Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~194
принцип принцип
толковый словарь

м.

1. Основное исходное положение какой-либо научной системы, теории, политического устройства и т.п.

отт. Основной закон какой-либо точной науки.

2. Внутренняя убежденность в чем-либо, норма или правило поведения.

3. Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

ПРИ́НЦИП - сущ., м., употр. часто

Морфология: (нет) чего? при́нципа, чему? при́нципу, (вижу) что? при́нцип, чем? при́нципом, о чём? о при́нципе; мн. что? при́нципы, (нет) чего? при́нципов, чему? при́нципам, (вижу) что? при́нципы, чем? при́нципами, о чём? о при́нципах

1. Принципами называют основные положения какой-то науки, теории.

Соотнесение речевых особенностей с социальными параметрами говорящих - один из принципов социолингвистики.

2. Принципами называют основные особенности работы устройства.

Принцип действия электрочайника основан на преобразовании электрической энергии в тепловую. | В школе мы изучали принципы работы транзистора.

3. Принципами в официальной речи называют основные правила какой-то деятельности.

Журналист должен знать основные принципы подачи новой информации.

4. Принципами называют взгляды человека, его представления о жизни, правильном поведении и т. п.

У неё достаточно странные принципы: она считает, что бедным не надо помогать, так как они сами виноваты в своей бедности.

5. Если делать что-то не в ваших принципах, значит, это не соответствует вашим представлениям о правильном поведении, о морали, не соответствует вашим взглядам на жизнь и т. п.

Отказывать тем, кто просит, не в его принципах, поэтому он всю жизнь всем помогает - советом, лекарствами, деньгами.

толковый словарь ушакова

ПРИ́НЦИП и (устар.) ПРИНЦИП, принципа, муж. (от лат. principium - начало) (книжн.).

1. Основное начало, на котором построено что-нибудь (какая-нибудь научная система, теория, политика, устройство и т.п.). «Принцип буржуазного национализма - развитие национальности вообще, отсюда исключительность буржуазного национализма, отсюда безвыходная национальная грызня.» Ленин. Основные принципы механики. Незыблемые принципы философии марксизма.

|| Закон, основное положение о чем-нибудь. Принцип всемирного тяготения.

2. Убеждение, точка зрения, правило поведения. Это против моих принципов. Глупый принцип. Спорить о принципах. Из принципа не пойду.

толковый словарь ожегова

ПРИ́НЦИП, -а, муж.

1. Основное, исходное положение какой-н. теории, учения, мировоззрения, теоретической программы. Принципы науки. Эстетические принципы.

2. Убеждение, взгляд на вещи. Держаться твёрдых принципов. Отказаться от чего-н. из принципа.

3. Основная особенность в устройстве чего-н. Механизм действует по принципу насоса.

В принципе в основном, в общем, в целом. В принципе я согласен.

толковый словарь даля

ПРИНЦИП - муж. научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают.

популярный словарь

Принцип

-а, м.

1) Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т. п.

Принципы мирного сосуществования.

Принцип невмешательства.

Что же такое понимается под эстетикою, если не система общих принципов искусства вообще и поэзии в особенности? (Чернышевский).

2) Внутренняя убежденность в чем-л., точка зрения на что-л., норма или правило поведения.

Нравственный принцип.

- У меня всегда были особенные принципы (Тургенев).

3) только ед. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т. п.

Принцип работы насоса.

Мой аппарат построен именно по принципу ракеты (А. Н. Толстой).

Родственные слова:

принципиа́льный, беспринци́пный, беспринци́пность

Этимология:

От немецкого Prinzip (← фр. principe ← лат. principum ‘основа’, ‘начало’). В русском языке - с Петровского времени.

В при́нципе - в основном, в общем.

словарь существительных

ПРИ́НЦИП, -а, м

Основное суждение, являющееся руководящим положением, правилом, установкой для какой-л. деятельности, отличающееся устойчивостью, непререкаемостью, внутренняя убежденность в чем-л.

Степан Аркадьич знал, что когда Каренин начинал говорить о том, что делают и думают они, те самые, которые не хотели принимать его проектов и были причиной всего зла в России, что тогда уже близко было к концу; и потому охотно отказался теперь от принципа свободы и вполне согласился (Л. Т.).

ПРИ́НЦИП, -а, м

Основная особенность в устройстве и функционировании какого-л. технического приспособления, механизма и т.п.

Сельский изобретатель продумал принцип работы агрегата.

ПРИ́НЦИП, -а, м

Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки, мировоззрения, определяющее направление и способы познания, деятельности.

Принцип разграничения языка и речи.

энциклопедический словарь

ПРИ́НЦИП -а; м. [от лат. prīncipium - начало]

1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т.п. Эстетические принципы. Общий, основной п. Принципы истории языка. Главные принципы механики. Система принципов. Нарушение принципов. // Руководящее положение, основное правило, установка для какой-л. деятельности. Строгие принципы воспитания детей. Обсуждать, защищать, отстаивать принципы спартанского воспитания. Придерживаться определённых принципов. Исходить из каких-л. принципов. Согласоваться с главными принципами вольной борьбы. Возводить что-л. в п.

2. Внутренняя убеждённость в чём-л., точка зрения на что-л.; норма поведения. Благородные, гуманные, твёрдые принципы. Жизненный п. Нравственный п. Моральный п. Глупый п. Отсутствие принципов. Человек без принципов. Отстаивать свои принципы. Мириться с чьими-л. принципами.

3. Основная особенность устройства, действия механизма, прибора и т.п. П. работы телефонного аппарата.

В при́нципе, в зн. нареч. В основном, в общем. В принципе я согласен. Из при́нципа, в зн. нареч. Принципиально. Отказаться от чего-л. из принципа. По при́нципу чего. в зн. нареч. В соответствии с основными особенностями устройства чего-л. Действовать по принципу насоса. Механизм работает по принципу мины.

* * *

при́нцип (от лат. principium - начало, основа), 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

* * *

ПРИНЦИП - ПРИ́НЦИП (от лат. principium - начало, основа),

1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

большой энциклопедический словарь

ПРИНЦИП (от лат. principium - начало - Основа), 1) основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации.

2) Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности, нормы поведения и деятельности.

3) Основа устройства или действия какого-либо прибора, машины и т. п.

академический словарь

-а, м.

1. Основное, исходное положение какой-л. теории, учения, науки и т. п.

Что ж такое и понимается под эстетикою, если не система общих принципов искусства вообще и поэзии в особенности? Чернышевский, О поэзии. Соч. Аристотеля.

В целях обеспечения наилучшего общения человека с машиной бионика пытается широко использовать биологические принципы в технике. Литинецкий, Беседы о бионике.

||

Руководящее положение, основное правило, установка для какой-л. деятельности.

Строгие принципы воспитания детей.

Мы не можем допустить ни малейшего нарушения принципа добровольности в колхозном строительстве. Киров, Статьи и речи 1934.

||

Основная особенность устройства, действия механизма, прибора, сооружения и т. п.

[Попов] впервые в мире открыл принцип беспроволочного аппарата. Катаев, Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона.

Принцип маленькой разборной печки, похожей на термос, сам по себе интересен. Шагинян, Брюссельская Всемирная выставка 1958 г.

2. Убежденность в чем-л., точка зрения на что-л., норма или правило поведения. -

Вы требуете, чтобы я хвалил то, что нахожу дурным; это противно моим принципам! И. Гончаров, Литературный вечер.

Что-то в его [Куинджи] принципах о колорите есть для меня совершенно недоступное. Крамской, Письмо И. Е. Репину, 26 марта 1876.

в принципе

в основном, в общем.

из принципа

строго придерживаясь каких-л. убеждений; принципиально.

по принципу {чего}

в соответствии с основными особенностями устройства чего-л., в виде устройства чего-л.

Механизм работает по принципу насоса.

Оборона строилась по принципу батальонных узлов с траншеями вдоль всего фронта армии. Москаленко, На юго-западном направлении.

[От лат. principium - начало]

толковый словарь

Принцип, а, м.

== Ленинский принцип (ленинские принципы) /демократического централизма, взаимоотношений между партией и НКВД и пр./.

