Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: ~111
теория теория
толковый словарь

ж.

1. Обобщение фактов, опыта, знаний, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности.

2. Учение о какой-либо области знаний, созданное на основе такого обобщения.

отт. Научное предположение, гипотеза.

3. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел науки.

4. Общие, разрабатываемые в отвлеченном, логическом плане основы какой-либо науки.

отт. Отвлеченные, не опирающиеся на реальную действительность рассуждения.

5. Мнение, суждение, совокупность чьих-либо взглядов.

ТЕО́РИЯ - сущ., ж., употр. часто

Морфология: (нет) чего? тео́рии, чему? тео́рии, (вижу) что? тео́рию, чем? тео́рией, о чём? о тео́рии; мн. что? тео́рии, (нет) чего? тео́рий, чему? тео́риям, (вижу) что? тео́рии, чем? тео́риями, о чём? о тео́риях

учение, предположение

1. Теорией называется научное учение, которое базируется на логическом обобщении опыта и практики в какой-либо области явлений, знаний.

Социальная, физическая, экономическая, теологическая теория. | Философские, эстетические, мистические теории. | Теория вероятностей, относительности. | Теория квантов, акустики, чисел. | Теория государственного управления. | Развивать, совершенствовать теорию. | Быть основоположником, сторонником какой-либо теории. | Исходить из теории. | Создать, обосновать, построить, выдвинуть теорию.

2. Теорией называют научное предположение, которое получило систематическое изложение, но не имеет окончательного доказательства.

Теория возникновения жизни на Земле. | Атлантида не вписывается в рамки модной теории о дрейфующих материках.

3. Теорией иногда называют точку зрения людей, отдельного человека на какой-либо вопрос.

У него на этот счёт своя теория!

теорети́чный прил.

Теоретичная идея.

теоретизи́ровать глаг., нсв.

Бесплодно теоретизировать.

толковый словарь ушакова

ТЕО́РИЯ

тео́рии, ж. [греч. theoria - исследование].

1. Учение, являющееся отражением действительности, обобщением практики, человеческого опыта. …«Теория, если она является действительной теорией, дает практикам силу ориентировки, ясность перспективы, уверенность в работе, веру в победу нашего дела.» Сталин. «…Маркс говорит: "Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами".» История ВКП(б). «Без революционной теории не может быть и революционного движения.» Ленин. «Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде.» Сталин. «Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории…» Ленин. «Марксистско-ленинская теория есть не догма, а руководство к действию.» История ВКП(б).

|| Вообще учение, система взглядов. «Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то же учение…» Плеханов.

2. Совокупность научных положений, объясняющих общим принципом какие-н. накопленные факты и дающих возможность открывать и объяснять новые факты. Атомная теория. Теория луны Эйлера. Теория Шахматова о происхождении русского языка. Теория относительности (учение Эйнштейна о пространстве и времени). Эта теория плохо согласуется с фактами. Новая теория. Устарелая теория. Пересмотр старой теории.

|| Предположение, мнение, основанное на общих соображениях. Всё, что вы говорите, верно только в теории, а практика говорит иное.

3. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-н. науку или отдел науки. Теория познания (отдел идеалистических философских систем, изучающий законы познания). Теория вероятностей (отдел математики, изучающий закономерности в массовых явлениях, из к-рых каждое в отдельности является случайным).

|| Совокупность правил, положений, вводящих в изучение какого-н. мастерства. Теория композиции. Теория шахматной игры. Новая теория изучения иностранных языков.

4. Мнение, суждение, из к-рого вытекают определенные правила поведения. Он составил себе теорию, будто с детьми нельзя говорить о серьезных предметах. «У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печи, как освещаться.» Л.Толстой.

толковый словарь ожегова

ТЕО́РИЯ, -и, жен.

1. Учение, система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы, общества, мышления. Философская т. Т. познания. Т. относительности.

2. Совокупность обобщённых положений, образующих науку или раздел какой-н. науки, а также совокупность правил в области какого-н. мастерства. Лингвистическая т. Т. шахматной игры.

3. Сложившееся у кого-н. мнение, суждение, взгляд на что-н. У него на этот счёт своя т. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.

| прил. теоретический, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Теоретическая физика.

толковый словарь даля

ТЕОРИЯ - жен., греч. умозренье, умозаключенье; заключенье, вывод из чего-либо, не по явленью на деле, а по выводам своим; противоположное дело, на деле, опыт, практика. Теория не всегда верна; она ждет подтвержденья опыта. Теоретический, умозрительный, умозаключительный. Теорик, теоретик, кто держится одних умозрений, верит им, стоить на них. Теорема жен. предложенье, которое должно быть доказано, которое требует доказательств.

популярный словарь

Теория

-и, ж.

1) Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества.

Материалистическая теория.

Теория познания.

Гуманитарные теории.

С азиатского востока пессимистические теории распространились в Египет и в Европу (Мечников).

2) Учение о какой-л. области явлений, знаний, созданное на основе такого положения.

Теория развития общества.

Теория относительности.

3) Совокупность основных положений, образующих раздел какой-л. науки, область мастерства, искусства и т. п. и вводящих в их изучение.

Теория рисунка и композиции.

Теория танца.

4) Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-л. науки, мастерства.

Иметь склонность к теории.

Разбираться в теории.

5) Сложившийся у кого-л. взгляд, мнение как основание для того или иного поведения.

У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печь, как освещаться (Л. Толстой).

Родственные слова:

теоре́тик, теорети́ческий, теорети́чный

Этимология:

Из западноевропейских языков (нем. Theorie, фр. théorie ← лат. theoria ← греч. theōria ‘наблюдение’, ‘умозрение’, ‘учение’, ‘теория’). В русском языке - с первой половины XVIII в.

словарь существительных

ТЕО́РИЯ, -и, ж

Коллективное мнение, научно обоснованное, являющееся результатом логического обобщения опыта и общественной практики и отражающее закономерности в развитии природы и общества.

Теория и практика - две стороны процесса познания.

ТЕО́РИЯ, -и, ж

Совокупность взглядов, воззрений по какому-л. вопросу.

Теория, признающая общественную собственность, вызывала споры в русском крестьянстве.

ТЕО́РИЯ, -и, ж

Совокупность основных суждений, положений, образующих науку или раздел какой-л. науки, область мастерства, искусства и т.п.

Несмотря на уединение или вследствие уединения, жизнь его была чрезвычайно наполнена, и только изредка он испытывал неудовлетворенное желание сообщения бродящих у него в голове мыслей кому-нибудь, кроме Агафьи Михайловны, хотя и с нею ему случалось нередко рассуждать о физике, теории хозяйства и в особенности о философии… (Л. Т.).

энциклопедический словарь

ТЕО́РИЯ -и; ж. [греч. theōria - рассмотрение, исследование]

1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества. Материалистическая, идеалистическая т. Критерий теории - практика. Т. познания (гносеология).

2. Учение о какой-л. области явлений, знаний, созданное на основе такого положения. Социальная т. Т. развития общества. Т. относительности. Т. квантов. Т. вероятностей. Т. происхождения видов Дарвина. Ленинская т. империализма. Т. классовой борьбы. Развивать, совершенствовать теорию. // Научное предположение, гипотеза. Т. возникновения жизни на Земле. Т. сознательно-намеренного изобретения языка. Т. имеет очень сильное влияние на практику.

3. Совокупность основных положений, образующих раздел какой-л. науки, область мастерства, искусства и т.п., и вводящих в их изучение. Т. драматургии. Т. лексикографии. Т. рисунка и композиции. Т. шахматной игры.

4. Общие, разрабатываемые в отвлечённо-логическом плане основы какой-л. науки, мастерства; отвлечённое знание этих основ в противоположность их практическому применению. Заняться теорией. Иметь склонность к теории. Разбираться в теории. Всеобщее счастье возможно только в теории (в общих отвлечённых рассуждениях).

5. Обобщённая система взглядов, воззрений по какому-л. вопросу. Пагубная, порочная т. Блестящая, странная т. Т. искусства для искусства. Т. стихийности рабочего движения. Создать, вывести, построить целую теорию. Ваша т. неубедительна! // Разг. Взгляд, мнение, убеждение как основание для того или иного поведения. У него на этот счёт своя т.! Для оправдания поступков придумал прямо теорию.

