Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 12
ссср ссср
толковый словарь ушакова

Союз Советских социалистических республик

энциклопедический словарь

СССР [эс-эс-эс-эр], неизм.; м. [прописными буквами]. Буквенное сокращение: Союз Советских Социалистических Республик (существовал с 1922 по 1991 гг. на большей части территории бывшей Российской империи; в результате его распада образовалось 15 независимых государств).

* * *

СССР - см. Союз Советских Социалистических Республик.

* * *

СССР - СССР, см. Союз Советских Социалистических Республик (см. СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК).

большой энциклопедический словарь

СССР - см. Союз Советских Социалистических Республик.

академический словарь

[эс-эс-эс-эр]

Союз Советских Социалистических Республик.

энциклопедия кольера

СССР - бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье - по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с Украинской и Белорусской советскими социалистическими республиками и Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республикой. Все эти республики возникли после Октябрьского переворота и распада Российской империи в 1917. С 1956 по 1991 СССР состоял из 15 союзных республик. В сентябре 1991 Литва, Латвия и Эстония вышли из союза. 8 декабря 1991 руководители РСФСР, Украины и Белоруссии на встрече в Беловежской Пуще объявили, что СССР перестал существовать, и согласились сформировать свободную ассоциацию - Содружество Независимых Государств (СНГ). 21 декабря в Алма-Ате руководители 11 республик подписали протокол об образовании этого содружества. 25 декабря президент СССР М.С.Горбачев ушел в отставку, и на следующий день СССР был распущен.

Карта Союза Советских Социалистических Республик

Карта Союза Советских Социалистических Республик

Положение на карте

Положение на карте

Географическое положение и границы. СССР занимал восточную половину Европы и северную треть Азии. Его территория располагалась севернее 35° с.ш. между 20° в.д. и 169° з.д. Советский Союз омывался на севере Северным Ледовитым океаном, большую часть года скованным льдом; на востоке - Беринговым, Охотским и Японским морями, замерзающими зимой; на юго-востоке граничил на суше с КНДР, КНР и Монголией; на юге - с Афганистаном и Ираном; на юго-западе с Турцией; на западе с Румынией, Венгрией, Словакией, Польшей, Финляндией и Норвегией. Занимая значительную часть побережья Каспийского, Черного и Балтийского морей, СССР, однако, не имел непосредственного выхода к теплым открытым водам океанов.

Площадь. С 1945 площадь СССР составляла 22 402,2 тыс. кв. км, включая Белое море (90 тыс. кв. км) и Азовское море (37,3 тыс. кв. км). В результате распада Российской империи в период Первой мировой и Гражданской войн 1914-1920 были утрачены Финляндия, центральная Польша, западные области Украины и Белоруссии, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия, южная часть Армении и Урянхайский край (в 1921 ставший номинально независимой Тувинской Народной Республикой). На момент своего основания в 1922 СССР имел площадь 21 683 тыс. кв. км. В 1926 Советский Союз присоединил архипелаг Земля Франца-Иосифа в Северном Ледовитом океане. В результате Второй мировой войны были присоединены следующие территории: западные области Украины и Белоруссии (от Польши) в 1939; Карельский перешеек (от Финляндии), Литва, Латвия, Эстония, а также Бессарабия с Северной Буковиной (от Румынии) в 1940; район Печенга, или Петсамо (с 1940 в Финляндии), и Тува (как Тувинская АССР) в 1944; северная половина Восточной Пруссии (от Германии), южный Сахалин и Курильские о-ва (с 1905 в Японии) в 1945.

Население. В 1989 население СССР составляло 286 717 тыс. человек; больше было лишь в Китае и Индии. В течение 20 в. оно почти удвоилось, хотя темпы общего роста отставали от среднемировых. Голодные годы 1921 и 1933, Первая мировая и Гражданская войны замедлили рост населения в СССР, но, возможно, главной причиной отставания являются потери, понесенные СССР во Второй мировой войне. Только прямые потери составили более 25 млн. человек. Если учитывать косвенные потери - уменьшение рождаемости в военное время и возросший уровень смертности от тяжелых условий жизни, то общая цифра вероятно, превышает 50 млн. человек.

Национальный состав и языки. СССР был создан как многонациональное союзное государство, состоявшее (с 1956, после преобразования Карело-Финской ССР в Карельскую АССР, до сентября 1991) из 15 республик, которые имели в своем составе 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных округов, - все они были сформированы по национальному признаку. В СССР официально признавалось более ста этнических групп и народов; более 70% всего населения составляли славянские народы, в основном русские, которые расселились по всей огромной территории государства в течение 12

19 вв. и до 1917 занимали доминирующее положение даже в тех районах, где они не составляли большинства. Нерусские народы в этом ареале (татары, мордва, коми, казахи и др.) постепенно ассимилировались в процессе межнационального общения. Хотя в республиках СССР поощрялись национальные культуры, русский язык и культура оставались необходимым условием почти всякой карьеры. Республики СССР получали свои названия, как правило, по национальности большинства своего населения, но в двух союзных республиках - Казахстане и Киргизии - казахи и киргизы составляли лишь 36% и 41% от численности всего населения, а во многих автономных образованиях и того меньше. Самой однородной республикой по национальному составу являлась Армения, где более 90% населения составляли армяне. Русские, белорусы и азербайджанцы составляли более 80% населения в своих национальных республиках. Изменения однородности этнического состава населения республик происходили вследствие миграции и неодинакового прироста населения различных национальных групп. Например, народы Средней Азии, с их высоким уровнем рождаемости и низкой подвижностью, поглотили массу русских иммигрантов, но сохранили и даже увеличили свое количественное превосходство, тогда как примерно такой же приток в прибалтийские республики Эстонию и Латвию, которые имели низкий собственный уровень рождаемости, нарушил баланс не в пользу коренной национальности.

Славяне. Эта языковая семья состоит из русских (великороссов), украинцев и белорусов. Доля славян в СССР постепенно сокращалась (с 85% в 1922 до 77% в 1959 и до 70% в 1989), главным образом из-за низких темпов естественного прироста по сравнению с народами южных окраин. Русские составляли 51% всего населения в 1989 (65% в 1922, 55% в 1959).

Среднеазиатские народы. Самой многочисленной неславянской группой народов в Советском Союзе являлась группа народов Средней Азии. Большинство из этих 34 млн. человек (1989) (в том числе узбеки, казахи, киргизы и туркмены) говорят на тюркских языках; таджики, численностью более 4 млн. человек, говорят на диалекте иранского языка. Эти народы традиционно придерживаются мусульманской религии, занимаются сельским хозяйством и живут в перенаселенных оазисах и сухих степях. Среднеазиатский регион стал частью России в последней четверти 19 в.; прежде там находились соперничавшие и часто враждовавшие друг с другом эмираты и ханства. В среднеазиатских республиках в середине 20 в. было почти 11 млн. русских иммигрантов, большая часть которых жила в городах.

Народы Кавказа. Вторую по численности группу неславянских народов в СССР (15 млн. человек в 1989) составляли народы, проживавшие по обе стороны Кавказских гор, между Черным и Каспийским морями вплоть до границ с Турцией и Ираном. Самые многочисленные из них - грузины и армяне со своими формами христианства и древними цивилизациями, и родственные туркам и иранцам тюркоязычные мусульмане Азербайджана. Эти три народа составляли почти две трети численности нерусского населения в регионе. К остальным нерусским относилось большое число малых этнических групп, включая ираноязычных православных осетинов, монголоязычных буддистов калмыков и мусульманские чеченский, ингушский, аварский и др. народы.

Прибалтийские народы. Вдоль побережья Балтийского моря живет ок. 5,5 млн. человек (1989) трех основных этнических групп: литовцев, латышей и эстонцев. Эстонцы говорят на языке, близком к финскому; литовский и латышский языки относятся к группе балтийских языков, близких к славянским. Литовцы и латыши географически занимают промежуточное положение между русскими и немцами, которые, наряду с поляками и шведами, оказали на них большое культурное влияние. Коэффициент естественного прироста населения в Литве, Латвии и Эстонии, которые, отделившись от Российской империи в 1918, существовали как независимые государства между мировыми войнами и вновь обрели независимость в сентябре 1991, примерно такой же, как у славян.

