Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дио лиар

Словарь галлицизмов русского языка

ДИО ЛИАР deux liards или деньга, медная тяжелая <монета> 1765. Коржавин Жизнь Картуша.

Полезные сервисы

дио ронни джеймс

Энциклопедический словарь

ДИО Ронни Джеймс - ДИ́О Ронни Джеймс (Dio Ronnie James) (наст. Роналд Джеймс Падавона, Ronald James Padavona) (р. 10 июля 1942, Протсмут, шт. Нью-Хэмпшир), американский рок-певец (см. РОК-МУЗЫКА). Является живой легендой хэви-метал (см. ХЭВИ-МЕТАЛ). Его музыкальная карьера длится уже более 40 лет.

Первым музыкальным инструментом Дио была подаренная отцом труба, позволившая ему развить мощные легкие. В 1957 взял в руки бас-гитару, отказался от дальнейшей учебы и от своей фамилии в пользу Dio (в переводе с итальянского - Бог). В 1967 с гитаристами Ником Пантасом и Дэвидом Файнстайном, барабанщиком Гэри Дрисколлом и клавишником Дугом Тэлером создал группу Elves, позже - Elf. В 1972 во время прослушивания на студии «Columbia Records» музыканты встретились с Роджером Гловером и Иэном Пейсом из Deep Purple (см. ДИП ПЕРПЛ). Записав под их руководством на фирме «Epic» свой первый альбом «Elf», они отправились в качестве «разогревающей» группы на гастроли с Deep Purple, во время которых Ронни встретил гитариста Ричи Блэкмора - единомышленника, разделявшего его интерес к культуре средневековья, поэтике и музыке старины.

С 1973 Дио сосредоточился только на пении. В 1974 записал второй альбом Carolina County Ball (в США - L.A."59). В 1975 по окончании работы над третьей пластинкой Elf Блэкмор и Дио создали новый коллектив Rainbow. Дебютный альбом Ritchie Blackmore"s Rainbow вышел в 1975. А второй альбом Rainbow Rising (1976) стал стандартом тяжелого рока и гордостью Дио. В 1977 в ансамбле наметился разлад, и программа Long Live Rock"n"Roll! (1978) стала последним совместным произведением Блэкмора и Дио.

В мае 1979 Дио пригласили в Black Sabbath (см. БЛЭК САББАТ) на место Оззи Осборна (см. ОСБОРН Оззи), и в 1980 группа записала альбом Heaven And Hell, ставший чрезвычайно популярным. В 1982 Дио покинул группу, чтобы создать собственную. В ее состав вошли барабанщик Винни Эппис, бас-гитарист Джимми Бэйн из Rainbow и гитарист Вивиан Кэмпбелл; менеджером стала супруга Дио. Первый альбом группы Dio «Holy Diver», записанный в США, быстро стал «платиновым». Спустя год была записана вторая пластинка Last In Line, повторившая успех первой (успех был подкреплен мощным сценическим шоу, стоившим около 250 тысяч долларов).

В мае 1985 Ронни возглавил благотворительный проект «Hear"n"Aid» в пользу голодающих Африки. Написанную им, Бэйном и Кэмпбелом песню Stars исполнила сборная из сорока музыкантов ведущих хэви-метал-групп. К 1987 доход от пластинки превысил миллион долларов. Позже Ронни принимал участие еще в нескольких подобных акциях.

В начале 1991 певец на некоторое время распустил Dio и временно воссоединился с Black Sabbath. Появившийся летом 1992 альбом Dehumanizer и участие группы в записи звуковой дорожки к фильму «Мир Уэйна» вернули коллективу былой успех. В 1992 пятидесятилетний Дио вернулся в свою группу и записал диск Strange Highways, а в 1996 - мрачный футуристический альбом Angry Machines. В новом тысячелетии Dio выпустила два альбома - Magica (2000) и Killing the Dragon (2002). Тогда же Ронни принял участие в новом проекте под названием Heaven And Hell, который объединил вывших участников Black Sabbath - Тони Йомми, Терри «Гизер» Батлер, Винни Эппис и Ронни Дио.

Полезные сервисы

диобол

Сканворды для слова диобол

- Древнегреческая мера веса.

- Древнегреческая серебряная монета, составлявшая 1/3 драхмы.

