Гунзи́бский язы́к - см.Дагестанские языки.
* * *
ГУНЗИБСКИЙ ЯЗЫК - ГУНЗИ́БСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Дагестанские языки (см. ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ).
Гунзи́бский язы́к - см.Дагестанские языки.
* * *
ГУНЗИБСКИЙ ЯЗЫК - ГУНЗИ́БСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Дагестанские языки (см. ДАГЕСТАНСКИЕ ЯЗЫКИ).
ГУНЗИБСКИЙ ЯЗЫК - см. Дагестанские языки.
Гунзи́бский язы́к
(гунзальский, хунзальский, нахадинский язык) - один из цезских языков. Распространён в сёлах Гунзиб,
Гарбутль, Нахада Цунтинского района Дагестанской АССР. Число говорящих
на Г. я. около 600 чел. Имеет 3 говора - в
с. Гунзиб, в с. Гарбутль и в с. Нахада, различия между которыми крайне
незначительны.
В отличие от других цезских языков, для Г. я. характерны: в области
фонетики - сложный и архаичный вокализм с развитым средним рядом (ы, ә, ȧ); артикуляционно слабая абруптивность и
упереднённый характер шумных латералов; в области морфологии - несовпадение эргатива с косвенной
основой (эргатив выражается морфемой ‑л, восходящей к дативному окончанию);
совпадение творительного и родительного падежей;
сравнительно простая система локативных форм, включающая 7 серий и 2
пространственных падежа - эссив (падеж нахождения) и элатив;
инфиксальное выражение числа в глаголе; изменение глагола по лицам в презенсе: йекье-ч
‘иду, идёшь’ - йекье ‘идёт’; различение двух инфинитивов на ‑а и на ‑дия; наличие 6‑го согласовательного класса, включающего одно лишь
слово къәра ‘ребёнок’. Г. я. близок бежтинскому языку, с которым он образует особую генетическую ветвь внутри цезской подгруппы. Язык
бесписьменный.
Бокарёв Е. А., Цезские (дидойские) языки Дагестана, М.,
1959;
его же, Материалы к словарю гунзибского языка, в кн.:
Вопросы изучения иберийско-кавказских языков, М., 1961.
Я. Г. Тестелец.
ГУНЗИБЦЫ - ГУНЗИ́БЦЫ, этническая группа в Российской Федерации, коренное население Западного Дагестана, относятся к цезским народам. Численность в Российской Федерации - 998 человек (2002), живут также в Грузии (350 чел., 1994). Во время переписи 2002 года учитывались в составе аварцев. Говорят на гунзибском языке аваро-андо-цезской группы дагестанской ветви иберийско-кавказских языков, распространены также русский, аварский, бежитинский, гинухский, цезский и грузинский языки. Письменность на аварском языке на основе кириллицы. Верующие - мусульмане-сунниты.
Основные традиционные занятия - отгонное скотоводство и террасное пашенное земледелие, выращивали ячмень, рожь, пшеницу, овeс, просо; со второй половины 19 века - картофель, кукурузу. В небольших количествах сажали бобы, горох, фасоль, тыкву, табак. С 19 века, особенно со второй половины, сельскохозяйственное производство приобретает товарный характер. Традиционные гунзибские промыслы - обработка камня, шерсти (выделка сукна, войлока, вязаной обуви, паласов, перемeтных сум), кузнечное ремесло, плотницкое дело.
У современных гунзибцев на равнине основное занятие - земледелие (полеводство, овощеводство, садоводство), животноводство (крупный рогатый скот, овцы) имеет второстепенное значение. Среди мужчин распространено отходничество в другие районы Северного Кавказа, Южной России, где они работают в строительных бригадах, в сфере сельскохозяйственного производства.
Долгое время у гунзибцев сохранялось значение патриархальных кровнородственных объединений - тухумов. В общине могло быть от двух-трeх до семи-восьми тухумов. Главы тухумов обычно являлись старейшинами. Тухумная поддержка и солидарность сохраняют свое значение. Семья малая, сохраняются пережитки семейно-общинных организаций, рудименты мужских союзов - традиционные многодневные мужские увеселительные собрания в зимний период года.
Гунзибский мужской костюм - штаны, рубаха, бешмет, черкеска, овчинная шуба, папахи; обувь вязаная, кожаная, войлочная. Женский костюм - платье-рубаха, подпоясанное матерчатым поясом, штаны, чепец с накосником (чухту), платки, шали; те же виды обуви. Женщины носят серебряные украшения: серьги, кольца, браслеты, височные подвески. Пища мучная и мясомолочная. Основные блюда: лепeшки, тесто-толокно, хинкали, каши, пироги, мучные и мясные похлeбки. Устное народное творчество гунзибцев двуязычно: пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки на аварском и гунзибском языках. В быту сохранились пережитки традиционных представлений: вера в злых духов, чертей, джиннов, ведьм, домовых, колдовство, магию.