м.
Глава государственной церкви Англии.
м.
Одно из направлений в протестантизме, в культе и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации (когда были разорваны отношения с Ватиканом), соединившее протестантское учение о спасении личной верой с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь Англии, англиканство.
Англиканская церковь
Англика́нской це́ркви, только ед.,
Государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникшая в XVI в. в период Реформации.
Энциклопедический комментарий:
По культу и организационным принципам Англиканская церковь стоит ближе к католической, чем другие протестантские церкви. Сочетает католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским учением о спасении личной верой. Главой Англиканской церкви является король, который назначает епископов.
Англика́нская це́рковь - протестантская церковь, возникшая в XVI в.; в Великобритании - государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.
* * *
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - АНГЛИКА́НСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ, протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании - государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ - протестантская церковь, возникшая в 16 в.; в Великобритании - государственная. В догматике англиканской церкви сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из протестантских церквей; государственная церковь в Англии. Возникла в период Реформации в 16 в. По культу и организационным принципам близка католической. Церковную иерархию возглавляет король.
АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (от соб. им.). Государственная церковь в Великобритании и Ирландии, составляет отрасль реформатской церкви, от которой отличается тем, что сохраняет сан епископа, который управляет делами церкви и имеет свои права.
АНГЛИКАНСКИЕ ЦЕРКВИ - христианские объединения, которые находятся в евхаристическом общении с архиепископской кафедрой в Кентербери (Англия), используют единый служебник (Книгу общественного богослужения), стоят на сходных теологических позициях, придерживаются единой формы церковной организации. В состав Сообщества англиканских церквей входят ряд церквей и церковных организаций во всех частях мира; в Северной Америке его представляет Протестантская епископальная церковь в США.
Англиканская Реформация. К 1529 относится начало знаменитого конфликта короля Генриха VIII с римским папой; в 1559, когда на трон взошла королева Елизавета I, организационное устройство Церкви Англии утвердилось в формах, которые во многом сохранились до настоящего времени. За указанные 30 лет произошли многие изменения, однако англикане всегда придерживались мнения, что их церковь является не новой, а все той же церковью, которая просуществовала в Англии более тысячи лет; реформа же ее проведена для возвращения к модели церкви, представленной в Новом Завете. В подтверждение этой преемственности англикане ссылаются на свои вероучение, священство и литургию. И все же был осуществлен ряд серьезных изменений. Прихожане получили Библию на английском языке, а духовенство стало приучать их относиться к ней как к высшему авторитету в делах веры и жизни. Богослужение проводилось теперь на местном языке. Церковь Англии настаивала и настаивает на самостоятельности национальных церквей во внутренних делах, на праве церквей действовать по своему усмотрению в отношении обрядов и богослужебной практики. Юрисдикционные притязания папы на территорию Англии были отвергнуты. Тем не менее из-за двойственного характера своей реформации Церковь Англии претендует на название и католической, и протестантской.
Основы англиканского вероучения. Англиканская вера покоится на Священном Писании, которое содержит все необходимое для спасения и являет собой высший авторитет в делах веры и церковной жизни; трех исторических символах веры (Апостольском, Никейском и Афанасьевском), кратко излагающих христианское вероучение; вероисповедных положениях четырех вселенских соборов ранней церкви (Никейского, Эфесского, Константинопольского и Халкидонского), утвердивших основы церковного вероучения; 39 статьях Церкви Англии: они не являются полным изложением данного вероучения, но указывают на занятую церковью промежуточную позицию в межконфессиональных спорах 16 в.: между Римом, с одной стороны, и радикальным протестантизмом - с другой; едином служебнике - Книге общественного богослужения (The Book of Common Prayer). Англикане не отделяют теологию от богослужения. Этот служебник - в основном плод трудов архиепископа Томаса Кранмера, умершего мученической смертью в 1556, - столь же превосходен в литургическом плане, сколь глубок в богословском. Изучение его - лучший способ для понимания жизни англиканских церквей.