Полезные сервисы

диоген

Энциклопедия Кольера

ДИОГЕН (ок. 412 - ок. 323 до н.э.),

греческий философ, основатель кинизма. Уроженец Синопа, Диоген, согласно враждебной ему традиции, был изгнан из родного города вместе с отцом, руководившим в Синопе монетным двором, якобы за порчу монеты, и в конце концов появился в Афинах. Диоген много писал, в том числе трагедии (в которых, по-видимому, пропагандировал свое учение), однако ни одно из его сочинений не сохранилось. На основании позднейших сообщений можно сделать выводы о сути учения Диогена. Философ учил, что у человека крайне мало естественных потребностей, и все они могут быть легко удовлетворены. Кроме того, ничто естественное, согласно Диогену, не может быть постыдным. Ограничивая потребности, Диоген усердно предавался аскетизму и юродству, что послужило основой для многочисленных анекдотов о его жизни. Так, понаблюдав за мышью, Диоген решил, что собственность для счастья не нужна; глянув на улитку, несущую домик на спине, Диоген поселился в глиняной бочке - пифосе; увидев ребенка, пившего из горсти, выбросил последнее, что у него было, - чашку. Как-то раз он средь бела дня ходил по Афинам с фонарем, говоря, что "ищет человека". Согласно другому анекдоту, однажды Диогена навестил Александр Македонский. Философ в это время грелся на солнце, и когда Александр спросил его, о чем бы он желал его попросить, Диоген попросил царя не заслонять солнце. Диоген отвергал все условности, запрещавшие удовлетворение естественных потребностей в любое время и в любом месте. Первым из греческих философов он стал проповедовать космополитизм. Диоген пытался донести до всех людей свое убеждение в том, что отказ от желаний гораздо добродетельней и благотворней, чем их удовлетворение.За свое "бесстыдство" он был прозван "собакой", и это животное сделалось символом киников. На могиле Диогена в Коринфе был установлен памятник, изображающий пса. См. также КИНИЗМ.

ЛИТЕРАТУРА

Бирюков П.И. Греческий мудрец Диоген. М., 1991

Афоризмы

Диоген

(ок. 410 - ок. 320 гг. до н.э.) философ-киник, последователь Антисфена, из Синопы (Малая Азия)

(Диоген) говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек - самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, (…) то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

(Диоген) говорил, что, протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

(Диоген) говорил, что берет пример с учителей пения, которые нарочно берут тоном выше, чтобы ученики поняли, в каком тоне нужно петь им самим.

Увидев однажды женщину, непристойным образом распростершуюся перед статуями богов, и желая избавить ее от суеверия, он (Диоген) подошел и сказал: «А ты не боишься, женщина, что, быть может, бог находится позади тебя, ибо все полно его присутствием, и ты ведешь себя непристойно по отношению к нему?»

Когда он (Диоген) грелся на солнце (…), Александр (Великий), остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь»; Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».

Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишенное перьев», Диоген ощипал петуха и принес к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» После этого к определению было добавлено: «И с широкими ногтями».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, он (Диоген) ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

Когда кто-то задел его бревном, а потом крикнул: «Берегись!» - он (Диоген) спросил: «Ты хочешь еще раз меня ударить?»

Среди бела дня он (Диоген) бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека».

Тем, кто боялся недобрых снов, он (Диоген) говорил, что они не заботятся о том, что делают днем, а беспокоятся о том, что им приходит в голову ночью.

Когда кто-то, завидуя Каллисфену, рассказывал, какую роскошную жизнь делит он с Александром (Македонским), Диоген заметил: «Вот уж несчастен тот, кто и завтракает и обедает, когда это угодно Александру!»

Об одной грязной бане он спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?»

(Диоген) просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».

Когда у него убежал раб, ему советовали пуститься на розыски. «Смешно, - сказал Диоген, - если Манет может жить без Диогена, а Диоген не сможет жить без Манета».

Спрошенный кем-то, почему люди подают попрошайкам, а философам - никогда, Диоген ответил: «Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами - никогда».

Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он (Диоген) ответил: «Народу много, а людей немного».

На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я - гражданин мира».

Тому, кто стыдил его за то, что он бывает в нечистых местах, он сказал: «Солнце тоже заглядывает в помойные ямы, но от этого не оскверняется».

У расточителя он (Диоген) просил целую мину; тот спросил, почему у других он выпрашивает обол, а у него целую мину. «Потому, - ответил Диоген, - что у других я надеюсь попросить еще раз, а доведется ли еще попросить у тебя, одним богам ведомо».

Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых - ты опоздала, если для мертвых - поторопись».

Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».

Поучать старца - что лечить мертвеца.

Однажды Диоген, завтракая в харчевне, позвал к себе проходившего мимо Демосфена. Тот отказался. «Ты стыдишься, Демосфен, зайти в харчевню? - спросил Диоген, - а ведь твой хозяин бывает здесь каждый день!» - подразумевая весь народ и каждого гражданина в отдельности.

Как-то Диоген, прибыв в Олимпию и заметив в праздничной толпе богато одетых родосских юношей, воскликнул со смехом: «Это спесь». Затем философ столкнулся с лакедемонянами в поношенной и неопрятной одежде. «Это тоже спесь, но иного рода», - сказал он.

