Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

арабская языковедческая традиция

Лингвистика

Ара́бская языкове́дческая тради́ция -

традиция исследования языка, сложившаяся и

существовавшая в культурном ареале Арабского халифата в 7-14 вв.

А. я. т. зарождается на Ближнем Востоке в период становления науки об

арабской словесности; в её создании и развитии принимают участие

представители разных народов; она складывается на основе научных

трактатов, посвящённых классическому арабскому языку и написанных исключительно на

этом языке. Возникшая в результате эмпирического изучения классической

арабской речи (поэтической и прозаической), А. я. т. характеризуется

практической направленностью. Её становление относится ко времени

объединения арабских племён в единое государство, когда возникает

необходимость социального функционирования языка, общего для всех

племён Аравийского полуострова, - койне, задачи установления норм которого обусловливаются в дальнейшем

сферой его функционирования во всех отраслях общественной жизни

Арабского халифата, когда обучение языку Корана и сохранение его

чистоты приобретают особое значение.

А. я. т. получает начало в единой науке об арабской словесности и

выделяется как самостоятельное учение о грамматике и лексике классического арабского языка и об арабской

риторике в результате дифференциации

филологических исследований. Традиционная теория арабского языка

разрабатывается и развивается в басрийской (г. Басра), куфийской

(г. Куф), багдадской (г. Багдад), андалусской (Испания) и

египетско-сирийской филологических школах.

В 7 в. описанием отдельных грамматических явлений арабского языка

занимается басриец Абу-ль-Асуад ад-Дуали أبو الأسود

الدؤلي, которому принадлежит введение в арабское письмо дополнительных графических знаков

для обозначения гласных фонем, служащих для выражения словоизменения. К этому времени относится также

деятельность Насра ибн Асыма نصر بن عاصم и Яхьи

ибн Ямары يحيى بن يعمر, которые создали системы

диакритических знаков для различения ряда

сходных по начертанию арабских графем.

В 1‑й половине 8 в. басрийские филологи Ибн Аби Исхак аль-Хадрами

بن أبي اسحاق الحضرمي, Иса ибн Умар ас-Сакафи

عيسى بن عمر الثقفي и Абу Амр ибн аль-Алла أبو عمرو بن العلاء разрабатывают основы

описательного анализа норм классического арабского языка; 2‑я половина

8 в. характеризуется становлением теории арабского языка как

самостоятельного раздела филологической науки. Важную роль в

формировании проблематики и методики традиционного арабского языкознания

сыграл басриец аль-Халиль ибн Ахмед الخليل بن

أحمد, основоположник теории аруда - учения о системе метрического

стихосложения, в свете которого моделируются не

только просодические явления собственно

поэтической речи, но и факты, относящиеся к ритмическому и морфологическому построению арабского слова, где

минимальной единицей анализа служит харф حرف - речевой сегмент, состоящий из согласного и краткого гласного компонентов.

Аль-Халилю принадлежит словарь «Книга айна», начинающийся с графемы

«айн», поскольку слова в нём расположены по артикуляционным характеристикам содержащихся в

них корневых согласных в последовательности: гортанные, язычные, зубные

и губные; подобный принцип классификации звуков дал основание

предположить возможность влияния индийской

языковедческой традиции. Аль-Халиль различал 3 аспекта анализа и

описания фонетического явления: исходные

характеристики, позиционные варианты и изменения звуков,

происходящие в процессе образования грамматических конструкций; учёный

усовершенствовал знаковую систему обозначения кратких гласных фонем,

введя в арабское письмо так называемые огласовки, сохранившие

употребление и поныне при записи Корана, поэтических и учебных

текстов.

К этому же времени относится возникновение куфийской школы,

основоположником которой считается Абу Джафар Мухаммед ар-Руаси,

создавший, по свидетельству арабских филологов и библиографов, первую

куфийскую грамматику арабского языка; ему же приписывают трактат «Книга

о единственном и множественном числе».

Басрийский грамматист 2‑й половины 8 в. Сибавейхи سيبويه создал трактат «Книга» - первую дошедшую до нас

грамматику классического арабского языка, которая даёт систематическое

изложение норм языка и, судя по имеющимся в ней многочисленным ссылкам,

отражает концепцию и результаты исследовательской работы предыдущих

поколений филологов, в первую очередь аль-Халиля ибн Ахмеда. В А. я. т.

