Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 2
фихте иоганн готлиб фихте иоганн готлиб
энциклопедический словарь

Фи́хте Иоганн Готлиб (Fichte) (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (с 1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе»; центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») - деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.

* * *

ФИХТЕ Иоганн Готлиб - ФИ́ХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ, представитель немецкой классической философии. Профессор Йенского университета (1794-99), был вынужден оставить его из-за обвинения в атеизме. В «Речах к немецкой нации» (1808) призывал немецкий народ к моральному возрождению и объединению. Профессор (1810) и первый выборный ректор Берлинского университета. Отверг кантовскую «вещь в себе» (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ); центральное понятие «учения о науке» Фихте (цикл сочинений «Наукоучение») - деятельность безличного всеобщего «самосознания», «Я», полагающего себя и свою противоположность - мир объектов, «не-Я». Диалектика бесконечного процесса творческого самополагания «Я» в переработанном виде была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем.

* * *

ФИ́ХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (19 мая 1762, Рамменау - 29 января 1814, Берлин), один из главных представителей «немецкой классической философии».

Жизнь и сочинения

Первенец в семье бедного ремесленника. Со своей феноменальной памятью Фихте еще в раннем детстве привлек внимание местного помещика, взявшего на себя расходы на образование мальчика. В двенадцать лет Фихте пошел в школу, после окончания которой поступил на теологический факультет Йенского университета, продолжив затем образование в Лейпциге. Оставшись без покровителя и вынужденный бросить университет, так и не получив никакой степени, он некоторое время работал домашним учителем в Цюрихе. Поворотным пунктом в судьбе Фихте оказалось его знакомство в 1790 году с сочинениями Канта (см. КАНТ Иммануил). Он сразу почувствовал себя кантианцем и стал искать встречи с автором полюбившейся философской системы. Встреча состоялась 4 июля 1791 года, но Кант не выказал при этом никакого энтузиазма, и Фихте был разочарован. Тем не менее, ему все же удалось получить одобрение знаменитого философа. В 1792 году он анонимно (правда, не намеренно) опубликовал работу «Опыт критики всяческого откровения», выдержанную в духе критицизма и принятую многими за произведение самого Канта. После того, как Кант публично поддержал «Опыт», назвав при этом имя настоящего автора, Фихте сразу стал знаменит.

Вскоре он, несмотря на радикальные политические взгляды и восхищение Французской революцией (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ), получил приглашение занять кафедру философии в Йенском университете (во многом благодаря рекомендации Гете), на которой он проработал с 1794 по 1799 год. В качестве пособия для студентов он опубликовал в 1794 году эссе «О понятии наукоучения или так называемой философии», а также «Основу общего наукоучения» - трактат, ставший одним из центральных произведений всего цикла работ о «наукоучении». В 1795 году выходит «Очерк особенностей наукоучения по отношению к теоретической способности», дополняющий теоретическую часть «Основы общего наукоучения», в 1796 - «Основы естественного права», продолжающую практическую часть упомянутой работы. В дальнейшем Фихте прилагал большие усилия для разъяснения и популяризации основных положений своей системы. Эмоциональные лекции Фихте пользовались огромным успехом у студентов. Впрочем, его административная деятельность не вызывала столь же единодушного одобрения. Со временем Фихте стал неудобен для университета, и первый же подвернувшийся повод (в качестве которого выступила статья атеистического содержания в редактировавшемся Фихте журнале) был использован властями для вытеснения его из Йены. В 1800 году он переезжает в Берлин, где читает частные курсы по философии, и публикует работы «Назначение человека» и «Замкнутое торговое государство». Во время оккупации Пруссии наполеоновскими войсками в 1808 году он обращается с «Речами к немецкой нации», призывая соотечественников к освободительному движению. В 1810 году Фихте публикует одну из важнейших работ позднего периода своей философии - «Факты сознания» и становится профессором нового Берлинского университета, где преподает вплоть до самой смерти от тифа в 1814 году.

Фихте был яркой личностью, необычайно деятельным и энергичным человеком. Многие даже побаивались его активности. Одно время он увлекался масонством, но постепенно разочаровался в нем, убедившись, что наукоучение не находит отклика в этой среде. Фихте был женат и его сын, И. Г. Фихте (1796 - 1879) стал известным философом. Определяющее влияние на наукоучение Фихте оказал И. Кант. Фихте считал, что развивает его систему (впрочем, Кант в 1799 году отмежевался от своего ученика). Серьезный след оставило в его философии и юношеское увлечение метафизикой Б. Спинозы (см. СПИНОЗА Бенедикт), хотя впоследствии он противопоставлял его «догматизм» истинному «критицизму», пытаясь, впрочем, всегда занимать взвешенную позицию. Фихте также испытал влияние кантианца К. Л. Рейнгольда и (в поздний период) Ф. В. Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), который, в свою очередь, в ранний период был последователем Фихте. Несмотря на все влияния, Фихте является одним из самых оригинальных мыслителей во всей новоевропейской философии.