Характер англиканства. Традиция англиканства многим обязана Кранмеру. Он выдвинул два великих принципа: 1) ничто в старом церковном порядке не может быть изменено, если не содержит явного противоречия слову Божьему; 2) следует избегать каких бы то ни было определений, если только сам Бог не дал их в Писании. Это значит, что по многим вопросам в англиканских церквях допускаются различные интерпретации. Например, Церковь Англии в трактовке характера присутствия Христа в евхаристии отвергает, с одной стороны, доктрину пресуществления Римско-католической церкви, где допускается отождествление внешних знаков (хлеба и вина) и с благодатным даром (Тела и Крови Христа), а с другой - цвинглианство, которое стремится в полной мере отделить знаки от дара; англиканство не определяет с точностью характер присутствия Христа или способ, которым дар его Тела и Крови передается участвующим в богослужении верующим. Можно критиковать нечеткость англиканского вероучения в данном вопросе, но она свидетельствует о благоговении перед тайнами, слишком глубокими для человеческого понимания. Вместе с тем отсутствие крайностей в решении теологических вопросов способствует открытости англикан новым идеям, ибо они верят, что истина всегда выше достигнутого уровня ее понимания. Англиканская богословская традиция насчитывает ряд великих теологов, начиная с Дж.Джевела и Р.Хукера в царствование королевы Елизавета I и кончая У. Темплом (1881-1944) в 20 в.
Распространение англиканства. Англиканство поначалу было государственной религией Англии и Ирландии (хотя большинство ирландского населения продолжало оставаться в лоне Римско-католической церкви). Но оно весьма быстро начало распространяться по всему миру благодаря колонизации, поскольку колонисты, разумеется, придерживались привычных им форм христианских верований, а также посредством миссионерской работы, начало которой положило основание Общества по пропаганде Евангелия (1701). Англиканская церковь в Англии является национальной, ее защищает и поддерживает государство, хотя англиканские епископы и священство не находятся на государственном содержании. Во всех остальных странах подобная связь с государством полностью исчезла, и сейчас ни одна англиканская церковь в них не связана какими бы то ни было отношениями с Британской короной. В Шотландии с 1689 доминирующим стало пресвитерианство; небольшая Епископальная церковь страдала от преследований из-за своей верности изгнанному королевскому дому Стюартов. Но ей удалось пережить эти тяжелые времена, и в конце 18 в. наступила эпоха веротерпимости. Естественно, что после американской революции Епископальная церковь Америки оформилась как свободное и независимое от Церкви Англии объединение, хотя и не провозглашала своей целью отказ от основ ее вероучения и богослужебных традиций. В 1857 независимой епархией, не вышедшей из содружества с Церковью Англии, стала Церковь Новой Зеландии. В 1869 от государства отделилась Церковь Ирландии, которая стала считать себя независимой. Данный процесс продолжался до тех пор, пока независимые и самоуправляемые англиканские церкви не образовались практически в каждой части света. К настоящему времени распределение архиепископств (церковных провинций) англиканской церкви по странам и регионам таково: Англия (2), Шотландия (1), Ирландия (1), Уэльс (1), Канада (4), США (9), Вест-Индия (1), Африка (6), Судан (1), Индийский океан (1), Бирма (1), Бразилия (1), Китай (1), Япония (1), Австралия (5), Новая Зеландия (1); епархия, в юрисдикции которой находится Ближний Восток, именуется Советом епископальной церкви Иерусалима и Ближнего Востока. Церковная провинция может быть сформирована минимум из четырех епархий. Она избирает собственных епископов, утверждает каноны местного церковного управления, вправе пересматривать служебник в соответствии с местными традициями. Никакая церковная провинция не может навязывать свои порядки другой, причем все признают, что существенные изменения в вероучении или церковном богослужении могут повлечь за собой утрату связей со всеми остальными. Некоторые епархии, например на острове Маврикий, не входят ни в одну из церковных провинций и подчиняются церкви либо в Англии, либо в США.
Сообщество англиканских церквей. Англиканские церкви образовали обширное содружество церквей во всемирном масштабе. Сегодня все епископы в Японии - японцы, а в Китае - китайцы. Четыре епископа-африканца возглавляют епархии в Нигерии, здесь насчитывается также двенадцать помощников епископов из африканцев. Епископ Ямайки - негр из Вест-Индии. В 1958 состоялось первое посвящение филиппинца в сан викарного епископа. Данный процесс продолжается; как только церкви в Азии и Африке добиваются независимости, они, как правило, создают церковные объединения, которые весьма существенно отличаются от европейских и американских образцов. Единство столь обширного объединения помогают сохранять дружественные взаимосвязи. У англиканских церквей нет ни папы, ни Ватикана. Их не удерживает вместе какой-либо общепризнанный закон. Но они ощущают свое единство, разделяя общую веру, придерживаясь сходной традиции богослужения, а изменения в нее вносятся на основе пересмотра служебника в разных церковных провинциях. С позволения местного епископа англиканский священник может совершать богослужения в любой части англиканского мира. Каждые десять лет (или около этого) эта дружественная взаимосвязь подтверждается на Ламбетских конференциях англиканских епископов, собирающихся со всего мира. Первая конференция состоялась в 1867, в тревожное для церкви время. Ее встречи происходят в Ламбетском дворце - лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, который ex officio (по должности) является их председателем и рассылает приглашения от своего имени. Конференция - не синод, она не может принимать каких-либо решений, обязательных для всех церквей. Но она предоставляет возможность для взаимных консультаций и откровенных дискуссий. Ее отчеты и резолюции пользуются большим авторитетом, многие из решений принимаются к исполнению различными церквами. Сегодня происходят изменения в формах организации, учреждены постоянные комитеты по межцерковным отношениям в рамках англиканских церквей и по миссионерской деятельности. На фоне роста экуменических настроений англиканские церкви и Римско-католическая церковь учредили в 1967 объединенный комитет по теологии, чтобы осуществить первые шаги на путях восстановления полного единства между этими двумя вероисповеданиями.