Тео́рийка, -и; мн. род. -риек, дат. -рийкам; ж. Уничиж. (5 зн.). Теорети́ческий (см.).

* * *

тео́рия (от греч. theōría - рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

* * *

ТЕОРИЯ - ТЕО́РИЯ (от греч. theoria - рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

большой энциклопедический словарь

ТЕОРИЯ (от греч. theoria - рассмотрение - исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

академический словарь

-и, ж.

1. Логическое обобщение опыта, общественной практики, отражающее закономерности развития природы и общества.

Теория имеет очень сильное влияние на практику. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность.

Давно уже сказано, что без революционной теории не может быть и революционного движения, и в настоящее время вряд ли есть надобность доказывать подобную истину. Ленин, Задачи русских социал-демократов.

2. Совокупность обобщенных положений, образующих какую-л. науку или раздел ее.

Теория машин и механизмов. Теория лесоводства. Теория вероятностей.

Теория наук освободилась от эмпиризма, возымела вид более общий. Пушкин, Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности.

||

Совокупность правил, основных положений, вводящих в изучение какого-л. мастерства, искусства.

Теория музыки. Теория композиции. Теория пилотирования.

Он любил шахматы. Это была точная игра. Есть теория шахмат. Горбатов, Мое поколение.

3. Общие, разрабатываемые в отвлеченно-логическом плане основы какой-л. науки, мастерства, а также отвлеченное знание этих основ в противоположность их практическому применению.

- Я останусь при институте, - сказал Сережка. --- Думаю заняться теорией. Крымов, Инженер.

- [Инженеры], конечно, теорию свою досконально изучили, но в практике ничего не смыслят. Саянов, Лена.

|| разг.

Общие отвлеченные рассуждения, соображения в противовес практической деятельности или реальной действительности.

[Маша:] И бедняк может быть счастлив. [Медведенко:] Это в теории. Чехов, Чайка.

4. Совокупность научных положений, обосновывающих общий принцип объяснения каких-л. фактов, явлений.

Атомная теория строения вещества. Теория квантов. Ленинская теория империализма. Теория происхождения видов Дарвина.

||

Обобщенная система взглядов, воззрений по какому-л. вопросу.

Теория искусства для искусства. Теория стихийности рабочего движения.

Известен переворот, произведенный во французской драме теориею Дидро о том, что драме пора начать, вместо героев и полководцев, изображать человека такого, как мы все. Чернышевский, Лессинг, его время, его жизнь и деятельность.

||

Взгляд, мнение, убеждение как основание для того или иного поведения.

В одном из предыдущих писем я разъяснял вам мою теорию отношений подчиненного к начальнику. Салтыков-Щедрин, Благонамеренные речи.

У него на все практические дела были свои теории: были правила, сколько надо часов работать, сколько отдыхать, как питаться, как одеваться, как топить печь, как освещаться. Л. Толстой, Воскресение.

[греч. θεωρία]

иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕОРИЯ (от греческого theoria - рассмотрение, исследование), система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

евразийская мудрость от а до я.

ТЕОРИЯ

(от греч.- рассмотрение, исследование): наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. В структуре теории выделяют сле дующие основные элементы: а) исходные основания - фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы и т.п.; б) идеализированный объект  данной теории; в) логика и методология, применяемые для ее построения; г) философские установки и ценностные факторы; д) совокупность законов и утверждений, выведенных из основоположений данной теории. Ключевой элемент теории - закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого явления, процесса во всей его целостности и конкретнос ти. Основные функции теории: синтетическая, обьяснительная, методологическая, предсказательная, практическая.

орфографический словарь

тео́рия, -и

трудности произношения и ударения

тео́рия, теорети́ческий. Произношение [тэо́рия], [тэорети́ческий] устарело.

формы слов

тео́рия, тео́рии, тео́рий, тео́риям, тео́рию, тео́рией, тео́риею, тео́риями, тео́риях

синонимы

учение, концепция, система; теорийка (разг. неодобр.); доктрина, построение (книжн.)

тезаурус русской деловой лексики

Syn: учение, толкование, концепция, доктрина, построение

синонимы

См. учение...

идеография

система

представление (о чем)

теория - комплекс представлений, направленных на истолкование к-л. явления;

совокупность идей или концепций по определенной теме

(развивать теорию. господствующая #).

теоретик. теоретизировать. теоретический (# подход).

теоретичный.

академический (# подход. # спор).

академичность. академизм. академичный.

учение - система воззрений какого-л. ученого (# о конце света). лжеучение.

концепция - система взглядов по к-л. проблеме.

концептуальный.

доктрина - связная концепция, совокупность теоретических принципов.

доктринальный.

парадигма - теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.

построение (философские #).

теорема - предложение, устанавливаемое при помощи доказательства.

закон (# природы). | положение (теоретическое #).

правило. | сигнатура.

априори. <-> апостериори.

априорный. апостериорный.

трансцендентальный.

разработка. разработать (# теорию).

поставить задачу, проблему.

↓ НАУКА, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ИДЕОЛОГИЯ, сторонник

см. идея, трактовка, явление

морфемно-орфографический словарь

тео́ри/я [й/а].

грамматический словарь

тео́рия ж 7a

глагольная сочетаемость

заниматься теорией => действие, непрямой объект

построить теорию => существование / создание

разработать теорию => существование / создание

создать теорию => существование / создание

методические термины

ТЕО́РИЯ (от греч. theōria - рассмотрение, исследование).

В широком смысле - совокупность формализованных взглядов и представлений, направленных на истолкование и объяснение какого-л. явления. Является формой организации научного знания. В структуре Т. выделяются следующие компоненты:

1) эмпирическая основа - факты;

2) теоретическая основа - постулаты, или аксиомы;

3) внутренние и внешние оценки области применения;

4) совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют теоретическое знание;

5) совокупность утверждений, выдвигаемых прогнозов, которые подлежат проверке. Для лингводидактики, например, характерно наличие в рамках ее понятийного аппарата теорий, возникших как в недрах самой лингводидактики, так и заимствованных из базисных для нее наук. Это обстоятельство и является одним из аргументов в пользу самостоятельности лингводидактики как научной дисциплины.

этимологический словарь

Греческое - theoria (наблюдение, осмотр, обозрение).

Позднелатинское - theoria (смотрю, рассматриваю).

Французское - theorie.

В русском языке употребляется с XVIII в. Происхождение возможно из западноевропейских или непосредственно из позднелатинского языка.

Первоначально употреблялось в форме «феория», что свидетельствует о более вероятном заимствовании слова из позднелатинского языка. В современном русском языке слово «теория» употребляется в значении «учение, система научных принципов», а также «совокупность обобщенных положений, образующих науку».

Производные: теоретический, теоретик.

Заимств. в Петровскую эпоху из польск. яз., где teorja < лат. theoria, восходящего к греч. theōria «созерцание, наблюдение» > «теория». См. теорема.

тео́рия

стар. также фео́рия, Уст. морск. 1720 г.; см. Смирнов 289. Из польск. teorja или непосредственно из лат. theōria от греч. θεωρία (форма на ф- прямо из последнего); см. Горяев, ЭС 364.

Теория - см. театр

словарь галлицизмов русского языка

ТЕОРИЯ и, ж. théorie f., нем. Theorie <н.-лат. theoria <гр.

1. Обобщение фактов, опыта, знаний, произведенное по общему принципу, основывающееся на глубоком проникновении в сущность изучаемого явления, вскрывающее его закономерности. БАС-1. Я дефинирую теорию и практику так: теория есть знание того, что должно делать всегда и чего не должно делать никогда; практика есть знание того, что должно делать в данную минуту. Жук. 6 683. Всякий предмет человеческого знания имеет свою теорию, которая есть сознание законов, по которым она существует. Белинский "Гамлет" Шекспира. Маркс говорит: "Теория становится материальной силой, как только она овладевает массами". История ВКП(б). // Уш. 1940.