вырисовываются основные аспекты грамматического анализа языка: ан-нах̣в

النحو - учение о словоизменении имени и глагола, ас̣-с̣арф الصرف -

учение о словообразовании и фонетических

изменениях, происходящих в процессе образования грамматических

конструкций, или махаридж аль-хуруф مخارج

الحروق - учение об артикуляции звуков и их позиционных вариантах.

При анализе и описании словообразовательных процессов широко применяется

метод моделирования, разработанный в теории аруда; отсюда построение

системы словообразовательных моделей, известных в арабистической

литературе под названием породы.

Словоизменительные явления изучаются с точки зрения как формы, так и

значения; установление нормативности словоформ

сопровождается выявлением их собственно языковой (функциональной) семантики.

К концу 8 в. относится деятельность филолога аль-Кисаи, который в

значит, степени определил исследовательские принципы куфийской школы. Из

его работ до нас дошел «Трактат о грамматических ошибках в речи простого

народа», содержащий важные диалектологические

сведения.

В конце 8-9 вв. басрийские филологи аль-Ахфаш аль-Асуат, Абу Усман

аль-Мазини, аль-Мубаррад, куфийские филологи Абу Закария Яхья ибн Зияд

аль-Фарра, Ибн ас-Сиккит, ас-Салаб и другие занимались

комментированием «Книги» Сибавейхи. Зарождается арабская лексикография; появляются

«Классифицированная устарелая лексика» Абу Убейда, словари диалектной лексики, в т. ч. и древнеарабской.

Оживлённо обсуждаются вопросы грамматики, о чём свидетельствуют

споры, возникавшие между представителями басрийской и куфийской школ,

отразившиеся, в частности, в работе багдадского филолога Ибн аль-Анбари

«Беспристрастное освещение вопросов разногласия между басрийцами и

куфийцами», где автор рассматривает 121 проблему. Споры эти, однако, не

затрагивают концептуальных основ А. я. т.; общими остаются основные

принципы анализа языка: объектом исследования является арабская

поэтическая и прозаическая речь в устной и письменной формах, а

предметом - нормативность языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة). Различаются неизменяемые и изменяемые

формы, соответственно описываемые в терминах аль-бина̄ʼ البناء (основообразование) и аль-ʼиʻра̄б الإﻋﺮﺍﺏ (словоизменение). Изменяемые слова подвергаются

формальному и функциональному анализу, в процессе которого

выявляются факторы, обусловливающие функционирование словоформ.

Нормативность языковых форм и их употребления определяется на основе

ас-сама̄ʼ السماع (отмеченности в арабской речи) и

ал-к̣ийас القياس (закона аналогии). Часть споров между басрийцами и

куфийцами относится к оценке степени правомерности применения метода

аналогии для выведения грамматического правила.

К началу 10 в. окончательно устанавливаются понятийный аппарат и

терминология грамматического анализа, основные положения грамматической

теории приводятся в систему. Этап формирования арабских

грамматических учений как самостоятельного раздела А. я. т.

завершается. Это способствует выделению лексикологических исследований в особую научную

дисциплину (ʻилм ал-луг̣а علم اللغة).

В 1‑й половине 10 в. в багдадской школе развивается третье

направление А. я. т., связанное с развитием грамматических учений в

трудах Ибн Джинни, который в книге «Особенности арабского языка»

освещает наряду с грамматическими собственно лексикологические вопросы

связи слова и значения, словообразовательной структуры слова, значения

слова и его употребления. Ибн Джинни экспериментально определил, в каком количественном отношении реализован в лексике

арабского языка весь состав теоретически возможных сочетаний харфов.

Значительный круг языковедческих вопросов освещен в работах Ибн Фариса

(«Книга о лексических нормах», «Предания арабов о своей речи», «Краткий

очерк о лексике»), среди них вопросы об объёме словарного состава

арабского языка, о классификации лексики по употреблению, об исконной и

заимствованной лексике, о связи обозначающего и

обозначаемого, о прямом и переносном употреблении слова, об

однозначности, многозначности, омонимии и синонимии.

В 11 в. вычленяются дисциплины, изучающие нормы выразительной речи.

