Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ацтек

Толковый словарь

м.

см. ацтеки 2.

Словарь ударений

ацте́к, -а; р. мн. -ов [тэ]

Трудности произношения и ударения

ацте́к. Произносится [ацтэ́к].

Формы слов для слова ацтек

ацте́к, ацте́ки, ацте́ка, ацте́ков, ацте́ку, ацте́кам, ацте́ком, ацте́ками, ацте́ке, ацте́ках

Синонимы к слову ацтек

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

ацте́к/.

Грамматический словарь

ацте́к мо 3a

Сканворды для слова ацтек

- Житель древней страны со столицей Теночтитлан.

- Мексиканский индеец.

- Представитель коренного населения Теночтитлана.

- Соплеменник Монтесумы.

- Монтесума по национальности.

Полезные сервисы

ацтека

Сканворды для слова ацтека

- Стадион в Мехико.

Полезные сервисы

ацтеки

Толковый словарь

мн.

1. Индейский народ в Мексике, относящийся к ацтеко-таноанской этноязыковой семье, создавший высокую цивилизацию до завоевания испанцами.

2. Представители этого народа.

Толковый словарь Ожегова

АЦТЕ́КИ [тэ ], -ков, ед. ацтек, -а, муж. Индейский народ, живущий в Мексике.

| прил. ацтекский, -ая, -ое.

Словарь существительных

АЦТЕ́КИ, -ов, мн (ед ацте́к, -а, м).

Индейский народ в Мексике, государства в юго-западной части Северной Америки (ацтекская цивилизация, существовавшая до VI в. на территории современной Мексики, была уничтожена испанскими завоевателями); люди, принадлежащие к этому народу; яз. - ацтекский (науатль), семьи юто-ацтекских языков; верующие - католики.

Ацтеки основали свое государство со столицей в Теночтитлане, но междоусобные войны ацтеков позволили испанцам покорить эти народы.

Энциклопедический словарь

АЦТЕ́КИ [тэ́], -ов; мн. [исп. Aztec от индейск. Aztecatl]. Индейский народ Мексики; представители этого народа (на территории современной Мексики существовало мощное государство индейцев с богатой культурой и древними традициями; в начале 16 в. уничтожено испанскими завоевателями).

Ацте́к, -а; м. Ацте́кский, -ая, -ое. А. язык (относится к тано-ацтекской семье индейских языков; 14-16 вв. - пиктография, с 16 в. - латинская графика).

* * *

ацте́ки (астеки, науа), индейский народ в Мексике. 1,2 млн. человек (1995). Язык ацтекский. Верующие - католики. До XVI в. на территории современной Мексики существовало государство ацтеков со столицей в Теночтитлане. Ацтеки создали цивилизацию, уничтоженную испанскими завоевателями в XVI в.

* * *

АЦТЕКИ - АЦТЕ́КИ (астеки, науа; исп. aztecas), индейский народ. Другие названия - теночки и мешика. Современные ацтеки живут в Мексике. 1,2 млн. человек (1992). Язык ацтекский. Верующие - католики.

История

История ацтеков, как и других народов центральной Мексики, до прихода европейцев известна по их преданиям, записанным испанскими и индейскими хронистами (Б. Саагун, Д. Дуран, Ф. Альварадо Тесосомок, Ф. де Альва Иштлильшочитль, А. Д. Чимальпаин, Х. Баутиста Помар, Д. Муньос Камарго и др.) уже после конкисты. Ацтеки пришли на Мексиканское нагорье с севера, из легендарной страны Астлан. После долгих странствий в 1325 основали город Теночтитлан (см. ТЕНОЧТИТЛАН). Поначалу находились в зависимости от соседних государств. Были на службе у правителя г. Аскапоцалько, завоевывая для того соседние земли. В 1428 вместе с воинами городов Тескоко и Уэшоцинко разгромили г. Аскапоцалько. Образовали коалицию с соседними народами акольхуа (г. Тескоко) и тепанеками (г. Тлакопан). Вели войны с другими народами науа, а также с отоми на севере, уастеками и тотонаками на востоке, сапотеками и миштеками на юге и тарасками на западе. Особенно успешным было правление Монтесумы I (см. МОНТЕСУМА). Роль Теночтитлана в союзе трех городов возрастала. Другие правители продолжали расширять границы ацтекских владений. В некоторых случаях на землях побежденных народов размещались колонии ацтеков. Было создано политическое объединение, простиравшееся до берегов Мексиканского залива на востоке и Тихого океана на западе. С 1503 г. ацтеками правил Монтесума II; он был пленен испанцами и убит во время сражения в 1520.

Основы хозяйствования, виды ремесел

Основу существования ацтеков составляло продуктивное поливное земледелие на чинампах, полосах земли длиной несколько десятков метров и шириной до 10 м, вдающихся в воду канала. Они укладывались слоем травы, тростника и ила; при необходимости осуществлялся полив. Чинампа долго сохраняла плодородие, на ней можно было получать урожай несколько раз в год. Главной возделываемой культурой была кукуруза, выращивали также много видов фасоли, перцы и др., из технических культур - хлопок. Разводили пчел, а также кошениль (см. КОШЕНИЛЬ) на одном из видов кактуса. Ацтеки разводили индюков, гусей и уток, держали собак.