• Ленинский принцип демократического централизма. ХО, 383. Были нарушены ленинские принципы взаимоотношений между партией и НКВД. ИКПСС, 452.

== :Принцип социальной справедливости.

• Утверждение принципа социальной справедливости как нормы жизни ставит все больше заслонов для любителей "сладкой жизни" за государственный счет. Огонек, 1987, № 17, 7.

* Социалистический принцип распределения.

"От каждого по способностям, каждому по труду".

• Стал осуществляться социалистический принцип распределения: "От каждого по способностям, каждому по труду". ИКПСС, 444.

евразийская мудрость от а до я.

ПРИНЦИП -

начало, исходная точка. Принципы бывают различных видов: логические принципы, строго управляющие сферой обоснованного знания (из них наиболее общими являются принципы тождества, непротиворечия и исключенного третьего); нравственные принципы, определяющие поведение человека,  стремящегося совершать лишь приемлемые поступки. Нравственные принципы относятся к сфере сознания; этим они отличаются от «теоретических постулатов», которые произвольно устанавливаются на основании самих себя (например, аксиоматические принципы и математические принципы вообще). Однако их применение, предполагает некоторые процедуры (или доказательства), без которых разум не может обойтись. Критическая философия различает понятие принципа (первое положение, исходная точка) и основания (принципы обоснования и объяснения). Например, принципом философии Декарта является «мыслю, следовательно, существую», в то время как ее основание - «божественная правдивость».

сборник слов и иносказаний

принцип - научное или нравственное начало, правило, основа, которой придерживаются

Ср. Принципиальный вопрос.

Ср. Хоть он и богачом слывет,

Принадлежит он к типу,

Который гроша не дает

Для бедных - по принци/пу!

*** Афоризмы. Аред.

Ср. Между людьми есть различные типы,

Очень типичны у многих - принципы:

Больше других удивился я типу,

Что и добра не творит - по принципу.

*** Афоризмы. Человек с принципами.

Ср. Высоко ставя принцип семейный, граф... считал вредным, чтобы члены одной и той же семьи держались разных религиозных взглядов и принадлежали к разным церквам.

Лесков. Захудалый род. 2, 10.

Ср. "Судья лишь тот, кто Богу сам не грешен,

А мой принцип - прощенье и любовь!..

Не бичевать, жалеть должны мы вора" ...

A ныне он - товарищ прокурора.

Некрасов. Современники. Эпилог.

Ср. В периодической или, вернее, журнальной литературе начиналось горячее препирательство между Петербургом и Москвою по этому... принципиальному вопросу (о западничестве и славянофильстве).

Маркевич. Из прожитых дней. 3.

Ср. Principienreiter.

Ср. Ich reite auf meinem Princip herum - ich verlange das jeglicher bei seinem Titel genannt wird.

Heinrich LXXII. Furrt. Reuss.

Ср. Assomer un garde-chempétre, ce n'est pas assomer un homme! C'est écraser un principe!

Sardou. Rabagas. 2, 4.

Ср. Principe (фр.) - начало, правило.

Ср. Principium (primus, первый - capere, взять, принимать) - начальное, основное правило.

См. тип.

поговорки

Поиметь принцип. Яросл. Стать принципиальным. ЯОС 8, 90.

Принцип разумной достаточности. Публ., полит. Исходное положение новой военной доктрины, военной реформы, в соответствии с которым страна должна иметь вооружённых сил не более, чем необходимо для её обороны. СП, 174; Мокиенко 2003, 85.

Принцип снежного кома. Публ. Возрастание, постоянное увеличение чего-л. Мокиенко 2003, 85.

Не могу поступиться принципами. Публ. Ирон. О человеке, упорно не желающем отказываться от традиционного идеологического мышления, стереотипных догм. Крылатая фраза - название статьи Н. Андреевой в газете «Советская Россия» 13.03.88, где дана негативная оценка изменений в идеологии и политической жизни СССР. Эта крылатая фраза образована на основе общеизвестного выражения поступаться принципами.

Не поступаться/ не поступиться принципами. Публ. Ирон. Не менять отживших взглядов, догматических стереотипов. СП, 132. Образовано на базе выражения не могу поступиться принципами. Мокиенко 2003, 86.

орфографический словарь

при́нцип, -а

словарь ударений

при́нцип

трудности произношения и ударения

при́нцип и устарелое принци́п (принси́п), пры́нцип. В XIX веке различие в произношении слов принци́п (принси́п) и при́нцип (пры́нцип) нередко носило сословный характер. Ср. например, у И. Тургенева: «- Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принси́пов (Павел Петрович выговаривал это слово мягко, на французский манер, Аркадий, напротив, произносил «пры́нцип», налегая на первый слог), без принсипов... шагу ступить, дохнуть нельзя» (Отцы и дети).

формы слов

при́нцип, при́нципы, при́нципа, при́нципов, при́нципу, при́нципам, при́нципом, при́нципами, при́нципе, при́нципах

синонимы
тезаурус русской деловой лексики

Syn: закон, правило

синонимы
эпитеты русского языка

Азбучный, актуальный, базовый, бесспорный, благородный, важный, ведущий, верный, всеобщий, генеральный, главный, гвоздевой (разг.), железный (разг.), жизненный, кардинальный, ключевой, коренной, краеугольный, магистральный, мудрый, надежный, научный, незыблемый, неколебимый, необходимый, неоспоримый, непреложный, непреходящий, нерушимый, нравственный, обоснованный, общепризнанный, общий, основательный, основной, основополагающий, очевидный, первоочередной, первостепенный, первый, приоритетный, простой, прочный, разумный, реальный, решающий, серьезный, стержневой, столбовой, строгий, существенный, твердый, убедительный, универсальный, формальный, фундаментальный, центральный, честный, четкий, элементарный, ясный.

идеография

правило

деятельность

принцип - правило деятельности;

общее, качественное правило каких-л. взаимодействий (общие принципы.

приверженность принципу. руководствоваться принципом. следовать принципу.

исходить из принципа какого. исповедывать #. проводить #).

принципиальный (# возражение).

в принципе (абсолютный нуль температуры

# недостижим).

возводить в #. выдвигать #.

положить за правило.

принципиальность.

▼ МОРАЛЬ

лаконичное выражение, заповедь, МИРОВОЗЗРЕНИЕ

см. основа

морфемно-орфографический словарь

при́нцип/.

грамматический словарь

при́нцип м 1a

глагольная сочетаемость

действует принцип => действие, субъект

заложить принцип => существование / создание

лежит принцип => существование / создание, субъект

положить принцип => существование / создание

поступаться принципами => непрямой объект, Neg, реализация

поступиться принципами => непрямой объект, Neg, реализация

противоречить принципам => Neg, оценка, соответствие

руководствоваться принципом => непрямой объект, зависимость, контроль

следовать принципу => объект, зависимость, контроль

соответствовать принципу => оценка, соответствие

этимология

Это слово, заимствованное из французского или немецкого, восходит к латинскому principium, буквально означающему "начало".

этимологический словарь русского языка

Из фр. или нем. яз. в XVIII в. Восходит к лат. principium (буквально - «начало»).

этимологический словарь

Заимств. в XVIII в. из франц. или нем. яз., где оно восходит к лат. principium (буквально - «начало»). См. принц.

при́нцип

начиная с Петра I; см. Смирнов 241. Через нем. Prinzip или польск. рrуnсур из франц. рrinсiре, лат. principium.

Принцип - человек убежденный никогда просто так не откажется от своих принципов - взглядов, внутренних установок, мировоззрения. Латинское «principium» - «основа», «начало». Такими словами и вещами не бросаются. В принципе, то есть в общем и целом, все с этим согласны, а о деталях и нюансах мы поговорим как-нибудь в следующий раз.

словарь галлицизмов русского языка

ПРИНЦИП, ПРИНСИП а, м. principe m., нем. Prinzip <лат. principium.