Другие народы. Остальные национальные группы составляли в 1989 менее 10% населения СССР; это были разнообразные народы, обитавшие внутри основной зоны расселения славян либо рассредоточенные среди обширных и пустынных пространств Крайнего Севера. Самыми многочисленными среди них являются татары, после узбеков и казахов - третий по численности (6,65 млн. человек в 1989) неславянский народ СССР. Термин "татарин" применялся в ходе русской истории к различным этническим группам. Более половины татар (тюркоязычные потомки северной группы монгольских племен) живет между средним течением Волги и Уралом. После монголо-татарского ига, длившегося с середины 13 до конца 15 в., несколько групп татар причиняли беспокойство русским еще несколько веков, а значительная по численности татарская народность на Крымском п-ове была покорена лишь в конце 18 в. Другими большими национальными группами в Поволжско-Уральском регионе являются тюркоязычные чуваши, башкиры и финно-угорские мордва, марийцы и коми. Среди них продолжался естественный в преимущественно славянском сообществе процесс ассимиляции, отчасти благодаря влиянию усиливавшейся урбанизации. Этот процесс шел не так быстро у традиционно скотоводческих народов - буддистов бурят, живущих вокруг озера Байкал, и якутов, населяющих берега реки Лена и ее притоков. Наконец, существует множество малых северных народов, занятых охотой и скотоводством, рассеянных в северной части Сибири и районах Дальнего Востока; их насчитывается ок. 150 тыс. человек.

Национальный вопрос. В конце 1980-х годов национальный вопрос вышел на первый план политической жизни. Традиционная политика КПСС, которая стремилась к ликвидации наций и созданию в конечном счете однородного "советского" народа, закончилась провалом. Вспыхнули межэтнические конфликты, например, между армянами и азербайджанцами, осетинами и ингушами. Кроме того, обнаружились - например, в прибалтийских республиках - антирусские настроения. В конце концов Советский Союз распался по границам национальных республик, и многие этнические антагонизмы достались новообразованным странам, сохранившим старое национально-административное деление.

Урбанизация. Темпы и масштабы урбанизации в Советском Союзе с конца 1920-х годов, вероятно, не имеют аналогов в истории. И в 1913, и в 1926 в городах жило менее одной пятой населения. Однако к 1961 численность городского населения в СССР стала превышать численность сельского (Великобритания достигла такого соотношения приблизительно в 1860, США - ок. 1920), а в 1989 66% населения СССР проживало в городах. О масштабах советской урбанизации свидетельствует тот факт, что городское население Советского Союза увеличилось с 63 млн. человек в 1940 до 189 млн. в 1989. В свои последние годы СССР имел примерно такой же уровень урбанизации, как в Латинской Америке.

Рост городов. До начала промышленной, урбанизационной и транспортной революций во второй половине 19 в. большинство городов России имели небольшую численность населения. В 1913 только Москва и Санкт-Петербург, основанные соответственно в 12 и 18 вв., имели население более 1 млн. человек. В 1991 в Советском Союзе существовало 24 таких города. Первые славянские города были основаны в 6-7 вв.; во время монгольского нашествия середины 13 в. большинство из них было разрушено. Эти города, возникшие как военно-административные опорные пункты, имели укрепленный кремль, обычно у реки на возвышенном месте, окруженный ремесленными пригородами (посадами). Когда торговля стала важным видом деятельности славян, такие города, как Киев, Чернигов, Новгород, Полоцк, Смоленск, а позже и Москва, которые находились на перекрестках водных путей, быстро увеличивали свои размеры и влияние. После перекрытия кочевниками торгового пути из варяг в греки в 1083 и разорения монголо-татарами Киева в 1240 Москва, находившаяся в центре речной системы северо-восточной Руси, постепенно превратилась в центр русского государства. Положение Москвы изменилось, когда Петр Великий перенес столицу страны в Санкт-Петербург (1703). В своем развитии Санкт-Петербург к концу 18 в. обогнал Москву и оставался крупнейшим из российских городов вплоть до окончания Гражданской войны. Основы роста большинства крупных городов СССР были заложены в последние 50 лет царского режима, в период быстрого развития промышленности, строительства железных дорог и развития международной торговли. В 1913 в России было 30 городов, население которых превышало 100 тыс. человек, в том числе торговые и промышленные центры в Поволжье и Новороссии, такие, как Нижний Новгород, Саратов, Одесса, Ростов-на-Дону и Юзовка (ныне Донецк). Бурный рост городов в советский период можно разделить на три этапа. В период между мировыми войнами развитие тяжелой промышленности было основой роста таких городов, как Магнитогорск, Новокузнецк, Караганда и Комсомольск-на-Амуре. Однако особенно интенсивно росли в это время города в Московской области, Сибири и на Украине. В период между переписями населения 1939 и 1959 имел место заметный сдвиг в городском расселении. Две трети всех городов, которые имели население свыше 50 тыс. человек, за это время удвоившееся, располагались главным образом между Волгой и озером Байкал, преимущественно вдоль Транссибирской магистрали. С конца 1950-х годов и по 1990 рост советских городов замедлился; более быстрым ростом отличались лишь столицы союзных республик.