Несмотря на решающую роль в хозяйстве ацтеков продуктивного земледелия, они унаследовали от своих предков навыки собирателей. Об этом свидетельствует, в частности, использование магуэя (вид агавы). Ствол служил строительным материалом, колючки - иглами, корни поедались, из листьев делали кровлю, из очищенных волокон - ткани и бумагу, из сока изготовляли сладости и хмельной напиток. Испанский хронист Б. де Лас Касас (см. ЛАС КАСАС Бартоломе), один из первых историков завоевания Америки, перечислил в своей «Апологетической истории» более двух десятков применений магуэя. Во время ежегодных перелетов птиц ацтеки били много уток, гусей и др. пернатой дичи. В озерах и протоках ловили рыбу.

Ацтекские ремесленники мастерски обрабатывали камень, ткали, шили одежды, делали украшения, возводили здания, обрабатывали медь, золото и серебро - как холодной ковкой, так и плавлением (они умели сплавлять золото с медью). Весьма ценились сложные головные уборы и плащи из разноцветных перьев. Ацтеки также прославились изготовлением мозаичных изделий, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. Были искусными мастерами скульптуры. Сохранилась огромная статуя богини Коатликуэ, лишь отдаленно напоминающая человеческую фигуру. Наряду с устрашающими грандиозностью и тяжеловесностью статуями богов сохранились полные суровой правдивости головы воинов, выразительные фигурки животных. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Америки, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали рисунками растений, птиц и рыб. Хорошо была организована торговля, караваны в составе торговцев, носильщиков и стражи отправлялись далеко за пределы ацтекских владений. Торговля была как меновой, так и посредством общих эквивалентов (зерен какао, кусочков хлопковых тканей, медных топориков или ножей серповидной формы, трубочек из перьев птиц с золотым песком).

Ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или бумагу из магуэя. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.

В жизни ацтеков большое место занимала война, главной целью которой был захват пленников для жертвоприношений; поэтому пленников не обменивали и не освобождали. Основным оружием был лук со стрелами с наконечниками из камня, кости или кремня и обсидиана. Ацтеки использовали также копьеметалки и деревянные мечи с режущими обсидиановыми вкладышами. Защитным оружием служил плетеный щит и - у знати - панцирь из хлопка и деревянный шлем. У представителей высшей знати панцирь мог быть сделан из золотых пластин.

Общественные структуры

Ацтеки практически обитали в одном городе и его окрестностях, образуя город-государство. Нижней единицей ацтекского общества обычно считают «кальпулли», соседские общины. Они владели землей, которую предоставляли в пользование мужчинам - главам семей. Земля переходила по наследству сыну, младшему брату или племяннику по мужской линии. Земля могла передаваться в аренду другому человеку из кальпулли, но не продавалась и возвращалась в кальпулли, если ее не обрабатывали два года или вырождалась мужская линия ее владельцев. У кальпулли были свободные земли, которые предоставлялись по мере надобности. Часть общинных земель обрабатывалась сообща. Урожай с них шел на уплату налогов и содержание главы кальпулли и более высоких должностных лиц.

Были признаки подрыва общинного земледелия. Знатных люди за службу стали наделять землями. Эти земли предоставлялись в пожизненное пользование и должны были переходить преемнику по должности. Но такими преемниками часто становились сыновья, и земли превращались в наследные. Отличившиеся воины получали земли на территории коренных народов, они также переходили от отца к сыну.

Главы семей составляли совет старейшин общины, возглавлял его кальпуллек. Он избирался советом, но, как правило, из сыновей предыдущего вождя. Он распределял земли, разрешал споры, управлял общественными хранилищами. Кальпулли имел и военного вождя, который обучал молодежь и исполнял полицейские функции. Он же предводительствовал воинами кальпулли при боевых действиях. У каждого кальпулли были свои храмы и некоторые общественные постройки. Они располагались вокруг площади, становившейся центром общины. У ацтеков было 20 кальпулли. На племенном совете кальпулли был представлен человеком, называвшимся оратором. Успешные войны и увеличение богатств привели к заметному расслоению общества.

Нижнюю ступень в нем занимали рабы. Ими становились: должники; преступники; люди, поступившие в качестве дани от покоренных народов; те, кто продал или заложил себя в рабство; дети, проданные родителями. Хозяин раба не имел права убить его и мог продать его другому человеку только по его (раба) согласию. Раб мог заводить семью и иметь имущество. Он мог получить свободу, возвратив долг или цену, которая была когда-то за него уплачена, и некоторыми другими способами. Рабство не было наследным - дети рабов становились майеками

Майеки - свободные ацтеки, оказавшиеся по каким-то причинам вне кальпулли. Они работали носильщиками или обрабатывали полученную от храмов или господ землю, за которую отдавали часть урожая (большую). Они не могли покидать землю, на которую их сажали. Во время войны были членами ополчения.

Большую часть свободных ацтеков составляли земледельцы. Они платили налоги, выполняли всякого рода повинности. Среди них выделялся слой старейшин, освобожденных от налогов и не участвовавших в производительном труде. В него входили и отличившиеся воины, получавшие землю в пожизненное пользование. Особые прослойки среди свободных составляли ремесленники и торговцы.

Нижний слой знати образовывали люди, отличившиеся в войнах, при исполнении служебных обязанностей или особым религиозным рвением. Они освобождались от некоторых налогов, имели право носить одежды из тонкого хлопка, украшения из золота и драгоценных камней, особые знаки, указывавшие на их статус. Обычно их избирали на ответственные должности. Их положение не было наследным.

Сословие жрецов формировалось из младших детей знати. Среди них выделялось несколько ступеней. Высшими иерархами были жрецы богов Уитцилопочтли и Тлалока. Они были советниками верховного правителя и членами племенного совета.