Принципы наукоучения

Собственную философскую систему, избегая иностранных терминов, Фихте называет «наукоучением» (Wissenschaftslehre). С одной стороны, наукоучение выступает как «наука наук», обосновывающая аксиомы частных дисциплин. С другой стороны, оно представляет собой исследование природы и законов человеческого духа, или «Я». Наукоучение мыслится Фихте как дедуктивная система, базирующаяся на одной основной и двух вспомогательных самоочевидных аксиомах, или «основоположениях». Полнота системы обеспечивается тем, что цепь умозаключений замыкается на себя, ее конец совпадает с началом. Эта новаторская особенность методологии Фихте позволяет видеть в его философии некий герменевтический круг, главным предметом истолкования в котором оказывается Я, причем как человеческое, так и божественное. На протяжении сотен страниц «Основы общего наукоучения» Фихте как бы пытается допустить возможность совмещения существования абсолютного Я с человеческим самосознанием. В итоге, однако, выясняется, что первое находится в человеческой душе лишь в виде идеала. «Я» появляется уже в первом основоположении наукоучения, которое звучит так: «Я есть Я», или «Я полагает Я». В этой самоочевидной формуле, на которую Фихте натолкнуло кантовское учение о «трансцендентальном единстве апперцепции», Фихте видит раскрытие сущности самосознания как единства сознающей деятельности и его результата, Я, являющегося одновременно и условием самосознания. Акт самосознания ничем не обусловлен, спонтанен. В нем обнаруживается изначальная свобода человека, единство теоретического и практического. Второе основоположение, по содержанию зависимое от первого, но безусловное по форме, гласит «не-Я не есть Я» или «Я полагает не-Я». Смысл этого тезиса состоит в признании фактической направленности человеческого сознания на предметы. Специфика этого основоположения позволяет Фихте говорить об «эмпиризме» наукоучения. Двойственная природа сознания, содержащего Я и не Я, фиксируется в третьем (безусловном по содержанию, но обусловленном по форме) основоположении: «Я противополагает в Я делимое Я делимому не-Я». Из этого положения берет непосредственное начало как теоретическая, так и практическая философия Фихте. По сути же, вся метафизика Фихте является попыткой ответа на вопрос о возможности опыта сознания, который оказывается проблематичным из-за наличия в нем противоположностей Я и не-Я. Выход предложен Фихте уже в третьем основоположении, и он состоит в дедуцировании понятия «делимости» или ограничения, которое позволяет объединять Я и не-Я, но не давать им соприкоснуться. Однако это решение, по Фихте, не является окончательным. Возникают новые противоречия (к примеру, из третьего основоположения следует, что не-Я ограничивает Я, но ограничивать может только то, что имеет реальность, а реальность может быть только в Я), и появляется необходимость вводить новые понятия, чтобы отодвинуть его. Подобным образом, кроме категорий реальности (выводимой уже из первого основоположения), отрицания (второе основоположение) и ограничения, Фихте дедуцирует также категории взаимодействия, причины, субстанции. При этом он критикует кантовский метод систематизации чистых понятий рассудка, лишенный, по его мнению, признаков настоящей дедукции. Разводя Я и не-Я, Фихте в итоге выводит «независимую» бессознательную деятельность души, «продуктивное воображение», функция которого состоит в том, чтобы порождать противоположности Я и не-Я и в то же время не давать им поглотить друг друга.