Крупнейшие города. В 1991 в Советском Союзе было 24 города с населением более одного миллиона жителей. К ним относились Москва, Санкт-Петербург, Киев, Нижний Новгород, Харьков, Куйбышев (ныне Самара), Минск, Днепропетровск, Одесса, Казань, Пермь, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград и Донецк в Европейской части; Свердловски (ныне Екатеринбург) и Челябинск - на Урале; Новосибирск и Омск - в Сибири; Ташкент и Алма-Ата - в Средней Азии; Баку, Тбилиси и Ереван - в Закавказье. Еще 6 городов имели население от 800 тыс. до одного миллиона жителей и 28 городов - более 500 тыс. жителей. Москва, с населением 8967 тыс. человек в 1989, - один из крупнейших городов мира. Она выросла в центре Европейской части России и стала главным узлом сети железных и автомобильных дорог, авиалиний и трубопроводов очень централизованной страны. Москва - центр политической жизни, развития культуры, науки и новых промышленных технологий. Санкт-Петербург (с 1924 по 1991 - Ленинград), в котором в 1989 проживало 5020 тыс. человек, был построен в устье Невы Петром Великим и стал столицей империи и ее главным портом. После большевистской революции он сделался областным центром и постепенно пришел в упадок в связи с усиленным развитием советской промышленности на востоке, уменьшением объемов внешней торговли и переносом столицы в Москву. Санкт-Петербург сильно пострадал во время Второй мировой войны и достиг своей довоенной численности населения лишь в 1962. Киев (2587 тыс. человек в 1989), расположенный на берегах реки Днепр, был главным городом Руси вплоть до переноса столицы во Владимир (1169). Начало его современного роста относится к последней трети 19 в., когда бурными темпами шло промышленное и сельскохозяйственное развитие России. Харьков (с населением 1611 тыс. человек в 1989) - второй по величине город Украины. До 1934 столица УССР, он сформировался как промышленный город в конце 19 в., являясь важным железнодорожным узлом, связывавшим Москву и районы тяжелой промышленности на юге Украины. Донецк, основанный в 1870 (1110 тыс. человек в 1989) - был центром крупной промышленной агломерации в Донецком угольном бассейне. Днепропетровск (1179 тыс. человек в 1989), который был основан как административный центр Новороссии во второй половине 18 в. и раньше назывался Екатеринославом, являлся центром группы промышленных городов в нижнем течении Днепра. Одесса, располагающаяся на берегу Черного моря (население 1115 тыс. человек в 1989), быстро выросла в конце 19 в. как главный южный порт страны. Она и сейчас остается важным промышленным и культурным центром. Нижний Новгород (с 1932 по 1990 - Горький) - традиционное место проведения ежегодной Всероссийской ярмарки, впервые состоявшейся в 1817, - расположен у слияния рек Волги и Оки. В 1989 в нем жило 1438 тыс. человек, и он являлся центром речного судоходства и автомобильной промышленности. Ниже по Волге находится Самара (с 1935 по 1991 Куйбышев), с населением 1257 тыс. человек (1989), расположенная близ крупнейших месторождений нефти, газа и мощных гидроэлектростанций, в том месте, где железнодорожная линия Москва - Челябинск пересекает Волгу. Мощный толчок развитию Самары дала эвакуация промышленных предприятий с запада после нападения Германии на Советский Союз в 1941. На 2400 км восточнее, там, где Транссибирская магистраль пересекает другую крупную реку - Обь, находится Новосибирск (1436 тыс. человек в 1989), который является самым молодым (основан в 1896) среди первой десятки крупнейших городов СССР. Это транспортный, промышленный и научный центр Сибири. К западу от него, там, где Транссибирская магистраль пересекает реку Иртыш, находится Омск (1148 тыс. человек в 1989). Уступив роль столицы Сибири в советское время Новосибирску, он остается центром важного сельскохозяйственного района, а также крупным центром авиастроения и нефтепереработки. Западнее Омска находится Екатеринбург (с 1924 по 1991 - Свердловск), с населением 1 367 тыс. человек (1989), являющийся центром металлургической промышленности Урала. Челябинск (1143 тыс. человек в 1989), находящийся также на Урале, южнее Екатеринбурга, стал новыми "воротами" в Сибирь после того, как отсюда в 1891 начали прокладывать Транссибирскую магистраль. Челябинск - центр металлургии и машиностроения, насчитывавший в 1897 лишь 20 тыс. жителей, в советский период развивался быстрее Свердловска. Баку, с населением 1757 тыс. человек в 1989, расположенный на западном берегу Каспийского моря, находится близ нефтяных месторождений, которые в течение почти века были главным источником нефти в России и Советском Союзе, а одно время и в мире. В Закавказье расположен также древний город Тбилиси (1260 тыс. человек в 1989) - важный региональный центр и столица Грузии. Ереван (1199 человек в 1989) - столица Армении; его бурный рост с 30 тыс. человек в 1910 свидетельствовал о процессе возрождения армянской государственности. Таким же образом рост Минска - со 130 тыс. жителей в 1926 до 1589 тыс. в 1989 - являет пример быстрого развития столиц национальных республик (в 1939 Белоруссия вновь обрела те границы, какие она имела, находясь в составе Российской империи). Город Ташкент (население в 1989 - 2073 тыс. человек) - столица Узбекистана и экономический центр Средней Азии. Древний город Ташкент был включен в состав Российской империи в 1865, когда началось завоевание русскими Средней Азии.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Предыстория вопроса. Советское государство возникло вследствие двух переворотов, которые произошли в России в 1917. Первый из них, Февральский, заменил царское самодержавие неустойчивой политической структурой, в которой власть, ввиду всеобщего краха государственной власти и правопорядка, разделилась между Временным правительством, состоявшим из членов прежнего законодательного собрания (Думы), и советами рабочих и солдатских депутатов, избранных на заводах и в воинских частях. На Втором Всероссийском съезде советов 25 октября (7 ноября) представители большевиков объявили о свержении Временного правительства как неспособного разрешить кризисные ситуации, возникшие из-за неудач на фронте, голода в городах и экспроприаций крестьянами собственности у землевладельцев. Руководящие органы советов в подавляющем большинстве состояли из представителей радикального крыла, и новое правительство - Совет народных комиссаров (СНК) - сформировали большевики и левые социалисты-революционеры (эсеры). Во главе (СНК) встал лидер большевиков В.И.Ульянов (Ленин). Это правительство провозгласило Россию первой в мире социалистической республикой и пообещало провести выборы в Учредительное собрание. Проиграв выборы, большевики разогнали Учредительное собрание (6 января 1918), установили режим диктатуры и развязали террор, что привело к гражданской войне. В этих обстоятельствах советы утратили реальное значение в политической жизни страны. Партия большевиков (РКП(б), ВКП(б), позже КПСС) руководила карательными и административными органами, созданными для управления страной и национализированной экономикой, а также Красной Армией. Возврат к более демократическим порядкам (НЭП) в середине 1920-х годов сменился кампаниями террора, которые связаны с деятельностью генерального секретаря ВКП(б) И.В.Сталина и борьбой в руководстве партии. Политическая полиция (ЧК - ОГПУ - НКВД) превратилась в могущественный институт политической системы, содержавший огромную систему трудовых лагерей (ГУЛАГ) и распространивший на все население, от рядовых граждан до руководителей коммунистической партии практику репрессий, которые унесли жизни многих миллионов людей. После смерти Сталина в 1953 власть политических спецслужб на некоторое время была ослаблена; формально были восстановлены также и некоторые властные функции советов, но фактически изменения оказались незначительными. Лишь в 1989 ряд конституционных поправок позволил впервые после 1912 провести альтернативные выборы и модернизировать государственную систему, в которой демократические органы власти стали играть значительно большую роль. Конституционная поправка 1990 ликвидировала монополию на политическую власть, установленную коммунистической партией в 1918, и учредила пост президента СССР с широкими властными полномочиями. В конце августа 1991 верховная власть в СССР потерпела крах вслед за неудавшимся государственным путчем, организованным группой консервативных руководителей коммунистической партии и правительства. 8 декабря 1991 президенты РСФСР, Украины и Белоруссии на совещании в Беловежской Пуще объявили о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), свободного межгосударственного объединения. 26 декабря Верховный Совет СССР принял решения о самороспуске, и Советский Союз прекратил свое существование.

Государственное устройство. СССР с момента своего создания в декабре 1922 на руинах Российской империи был тоталитарным однопартийным государством. Партия-государство осуществляла свою власть, называвшуюся "диктатурой пролетариата", через Центральный Комитет, Политбюро и подконтрольное им правительство, системы советов, профсоюзов и другие структуры. Монополия партийного аппарата на власть, тотальный контроль государства над экономикой, общественной жизнью и культурой приводили к частым ошибкам в государственной политике, постепенному отставанию и деградации страны. Советский Союз, как и другие тоталитарные государства 20 в., оказался нежизнеспособным и в конце 1980-х годов вынужден был приступить к реформам. Под руководством партийного аппарата они приобрели чисто косметический характер и не смогли предотвратить распад государства. Ниже описывается государственное устройство Советского Союза с учетом тех изменений, которые произошли в последние годы перед распадом СССР.

Президентство. Пост президента был учрежден Верховным Советом 13 марта 1990 по предложению его председателя М.С.Горбачева после того, как Центральный Комитет КПСС согласился с этой идеей месяцем раньше. Горбачев был избран президентом СССР тайным голосованием на Съезде народных депутатов после того, как Верховный Совет пришел к выводу, что прямые всенародные выборы потребуют времени и могут дестабилизировать ситуацию в стране. Президент, по постановлению Верховного Совета, является главой государства и главнокомандующим вооруженными силами. Он содействует организации работы Съездов народных депутатов и Верховного Совета; имеет полномочия издавать административные указы, которые обязательны к исполнению на территории всего Союза, и назначать ряд высших чиновников. К ним относятся Комитет конституционного надзора (подлежит утверждению Съездом), председатель Совета министров и председатель Верховного суда (подлежит утверждению Верховным Советом). Президент может приостанавливать решения Совета министров.

Съезд народных депутатов. Съезд народных депутатов был определен в конституции как "высший орган государственной власти СССР". 1500 депутатов Съезда выбирались в соответствии с тройственным принципом представительства: от населения, национальных образований и от общественных организаций. Все граждане в возрасте 18 лет и старше имели право участвовать в голосовании; все граждане старше 21 года имели право быть избранными депутатами Съезда. Выдвижение кандидатов в округах проходило открыто; количество их не ограничивалось. Съезд, избранный сроком на пять лет, должен был собираться ежегодно на несколько дней. На своем первом заседании съезд избирал тайным голосованием из своих членов Верховный Совет, а также председателя и первого заместителя председателя Верховного Совета. Съезд рассматривал важнейшие государственные вопросы, такие, как народнохозяйственный план и бюджет; двумя третями голосов могли быть приняты поправки к конституции. Он мог утвердить (или отменить) законы, принятые Верховным Советом, и имел полномочия большинством голосов отменять любое решение правительства. На каждой своей ежегодной сессии Съезд путем голосования обязан был производить ротацию одной пятой части Верховного Совета.

Верховный Совет. 542 депутата, избранные Съездом народных депутатов в Верховный Совет, составляли действующий законодательный орган СССР. Он созывался ежегодно на две сессии, каждая продолжительностью по 3-4 месяца. В нем было две палаты: Cовет Союза - из числа депутатов от общегосударственных общественных организаций и от мажоритарных территориальных округов - и Совет Национальностей, где заседали депутаты, избранные от национально-территориальных округов и республиканских общественных организаций. Каждая палата избирала собственного председателя. Решения принимались большинством депутатов в каждой палате, разногласия разрешались при помощи согласительной комиссии, состоявшей из членов палат, а затем на совместном заседании обеих палат; когда нельзя было достигнуть компромисса между палатами, решение вопроса передавалось на Съезд. Законы, принятые Верховным Советом, мог контролировать Комитет конституционного надзора. Этот Комитет состоял из 23 членов, не являвшихся депутатами и не занимавших других государственных должностей. Комитет мог действовать по собственной инициативе или по запросам органов законодательной и исполнительной власти. Он имел полномочия временно приостанавливать действие законов или тех административных постановлений, которые противоречили конституции или другим законам страны. Комитет передавал свои заключения органам, которые принимали законы или выпускали указы, но был не вправе отменить рассматриваемый закон или указ. Президиум Верховного Совета представлял собой коллективный орган, состоявший из председателя, первого заместителя и 15 заместителей (от каждой республики), председателей обеих палат и постоянных комитетов Верховного Совета, председателей Верховных Советов союзных республик и председателя Комитета народного контроля. Президиум осуществлял организацию работы Съезда и Верховного Совета и его постоянных комитетов; он мог издавать собственные указы и проводить общегосударственные референдумы по вопросам, поставленным Съездом. Он также давал аккредитации иностранным дипломатам и в промежутках между сессиями Верховного Совета имел право решать вопросы войны и мира.