1. Основное положение. Прежде всякого плана школы на надо согласиться в основаниях (principes) народного образования. Огарев Народ. политехн. школа. Он <локк> утверждал, что начало (le principe) развития в духе нашем есть способность ощущать (la faculté de sentir). М. Фонвизин 2 244. Это тиснуть не могли б, Но ведь это посягает На родительский принцип! Осторожность. // ОЗ 1868 3 1 314. <о. Николай> по желанию бабушки, долен был внушать ей, раз в неделю, principes de religion. Р. М. Силуэты. // РМ 1886 8 1 3. <Великие принципы> строго проводятся и неукоснительно ведут к цели - быть светскими барышнями с блестящим воспитанием; из этих великих принципов первый l'art de se bein tenir dans le monde, второй - уважение к тому, что скажет говорить княгиня Марья Алексеевна. ОЗ 1873 12 2 221. В СССР осуществляется принцип социализма: "от каждого по способности, каждому - по его труду". Конституция СССР. Одобрить мировой порядок, основанный на принципах естественного отбора, способны две категории: во-первых, новые приватизаторы собственности, нуждающиеся в оправдании своих эксплуататорски-приватизаторских практик с помощью новой - асоциальной по существу- идеологии. Москва 2002 11 150. Под "принципами" я понимал определенные нравственные нормы: не воруй, не лги, соблюдай собственные законы и обязательства. Нева 2002 6 166. || Основной закон какой-л. науки. Принцип всемирного тяготения. Принцип относительности. Принцип наименьшего действия. БАС-1. ♦ Принципы восемьдесят девятого года. Принципы Великой французской буржуазной революции. Кажется, в Дыме устами Потугина И. С. Тургенев сказал такие слова: "Венера Милосская несомненнее принципов восемьдесят девятого года". Г. Успенский Через пень колоду. // РМ 1885 5 1 140. Он и принципы 1789 года разрешит, лишь бы благодарные пейзане в праздничном платье по-прежнему ломали шапки, почтительно водили хоровод и вообще помнили свое место. Нева 2002 8 116.

2. Убеждение, взгляд. [Мажаров (Раисе):] О чем же толковать? Только тем женщинам надо рекомендовать осторожность, которые возводят глаза и восклицают: Oh, mes principes! Такия постятся в мясоед, а постом скоромничают. Шпажинский Легкие средства. // Дело 1879 11 1 12. Он <Митенька> приучил себя говорить басом, начал дискутировать об отвлеченных вопросах, каждый день ходил в департамент и с большим прилежанием справлялся о том, какие следует иметь principes в различных случаях губернской административной деятельности. Салт. Помпадуры и помпадурши. // 20-8 62. В результате этих соединенных усилий должен был выйти un jeune accompli, рыцарь вежливости и преданности, молодой человек, преисполненный всевозможных bons principes, preux chevalier, готовый во всякое время объявить крестовый поход против manants et mécreants. Салт. Ташкентцы. // ОЗ 1871 198 1 180. - Вы требуете, чтобы я хвалил то, что нахожу дурным; это противно моим принципам! Гонч. Литер. вечер. Мы с ним согласились в наших .. principes. Бобор. Дельцы. // ОЗ 1872 5 1 19. Это против моих принципов. Глупый принцип. Спорить о принципах. Из принципа не пойду. Уш. 1939. шутл. или ирон. Прынципы, принсипы. И я была передовая девица с идеями и прынцыпами. Букву "ы" в этом слове она подчеркнула. Бобор. Исповедники. // ВЕ 1902 1 20. Им <Шумейко, экс-спикером Совета Федерации> была предложена триада (или троица) не то пры/нципов, не то принси/пов, отличающих нас от остального человечества. ЛГ 20.11. 1996. Годы идут, а ни во что конкретное, практическое "принсипы" <явлинского> как-то не трансформируются. ЛГ 29. 4. 1998. Чтобы не изменять себе, приходится изменять принципам. Л. Леонидов. // ЛГ 18. 9. 2002. Принципы, которые были принципиальны, были непринципиальны. Б. Черномырдин. // ЛГ 30. 7. 2003.

3. Основная особенность устройства какого-л. механизма, прибора. Принцип устройства рубильника. БАС-1. Наши соотечественники .. взглянули на Сербию, как на полудикую страну.. чем-то вроде Ташкента, где даже principe de télègue является цивилизующим началом. Дело 1876 12 2 144. ♦ По принципу чего ( действовать, быть устроенным и т. п.). БАС-1. Безпринципие я, ср. един. Полное безпринципие, на подкладке легкомыслия и нравственной безпорядочности. Слово 1879 2 2 6. - Лекс. Даль-I: принци/п; СИС 1937: при/нцип и принци/п; Ож. 1949: при/нцип.

словарь иностранных слов

ПРИНЦИП (лат., от princeps - первый знатнейший). Первоначальная причина, начало, основное понятие, научное или нравственное начало, правило, от которого не отступают.

сканворды

- Чем «не поступаются»?

- Убеждение, взгляд на вещи.

- ... работы механизма.

- Правило, установленное для других в интересах самого себя.

- Основа действия прибора.

- Основополагающее убеждение.

- ... талиона.

- Древнеримский тяжёлый пехотинец.

- Гаврило, чей выстрел 28 июня 1914 года спровоцировал Первую мировую войну.

полезные сервисы
принцип &laquo;laissez faire, laissez passer&raquo; принцип «laissez faire, laissez passer»
словарь крылатых слов и выражений серова

В русской транслитерации: «лэссэ фэр, лэссе пассэ».

С французского: позволять, не мешать, «пусть все идет, как идет».

Слова французского экономиста и откупщика Веысена де Гурнэ (1712- 1759) из речи, которую он произнес (1758) на собрании экономистов-физиократов (сторонников свободной торговли). В ней он доказывал, что для процветания ремесел и торговли правительству не следует вмешиваться в сферу предпринимательства. Эта идея стала основным положением «манчестерской» школы либеральной политической экономии.

Фраза-символ крайнего, ортодоксального экономического либерализма.

Имея в виду российский административно-хозяйственный опыт, писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) в своей сказке «для детей изрядного возраста» - «Медведь на воеводстве» (1884) дал. этому принципу свою, ироническую трактовку: «...Осел говорил:

- Об каких это вы всё злодействах допрашиваете? Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laissez faire! Или по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоняет!» Вот вам. Если вы, мой друг, станете этого правила держаться, то и злодейство само собой сделается, и все у вас будет обстоять благополучно!»

полезные сервисы
принцип laissez faire, laissez passer принцип laissez faire, laissez passer
словарь крылатых слов и выражений серова

В русской транслитерации: «лэссэ фэр, лэссе пассэ».

С французского: позволять, не мешать, «пусть все идет, как идет».

Слова французского экономиста и откупщика Венсена де Гурнэ (1712-1759) из речи, которую он произнес (1758) на собрании экономистов-физиократов (сторонников свободной торговли). В ней он доказывал, что для процветания ремесел и торговли правительству не следует вмешиваться в сферу предпринимательства. Эта идея стала основным положением «манчестерской» школы либеральной политической экономии.

Фраза-символ крайнего, ортодоксального экономического либерализма.

Имея в виду российский административно-хозяйственный опыт, писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889) в своей сказке «для детей изрядного возраста» - «Медведь на воеводстве» (1884) дал этому принципу свою, ироническую трактовку: «...Осел говорил:

- Об каких это вы всё злодействах допрашиваете? Главное в нашем ремесле - это: laissez passer, laissez faire! Или по-русски выражаясь: «Дурак на дураке сидит и дураком погоняет!» Вот вам. Если вы, мой друг, станете этого правила держаться, то и злодейство само собой сделается, и все у вас будет обстоять благополучно!»

полезные сервисы
принцип активной коммуникативности принцип активной коммуникативности
методические термины

ПРИ́НЦИП (от лат. principium - основа, начало) АКТИ́ВНОЙ КОММУНИКАТИ́ВНОСТИ.

То же, что принцип коммуникативности.

полезные сервисы
принцип активности принцип активности
методические термины

ПРИ́НЦИП АКТИ́ВНОСТИ.

Дидактический принцип, который предполагает напряженность психических процессов обучаемого, в первую очередь внимания, мышления, памяти и воли, что необходимо для понимания и порождения речи на изучаемом языке. Основными источниками активности являются цели, мотивы, желания и интересы. Знания, умения и навыки формируются в процессе активной умственной работы учащихся, в основе которой лежит сочетание речевой деятельности и мышления.