Учение о четырех Я

Обнаружение бессознательных функций субъекта приводит Фихте к выводу о необходимости различения нескольких уровней психической жизни. Субъект обыденного опыта именуется им «эмпирическим», или конечным Я. Эмпирическому Я предметы его восприятия кажутся чем-то внешним и чуждым ему, т. е. представляются в качестве не-Я. На более глубоком уровне человеческого духа, а именно на уровне Я как «интеллигенции», ситуация кардинально меняется. Интеллектуальное Я, имеющее, по-видимому, универсальный характер, посредством бессознательного воображения само продуцирует индивидуальные эмпирические Я, а также эмпирическое не-Я, т. е. данный в созерцании мир явлений, противопоставляя их друг другу в едином сознании (именно об интеллектуальном Я идет речь в начале третьего основоположения наукоучения). Самосознание эмпирического Я возможно только в форме рефлексии, подразумевающей отражение деятельности Я от некоего объекта. Однако, наталкиваясь на препятствие, эта деятельность неизбежно стремится преодолеть его. «Практическое» Я характеризуется именно этим стремлением к расширению сферы эмпирического Я за счет приобретения все большей власти над не-Я, или природой. Фихте считает, что преодоление препятствий и победа над трудностями, способствует тому, что из первоначального смутного стремления души постепенно выковывается моральная воля. Идеалом же (в реальности, правда, не осуществимым) указанного расширения сферы Я является окончательное вытеснение не-Я. В результате должно было бы получиться такое Я, которое не нуждалось бы в не-Я для самосознания, являлось бы бесконечным и не расколотым на сознательную и бессознательную деятельность - его Фихте называет «абсолютным». Абсолютное Я, или Бог, есть не более чем идея человеческого разума. В ранних сочинениях Фихте присоединяется к кантовской позиции, утверждая, что бытие Бога недоказуемо. Поскольку Фихте допускает возможность рефлективного и нерефлективного самосознания, он должен указать причину того, что человеческое самосознание устроено именно рефлективно. Такой причиной оказывается, по Фихте, вещь в себе. Вещь в себе (которую нельзя смешивать с порождаемым интеллектуальным Я не-Я как миром явлений) выступает в качестве «перводвигателя Я». Впрочем, понятие вещи в себе почти неуловимо. Когда мы думаем о ней, мы мыслим уже не вещь в себе. Ясно лишь, что она производит какой-то «толчок» на деятельность нашего Я, который играет роль пускового механизма для всей внутренней механики интеллектуального Я.

Поздняя метафизика Фихте

В поздних лекциях и произведениях Фихте осуществляет важные терминологические и содержательные изменения. Он совмещает непознаваемую вещь в себе из «Основы общего наукоучения» и идею абсолютного Я, которую ранее он лишал объективной реальности. В поздних работах он говорит о существовании Абсолюта и о его образе - Знании, ранее именовавшемся им «Я как интеллигенцией». Абсолют отождествляется Фихте с Бытием и Жизнью, а Знание оказывается «схемой» Бытия, его Экзистенцией (Dasein). Иногда Фихте переходит на богословскую терминологию и отмечает согласие наукоучения с прологом Евангелия от Иоанна (см. ИОАНН Богослов), где говорится, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Слово - синоним Знания, отображающего Бога и вместе с тем в определенном смысле тождественного ему.

Этика и социальная философия.

Учение Фихте о морали складывалось под влиянием этических теорий И. Канта. При этом Фихте пытался преодолеть дуализм чувственности и рациональной воли. Моральный закон есть то же самое чувственное стремление, но на качественно новом уровне. В соответствии с этим принципом Фихте предлагает решение одной из проблем кантовской этики, в которой, как может показаться, накладывается запрет на получение удовольствия от добрых дел (нравственные по форме, но доставляющие чувственное удовольствие поступки Кант называет «легальными», а не «моральными»). Фихте считает возможным радостное исполнение долга. При этом он уверен, что свободная личность не может раскрыться, если не существует других личностей. Моральный закон тоже предполагает множественность субъектов нравственности. Как и у Канта, этика Фихте тесно связана с проблемами социальной философии. Социально-политические воззрения Фихте серьезно менялись с течением времени. В ранний период он высказывал взгляды, близкие локковской (см. ЛОКК Джон) теории государства как гаранта собственности, прав и свобод граждан. К 1800 году он приходит к выводу о необходимости более активной роли государства в решении вопросов собственности. Государство должно сначала «дать каждому свое, ввести его во владение его собственностью, а уж потом начать ее охранять». Фихте считает, что в вопросах собственности государство должно исходить из принципа равенства всех людей. На этой основе он строит теорию идеального государсҐЬ имеющую немалое сходство с социалистическими учениями и в то же время заставляющую вспомнить об укладе цехового средневекового хозяйства. Государство, считает Фихте, должно иметь большие контрольные функции, планировать производство («равновесие промыслов») и распределение. Помешать плановой экономике может только международная торговля, развивающаяся по своим законам. Поэтому Фихте предлагает создать «замкнутое торговое государство», которому будет принадлежать монопольное право на коммерческие отношения с другими странами. В поздний период Фихте все больше стал говорить о религиозной функции государства.

