Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

афазия

Толковый словарь

аф`азия, афаз`ия

ж.

Расстройство или полная утрата речи, вызываемые поражением определённых участков головного мозга (в медицине).

Толковый словарь Ушакова

АФАЗИ́Я, афазии, мн. нет, жен. (греч. aphasia) (мед.). Утрата способности речи или понимания ее вследствие частичного расстройства в нервной системе.

Энциклопедический словарь

АФА́ЗИЯ (разг., мед.) (в проф. речи) -и; ж. [греч. a- не-, без- и phasis - высказывание]. Мед. Расстройство или полная потеря речи в результате очаговых поражений головного мозга.

* * *

афа́зи́я (от а... - отрицательная приставка и греч. phásis - высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

* * *

АФАЗИЯ - АФА́ЗИ́Я (от a (см. ВСЕСОЮЗНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) - отрицательная приставка и греч. phasis - высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

Большой энциклопедический словарь

АФАЗИЯ (от a - отрицательная приставка и греч. phasis - высказывание) - расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется). Обычно сопровождается алексией и аграфией.

Академический словарь

и афази́я, -и, ж. мед.

Расстройство речи, заключающееся в утрате способности говорить или понимать слышимые слова, фразы, вызываемое очаговыми поражениями головного мозга.

[греч. ’αφασία]

Энциклопедия Кольера

АФАЗИЯ - любые моторные или сенсорные нарушения речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате тромбоза мозговых сосудов или кровоизлияния в мозг). В эту категорию не включаются изменения речи, связанные с нарушением иннервации речевой мускулатуры, расстройством органов чувств или психики. Речь зависит от функциональной активности трех тесно связанных между собой центров, которые у правшей расположены в левом полушарии головного мозга: 1) зоны Брок в третьей лобной извилине, где представлены моторные образы слов; 2) зоны Вернике в первой височной извилине и надкраевой извилине теменной доли, где представлены слухоречевые образы слов; и 3) зоны в теменно-затылочной области (вблизи зрительной коры), где представлены зрительные образы слов. Соответственно этому выделяют моторную афазию, связанную с поражением зоны Брока и проявляющуюся в виде нарушения артикуляции; "словесную глухоту" (сенсорную афазию) - расстройство понимания устной речи, вызванное поражением зоны Вернике; и "словесную слепоту" (алексию) - неспособность читать, обусловленную поражением затылочной доли или угловой извилины теменной доли. При т.н. дизартрии - поражении органов, участвующих в звукообразовании, либо иннервирующих эти органы периферических нервов - тоже нарушается произношение (артикуляция) слов вплоть до полной невозможности речи, но "психические" речевые способности, в отличие от афазии, остаются сохранными. Существуют различные теории афазии. Согласно одной из них, афазия связана с нарушением образования и выражения символов, а ее проявления зависят от специфики нарушенных сфер поведения. Согласно другой теории, моторная афазия - вариант апраксии (расстройства, характеризующегося неспособностью выполнять целенаправленные действия при сохранности нервно-мышечного аппарата), а нарушения восприятия речи - вариант агнозии (неспособности распознавать звуки или предметы). Афазию связывают также с нарушением базисных познавательных функций, а различные ее проявления рассматривают как единое функциональное расстройство, приводящее к неспособности понимать сущность того или иного процесса. Утрату способностей к самовыражению при речевом общении, т.е. неспособность писать (аграфия) и говорить (артикулировать звуки), называют экспрессивной афазией. Она вызывается поражением соответствующих центров в лобной доле, тесно связанной с моторной зоной, управляющей мышцами лица, глотки и языка, которые участвуют в звукообразовании, а также мышцами рук и глаз, используемыми при письме. При экспрессивной афазии способность распознавать символы, слова или предметы остается сохранной. В отличие от этого утрата способности понимать речь ("словесная глухота" и "словесная слепота") определяется как рецептивная афазия. Она связана с поражением задних отделов мозга (теменной, височной, затылочной долей), где располагаются зоны, ответственные за восприятие информации. При одновременном поражении обеих зон может возникать экспрессивно-рецептивная афазия. Так называемая амнестическая афазия (фактически истинная амнезия) характеризуется расстройством памяти и не связана с определенной локализацией поражения. Больной со "словесной глухотой" имеет нормальный слух, но его мозг не способен интерпретировать то, что он слышит. При этом речь человека становится в значительной мере бессмысленной ("словесная окрошка"), так как он не в состоянии интерпретировать звуки. Благодаря сохранности центров зрения такой больной способен читать вслух, он повторяет слова, описывает предметы, но не может назвать их (аномия). Подмена слов называется парафазией, при этом больной, намереваясь, например, сказать "ключ", говорит "ручка". Алексия, или "словесная слепота", предполагает нарушение способности узнавать написанное (буквы и слова) при сохранности зрения. При тромбозе мозговых сосудов или кровоизлиянии в мозг, которые часто вызывают афазию, очаг повреждения нередко захватывает не только речевые центры, но и прилегающие зоны мозга. В этом случае афазия сочетается с другими неврологическими нарушениями: параличом, нарушением сознания, изменением рефлексов, недержанием мочи и кала, изменениями личности. У больных истерией может наблюдаться псевдоафазия. В этом случае речь утрачивается полностью, тогда как больные с органической афазией всегда сохраняют какие-то элементы речи.