Совет из 20 ораторов решал обычные государственные дела, объявлял войну и заключал мир, решал споры кальпулли и между отдельными лицами из разных кальпулли. Самые важные вопросы, включая выборы верховного правителя, решались на большом совете, куда входили также гражданские и военные вожди кальпулли, военные вожди фратрий и некоторые другие чиновники, а также самые высокие священнослужители.

20 кальпулли составляли 4 фратрии. Каждая фратрия имела свои храмы, арсеналы с оружием. Во главе их стояли военные предводители, которые являлись советниками верховного правителя. Верховный правитель ацтеков назывался «тлакатекутли» (вождь мужчин). Его положение подчеркивалось особыми одеждами и пышностью украшений, формой общения с ним окружающих, способом передвижения (его переносили на носилках) и некоторыми другими способами. В его ведении было взимание налогов, прием послов, устройство приемов в честь послов и знати. Он являлся военным вождем конфедерации. Особенно возросло влияние верховных правителей в годы, предшествовавшие появлению испанцев. У тлакатекутли был соправитель; он принимал и распределял дань, председательствовал на племенном совете, во время войн руководил ацтекскими войсками.

Законодательство, образование, семья

Отношения между людьми регулировались системой предписаний и запретов и наказаний за их нарушение. Кровной мести не существовало. Наказания были разного рода: телесные, конфискация имущества, обращение в рабство, краткое тюремное заключение, общественное осмеяние. Но в большинстве случаев виновные карались смертью - от преступления против государства до нарушения сроков уборки урожая. Виновного могли повесить, лишить головы, удушить, засечь или четвертовать. Прелюбодеяние каралось сжиганием на столбе, побиванием камнями.

У ацтеков имелись общественные школы, в которых мальчиков учили военному искусству, пению, танцам и ораторству. Дети знати посещали школу священников, где учились письму, слаганию стихов, астрономическим познаниям и истории и приобщались к религиозным канонам. В брак вступали в возрасте 16-18 лет девушки и 20-22 года юноши. Главную роль в заключении браков играли родители. Существовали некоторые ограничения в выборе партнера - нельзя было вступать в брак с близкими родственниками как по мужской, так и по женской линиям, а также внутри кальпулли. Свадебный обряд включал совместную трапезу, танцы, пощение новобрачных, кровопускание и др. Известно было многоженство, особенно в высших слоях. При разводе сыновья оставались с отцом, дочери - с матерью. Разведенная женщина возвращалась в свой кальпулли и могла снова вступить в брак. По смерти мужа его вдова оставалась в кальпулли мужа и вступала в брак с одним из его членов.

Религия

Ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости - личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Среди последних особое место занимали бог войны Уитцилопчтли, бог ночи и судьбы Тескатлипока, бог дождя, воды, грома и гор Тлалок, бог ветра и покровитель жрецов Кетцалькоатль («Пернатый змей»). Богом земледелия был Шипе. Почитали также бога и богиню маиса. Были боги, покровительствовавшие искусству ткачества, лечению, собирательству.

Ацтеки полагали, что, в зависимости от рода смерти, души умерших отправлялись либо в подземное царство, либо в страну бога Тлалока, считавшуюся земным раем, либо в небесное жилье бога-солнца. Этой высшей чести удостаивались храбрые воины, люди, принесенные в жертву, и женщины, умершие при родах. У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч.

Важным ритуалом было принесение богам крови человека. Ацтеки считали, что только постоянный приток крови поддерживал богов молодыми и сильными. Очень широко практиковались кровопускания, для чего протыкались язык, мочки ушей, конечности и даже половые органы. Священники прибегали к таким операциям несколько раз в день. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Были известны разные способы умерщвления жертвы. Иногда в ритуале участвовало до шести жрецов. Пятеро удерживали жертву спиной на ритуальном камне - четверо держали за конечности, один - за голову. Шестой вскрывал ножом грудь, вырывал сердце, показывал его солнцу и помещал в сосуд, стоявший перед изображением божества. Обезглавленное тело сбрасывалось вниз. Его подбирал человек, что подарил жертву или пленил ее. Он уносил тело домой, где отделял конечности и готовил из них ритуальную пищу, которую делил с родственниками и друзьями. Считалось, что съедение жертвы, олицетворявшей, по представлениям ацтеков, бога, приобщало к самому богу. Полагают, что в год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек.

Знания, письменность

Лечение включало в себя как магические средства, так и практические навыки. Они умели править сломанные кости, останавливать кровь, сшивать раны. Знали разнообразные лечебные свойства растений.

Для счисления времени ацтеки пользовались двумя календарями: ритуальным из 260 дней и солнечным, который имел 18 двадцатидневных месяцев и 5 несчастливых дней. Названия месяцев в нем соответствовали названиям сельскохозяйственных растений.

Сочетание двух типов отсчета времени давало ацтекам, как и майя, повторяющийся 52-летний цикл.

Для записи исторических событий, календарных и астрономических явлений и связанных с ними ритуалов, а также для учета земельных дарений и налогов, ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.

Большой энциклопедический словарь

АЦТЕКИ (астеки - науа), индейский народ в Мексике. 1,2 млн. человек (1992). Язык ацтекский. Верующие - католики. До 16 в. на территории современной Мексики существовало государство ацтеков со столицей в Теночтитлане. Ацтеки создали цивилизацию, уничтоженную испанскими завоевателями в 16 в.

Академический словарь

-ов, мн. (ед. ацте́к, -а, м.).

Наиболее крупная индейская народность Мексики, а также лица, относящиеся к этой народности.