Влияние Фихте на последующую философию

Фихте оказал большое влияние на современников. Его тезис о круговой природе философской системы был подхвачен Ф. В. Шеллингом (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Г. В. Ф. Гегелем (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Л. Фейербахом (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг) и даже А. Шопенгауэром (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), который на словах не хотел иметь ничего общего с Фихте. Не меньшее влияние имела его идея использования противоречий для поступательного движения мысли в философских дедукциях. В полной мере она была развита Гегелем в его учении о спекулятивном методе. Размышления Фихте о творческой природе Я имели успех среди романтиков. Определенное влияние философии Фихте с ее акцентом на деятельности субъекта признавали марксисты. Интерес к Фихте не ослабевает и в 20 веке, хотя по популярности он, конечно, уступает Канту и Гегелю.

энциклопедия кольера

ФИХТЕ Иоганн Готлиб (Fichte, Johann Gottlieb) (1762-1814), немецкий философ, основатель "абсолютного идеализма". Родился в селе Рамменау (Оберлаузиц, Саксония) 19 мая 1762 в крестьянской семье. Благодаря случаю обрел покровителя в лице барона фон Мильтица. Обучался в Йенском (1780) и Лейпцигском (1781-1784) университетах, в последующие десять лет переезжал с места на место, зарабатывая на жизнь уроками. В 1790 начал интенсивно изучать труды И. Канта, что определило весь ход его философского творчества. Фихте получил одобрение Канта, представив написанное за месяц эссе Опыт критики всяческого откровения (Versuch einer Kritik aller Offenbarung). Благодаря этой работе, опубликованной без указания автора в 1792 и вначале приписанной самому Канту, Фихте завоевал репутацию философа и в 1793 был приглашен на должность профессора философии Йенского университета, которую занял весной 1794. Фихте преподавал в Йене пять лет, однако в 1799 был вынужден уйти из университета, обвиненный в "атеизме" за утверждение, что Бог - не личностное существо, а нравственный миропорядок. Впрочем, возможно, местным деятелям церкви не понравилось, что свои лекции он устраивал по воскресеньям. Впоследствии жил в Берлине (до 1806), за исключением одного семестра, когда был профессором Эрлангенского университета (1805). Когда из-за поражения в войне с Наполеоном прусское правительство вынуждено было переехать в Кенигсберг (1806), Фихте последовал за ним и преподавал в Кенигсбергском университете до 1807. В 1810 он был назначен первым ректором нового Берлинского университета и занимал этот пост до 1812. Еще одной причиной для благодарности был цикл лекций в Берлине (1807-1808) вскоре после унизительного поражения при Йене - Речи к немецкой нации (Reden an die deutsche Nation, 1808), в которых Фихте призывал немецкий народ к борьбе против французских оккупантов. Когда в 1813 началась освободительная война, он был признан одним из интеллектуальных лидеров немецкого сопротивления наполеоновскому режиму. Его жена, добровольно поступившая на службу медицинской сестрой, заразилась тифом, от которого вскоре оправилась, но передала инфекцию мужу. Умер Фихте в Берлине 27 января 1814. Среди наиболее известных трудов Фихте следует также упомянуть: О назначении ученого (Einige Vorlesungen ber die Bestimmung des Gelehrten, 1794); О назначении человека (Die Bestimmung des Menschen, 1800); Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. Попытка принудить читателей к пониманию (Sonnerklare Bericht an das grssere Publikum ber das eigentliche Wesen der neuesten Philosophie. Ein Versuch, die Leser zum Verstehen zu zwingen, 1801); Основные черты современной эпохи (Die Grundzьge des gegenwrtigen Zeitalters, 1806). В основании теории Фихте - философская доктрина, названная им "наукоучением". Главный его труд - Основа общего наукоучения (Grundlage der gesammten Wissenschaftslehre), впервые опубликованный в 1794 на правах рукописи, подвергался исправлениям девять раз в течение жизни философа. Огромное влияние на Фихте оказал "этический активизм" Руссо и Канта, признание верховной роли волевого начала. Для Фихте фундаментальной философской данностью является этическая ("практическая") творческая деятельность личности, или, в его терминологии, "Ich" (Я, эго). Возможно, выбор термина не был слишком удачным, поскольку дал повод некоторым комментаторам отнести его систему либо к разновидности солипсизма, либо (по словам Дж.Сантаяны) к возвышению "осиянного славой и решительного эгоизма" до философского принципа. Однако понимание эго у Фихте имеет мало общего как с традиционными взглядами на тождество Я, так и с обыденным эгоизмом, приписанным ему Сантаяной. Его источником скорее является представление об автономном статусе морали в мире природы. Всякий человек, согласно Фихте, ощущает себя живущим в двух царствах; его сознание включает то, что есть он сам (Я), и то, что не есть он сам (Nicht-Ich, не-Я). Чтобы познать не-Я, человек должен прежде познать самого себя. Конечной реальностью, таким образом, выступает самость, от которой зависит все остальное. Но эта самость далека от классической "души". Вместе с Декартом и Кантом Фихте считал, что эта первичная данность не есть факт (Thatsache, дело-вещь); это - деятельность (Thathandlung, дело-действие), деятельность сознания. Но что же является объектом сознания? Это не уже существующий, внешний, природный мир, как мы обычно наивно полагаем; скорее мы имеем дело с сознанием самих себя. Согласно Канту, "ощущения без понятий слепы"; разум ставит простые ряды внешних событий в причинно-следственную связь. Зеркальное отражение бытия в сознании (взгляд наивного реализма) необъяснимо, согласно Фихте, если делать это бытие, в свою очередь, основанием для объяснения сознания. Следовательно, бытие должно зависеть от сознания, а не наоборот. "Наукоучение" должно показать, что всякое сознание, направленное на объекты, на "другое", коренится в первоначальном отношении сознания к самому себе. Таким образом, опыт есть продукт сознания, а не сознание - продукт опыта.