полезные сервисы
принцип аппроксимации принцип аппроксимации
методические термины

ПРИ́НЦИП АППРОКСИМА́ЦИИ.

Принцип обучения иностранным языкам, сущность которого состоит в том, что преподаватель, оценивая речевую деятельность учащихся, игнорирует ошибки в языке и речи, которые не нарушают коммуникативного акта речи, не препятствуют получению искомой информации. Правильное осуществление П. а. создает благоприятную обстановку в учебной аудитории, повышает речевую активность учащихся, устраняет боязнь ошибки.

полезные сервисы
принцип беспереводности принцип беспереводности
методические термины

ПРИ́НЦИП БЕСПЕРЕВО́ДНОСТИ.

Методический принцип обучения, исключающий использование родного языка в системе обучения иностранному языку; ведущий принцип при обучении по прямым методам. Современная методика считает, что следование П. б. еще не означает, что родной язык может быть «изгнан из голов учащихся» (Л. В. Щерба), а опора только на способы беспереводной семантизации не всегда является эффективной в силу невозможности в ряде случаев передать значение иноязычного слова беспереводным способом. По этой причине допускается использование перевода в качестве средства семантизации в целях экономии времени или при малой эффективности беспереводных способов и в качестве средства контроля. Когда перевод является целью обучения, переводные способы семантизации используются достаточно широко.

полезные сервисы
принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности принцип взаимодействия основных видов речевой деятельности
методические термины

ПРИ́НЦИП ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЯ ОСНОВНЫ́Х ВИ́ДОВ РЕЧЕВО́Й ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ.

Принцип обучения, в основе которого лежит организация учебного процесса, обеспечивающая формирование речевых умении и навыков в основных видах речевой деятельности во взаимодействии друг с другом. См. взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.

полезные сервисы
принцип воспитывающего обучения принцип воспитывающего обучения
методические термины

ПРИ́НЦИП ВОСПИ́ТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕ́НИЯ.

Дидактический принцип, применение которого в условиях средней школы находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении ими нравственными нормами поведения, в развитии физических сил и умственных способностей учащихся, формировании личности. Воспитывающий характер обучения языку проявляется прежде всего в содержании отбираемого для занятий материала, в методах обучения.

полезные сервисы
принцип гаврило принцип гаврило
энциклопедический словарь

При́нцип Гаврило (1894-1918), член организации (1914) «Молодая Босния» (выступала за освобождение Боснии и Герцеговины от австро-венгерской оккупации). По заданию организации убил 28 июня 1914 австрийского престолонаследника Франца Фердинанда, что стало поводом для развязывания Первой мировой войны (см. Сараевское убийство). Умер в тюрьме.

* * *

ПРИНЦИП Гаврило - ПРИ́НЦИП Гаврило (1894-1918), сербский террорист, член организации (1914) «Молодая Босния», которая выступала за освобождение Боснии и Герцеговины от австро-венгерской оккупации. По заданию организации убил 28 июня 1914 австрийского престолонаследника Франца Фердинанда (Сараевское убийство (см. САРАЕВСКОЕ УБИЙСТВО)). Умер в тюрьме.

большой энциклопедический словарь

ПРИНЦИП Гаврило (1894-1918) - национальный герой Югославии. Член организации (1914) "Молодая Босния" (выступала за освобождение Боснии и Герцеговины от австро-венгерской оккупации). По заданию организации убил 28.6.1914 австрийского престолонаследника Франца Фердинанда (Сараевское убийство). Умер в тюрьме.

полезные сервисы
принцип домино принцип домино
словарь крылатых слов и выражений серова

С английского: The Domino Prinsiple.

В основе выражения так называемая «теория домино» или, точнее, «теория падающего домино» («The Falling Domino Prinsiple»), разработанная в эпоху «холодной войны» госсекретарем США Джоном Фосте-ром Даллесом. Впервые он изложил ее существо (3 апреля 1954 г.) на секретном совещании с лидерами конгресса, которое он провел, чтобы убедить конгрессменов дать президенту США право на «использование воздушной и морской силы в Индокитае». Поскольку, говорил он, если «Индокитай падет» (ко власти в странах Индокитая придут коммунисты. - Сост.), то это будет означать для США потерю всей Юго-Восточной Азии, и тогда им придется «отступить обратно на Гавайи, где они находились перед Второй мировой войной».

Спустя четыре дня уже сам 34-й президент США (1953-1961) Дуайт Эйзенхауэр (1890-1969) сравнил в своем публичном выступлении всю Азию с комбинацией из костяшек домино - тронь одну, последовательно упадут все другие. Он сказал: «Вы имеете ряд поставленных домино и выбиваете первое из них... То, что случится с последующими, весьма очевидно - они очень быстро опрокинутся. Итак, вы получите начало процесса распада, который будет иметь самые глубокие последствия». Обращаясь к политической реальности, Эйзенхауэр заявил, что если коммунисты «захватят Индокитай, то следующими могут рухнуть Бирма, Таиланд, Малайя и Индонезия» (История США. Т. 4. М., 1987).

Саму метафору («падающее домино») разработчики этой теории позаимствовали у американского журналиста Джозефа Олсопа.

Иносказательно: о незначительном на первый взгляд происшествии, которое вызывает цепную реакцию событий с необратимыми, разрушительными последствиями.

полезные сервисы
принцип доступности принцип доступности
методические термины

ПРИ́НЦИП ДОСТУ́ПНОСТИ.

То же, что принцип посильности. Дидактический принцип, который означает учет возрастных различий и особенностей обучаемых при отборе материала с тем, чтобы изучаемый материал по содержанию и объему был посилен учащемуся. Доступность материала определяется эмпирическим путем с учетом опыта и знаний учащихся.

полезные сервисы
принцип запрета принцип запрета
энциклопедический словарь

При́нцип запре́та - в квантовой теории, то же, что Паули принцип.

* * *

ПРИНЦИП ЗАПРЕТА - ПРИ́НЦИП ЗАПРЕ́ТА в квантовой теории, то же, что Паули принцип (см. ПАУЛИ ПРИНЦИП).

большой энциклопедический словарь

ПРИНЦИП ЗАПРЕТА в квантовой теории - то же, что Паули принцип.

полезные сервисы
принцип индивидуализации принцип индивидуализации
методические термины

ПРИ́НЦИП ИНДИВИДУАЛИЗА́ЦИИ.

Дидактический принцип, предполагающий учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе занятий и внеаудиторной работы. Принято говорить о трех видах индивидуализации: личностной, субъектной, индивидной. При осуществлении личностной индивидуализации в процессе занятий учитываются такие свойства личности учащегося, как его мировоззрение, сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус личности учащегося в коллективе.

Отбор проблем, проблемных ситуаций для обсуждения, текстов следует производить сообразно возрастным особенностям учащегося. При субъектной индивидуализации принимаются во внимание свойства ученика как субъекта деятельности. Цель этого вида индивидуализации - научить учащихся наиболее экономным и эффективным приемам работы по изучению языка: овладение культурой изучения требует разработки специальных инструкций и памяток. В основе индивидной индивидуализации лежит учет так называемых индивидуальных особенностей учащегося: уровня развития памяти, мышления, восприятия, а также индивидуально-психологический тип обучающегося (интроверт / экстраверт) и т. д. Для того чтобы получить ясное представление об индивидуальных особенностях ученика, используются специальные тесты. См. индивидуальный подход.

полезные сервисы
принцип интенсивности принцип интенсивности
методические термины

ПРИ́НЦИП ИНТЕНСИ́ВНОСТИ.

Дидактический принцип, предполагающий такую организацию занятий, которая обеспечивает максимальный объем усвоения материала при минимальных сроках обучения. П. и. тесно связан с оптимизацией обучения и рассматривается с двух точек зрения: психологической и собственно методической. В первом случае интенсификация и оптимизация трактуются как синонимические понятия, ибо «нет смысла преподавать язык «экстенсивно», если мы имеем возможность преподавать его интенсивно» (Леонтьев, 1970). Реализация П. и. на занятиях предполагает использование как различных приемов интенсификации (создание проблемных ситуаций, участие в ролевых играх, применение средств наглядности, особенно кино- и видеофильмов, самостоятельная работа со средствами звукозаписи и др.), так и интенсивных методов обучения.