Энциклопедия Кольера

АЦТЕКИ - название народов, населявших долину Мехико незадолго до испанского завоевания Мексики в 1521. Этот этноним объединяет многие племенные группы, которые говорили на языке науатль и обнаруживали черты культурной общности, хотя имели свои собственные города-государства и царские династии. Среди этих племен главенствующее положение занимали теночки, и "ацтеками" иногда называли только этот последний народ. Под ацтеками также имеют в виду могущественный тройственный союз, созданный теночками Теночтитлана, аколуа Тескоко и тепанеками Тлакопана, установившими свое господство в Центральной и Южной Мексике в период с 1430 по 1521. Ацтекские города-государства возникли на обширном горном плато под названием "долина Мехико", где теперь расположена столица Мексики. Эта плодородная долина площадью ок. 6500 кв. км простирается приблизительно на 50 км в длину и ширину. Она лежит на высоте 2300 м над у.м. и со всех сторон окружена горами вулканического происхождения, достигающими в высоту 5000 м. Во времена ацтеков своеобразие ландшафту придавала цепь соединяющихся озер с самым обширным из них, озером Тескоко. Озера питались горными стоками и ручьями, и периодические наводнения создавали постоянные проблемы для населения, жившего на их берегах. Вместе с тем озера давали питьевую воду, создавали среду обитания рыб, водоплавающих птиц и млекопитающих, а лодки служили удобным средством передвижения. Тройственный союз подчинил своей власти огромную территорию от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы, включавшую разнообразные ландшафты и природные зоны - относительно засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герреро, Тихоокеанские горные хребты, прибрежные равнины Мексиканского залива, буйные влажные тропические леса полуострова Юкатан. Тем самым ацтеки получили доступ к разнообразным природным ресурсам, которых не было в местах их первоначального проживания. Обитатели долины Мехико и некоторых других ареалов (например, тлашкаланцы, жившие на территории нынешних штатов Пуэбла и Тласкала) говорили на диалектах языка науатль (букв. "благозвучие", "складная речь"). Он был принят как второй язык у ацтекских данников и стал языком-посредником почти во всей Мексике в колониальный период (1521-1821). Следы этого языка обнаруживаются в многочисленных топонимах типа Акапулько или Оахака. По некоторым оценкам, ок. 1,3 млн. человек до сих пор говорят на языке науатль или его варианте науат, чаще называемом "мехикано". Этот язык входит в семью макронауа юто-ацтекской ветви, распространенной от Канады до Центральной Америки и включающей около 30 родственных языков. Ацтеки были большими любителями словесности и собирали библиотеки пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Месоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два - Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей. Ацтекские писцы фиксировали наследственные титулы и владения, составляли донесения испанскому королю, а чаще описывали быт и верования соплеменников для испанских монахов, чтобы облегчить им задачу христианизации индейцев. Европейцы получили первые сведения об ацтеках в период конкисты, когда Эрнан Кортес послал пять писем-донесений испанскому королю о ходе завоевания Мексики. Примерно 40 лет спустя участник экспедиции Кортеса, солдат Берналь Диас дель Кастильо, составил Подлинную историю завоевания Новой Испании (Historia verdadera de la conquista de Nueva Espaa), где ярко и обстоятельно описал теночков и соседние народы. Информация о различных аспектах ацтекской культуры поступала в 16 и начале 17 вв. из хроник и этнографических описаний, созданных ацтекской знатью и испанскими монахами. Из сочинений такого рода наибольшую ценность представляет многотомная Всеобщая история вещей Новой Испании (Historia general de las cosas de Nueva Espaa) монаха-францисканца Бернардино де Саагуна, содержащая самые разные сведения - от рассказов об ацтекских богах и правителей до описаний флоры и фауны. Столицу ацтеков, Теночтитлан, конкистадоры разрушили до основания. Остатки древних сооружений не привлекали внимания, пока в 1790 при земляных работах не были обнаружены т.н. Камень Солнца и 17-тонное изваяние богини Коатликуэ. Археологический интерес к ацтекской культуре возник после того, как в 1900 был открыт угол главного храма, но широкомасштабные археологические раскопки храма были предприняты только в 1978-1982. Тогда археологам удалось обнажить семь отдельных сегментов храма и извлечь из сотни захоронений более 7000 предметов ацтекского искусства и обихода. Более поздние археологические раскопки выявили под мексиканской столицей еще ряд больших и малых древних сооружений.

ИСТОРИЯ

Исторический фон. Культура ацтеков была последним звеном в длинной цепи развитых цивилизаций, процветавших и приходивших в упадок в доколумбовой Месоамерике. Самая древняя из них, культура ольмеков, развивалась на побережье Мексиканского залива в 14-3 вв. до н.э. Ольмеки подготовили почву для формирования последующих цивилизаций, поэтому эпоху их существования называют предклассической. Они имели развитую мифологию с обширным пантеоном богов, воздвигали массивные каменные сооружения, были искусны в резьбе по камню и гончарном ремесле. Их общество отличалось иерархичностью и узкой профессионализацией; последнее проявлялось, в частности, в том, что религиозными, управленческими и хозяйственными вопросами занимались специально обученные люди. Эти черты ольмекского общества получили дальнейшее развитие в последующих цивилизациях. Во влажных тропических лесах юга Месоамерики на сравнительно краткий исторический срок пышно расцвела цивилизация майя, оставившая после себя обширные города и множество великолепных произведений искусства. Приблизительно в то же время похожая цивилизация классической эпохи возникла в долине Мехико, в Теотиуакане - огромном городе площадью в 26-28 кв. км и с населением до 100 тыс. человек. В начале 7 в. Теотиуакан был разрушен в ходе войны. На смену ему пришла культура тольтеков, расцвет которой приходится на 9-12 вв. Тольтекская и прочие позднеклассические цивилизации (включая ацтекскую) продолжали тенденции, заложенные в предклассическую и классическую эпохи. Избытки сельскохозяйственной продукции способствовали росту населения и городов, богатство и власть все больше концентрировались в верхних слоях общества, что привело к формированию наследственных династий правителей городов-государств. Усложнялись религиозные обряды, основанные на политеизме. Возникли обширные профессиональные прослойки людей, занятых интеллектуальным трудом и торговлей, а торговля и завоевательные походы распространяли данную культуру на обширную территорию и приводили к образованию империй. Доминирующее положение отдельных культурных центров не мешало существованию других городов и поселений. Такая сложная система социальных взаимосвязей уже прочно устоялась во всей Месоамерике ко времени появления здесь ацтеков.