Министерства. Исполнительная ветвь власти состояла из почти 40 министерств и 19 государственных комитетов. Министерства организовывались по функциональному признаку - иностранных дел, сельского хозяйства, путей сообщения и т.д. - в то время как государственные комитеты осуществляли межфункциональные связи, такие, как планирование, снабжение, труд и спорт. В Совет министров входил председатель, несколько его заместителей, министры и руководители государственных комитетов (все они назначались председателем правительства и утверждались Верховным Советом), а также председатели Советов министров всех союзных республик. Совет министров осуществлял внешнюю и внутреннюю политику, обеспечивал выполнение государственных народнохозяйственных планов. Помимо собственных постановлений и распоряжений, Совет министров разрабатывал законодательные проекты и направлял их в Верховный Совет. Общая часть работы Совета министров осуществлялась правительственной группой, состоявшей из председателя, его заместителей и нескольких ключевых министров. Председатель был единственным членом Совета министров, который входил в состав депутатов Верховного Совета. Отдельные министерства организовывались по такому же принципу, что и Совет министров. Каждому министру помогали заместители, которые руководили деятельностью одного или нескольких отделов (главков) министерства. Эти чиновники составляли коллегию, которая функционировала как коллективный руководящий орган министерства. Предприятия и учреждения, подчиненные министерству, осуществляли свою работу на основе заданий и инструкций министерства. Некоторые министерства действовали на всесоюзном уровне. Другие, организованные по союзно-республиканскому принципу, имели структуру двойного подчинения: министерство на республиканском уровне было подотчетно как существующему союзному министерству, так и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) собственной республики. Таким образом, союзное министерство осуществляло общее руководство отраслью, а республиканское министерство совместно с региональными исполнительными и законодательными органами разрабатывало более детальные мероприятия по их осуществлению в своей республике. Как правило, союзные министерства управляли отраслями промышленности, а союзно-республиканские министерства руководили производством товаров потребления и сферой услуг. Союзные министерства обладали более мощными ресурсами, лучше обеспечивали своих работников жильем и зарплатой и обладали большим влиянием в проведении общегосударственной политики, чем союзно-республиканские министерства.

Республиканское и местное управление. Союзные республики, из которых состоял СССР, имели собственные государственные и партийные органы и формально считались суверенными. Конституция предоставляла каждой из них право на отделение, а некоторые из них даже имели собственные министерства иностранных дел, однако на деле их независимость была иллюзорной. Поэтому суверенитет республик СССР точнее было бы интерпретировать как форму административного правления, учитывавшего специфические интересы партийного руководства той или иной национальной группы. Но в течение 1990 Верховные Советы всех республик, вслед за Литвой, заново провозгласили свой суверенитет и приняли постановления о том, что республиканские законы должны обладать приоритетом перед всесоюзными. В 1991 республики стали независимыми государствами. Структура управления союзных республик была аналогична системе управления на союзном уровне, но Верховные Советы республик имели по одной палате, а число министерств в республиканских Советах министров было меньше, чем в союзном. Такая же организационная структура, но с еще меньшим числом министерств, была и в автономных республиках. Более крупные союзные республики разделялись на области (РСФСР имела также региональные единицы менее однородного национального состава, которые назывались краями). Областное управление состояло из Совета депутатов и исполнительного комитета, которые находились под юрисдикцией своей республики почти таким же образом, каким республика была связана с общесоюзным правительством. Выборы в областные Советы проводились каждые пять лет. Городские и районные советы и исполнительные комитеты создавались в каждом районе. Эти местные органы власти подчинялись соответствующим областным (краевым) органам.

Коммунистическая партия. Правящей и единственной законной политической партией в СССР до того, как ее монополия на власть была подорвана перестройкой и свободными выборами в 1990, являлась Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС обосновывала свое право на власть исходя из принципа диктатуры пролетариата, авангардом которого она себя считала. Когда-то небольшая группа революционеров (в 1917 она насчитывала ок. 20 тыс. членов), КПСС со временем стала массовой организацией с 18 млн. членов. В конце 1980-х годов приблизительно 45% членов партии составляли служащие, ок. 10% - крестьяне и 45% - рабочие. Членству в КПСС предшествовало обычно членство в молодежной организации партии - комсомоле, членами которого в 1988 были 36 млн. чел. в возрасте от 14 до 28 лет. В партию вступали обычно начиная с 25-летнего возраста. Чтобы стать членом партии, соискатель должен был получить рекомендацию от партийцев с пятилетним (по меньшей мере) стажем и продемонстрировать преданность идеям КПСС. Если члены местной партийной организации голосовали за прием соискателя, а районный партийный комитет утверждал это решение, то соискатель становился кандидатом в члены партии (без права голоса) с испытательным сроком в один год, по благополучном прошествии которого он получал статус члена партии. Согласно уставу КПСС, ее члены обязаны были платить членские взносы, присутствовать на партийных собраниях, быть примером для других на работе и в личной жизни, а также пропагандировать идеи марксизма-ленинизма и программу КПСС. За упущение в какой-либо их этих сфер члену партии делали выговор, а если дело оказывалось достаточно серьезным - исключали из партии. Однако находившаяся у власти партия не была союзом искренних единомышленников. Поскольку продвижение по службе зависело от членства в партии, многие использовали партийный билет в карьерных целях. КПСС была т. н. партией нового типа, организованной на принципах "демократического централизма", согласно которому все высшие органы в организационной структуре избирались низшими, а все низшие органы, в свою очередь, были обязаны выполнять решения вышестоящих инстанций. До 1989 в КПСС существовало ок. 420 тыс. первичных партийных организаций (ППО). Они формировались во всех учреждениях и предприятиях, где работали хотя бы 3 члена партии и более. Все ППО выбирали своего руководителя - секретаря, а те, в которых число членов превышало 150, возглавлялись секретарями, освобожденными от своей основной работы и занятыми только партийными делами. Освобожденный секретарь становился представителем партийного аппарата. Его имя появлялось в номенклатуре - одном из списков должностей, которые партийные инстанции утверждали для всех управленческих постов в Советском Союзе. Ко второй категории членов партии в ППО относились "активисты". Эти люди часто занимали ответственные посты - например, в качестве членов партбюро. Всего в партийном аппарате состояло ок. 2-3% членов КПСС; активисты составляли приблизительно еще 10-12 %. Все ППО в пределах данного административного района избирали делегатов на районную партийную конференцию. На основе номенклатурного списка районная конференция избирала районный комитет (райком). Райком состоял из руководящих чиновников района (некоторые из них были партаппаратчиками, другие возглавляли советы, заводы, колхозы и совхозы, учреждения и воинские части) и партийных активистов, которые не занимали официальных постов. Райком избирал на основе рекомендаций вышестоящих инстанций бюро и секретариат из трех секретарей: первый был полностью ответствен за партийные дела в районе, двое других наблюдали за одной или несколькими сферами партийной деятельности. Отделы райкома - персонального учета, пропаганды, промышленности, сельского хозяйства - функционировали под управлением секретарей. Секретари и один или несколько заведующих этими отделами заседали на бюро райкома вместе с другими высшими чиновниками района, такими, как председатель районного совета и руководители крупных предприятий и учреждений. Бюро представляло собой политичес

толковый словарь

СССР [эс-эс-эс-эр], неизм., м.

Союз Советских Социалиспшческих Республик.

• Я буду жить в СССР, учиться на пятерки. Барто, 1986, 217. Сейчас, когда идешь по дальним частям СССР, то видишь как бы пустую, незаселенную страну. Платонов, 1965, 264. И выросли в Пушкине, под Москвой и в других частях СССР соболиные звериные совхозы. Житков, 1989, 117.

** СССР - страна чудес. Купина, 54.

** СССР - всему миру пример (посл.). Жигулев, 1959, 144.

крылатые слова

Аббр.:

1. Самый Самый Сраный Район. Так называют Приморский район его жители.

2. Советская Саранча Севернее Ручья. Так называли в 1970-1980-е гг. район Гражданки. < От СССР: Союз Советских Социалистических Республик.