Различаются 2 аспекта речеобразовательного процесса: соблюдение

правильности языковых выражений (аль-фас̣а̄х̣а الفصاحة) и достижение совершенства речевых образований

(аль-бала̄га البلاغة). Первое изучается науками о

грамматике и лексике, второе - науками о смысле (ʻилм аль-маʻа̄нӣ علم المعانى), о тро́пе (ʻилм аль-байа̄н علم البيان) и о красноречии (ʻилм аль-бадӣʻ علم البديع). Предметом науки о смысле (её

основоположник - аль-Джурджани) становятся высказываемое и средства

адекватного (с точки зрения речевой ситуации и речевого намерения)

выражения смыслового содержания.

В 11-13 вв. продолжается работа по усовершенствованию описания

грамматики и лексики. Трактат аз-Замахшари الزمخشري «аль-Муфас̣с̣аль» المفصل

содержит подробное изложение арабской грамматики, работа Маухиба

аль-Джавалики الجواليقي «Разъяснение иностранных

слов» كتاب المعرب посвящена выделению

заимствований в арабском языке, работа ас-Салаби «Учение о лексике и

познание сокровенного в арабском» представляет собой словарь с

классификацией лексики на понятийной основе.

К этому времени относится и деятельность андалусской школы, среди

представителей которой Мухаммед ибн Малик, автор стихотворного

грамматического трактата «Тысячница», и Ибн Сида ابن سيده, составитель тематического словаря

«аль-Мухас̣с̣ас̣» المخصص, в предисловии к которому

он подробно освещает лексикологические и семасиологические вопросы.

После завоевания Багдада монголами и ослабления влияния арабов в

Испании центр арабской науки перемешается в Египет и Сирию. Значительные

языковедческие работы создают филологи 13 в. Ибн Яиш и Ибн аль-Хаджиб,

филологи 14 в. Ибн Хишам и Ибн Акиль и филолог 15 в. ас-Суюти, автор

работы «Лира словесных наук и их разновидностей», где собраны и изложены

взгляды представителей А. я. т. по различным проблемам арабской

грамматики и лексикологии.

Представители А. я. т. в Египте и Сирии направляют свои усилия

главным образом на комментирование ранних филологических

трактатов и более доступное изложение языковых норм в соответствии с

возрастающими масштабами обучения арабскому литературному языку. Это направление особенно

развивается в 19-20 вв., в период значительного подъёма в культурной

жизни арабских народов.

А. я. т. - законченное учение, вобравшее научные идеи своей эпохи, в

формировании которых известную роль играло наследие древнегреческих и

древнеиндийских традиций. А. я. т., в свою очередь, оказала влияние на

средневекового тюрколога, лексикографа Махмуда Кашгари; её методы

применялись ещё в 11 в. при составлении грамматики древнееврейского языка, определяли

филологические направления европейской арабистики, а ряд идей морфологического

исследования (понятия корня, внутренней флексии и аффиксации) были

заимствованы при некотором преломлении европейским языкознанием

18-19 вв. Моделирование просодического и словообразовательного

построения слова, анализ его лексического

значения, различение формы и значения и разграничение плана

содержания на смысловое и собственно языковое (функциональное)

значения, изучение высказываемого и адекватного ему построения

речевых образований, понимание взаимообусловленности высказывания и ситуативного контекста, анализ предложения в синтезе его формального и актуального членения относятся к

исследовательским идеям А. я. т., определившим её место в истории

лингвистических учений.

Гиргас В. Ф., Очерк грамматической системы арабов, СПБ,

1873;

Звегинцев В. А., История арабского языкознания, М.,

1958;

Габучан Г. М., К вопросу об арабских грамматических

учениях, в сб.: Семитские языки, М., 1963;

Амирова Т. А., Ольховиков Б. А.,

Рождественский Ю. В., Очерки по истории лингвистики, М., 1975

(лит.);

Белкин В. М., Арабская лексикология. М., 1975 (лит.);

Flügel G., Die grammatischen Schulen der Araber,

Lpz., 1862;

Weil G., Die grammatischen Schulen von Kufa und

Basra, Leiden, 1913;

Абдель Хамид Хусейн, Грамматика, её предмет и метод, Каир,

1953 (на араб. яз.);

Reuschel W., Al-Halīl Ibn-Ahmad, der Lehrer

Sībawaihs als Grammatiker, B., 1959;

Абд ар-Рахман ас-Сайид, Басрийская грамматическая школа, её

возникновение и развитие, Каир, 1968 (на араб. яз.; лит.);

Cartier M. G., Les origines de la grammaire

arabe, «Revue des études islamiques», 1972, № 40;

Шавки Дайф شوقي ضيف, Грамматические

школы, Каир, 1972 (на араб. яз.; лит.);

Саид аль-Афгани, Из истории грамматики, Бейрут, 1978 (на

араб. яз.).