полезные сервисы
принцип историзма принцип историзма
лингвистические термины

Принцип, состоящий в том, что все явления и категории языка рассматриваются с точки зрения их происхождения, исторического развития, современного функционирования и изменения. Историческое языкознание анализирует законы и причины изменения языка. Историческую базу языкознания составляет сравнительно-историческое языкознание, пользующееся специальным методом изучения языка - сравнительно-историческим.

полезные сервисы
принцип коммуникативности принцип коммуникативности
методические термины

ПРИ́НЦИП КОММУНИКАТИ́ВНОСТИ.

Ведущий методический принцип обучения, согласно которому обучение организуется в естественных для общения условиях или максимально приближенных к ним. П. к. предполагает такую направленность занятий, при которой цель обучения (овладение языком как средством общения) и средство достижения цели (речевая деятельность) выступают в единстве.

Реализация П. к. заключается в известном уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации (это дало основание утверждать, что процесс обучения есть модель реального общения). П. к. предполагает использование на занятиях ситуаций реального общения, организацию активной творческой деятельности, применение коллективных форм обучения, внимание к проблемным ситуациям и творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение учащихся в общую деятельность, параллельное усвоение грамматической формы и ее функции в речи. В то же время следует избегать упрощенного понимания П. к. и сведения проблемы коммуникативности к организации естественного общения на занятиях и удовлетворению коммуникативных потребностей учащихся, ибо процесс обучения языку включает и обучение деятельности общения, и обучение средствам общения. Другими словами, овладение языком носит сознательный характер, в то время как владение им - непосредственно-интуитивный характер. Однако нет оснований к тому, чтобы П. к. претендовал на исключительную роль в системе принципов обучения. Не менее важное значение имеют также принцип сознательности и ряд других принципов обучения, как собственно методических, так и заимствованных из базовых для методики дисциплин. С опорой на П. к. создаются современные коммуникативные языковые курсы и было предложено обоснование коммуникативного метода обучения (Пассов, 1989, 1991).

полезные сервисы
принцип комплексности и дифференцированности принцип комплексности и дифференцированности
методические термины

ПРИ́НЦИП КО́МПЛЕКСНОСТИ И ДИФФЕРЕНЦИ́РОВАННОСТИ.

То же, что комплексный и дифференцированный подход. Методический принцип обучения, предполагающий комплексное овладение видами речевой деятельности и их структурными компонентами и отражающий, с одной стороны, тесную взаимосвязь фонетики, лексики, грамматики и аудирования, говорения, чтения, письма, с другой - специфику каждого аспекта языка и вида речевой деятельности.

П. к. и д. реализуется в параллельном усвоении произношения, лексики, грамматики и развитии устной речи, чтения и письма с самого начала обучения (см. взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности). Однако между устными и письменными, продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности существуют различия, связанные с набором лингвистических средств, распределением функций между анализаторами и сущностью процессов порождения речи и ее восприятия. При обучении видам речевой деятельности и аспектам языка происходит их взаимное подкрепление, что облегчает вывод языкового материала в речь и перенос речевых навыков и умений из одного вида речи и другой. См. методические принципы обучения.

полезные сервисы
принцип концентризма принцип концентризма
методические термины

ПРИ́НЦИП КОНЦЕНТРИ́ЗМА.

То же, что цикличность. Методический принцип обучения, предполагающий распределение учебного материала по относительно замкнутым циклам - концентрам. Уже после усвоения материала первого концентра учащиеся должны уметь участвовать в подлинно речевом общении в пределах ограниченного круга ситуаций и тем. В каждом последующем концентре предусматривается расширение материала на основе изученного и овладение новым.

При распределении учебного материала по концентрам следует давать сначала основное значение грамматической категории, наиболее типичные средства выражения грамматических значений, оставляя второстепенные значения, менее типичные случаи функционирования и средства выражения для последующих концентров. В рамках концентра предполагается отбор языкового материала в соответствии с разными видами речевой деятельности. В пределах задания или урока действуют микроконцентры, имеющие конкретную узкую цель. Характерными их признаками являются замкнутость в пределах одного вида упражнений, простая структура операций, небольшое их количество, относительно небольшая продолжительность, получение непосредственных результатов работы. Примером может служить проведение фонетической зарядки на каждом уроке начального этапа обучения. Цикличность в учебном процессе чрезвычайно важна для научной организации обучения, однако излишняя повторяемость пройденного материала приводит к торможению, снижению активности на уроке. Соблюдение П. к. обусловливает:

1) высокую мотивированность изучения языка благодаря возможности учащихся участвовать в речевом общении уже на раннем этапе обучения;

2) доступность материала, который располагается в соответствии с общедидактическим требованием «от легкого к трудному», от уже усвоенного к новому. С понятием концентризма связано выделение этапов обучения. См. также методические принципы обучения.

полезные сервисы
принцип межкультурного взаимодействия принцип межкультурного взаимодействия
методические термины

ПРИ́НЦИП МЕЖКУЛЬТУ́РНОГО ВЗАИМОДЕ́ЙСТВИЯ.

Принцип обучения иностранным языкам, следование которому предполагает такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой преподаватель учитывает национально-культурные особенности учащихся в условиях межкультурного взаимодействия с носителями изучаемого языка.

полезные сервисы
принцип минимизации принцип минимизации
методические термины

ПРИ́НЦИП МИНИМИЗА́ЦИИ (от лат. minimum - наименьший).

Методический принцип обучения, предполагающий отбор минимума языкового, речевого, социокультурного материала, тем и ситуаций общения, текстов для чтения, страноведческих реалий. П. м., с одной стороны, соответствует целям и задачам обучения с учетом этапа и профиля обучения, а с другой стороны, представляет относительно замкнутую функциональную систему и адекватно отражает структуру языка в целом. Учебный материал лексических, грамматических и других минимумов, как правило построен на П. м.

полезные сервисы
принцип наглядности принцип наглядности
методические термины

ПРИ́НЦИП НАГЛЯ́ДНОСТИ.

Дидактический принцип, относящийся к числу ведущих принципов. Его необходимость обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. В соответствии с П. н. обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых обучающимися. Трактовка П. н. восходит к «золотому правилу» Я. А. Коменского («...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами»), идеям и взглядам Г. Песталоцци, К.

Д. Ушинского. Существует два направления реализации П. н. на занятиях по языку: использование наглядности в качестве средства обучения и средства познания. В первом случае специально подобранные зрительно-слуховые образцы (звукозапись, таблицы, схемы, ситуативные картинки и более сложные для восприятия образцы наглядности - кино- и видеофильмы, программы для ЭВМ) помогают учащимся овладеть звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения. Во втором случае средства наглядности выступают в качестве источника информации о стране изучаемого языка и будущей профессии учащихся.

полезные сервисы
принцип научности принцип научности
методические термины

ПРИ́НЦИП НАУ́ЧНОСТИ.

Дидактический принцип, основанный на том, что содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными данными, понятиями, теориями учебной дисциплины. В отношении изучения иностранных языков П. н. предполагает определение содержания обучения соответственно уровню современных знаний о языке, речи и речевой деятельности человека; выбор методов, приемов, способов и средств обучения с учетом новейших достижений методики и смежных с ней наук.

Мысль учащихся надо вести от явлений к сущности, от сущности менее глубокой к более глубокой, раскрывая внутренние связи между явлениями, рассматривая предметы в их возникновении, изменении и развитии. Осуществление П. н. требует вооружения учащихся методами научного познания, а не только сообщения системы готовых научных истин. Это необходимо и для сознательного усвоения научных знаний, и для подготовки учащихся к научно-исследовательской работе. Постепенно вовлекая учащихся в поисковую, познавательную деятельность, преподаватель вырабатывает у них умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать, строить гипотезы и т. д. На высшем этапе развития этих умений преподаватель ставит перед учащимися самостоятельную познавательную задачу, чтобы они могли последовательно пройти через все этапы исследовательской деятельности. Для осуществления П. н. преподавателю необходимо постоянно следить за состоянием и развитием науки, основы которой он преподает, быть всегда в курсе ее достижений и знакомить с ними учащихся.

