Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

абрамцев

Словарь русских фамилий

АБРАМЕНКО АБРАМКИН АБРАМОВ АБРАМОВИЧ АБРАМЦЕВ АБРАШИН АВРАМОВ АВРАМЕНКО АВРАМЧИК АВРАШИН АВРААМОВ АВРАСИН АВРАШКОВ АБРАМЧУК АБРАМЫЧЕВ АБРАШКИН АБРАМЧУК АБРАМЫЧЕВ АБРАШКИН

Абрам, Абрамка, Абрамец - народная и уменшительные форма крестильного библейского имени Авраам - отец народов (др. евр.) (Э) От них и образовались разнообразные фамилии Абрамкин, Абрамцев и др. Есть и украинские фамилии от этого же имени - Абраменко, Авраменко , Аврамчик.

Полезные сервисы

абрамцево

Энциклопедический словарь

Абра́мцево - усадьба близ г. Сергиев Посад Московской области. С 1843 имение Аксаковых, с 1870 - Мамонтовых, с 1918 музей. Деревянный усадебный дом середины XVIII в.; в парке постройки в «русском стиле» (церковь, 1881-1882; «Избушка на курьих ножках», 1883, и др.). В Абрамцево у С. Т. Аксакова гостили Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. В 1870-90-х гг. важный центр русской художественной жизни; здесь работали В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров; были созданы мастерские резьбы по дереву и майолики. С 1977 Абрамцево (вместе с усадьбой Ахтырка) - Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево». Зона отдыха и туризма.

* * *

АБРАМЦЕВО - АБРА́МЦЕВО, усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области (см. МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ). Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.

Скромный одноэтажный, обшитый тесом дом с мезонином, был построен еще в 1770-е гг. В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич), к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь (см. ГОГОЛЬ Николай Васильевич), И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич), Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев (см. ТЮТЧЕВ Федор Иванович), часто бывали актер М. С. Щепкин (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович) и историк Т. Н. Грановский (см. ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич). Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Семейную хронику», многие рассказы. В кругу семьи Аксаковых в августе 1849 Н. В. Гоголь впервые прочитал главу из второй части поэмы в прозе «Мертвые души».

В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С. И. Мамонтову (см. МАМОНТОВ Савва Иванович). Он восстановил пришедшую в упадок усадьбу, попытавшись сохранить аксаковский дух. Главной постройкой Мамонтовых в Абрамцеве стала церковь Спаса Нерукотворного, возведенная в стиле древнего псковско-новгородского зодчества в 1881-1882 гг. Впоследствии она стала фамильной усыпальницей Мамонтовых.

Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), В. Д. Поленов (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) и Е. Д. Поленов, М. В. Нестеров (см. НЕСТЕРОВ Михаил Васильевич), К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцево-кудринской резьбе по дереву. Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина (см. ШАЛЯПИН Федор Иванович), К. С. Станиславского (см. СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич), регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы (см. МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА).

Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович). Среди майоликовых работ мастерской: панно «Принцесса Греза» на фасаде гостиницы «Метрополь» (по эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле «модерн» (см. МОДЕРН).

В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в «русском стиле» (см. РУССКИЙ СТИЛЬ): керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман (см. ГАРТМАН Виктор Александрович), 1872), «Терем» (архитектор И. П. Ропет (см. РОПЕТ Иван Павлович), 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881-1882). В парке по рисунку В. М. Васнецова построили «Избушку на курьих ножках», сохранившуюся до наших дней.

В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую («Студию»), картинную галерею современных русских художников, постройки в парке.

Часть территории занял санаторий. Здесь сохранились изразцовая печь-лежанка работы М. А. Врубеля, мастерская художников (1872), баня (1873), церковь (1881-1882), парк, а в нем созданный М. А. Врубелем из цветной майолики диван с сиренами и детский домик «Избушка на курьих ножках». Все эти произведения были созданы с целью возродить традиции русского народного искусства. В Абрамцево была написана знаменитая картина В. А. Серова - «Девочка с персиками», ставшая одним из шедевров русской живописи.

