склоняясь ниже; Липы тщетно манят нас, в сугробы ноги погружая...
Как сильное изобразительное средство выступает О. и в художественной прозе. Например: «Непуганая ташкентская весна прошла за окнами, вступила в лето... Фруктовый ларек торговал и для больных тоже - но мои ссыльные копеечки поеживались от цен» (А. Солженицын).
О. употребительно и в обиходно-разговорной речи: Песня за душу берет.
О. бывает неразвернутым - в рамках одного, реже двух предложений: «И если туча оросит, блуждая, лист его дремучий...» (А. Пушкин); развернутым - обычно при уподоблении изображаемого человеку, нередко такое О. ложится в основу стихотворения («Утес» Лермонтова); контекстуальным, преимущественно при описании ситуации: «Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами» (А. Пушкин); содержательно обусловленным, предполагающим более глубокое осмысление изображаемого: «Аисты знают, где селиться» (В. Песков).
Особым видом О. является персонификация (от лат. persona - лицо, facere - делать) - полное уподобление неодушевленного предмета человеку. В этом случае предметы наделяются не частными признаками человека (как при О.), а обретают реальный человеческий облик. Например: «Жил на свете маленький цветок. Он рос один на пустыре. Нечем было ему питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра; из ветра упадали на глину пылинки; и в тех пылинках находилась пища цветку. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям...
Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть... Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев» (А. Платонов. Неизвестный цветок).
Может показаться, что речь идет не о цветке, а о человеке. Это придает речи яркие краски, помогает нарисовать живой образ.
Прием персонификации особенно ценят поэты. Блистательное его применение находим в описани М.Ю. Лермонтовым Терека и Каспия в стихотворении «Дары Терека».
Примерам искусного применения тропа можно противопоставить случаи неудачных О., которые возникают иногда в речи по недосмотру авторов. Так, пишут: Деталь бросается в ванну; Ко встрече большой воды готовятся откачивающие средства и другие механизмы; Четыре тысячи пальто отсюда ежедневно отправляются в магазины столицы; В помощь охотнику в сани впрягается собака; Поросята сразу после рождения обмываются и вытираются полотенцем и т. д. Причина подобных каламбуров в неудачном использовании возвратных глаголов, которые могут указывать на действие и субъекта, и объекта, порождая двусмысленность.
Лит.: Афанасьев А. Поэтические воззрения славян на природу.- Т. 1-3. - М., 1866-1869; Белецкий А. В мастерской художника слова (гл. 6. Изображение живой и мертвой природы) // Избр. труды по теории литературы. - М., 1964; Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля // Историческая поэтика. - М., 1989; Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1964; Голуб И.Б., Розен-таль Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 1993.
Л.Е. Тумина
Сканворды для слова олицетворение
- Воплощение каких-либо черт.
- Фраза «Её сиделка - тишина...», с точки зрения лингвиста.
- Вид метафоры.
- Персонификация, аллегория.
- Прозопопея.
Полезные сервисы