См. также АМНЕЗИЯ.

Гуманитарный словарь

АФА́ЗИЯ - один из видов патологии речи, связанный с нарушением деятельности речевых отделов мозга.

Науч. дисциплина, связанная с изучением А., называется афазиологией и развивается уже более ста лет. Первонач. в основу афазиологии легли данные, получ. при изучении нарушений деятельности человека при различных ранениях головного мозга. Прежде всего было установлено, что у правшей нарушение речевой деятельности сопутствуют физич. повреждению левого полушария мозга, которое и было призвано ответственным за языковые и речевые функции. Это положение с нек-рыми уточнениями и дополнениями признается справедливым и на соврем. этапе развития науки.

В дальнейшем развитие афазиологии шло по пути дифференциации разл. форм нарушения речи и сопоставления их с повреждением разл. отделов мозга (локализации очага поражения).

В сов. науке история развития афазиологии, создание науч. классификации видов А. связывается с именем А. Р. Лурия.

Наиб. частой причиной развития А. является повреждение мозга вследствие кровоизлияния (инсульта), а также вследствие опухоли головного мозга.

При обширном поражении мозга может развиться тотальная А., проявляющаяся в полном разрушении языковой компетенции, невозможности для больного воспринимать и порождать речь. Эти нарушения могут возникнуть на фоне более или менее полной интеллект. сохранности пациента.

Еще в 19 в. на основании изучения результатов ранений мозга было выделено два основных типа А. - моторная и сенсорная. Моторная А. в общих чертах заключается в более или менее полной невозможности порождать экспрессивную речь при сохранении общей способности к восприятию. Этот тип речевых нарушений сопровождается локализацией очага поражения в задней части лобной доли левого полушария. Этот отдел мозга называется зоной Брока - по имени франц. ученого, обнаружившего связь повреждения этой зоны с симптомами моторной А.

У больных с поражением височной доли левого полушария (отдел мозга, называемый центром Вернике) проявления речевой патологии носят прямо противоположный характер; порождение речи практически не затруднено, но нарушено в той или иной степени восприятие. Этот тип А. и называется сенсорной.

Новые факты опровергают первонач. представление о том, что конкретные механизмы речевой деятельности строго локализованы в определ. отделах мозга. Постепенно выстраивается модель деятельности мозга, согласно к-рой все отделы мозга, участвующие в обеспечении речевой деятельности, взаимосвязаны. При избират. физическом поражении одной из речевых зон мозга деятельность других также существенно видоизменяется.

Характерной чертой нарушения речи по типу А. является следующий факт: процесс распада речи носит направленность, обратную онтогенетическому развитию. Прежде всего разрушаются речевые механизмы, сформированные на последних стадиях речевого развития, а наиболее сохранными являются глубинные, базовые механизмы, сформировавшиеся в раннем детстве. Процесс речевой реабилитации больного по общей направленности совпадает с процессами онтогенеза.

