Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

венецианец

Орфографический словарь

венециа́нец, -нца, твор. п. -нцем

Словарь ударений

венециа́нец, -нца; р. мн. -нцев

Формы слов для слова венецианец

венециа́нец, венециа́нцы, венециа́нца, венециа́нцев, венециа́нцу, венециа́нцам, венециа́нцем, венециа́нцами, венециа́нце, венециа́нцах

Морфемно-орфографический словарь

венеци/а́н/ец/.

Грамматический словарь

венециа́нец мо 5*a

Сканворды для слова венецианец

- Житель города в Северной Италии, историческая часть которого расположена на островах и каналах.

Полезные сервисы

венецианка

Орфографический словарь

венециа́нка, -и, род. п. мн. ч. -нок

Морфемно-орфографический словарь

венеци/а́н/к/а.

Грамматический словарь

венециа́нка жо 3*a

Сканворды для слова венецианка

- Дама из города с Дворцом Дожей.

Полезные сервисы

венециано-турецкий

Слитно. Раздельно. Через дефис

венециа/но-туре/цкий

Орфографический словарь

венециа́но-туре́цкий

Морфемно-орфографический словарь

венеци/а́н/о/-туре́ц/к/ий.

Полезные сервисы

венецианов

Грамматический словарь

Венециа́нов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ВЕНЕЦИАНОВ

Отец выдающегося русского живописца был родом из нежинских греков, которые в XVIII веке имели обширные связи с Венецией. Можно полагать, что кто-то из предков художника побывал,может быть, и не раз, в далекой Венеции, за что получил прозвище Венециан, то есть венецианец. (Ф)

Сканворды для слова венецианов

- Род этого художника происходил из Греции, но фамилию его предки получили в честь итальянского города.

- Именно этот русский художник дал имя самой короткой улице Москвы.

Полезные сервисы

венецианов ал. гавр

Гуманитарный словарь

ВЕНЕЦИА́НОВ Ал. Гавр. (1780-1847) - живописец и график, один из основоположников реалистич. бытового жанра в рус. живописи. Род. в Москве, в семье торговца. Род В. происходил из Греции, семья была тесно связана с моск. купеч. сословием. Учился в моск. пансионе, работал землемером в Пб., затем в Канцелярии директора почт. Брал уроки у В. Л. Боровиковского, чье влияние сказалось на всем его творчестве. В ранний период писал интимные портреты пастелью и маслом (А. Л. Венециановой, 1801; М. А. Фонвизина, 1812). Изд. "Журнал карикатур на 1808 г.", для к-рого подготовил 4 офорта. В 1811 получил звание канд. в акад. за "Автопортрет", вскоре - звание акад. за "Портрет К. И. Головачевского с тремя воспитанниками АХ" (1811). В. развивал лучшие традиции рус. живописного портрета 18 в. (портрет А. И. Бибикова, ок. 1805; портрет М. М. Философовой, 1823). С 1819 жил в дер. Сафонково Тверской губ., писал портреты, в к-рых воссоздал тип крестьян рус. провинц. дворянства, жанровые сцены из сельской жизни ("Жница", 20-е гг.; "Гумно", ок. 1821-23; "Утро помещика", 1823; "Спящий пастушок", 1823-24). Воспитал в Пб. и с. Сафоновке мн. художников. Наиб. известны Н. Крылов, Е. Крендовский, Л. Плахов, Г. Сорока, А. Тыранов, С. Зарянко, А. Алексеев, А. Денисов. Венециановская школа - самостоят. реалистич. течение в рус. живописи 1-й пол. 19 в., определявшее повседневную жизнь как гл. содержание иск-ва. Худож. школы В., следуя демокр. принципам живописи, создавали пейзажи, портреты, натюрморты Для их творчества характерны обобщенная характеристика фигур, уравновеш. несложные композиции, передача цвета предметов при их естеств освещении.

Лит.: Смирнов Г. Венецианов и его школа. Альбом. Л., 1973. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова. 2-е изд. М., 1982.

Н. М. Карамзин. Худ. А. Г. Венецианов. 1828

Н. М. Карамзин. Худ. А. Г. Венецианов. 1828

Полезные сервисы

венецианов алексей гаврилович

Энциклопедический словарь

Венециа́нов Алексей Гаврилович (1780-1847), живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры, в том числе на открытом воздухе.