Скитания ацтеков. Название "ацтеки" (букв. "люди Астлана") напоминает о легендарной прародине племени теночков, откуда они совершили многотрудное путешествие в долину Мехико. Ацтеки были одним из многих бродячих или полуоседлых племен чичимеков, которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики. Мифологические и исторические источники указывают, что скитания теночков заняли более 200 лет с начала или середины 12 в. до 1325. Покинув остров Астлан ("Место Цапель"), теночки дошли до Чикомостока ("Семь пещер"), мифической отправной точки странствий многих бродячих племен, в том числе тлашкаланцев, тепанеков, шочимилько и чалько, каждое из которых когда-то отправилось из Чикомостока в длительное путешествие на юг, в долину Мехико и близлежащие долины. Теночки последними ушли из Семи Пещер, ведомые главным божеством своего племени, Уицилопочтли ("Колибри левой стороны"). Их путешествие не было плавным и непрерывным, поскольку время от времени они надолго останавливались, чтобы возвести храм или разрешить с помощью оружия внутриплеменные раздоры. Родственные племена теночков, уже обосновавшиеся в долине Мехико, встретили их со смешанными чувствами. С одной стороны, они были желанны как храбрые воины, которых воюющие между собой города-государства могли использовать в качестве наемников. С другой стороны, их порицали за жестокие обряды и обычаи. Первое святилище теночки воздвигли на холме Чапультепек ("Холм Кузнечика"), затем переходили из одного города в другой, пока в 1325 не выбрали для поселения два островка на озере Тескоко. Этот выбор, обусловленный практической целесообразностью, имел и мифическую подоплеку. В плотно заселенном озерном бассейне острова оставались единственным свободным местом. Их можно было расширить за счет насыпных искусственных островов (чинампа), а лодки служили легким и удобным видом транспорта. Существует легенда, согласно которой Уицилопочтли повелел теночкам обосноваться там, где они увидят сидящего на кактусе орла со змеей в когтях (этот символ вошел в государственный герб Мексики). В том месте и был основан город теночков - Теночтитлан. С 1325 до 1430 теночки находились в услужении, в том числе в качестве военных наемников, у самого сильного города-государства в долине Мехико, Ацкапоцалько. В награду за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. С необыкновенным трудолюбием они отстраивали город и расширяли с помощью искусственных островов чинампа свои владения. Они заключали союзы, чаще всего посредством браков, с правящими династиями соседних народов, восходившими к тольтекам.

Создание империи. В 1428 теночки вошли в союз с аколуа города-государства Тескоко, расположенного на восток от Теночтитлана, восстали против тепанеков Ацкапоцалько и разгромили их в 1430. После этого к военному союзу теночков и аколуа присоединились тепанеки близлежащего Тлакопана. Так была создана мощная военно-политическая сила - тройственный союз, нацеленный на захватнические войны и контроль над экономическими ресурсами огромной территории. Правитель теночков Ицкоатль, первым возглавивший тройственный союз, подчинил прочие города-государства долины Мехико. Каждый из пяти последующих властителей расширял территорию империи. Впрочем, последний из ацтекских императоров, Мотекусома Шокойотцин (Монтесума II), занимался не столько захватом новых территорий, сколько консолидацией империи и подавлением восстаний. Но Монтесуме, как и его предшественникам, не удалось подчинить тарасков на западных границах империи и тлашкаланцев на востоке. Последние оказали огромную военную помощь испанским конкистадорам во главе с Кортесом при покорении ацтекской империи.