2. Научное предположение, гипотеза. БАС-1. Теория сознательно-намеренного изобретения языка предполагает, что природа и формы человеческой жизни податливо готовы принять все виды, какие заблагорассудит им дать произвол человека. Потебня Мысль и язык. || Учение о какой-л. области явлений, знаний, созданное на основе такого обобщения. БАС-1.

3. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел науки. БАС-1. Умствования великих европейских мыслителей не были тщетны и для нас. Теория наук освободилась от эмпиризма, возымела вид более общий. Пушк. Мнение М. Е. Лобанова о духе словесности. Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то же учение. Плеханов. // Уш. 1940. || Совокупность правил, положений, вводящих в изучение какого-л. мастерства, дела. БАС-1. Ломакин и Балакирев составили программу обучения в школе: элементарный класс, класс сольфеджио, одиночное пение, церковное пение, теория музыки, игра на скрипке. Стасов 25-летие бесплатн. муз. школы. Атомная теория, Теория луны Эйлера. Эта теория плохо согласуется с фактами. Уш. 1940.

4. Общие, разрабатываемые в отвлеченном, логическом плане, основы какой-л. науки, мастерства; отвлеченное знание этих основ. БАС-1. Теория композиции. Теория шахматной игры. Уш. 1940. - Я останусь при институте, - сказал Сережка.. - Думаю заняться теорией. Крымов Инженер. || Общие, отвлеченные рассуждения, не опирающиеся на реальную действительность. БАС-1. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. Пушк. Арап Петра Вел.

5. Мнение, суждение, совокупность чьих-л. взглядов. БАС-1. Бонапарт часто возвращался к этому последнему предмету, для которого он составил целую теорию. Пушк. Франц. Акад. Он и прежде замечал разладицу между словами и делами отца, между его широкими либеральными теориями и черствым, мелким деспотизмом. Тург. Дворян. гнездо. - Лекс. Нордстет 1782: тео/рия; СИЗ: теория 1724, феория (фита) 1715.

словарь иностранных слов

ТЕОРИЯ (греч., от theorein - смотреть, рассматривать). 1) умозрительная часть какой-нибудь науки, противоположная практике. 2) совокупность знаний, дающих полное объяснение известного порядка вещей.

сканворды

- Учение, система научных принципов.

- Подтверждается практикой.

- ... относительности.

- В переводе с греческого это слово означает «наблюдение, исследование», а в русский язык оно попало в первой половине XVIII века и заменило собой русские слова: умозрение, размышление, умствование, мысльствие.

- Фильм Ричарда Доннера «... заговора».

полезные сервисы
теория (ральфа) эллиотта теория (ральфа) эллиотта
практический толковый словарь

экон. теория о том, что поведение рыночных цен можно четко определить и выделить на графике в виде волн

полезные сервисы
теория - практика теория - практика
сборник слов и иносказаний

Ср. Я должен обобщать каждый свой поступок, я должен находить объяснение, и оправдание своей нелепой жизни в чьих-нибудь теориях, в литературных типах.

А.П. Чехов. Дуэль. 1.

Ср. Положим, что хорошо в теории, то у нас подчас оказывается неприменимо на деле. Вы не захотели продолжать попыток далее; бросили все, сложили руки и сказали себе: довольно...

Данилевский. Девятый вал. 2, 16.

Ср. Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,

Und grün des Lebens goldner Baum.

Теория, мой друг, сера везде,

А древо жизни ярко зеленеет.

Göthe. Faust. 1. Mephist. перев. Фета.

Ср. Exemplis discimus.

Примерами поучаемся.

Phaedr. 2, 2, 2.

Ср. Longum iter est per praecepta, breve et effìcax per exempla.

Долог путь поучений, короток и успешен на примерах.

Senec. jun. (4-65). Epist. 6, 5.

Ср. θεωρία (θεωρειν, θεάομαι, смотрю) - рассмотрение, исследование.

См. древо жизни.

См. практика.

См. абстрактно.

См. тип.

полезные сервисы
теория автоматов теория автоматов
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
теория вероятностей теория вероятностей
словарь иностранных слов

Учение о законах, которым подчиняются т. наз. случайные явления.

полезные сервисы
теория вероятности теория вероятности
словарь иностранных слов

ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТИ - учение о законах, которым подчиняются т. н. случайные явления. Приложение математического анализа к предсказанию случайных явлений дает возможность определить вероятность наступления явления в числовых данных. Так, если в лотерее на 1000 билетов имеется один выигрыш и у меня имеется один билет, то, очевидно, вероятность выигрыша для меня равна 1/1000; если при 1 выигрыше у меня 10 билетов, то вероятность в мою пользу составит 10/1000 = 1/100, а при 20 билетах 20/1000 = 1/50.

полезные сервисы
теория военного перевода теория военного перевода
переводоведческий словарь

теория военного перевода - наиболее полно теория военного перевода представлена в трудах Г.М. Стрелковского. Здесь она представляет собой своего рода конкретно-жанровую манифестацию функционально-прагматической концепции перевода. Автор вводит основные понятия теории военного перевода (информация и сообщение, перевод и транслят, инвариант сообщения и инвариант перевода, смысл высказывания, коммуникативное задание и пр.), предлагает функционально-сематическую модель деятельности военного переводчика, дает детальную классификацию жанров военных текстов, описывает виды деятельности военного переводчика, раскрывает проблемы перевода военной терминологии, расшифровки военных сокращений и работы со словарями и справочниками. Г.М. Стрелковский разграничивает факторы, определяющие выбор варианта перевода, и причины переводческих преобразований. К первым он относит объективные соотношения между системами ИЯ и ПЯ, смысл передаваемого сообщения с учетом компонентов коммуникативного задания, учет апперцептирующих возможностей получателя сообщения (индивидуальных тезаурусов, мировосприятий, социальных факторов), в художественном переводе - способность переводчика к художественному и эстетическому восприятию текста, психологические особенности переводчика. Причинами переводческих преобразований, по мнению Г.М. Стрелковского, являются несовпадение объема понятий или расхождение систем понятий у разных народов, необходимость соблюдения норм ПЯ, невозможность словосочетаемости в ПЯ по образцу ИЯ, необходимость соблюдения стилистических норм ПЯ, установившаяся языковая традиция или принятое ление слов (узус).

полезные сервисы
теория деятельности теория деятельности
методические термины

ТЕО́РИЯ ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ.

Ведущее в российской науке направление психологических исследований, восходящее к трудам школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и изучающее характер и природу деятельности, ее структурную организацию, предметное содержание, включающее предмет, способы, продукт и результат деятельности. С позиции Т. д. в общем потоке деятельности выделяют:

1) деятельность по критерию различения побуждающих мотивов;

2) действия, т. е. процессы, подчиняющиеся сознательным целям;

3) операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели. Т. д. была использована в качестве основы теории речевой деятельности.

полезные сервисы
теория домино теория домино
словарь народов и культуры

Теория домино

(domino theory), полит, концепция, основанная на аналогии с тем, как падают одна за др. поставленные рядом фишки домино. Согласно Т.д., родившейся в годы холодной войны (Восток-Запад, отношения), полит, события в одной стране влекут за собой их повторение в др., как правило соседней. Термин впервые употребил в 1954 г. президент США Эйзенхауэр (1890-1969), имея в виду ком. угрозу в Юж. Вьетнаме. Он опасался, что приход к власти коммунистов в одной стране повторится в др., что и было подтверждено на практике, когда одно за др. пали неком. пр-ва Юж. Вьетнама (1975), Лаоса и Камбоджи.

словарь крылатых слов и выражений серова
полезные сервисы
теория журналистики теория журналистики
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 2

полезные сервисы
теория зависимости теория зависимости
словарь народов и культуры

Теория зависимости

(dependency theory), концепция причин низкого уровня эконом, развития стран третьего мира, особенно распространенная в Лат. Америке кон. 1960-70-х гг. В основе Т.з. лежат идеи марксизма и националистические, антиимпериалистические постулаты латиноамер. структурализма. Согласно Т.з., бедность и полит, нестабильность мн. стран третьего мира (периферия) объясняется господством над ними богатых и сильных гос-в (центр). Ключевая работа по данной теме - кн. Ф.Х. Кардосо и Е. Фалето Зависимость и развитие в Латинской Америке (1979).