* * *

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович - ВЕНЕЦИА́НОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра (см. БЫТОВОЙ ЖАНР) в русской живописи (см. Венециановская школа (см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА)). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.

* * *

ВЕНЕЦИА́НОВ Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва - 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изобразительном искусстве романтизма (см. РОМАНТИЗМ) , педагог-реформатор.

Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа (см. ЭРМИТАЖ) . Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского (см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич). Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать «Журнал карикатур на 1808 год». Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков «отцом русской карикатуры». Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым (см. ТЕРЕБЕНЕВЫ)) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова, мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом («М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба - Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811, Третьяковская галерея).

В 1811 был принят в число членов Академии художеств (см. АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ (Санкт-Петербург)) . Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 - начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно» (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин - «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг.; обе - в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823-24; обе - в Русском музее). Крестьянские портреты, - такие, как «Захарка» (1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.

Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все - в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью - он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.

Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы (см. ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА), наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно «низкие» (с точки зрения Академии) жанры - бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж.

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847) - российский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: "На пашне", 1820-е гг., "Захарка", 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА - группа российских живописцев 2-й четв. 19 в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

Энциклопедия Кольера

А. Г. Венецианов.

Полезные сервисы

венецианов георг. сем

Гуманитарный словарь

ВЕНЕЦИА́НОВ Георг. Сем. (1896-1965) - цирковой реж., актер драматич. т-ров. Как реж. в 30-е гг. работал в мюзик-холле и на эстраде. В 1946-65 - гл. реж. Ленинградского цирка. Поставил тематич. представления "Женщины - мастера цирка" (1950), "Праздник на воде" (1952), "Карнавал на льду" (1952), "Цирк зверей" (1956) и др. В 1954 В. (совм. с Л. Таити) пост. водяную пантомиму "Выстрел в пещере". Богатая творч. фантазия проявилась в пост. В. парадах-прологах, тематич. елочных представлениях, клоунских репризах, номерах. Особенно плодотворной была работа В. в конном жанре и клоунаде (инициатор создания в Ленингр. цирке студий, конной и муз. эксцентрики, выпустивших ряд номеров). Пост. творч. связь В. с клоунами Демашем и Б. Вяткиным, К. Мусиным и др. привела к созданию ряда новых реприз и клоунских интермедий. Писал также пьесы, сценарии, скетчи, фельетоны.

Лит.: Зискинд Е. Режиссер на арене цирка. М., 1971; Никулин Ю. Почти серьезно. М., 1987.

Полезные сервисы

венецианов, алексей гаврилович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

А.Г. Венецианов. Автопортрет.

А.Г. Венецианов. Автопортрет.

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780 - 1847), один из основоположников бытового жанра в русской живописи. С 1819 поселился в деревне Сафонково Тверской губернии, где писал портреты крестьян и сцены из их жизни. Создал поэтические образы крестьянской жизни, неразрывно связанной с красотой среднерусской природы ("На жатве. Лето", 1820-е гг.; "Захарка", 1825).

А.Г. Венецианов. На пашне. Весна. 1820-е гг. Третьяковская галерея.

А.Г. Венецианов. "На пашне. Весна". 1820-е гг. Третьяковская галерея.

А.Г. Венецианов. Спящий пастушок. Между 1823 и 1826. Масло.

А.Г. Венецианов. "Спящий пастушок". Между 1823 и 1826. Масло.

Полезные сервисы

венециановская школа

Энциклопедический словарь

Венециа́новская шко́ла - группа российских живописцев второй четверти XIX в., учеников А. Г. Венецианова (Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский, Л. К. Плахов, Г. В. Сорока и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

* * *

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА - ВЕНЕЦИА́НОВСКАЯ ШКО́ЛА, группа российских живописцев 2-й четв. 19 в., учеников А. Г. Венецианова (см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович)(Н. С. Крылов, Е. Ф. Крендовский (см. КРЕНДОВСКИЙ Евграф Федорович), Л. К. Плахов (см. ПЛАХОВ Лавр Кузьмич), Г. В. Сорока (см. СОРОКА Григорий Васильевич) и др.). Представители венециановской школы с поэтической непосредственностью изображали жизнь демократических кругов общества, писали городские и сельские пейзажи, интерьеры и натюрморты.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНОВСКАЯ ШКОЛА, группа российских живописцев 2-й четверти 19 века, учеников А.Г. Венецианова (Н.С. Крылов, Е.Ф. Крендовский, Г.В. Сорока и др.), с поэтической непосредственностью изображавших жизнь крестьян и мастеровых, городские и сельские пейзажи, интерьеры, натюрморты.