ОБРАЗ ЖИЗНИ АЦТЕКОВ

Экономика. Основу питания ацтеков составляли кукуруза, бобы, тыква, многочисленные разновидности стручкового перца чили, помидоры и прочие овощи, а также семена чиа и амаранта, разнообразные фрукты из тропической зоны и колючий грушевидный кактус нопаль, растущий в полупустынях. Растительную пищу дополняли мясо одомашненных индюков и собак, дичь, рыба. Из всех этих компонентов ацтеки умели готовить очень питательные и полезные тушеные блюда, каши, соусы. Из зерен какао они готовили душистый пенистый напиток, предназначенный для знати. Из сока агавы приготовлялся алкогольный напиток пульке. Агава давала также древесное волокно для выделки грубой одежды, веревок, сетей, сумок и сандалий. Более тонкое волокно получалось из хлопка, который культивировался за пределами долины Мехико и ввозился в столицу ацтеков. Носить одежды из хлопчатых тканей имели право только знатные люди. Мужские головные уборы и набедренные повязки, женские юбки и блузки нередко покрывались замысловатыми узорами. Расположенный на острове Теночтитлан расширялся за счет "плавучих садов" чинампа. Ацтекские земледельцы строили их на мелководье из связанных корзин с илом и водорослями и укрепляли, обсаживая по краям ивами. Между искусственными островами образовалась сеть связанных между собой каналов, которые служили для орошения и транспортировки грузов и поддерживали среду обитания рыб и водоплавающих. Земледелие на чинампа было возможно только в окрестностях Теночтитлана и в южных озерах, возле городов Шочимилько и Чалько, поскольку источники здесь сохраняли воду пресной, тогда как в центральной части озера Тескоко она была более соленой и потому непригодной для земледелия. В середине 15 в. ацтеки построили через озеро мощную дамбу, чтобы сохранить пресную воду для Теночтитлана и защитить город от наводнений. Инженерные и архитектурные достижения ацтеков, не знавших вьючных животных, колеса и металлических инструментов, были основаны исключительно на эффективной организации труда. Однако чинампа и земли долины Мехико не могли прокормить растущее городское население. К 1519 в Теночтитлане проживало от 150 до 200 тыс. человек, население второго по величине города Тескоко достигло 30 тыс., а в других городах проживало от 10 до 25 тыс. человек. Возрастала доля аристократии, да и среди прочих городских слоев значительную долю составляли те, кто потреблял, но не производил продукты питания: ремесленники, торговцы, писцы, учителя, жрецы и военачальники. Продукты доставлялись в города в качестве дани, взимаемой с покоренных народов, или привозились торговцами и окрестными земледельцами для продажи на рынке. В крупных городах рынки функционировали ежедневно, а в небольших открывались раз в пять или двадцать дней. Самый большой рынок в государстве ацтеков был организован в городе-спутнике Теночтитлана - Тлателолько: по оценкам испанского конкистадора, здесь ежедневно собиралось от 20 до 25 тыс. человек. Купить здесь можно было все что угодно - от маисовых лепешек и перьев до драгоценных камней и рабов. К услугам посетителей всегда были цирюльники, носильщики и судьи, следившие за порядком и честностью совершения сделок. Покоренные народы регулярно, раз в три месяца или в полгода, платили дань ацтекам. Они доставляли в города тройственного союза продукты питания, одежды, воинские облачения, полированные бусы из жадеита и яркие перья тропических птиц, а также оказывали различного рода услуги, в том числе конвоировали пленников, назначенных к принесению в жертву. Торговцы предпринимали долгие и опасные путешествия, чтобы привезти в ацтекские города ценные товары, и многие наживали изрядные богатства. Зачастую купцы служили осведомителями и послами в землях, лежавших за пределами империи.

Социальная организация. Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса - наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы. Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием "калпулли" - своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству. Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть. В ацтекском обществе было распространено рабовладение. В качестве наказания за воровство или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

Образование и образ жизни. Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев. Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием "куикакалли" ("дом песни"), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам. Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке. Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах - так сказать, на своем поле битвы, - сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

Завоевательные войны и управление империей. Каждый ацтекский город-государство имел одного или нескольких правителей под названием "тлатоани" ("оратор"). Власть была наследственной и переходила от брата к брату либо от отца к сыну. Впрочем, наследование почетных титулов происходило не автоматически, а требовало одобрения высших кругов городской знати. Таким образом, легитимность власти каждого нового правителя обеспечивалась как божественным правом наследования, так и публичным признанием его достоинств. Правители жили в роскоши, но не в праздности, поскольку были обязаны осуществлять управление, выносить вердикты в сложных судебных случаях, наблюдать за должным исполнением религиозных ритуалов и защищать подданных. Поскольку некоторые города-государства подпали под власть других, одни правители считались выше других, а главным из них признавали правителя Теночтитлана. На службе правителей состояли советники, военачальники, жрецы, судьи, писцы и прочие должностные лица. Имперские захваты потребовали расширения бюрократического аппарата за счет сборщиков дани, наместников и начальников гарнизонов. Покоренные народы пользовались относительной свободой. Городам-государствам, как правило, позволялось сохранять правящие династии при условии аккуратной выплаты дани. Новые территории входили в состав империи различными путями - одни народы теночки завоевывали и принуждали к регулярной выплате дани, других склоняли к союзу переговорами, брачными связями и дарами. Города-государства, покоренные тройственным союзом в раннюю эпоху его существования, к началу 16 в. были уже глубоко интегрированы в имперскую структуру. Их правители участвовали в захватнических войнах теночков, получая награды в виде титулов и земель. Война составляла важнейшую сферу жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

Религия. Ацтекский политеистический пантеон включал в себя множество богов и богинь. Богов-демиургов представляют таинственный непредсказуемый Тескатлипока ("Курящееся Зеркало"), бог огня Шиутекутли и знаменитый Кецалькоатль ("Пернатый Змей"), "давший людям маис". Поскольку жизнь ацтеков во многом зависела от земледелия, они поклонялись богам дождя, плодородия, маиса и т.п. Боги войны, как, например, Уицилопочтли теночков, ассоциировались с Солнцем. Каждому божеству ацтеки воздвигали храмы, где жрецы и жрицы отправляли его культ. Главный храм Теночтитлана (46 м высотой) был увенчан двумя святилищами, посвященными Уицилопочтли и богу дождя Тлалоку. Этот храм возвышался посреди обширной огороженной территории, где находились другие храмы, палаты воинов, жреческая школа и площадка для ритуальной игры в мяч. Изощренные религиозные ритуалы включали в себя празднества, посты, песнопения, танцы, воскурение благовоний и каучука, а также ритуальные драматические действа, нередко с человеческими жертвоприношениями.