Значение англиканства. С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиепископ Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион - с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах. Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У. Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч. Брент из Филиппин (позднее - епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции - члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Христианство: Словарь. М., 1994 Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1998
прил.
1. соотн. с сущ. англиканство, связанный с ним
2. Свойственный англиканству, характерный для него.
АНГЛИКА́НСКИЙ, англиканская, англиканское (спец.). Относящийся к той разновидности протестантской религии, которая господствует в Англии. Англиканский пастор. Англиканская церковь.
АНГЛИКА́НСКИЙ, -ая, -ое.
1. англиканская церковь разновидность протестантизма, сочетающая положения протестантской и католической церквей (в Англии государственная религия, возглавляемая королём).
2. Относящийся к такой церкви. А. священник.
-ая, -о
е. Относящийся к господствующей в Англии разновидности протестантской религии.
Англиканская церковь. Англиканский священник.
англика́нский, англика́нская, англика́нское, англика́нские, англика́нского, англика́нской, англика́нских, англика́нскому, англика́нским, англика́нскую, англика́нскою, англика́нскими, англика́нском, англика́нск, англика́нска, англика́нско, англика́нски
ср.
Одно из направлений в протестантизме, в культе и организации которого многое сохранилось от католицизма с момента его возникновения в XVI в. в период Реформации (когда были разорваны отношения с Ватиканом), соединившее протестантское учение о спасении личной верой с католическим догматом о спасительной силе церкви; государственная церковь Англии.
АНГЛИКА́НСТВО, -а, ср
Направление в протестантизме, возникшее в Англии в XVI в., соединяющее в области догматики и обрядности черты протестантизма и католицизма.
Большинство первых русских эмигрантов в Англии остались верными православию, лишь немногие стали католиками или перешли в англиканство.
АНГЛИКА́НСТВО -а; ср. Одна из разновидностей протестантской церкви, возникшая в Великобритании в 16 в., по культу и организации близкая к католицизму (в догматике сочетаются положения протестантизма о спасении личной верой и католицизма о спасающей силе церкви).
◁ Англика́нский, -ая, -ое. А-ая церковь. А. священник.
АНГЛИКА́НСТВО - одно из направлений в протестантизме, более близкое к католицизму, чем др. протестанские церкви.
Зародилось во времена правления Генриха VIII (1509-47), при к-ром принят ряд законов о юрисдикционной, финансовой и адм. независимости англ. церкви от Рима и утверждении короля ее земным главой. Реформация в Англии завершилась при королеве Елизавете (1550-1603): были закрыты монастыри, а их земли переданы в казну; отменено безбрачие духовенства и епископата, введено причащение под двумя видами; для оформления вероучения составлена "Книга молитв" (1549), являющаяся и доныне основой богослужения. Первонач. формулировка вероучения изложена архиеп. Крэмером в 42 гл. в 1552, а позднее оформлена в 39 гл.
Еще в 1-й четв. 18 в. (при Петре I) Свящ. Синод России приглашал англиканских епископов для собеседования о соединении с Рус. Православной Церковью (РПЦ). Эта инициатива получила продолжение во 2-й пол. 19 в., когда представители англиканского духовенства часто посещали Россию. До 1917 существовало "Рус. об-во ревнителей сближения англиканской церкви с православною". Совр. экуменич. контакты не обещают тем не менее полного единства с РПЦ из-за принятия рядом англиканских церквей. жен. священства, а нек-рыми церквами - и епископства.
англика́нство, англика́нства, англика́нств, англика́нству, англика́нствам, англика́нством, англика́нствами, англика́нстве, англика́нствах
англика́нство
- , англиканская церковь государственная церковь в Англии, одна из протестантских церквей, возникла в 16 в. во время реформации.