полезные сервисы
теория закономерных соответствий теория закономерных соответствий
переводоведческий словарь

теория закономерных соответствий - теория закономерных соответствий Рецкера является одной из первых теорий созданных в результате изучения текстов в переводе (текста оригинала и текста перевода). Эта теория учитывает то обстоятельство, что некоторые приемы логико-семантического порядка в процессе перевода повторяются. Так, для перевода отдельных слов и сочетаний необходимо найти существующие в другом языке постоянные эквиваленты. Постоянные эквиваленты имеются во всех языках, например, для имен собственных, терминов, числительных. Для перевода некоторых других слов и словосочетаний можно найти только вариантные контекстуальные соответствия, т.е. временные эквиваленты, годные для данного контекста, для данного употребления слова или словосочетания в речи. И, наконец, для перевода еще одной группы слов или словосочетаний приходится прибегать к приемам логического мышления и связанным с ними лексическими трансформациями. Таким образом, по мнению Рецкера, между единицами текстов оригинала и перевода имеются "три категории соответствий:

1) эквиваленты, установившиеся в силу тождества обозначаемого, а также отложившиеся в традиции языковых контактов;

2) вариантные и контекстуальные соответствия и

3) все виды переводческих трансформаций". Теория Я.И. Рецкера объясняет основные приемы работы переводчика. Она стимулирует изучение эквивалентов, объема значений слов и словосочетаний; она показывает значение контекста и подсказывает наиболее перспективные лексические трансформации, к которым может прибегнуть переводчик для поиска соответствий к единицам исходного текста. В этом большая ценность теории Я.И. Рецкера. Но теория Рецкера не объясняет всего процесса перевода, поскольку ее автор ограничивается изучением части объекта науки о переводе - изучением единиц текстов оригинала и перевода. Теория закономерных соответствий входит составной частью в общую теорию перевода. Она представляется весьма полезной для сопоставительного изучения языков.

полезные сервисы
теория звукоподражания теория звукоподражания
лингвистические термины

Появившаяся еще в античные времена и получившая поддержку у некоторых языковедов X-IX в. теория, согласно которой язык возник как следствие того, что первобытный человек, слыша звуки природы (пение птиц, крики животных, журчание воды и т. п.), стал подражать этим естественным звукам, используя для этого свой речевой аппарат. Несостоятельность данной теории вытекает, во-первых, из того, что она может объяснить происхождение очень немногих слов, совокупность которых даже в первобытную эпоху не составляла еще языка, и совершенно не объясняет появление подавляющего большинства слов, совершенно не связанных со звукоподражанием. Во-вторых, теория звукоподражания, исходя из представления о механическом возникновении языка, не учитывает связи между языком и мышлением: язык мог возникнуть и развиваться только совместно с мышлением.

полезные сервисы
теория информации и измерение текста теория информации и измерение текста
лингвистические термины

Теория информации (информатика) ориентирована не на содержательную сторону передачи и хранения информации, а на ее статистическую структуру. Статистическая структура текста понимается как частота появления в сообщении сигнала (символа) (это вероятность, обозначаемая знаком р и сочетаний сигналов - условная вероятность, обозначаемая pi). При многократном повторении сигнала важно определить количество информации, передаваемой сигналом. Количество информации приравнивается к мере недостающей информации, т.е. к величине неопределенности. Такое количество информации называется энтропией. Она характеризует ситуацию перед получением сигнала в большей степени, чем сам сигнал. Неопределенность ситуации, а вместе с нею и количество информации возрастает с увеличением числа сигналов. При одинаковом числе сигналов неопределенность наибольшая в том случае, если вероятность появления всех сигналов равновероятна.

Величина неопределенности Н связана с вероятностями по формуле

H = -Σp(i)log2p(i)

где вероятность сигнала i обозначена через p(i), i принимает значение 1, 2 ... n;

Σ - знак суммы [р(1) log2 p(l)+p(2)log2 р(2)+.. +р(n) log2 р(n)].

полезные сервисы
теория информация теория информация
переводоведческий словарь

теория информация - отрасль математики, примыкающая к статистике и изучающая процессы передачи информации по системам связи. Теория информации разрабатывает приемы измерения количества сведений в данном сообщении универсальными способами, не зависящим от конкретной природы данного сообщения и поэтому ее основные выводы находят применение так же в языкознании.

полезные сервисы
теория контекстного обучения теория контекстного обучения
методические термины

ТЕО́РИЯ КОНТЕ́КСТНОГО ОБУЧЕ́НИЯ.

Теория обучения, разработанная А. А. Вербицким (1991, 1999) и предполагающая такую организацию учебного процесса в высшей школе, при которой в различных формах учебной деятельности студента проводится последовательное моделирование будущей профессиональной деятельности, в том числе основных должностных функций, проблемных ситуаций, задач, педагогической практики.

Все это, а также научная информация, составляет основное содержание контекстного обучения. Подобная организация обучения обеспечивает динамическое движение деятельности студента от деятельности академического типа к учебнопрофессиональной и профессиональной. Источником теории и технологий контекстного обучения являются теория деятельности, а также опыт «активного обучения» (см. активный метод обучения). Технологии контекстного обучения используются в системе профессионального обучения. Они позволяют преодолевать основное противоречие профессионального образования: овладение студентом профессиональной деятельностью чаще всего организуется посредством иной - учебной деятельности, отличающейся от профессиональной по целям, мотивам, содержанию, формам, методам, средствам, процессу. В результате на переход из «виртуального» мира учения в реальный мир труда выпускник высшей школы тратит 3-5 лет адаптации с использованием различных форм повышения квалификации.

полезные сервисы
теория литературного процесса теория литературного процесса
лингвистические термины

Частное направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.

аанализа текста

Частное направление теории литературы, отражающее эволюцию художественной литературы, обобщающее закономерности в ее развитии, смену литературных школ и различных направлений.

полезные сервисы
теория литературы теория литературы
лингвистические термины

Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений.

аанализа текста

Частная теория художественного текста, по Н.С. Болотновой, рассматривающая сущность художественной литературы как особого вида искусства, творческие методы и особенности литературных направлений.

полезные сервисы
теория малых групп теория малых групп
лингвистические термины

Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной структуры. Выделяются три аспекта этого социального образования:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений, которые репрезентируют их в повседневной практической деятельности людей;

2) уровень первичной социальной структуры, представляющей "личную форму" общественных отношений;

3) социальная микросреда личности внутри малой группы.

понятия лингвистики

Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной структуры.

Выделяются три аспекта этого социального образования:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений, которые репрезентируют их в повседневной практической деятельности людей;

2) уровень первичной социальной структуры, представляющей «личную форму» общественных отношений;

3) социальная микросреда личности внутри малой группы.

социолингвистика

Специальная социологическая теория, предметом которой является место и функция малых групп в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры.

Предметом Тм.г. являются три аспекта этого социального образования:

1) малые группы как самостоятельные субъекты общественных отношений, которые репрезентируют их в повседневной практической деятельности людей;

2) уровень первичной социальной структуры, представляющей «личную форму» общественных отношений;

3) социальная микросреда личности внутри малой группы.

См. также: Социализация, Социальная группа

полезные сервисы
теория машинного перевода теория машинного перевода
переводоведческий словарь

теория машинного перевода - в связи с возникновением в середине XX в. специфического объекта переводоведения - перевода с использованием ЭВМ, так называемого машинного (автоматического, автоматизированного) перевода - появляется и потребность в особой теории, изучающей проблематику машинного перевода, а именно теории машинного перевода, которая нашла свое отражение и воплощение, с одной стороны, в многочисленных описательных трудах "создателей" так называемых "бумажных" алгоритмов машинного перевода - Н.Д. Андреева, И. Бар-Хиллеле, И.А. Мельчука, И.И. Ревзина, В.Ю. Розенцвейга и многих других, и с другой, существенной стороны, - в прагматических промышленных моделях (системах), описанных и предъявленных в трудах Всесоюзного центра переводов под руководством и непосредственным авторским участием Ю.Н. Марчука, Всесозной группы "Статистика речи" под руководством и авторским участием Р.Г. Пиотровского, группы Ю.А. Моторина, в монографических работах К.Б. Бектаева, А.Н. Беляевой, И.К. Вельской, А.В. Зубова, Г.Э. Мирама, Л.Л. Нелюбина, В.И. Перебейнос, В.А. Чижаковского, Е.А Шингаревой и др.