ГЛАВНЫЙ ХРАМ ТЕНОЧТИТЛАНА (реконструкция).

ГЛАВНЫЙ ХРАМ ТЕНОЧТИТЛАНА (реконструкция).

Согласно ацтекской мифологии, Вселенная делилась на тринадцать небес и девять преисподних миров. Сотворенный мир прошел четыре эпохи развития, каждая из которых завершилась гибелью человеческого рода: первая - от ягуаров, вторая - от ураганов, третья - от всемирного пожара, четвертая - от потопа. Современная ацтекам эпоха "Пятого Солнца" должна была завершиться страшными землетрясениями. Человеческие жертвоприношения, составлявшие важнейшую часть ацтекских религиозных обрядов, практиковались для того, чтобы снабжать богов энергией и тем отсрочить неизбежную гибель человеческого рода. Жертвоприношения, считали ацтеки, необходимы для поддержания устойчивого жизненного цикла; человеческая кровь питала Солнце, вызывала дожди и обеспечивала земное существование человека. Некоторые формы жертвоприношений ограничивались кровопусканиями посредством шипов растения магуэй, но часто жертву убивали жрецы, распарывая ножом грудь и вырывая сердце. При одних обрядах в жертву приносили избранника, которому выпала честь воплощать собою божество, при других убивали множество пленников.

Достижения науки и искусства. Ацтеки имели циклический счет времени. Солнечный 365-дневный календарь они сочетали с ритуальным 260-дневным календарем. Согласно первому, год делился на 18 месяцев по 20 дней каждый, к которым в конце добавлялось 5 т.н. несчастливых дней. Солнечный календарь применялся к сельскохозяйственному циклу и основным религиозным обрядам. Ритуальный календарь, употреблявшийся для пророчеств и предсказаний человеческой судьбы, содержал 20 наименований дней месяца ("кролик", "дождь" и т.п.) в сочетании с цифрами от 1 до 13. Новорожденный вместе с наименованием дня своего рождения (вроде "Два Олень" или "Десять Орел") получал также предсказание своей судьбы. Так, считалось, что Два Кролик будет пьяницей, а Один Змея заслужит славу и богатство. Оба календаря соединялись в 52-летний цикл, по завершении которого прожитые годы исчезали подобно тому, как ветер уносит связанный пучок из 52 тростин, и начинался новый цикл. Окончание каждого 52-летнего цикла грозило гибелью Вселенной.

КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

КАЛЕНДАРЬ АЦТЕКОВ, вырезанный на камне весом более 24 тонн.

Ацтеки создали обширный корпус устной литературы, представленной жанрами эпической, гимнической и лирической поэзии, религиозных песнопений, драмой, легендами и сказаниями. По тону и тематике эта литература также весьма разнообразна и варьирует от воспевания воинской доблести и подвигов предков до созерцания и размышлений о сущности жизни и предназначении человека. Поэтические упражнения и диспуты постоянно практиковались в среде знати. Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов.

ГИПСОВАЯ МАСКА ИЗ ТЕНОЧТИТЛАНА свидетельствует о высокой степени развития ацтекской скульптуры.

ГИПСОВАЯ МАСКА ИЗ ТЕНОЧТИТЛАНА свидетельствует о высокой степени развития ацтекской скульптуры.

ЛИТЕРАТУРА

Вайан Дж. История ацтеков. М., 1949 Леон-Портилья М. Философия нагуа. М., 1961 Кинжалов Р. Искусство древней Америки. М., 1962 Соди Д. Великие культуры Месоамерики. М., 1985 История литератур Латинской Америки, т. 1. М., 1985 Кинжалов Р. Орел, кецаль и крест. М., 1991

Орфографический словарь

ацте́ки, -ов, ед. ч. ацте́к, -а

Словарь иностранных слов

АЦТЕКИ (перуан.). Первоначальные туземные жители Мексики, с высокою самобытною культурою.

Сканворды для слова ацтеки

- Индейский народ, чья цивилизация рухнула под натиском испанских конкистадоров.

- Столицей какого народа, проживавшего на территории Мексики, был Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко?

- Вождём какого племени был Монтесума?

- Люди какой цивилизации поклонялись богу Кетцалькоатлю?

- Эти индейцы некогда исчисляли время по «Солнечному камню» - календарю, обнаруженному в Мехико больше 200 лет назад.

- Индейский народ в центральной Мексике.

Полезные сервисы

ацтекский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к ацтекам, связанный с ними.

2. Свойственный ацтекам, характерный для них.

3. Принадлежащий ацтекам.

Толковый словарь Ожегова

АЦТЕ́КСКИЙ, -ая, -ое.

1. см. ацтеки.

2. Относящийся к ацтекам, к их языку, образу жизни, культуре, а также к территории их проживания, её внутреннему устройству, истории; такой, как у ацтеков. А. язык (один из индейских языков). Ацтекская цивилизация. Ацтекское письмо (пиктографическое, с элементами иероглифов).

Орфографический словарь

ацте́кский

Морфемно-орфографический словарь

ацте́к/ск/ий.

Грамматический словарь

ацте́кский п 3a✕~

Полезные сервисы

ацтекский язык

Энциклопедический словарь

Ацте́кский язы́к (науатль), относится к тано-ацтекской семье индейских языков. В XIV-XVI вв. письмо пиктографическое, с XVI в. - на основе латинской графики.

* * *

АЦТЕКСКИЙ ЯЗЫК - АЦТЕ́КСКИЙ ЯЗЫ́К (науатль), относится к тано-ацтекской семье индейских языков. В 14-16 вв. пиктографическое письмо, с 16 в. - на основе латинской графики.