Большой энциклопедический словарь

АБРАМЦЕВО - усадьба в Сергиево-Посадском районе Московской области. Известно с середины 18 в. как имение Головиных. В это время здесь был разбит парк, расширенный и перепланированный в 1870-х гг.В 1843 Абрамцево приобрел С. Т. Аксаков, к которому приезжали писатели Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ю. Д. Самарин, поэт Ф. И. Тютчев, часто бывал актер М. С. Щепкин. Здесь Аксаков написал "Детские годы Багрова-внука", "Семейную хронику", многие рассказы.В 1870 после смерти Аксакова усадьба перешла к С. И. Мамонтову. С этого времени Абрамцево становится одним из центров художественной жизни России. Участники кружка художественной молодежи, в который вошли В. М. Васнецов, В. Д. и Е. Д. Поленовы, М. В. Нестеров, К. А. Коровин и многие другие, живо интересовались русской историей и культурой, собирали и изучали произведения крестьянского искусства, стремясь возродить народные художественные ремесла. В усадьбе открылась общеобразовательная школа для крестьянских детей и столярно-резчицкая мастерская, положившая начало абрамцевско-кудринской резьбе по дереву. Здесь, при участии Ф. И. Шаляпина, К. С. Станиславского, регулярно устраивались любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы.Очень популярными были произведения керамической мастерской, организованной М. А. Врубелем. Среди майоликовых работ мастерской: панно "Принцесса Греза" на фасаде гостиницы "Метрополь" (по эскизу М. А. Врубеля, 1899-1903), декоративные вазы и скульптуры в стиле модерн.В 1870-1890-е гг. в Абрамцеве возводится ряд построек в "русском стиле": керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), "Терем" (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь ( по проекту В. М. Васнецова, 1881-82).В 1918 в Абрамцеве был открыт музей, экспозиция которого включает: мемориальную часть, посвященную Аксаковым, раздел крестьянского искусства, майоликовую мастерскую ("Студию"), картинную галерею современных русских художников, постройки в парке.Литература:Смирнов Л.

П. Музей-усадьба Абрамцево. М., 1929.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Абрамцево: Путеводитель. М., 1979.Белоглазова Н. М. Абрамцево. М., 1981.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский* * * АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ резьба - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в "Абрамцевском музее": в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого "ворносковского" стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея.Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.В 1922 в Кудрине была организована артель "Возрождение", которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений - В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.Литература:Арбат Ю. А. Шесть золотых гнезд. М., 1961.Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву // Народное искусство. М., 1974.Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина. М., 1979.Мастера абрамцево-кудринской резьбы по дереву. М., 1979.Национальный стиль в русском искусстве XIX - начала XX века: Каталог выставки. М., 1990.Мамонтова Н. Н. "Русский стиль" второй половины XIX в. и художественные промыслы // Русское искусство XIX - начала XX веков. М., 1992.Н. В. ГаевскаяА. Л. Иорданский АБРАМЯН Хорен Бабкенович (р. 1930) - армянский актер, режиссер, народный артист СССР (1980). С 1951 в Армянском театре им. Сундукяна (в 1980 - 85 и с 1988 главный режиссер). В 1985-88 одновременно главный режиссер Ленинаканского театра им. Мравяна. Государственная премия СССР (1981).

Энциклопедия Кольера

АБРАМЦЕВО - усадьба близ города Загорска Московской области; с 1843 - имение Аксаковых, с 1870 - С. И. Мамонтова, с 1918 - музей. В парке, прилегающем к деревянному усадебному дому середины 18 в. (расширен в 1870-78), - постройки в "русском стиле" В. А. Гартмана ("Студия", 1872), И. П. Ропета ("Терем", 1873), В. М. Васнецова (церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883). В А. у С. Т. Аксакова гостили Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. С. Щепкин. В 70-90-е гг. 19 в. А. - важный центр художественной жизни, где процветал интерес к русской истории и культуре и где стремились возродить народное творчество. Здесь бывали и работали художники В. М. Васнецов, И. Е. Репин, В. Д. и Е. Д. Поленовы, В. А. Серов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, М. В. Нестеров и многие др.; были созданы мастерские резьбы по дереву (1882, см. Абрамцево-кудринская резьба) и майолики, изделия которых отмечены порой чертами стиля "модерн". В любительских спектаклях А. (послуживших основой Московской частной русской оперы) участвовали К. С. Станиславский, Ф. И. Шаляпин и др. Экспозиция музея включает личный кабинет С. Т. Аксакова, материалы о жизни семьи Аксаковых, Гоголя, Тургенева, произведения художников, связанных с абрамцевским кружком.