В психолингвистике данные, полученные при изучении А. различных типов, наряду с данными, полученными при изучении освоения речи в онтогенезе, используются для моделирования процессов речевой деятельности в норме у взрослых здоровых носителей яз., и прежде всего для создания уровневой модели. Если к.-л. речевое проявление может избирательно нарушаться при А., то можно, очевидно, считать, что в норме ему соответсвует самостоятельная психолингвистич. единица-механизм.

Лит.: Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ динамической афазии. М., 1975; Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979; Черниговская Т. В., Деглин В. Л., Меншуткин В. В. Функциональная специализация полушарий мозга человека и нейрофизиологические механизмы языковой компетенции // Докл. АН СССР. 1982. Т. 267. С. 499-502; Цветкова Л. С., Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Методика оценки речи при афазии. М., 1981; Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллект. деятельность. М., 1985.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АФАЗИЯ (от а - отрицательная приставка и греческого phasis - высказывание), расстройство речи при сохранности органов речи и слуха, обусловленное поражением коры больших полушарий головного мозга. Основные формы: моторная (потеря способности говорить при сохранности понимания речи) и сенсорная (нарушается понимание речи; способность произносить слова и фразы часто сохраняется).

Словарь народов и культуры

Афазия

(aphasia), нарушение речи, вызываемое повреждением головного мозга вследствие травм, ранений головы, а иногда вследствие инфекционных болезней. Описаны две разновидности болезни, названные именами открывших их ученых: франц. врача Поля Брока (1824-80) и нем. врача Карла Вернике (1848-1905). Больные А. Брока, или сенсорной А., говорят телеграфически, без предлогов и союзов. Больные А. Вернике, или моторной А., говорят бегло и грамматически верно, но испытывают трудности с поиском подходящих слов. Это ведет к многословию, неопред, выражениям типа как же это называется и эта штука-м-м-м. Иногда речь превращается в совершенно бессвязный набор слов или бессмысленный жаргон. У больных А. Вернике могут быть затруднения с пониманием речи, даже если восприятие ими др. звуков не затронуто. Нарушение речи не обязательно сопровождается ухудшением др. способностей, таких, как интеллект и память. У большинства людей, больных А., особенно у молодых, речь со временем нормализуется.

Орфографический словарь

афа́зи́я, -и

Словарь ударений

афази́я, афази́и

Трудности произношения и ударения

афа́зия и в речи медиков афази́я.

Формы слов для слова афазия

афази́я, афази́и, афази́й, афази́ям, афази́ю, афази́ей, афази́ею, афази́ями, афази́ях

Синонимы к слову афазия

сущ., кол-во синонимов: 6

потеря речи

Лингвистика

Афа́зия

(греч. ἀφασία, от ἀ- -

отрицательная приставка и φάσις -

высказывание) - речевое расстройство, вызванное поражением определённых

зон головного мозга, обычно левого (у правшей) полушария. Поражение

любого участка речевой зоны мозга ведёт к нарушению речи в целом,

однако специфичность нарушения зависит от функции пострадавшего

участка (так называемый первичный дефект), от характера последующих

вторичных системных нарушений, от возникших функциональных перестроек.

Афазия - системное нарушение речи,

складывающееся из ряда связанных с первичным дефектом компонентов. Такое

понимание афазии разработал А. Р. Лурия на основе выдвинутого в

физиологии и психологии и развиваемого в нейролингвистике принципа динамической системной

локализации функций (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,

Лурия). В соответствии с этим принципом Лурия предложил

классификацию афазий, опирающуюся, в отличие от других

классификаций, на вычленение первичного дефекта. Он выделяет три

первичных дефекта и соответственно три формы афазии при поражении

передней речевой зоны: нарушение построения смысловой схемы

собственного высказывания или воссоздания её в

процессе понимания - динамическая афазия; нарушение грамматической организации высказывания,

замещение высказывания отдельными номинациями или их цепочкой («Вот

взрыв... и вот... ничего...»): затруднение понимания сложных

грамматических конструкций - аграмматизм типа «телеграфного стиля»,

или синтаксическая афазия; нарушение моторной

кинетической организации речи: неспособность воспроизвести целостную

«кинетическую мелодию» слова и синтагмы, малый объём или отсутствие активного словаря, произнесение слова или слога отдельно, изменение интонационно просодических

характеристик речи. Понимание речи лучше, чем собственная речь, но

затруднено - эфферентная моторная афазия. Эти нарушения

связаны с синтагматической организацией

высказывания, обеспечивающей на трёх уровнях программирование

(смысловое, синтаксическое и моторное) речевых

актов. Поэтому три формы афазии имеют общий характер нарушения -

распад единой схемы действия на изолированные элементы и

принудительные повторения этих элементов, обусловленные патологической

инертностью в речевой сфере.