Главным мотивом Фихте, однако, является не осмысление мира природы, но постижение морали. Не существует абсолютной природы, которая бы возвышалась над волей, иначе свобода и разумность, эти фундаментальные данности сознания, были бы невозможны. "Чувство свободы рационально подтверждается реальностью своего объекта". Я должно расшириться до не-Я, чтобы превратиться в реальность. Так возникает мир природы и объектов, сквозь который затем пробивается фундаментальная духовная сила. Однако этот внешний мир не является иллюзией, конструкцией из желаний; напротив, это весьма реальный мир, обычно сопротивляющийся попыткам его рационализировать и сделать "моральным". Сознание знает только себя и свою деятельность, однако его деятельность, так сказать, "выходит из-под контроля". История, которую Фихте называет "божественной педагогикой", возникает из этого раскола между Я и не-Я, чтобы преодолеть необходимость с помощью свободы, природу - с помощью морали. Кант, мотивы которого, вероятно, также лежали в сфере морали, все же мог, искусно жонглируя понятиями, удерживать сферы реального и разумного в рамках одной системы. Он все еще оставался относительно безмятежным мыслителем эпохи Просвещения, называл свою систему "критическим идеализмом", указывая соответственно на роль внешнего мира и сознания. Однако Фихте, наблюдавший крушение идеалов Французской революции, уже не мог мириться с иррациональной реальностью. Разумное и моральное он распространил на все сущее, став основателем системы "абсолютного идеализма". Противоречивая вещь-в-себе Канта растворилась у Фихте в чисто идеальную сущность. Фихте, когда-то собиравшийся стать протестантским пастором, недалеко ушел от идей лютеранства. Учение об отпадении от благодати оказало столь сильное влияние на его философию, что это даже может дать повод для преувеличений. Известно, что он рассматривал историю как в сущности секуляризованное искупление Божие: непрестанное творение мира, бывшее когда-то прерогативой Бога, теперь - дело человека. История, будучи осуществлением свободы, есть прогрессирующее упразднение мира природы во имя морали. Эмпирическое природное состояние, в котором правят сила и несправедливость, уступает место разумному моральному состоянию, в котором господствуют свободная воля и равенство. Людей объединяет именно моральное сознание, отход от произвола, царящего в мире природы. Вся история есть не что иное, как попытка человечества установить господство над природной необходимостью. Вся социальная философия Фихте пронизана коллективистскими мотивами. В своей ранней работе Замкнутое торговое государство (Der geschlossene Handelsstaat, 1800) он защищает протекционистские принципы, развивая государственно-социалистические аргументы; в посмертно опубликованных фрагментах 1813 года Фихте утверждает, что только государство имеет право на владение землей. В 20 в. политические теории Фихте порой квалифицировали как предвосхищение национализма и фашизма. Однако необходимо учитывать, что его "националистические" речи звучали в период борьбы с иноземными захватчиками и от лица нации, которая еще не существовала. В одной из первых своих работ, К исправлению суждений публики о Французской революции (Beitrag zur Berichtigung der Urteile des Publikums ber die franzsische Revolution, 1793), Фихте оправдывал революцию, утверждая, что право на свободу неразрывно связано с самим существованием человека как разумного существа. В течение всей жизни он оставался страстным защитником идеалов Французской революции.

ЛИТЕРАТУРА

Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи. СПб, 1906 Фихте И.Г. Факты сознания. СПб, 1914 Фихте И.Г. Избранные сочинения, т. 1. М., 1916 Фихте И.Г. Замкнутое торговое государство. М., 1923 Фихте И.Г. О назначении ученого. М., 1935 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1937 Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801. М., 1995

полезные сервисы