полезные сервисы
теория междометий теория междометий
лингвистические термины

Появившаяся в античные времена теория происхождения языка, согласно которой язык возник из непроизвольных выкриков, сопровождавших эмоции. Однако таких слов-выкриков (междометий), включая и производные от них,-в языке весьма мало, а основная масса слов не связана с выражением эмоциональных состояний, с экспрессивной функцией языка, поэтому в целом теория междометий не дает научного объяснения происхождения языка.

полезные сервисы
теория музыки теория музыки
словарь иностранных слов

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ - совокупность правил, служащих к изучению и преподаванию музыки.

полезные сервисы
теория несоответствий теория несоответствий
переводоведческий словарь

теория несоответствий - теория, основывающаяся на том положении, что переводной текст всегда содержит некоторое количество информации, отсутствующей в исходном тексте, и что часть информации исходного текста не представлена в переводном тексте. Сопоставительный анализ текстов в переводе на основе несоответствий дает возможность вскрыть особенности процесса перевода, выявить трудности работы переводчика, закономерности перехода с одного языка на другой.

полезные сервисы
теория об общественном предназначении перевода теория об общественном предназначении перевода
переводоведческий словарь

теория об общественном предназначении перевода - см. концепция динамической эквивалентности перевода.

полезные сервисы
теория обучения языку когнитивная теория обучения языку когнитивная
методические термины

ТЕО́РИЯ ОБУЧЕ́НИЯ ЯЗЫКУ́ КОГНИТИ́ВНАЯ.

См. когнитивная теория обучения языку.

полезные сервисы
теория общего землеведения теория общего землеведения
синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

земля (106)

полезные сервисы
теория организации теория организации
словарь народов и культуры

Теория организации

(organizational theory), теория функционирования орг-ции и индивидуального поведения ее сотрудников. Человек на службе играет как формальную (менеджер, инспектор, работник), так и неформальную роль, может помогать или мешать функционированию орг-ции. В трудовой процесс привносятся особенности его личности, предпочтения, привычки и т.д. Руководителю предприятия важно учитывать это при планировании организационной структуры. К наст, времени разработано множество организационных теорий. В классич. модели осн. внимание уделено формальной структуре, ответственности, авторитету и параметрам управления. Теории человеческих отношений на работе заостряют внимание на важности хорошего микроклимата на предприятии для достижения высокой производительности труда. Теория систем рассматривает орг-ции как системы, преобразующие ресурсы (сырье, трудовые силы, идеи) в конечный продукт и услуги.

полезные сервисы
теория перевода теория перевода
переводоведческий словарь

теория перевода

1. Логически обоснованная модель двуязычной коммуникации. Следует различать общую теорию перевода и частную теорию перевода.

2. По самой своей сущности есть не что иное, как научно обоснованное сопоставление систем двух языков. Ни одна наука не может развиваться без изучения своей истории. Между историей науки и ее теорией существует тесная связь: теория есть общая, систематическая формулировка познанного, история - изложение процесса познания. Наука и ее теория находятся в процессе вечного развития, и каждый этап оставляет за собой, кроме проходящего, что-то положительное, непереходимое, ценное. Как каждая наука, теория перевода, есть результат опыта, система теоретических обобщений фактов.

3. Научное направление, изучающее закономерности взаимосвязи между текстами подлинника и перевода и разрабатывающее общие вопросы методики и техники перевода.

практический толковый словарь

лингв. попытка описать и смоделировать процесс перевода и его отдельные этапы средствами переводоведения, лингвистики текста, нейролингвистики, психологии и некоторых других дисциплин

полезные сервисы
теория познания теория познания
энциклопедический словарь

Тео́рия позна́ния (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приёмы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве её философско-методологической основы.

* * *

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ - ТЕО́РИЯ ПОЗНА́НИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к (ощущений, представлений, понятий) объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

большой энциклопедический словарь

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология - эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к (ощущений, представлений, понятий) объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т. д.), Теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

иллюстрированный энциклопедический словарь

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приемы, используемые современной наукой (эксперимент, моделирование, анализ, синтез и т.д.), теория познания выступает в качестве ее философско-методологической основы.

синонимы

сущ., кол-во синонимов: 1

полезные сервисы
теория познания: гносеология и эпистемология теория познания: гносеология и эпистемология
евразийская мудрость от а до я.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ: гносеология и эпистемология - раздел философии, в котором предметом исследования является сам, процесс познания как таковой, в его, целостности, а не отдельные, частные его формы. Здесь рассматриваются, сущность познавательного процесса, и его общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Важнейшая проблема теории познания - соотношение знания и реальности, и тесно связанные с ней вопросы об истине, путях, формах и способах ее достижения, взаимосвязи рационального и иррационального, познания и понимания, знания и веры и др.

полезные сервисы
теория поля (в психологии) теория поля (в психологии)
евразийская мудрость от а до я.

ТЕОРИЯ ПОЛЯ (в психологии) -

разработана немецким психологом К. Левиным. Речь идет об изучении влияния на поведение людей возникающего при их общении психологического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явление К. Левин назвал валентностью, которая может быть положительный или отрицательный. Личность в его теории представлена в виде «систем напряжения». В деловом общении постоянно возникают психологические поля с разными значениями. Важно влиять на эти поля в общих интересах, в интересах дела.

полезные сервисы
теория последовательного перевода теория последовательного перевода
переводоведческий словарь

теория последовательного перевода - теория и техника (методика) последовательного перевода разработана и полно представлена в трудах Р.К. Миньяра-Белоручева.

См. также последовательный перевод.

полезные сервисы
теория поэтапного формирования умственных действий теория поэтапного формирования умственных действий
методические термины

ТЕО́РИЯ ПОЭТА́ПНОГО ФОРМИРОВА́НИЯ У́МСТВЕННЫХ ДЕ́ЙСТВИЙ.

Теория обучения, разрабатывающая способы презентации системы ориентиров, первоначально необходимых для овладения родным языком, а впоследствии - и иностранным. Позднее переименованная ее создателем - психологом П. Я. Гальпериным - в теорию управления усвоением. Выделяется несколько этапов в процессе формирования умственных действий (предварительное ознакомление с действием, материальное действие по усвоению его содержания, внешнеречевое действие, проговаривание про себя, умственный этап), последовательность осуществления которых дает возможность управлять процессом усвоения.

С позиций этой теории в методике преподавания неродного языка предпринимались попытки определить систему ориентиров, усвоение которых обеспечивало бы практическое овладение языком (Вертоградская, 1976). Можно утверждать, что названная теория и разрабатываемые на ее основе теории обучения языкам наиболее успешно могут быть использованы лишь на этапе формирования речевых навыков, предполагающем известную алгоритмизацию (см. алгоритм) и автоматизацию речевых действий. Попытки использовать положения теории применительно к обучению речевой деятельности оказались малоуспешными. По утверждению сторонников названной теории усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании других форм обучения. Этот феномен объясняется тем обстоятельством, что в процессе обучения формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого метода проб и ошибок.

полезные сервисы
теория проб и ошибок теория проб и ошибок
методические термины

ТЕО́РИЯ «ПРОБ И ОШИ́БОК».

Теория научения, разработанная американским психологом Э. Торндайком (1974-1949). В рамках этой теории ученый предложил три закона: эффекта, упражнений, готовности. Утверждалось, что согласно первому закону, правильную реакцию на то или иное действие извне человек находит в результате многократных попыток; согласно второму - эффект реакции на стимул зависит от количества повторений; согласно третьему - в эффекте научения важную роль играет мотивация. Исследования Торндайка подготовили восприятие бихевиоризма. Для теории научения большое значение имели утверждения ученого о роли подкрепления как одного из объективно существующих способов обучения.