Полезные сервисы

венециановский

Орфографический словарь

венециа́новский (от Венециа́нов)

Полезные сервисы

венецианская школа

Энциклопедический словарь

Венецианская школа - I

одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во второй половине XV - XVI вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в XVIII в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

II

1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в XVI-XVII вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др. 2) Оперная школа XVII - начала XVIII вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини, В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди). Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

-----------------------------------

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА - 1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели. Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии в мессах, развивали мадригал, канцону, органные ричеркар, токкату и др.

2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы. Крупнейшие представители - К. Монтеверди, Ф. Кавалли, М. А. Чести, Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди.

Полезные сервисы

венецианская школа (в искусстве)

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в искусстве) - ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА, одна из художественных школ Италии. Наибольший расцвет переживала в эпоху Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) во 2-й пол. 15-16 вв. (семья Беллини (см. БЕЛЛИНИ (живописцы)), В. Карпаччо (см. КАРПАЧЧО Витторе), Джорджоне (см. ДЖОРДЖОНЕ), Тициан (см. ТИЦИАН), П. Веронезе (см. ВЕРОНЕЗЕ Паоло), Я. Тинторетто (см. ТИНТОРЕТТО Якопо)) и в 18 в. (Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), А. Каналетто (см. КАНАЛЕТТО Джованни Антонио), П. Лонги (см. ЛОНГИ Пьетро), Ф. Гварди (см. ГВАРДИ Франческо) ). 16 в. в искусстве Италии стал веком Венеции. Тесно связанная со странами Западной Европы и Востока, Венеция черпала в иноземной культуре все то, что могло служить ее украшению: нарядность и золотой блеск византийских мозаик, каменную антуражность мавританских сооружений, фантастичность храмов готики. При этом здесь был выработан свой оригинальный стиль в искусстве, тяготеющий к парадной красочности. Венецианскую школу характеризует светское, жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, тонкий колоризм.

Полезные сервисы

венецианская школа (в музыке)

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА (в музыке) - ВЕНЕЦИА́НСКАЯ ШКО́ЛА,

1) направление в музыкальном искусстве, сложившееся в Италии в 16-17 вв. Основоположник - А. Вилларт, представители - К. Меруло, А. и Дж. Габриели (см. ГАБРИЕЛИ). Они создали монументально-декоративный стиль вокально-инструментальной полифонии (см. ПОЛИФОНИЯ) в мессах (см. МЕССА), развивали мадригал (см. МАДРИГАЛ), канцону (см. КАНЦОНА), органные ричеркар (см. РИЧЕРКАР), токкату (см. ТОККАТА) и др.

2) Оперная школа 17 - нач. 18 вв., связанная с начальным этапом развития оперы (см. ОПЕРА). Крупнейшие представители - К. Монтеверди (см. МОНТЕВЕРДИ Клаудио), Ф. Кавалли (см. КАВАЛЛИ Франческо), М. А. Чести (см. ЧЕСТИ Антонио), Дж. Легренци, А. Кальдара, А. Вивальди (см. ВИВАЛЬДИ Антонио) .

Полезные сервисы

венецианская школа (живоп.)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА, одна из основных итальянских художественных школ с центром в Венеции. Наибольший расцвет пережила в эпоху Возрождения (2-я половина 15 - 16 веков), когда работали живописцы Джорджоне, Тициан, Тинторетто, П. Веронезе и др., и в 18 веке (Дж.Б. Тьеполо, А. Каналетто Г.Ф. Гварди). Для венецианской школы характерны светское жизнеутверждающее начало, поэтическое восприятие мира, человека и природы, особое внимание к проблемам колорита.

Полезные сервисы

венецианская школа (муз.)