трудности произношения и ударения

СССР - Союз Советских Социалистических Республик. Произносится [эс-эс-эс-э́р] и [эс-сэ-сэ-э́р].

синонимы

Советский Союз, советы, советское государство, союз, Союз Советских Социалистических Республик, страна советов, совок, совдепия, гулаг, подмосковия, хомикус советикус

этимологический словарь

сокращенное название Сою́за Сове́тских Социалисти́ческих Респу́блик.

полезные сервисы
ссср. история ссср. история
энциклопедия кольера

Февральская революция. Военные поражения на фронтах Первой мировой войны и нараставший экономический хаос вызвали общественные волнения. В феврале 1917 хлебные бунты в столице привели к всеобщей забастовке, результатом которой стало отречение императора Николая II от власти и провозглашение демократической республики. В условиях временного безвластия были созданы две структуры, претендовавшие на управление страной. С одной стороны, Государственная Дума 12 марта 1917 сформировала комитет, который возглавил М.В.Родзянко, председатель Думы и лидер партии октябристов. В то же время рабочие и солдаты организовали собственный орган власти - Петроградский Совет. Петросовет доверил руководство Н.С.Чхеидзе, лидеру фракции меньшевиков в Думе; в качестве одного из его заместителей был избран лидер фракции трудовиков в Думе адвокат А.Ф.Керенский.

Временное правительство. В условиях острых дискуссий Временный комитет Думы 15 марта учредил Временное правительство. Это правительство возглавил председатель Всероссийского земского союза князь Г.Е.Львов. Программа правительства предусматривала продолжение войны до победного конца и сохранение власти крупных землевладельцев, т.е., по существу, сохранение существующих порядков, но без монархии. Пока Петросоветом руководили нерешительные и колеблющиеся политики, находившиеся под влиянием Думы, он поддерживал политику продолжения войны с целью достижения "демократического" мира без аннексий и контрибуций и с самоопределением наций; однако министр иностранных дел Временного правительства, один из лидеров партии конституционных демократов (кадетов) П.Н.Милюков пообещал союзникам, что Россия будет вести войну до победы на основе тайных договоров 1915, по которым ей был обещан контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Разразился апрельский кризис, и под давлением Петросовета Милюков ушел в отставку. После апрельского кризиса правительство Львова стало коалиционным, с включением в его состав ряда представителей Петросовета. В июле Керенский, назначенный военным министром, начал наступление против немцев; его провал стал военным и политическим крахом правительства. В Петрограде под руководством большевиков начались демонстрации рабочих и солдат. Июльский кризис был преодолен с большим трудом. Единственным источником власти стал Всероссийский съезд советов, сформировавшихся по всей стране. Съезд советов уполномочил Керенского, который к этому времени стал социалистом-революционером (эсером), сформировать новое Временное правительство.

Большевистская оппозиция. Несмотря на важную роль немногочисленной, но хорошо организованной партии большевиков в проведении всероссийской забастовки, вызвавшей отречение царя от власти, ее представители первоначально составляли незначительное меньшинство в Петросовете, а их наиболее авторитетный и бескомпромиссный вождь, В.И.Ленин, находился в эмиграции в Швейцарии. Сразу же после Февральской революции два члена центрального комитета партии - И.В.Сталин и Л.Б.Каменев - вернулись из ссылки в Сибири, приняли на себя руководство партийной газетой "Правда" и заняли примирительную линию по отношению к руководству Петросовета, Временному правительству и продолжению войны. Когда в конце марта в Петрограде появились ленинские "Письма издалека" (в которых он выступал за поражение России и превращение империалистической войны в гражданскую), Сталин отказался публиковать их в "Правде". В начале апреля Ленин (вместе с лидером меньшевиков Ю.О.Мартовым и многими другими партийцами) вернулся в Петроград. Он сразу же опубликовал декларацию ("Апрельские тезисы"), призывавшую к немедленному свержению Временного правительства и передаче всей власти советам. Тезисы Ленина с его лозунгом "Вся власть - советам" были осуждены Каменевым и Сталиным как "левацкие", т.к. противоречили распространенной точке зрения о том, что Россия созрела только для буржуазной, но не для социалистической революции. Однако аргументы Ленина нашли поддержку среди руководства партии и были приняты как политическая линия большевиков. В мае 1917 к ним примкнула вернувшаяся из США группа эмигрантов-революционеров во главе с Л. Д. Троцким. В начале июля массовые демонстрации солдат и вооруженных рабочих в Петрограде грозили свержением Временного правительства. Большевики возглавили эти демонстрации, надеясь захватить власть, но потерпели поражение. Правительство и Генштаб объявили, что располагают данными о том, что В.И.Ленин и другие лидеры его партии получают финансовую поддержку от германских властей. Троцкий и многие другие большевики были посажены в тюрьму, а Ленин успел избежать ареста, скрывшись в пригороде Петрограда. В конце августа Верховный главнокомандующий русской армии генерал Л.Г.Корнилов, недовольный тем, что Керенский лишь арестовал большевиков вместо того, чтобы расстрелять их, поднял мятеж и двинулся с войсками на Петроград. Однако большевики - солдаты и рабочие - устроили братание в войсках, и мятеж Корнилова провалился. В результате позиции Керенского окончательно ослабли, и большевистская партия вновь перешла в наступление. В конце сентября большевики получили большинство мест в Петроградском и Московском советах и вновь выдвинули лозунг "Вся власть - Советам". Ленин и Троцкий убедили большинство членов ЦК партии взять курс на вооруженное восстание. Петроградский совет создал военно-революционный комитет во главе с Троцким, который организовал из вооруженных рабочих и солдат Красную гвардию и приготовился к захвату власти.

Захват власти. Восстание было назначено на время заседания Второго Всероссийского съезда советов - 25 октября (7 ноября) 1917. Революционные отряды заняли стратегические пункты столицы (вокзалы, мосты, телеграф), разоружили несколько верных Керенскому военных подразделений и арестовали Временное правительство. Большинство депутатов Съезда советов поддержали восстание и учредили Совет народных комиссаров (СНК) как первое советское правительство. Ленин был избран Председателем СНК, Троцкий - комиссаром по иностранным делам. Новое правительство немедленно предложило трехмесячное перемирие для всех воюющих сторон и опубликовало секретные соглашения между Россией и ее союзниками. Декретом о земле была отменена собственность помещиков на землю и объявлена безвозмездная передача 150 млн. десятин земли в пользование крестьянам. Для ведения организационной работы между съездами советов был избран Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). С ноября 1917 по февраль 1918 советская власть подавила выступления юнкеров в Петрограде и Москве, отрядов Краснова, Каледина и Дутова в центре, на юге и на Урале. Однако вести войну советская Россия уже не могла, и 3 марта 1918 в Брест-Литовске большевики приняли немецкие условия мира. В соответствии с Брест-Литовским мирным договором, или Брестским миром (который советское правительство анулировало после революции в Германии в ноябре 1918), Россия отказалась от Финляндии, прибалтийских районов, Польши, Украины, части Белоруссии и Закавказья и согласилась выплатить контрибуцию в 6 млрд. марок. Условия мира позволили большевикам сохранить власть. Ленин представил в общих чертах свою программу действий в новых апрельских тезисах: Россия теперь получила "передышку", при которой дисциплина и являющаяся ее следствием растущая производительность труда позволят сочетать "новейшие достижения капитализма" с советской властью и достичь экономического прогресса.