Г. М. Габучан.

Полезные сервисы

семитология

Лингвистика

Семитоло́гия -

1) комплекс научных дисциплин, изучающих языки, литературу, культуру

и историю семитоязычных народов; 2) область языкознания, изучающая семитские языки. Семитология включает

комплексные дисциплины: ассириологию,

арабистику, библеистику, арамеистику и

угаритоведение, гебраистику,

сабеистику, эфиопистику и др.

Грамматическое изучение

семитских языков возникло, не без влияния византийских грамматистов, у

сирийцев, арабов и евреев с целью уточнить чтение и понимание

религиозных книг (сирийские грамматисты - Яков Эдесский, 7 в., Илья

Тирханский, 11 в., Яков бар Эбрей, 12 в.; арабские - Сибавейхи, Халиль

аль-Фарахиди, 8 в., аль-Асмаи, 9 в.; еврейские - Йегуда бен Давид

Хайюдж, Ибн Джанах, 10-11 вв., Давид Кимхи, 12-13 вв.). Еврейские

грамматисты, владея арабским, древнееврейским, арамейским

языками, сравнивали их уже в 11 в. (Йегуда ибн Курайш, Ибн Барун).

В Европе изучение арабского, древнееврейского, сирийского и эфиопского

языков возникает в эпоху гуманизма, Реформации и контрреформации

(И. Рейхлин, И. Буксторф Старший в Германии, Ю. Ц. Скалигер во Франции)

с использованием еврейской языковедческой

традиции. В 17-18 вв. голландские учёные положили начало арабистике;

Ж. Бартелеми (Франция) в 18 в. расшифровал финикийские надписи. В 19 в.

семитология обогащается достижениями общего и сравнительного

языкознания; были изданы важнейшие грамматики, словари, исторические

обзоры, каталоги и критические издания рукописей, своды эпиграфических

памятников, в т. ч. Corpus Inscriptionum

Semiticarum (с 1881, Париж). Продолжает преобладать интерес к

древнеписьменным языкам и литературам; семитология обычно являлась

вспомогательной дисциплиной к библеистике (изучению Библии).

Важнейшую роль в развитии и расширении задач семитологии сыграли

немецкие учёные - семитолог-энциклопедист Т. Нёльдеке, В. Гезениус

(древнееврейский словарь и грамматика), Ю. Вельхаузен, Р. Киттель

(бибеистика), Ф. Преториус и К. Ф. А. Дильман (эфиопистика),

М. Лидзбарский (эпиграфика), К. Броккельман (сравнительная грамматика

семитских языков), французские учёные А. И. Сильвестр де Саси,

Э. М. Катрмер, венгерский учёный И. Гольдциер (арабистика). К концу

19 в. создаются археологические и филологические общества, изучавшие

Палестину и другие страны Ближнего Востока. Ассириология и арабистика

выделяются в отдельные дисциплины.

В 20 в. семитология развивается на базе нового материала, собранного

археологическими и другими экспедициями, а также на базе изучения

современных языков (Эфиопии и др.). Кафедры семитологии возникают почти

во всех университетах мира. Наиболее значительны работы П. Э. Кале,

П. Леандера, Г. Бергштрессера, И. Фридриха и других (Германия),

Дж. Х. Гринберга, И. Дж. Гелба, С. Гордона, В. Леслау (США), Ж. Кантино,

А. Дюпон-Соммера, М. Коэна, Д. Коэна (Франция), Г. Р. Драйвера, леди

М. Дроуэр (Англия), С. Москати, Дж. Гарбини, П. Фрондзароли (Италия),

К. Петрачека (Чехословакия), Й. Айстлейтнера (Венгрия), Э. Бен Йегуды,

Х. М. Рабина, Э. Й. Кучера (Израиль) и других. С 30‑х гг. в результате

дешифровки письменности Угарита Ш. Виролло и

Х. Бауэром выделяется новая ветвь семитологии - угаритоведение. Начинают

изучаться живые семитские языки; после 2‑й мировой войны развивается

семитология в Египте, Сирии, Ливане, Израиле. Переворот в библеистике

создала находка рукописей Мёртвого моря (1947).