Когда распространился слух, чти Филипп (Македонский) приближается, на коринфян напал ужас, и все принялись за дело: кто готовил оружие, кто таскал камни, кто исправлял стену (…). Диоген, видя это (…), стал усерднейшим образом катать взад и вперед (…) большой горшок, в котором он тогда жил. На вопрос кого-то из знакомых: «Что это ты делаешь, Диоген?» - он отвечал: «Катаю мой горшок, чтобы не казалось, будто я один бездельничаю, когда столько людей работает».

Некий софист спросил Диогена: «Я - это не ты, верно?» - «Верно», - сказал Диоген. «Я - человек». - «И это верно», - сказал Диоген. «Следовательно, ты - не человек». - «А вот это, - сказан Диоген, - ложь, и если ты хочешь, чтобы родилась истина, начни рассуждение с меня».

Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»

Однажды афинянин смеялся над ним (Диогеном) в таких словах: «Почему ты, когда хвалишь лакедемонян и порицаешь афинян, не отправляешься в Спарту?» (…) - «Врачи обыкновенно посещают больных, а не здоровых».

Диоген (…) велел бросить себя без погребения. «Как, на съедение зверям и стервятникам?» - «Отнюдь! - ответил Диоген. - Положите рядом со мной палку, и я буду их отгонять». - «Как же? Разве ты почувствуешь?» - «А коли не почувствую, то какое мне дело до самых грызучих зверей?»

Ищу человека!

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтоб не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Все находится во власти богов; мудрецы - друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Если ты подаешь другим, то подай и мне; если нет, то начни с меня.

Народу много, а людей немного.

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Причинять муки своим завистникам - это быть в хорошем настроении.

Льстец - самый опасный из ручных животных.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Орфографический словарь

Диоге́н, -а: бо́чка Диоге́на, фона́рь Диоге́на

Синонимы к слову диоген

сущ., кол-во синонимов: 2

герой (80)

рак (51)

Грамматический словарь

Диоге́н мо

Словарь русских имен

-а, м. Стар. редк.

Отч.: Диоге́нович, Диоге́новна.

Производные: Ге́на.

[Греч. Diogenēs - имя греч. философа, означает: рожденный Зевсом, божественный.]

Словарь имён

-а, муж. Стар. редк.

Отч.: Диогенович, Диогеновна.

Производные: Гена.

Происхождение: (Греч. Diogenes - имя греч. философа, означает: рожденный Зевсом, божественный.)

Словарь древнегреческих имен

Диоген Синопский (ок. 412-323 до н. э.)

Греческий философ из Синопа на Черном море. Жил в Афинах в крайней бедности и аскетизме и учил, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем, избегая удобств. В связи с этим он был прозван Кионом (по-гречески - «собака», что-то вроде «бесстыдник»), а его последователи - киниками. Являлся героем многочисленных анекдотов; жил в «бочке», которую катал вниз и вверх по улицам, когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским, для того, как он говорил, чтобы тоже быть занятым; он носил фонарь при ярком свете, приговаривал, что ищет человека. По преданию, когда посетивший его Александр Великий спросил, что он может сделать для Диогена, тот попросил не загораживать солнце. На это Александр воскликнул: «Если бы я не был Александром, то хотел бы быть Диогеном». Учение Диогена было главным образом негативно, однако его неприятие обмана и хвастовства вошло в философию Сократа и стоиков.

Словарь иностранных слов

ДИОГЕН - 1) Древнегреческий циник, известный своей воздержностью и лишениями, живший в бочке, и проч. 2) Род рака в Ост-Индии, с голым хвостом, который он прячет в пустую улитковую раковину.

Сканворды для слова диоген

- Знаменитый грек, предпочитавший бочку коммуналке.

- Обитатель бочки.

- Человек, который всё время лез в бочку.

- Литературный «клуб молчунов», в создании которого принимал участие Майкрофт Холмс.

- Древнегреческий философ.

- В честь кого получил неофициальное название первый в истории подводный дом, построенный в 1962 году Жаком Ивом Кусто?

- Клуб в книгах о Шерлоке Холмсе, в котором было запрещено разговаривать друг с другом.

- В честь этого философа назван рак-отшельник, обитающий в Карибском бассейне.

- Роман хорватского писателя Августа Шеноа.

- Этот философ в средствах выражения зачастую был настолько прямолинеен и груб, что снискал себе имена «Собака» и «сумасшедший Сократ».

- Кто сказал фразу: «Ищу человека»?

Полезные сервисы

диоген аполлонийский

Энциклопедический словарь

Диоге́н Аполлони́йский - древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ второй половины V в. до н. э. Жил и учил в Афинах. Соединил тезис Анаксимена о воздухе-праматерии с учением Анаксагора о космическом «разуме» и концепцией пустого пространства у Левкиппа.