полезные сервисы
принцип номинации принцип номинации
лексикология

Принцип номинации - См. мотивация.

полезные сервисы
принцип опоры на родной язык принцип опоры на родной язык
методические термины

ПРИ́НЦИП ОПО́РЫ НА РОДНО́Й ЯЗЫ́К.

То же, что принцип учёта родного языка.

полезные сервисы
принцип оптимизации принцип оптимизации
методические термины

ПРИ́НЦИП ОПТИМИЗА́ЦИИ.

Дидактический принцип, означающий сознательный выбор в каждой конкретной ситуации и акте учебной деятельности оптимального варианта работы с учетом результативности и затрат времени и ресурсов.

полезные сервисы
принцип посильности принцип посильности
методические термины

ПРИ́НЦИП ПОСИ́ЛЬНОСТИ.

То же, что принцип доступности.

полезные сервисы
принцип профессиональной компетентности преподавателя принцип профессиональной компетентности преподавателя
методические термины

ПРИ́НЦИП ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЙ КОМПЕТЕ́НТНОСТИ ПРЕПОДАВА́ТЕЛЯ.

Дидактический принцип, характеризующий способности преподавателя к профессиональной деятельности в качестве преподавателя языка. Основу профессиональной компетенции составляют профессионально-педагогические умения: коммуникативные (владение языком и способности к профессионально-педагогическому общению); организаторские (умение организовать как свою собственную деятельность, так и деятельность учащихся); гностические (умение анализировать способности учащихся к овладению языком и поддерживать мотивацию в работе); оценочные (связаны с умением оценить уровень владения языком учащимися).

полезные сервисы
принцип профессиональной направленности принцип профессиональной направленности
методические термины

ПРИ́НЦИП ПРОФЕССИОНА́ЛЬНОЙ НАПРА́ВЛЕННОСТИ.

Дидактический принцип, проявляющийся в учете на занятиях по языку интересов слушателей и их будущей специальности. На занятиях со студентами-филологами П. п. н. находит выражение в педагогизации и филологизации учебного процесса. Реализуется в отборе материала для занятий, в обучении приемам и методам преподавания, без которых педагогическая деятельность не может быть достаточно эффективной, а также в координации разных дисциплин с учетом будущей профессиональной деятельности обучающихся.

полезные сервисы
принцип прочности усвоения принцип прочности усвоения
методические термины

ПРИ́НЦИП ПРО́ЧНОСТИ УСВОЕ́НИЯ.

Дидактический принцип, который предусматривает, что в процессе обучения учащиеся не только приобретают знания, навыки и умения, но и закрепляют, совершенствуют их. В отношении иностранного языка П. п. у. означает приобретение языковых знаний и овладение речевыми умениями и навыками такого качества, которое обеспечивало бы свободное и долговременное пользование ими для цели познания и коммуникации. Для создания прочной языковой и речевой базы требуется активная мыслительная и речевая деятельность учащихся, разумное сочетание теоретических сведений с интенсивной тренировкой, творческая самостоятельная работа учащихся. П. п. у. связан с принципом сознательности: прочнее запоминается то, что понято и осмыслено.

полезные сервисы
принцип резервности принцип резервности
методические термины

ПРИ́НЦИП РЕЗЕ́РВНОСТИ (от лат. reservare - сберегать, сохранять).

Статистический принцип отбора лексики в учебных целях. В соответствии с этим принципом отбираются наиболее употребительные слова, необходимые в определенных ситуациях общения, присутствующие в сознании говорящего и постоянно готовые проявиться в речи. Впервые П. р. в дополнение к принципу частотности был использован М. Уэстом при отборе лексики для устного общения.

полезные сервисы
принцип русской графики позиционный (слоговой, буквосочетательный) принцип русской графики позиционный (слоговой, буквосочетательный)
лингвистические термины

Принцип, при котором фонемное соответствие букве может быть установлено только с учетом ее позиции - соседних букв и других графических знаков: мал - мял. Позиционный принцип связан с двумя особенностями русской графики:

1) обозначением на письме < j> и 2) обозначением твердости/мягкости согласных фонем.

полезные сервисы
принцип русской графики фонематический принцип русской графики фонематический
лингвистические термины

Обозначение с помощью русских букв не звуков, а фонем.

полезные сервисы
принцип синтаксической основы обучения принцип синтаксической основы обучения
методические термины

ПРИ́НЦИП СИНТАКСИ́ЧЕСКОЙ ОСНО́ВЫ ОБУЧЕ́НИЯ.

Методический принцип обучения; предусматривает, что с первых же шагов обучения учащийся должен уметь конструировать предложение, пользоваться им как минимальной функционирующей единицей. В соответствии с П. с. о. о. методическая организация грамматического материала сводится к параллельному обучению синтаксису и морфологии. Основное внимание при этом уделяется функционированию морфологических форм и значений, последовательность которых определяется на стадии выбора синтаксических структур, а отбор грамматических значений согласуется с вводимой лексикой. Обучение языковому материалу на синтаксической основе позволяет рассматривать предложение в качестве единицы обучения.

полезные сервисы
принцип систематичности и последовательности принцип систематичности и последовательности
методические термины

ПРИ́НЦИП СИСТЕМАТИ́ЧНОСТИ И ПОСЛЕ́ДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Дидактический принцип, реализующийся в методике обучения иностранным языкам при выборе тематики, сообщении знаний, расположении языкового материала и развитии умений и навыков. В дидактике существуют четыре правила, которые конкретизируют этот принцип: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому. П. с. и п. учитывает не только взаимосвязь всех аспектов языка, но и последовательность формирования умений и навыков, которая выражается и в содержательной, и в формальной (языковой) стороне речи. Осознание учащимися связей между изучаемыми фактами языка, явлениями и понятиями имеет большое значение как для теории, так и для практики овладения языком.

полезные сервисы
принцип системности принцип системности
методические термины

ПРИ́НЦИП СИСТЕ́МНОСТИ.

Методический принцип обучения, согласно которому язык в практическом курсе рассматривается как системное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов разных структурных уровней, объединенных в единое целое. Реализация П. с. предполагает:

1) формирование в сознании учащихся представления об изучаемом языке как о целостной системе, состоящей из набора элементов (фонетических, лексических, грамматических) и правил их употребления в речи;

2) обучение морфологии на синтаксической основе;

3) освоение грамматики в органической связи с лексикой.

полезные сервисы
принцип ситуативно-тематической организации учебного материала принцип ситуативно-тематической организации учебного материала
методические термины

ПРИ́НЦИП СИТУАТИ́ВНО-ТЕМАТИ́ЧЕСКОЙ ОРГАНИЗА́ЦИИ УЧЕ́БНОГО МАТЕРИА́ЛА.

Методический принцип обучения, предполагающий такую организацию учебного материала, которая отражала бы специфику функционирования отобранного языкового материала в жизненных ситуациях и темах. Образование речевых навыков и умений происходит быстрее и легче, если процесс овладения языком максимально приближен к реальным условиям общения, для обучения отбираются типичные и жизненно важные для данного контингента учащихся ситуации и темы общения, на занятиях создается атмосфера, имитирующая реальное общение.

В современной методике данный принцип рассматривается в рамках коммуникативного подхода к обучению. Так, Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному (III сертификационный уровень) предусматривает овладение умением осуществлять речевое общение в рамках трех групп тем: актуальных для межличностных отношений, обусловленных социальными потребностями говорящего (например, «Спорт», «Покупки»), связанных с общегуманитарной проблематикой (например, «Человек и искусство»).

полезные сервисы
принцип сознательности принцип сознательности
методические термины

ПРИ́НЦИП СОЗНА́ТЕЛЬНОСТИ.

