СЕПИР (Sapir) Эдуард (1884-1939) - американский языковед и этнолог. Труды по проблемам общего языкознания, языкам американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира - Уорфа; легла в основу этнолингвистики).
сепир эдуард
Энциклопедический словарь
Се́пир Эдуард (Sapir) (1884-1939), американский языковед и этнолог. Труды по проблемам общего языкознания, языкам американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков мира. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира-Уорфа; легла в основу этнолингвистики).
* * *
СЕПИР Эдуард - СЕ́ПИР (Sapir) Эдуард (26 января 1884, Лауенбург, Германия - 4 февраля 1939, Коннектикут), американский языковед и этнолог. Специалист в области общего языкознания, языков американских индейцев. Дал типологическую классификацию языков. Оказал влияние на развитие современного американского структурализма. Выдвинул гипотезу о воздействии языка на формирование системы представлений человека о мире (гипотеза Сепира - Уорфа). Эта гипотеза легла в основу этнолингвистики (см. ЭТНОЛИНГВИСТИКА).
В 1889 его семья переехала из Германии в США. Учился в Колумбийском университете, изучал лингвистику и антропологию у Ф. Боаса (см. БОАС Франц). В 1909 получил докторскую степень. Работал научным сотрудником в Калифорнийском университете с 1907 по 1908, занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании заведовал антропологией в Геологической службе Канады (1910-1925). В этот период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он занимался навахо, хупа, юте и другими языками, а также провел целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. Благодаря хорошему знанию сравнительно-исторических данных он установил генетическое родство между различными языками Центральной и Северной Америки (работа «Central and North American Languages» (1929), в которой он убедительно свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей). Его интересовали также языки Старого света и индоевропейская фонология и проблема международных языков. В книге «Язык» (Language, 1921) Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция «дрейфа»). В период работы в Чикагском (1925-1931) и Йельском университетах он заинтересовался психологическими аспектами анализа языка. Будучи председателем Отделения антропологии и психологии в Национальном научно-исследовательском совете (1934-1935), он способствовал проведению важных лингво-психологических исследований. По его мнению, язык, культура и личность сливаются в единое целое. Язык - это «символический ключ к поведению», потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Большое количество статей и его семинар в Йельском университете «Воздействие культуры на личность» не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа.
В 1933 Сепир был президентом Американского лингвистического общества, а в 1938 Американской антропологической ассоциации.
Энциклопедия Кольера
СЕПИР Эдуард (Sapir, Edward)
(1884-1939) - американский лингвист и антрополог. Родился 26 января 1884 в Германии, в Лауенбурге (в Померании), а в детстве в возрасте 5 лет был привезен в США. Изучал лингвистику и антропологию у Франца Боаса в Колумбийском университете (получил степень доктора в 1909). Работая научным сотрудником в Калифорнийском университете (1907-1908), занимался описанием нескольких индейских языков запада США (яна, такелма, вишрам и др.), применяя к ним те же строгие методы анализа, которые используются при исследовании индоевропейских и семитских языков. После недолгого пребывания в университете Пенсильвании заведовал антропологией в Геологической службе Канады (1910-1925), и в этот период центральное место в его исследованиях занимали нутка (язык индейцев северо-западного побережья) и атапаскские языки. Позже он занимался навахо, хупа, юте и другими языками, а также провел целый ряд широкомасштабных сравнительных исследований. Его этнографические описания обретали особый блеск благодаря тому, что он занимался языками племен, и в своей работе Временная перспектива в аборигенной культуре Америки (Time Perspective in Aboriginal American Culture, 1916) Сепир оригинальным образом использовал лингвистические данные в целях исторической реконструкции. Глубокое знание сравнительно-исторических данных позволило ему установить генетическое родство между различными языками Центральной и Северной Америки в работе Central and North American Languages (1929), в которой он убедительно свел большинство из общепризнанных 75 групп в шесть крупных макросемей. В сферу его интересов входили также языки Старого света и индоевропейская фонология, а также проблема международных языков. В книге Язык (Language, 1921) Сепир показал, что каждый язык характеризуется основополагающими структурами, которые и определяют наличие в данном языке специфических звуков, слов и грамматических особенностей; эти структурные черты языка-предка являются причиной сходного развития языков-потомков (концепция "дрейфа"). В период работы в Чикагском (1925-1931) и Йельском университетах Сепира заинтересовался психологическими аспектами анализа языка. Будучи председателем Отделения антропологии и психологии в Национальном научно-исследовательском совете (1934-1935), он способствовал проведению важных лингво-психологических исследований. По мнению Сепира, язык, культура и личность сливаются в единое целое; язык - это "символический ключ к поведению", потому что опыт в значительной степени интерпретируется через призму конкретного языка и наиболее явно проявляется во взаимосвязи языка и мышления. Большое количество статей и его семинар в Йельском университете "Воздействие культуры на личность" не только привлекли внимание антропологов к индивидууму в его культурной среде, но и оказали заметное влияние на теорию психоанализа. Сепир был президентом Американского лингвистического общества (1933) и Американской антропологической ассоциации (1938). Умер Сепир в Нью-Хейвене (шт. Коннектикут) 4 февраля 1939.