Гражданская война. Значительная часть населения России не признала власть большевиков. Опасаясь контрпереворота в Петрограде, советское правительство неожиданно переехало в Москву. Из донских казаков была сформирована Добровольческая армия. Левые эсеры, настаивавшие на продолжении войны с Германией, устроили провокацию в Москве, убив посла Германии Мирбаха и начав артиллерийский обстрел Кремля. Подняли мятеж почти 50 тыс. чехословацких военнопленных, которых большевистские власти пытались разоружить, чтобы воспрепятствовать их возвращению в Европу для продолжения войны с Германией. Большинство членов Учредительного собрания создали в Самаре Поволжское правительство (Комуч). Другие центры сопротивления были организованы в Сибири и на севере. Британцы, пославшие в марте небольшие по численности войска в Мурманск, позже оккупировали Архангельск. Мятежи произошли в Москве, Ярославле и многих других городах Центральной России. Верховный военный совет союзников решил (2 июля 1918) вмешаться и оказать помощь антибольшевистским движениям России. Президент США Вильсон послал небольшой военный отряд в Архангельск; другая группа американских войск была направлена на Дальний Восток, где во Владивосток уже вступили японцы. Французские войска высадились в Одессе, британские - в Батуми. Однако расширению британского вмешательства мешали симпатии лейбористов к большевикам, а французская интервенция вскоре была прекращена вследствие мятежа (которым руководил моряк-коммунист Андре Марти) на французском черноморском флоте. Для защиты дела революции Советское правительство создало Красную Армию под командованием Троцкого в качестве военного комиссара. Ей противостояли "белые" армии, состоявшие в основном из офицеров царской армии, юнкеров, казаков и представителей дворянства и помещиков, под руководством адмирала А.В.Колчака в Западной Сибири, генерала А.И.Деникина на юге России и генерала Н.Н.Юденича, грозившего Петрограду из Прибалтики. В результате длительной и кровопролитной Гражданской войны белые армии одна за другой были разбиты. Интервенция поляков на Украине потерпела неудачу, но предпринятое маршем неумелое контрнаступление Красной Армии в глубь Польши привело к поражению и, в конечном итоге, потере западной Украины и Белоруссии. Остатки белых, руководимые бароном П.Н.Врангелем, были вынуждены бежать из Крыма в ноябре 1920. К началу 1921 Советское правительство держало под контролем большую часть прежней империи. Польша и Прибалтика, вместе с Финляндией, стали частью "санитарного кордона", созданного державами Антанты между советской Россией и побежденной Германией; японцы еще оставались на Дальнем Востоке; восточная Белоруссия, восточная часть Украины и Закавказье были возвращены войсками большевиков в состав России. В период Первой мировой и Гражданской войн в 1914-1920 ок. 15 млн. россиян погибли, ок. 2 млн. эмигрировали.

Военный коммунизм. Гражданская война, угроза всеобщей безработицы и голода в городах заставили Ленина принять политику военного коммунизма. Основой военного коммунизма стала борьба за хлеб, который был необходим для экспорта и питания горожан. Рабочие отряды реквизировали зерно в деревнях с помощью деревенской бедноты, оставляя крестьянам лишь необходимый минимум для посевов и питания. В промышленности и на транспорте военный коммунизм подразумевал передачу собственности в руки государства и мобилизационный режим работы при минимальном вознаграждении (за продуктовые карточки). В конце Гражданской войны объем промышленного производства составлял ок. 20% от объема производства на этой же территории в 1913; что касается тяжелой промышленности, то спад дошел до 13% от довоенного уровня (выплавка стали - до 4%). Конфискация хлеба и другой сельскохозяйственной продукции вызвала сопротивление крестьянства. В 1921 политика военного коммунизма привела к массовому голоду в Поволжье, на Украине и в других зерновых регионах, в результате которого умерло от голода до 5 млн. крестьян (1921-1922).

Новая экономическая политика. Окончание войны и неудача политики военного коммунизма потребовали перехода к новой экономической политике (НЭП). Ее суть состояла в замене практики конфискации продуктов (продразверстки) фиксированным налогом (продналогом). Чтобы поощрить производство сельскохозяйственной продукции, крестьянам было разрешено продавать излишки продуктов после уплаты налога. Это, в свою очередь, заставило власти легализовать частную торговлю. К 1927 производство достигло уровня 1913. Были заключены торговые соглашения с Англией и другими странами. В апреле 1922 Россия установила дипломатические отношения с Германией; Веймарская республика признала РСФСР, аннулировала царский внешний долг и предоставила ряд кредитов. В феврале 1924 СССР признали Англия и Италия. Франция, наиболее пострадавшая от отказа Советского правительства выплачивать долги царской России, установила дипломатические отношения с СССР в октябре 1924. В это же время возобновились торговые отношения с США.

Третий Интернационал. Захват власти большевиками в октябре 1917 предполагал, что революция в России станет началом мировой пролетарской революции, которая охватит страны Европы, а затем и всего мира. Действительно, в ноябре 1918 произошла революция в Германии и Эстонии, в декабре 1918 - в Латвии и Литве, в марте 1919 - в Венгрии и апреле 1919 - в Баварии. Во многих странах Европы возникали коммунистические партии. Появилась возможность для создания нового, Третьего Интернационала. Второй Интернационал распался с началом Первой мировой войны в 1914, когда все его ведущие партии, кроме большевиков, выступили в поддержку национальных правительств. В марте 1919 в Москве прошел Первый (учредительный) конгресс Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Коминтерн был основан несмотря на возражения со стороны Розы Люксембург (признанного лидера коммунистов в Германии и Польше), которая считала, что новый Интернационал со штаб-квартирой в Москве неизбежно будет находиться под давлением большевиков и может подменить интересы международного рабочего класса интересами советского государства. После 1922 Коминтерн, под руководством Г.Е.Зиновьева и (с 1926) И.В.Сталина, действительно стал инструментом советской внешней политики.

Политическая структура. Во время захвата власти в Петрограде (октябрь 1917) большевиками был создан временный аппарат управления. Съезд советов рабочих и солдатских депутатов избрал Всероссийский Центральный исполнительный комитет советов (ВЦИК) с законодательными полномочиями (председателем которого стал третий по рангу, после В.И.Ленина и Л.Д.Троцкого, большевистский вождь Я.М.Свердлов) и Совет народных комиссаров (во главе с Лениным) как исполнительный орган власти. После разгона Учредительного собрания в январе 1918 Третий Съезд советов принял "Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа", которая ликвидировала Учредительное собрание и объявила ВЦИК и СНК постоянными органами власти. Летом 1918, в разгар гражданской войны, была принята первая конституция нового государства. Верховной законодательной властью наделялся Съезд советов, но съезд, слишком громоздкий для функционирования, мог служить только для утверждения особенно важнейших решений и программ. В промежутках между съездами законодательные функции выполнял ВЦИК, избиравшийся съездом из числа делегатов. В промежутках между заседаниями ВЦИК решения принимались небольшим Президиумом, председатель которого номинально являлся главой государства. Реальное государственное управление оставалось за Советом народных комиссаров (Совнаркомом). Конституция 1918 имела силу только на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), определенной Брест-Литовским договором. Когда советская власть была установлена в других частях бывшей Российской империи, они получили аналогичные конституции. В декабре 1922 республики объединились в Союз Советских Социалистических Республик (СССР), с новой союзной конституцией (1924), созданной по модели конституции 1918. Кроме РСФСР, в состав СССР вошли Украина, Белоруссия, Грузия, Армения и Азербайджан (последние три в составе единой Закавказской Федеративной республики). Позже выделились из РСФСР и вошли в состав СССР в качестве союзных республик Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Казахстан и Киргизия.

Борьба в руководстве. Коммунистическая партия, осуществляя диктатуру пролетариата, монополизировала всю власть в стране. Внутри партии власть принадлежала Центральному комитету (ЦК), а в ЦК вплоть до своей смерти в январе 1924 непререкаемым авторитетом пользовался В.И.Ленин. В 1921 Ленин предложил запретить фракции внутри партии, и борьба мнений в ее руководстве постепенно приобрела характер борьбы за власть. Сталин, будучи Генеральным секретарем ЦК, устранял потенциальных соперников и постепенно укреплял свое положение. С помощью Каменева и Зиновьева с руководящих постов был смещен Троцкий (1925); с помощью Бухарина, Рыкова и Томского Каменев и Зиновьев были в свою очередь лишены своих постов в 1926. Их попытка объединиться с Троцким привела к исключению последнего из партии и высылке его в Алма-Ату (1927). В 1929 сталинский ЦК выступил против Бухарина и депортировал Троцкого из Советского Союза.

Первые эксперименты. Церковь была отделена от государства и подвергнута преследованиям, всячески поощрялась атеистическая пропаганда. Были легализованы развод и аборт. Была полностью разрушена старая система образования, и внедрялись различные экспериментальные педагогические системы. На университетском уровне "рабочие факультеты" (рабфаки) вытеснили систему образования, созданную высшей школой царской России. Осуществлялись многочисленные эксперименты в культуре. В музыке революционный дух символизировали имевшие успех концерты оркестров без дирижеров. Хотя великие С.В.Рахманинов, С.С.Прокофьев и И.Ф.Стравинский эмигрировали, выдающийся композитор Д.Д.Шостакович и старые мастера романтической музыки А.К.Глазунов и Р.М.Глиэр продолжали творить и создали новые музыкальные произведения. Фильмы С.М.Эйзенштейна Броненосец Потемкин (1925) и Октябрь (1927) оказали сильное влияние на кинематографическое искусство. Тем не менее, массовая эмиграция большей части старой русской интеллигенции долгое время отрицательно сказывалась на культурной жизни страны.