полезные сервисы
теория психики рефлекторная теория психики рефлекторная
методические термины

ТЕО́РИЯ ПСИ́ХИКИ РЕФЛЕКТО́РНАЯ.

См. рефлекторная теория психики.

полезные сервисы
теория речевой аккомодации теория речевой аккомодации
лингвистические термины

Теория, разработанная британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики, объясняющая место и роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальной коммуникации, в которой участники общения приспосабливают свои речевые стили друг к другу, чтобы получить социальное одобрение слушающего, добиться высокой эффективности общения, высокого уровня положительных межличностных отношений.

понятия лингвистики

Теория, разработанная британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики, объясняющая место и роль когнитивных и эмоциональных процессов в социальной коммуникации, в которой участники общения приспосабливают свои речевые стили друг к другу, чтобы получить социальное одобрение слушающего, добиться высокой эффективности общения, высокого уровня положительных межличностных отношений.

социолингвистика

Разработана британским психолингвистом Ховардом Гайлсом в рамках социально-психологического направления социолингвистики. Объясняет место и роль когнитивных и эмоциональных процессов и явлений в социальной коммуникации, в процессе которой участники общения приспосабливают свои речевые стили друг к другу, с целью получить социальное одобрение слушающего, а также в целях высокой эффективности общения и поддержания положительных межличностных отношений.

См. также: Аккомодация, Дистанция социального общения, Регистр, Речевое поведение

полезные сервисы
теория речевой деятельности теория речевой деятельности
лингвистические термины

Отрасль науки, изучающая речь как деятельность, ее функции, ее мотивы, ее связь с мышлением, процесс порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи, "отправление" и "прием" речевых сигналов, соотношение речи и языка и пр. На основе Т.р.д. в учебных целях разрабатываются следующие вопросы: изучение языка как средства коммуникации, создание речевых ситуаций и т.п.

методические термины

ТЕО́РИЯ РЕЧЕВО́Й ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ.

Разрабатываемое в психологии и психолингвистике на основе теории деятельности направление в обучении языкам. Рассматривает речь как активную, целенаправленную и мотивированную деятельность, ее функции, мотивы, связь с мышлением, процессы порождения речевого высказывания, механизмы речи, виды речи, соотношение языка и речи, а также процессы овладения речью на родном и неродном языках.

Базируется на психологических исследованиях школы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, а в лингвистическом плане - на трудах Л. В. Щербы. С позиций Т. р. д. в методике преподавания неродного языка рассматриваются следующие вопросы: изучение языка как средства общения, коммуникативно-деятельностный подход к обучению, развитие мотивации в обучении языку, развитие мышления учащихся средствами языка и речи, исследование особенностей речи учащихся на разных этапах обучения, разработка и обоснование разных методов обучения, в том числе интенсивных. Значительный вклад в развитие Т. р. д. применительно к обучению русскому языку как иностранному и неродному в целом внесли А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя. Т. р. д. оказывает активное влияние на психологическое обоснование современной методики обучения языку.

полезные сервисы
теория речевых актов теория речевых актов
педагогическое речеведение

Теория речевых актов - возникла в русле лингвистической философии, восходит к известной работе Дж. Остина «Как совершать поступки с помощью слов» (Оксфорд, 1962), в которой автор приходит к мнению, что произнесение некоторых высказываний в определенных условиях (т. е. «условиях благоприятствования» - felicity conditions) равнозначно совершению некоторого действия, поступка. Например, говоря: (1) Я называю этот корабль «Королева Елизавета», или (2) Держу пари, что завтра будет дождь, адресант осуществляет акт называния корабля (1) или берет на себя обязательства участника договора - пари (2). Высказывания, обладающие такими свойствами, были названы Остином перформативами, как и соответствующие глаголы (performatives; performative verbs), например: благодарить, обещать, советовать, провозглашать, запрещать и т. д. (от англ. perform - исполнять, действовать). Идея Остина о связи, а во многих ситуациях общения - единстве слова и дела отнюдь не нова и восходит к глубокой древности. Ее происхождение можно проследить вплоть до первых письменных памятников. В античности она была уже вполне сформировна. Так, в сборнике изречений «Пчела», переведенном на Руси с византийского источника (XI в.) еще в XII в., читаем: «Солон. Этот говорил, что слово - вид дела». (Цит. по: Памятники литературы Древней Руси: XIII в. - М., 1981. - С. 499.) Т. р. а. базируется скорее на философских построениях и заключениях по поводу отдельных высказываний, взятых вне

значительного контекста или сконструированных исследователем, чем на конкретном анализе естественного речевого общения. Отсюда ее во многом умозрительный характер и ограниченная объяснительная сила; этим же объясняется и трудность построения естественной типологии р. а. Как основания такой типологии используются: цель р. а. (вопрос, утверждение и пр.); относительный статус говорящего и адресата (приказ, просьба и др.); различия пропозиционального содержания (предсказание, сообщение и пр.); различия в отношении выраженной в высказывании пропозиции к интересам говорящего и слушающего (похвальба-жалоба, предсказание-предупреждение) и др.

Одним из интереснейших типов р. а. являются так называемые «экспрессивы» - такие р. а., которые предназначены в первую очередь для передачи эмоций и оценок говорящего адресату, когда последнему как бы предлагается принять видение мира, существующего у говорящего. Важнейшим положением Т. р. а. является так называемый «признак выразимости» Дж. Серла (expressibility), в соответствии с которым «для любого потенциального р. а. существует потенциальное предложение (или набор таковых), произнесение которого в определенном контексте является осуществлением именно данного» (Searl J. Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. - Cambridge, 1969. - P. 18-19).

К недостаткам Т. р. а. может быть отнесено то, что она во многом искажает сущность реального речевого общения: так, одно и то же высказывание может совмещать в себе целый ряд р. а. (например, говоря: Ну что ж, на этот раз неплохо!, учитель одновременно совершает несколько «речевых действий» - это и похвала, и напоминание о прежних неудачах, и, возможно, выражение удивления, и ободрение, выражение надежды на будущие успехи, и т.д., в зависимости от ситуации). Вместе с тем один р. а. может быть представлен более сложной структурой, чем одно предложение (высказывание). Достоинством Т. р. а. можно считать то, что она отчасти объясняет, как высказывания, не связанные, казалось бы, ни семантически, ни формально, в дискурсе способны образовать связное (когерентное) единство (например, в следующей паре высказываний: (1) Звонит телефон! (2) Я в ванной!- их согласованность и понятность для говорящего и адресата обусловлены, по Т. р. а., тем, что (1) интерпретируется как вопрос: Ты подойдешь к телефону?, а (2) - как ответ: Нет, не могу). Специальная типология р. а. разработана исследователями педагогического общения (см.: анализ педагогического дискурса).

Лит.: Арутюнова Н.Д. Речевой акт // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990; Арутюнова Н.Д. Фактор адресата // Изв. АН СССР.- Серия ЛиЯ. - 1981. - Т. 40. - Вып. 4; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979; Безменова Н.А., Герасимов В.И. Некоторые проблемы теории речевых актов // Языковая деятельность в аспекте лингвистической прагматики. - М., 1984; Демьянков В.З. Конвенции, правила и стратегии общения// Изв. АН СССР.- Серия ЛиЯ.- 1982.- Т. 41. - Вып. 4; Лингвистическая прагматика // НЗЛ. - Вып. 16. - М., 1985; Теория речевых актов // НЗЛ. - Вып. 17. - М., 1986; Основы теории речевой деятельности.- М., 1974; Падучева Е.В. Тема языковой коммуникации в сказках Льюиса Кэрролла // Семиотика и информатика. - Вып. 18. - М., 1982; Серл Дж. Природа интернациональных состояний // Философия, логика, язык / Пер. с англ. и нем. - М., 1987.

A.К. Михальская

методические термины

ТЕО́РИЯ РЕЧЕВЫ́Х А́КТОВ.