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА в музыке,

1) полифоническая школа, сложившаяся в Венеции в 16 - 17 вв. Отличается монументально-декоративным стилем вокальной полифонии. Основоположник - А. Вилларт, главные представители - А. и Дж. Габриели. Развивали жанры мадригала и канцоны, многохорных концертов и месс, органного ричеркара, токкаты и др.

2) Оперная школа 17 - начала 18 вв., традиции которой заложены в поздних сочинениях К. Монтеверди. Главные представители - Ф. Кавалли, М.А. Чести. Пышное музыкально-сценическое великолепие их оперных постановок -классическое выражение итальянского музыкального барокко. В 1637 в Венеции открылся первый публичный оперный театр.

Полезные сервисы

венецианские статуты

Энциклопедический словарь

Венециа́нские стату́ты - в средние века сборники торговых и морских обычаев, действовавших в Венецианской республике.

* * *

ВЕНЕЦИАНСКИЕ СТАТУТЫ - ВЕНЕЦИА́НСКИЕ СТАТУ́ТЫ, в средние века сборники торговых и морских обычаев, действовавших в Венецианской республике. Составлены в 13 в.

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКИЕ СТАТУТЫ - в средние века сборники торговых и морских обычаев, действовавших в Венецианской республике.

Полезные сервисы

венецианский

Толковый словарь

прил.

1. Относящийся к Венеции, венецианцам, связанный с ними.

2. Свойственный венецианцам, характерный для них и для Венеции.

3. Принадлежащий Венеции, венецианцам.

4. Созданный, изготовленный и т.п. в Венеции или венецианцами.

Толковый словарь Ушакова

ВЕНЕЦИА́НСКИЙ, венецианская, венецианское. прил. к Венеция.

• Венецианское окно - большое, широкое, преим. с полукруглым верхом, состоящее из трех частей: обыкновенного окна посредине и двух полуокон по бокам.

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИА́НСКИЙ -ая, -ое.

◊ Венециа́нское окно. Большое окно, состоящее из трёх частей: обыкновенного окна посредине и двух полуокон по бокам. Венециа́нское стекло. Художественные изделия из стекла, изготовлявшиеся по особой технологии с конца 13 в. в Венеции. Венециа́нская школа. 1. Одна из основных художественных школ Италии. -2. В Италии в 16 - 17 вв.: направление в музыкальном искусстве.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к Венеция.

венецианское окно

большое окно, состоящее из трех частей (обыкновенного окна посредине и двух полуокон по бокам).

Орфографический словарь

венециа́нский (от Вене́ция; венециа́нское окно́, стекло́, зе́ркало)

Словарь ударений

венециа́нский

Трудности произношения и ударения

венециа́нский. Неправильно произношение [венэциа́нский].

Формы слов для слова венецианский

венециа́нский, венециа́нская, венециа́нское, венециа́нские, венециа́нского, венециа́нской, венециа́нских, венециа́нскому, венециа́нским, венециа́нскую, венециа́нскою, венециа́нскими, венециа́нском, венециа́нск, венециа́нска, венециа́нско, венециа́нски

Синонимы к слову венецианский

прил., кол-во синонимов: 1

венецейский (устар.)

Морфемно-орфографический словарь

венеци/а́н/ск/ий.

Грамматический словарь

венециа́нский п 3a✕~

Полезные сервисы

венецианский залив

Энциклопедический словарь

Венециа́нский зали́в - Адриатического моря, у берегов Италии, Словении и Хорватии. Глубина до 34 м. На северо-востоке переходит в Триестский залив. Основные порты - Венеция, Триест.

* * *

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЗАЛИВ - ВЕНЕЦИА́НСКИЙ ЗАЛИ́В Адриатического м., у берегов Италии, Словении и Хорватии. Глубина до 34 м. На северо-востоке переходит в Триестский зал. Основные порты - Венеция, Триест.

Полезные сервисы

венецианский залив адриатического

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКИЙ ЗАЛИВ Адриатического м. - у берегов Италии, Словении и Хорватии. Глубина до 34 м. На северо-востоке переходит в Триестский зал. Основные порты - Венеция, Триест.

Полезные сервисы

венецианский карнавал

Орфографический словарь

Венециа́нский карнава́л

Полезные сервисы

венецианский кинофестиваль

Энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ - ВЕНЕЦИА́НСКИЙ КИНОФЕСТИВА́ЛЬ (Venice Film Festival), старейший международный кинофестиваль, проводится с 1932 в Венеции на острове Лидо. С 1934 проводится ежегодно (за исключением 1943-1945 и 1973-1978) во второй половине года (чаще в августе-сентябре).