ЛИТЕРАТУРА
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993
Полезные сервисы
сепира - уорфа гипотеза
Лингвистика
Сепи́ра - Уо́рфа гипо́теза
(гипотеза лингвистической относительности) - концепция, согласно
которой структура языка определяет структуру мышления и способ
познания внешнего мира. Разработана в 30‑х гг. 20 в. в США Э. Сепиром и
Б. Л. Уорфом в рамках этнолингвистики.
Согласно С. - У. г., логический строй мышления определяется языком.
Характер познания действительности зависит от языка, на котором
мыслит познающий субъект. Люди членят мир, организуют его в понятия и
распределяют значения так, а не иначе, поскольку являются участниками
некоторого соглашения, имеющего силу лишь для этого языка. Познание не
имеет объективного, общезначимого характера; «сходные физические
явления позволяют создать сходную картину вселенной только при
сходстве или по крайней мере при соотносительности языковых систем»
(Уорф). Широкую известность С. - У. г. получила в 50‑х гг. благодаря
работам Х. Хойера, давшего её критический анализ, и состоявшейся в 1953
(Чикаго) конференции, где гипотеза обсуждалась лингвистами, этнографами,
философами, психологами.
В советском языкознании С. - У. г. подверглась критике с позиций
марксистской методологии: сторонники этой
гипотезы не учитывают, что язык не представляет собой самодовлеющей
силы, творящей мир, а является результатом отражения человеком
окружающего мира. Различия в способах его членения возникают в период
первичного означивания (см. Номинация)
и могут быть обусловлены ассоциативными различиями, несходством
языкового материала, сохранившегося от прежних эпох, влиянием других
языков и т. д. Выражаемое с помощью языка содержание не равно сумме
значений языковых единиц, так как путём
сочетания разных языковых средств можно выразить также содержание или
понятие, которое не соотносится с какой-либо особой единицей языка.
Форма и категории мышления одинаковы у всех народов, хотя язык оказывает
известное регулирующее влияние на процесс мышления.
Сепир Э., Язык, пер. с англ., М.-Л., 1934;
Уорф Б. Л., Отношение норм поведения и мышления к языку, в
кн.: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960;
Брутян Г. А., Гипотеза Сепира - Уорфа. Ер., 1968;
Васильев С. А., Философский анализ гипотезы лингвистической
относительности, К., 1974;
Гипотеза в современной лингвистике, М., 1980, с. 198-204
(лит.);
Selected writings of Edward Sapir in language, culture and
personality, Berk. - Los Ang., 1951;
Whorf B. L., Language, thought and reality, Camb.
(Mass.), [1966].
А. М. Кузнецов.
Полезные сервисы
сепира-уорфа гипотеза
Словарь народов и культуры
Сепира-Уорфа гипотеза
(Sapir-Whorf hypothesis), психолингвистическая концепция, согласно к-рой структура языка определяет структуру мышления и способ познания мира. В подтверждение этой гипотезы ссылаются на структурные факторы языка, напр., временные формы глагола, или внешне более очевидные факторы языка, напр., его словарный состав. Теория названа по имени амер. этнографа и лингвиста Эдуарда Сепира (1884-1939) и его ученика Бенджамина Ли Уорфа (1897-1941), к-рый разработал ее наиб. радикальную версию, изучая языки амер. индейцев (Язык, мысль и действительность, 1956). Уорф анализирует в осн. лексику цвета, поскольку языки отличаются кол-вом словарных обозначений цветов и их оттенков. Мало вероятно, чтобы на это мог повлиять специфический подбор цветов, но вместе с тем нет никаких доводов в пользу того, что небогатая цветовая лексика сама по себе была способна вызвать столь глубокие различия. Идея о том, что язык влияет на мышление, послужила предметом острых дискуссий среди педагогов и детских психологов: в ее пользу высказывался Лев Выготский (1896-1934), а против - Пиаже. Менее радикальная версия гипотезы сводится к утверждению, что диалекты, или низкая речь, способны уменьшить способности говорящего мыслить и поддерживать адекватное общение. Еще один пример С.-У.г. - философия Витгенштейна.