Направление в теории коммуникации и в лингвистике, которое исследует речевые акты как высказывания, порождаемые с определенной целью и с определенным мотивом для совершения практического или умственного действия с помощью такого инструмента, как язык.

Одним из основоположников Т. р. а. является английский философ Дж. Остин, которому и принадлежит первая классификация речевых актов. В настоящее время принято говорить о семи классах речевых актов (Формановская, 1998):

1) репрезентативы - сообщения,

2) комиссивы - обязательства,

3) директивы - побуждения,

4) рогативы - вопросы,

5) декларативы - объяснения,

6) экспрессивы - выражения эмоций,

7) контактивы - выражения речевого этикета. Некоторые исследователи утверждают, что речевой акт - это единица лишь сообщения, в то время как подлинной единицей общения является коммуникативный акт. Несмотря на недостатки Т. р. а. и ее критику, эта теория играет важную роль в современной лингвистике, а в прикладном аспекте - и лингводидактике. Эта теория была использована в лингводидактике для обоснования концепции сценарного подхода и разработке сценариев речевого взаимодействия (Шляхов, 2007), которые рекомендуется использовать на занятиях по РКИ при обучении речевому общению. Подобные сценарии стали основой построения курсов по иностранным языкам, например, курса русского языка на занятиях по деловому общению (Ускова, Трушина, 2002).

полезные сервисы
теория ролей теория ролей
понятия лингвистики

Теория ролей (интеракционизм)

Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором.

социолингвистика

(Интеракционизм)

Теория в социальной психологии, согласно которой людям в зависимости от их статуса и их позиции в обществе характерно то или иное поведение. Понятие роли ввел в социальную психологию американский социолог и психолог Д. Мид, создатель теории интеракционизма. Представления людей о типичном исполнении той или иной социальной роли складываются в стереотипы; они составляют неотъемлемую часть ролевого поведения. Стереотипы формируются на основе опыта, частой повторяемости ролевых признаков, характеризующих поведение, манеру говорить, двигаться, одеваться и т. п. Комплекс ролей, привязанных к одному статусу, называется ролевым набором.

См. также: Интеракция, Социальная роль

полезные сервисы
теория ролей (интеракционизм) теория ролей (интеракционизм)
лингвистические термины

Теория в социальной психологии, исследующая поведение людей, зависящее от их статуса и их позиции в обществе. Понятие роли ввел в социальную психологию Д. Мид. Комплекс ролей, связанных с одним статусом, называется ролевым набором.

полезные сервисы
теория сепира-уорфа теория сепира-уорфа
социолингвистика
полезные сервисы
теория социального договора теория социального договора
лингвистические термины

Возникшая в античные времена и возобновленная в XVIII в. теория происхождения языка, согласно которой язык был создан по разумной договоренности людей между собой. Но для того чтобы договориться об установлении такого языка, первобытные люди должны были иметь уже какой-то предшествующий язык, поэтому данная теория не объясняет самого происхождения языка, предполагая также наличие у первобытного человека сознательности до появления у него языка, тогда как и то и другое развивалось параллельно.

полезные сервисы
теория социальных групп теория социальных групп
лингвистические термины

Теория, исследующая процессы ориентирования социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от взаимодействия с другими группами.

понятия лингвистики

Теория, исследующая процессы ориентирования социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от взаимодействия с другими группами.

социолингвистика

Теория, исследующая процессы складывания социальных групп, внутренние закономерности их функционирования, зависимость их развития от взаимодействия с другими группами.

См. также: Референтная группа, Социальная группа, Теория малых групп

полезные сервисы
теория специального перевода теория специального перевода
переводоведческий словарь

теория специального перевода - см. лингвистическая теория перевода.

полезные сервисы
теория стадиальности развития речевых навыков и умений теория стадиальности развития речевых навыков и умений
методические термины

ТЕО́РИЯ СТАДИА́ЛЬНОСТИ (от греч. stadion - стадий, мера длины) РАЗВИ́ТИЯ РЕЧЕВЫ́Х НА́ВЫКОВ И УМЕ́НИЙ.

Теория, объясняющая особенности формирования и развития речевых навыков и умений в процессе овладения языком. Попытки определить стадии формирования речевых навыков и умений в разные годы предпринимались в ряде работ (Егорова, 1958; Зимняя, Тункель, 1969; Бухбиндер, 1972; Городилова, 1979; Вятютнев, 1984).

Впервые на экспериментальном уровне стадии иноязычных навыков и умений выделили Л. Б. Воронин, И. И. Богданова и Ю. А. Бурлаков (1966, 1967), которые пришли к выводу о существовании шести стадий формирования речевого навыка, достигаемых в результате:

1) объяснения,

2) имитации,

3) воспроизведения модели,

4) запоминания модели,

5) генерализации модели с заменой компонентов при выполнении подстановки,

6) переноса с модели на модель. Эта классификация навыков получила развитие в работах Е. И. Пассова (1983, 1988), который предложил выделять стадии формирования навыков по отдельным аспектам языка (навыки фонетические, лексические, грамматические) и стадии развития на их основе речевых умений. Так, в число шести стадий формируемого лексического навыка вошли: воспроизведение слова в процессе его функционирования; осознание значения слова; имитация слова в речевой деятельности; обозначение, направленное на самостоятельный выбор и называние слова; комбинирование; употребление. Две последние стадии формирования лексического навыка также участвуют в развитии речевого умения, в котором выделяются переходная, основная и завершающая стадии умения. Для формирования каждой стадии навыков и умений были предложены специальные упражнения (языковые, условно-речевые, речевые).

полезные сервисы
теория становится материальной силой, как только она овладевает массами теория становится материальной силой, как только она овладевает массами
словарь крылатых слов и выражений серова

см. Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами.

полезные сервисы
теория стигмации (клеймения) теория стигмации (клеймения)
словарь народов и культуры

Теория стигмации (клеймения)

(labelling theory), социологическая теория, объясняющая социальные процессы, исключающие личность или группу из широкого социального признания. Понятие стигмации тесно связано с именем амер. социолога Ховарда Беккера, автора кн. Посторонние (1963). Т.е. акцентирует внимание на обществ, реакции на девиацию и на ее социальной оценке, а не на причинах девиантного поведения. Так, Беккера и его последователей не интересуют мотивации гомосексуалистов, для них важно, почему в одних об-вах гомосексуализм заклеймен как девиация, а в др. - нет. По их мнению, доминирующие группы клеймят как девиантные, тем самым лишая их действия легитимности. Эти идеи критикуют за неспособность объяснить причины поведения человека. Тем не менее утверждение, что действие является девиантным потому, что считается таковым, а не в силу изнач. св-в, дало толчок к обществ, дебатам по таким, напр., проблемам, как наркомания.

полезные сервисы
теория текста теория текста
лингвистика

Тео́рия те́кста

(от греч. θεωρία - исследование) - филологическая дисциплина, возникшая во 2‑й

половине 20 в. на пересечении текстологии, лингвистики текста, поэтики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики и обладающая, несмотря на

обилие междисциплинарных пересечений, собственным онтологическим

статусом.

Т. т. охватывает любые знаковые последовательности, однако основным

её объектом является вербальный текст. Исследования по Т. т. обычно направлены

на два основных свойства текста - связность и цельность. При

ориентации на связность на первый план выступает проблема

правильности - неправильности построения связного текста. Связность художественного текста изучается

повествовательной (нарративной) грамматикой, которая входит в Т. т. и во

многом основывается на идеях В. Я. Проппа, описавшего общие принципы

построения («морфологии») волшебной сказки, объединив в типы сюжеты,

различаемые ранее в связи с разным предметным наполнением. Правила

последовательного развёртывания текста изучаются так называемой школой

французских структуралистов, близка к ним и генеративистская Т. т.,

рассматривающая текст как результат последовательного

развёртывания некоторой основной темы.

Исследование цельности текста требует выявления функциональной

нагрузки его элементов; при этом цельность не предполагает

обязательной законченности: так, например, смысловые отношения отрывка

могут быть реинтерпретированы при нахождении полного варианта. Общая

функциональная направленность Т. т. особенно важна для анализа

художественного текста, для которого проводится определение явных и

неявных смыслов, учитывая, в случае вербального текста, показатели всех

языковых уровней. Установкой на непременное декодирование

содержательной стороны Т. т. отличается от предлагавшихся ранее

чисто описательных подходов к тексту.