Впервые кинофестиваль в Венеции был организован в 1932 в рамках так называемого Биеннале - смотра произведений различных видов искусств. Венецианский фестиваль считается самым первым международным кинофестивалем в мире. За многие десятилетия порядок, сроки, условия проведения киносмотра в Венеции неоднократно варьировались, как и формы его связи с другими фестивалями и выставками Венецианского биеннале. Изменялась и система наград для лучших фильмов. В 1969-1979 фестиваль был внеконкурсным, в этот период лишь иногда отдельные фильмы отмечались медалями. С 1980-х годов в рамках Венецианского кинофестиваля организовывались конкурсы полнометражных, короткометражных, детских, документальных фильмов. В конкурсе полнометражных фильмов участвуют киноленты, не демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в других фестивалях. Лучшему фильму фестиваля вручается приз «Золотой лев святого Марка».

Лауреатами главного приза Венецианского фестиваля становились такие фильмы, как: «Гамлет» (1948, Великобритания, режиссер Лоренс Оливье (см. ОЛИВЬЕ Лоуренс)), «Расемон» (1951, Япония, режиссер Акира Куросава (см. КУРОСАВА Акира)), «В прошлом году в Мариенбаде» (1961, Франция, режиссер Ален Рене (см. РЕНЕ Ален)), «Иваново детство» (1962, СССР, режиссер Андрей Тарковский (см. ТАРКОВСКИЙ Андрей Арсеньевич)), «Красная пустыня» (1964, Италия, режиссер Микеланджело Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело)), «Дневная красавица» (1967, Франция, режиссер Луис Бунюэль (см. БУНЮЭЛЬ Луис)), «Имя Кармен» (1983, Франция, режиссер Жан Люк Годар (см. ГОДАР Жан Люк)), «Урга» (1991, Россия-Франция, режиссер Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич)), «Три цвета: синий» (1993, Франция-Польша, режиссер Кшиштоф Кеслевский (см. КЕСЛЕВСКИЙ Кшиштоф)), «Возвращение» (2003, Россия, режиссер Андрей Звягинцев).

Энциклопедия Кольера

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ - "Золотой лев" - приз Венецианского кинофестиваля.

Орфографический словарь

Венециа́нский кинофестива́ль

Полезные сервисы

венецианское

Большой словарь иностранных слов

венецианское

- окно [< соб.] - широкое окно, разделённое вертикально на три части

Полезные сервисы

венецианское окно

Словарь иностранных слов

Большое окно, состоящее из трех отделений: обыкновенного окна посредине и двух полуокон по бокам.

Полезные сервисы

венецианское стекло

Энциклопедический словарь

Венециа́нское стекло́ - художественные сосуды, главным образом выдувные, бусы, зеркала, производятся с конца XIII в. в Венеции. Знамениты тонкие, стройные бокалы или вазы XVI в., цветные и бесцветные, с филигранью или кракелажем (см. Кракле).

* * *

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО - ВЕНЕЦИА́НСКОЕ СТЕКЛО́, художественные, большей частью выдувные сосуды, зеркала, бусы и другие изделия, нередко с налепным декором, производство которых началось в 1291 на острове Мурано близ Венеции (там поселили всех мастеров-стекольщиков, которым под страхом смерти для них самих и членов их семей запрещалось покидать остров).

В Венеции был переосмыслен опыт производства дамасского стекла и византийских стеклоделов, мастеров выделки цветной смальты.

Сначала выпускались изделия исключительно из цветного стекла, готической формы, с росписями и эмалями. С середины 16 века форма сосудов меняется, преобладают изящные бокалы и вазы, их украшают филигранью (см. ФИЛИГРАНЬ) (в стеклоделии это стеклянные нити, введенные в стеклянную массу), кракелажем (узором из трещинок).

Для изготовления цветного стекла используются окиси металлов. Окись железа окрашивает стеклянную массу в зеленый цвет, окись меди дает зеленый или красный тон, при помощи кобальта получается синее стекло, примесь золота дает рубиновое стекло. Любимым цветом 16 века был небесно-синий (azurro). Фиолетовое стекло (pavonazzo) также пользовалось большим успехом.