При поражении задней речевой зоны нарушаются операции

парадигматического выбора речевых единиц,

производимые на основе симультанного синтеза элементов. При поражении

нижних отделов теменной доли возникает афферентная моторная

афазия, вызываемая первичным дефектом кинестетической организации

движения. Она характеризуется утратой активного словаря при сохранении

понимания, обилием замен звуков и поисков артикуляций, нередко осложнённых трудностями

управления произвольными движениями губ и

языка.

Поражение височных отделов левого полушария ведёт к дефектам выбора

звуков и слов на основе акустических признаков.

Сенсорная, акустико-гностическая, афазия возникает при поражении

задней трети верхневисочной извилины. Из-за нарушения фонематического слуха больные не понимают

обращённой к ним речи, часты явления «отчуждения» слов - повторение без

понимания значения, неустойчивость звуковой формы слова, замещающейся

близкими звучаниями, собственная речь в грубых случаях -

нерасчленённый звуковой поток - «словесный салат», грамматическая

сторона речи нарушена меньше, чем словарь, где искажаются

низкочастотные слова с конкретным значением.

Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении средних отделов

височной доли и близка сенсорной: при отсутствии дефектов на уровне

звука те же нарушения понимания на уровне слова, особенно при

увеличении объёма предъявляемого материала. В собственной речи на

первом плане поиски слов, особенно низкочастотных.

При поражении теменно-затылочной области выделяются семантическая афазия, связанная с дефектами

пространственного синтеза значений (трудности понимания так

называемых логико-грамматических конструкций типа «бочка за ящиком»,

поиски слов и замена нужного слова описанием его значения), и

«амнестическая», или «оптическая», афазия, где нарушение называния

связано с расстройством зрительных представлений (см. также Нейролингвистика).

Лурия А. Р., Травматическая афазия, М., 1947;

его же, Высшие корковые функции человека..., 2 изд., [М.],

1969;

Бейн Э. С., Овчарова П. А., Клиника и лечение

афазий, София, 1970;

Цветкова Л. С., Восстановительное обучение при локальных

поражениях мозга, М., 1972;

Якобсон Р. О., Лингвистические типы афазии, пер. с англ., в

его кн.: Избранные работы, М., 1985;

Dingwall W. O., Language and the brain.

A bibliography and guide, v. 1-2, N. Y. - L., 1981;

Penser G., Sprache und Gehirn. Eine Bibliographie

zur Neurolinguistik, Münch., 1977.

Т. В. Ахутина.

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. afasìa.

Морфемно-орфографический словарь

а/фа́з/и/я [й/а].

Грамматический словарь

афа́зия ж 7a [у медиков афази́я ж 7a]

Словарь иностранных слов

АФАЗИЯ (греч. aphasia, от а - отриц. част., и phemi - говорю). Временное онемение, происходящее, большею частью, от испуга.

Сканворды для слова афазия

- Утрата способности пользоваться словами для выражения мыслей при сохранении артикуляции.

- Утрата речи.

Полезные сервисы

афазия графическая

Грамматологический словарь

Афазия графическая (термин взят из нейролингвистики и означает неразличение на письме знаков, повернутых на 90о и 180о; α- «без», φάσις «высказывание»). Так, например, в латинском письме N и Z это два разных знака, а в ливийском это два варианта одной буквы. В этом случае говорят, что ливийское письмо обладает графической афазией. Неразвитые, ранние письменности, как правило, обладают как афазией формы, так и афазией направления.

Полезные сервисы

афазия и афазия

Толковый словарь

ж. 1. Расстройство или полная потеря речи, вызываемые поражением определенных участков головного мозга (в медицине)

Полезные сервисы