Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

сепир (sapir) эдуард

Большой энциклопедический словарь

СЕПИР (Sapir) Эдуард (1884-1939) - американский языковед и этнолог. Труды по проблемам общего языкознания, языкам американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира - Уорфа; легла в основу этнолингвистики).

Полезные сервисы

сепир эдуард

Энциклопедический словарь

Се́пир Эдуард (Sapir) (1884-1939), американский языковед и этнолог. Труды по проблемам общего языкознания, языкам американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков мира. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира-Уорфа; легла в основу этнолингвистики).

* * *

СЕПИР Эдуард - СЕ́ПИР (Sapir) Эдуард (26 января 1884, Лауенбург, Германия - 4 февраля 1939, Коннектикут), американский языковед и этнолог. Специалист в области общего языкознания, языков американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира - Уорфа). Эта гипотеза легла в основу этнолингвистики (см. ЭТНОЛИНГВИСТИКА).

В 1889 его семья переехала из Германии в США. Учился в Колумбийском университете, изучал лингвистику и антропологию у Ф. Боаса (см. БОАС Франц). В 1909 получил докторскую степень. Работал научным сотрудником в Калифорнийском университете с 1907 по 1908, занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании заведовал антропологией в Геологической службе Канады (1910-1925). В этот период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он занимался навахо, хупа, юте и другими языками, а также провел целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. Благодаря хорошему знанию сравнительно-исторических данных он установил генетическое родство между различными языками Центральной и Северной Америки (работа «Central and North American Languages» (1929), в которой он убедительно свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей). Его интересовали также языки Старого света и индоевропейская фонология и проблема международных языков. В книге «Язык» (Language, 1921) Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция «дрейфа»). В период работы в Чикагском (1925-1931) и Йельском университетах он заинтересовался психологическими аспектами анализа языка. Будучи председателем Отделения антропологии и психологии в Национальном научно-исследовательском совете (1934-1935), он способствовал проведению важных лингво-психологических исследований. По его мнению, язык, культура и личность сливаются в единое целое. Язык - это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Большое количество статей и его семинар в Йельском университете «Воздействие культуры на личность» не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа.

В 1933 Сепир был президентом Американского лингвистического общества, а в 1938 Американской антропологической ассоциации.

Энциклопедия Кольера

СЕПИР Эдуард (Sapir, Edward)

(1884-1939) - американский лингвист и антрополог. Родился 26 января 1884 в Германии, в Лауенбурге (в Померании), а в детстве в возрасте 5 лет был привезен в США. Изучал лингвистику и антропологию у Франца Боаса в Колумбийском университете (получил степень доктора в 1909). Работая научным сотрудником в Калифорнийском университете (1907-1908), занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании заведовал антропологией в Геологической службе Канады (1910-1925), и в этот период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он занимался навахо, хупа, юте и другими языками, а также провел целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. Его этнографические описания обретали особый блеск благодаря тому, что он занимался языками племен, и в своей работе Временная перспектива в аборигенной культуре Америки (Time Perspective in Aboriginal American Culture, 1916) Сепир оригинальным образом использовал лингвистические данные в целях исторической реконструкции. Глубокое знание сравнительно-исторических данных позволило ему установить генетическое родство между различными языками Центральной и Северной Америки в работе Central and North American Languages (1929), в которой он убедительно свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей. В сферу его интересов входили также языки Старого света и индоевропейская фонология, а также проблема международных языков. В книге Язык (Language, 1921) Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция "дрейфа"). В период работы в Чикагском (1925-1931) и Йельском университетах Сепира заинтересовался психологическими аспектами анализа языка. Будучи председателем Отделения антропологии и психологии в Национальном научно-исследовательском совете (1934-1935), он способствовал проведению важных лингво-психологических исследований. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык - это "символический ключ к поведению", потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Большое количество статей и его семинар в Йельском университете "Воздействие культуры на личность" не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа. Сепир был президентом Американского лингвистического общества (1933) и Американской антропологической ассоциации (1938). Умер Сепир в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 4 февраля 1939.

ЛИТЕРАТУРА

Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993

Полезные сервисы

сепира - уорфа гипотеза

Лингвистика

Сепи́ра - Уо́рфа гипо́теза

(гипотеза лингвистической относительности) - концепция, согласно

которой структура языка определяет структуру мышления и способ

познания внешнего мира. Разработана в 30‑х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и

Б. Л. Уорфом в рамках этнолингвистики.

Согласно С. - У. г., логический строй мышления определяется языком.

Характер познания действительности зависит от языка, на котором

мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и

распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками

некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не

имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические

явления позволяют создать сходную картину вселенной только при

сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем»

(Уорф). Широкую известность С. - У. г. получила в 50‑х гг. благодаря

работам Х. Хойера, давшего её критический анализ, и состоявшейся в 1953

(Чикаго) конференции, где гипотеза обсуждалась лингвистами, этнографами,

философами, психологами.

В советском языкознании С. - У. г. подверглась критике с позиций

марксистской методологии: сторонники этой

гипотезы не учитывают, что язык не представляет собой самодовлеющей

силы, творящей мир, а является результатом отражения человеком

окружающего мира. Различия в способах его членения возникают в период

первичного означивания (см. Номинация)

и могут быть обусловлены ассоциативными различиями, несходством

языкового материала, сохранившегося от прежних эпох, влиянием других

языков и т. д. Выражаемое с помощью языка содержание не равно сумме

значений языковых единиц, так как путём

сочетания разных языковых средств можно выразить также содержание или

понятие, которое не соотносится с какой-либо особой единицей языка.

Форма и категории мышления одинаковы у всех народов, хотя язык оказывает

известное регулирующее влияние на процесс мышления.

Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;

Уорф Б. Л., Отношение норм поведения и мышления к языку, в

кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;

Брутян Г. А., Гипотеза Сепира - Уорфа. Ер., 1968;

Васильев С. А., Философский анализ гипотезы лингвистической

относительности, К., 1974;

Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980, с. 198-204

(лит.);

Selected writings of Edward Sapir in language, culture and

personality, Berk. - Los Ang., 1951;

Whorf B. L., Language, thought and reality, Camb.

(Mass.), [1966].

А. М. Кузнецов.

Полезные сервисы

сепира-уорфа гипотеза

Словарь народов и культуры

Сепира-Уорфа гипотеза

(Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна.

Полезные сервисы