[Семитология в России и СССР]

В России отдельные лица изучали древнееврейский язык ещё в средние

века. Арабский язык начал преподаваться при Петре I, позже вводится

преподавание и древнееврейского языка в духовных, а затем и в светских

высших учебных заведениях. Ведущей дисциплиной русской семитологии была

арабистика; гебраистика (наука о древнееврейском языке и письменности) в

1‑й половине 19 в. была представлена трудами Г. П. Павского,

К. А. Коссовича и других. Основными рукописно-книжными базами

семитологии были Азиатский музей (1818-1930) и Публичная библиотека

(ныне Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина)

в Петербурге, собрания которых, в т. ч. коллекции известного караимского деятеля А. Фирковича, относятся к

богатейшим в мире. В Петербурге работали семитологи Д. А. Хвольсон,

А. Я. Гаркави, В. В. Болотов, П. К. Коковцов, египтолог и эфиопист Б. А. Тураев, в Москве -

гебраисты И. Г. Троицкий, М. В. Никольский. В Москве центром семитологии

был Лазаревский институт восточных языков, где работал А. Е. Крымский.

В 1882 создано Российское Палестинское общество (с 1918 - при АН).

После 1917 главную роль в семитологии играли Ленинградский

университет (кафедра семитологии в 1933-1950, кафедра арабистики и

семитологии с 1950) и Институт востоковедения (1930-1949; с 1956 - ЛО

ИВАН {Ленинградское отделение Института

востоковедения Академии наук} СССР); здесь работали

И. Ю. Крачковский и его школа (арабистика, сабеистика, эфиопистика),

Н. В. Юшманов (афразийская лингвистика), А. Я. Борисов, К. Б. Старкова,

И. Д. Амусин, Ю. А. Солодухо, И. Ш. Шифман, М. Н. Зислин (гебраистика),

И. Н. Винников (арабистика, арамеистика), Н. В. Пигулевская и её школа

(сирология), А. Г. Лундин (сабеистика); в Москве - Б. М. Гранде

(семитское языкознание, создал школу арабистов), Г. М. Бауэр

(сабеистика), В. П. Старинин (эфиопистика), Г. Ш. Шарбатов (арабистика)

и другие, в Белоруссии - Н. М. Никольский (гебраистика), в Грузии -

Г. В. Церетели (арабистика, арамеистика), К. Г. Церетели (арамеистика),

А. С. Лекиашвили (семитское языкознание), М. А. Шанидзе (гебраистика) и

в других республиках. Успешно изучаются живые арабские (А. Г. Белова,

В. В. Наумкин), арамейские и другие диалекты,

открыты и изучены арабские диалекты в советской Средней Азии (Винников,

Г. В. Церетели), впервые начала изучаться современная арабская

литература (Крачковский). Развивается сравнительная грамматика

афразийских (семито-хамитских) языков (Юшманов, Гранде,

И. М. Дьяконов).

[Периодика]

Работы по семитологии публикуются в общевостоковедческих журналах, а

также в журналах:

«Journal of Near Eastern Studies» (Chicago, 1942-),

«Journal of Semitic Studies» (Manchester, 1956-),

«Hebrew Union College Annual» (Cincinnati, 1924-),

«Semitica» (The Hague, 1969-),

«Oriens Antiquus» (Roma, 1962-),

«Leshonenu» (Jerusalem, 1973-),

«Journal of Afro-Asiatic Linguistics» (Santa Barbara,

California, 1988-);

в СССР - непериодические издания «Палестинский сборник», «Семитские

языки».

Коковцов П. К., Книга сравнения еврейского языка с арабским

Абу Ибрагима (Исаака Ибн Баруна), СПБ, 1893;

его же, Новые материалы для характеристики Йехуды Хайюджа,

Самуила Нагида и некоторых других представителей еврейской

филологической науки в X, XI и XII вв., П., 1916;

Крымский А. Е., Семитские языки и народы, 2 изд., М.,

1909-12;

Бартольд В. В., История изучения Востока в Европе и России,

2 изд., Л., 1925;

Крачковский И. Ю., Очерки по истории русской арабистики,

М.-Л., 1950;

Bergsträsser G., Einführung in die semitischen

Sprachen, München, 1928;

Rosenthal F., Die aramaistische Forschung seit

Th. Nöldeke’s Veröffentlichungen, Leiden, 1939;

Current trends in linguistics, ed. by Th. A. Sebeok, v. 3,

N. Y., 1972;

Diakonoff I. M., Afrasian languages, Moscow,

1988.

И. М. Дьяконов.

Полезные сервисы