Функциональный анализ Т. т. учитывает предварительную

обусловленность свободы авторского выбора тех или иных средств

выражения смысловой структуры; этим Т. т. отличается от стилистики, изучающей обусловленность языковых

приёмов и единиц требованиями стиля, и

от грамматики, предполагающей обязательность

соблюдения кодовых норм.

При декодировании неявного смысла текста существенна ориентация на

двойственную природу знака языкового:

обладая и смыслом, и формальным воплощением, он может ассоциироваться в

том же или в другом текстах с другими знаками как по смыслу, так и по

форме и перекликаться с другими компонентами текста по фрагментам своей

субстанциальной структуры.

Декодированию смысла методами Т. т. подлежат

и собственно содержательная структура текста, и авторское отношение к

сообщаемому, и авторские намерения; поэтому современная Т. т. всё чаще

отказывается от обсуждения традиционной проблемы сознательного или

несознательного употребления автором тех или иных конфигураций. Таким

образом, в художественном тексте, как и во всяком человеческом

самовыражении, обнаруживаются сознательные, управляемые, и

бессознательные, но столь же объективные компоненты. В этом Т. т.

пересекается с герменевтикой.

Методы Т. т. применимы к древним, а также классическим текстам, для

которых может быть предложено объективное новое прочтение, однако

дискуссионным является вопрос о конкретных современных дешифровках смысловых отношений в древних текстах.

Некоторые исследователи считают, что без знания

культурно-исторических моделей оценок эпохи данного текста его

интерпретация невозможна, другие полагают, что текст имеет свою

историю развития во времени, многократно реинтерпретируясь в

процессе развития человеческой культуры.

Т. т. в основном имеет дело с анализом функционирования и соотношения

знаков - элементов текста. Однако в рамках этой теории правомерна

постановка вопроса о месте в тексте или совокупностях текстов понятийных категорий или отдельных реалий

(пространство, время, человек, дом, лес, небо и пр.); задача при этом -

выявить значимость этих категорий в тексте, чем подобный анализ

отличается от получения сведений информационного характера. Во

всяком тексте выявляется несколько пластов организации: от общих правил

связности любого текста до уникальной дешифруемой смысловой

структуры - художественного текста.

Методы анализа позволяют реконструировать в

пределах отдельных текстов более древние тексты или их фрагменты; так, в

сказках, ритуалах, эпосе и т. п. реконструируются элементы ранних

мифологических текстов, полный древний текст может быть

реконструирован из поздних текстов по частям. При этом остаётся

дискуссионной проблема соотношения генетического тождества и

функционального, так как древние смысловые ценности в новых текстах

могут быть утрачены или обессмыслены. С этой же проблемой связан вопрос

о так называемой интертекстуальности, т. е. о включении одного текста в

другой, что может связывать тексты разных эпох, разноязычные и

относящиеся к разным жанрам. В каждом тексте возможны наложения других

(«текст в тексте»), ассоциативные комбинации которых создают

дополнительный смысл. С интертекстуальностью связана и теория

цитатности в тексте, так как развитие исследований по функции цитат в

тексте и привело к теории интертекстуальности.

Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969;

Текст и аспекты его рассмотрения, М., 1977;

Лингвистика текста, М., 1978;

Синтаксис текста, М., 1979;

Структура текста, М., 1980;

Москальская О. И., Грамматика текста, М., 1981;

Структура текста-81, М., 1981;

Аспекты общей и частной лингвистической теории текста, М.,

1982;

Гореликова М. И., Магомедова Д. М.,

Лингвистический анализ художественного текста, М., 1983;

Проблемы текстуальной лингвистики, К., 1983;

Лингвистические исследования художественного текста, Л., 1983;

La description linguistique des textes littéraires, P.,

1970;

Sémiotique narrative et textuelle, P., 1973;

Plett H. F., Textwissenschaft und Textanalyse,

Hdlb., 1975;

Probleme der Textgrammatik, Bd 1-2, B., 1976-77;

Texthermeneutik, Paderborn, 1979;

Textual strategies, L., 1979;

Beaugrande R. A. de,

Dressler W. U., Introduction to text linguistics, L. - N. Y. -

Longman, 1981.

Т. М. Николаева.

лингвистические термины

1) Наука, оперирующая понятийно-терминологическим аппаратом, включающим основные категории и понятия текста как одной из основных комплексных языковых единиц (текст, когезия, эмерджентность, проспекция, ретроспекция, континуум и др.);

в Т.т. используются специальные методы и приемы лингвистического анализа текста:

а) рассмотрение языковых средств в пределах данного текста;

б) семантическо-стилистический метод;

в) лингвостилистический эксперимент;

г) сопоставительно-стилистический метод;

д) вероятностно-статистические приемы анализа текста.

Основные направления в теории текста:

а) лингвистика текста;

б) стилистика текста;

в) герменевтика текста;

г) текстология.

На филологическом факультете изучается учебная дисциплина "Лингвистический анализ текста".

2) Система теоретических допущений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике (содержании) и речевой организации (форме), функциях, особенностях текстообразования и восприятия (узкое понимание).

3) Интеграция многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, философии, социологии, лингвистики, истории, культурологии, прагматики, герменевтики и т.д. Стратификация наук о тексте, определение сферы их влияния и интеграция полученных знаний о тексте как единице культуры, обучения, коммуникации (теория текста в широком смысле).

аанализа текста

1) Система теоретических допущений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике (содержании) и речевой организации (форме), функциях, особенностях текстообразования и восприятия (узкое понимание).

2. Интеграция многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, философии, социологии, лингвистики, истории, культурологии, прагматики, герменевтики и т.д. Стратификация наук о тексте, определение сферы их влияния и интеграция полученных знаний о тексте как единице культуры, обучения, коммуникации (теория текста в широком смысле).

педагогическое речеведение

Теория текста (от греч. theoria - исследование) - комплекс гуманитарных междисциплинарных представлений о тексте в психолингвистике, лингвистике, прагматике, семиотике, методике и т. д. как о форме речевой коммуникации, о категориях текста: категориях отдельности, связности, цельности, коммуникативной направленности, информативности, партитурное™, интеграции и др., о структурно-композиционных типах текстов, жанрах и других аспектах текста.

Т.М. Николаева указывает в ЛЭС, что изучение Т. т. в разных странах осуществляется под разными названиями: лингвистика Т., структура Т., герменевтика Т. (т. е. выявление системы неочевидных связей и оппозиций), грамматика Т., онтология Т.; статус каждой из этих дисциплин определен нечетко, и в целом можно говорить о более общей дисциплине - Т. т.

Лит.: Аспекты общей и частной лингвистической теории текста. - М., 1982; Гиндин СИ. Советская лингвистика текста: некоторые проблемы и результаты // Изв. АН СССР.- Серия ЛиЯ. - 1977. - Вып. 4; Лотман Ю.М. О роли случайных факторов в литературной эволюции. - Тарту, 1987; Его же. О семиосфере. - Тарту, 1986; Его же. Семиотика культуры // Уч. зап. Тартуского ун-та. - Вып. 641. - Тарту, 1984; Его же. Структура художественного текста. - М., 1970; Москальская О.И. Грамматика текста. - М., 1981; Синтаксис текста.- М., 1979; Структура текста.- М., 1980.

B.И. Мещеряков

полезные сервисы
теория текста общая теория текста общая
лингвистические термины

Наука, изучающая универсальные особенности текстов разных типов, их сущность и признаки, закономерности текстообразования. Общая теория включает в себя лингвистику и стилистику текста.

аанализа текста

Наука, изучающая универсальные особенности текстов разных типов, их сущность и признаки, закономерности текстообразования. Общая теория включает в себя лингвистику и стилистику текста.

полезные сервисы
теория текста частная теория текста частная
лингвистические термины

Наука, ориентированная на изучение текстов какого-либо одного типа.

полезные сервисы