Начало росписи стекла эмалью связывается с именем Анджело Беровьеро. Изначально эмалью расписывались сосуды из цветного прозрачного стекла, позже росписью стали покрывать и молочное стекло. Венецианские сосуды раннего периода отличаются необыкновенно богатой росписью. Часто стекло украшали золотыми чешуевидными узорами и рельефными точками, исполненными разноцветной эмалью.

Прозрачное бесцветное стекло было изобретено во второй половине 15 века. Это знаменитое венецианское cristallo - хрустальное или кристаллическое стекло, которое является стеклом по своему химическому составу, так как в нем отсутствуют соли свинца. В названии подчеркнута его бесцветность и прозрачность по сравнению с ранее изготовлявшимся стеклом зеленоватого оттенка или цветным стеклом. Изобретение кристального стекла стало настоящей революцией в стеклоделии Европы.

По методам декора различают филигранное стекло - бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего они бывают белого (молочного) цвета. Судя по сохранившимся образцам, время изобретения филигранного стекла совпадает с утверждением ренессансных форм в венецианском стеклоделии.

Своеобразная разновидность филигранного стекла - сетчатое, или «ретичелло» (reticello). Его получают из двух слоев прозрачного стекла с филигранным рисунком, наложенных друг на друга в обратном направлении. Образуется рисунок в виде сетки, причем в каждую клеточку помещается, как правило, воздушная капля.

Все разновидности венецианского цветного стекла имеют свое наименование. Молочное стекло представляет собой непрозрачное белое стекло молочного оттенка (latticinio или lattimo). Его получают путем добавления в стеклянную массу окиси олова. Сосуды 16 века, выполненные из окрашенного по массе молочного стекла и расписанные эмалевыми красками и золотом, были, по-видимому, первыми в Европе попытками подражать фарфору.

Агатовым стеклом принято называть стекло, состоящее из различно расположенных и различно окрашенных слоев, составляющих узоры, подобные агату. Агатовое стекло отличается большим разнообразием окраски и узоров.

В начале 17 века появляется авантюриновое стекло. На его отшлифованной поверхности - бесчисленное множество блестящих точек, производящих особенный световой эффект. Эти мерцающие точки на желтовато-коричневом стекле получаются путем прибавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется.

При изготовлении мозаичного стекла, разноцветные стеклянные нити спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки или какой-либо симметричной фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество дисков, которые вводятся в стеклянную массу. Изделия, выделанные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и других узоров.

Для получения кракелажа выдуваемый сосуд, внутри которого поддерживается высокая температура, опускается в холодную воду. Вследствие этого внешний слой стекла покрывается бесчисленными трещинами, которые, тем не менее, не проникают в толщу стекла. Трещины остаются на поверхности стекла, украшая его своеобразным узором.

Техника изготовления ваз в технике «пулегозо» основана на эффекте образования пузырьков воздуха внутри раскаленного стекла при погружении его в воду и немедленном возвращении его в печь. Такие вазы выдуваются и обрабатываются вручную.

Гравированное стекло было известно уже в начале 16 века. Сначала венецианцы гравировали стекло алмазом, а позднее был изобретен химический способ гравирования.

Несмотря на запреты, стеклодувы из Мурано использовали любую возможность для побега. Особенно влекла их Франция, роскошному двору которой были необходимы зеркала и стеклянная посуда. Венецианское правительство устроило настоящую охоту на беглецов, шпионы убивали стеклоделов. Но стеклоделие постепенно распространяется по Европе.

В 17-18 веках изделия из агатового, бесцветного, авантюринового стекла становятся чересчур вычурными, перегруженными деталями.

После падения Венецианской республики былая слава венецианского стекла на время меркнет. С середины 19 века в Венеции выпускают изделия по образцам 16-17 веков.

Большой энциклопедический словарь

ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО - художественные сосуды, главным образом выдувные, бусы, зеркала, производятся с кон. 13 в. в Венеции. Знамениты тонкие, стройные бокалы или вазы 16 в., цветные и бесцветные, с филигранью или кракелажем (см. Кракле).

Полезные сервисы

венецианцы

Орфографический словарь

венециа́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем

Полезные сервисы