Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 4
под сапогом под сапогом
фразеологический словарь

чьим. Разг. Экспрес.

1. В полном подчинении у кого-либо.

- Значит, хочешь жить заставить Под своим под сапогом? (А. Яшин. Алёна Фомина).

2. Под гнётом власти кого-либо.

Предстояло освобождение Прибалтики. Под фашистским сапогом оставались ещё Таллин, Рига, Пярну и многие другие города Эстонии и Латвии (В. Раков. Крылья над морем).

фразеология

кто, что кого, у кого, чьим быть; стонать

Часто о ситуации, связанной с военной агрессией. газетно-публ.

Также в роли обст.

Австрия вновь под сапогом нацистов? Приход к власти ультраправых поставил Евросоюз, членом которого Австрия является, в неловкое положение. Члены ЕС, как обещали, вводят в отношении Австрии дипломатические санкции. Будут заморожены неофициальные двусторонние контакты, а число австрийских послов в европейских столицах понизится. Вестник, 2000.Иметь всю мощь, всю власть, всё богатство и… быть под сапогом у мрази! В. Шишков, Угрюм-река.

Побывав под сапогом всех мыслимых завоевателей, Мальта только к концу XX века обрела независимость. Меридиан, 2001.

Вы слыхали про американского кинорежиссёра Филиппа Нойса? <…> Теперь [он] решил снять картину о чеченской войне. <…> Её рабочее название - "Кровное родство". Сейчас на Западе модно защищать право чеченского народа, стонущего под сапогом русского солдата. Спецназ России, 2000.

Приказом Командующего ВВС Киевского Особого Военного округа ставилась задача сформировать авиационный полк дальнего действия, чтобы в случае необходимости наносить бомбовые удары по стратегическим объектам противника, которым явно становилась фашистская Германия, под сапогом которой уже стонала большая часть Европы. memory. lipetsk. ru.

культурологический комментарий:

Пята (устар.) - "пятка, ступня". (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1987. С. 518.)

фразеол. восходит к древнейшим мифологическим формам осознания мира и соотносится с костюмно-предметным кодом культуры, т. е. с совокупностью наименований предметов одежды и обуви, функционирующих как знаки "языка" культуры. фразеол. соотносится также с соматическим (телесным) кодом культуры (поскольку обувь изначально связана с ногами), т. е. с совокупностью обусловленных культурой стереотипных представлений о свойствах, характеристиках, пространственных и временны/х "измерениях" тела в целом или его частей, которые выступают как источник осмысления человеком мира.

С древнейших времён обувь связывается с материально-телесным низом, в частности, женская обувь (каблук) воспринимается как символ соблазнения. Существует предание, что Ева соблазнила Адама, став на высокие подпорки, то есть на первокаблуки, которые были высоки и по-змеиному тонки. (Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 2001. С. 351.) В русской народной традиции существовал ряд "эротических" гаданий с обувью, которые сохраняются и в современном фольклоре. Так, напр., ложась спать, девушка клала под подушку башмак, приговаривая, чтобы суженый пришёл во сне за её обувью; или за ворота кидали башмак - в какую сторону он упадёт, с той стороны ожидали суженого. Обувь воспринимается также как символ женского влияния и господства (отголосок матриархальной традиции). ср.: в древнегреческом пластическом искусстве Афродита с сандалией в руках угрожает похотливому Фавну. (Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996. С. 74.)

Наряду с данными представлениями, башмак в глубокой древности являлся символическим знаком власти. Многим народам был присущ обычай падать ниц перед господином и ставить его ногу себе на шею или на голову, выражая этим повиновение и смиренное подчинение (Бирих А.К. , Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 515); ср. также целование носка туфли папы римского, преклонение колен перед царской особой и под. В славянской народной традиции существовали свадебные обычаи: каждый из молодых пытался первым наступить на ногу другому или на постеленный перед алтарём ковёр, что символизировало главенство "победившего" в доме. В Библии выражение "на Эдома простру сапог Мой" (Пс. 59: 10) означает полное подчинение известной страны завоевателю. Снимание сапога с чьей-л. ноги и вручение его другому лицу служило символическим выражением передачи прав и привилегий (Руф. 4: 7). (Библейская энциклопедия. М., 2001. С. 549.)

Все эти представления проявляются в целостном восприятии образа фразеол. Образ фразеол. мотивирован древнейшим метонимическим отождествлением части и целого: но/ги, пята как неотделимая часть целого (тела человека) и обувь как неотъемлемый их атрибут замещают самого человека - обладателя власти. В основе образа лежит пространственная метафора (на что указывает форма тв. п. с предлогом "под"), в которой психологическая, политическая, военная зависимость уподобляется физическому давлению на опору тела человека, максимальный вес которого приходится на "нижние точки" соприкосновения с поверхностью - на пятки, башмак, сапог, каблук. При этом пята как максимально широкая, крепкая, устойчивая часть ноги человека ассоциируется с тяжестью, гнётом; сапог как разновидность военной обуви символически связывается с военной зависимостью; каблук выступает как символ господства жены над мужем, которого в этом случае иронически называют подкаблучником [ср.: "Друзья не уставали иронизировать, называли его подкаблучником (выделено мною. - И. З.), но Уоррен не обижался" (Караван историй, 2001); "Он любил свой стол, ведь у любого человека, даже если он стопроцентный подкаблучник (выделено мною. - И. З.), должна иметься собственность. У него был стол; сидя за ним, Ждан ощущал себя человеком самостоятельным <…>" (Н. Леонов, Мщение справедливо)]. Подобная главенствующая роль женщины в семейных отношениях находит отражение в пословице Муж - голова, а жена - маковка [шея]. (Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М., 1996. С. 252.)

фразеол. в целом выступает в роли символа подчинения, власти, гнёта, т. е. имени, окультуренный смысл которого замещает явления, события, ситуацию.

В других европейских языках есть сходные образные выражения; напр., в нем. - unter dem Pantoffel stehen (букв. "под башмаком"), во франц. - sous le talon (букв. "под пятой"), sous la botte (букв. "под сапогом"), в англ. - to be under the heel of smb. (букв. "под пятой").

автор:

И. В. Захаренко

поговорки

чьим у кого. Разг. Под властью, под гнётом. ФСРЯ, 408; БМС 1998, 514.

синонимы

нареч, кол-во синонимов: 2

полезные сервисы