Большой энциклопедический словарь

АЦТЕКСКИЙ ЯЗЫК (науатль) - относится к тано-ацтекской семье индейских языков. В 14-16 вв. пиктографическое письмо, с 16 в. - на основе латинской графики.

Словарь народов и культуры

Лингвистика

Ацте́кский язы́к

(науатль) - один из индейских

языков, включаемый в тано-ацтекскую семью (см. Тано-ацтекские языки). Э. Сепир относит его к

ацтекской ветви семьи юто-ацтекских

языков. Н. А. Мак-Куаун включает А. я. в выделенную им коранскую

подгруппу, К. Л. Хейл и Ч. Ф. Вёглин допускают принадлежность его к

группе таракаита. Распространён в Мексике, главным образом между

Мехико и г. Тустла-Гутьеррес. Число говорящих свыше 1 млн. чел.

Выделяются 3 группы диалектов: науатль (характеризуется заменой

исконного юто-ацтекского t фонемным сочетанием

tl в превокальной позиции), науаль (фонемное сочетание tl заменяется

фонемой l), науат (сохраняется исконное t).

Фонологический строй в целом обнаруживает

черты тихоокеанского типа. Для консонантизма

специфично наличие аффрикат, в т. ч. латеральной аффрикаты tl,

гортанной смычки, лабиализованного kʷ; в

А. я. самая длинная из всех юто-ацтекских языков серия взрывных

согласных. Вокализм развит относительно слабо

(i, e, a, o). Морфология агглютинативная с умеренно развитым полисинтетизмом. В словоизменении и словообразовании широко используются аффиксация (главным образом суффиксация), редупликация, объединение целых слов в единый

словокомплекс (tōtolin ‘курица’, tetl ‘камень’, tlaxcalli ‘лепёшка’ →

tōtoltetlaxcalli ‘яичница’). Для выражения пространственных и

временны́х значений широко используются послелоги. В лексике

большое количество испанских заимствований.

До испанского завоевания А. я. был языком ацтекской цивилизации,

предполагается, что на нём говорило около 6 млн. чел. В эпоху расцвета

ацтекской империи (14-16 вв.) развивалась пиктографическая письменность с элементами иероглифики (см. Ацтекское письмо). После испанского завоевания

была создана письменность на основе латинской

графики (16 в.), в 17-18 вв. появляются многочисленные

произведения, главным образом исторического, религиозного и

философского характера. В 20 в. А. я. используется в начальной

школе, на нём издаются учебники, специальная литература для чтения

(хрестоматии, сборники фольклора и др.).

Barra y Valenzuela P., Los Náhoas. Historia, vida

y lengua, Méx., 1953;

Garibay Kintana A. M., Llave del náhuatl, 2ª ed.,

Méx., 1961;

Voegelin C. F., Voegelin F. M.,

Hale K. L., Typological and comparative grammar of Uto-Aztecan,

[v.] 1, Balt., 1962;

Sandoval R., Arte de la lengua mexicana, Méx.,

1965;

Swadesh M., Sancho M., Los mil elementos

del mexicano clásico, Méx., 1966;

González Casanova P., Estudios de lingüística y

filología nahuas, Méx., 1977;

Clavijero F. J., Reglas de la lengua mexicana con

un vocabulario, Méx., 1974.

Cantares Mexicanos, v. 2,

A Nahuatl-English dictionary, Stanford (Cal.), 1985.

Ю. В. Ванников.

Полезные сервисы

ацтекское письмо

Лингвистика

Ацте́кское письмо́ -

письменность, которой пользовались ацтеки

(см. Ацтекский язык). Известно с 14 в.

В целом А. п. имело пиктографический характер (см. Пиктография), но включало значительное количество

иероглифических элементов. Материалом для письма

служили специально обработанная кожа или бумажные полоски, которые

складывались в виде ширмы. Отсутствовала определённая система

расположения пиктограмм: знаки могли располагаться и горизонтально, и

вертикально, и способом бустрофедон

(встречное направление соседних «строк», т. е. серий пиктограмм).

В развитии А. п. прослеживаются следующие тенденции:

1) формирование знаков для передачи фонетического облика слова,

для чего использовался так называемый ребусный принцип, основанный на

наличии полной или частичной лексической омонимии (так, для передачи имени Itzcoatl

изображалась стрела с обсидиановым наконечником - itz-tli - над

змеёй - coatl; знаки этой категории использовались главным образом

для обозначения слов с конкретной семантикой;

2) формирование знаков иероглифического характера, которые

использовались для выражения определённых понятий; 3) постепенное формирование

собственных фонетических знаков, особенно для передачи звучания имён собственных, в первую очередь топонимов, а также для предлогов и аффиксов; знаки

этой категории нередко характеризуются фонетической

многозначностью: один и тот же знак может передавать иногда разные

звуки или слоги.

Развитие процессов полисемии позволяло

увеличивать коммуникативные возможности письменности без введения

дополнительных знаков.

К моменту Конкисты (конец 15 в.), прервавшей процесс дальнейшего

развития А. п., все перечисленные категории знаков существовали

параллельно, их употребление не было упорядочено. В 16 в. для ацтекского

языка были предприняты попытки использовать испанский алфавит

(Грамматика А. де Олмоса, 1547), однако спорадическое использование

А. п. (в религиозных и юридических целях) отмечалось ещё в течение

долгого времени.

Dávila Garibi J. I., La escritura del idioma

Nahuatl a través de los siglos, 2ª ed., Méx., 1948.

Ю. В. Ванников.

Полезные сервисы