Пятилетний план. Быстрое развитие промышленности России в конце 19 - начале 20 вв. стало возможным благодаря политике реформ и притоку иностранного капитала. Советская власть отказалась платить по долгам царского правительства и возвращать иностранцам их собственность в России. Стало очевидно, что, если СССР хочет провести быструю индустриализацию, ему следует полагаться на собственные силы и искать необходимые ресурсы у себя дома. Пятилетний план (1928) не был первым опытом экономического планирования в России. Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), ответственный за планы по организации экономической жизни в стране, возник в 1917, а в 1920 была создана Государственная плановая комиссия (Госплан). В условиях НЭПа объемы промышленного производства ежегодно планировались в виде "контрольных цифр". Пятилетний план предусматривал рост промышленности с 1928 по 1933 на 162%, увеличение доли тяжелой промышленности с 42,4% до 54,1%, повышение производительности труда на 98,4%. Предполагалось значительно увеличить объем сельскохозяйственной продукции за счет применения машинной техники и расширения обрабатываемых площадей. Большие задачи ставились в области образования - сокращение неграмотности в два раза, увеличение фабрично-заводских школ на 400%, сельских библиотек на 67% и т.д. Провозглашенные в плане цели были достигнуты лишь в тяжелой промышленности, однако в целом рост наблюдался во всех областях. В 1933 страна приступила к осуществлению второго пятилетнего плана, за которым последовали другие пятилетки.

Коллективизация. Реализация плана индустриализации зависела от импорта дорогостоящего машинного оборудования, которое можно было купить только за счет экспорта сельскохозяйственных продуктов и сырья. Кроме того, рост городов и городского населения увеличивал внутреннее потребление продуктов питания в условиях сокращения занятых в сельском хозяйстве. Поэтому главной задачей стало повышение производительности труда крестьян. Позиция Бухарина и Рыкова заключалась в поддержке богатых крестьян. Однако государственная политика низких цен на сельскохозяйственную продукцию не стимулировала роста производства. Кроме того, партия опасалась оппозиции со стороны крестьянства. Поэтому Сталин сделал ставку на деревенскую бедноту, "раскулачивание" крестьян и коллективизацию. Первоначальная задача коллективизировать до 20% крестьянских хозяйств в течение первой пятилетки была перевыполнена. Сопротивление крестьян подавлялось с помощью армии и органов НКВД; кулаки - термин, который теперь был распространен на всех крестьян-противников коллективизации, - депортировались в трудовые лагеря на лесозаготовки или строительство каналов, что рассматривалось как средство политического перевоспитания. Первый пятилетний план совпал с мировым экономическим кризисом. Резкое падение мировых цен на сельскохозяйственные продукты, которые составляли главную статью экспорта, заставило экспроприировать их во все возрастающих объемах; сложившаяся ситуация стала напоминать военный коммунизм. Результатом такой политики стал массовый голод 1932-1933. Партийно-государственное руководство было вынуждено вновь пойти на компромисс; отказавшись от политических преимуществ коллективизации, оно ослабило систему, разрешив ограниченное частное хозяйство в пределах колхозов. К концу 1933 более 60% всех крестьянских хозяйств были коллективизированы; накануне Второй мировой войны в колхозы входило до 95% хозяйств.

Изменения в культурной жизни. В середине 1930-х годов началось возвращение к оставленным ранее традициям и ценностям. Был отменен "педологический" подход к воспитанию детей; вновь введена классическая методология в преподавании учебных предметов, среди которых появился даже латинский язык. Были восстановлены академические степени и звания; в Москве и Ленинграде появились гуманитарные вузы университетского типа. Новый акцент на славе прошлого России и особой роли русского народа был сделан во всех сферах жизни. Вернувшийся из эмиграции писатель А.Н.Толстой внес вклад в создание образа Петра Великого как "первого большевика". Возрождалась русская культура царских времен; вновь стали популярны художественные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, И. Е. Репина, Н. А. Римского-Корсакова. Большое внимание стало уделяться семье, которая была объявлена ячейкой общества. Развод не поощрялся, а аборт, если он только не был показан по медицинским соображениям, приравнивался к преступлению (1935). В армии "коллегиальное управление" было заменено единоначалием (1934); были введены персональные воинские звания (1935), хотя звания генералов и адмиралов появились лишь в 1940. Кульминацией нового политического курса стала сталинская конституция (1936), которая была названа "самой демократичной в мире". Были введены всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы. Однако эти изменения не означали перехода к демократии. Право выдвигать кандидатов предоставлялось местным комитетам коммунистической партии, молодежным организациям, культурным обществам, профсоюзам и кооперативам (статья 141). В конституции предусматривалось (статья 126) ведущая роль коммунистической партии. Короче говоря, новая конституция предоставляла населению страны право демократически избирать только партийных выдвиженцев. Недовольство населения и репрессии. Вслед за сопротивлением крестьян коллективизации последовало не менее опасное недовольство среди рабочих, которое было вызвано проведением курса на ужесточение трудовой дисциплины в связи с высокими темпами индустриализации во второй пятилетке (1933-1937). В дополнение к прежним методам социалистического соревнования и ударных бригад партийно-государственное руководство взяло курс (1935) на поощрение советских форм повышения производительности труда, названных "стахановским движением" по имени одного из наиболее успешных новаторов шахтера А.Г.Стаханова. Специальные прибавки к зарплате выплачивались тем рабочим, которые могли производить значительно больше продукции. Успехи "стахановцев" использовались начальством для увеличения норм выработки продукции, в результате чего выполнение нормы средним рабочим требовало максимального напряжения сил.

Большой террор. Советская экономика к 1933 укрепила свои позиции в промышленности и начала восполнять потери в сельском хозяйстве. Однако многие руководители коммунистической партии хотели предотвратить режим диктатуры Сталина. На 17-м съезде партии в январе 1934 Сталин получил наименьшее число положительных бюллетеней среди всех кандидатов в Центральный комитет, а 270 делегатов (из 1200) проголосовали против Сталина, тогда как против С.М.Кирова, секретаря ленинградской партийной организации, было подано всего три голоса; многие видели в нем будущего генерального секретаря ЦК партии. Однако народный комиссариат внутренних дел (НКВД) находился под полным контролем Сталина. Результаты голосования на 17-м съезде были засекречены, а 1 декабря 1934 Киров был убит. В 1934-1936 погибли В.Р.Менжинский, В.В.Куйбышев, А.М.Горький, прошла серия судебных процессов, призванная полностью уничтожить оппозицию в партии и государстве. Чистке в первую очередь была подвергнута сама партия; к 1939 жертвами стали более чем 1,2 млн. членов партии (из 2,8 млн. в 1934). Большие потери были в высшем руководстве: более двух третей делегатов 17-го съезда и членов Центрального комитета партии, а также почти все высшие командиры Красной Армии были арестованы и отправлены в тюрьмы и лагеря. Однако значительно большее число жертв было среди некоммунистов, начиная от ведущих ученых, подобных генетику Н.И.Вавилову, до рядовых рабочих и крестьян. Во второй половине 1930-х годов советская респрессивная машина работала на полную мощность. По оценкам историков, только в этот период было расстреляно без суда и следствия как минимум 500 тыс. человек и почти 5 млн. отправлены в лагеря.

Внешняя политика. Установлением дипломатических отношений с Германией (1922) СССР прорвал политическую и экономическую блокаду западных держав; в 1928 СССР присоединился к пакту Келлога - Бриана, по которому война как инструмент государственной политики объявлялась вне закона. Усиление нацизма в Германии привело к активизации отношений СССР с другими странами Запада. Были заключены договоры о ненападении с Польшей и Францией (1932) и получено дипломатическое признание СССР со стороны США (1933). СССР вступил в Лигу наций (1934) и заключил в 1935 пакты о взаимопомощи с Францией и Чехословакией. Для защиты советского Дальнего Востока был заключен договор с Японией (1935). Коммунистам других стран поручалось налаживать сотрудничество с социалистическими и либеральными партиями для создания народных фронтов, а народный комиссар иностранных дел с 1930 М.М.Литвинов активно проводил политику коллективной безопасности. Советская помощь республиканцам в гражданской войне в Испании (1936-1939) не принесла им победы, а фашистские режимы Германии, Италии и Испании продолжали укреплять свои позиции. Когда Гитлер в сентябре 1938 стал угрожать вторжением в Чехословакию, СССР обещал ей поддержку, если Франция выполнит свои союзнические обязательства в отношении Чехословакии. Однако Польша встала на сторону Гитлера, и в Мюнхене (29-30 сентября 1938) премьер-министры Великобритании и Франции Н.Чемберлен и Э.Даладье вынудили Чехословакию отказаться от Судетской области в пользу Германии и от Тешина в пользу Польши. Для советского руководства это было знаком того, что западные державы стремились повернуть нацистскую агрессию против СССР. В марте 1939 Гитлер нарушил Мюнхенский договор, оккупировав остальную часть Чехословакии, а Великобритания и Франция ничего не сделали для ее защиты. Сталин начал готовить союз с Гитлером, заменив наркома иностранных дел Литвинова своим верным соратником В.М.Молотовым. 23 августа 1939 Молотов и гитлеровский министр иностранных дел Риббентроп подписали договор о ненападении, секретные условия которого (дополнительный протокол) включали раздел Польши между Германией и СССР и передачу прибалтийских государств и Бессарабии в сферу влияния Сталина. 1 сентября 1939 Гитлер напал на Польшу, развязав Вторую мировую войну.