Один из ведущих дидактических принципов, предполагающий понимание (осознание) учащимися единиц, которые составляют содержание иноязычной речи, и способов пользования такими единицами для построения высказывания. П. с. предусматривает также сознательное отношение обучающихся к самому процессу обучения. По этой причине общий путь овладения языком следует определять как путь от осознания свойств и особенностей языковых единиц и правил их функционирования в речи к практическому овладению ими (путь «сверху вниз»), т. е. сначала осознаются особенности языковых единиц и правил их оформления, а затем в результате тренировки с опорой на приобретенные знания вырабатываются автоматизмы использования таких единиц в речи. Особенно велика при этом роль правил и инструкций, так как знание правил формообразования и функционирования единиц языка обеспечивает возможность распознавать ошибки, исправлять их и объяснять причины возникновения. Возможен, однако, и практический путь овладения языком (путь «снизу вверх»), при котором грамматические явления специально не разъясняются и усваиваются самостоятельно в процессе наблюдения над фактами языка. Именно последний путь характерен для работы по прямым методам обучения и ряду интенсивных методов.

Первый путь относится к обучению по сознательно-практическому методу. Трактовка П. с. претерпела значительную эволюцию в процессе развития методики:

a) в период 40-50-х гг. методисты были склонны рассматривать данный принцип как усвоение системы языка, его теории, что нашло выражение в значительном расширении содержания учебников за счет грамматического комментария к языковым фактам и преобладании языковых (тренировочных) упражнений;

б) в 60-е гг. П. с. сводился к пониманию учащимися содержания иноязычной речи, сам же процесс овладения речью (собственно учебный процесс) не связывался с этим принципом;

в) в наши дни методисты придерживаются определения П. с., согласно которому учащиеся должны не только понимать содержание речи, но и осознавать единицы, из которых она состоит. Таким образом, осознание обучающимися способов использования единиц речи создает предпосылки для практического овладения языком как средством общения. П. с. в соответствии с данной точкой зрения опирается на аналитико-синтетическую деятельность учащихся. Правила и инструкции, т. е. некоторые элементы теории, используются с практической целью в той мере, в какой это способствует лучшему усвоению языка. Такое понимание П. с. базируется на утверждении, что овладение языком носит сознательный характер, а владение им - непосредственно-интуитивный характер.

полезные сервисы
принцип стилистической дифференциации принцип стилистической дифференциации
методические термины

ПРИ́НЦИП СТИЛИСТИ́ЧЕСКОЙ ДИФФЕРЕНЦИА́ЦИИ (от лат. differentia - различие).

Методический принцип обучения, который означает организацию занятий по языку с учетом языковых особенностей, свойственных разным стилям речи (научному, официально-деловому, газетно-публицистическому, разговорному, литературно-художественному) и разным сферам общения, а также отказ от изучения некоего «нейтрального» стиля речи. Выбор текстов определенной стилевой разновидности, объем материала и глубина его проработки зависят от цели и продолжительности обучения.

На краткосрочных курсах основное внимание уделяется разговорному стилю и речевой деятельности в сферах общения, представляющих первоочередной интерес для учащихся (как правило, в учебно-профессиональной и бытовой). На занятиях с филологами П. с. д. проявляется в организации занятий как по практической стилистике, так и по лингвостилистическому анализу художественного текста. В отличие от краткосрочных курсов, где акцент делается на обязательные речевые средства в рамках того или иного стиля, в работе с филологами внимание уделяется речевым средствам, соотносимым с ситуациями общения в рамках изучаемого стиля. Учащиеся должны также уметь объяснять свой выбор, что отвечает задачам их профессиональной подготовки. На занятиях со студентами-нефилологами основное внимание уделяется овладению языком профессионального общения.

полезные сервисы
принцип устного опережения принцип устного опережения
методические термины

ПРИ́НЦИП У́СТНОГО ОПЕРЕЖЕ́НИЯ.

То же, что принцип устной основы. Методический принцип обучения, который предполагает

a) устное введение учебного материала и его закрепление и

б) речевую практику, протекающую в устной форме на основе отобранных для занятий тем и ситуаций.

Согласно П. у. о. овладение устной иноязычной речью становится первоочередной задачей в практическом курсе обучения. Правильная реализация этого принципа обеспечивает общение на изучаемом языке уже на ранней стадии обучения. П. у. о. наиболее успешно осуществляется в рамках вводных курсов с их установкой на формирование навыков и умений говорения. Такие курсы (при продолжительности занятий 2-3 недели) имеют своей целью развитие устной, преимущественно диалогической, речи на материале частотных тем повседневного общения. Расширение рамок устного опережения и превращение занятий в чисто устные оказываются недостаточно эффективными в работе со взрослыми учащимися. Так называемые устные курсы для взрослых, привыкших к опоре на письменные источники восприятия, вызывают неоправданную нагрузку на память. В современной методике рекомендуется взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, что не исключает наличие устного опережения на стадии введения материала. Целесообразность устного опережения обосновывается тем, что язык реализуется прежде всего в устной форме речи. В устной речи язык получает наиболее полное выражение, и, следовательно, в начальном курсе иностранного языка основное внимание уделяется звукам, ритмике, интонации речи и затем можно переходить к формированию навыков и умений в чтении и письме. Эта позиция получила наиболее последовательное обоснование в рамках аудиовизуального и аудиолингвального методов, провозгласивших следующую последовательность организации занятий по языку: слушание - говорение - чтение - письмо.

полезные сервисы
принцип устной основы принцип устной основы
методические термины

ПРИ́НЦИП У́СТНОЙ ОСНО́ВЫ.

То же, что принцип устного опережения.

полезные сервисы
принцип учёта родного языка принцип учёта родного языка
методические термины

ПРИ́НЦИП УЧЁТА РОДНО́ГО ЯЗЫКА́.

То же, что принцип опоры на родной язык. Методический принцип обучения, который предусматривает организацию учебного процесса с учетом опыта в родном языке учащихся, что определяет построение программы обучения. При сходных явлениях родного и иностранного языков учащийся переносит по аналогии навыки и умения словообразования, конструирования и трансформации предложений родного языка в новые условия общения.

Обучение иностранному языку на основе явного или скрытого сопоставления с родным необходимо, так как при восприятии иностранной речи анализ происходит только на категориальной основе родного языка, равно как и высказывание строится по модели родного языка или языка-посредника. Расхождение между родным и иностранным языками требует коррекции имеющихся автоматизмов или создания новых. П. у. р. я. реализуется в продуманной системе упражнений по темам и явлениям, наиболее трудным для учащихся с тем или иным родным языком. Зная специфику родного языка учащихся (сравнительно с иностранным) и связанные с ней возможные трудности, преподаватель должен излагать тему в той последовательности и с таким подбором упражнений, которые помогут преодолеть эти трудности. П. у. р. я. реализуется на занятиях в двух формах, таких как:

a) латентная, или скрытая, опора, т. е. отбор и подача материала с установкой на предупреждение возможной интерференции родного языка;

б) сознательное сопоставление особенностей родного и изучаемого языков. Этот принцип наиболее последовательно реализуется в специальных методиках и пособиях (Вагнер, 2001; Гак, 1988). См. также перенос.

полезные сервисы
принцип учёта специальности принцип учёта специальности
методические термины

ПРИ́НЦИП УЧЁТА СПЕЦИА́ЛЬНОСТИ.

Методический принцип обучения, который предусматривает построение учебного процесса, направленное на решение задач обучения системе языка и общению, связанных с профессиональной деятельностью учащегося. Этот принцип определяет включение в обучение ситуаций и тем профессионального общения, текстов для чтения, литературы по специальности, необходимых образцов письменной речи. Учет специальности становится особенно актуальным в вузах неязыкового профиля, где на обучение иностранному языку отводится ограниченное время и где овладение языком требуется для решения задач, связанных с будущей специальностью учащегося. Профессиональную направленность курса иностранного языка желательно осуществлять по возможности раньше. Это обеспечивает стимулирование интереса к изучению языка. Так, профессионализация учебного процесса по русскому языку как иностранному проводится уже в конце первого семестра занятий на подготовительном факультете.