Гуманитарный словарь

АБРА́МЦЕВО - усадьба близ г. Сергиев Посад Моск. обл.; занимает значит. место в истории русской культуры. В 19 в. являлась одним из средоточий духовной жизни России. Расцвет А. начинается с 1843, когда владельцем становится С. Т. Аксаков. А. часто посещали А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. Н. Загоскин и др. В 1870 А. приобретает С. И. Мамонтов, создавший своеобр. творч. объединение "Абрамцевский (мамонтовский) худож. кружок", в к-рый входили В. Д. Поленов, И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов и др. Мн. лучшие произв. рус. живописи созданы здесь ("Аленушка", 1881, В. М. Васнецов; "Девочка с персиками", 1887, В. А. Серов и т. д.). С А. связаны поиски самоопределения "русского стиля" как целостной системы. Желание воссоздать зримое представление о красоте нар. творчества приводит членов Абрамцевского кружка к собирательству предметов крестьянского прикладного иск-ва. Интерес к нар. творчеству сказался и в орг-ции (гл. обр. усилия Е. В. Поленовой и М. А. Врубеля) в сер. 1880-х гг. гончарной и столярных мастерских с целью возрождения старинного иск-ва керамики и резьбы по дереву. Увлечение рус. нац. формами в иск-ве нашло отражение и в парковых постройках ("Студия", В. А. Гартман, 1872; "Терем", И. П. Ропет, 1873; церковь, 1881-82; "Избушка на курьих ножках", 1883 - обе В. М. Васнецов). Худож. самоопределению Абрамцевского кружка в значит. степени способствовали сценич. увлечения, близкое знакомство и сотрудничество с Ф. И. Шаляпиным и др. выдающимися актерами. В 1919 усадьба А. была национализирована и стала музеем. В 1930 недалеко от А. вырос поселок художников, где жили и работали И. Э. Грабарь, П. П. Кончаловский, И. И. Машков и мн. др. В 1977 музей-усадьба А. преобразован в музей-заповедник, реставрирован весь архитектурно-ландшафтный комплекс. В состав музейной терр. вошли почти все земли быв. Абрамцевского имения с его памятными местами.

Лит.: Абрамцево: Сб. Л., 1988; Музей "Абрамцево": Очерк-путеводитель. М., 1989.

Абрамцево. Теремок

Абрамцево. Теремок

Орфографический словарь

Абра́мцево

Грамматический словарь

Абра́мцево с 1а—, §24

Сканворды для слова абрамцево

- Узнав о продаже этой усадьбы Сергея Аксакова, Савва Мамонтов не торгуясь, выложил 15 000 рублей.

- В 1930-е годы в посёлке художников на берегу речки Вори напротив этой усадьбы работали Игорь Грабарь, Вера Мухина, Павел Родимов.

- Музей-усадьба в Подмосковье.

- Курорт в Московской области.

- Родовая усадьба русского публициста Ивана Аксакова.

Полезные сервисы

абрамцево-кудринская резьба

Энциклопедический словарь

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - АБРА́МЦЕВО-КУ́ДРИНСКАЯ РЕЗЬБА́, художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево (см. АБРАМЦЕВО). Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой (см. ПОЛЕНОВА Елена Дмитриевна), организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова (см. МАМОНТОВ Савва Иванович) в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки.

При организации мастерской особое внимание уделялось учебной деятельности, созданию и поддержанию творческого настроя среди учеников. Помимо обучения навыкам резьбы в мастерской преподавался рисунок, основы живописи. Проводились занятия в «Абрамцевском музее»: в усадьбе была собрана большая коллекция предметов народного искусства. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела.

В 1890 один из учеников В. П. Ворносков (см. ВОРНОСКОВ Василий Петрович) основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской. Эта, первоначально небольшая, мастерская и легла в основу будущего промысла. В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники - В. И. Соколов, С. В. Малютин (см. МАЛЮТИН Сергей Васильевич), сотрудники Кустарного музея.

Изделия Ворноскова и его последователей - ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растител̐ݐސӐޠорнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов - веточек, завитков, розеток - к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие.

В 1922 в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. К Международной выставке в Париже в 1937 кудринцы подготовили обширную коллекцию, для которой были повторены многие ранние вещи В. П. Ворноскова.

В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений - В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в городе Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Энциклопедия Кольера

АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА - художественный промысел резьбы по дереву. Ведет начало от мастерской, организованной в 1882 Е. Д. Поленовой в усадьбе Абрамцево и объединившей местных мастеров из сел Кудрино, Ахтырка и др. Бытовые вещи и сувениры (ларцы, блюда и т. д.) с преимущественно плоскорельефной А. р. (растительный и геометрический орнамент, фигурки птиц, животных) и с полированной поверхностью ныне выпускает Хотьковская фабрика резных художественных изделий (г. Хотьково Загорского района Московской области; там же - Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое готовит специалистов А. р.). Среди лучших мастеров А. р. - В. П. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, Т. В. Альхимович и др.

Полезные сервисы

абрамцево-кудринский

Словарь ударений

абра́мцево-ку́дринский; абра́мцево-ку́дринская резьба́ по де́реву

Полезные сервисы

абрамцевский

Орфографический словарь

абра́мцевский

Полезные сервисы