Вторая мировая война. 17 сентября СССР ввел свои войска в Восточную Польшу. Вскоре советские войска были введены в Эстонию (28 сентября), Латвию (5 октября) и Литву (10 октября). 28 ноября СССР начал войну с Финляндией, которая привела к огромным потерям и убедила Гитлера в том, что чистки второй половины 1930-х годов значительно ослабили Красную Армию. Воспользовавшись тем, что Германия напала на Францию (май-июнь 1940), СССР окончательно присоединил три прибалтийских государства и заставил Румынию уступить Бессарабию и северную часть Буковины, которые входили в состав Российской империи. Поражение Франции в 1940 изменило мировой баланс сил и решительно повлияло на советско-германские отношения. Прежде чем воевать с сильнейшими военно-морскими державами Великобританией и США, Гитлер решил обезопасить восточные границы и уничтожить последнего континентального конкурента - СССР. В конце 1940 был разработан план "Барбаросса", а совместное с Японией нападение на СССР было назначено на май 1941. Реализации плана благоприятствовал перенос европейской границы СССР на запад, в результате которого старые укрепления были разобраны, а новые не построены. Операция "Барбаросса" была отложена на месяц из-за необходимости завершить войну на Балканах. 22 июня 1941 германская армия перешла советскую границу. Красная Армия, не готовая к обороне, понесла тяжелейшие потери в первые же дни войны. Военно-воздушные силы были уничтожены на земле, а несколько армейских группировок, насчитывающих более 2 млн. человек, были окружены и взяты в плен. 5 декабря 1941 линия фронта проходила от пригородов Ленинграда и Москвы до Белгорода и Ростова. Однако в решающей битве за Москву сопротивление Красной Армии под командованием Г.К.Жукова привело сначала к остановке наступления, а затем к разгрому германских войск в результате контрнаступления с 5 декабря 1941 по 10 января 1942. Потерпев поражение под Москвой, Гитлер летом 1942 решил нанести удар на южном направлении, чтобы лишить советские войска топливных ресурсов. К 19 ноября 1942 линия фронта проходила от Воронежа к Сталинграду, Грозному и Новороссийску. Однако германская армия оказалась не готовой к затяжной войне и потерпела поражение в результате контрнаступления советских войск в ноябре 1942 - марте 1943. После капитуляции в Сталинграде армии Паулюса (2 февраля 1943) и решительной победы Красной Армии на Курской дуге (в июле 1943) немцы потеряли стратегическую инициативу и перешли к оборонительным действиям. К концу 1944 была освобождена вся территория СССР, Румынии и Болгарии, 2 мая 1945 советские войска взяли Берлин, а в полночь 8 мая в Карлсхорсте представители германского верховного командования подписали акт о безоговорочной капитуляции. Сталин, Рузвельт и Черчилль подготовили послевоенный раздел Европы на конференциях на высшем уровне в Тегеране (1943) и Ялте (1945). Сфера влияния СССР включала Болгарию, Румынию, Польшу и Венгрию; Греция попала в британскую сферу; Югославия делилась пополам (но лидер югославов Тито имел иное мнение); Чехословакия рассматривалась как мост между Востоком и Западом. Германию подлежала разделению, а Западная Европа оставалась под покровительством США. Когда Германия капитулировала в мае 1945, войска Красной Армии находились в Австрии, Болгарии, Чехословакии, Финляндии, Венгрии, Польше, Румынии и заняли восточную половину Германии. Потсдамская конференция в июле 1945 фактически подтвердила советский контроль над странами Восточной Европы. 8 августа в соответствии с обязательствами перед союзниками СССР объявил войну Японии и ввел войска Красной Армии в Маньчжурию, Северный Китай, Корею, южную часть Сахалина и на Курильские о-ва. Япония капитулировала после атомной бомбардировки городов Хиросима и Нагасаки. На западе СССР присоединил к своей территории северную половину Восточной Пруссии и Закарпатье. На Дальнем Востоке к СССР отошли южная часть Сахалина и Курильские о-ва. Однако за победу была заплачена огромная цена. 27 млн. человек погибли в военном конфликте; миллионы людей остались без крова. На большей части европейской территории страны города и села, заводы и фабрики лежали в руинах.

Послевоенное восстановление. Четвертый пятилетний план (1946-1950) в качестве основных целей ставил восстановление районов, опустошенных войной, и достижение довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Учитывая, что во время войны были разрушены 32 тысячи промышленных предприятий, сотни городов и более 100 тыс. колхозов и совхозов, решение этой задачи казалось невозможным. Однако уже к 1948 объем промышленного производства превзошел уровень 1940, а в 1950 был восстановлен довоенный объем сельскохозяйственного производства. Восстановление осуществлялось за счет полной мобилизации собственных человеческих и материальных ресурсов. Кроме того, Советский Союз получил значительные репарации от Германии и других бывших стран-противников. Интенсивно использовался принудительный труд миллионов заключенных. Для населения вновь важнейшей проблемой стала нехватка продовольствия. Это требовало возвращения к принципам мобилизационной экономики в жизненно важном сельскохозяйственном секторе. Система коллективных хозяйств, подорванная во время войны, была укреплена административными методами и после 1947 распространена на присоединенные западные территории. В марте 1946 крестьян вынудили передать государству почти 5,7 млн. га земли, фактически ставших в предвоенные годы их частной собственностью; с этих участков они получали значительное количество молочной продукции, овощей и мяса. Партийно-государственное руководство приступило к мобилизации населения на осуществление грандиозных проектов, таких, как сталинский план преобразования природы (1948), который предусматривал посадку деревьев на сотнях тысяч гектаров для защиты степей от засухи, и различные стройки коммунизма. Многие колхозы были объединены либо преобразованы в совхозы, а их общее число уменьшилось с 252 тыс. до 97 тыс. (1950-1952). Возобновление политических репрессий. Г. М. Маленков, член Политбюро с 1941 и ближайший соратник Сталина, успешно плел интриги против своего главного соперника А.А.Жданова, который возглавлял ленинградскую партийную организацию. После смерти последнего в августе 1948 его сторонники подверглись политической чистке, и некоторые из них были расстреляны. Маршал Жуков, один из наиболее авторитетных военачальников, был отправлен на более низкую должность в провинцию (1947), был усилен политический контроль над Красной Армией. Под руководством Л.П.Берия Министерство внутренних дел (МВД) превратилось в целую империю, включавшую собственные войска, заводы, железнодорожную систему и миллионы работников в лагерях. Террор стал неотъемлемым признаком режима. Периодические чистки держали партийно-хозяйственных чиновников в постоянном страхе. Однако большинство жертв пришлось на рядовых граждан. Особенно пострадали вернувшиеся военнопленные, насильно угнанные во время войны в Германию жители оккупированных областей и представители некоторых национальных меньшинств. К 1949 четверть населения прибалтийских республик была депортирована на восток. Таким же образом репрессировали духовенство униатской церкви и почти 1,5 млн. населения Западной Украины. Чтобы предотвратить проникновение западного мышления в Советский Союз, на культурный и интеллектуальный обмен с некоммунистическими странами был наложен запрет. Писателям полагалось строго следовать канонам социалистического реализма. В 1946 поэтесса А.А.Ахматова и писатель М.М.Зощенко постановлением ЦК партии были осуждены за безыдейность в творчестве. С литературы кампания за единообразие распространилась на музыку, философию и экономику. В языкознании Сталин сам стал объявлен ведущим авторитетом (1950). Социологию, генетику и кибернетику объявили лженауками. В 1948 монопольное положение в биологии занял Т.Д.Лысенко, с его учением о том, что окружающая среда изменяет наследственные свойства растений. Сотни ученых были сосланы в лагеря или расстреляны. Началась кампания против "космополитов", носившая антисемитский характер.

Государства-сателлиты. В 1949 Советский Союз

полезные сервисы