полезные сервисы
принцип функциональности принцип функциональности
методические термины

ПРИ́НЦИП ФУНКЦИОНА́ЛЬНОСТИ.

Методический принцип обучения, предполагающий усвоение новых лексических единиц и грамматических структур в тесной связи с их функциями в речи. Следование П. ф. обеспечивает путь практического овладения языком: содержание речи определяет выбор и усвоение средств ее выражения. При этом получили распространение два подхода к подаче лексико-грамматического материала:

a) системноструктурный (введение материала осуществляется на основе логико-смысловых категорий, т. е. с учетом выражаемых ими синтаксических отношений (функций) и

б) формально-смысловой (отбор и подача материала осуществляется в соответствии с интенциями, лежащими в основе высказывания, что находит отражение в формулировке тем программы: выражение признака предмета и т. д.). Оба подхода реализуются в программах по языку и в построении учебных пособий. См. также педагогическая грамматика.

полезные сервисы
принцип частотности принцип частотности
методические термины

ПРИ́НЦИП ЧАСТО́ТНОСТИ.

Статистический принцип отбора лексики в учебных целях, с помощью которого устанавливаются наиболее употребительные слова в отдельном источнике или совокупности источников. Так как П. ч. дает достоверные показатели лишь в рамках первой тысячи наиболее употребительных слов, то впоследствии он был дополнен принципом резервности. Вместе эти два принципа дают представление об употребительности слова (его свойстве встречаться в каком-то количестве источников с определенной частотностью).

полезные сервисы
принципа принципа
новый словарь иностранных слов

принци́па

(лат. principatus) форма рабовладельческой монархии, возникшая в 1 в. до и. э. в Др. Риме, при которой лишь формально сохранялись республиканские учреждения, а император, являясь фактически единодержавным правителем, формально считался только первым (принцепс) среди сенаторов.

полезные сервисы
принципал принципал
толковый словарь

м. устар.

Начальник, хозяин.

толковый словарь ушакова

ПРИНЦИПА́Л, принципала, муж. (от лат. principalis - Главный).

1. Начальник, хозяин, глава (книжн.).

2. Главный регистр в органе (муз.).

энциклопедический словарь

ПРИНЦИПА́Л -а; м. [лат. prīncipātis - первый, главный]

1. Юрид. Основной должник в обязательстве.

2. Устар. Глава, хозяин.

академический словарь

-а, м. устар.

Хозяин, начальник, вышестоящее лицо по отношению к подчиненным.

Помощник адвоката, сидевший тут же, у высокой конторки, узнав Нехлюдова, подошел к нему, поздоровался и сказал, что он сейчас скажет принципалу. Л. Толстой, Воскресение.

[От лат. principalis - главный]

словарь слов из произведений русской литературы

Принципал, а, м.

Глава, хозяин, начальник.

Волцоген подошел на помощь своему принципалу, плохо говорившему по-французски, и стал переводить его слова. // Лев Толстой. Война и мир //

сборник слов и иносказаний

принципал (иноск.) - хозяин, начальник, (собств.) главный

Ср. Было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии, потому что тут были их принципалы.

Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 3, 19.

Ср. Прежний хозяин мне очень нравился. Теперешний принципал корчмы... с первого взгляда производит совсем иное, как будто легкомысленное впечатление.

Лесков. Антука. 1.

Ср. Бенки снарядился в путь с своим русским принципалом.

Лесков. Загадочный человек. 7.

Ср. Principal (фр.) - главный (prince, князь).

Ср. Principalis (лат.) - первый, знатный, княжеский.

орфографический словарь

принципа́л, -а

словарь ударений

принципа́л

формы слов

принципа́л, принципа́лы, принципа́ла, принципа́лов, принципа́лу, принципа́лам, принципа́лом, принципа́лами, принципа́ле, принципа́лах

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 8

См. хозяин...

грамматический словарь

принципа́л мо 1a

словарь галлицизмов русского языка

I.

ПРИНЦИПАЛ I а, м. principal m., нем. Prinzipal <лат. principalis первый, главный. устар. Начальник, хозяин. БАС-1. Того дляч желает король его, чтоб они, статы, того своего министра наказали, для того что оной без воли своих принципалов учинил. 1712. АК 2 388. Сих канцеляристов и копиистов имеют они, секретари, сами себе избрать, со изволения своих принципалов. Стат ин. коллегии. // ЗП 1 535. К светлому празднику, за написанную по вкусу моего принципала бумагу, я получил от него не в зачет 50 р. Винский 112. Было еще много лиц второстепенных, находившихся при армии потому что тут были их принсипалы. Толст. Война и мир.- Ну-с, милый мой павлоградский гусар, шутливо говорил ему принципал его, любезно проталкивая в женины комнаты. - вы, как ферламур, ферлакурьте, позаймите-ка дам, а нам говорить здесь надо. И бедный ферламур по-новому ферлакурит. Н. Новосильцев Обломки старого барства. // Дело 1877 3 1 213. <помощник адвоката> узнав Нехлюдова, поздоровался и сказал, что он сейчас скажет принципалу. Толст. А. Каренина. - Лекс. Ян. 1806: принципал; СИС 1937: принципа/л.

II.

ПРИНЦИПАЛ II а, я. principe m. разг., шутл. Принципиальный человек. Борис Андреевич, по собственному признанию, никогда "принципалом" не был и не имел инициативы пускаться в рассуждения, не имел дерзновения и выказать недовольство своим положением; потому что по складу характера был не способен противостоять никому и ничему. ДН 2001 3 143.

словарь иностранных слов

ПРИНЦИПАЛ (лат., от princeps - первый, важнейший). 1) главное лицо в городе. 2) в иностранных купеческих конторах, хозяин относительно своих подчиненных. 3) главный регистр в органе.

сканворды

- Главный должник в обязательстве.

полезные сервисы
принципалка принципалка
словарь галлицизмов русского языка

ПРИНЦИПАЛКА и, ж. жен. к принципал. Принципалка моя, - как себя в шутку звала Харлампьева, молоденькая купчиха, приехавшая лечиться от скуки и безделья.. уехала в Париж с новыми знакомыми. Н. Р. Встречи. // РБ 1889 3 35.

полезные сервисы
принципальный принципальный
словарь галлицизмов русского языка

ПРИНЦИПАЛЬНЫЙ ая, ое. principal adj. <, лат. principalis главный. устар. Главный, основной. История о ординах .. обдержащая уставления поведения и практику, принципальных действ. Из названия кн. 1710 г. Битовт 12. <матвееву> ехать в Англию, понеже сие место ныне принцыпальное в мочи у всего алирта. ПБП 4 383. О характере принципальных персон <Лопухиных> описать, что были люди злые, скупые ябедники. АК 1 58. Когда получили ведомость о протестации короля Швецкаго так самовластной и сердитой, то тогда здесь от принципальных принято за зло. 1711. АК 4 366. А понеже в компасах .. такая великая конфузия и несходство нашлось, что многократно между собою от 5 до 7 градусов диференцию имели, то я такие компасы по подлинному меридиану принципальных мест поправил и поставил на сей карте разность деклинациев лучших компасов. 1726. МРФ 5 831. После боя какого ни будь, Капитану своими принципальными Офицеры сметить, что вышло пороху. УМ 1720. // ПСЗ 6 35. Принципально нареч. Когда сенатор, фельдмаршал или судья бывает на службе и старость его 60 лет и когда он просит паспорта, никто его не держит, и так ныне во всей Европе, а принцыпально ныне в Шведской земле обходится. 1725. МРФ 5 34. - Норм. 1700-30 гг. - принципальный, 40-60 гг. <18 в.> принсипальный и принципальный, 70-90 гг. < 18 в.> принципальный. Бирж. 214. - Лекс. Ян. 1806: принципальный.

полезные сервисы
принципальствовать принципальствовать
словарь галлицизмов русского языка

ПРИНЦИПАЛЬСТВОВАТЬ principal m., лат. principalis первый, главный. устар. Быть принципалом, хозяином, патроном. И если б хотел изменить тактику, то лет через пять был бы директором или членом того товарщества, где принципальствует некоторый архикультурный купец Хаев. ВЕ 1904 1 45.

полезные сервисы