* * *

ДИОГЕН Аполлонийский - ДИОГЕ́Н Аполлонийский (2-я пол. 5 в. до н. э.), древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. Жил и учил в Афинах. Соединил тезис Анаксимена о воздухе-праматерии с учением Анаксагора о космическом «разуме» и концепцией пустого пространства у Левкиппа.

Большой энциклопедический словарь

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (2-я пол. 5 в. до н. э.) - древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. Жил и учил в Афинах. Соединил тезис Анаксимена о воздухе-праматерии с учением Анаксагора о космическом "разуме" и концепцией пустого пространства у Левкиппа.

Полезные сервисы

диоген афин

Большой энциклопедический словарь

ДИОГЕН из Афин (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.) - древнегреческий скульптор, сын Гермолая. Согласно Плинию Старшему, в Пантеоне Агриппы в Риме исполнил статуи фронтонов и поставил кариатиду, возможно, копию статуи из портика кариатид Эрехтейона с Афинского Акрополя.

Полезные сервисы

диоген из афин

Энциклопедический словарь

ДИОГЕН из Афин - ДИОГЕ́Н из Афин (1 в. до н. э. - 1 в. н. э.), древнегреческий скульптор, сын Гермолая. Согласно Плинию Старшему (см. ПЛИНИЙ Старший), в Пантеоне Агриппы в Риме исполнил статуи фронтонов и поставил кариатиду, возможно, копию статуи из портика кариатид Эрехтейона (см. ЭРЕХТЕЙОН) с Афинского Акрополя (см. АКРОПОЛЬ) .

Полезные сервисы

диоген лаэртий

Энциклопедический словарь

Диоге́н Лаэ́ртий (Лаэртский) (первая половина III в.), древнегреческий писатель, автор компилятивного сочинения по истории греческой философии.

* * *

ДИОГЕН Лаэртий - ДИОГЕ́Н Лаэртий (Лаэртский) (1-я пол. 3 в.), древнегреческий писатель, автор компилятивного сочинения по истории греческой философии.

Большой энциклопедический словарь

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (Лаэртский) (1-я пол. 3 в.) - древнегреческий писатель, автор компилятивного сочинения по истории греческой философии.

Энциклопедия Кольера

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ - греческий писатель, живший скорее всего в 3 в. н.э. "Лаэртий" не указывает ни на происхождение Диогена, ни на его родной город, по-видимому, это прозвище или эпитет. Диоген - автор истории греческой философии в десяти книгах, единственного произведения такого рода, которое дошло до нас полностью и является источником уникальных сведений. В I кн. автор настаивает на чисто греческом происхождении философии, рассказывает о первых, полулегендарных греческих поэтах, вкратце обозревает дальнейшее развитие философии, после чего повествует о Фалесе и Семи мудрецах. В II-VII кн. говорится об "ионийских" философах, таких, как Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор и наконец Сократ, к которому примыкают другие философы этой группы. Здесь мы обнаруживаем, например, Ксенофонта, основоположника гедонизма Аристиппа, создателя диалектической школы Эвклида Мегарского, главу Академии Платона (которому Диоген отводит целую книгу, вероятно потому, что дама, для которой Диоген писал трактат, увлекалась Платоном), Аристотеля и школу перипатетиков, Антисфена и его последователей киников, Зенона и его школу стоиков. VIII кн. посвящена "италийским" философам, прежде всего Пифагору, Эмпедоклу, астроному Эвдоксу и др. В IX кн. дается характеристика философов, стоящих особняком (Гераклит, Ксенофан), а затем рассказано о Пармениде, Зеноне Элейском, Демокрите, Протагоре, Пирроне и прочих скептиках вплоть до Сатурнина (2 в. н.э.). Х кн. целиком посвящена Эпикуру и его школе. Возникает впечатление, что свою схему развития философии Диоген строит вокруг двух ключевых фигур - Сократа и Пифагора. В построениях Диогена много неясного, они зачастую искусственны или сомнительны, хотя история греческой философии до сих пор основывается во многом именно на них. Книга в целом представляет собой компиляцию имевшихся на тот момент историй философии, биографий, библиографий и т.д., основана на зачастую плохо скомпонованных выписках, бессвязных и иногда противоречивых. Диоген ссылается на сотни источников, но с большинством из них он был знаком лишь из вторых, а то и из третьих рук. Тем не менее современным исследователям пока не удалось выявить его собственных источников. По содержанию книга весьма разнообразна, местами это не имеющая никакой ценности спекуляция, а иногда - весьма компетентное изложение. Книга содержит также бесценные свидетельства (в частности, три послания Эпикура).

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. Диоген Лаэрций - историк античной философии. М., 1981 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986

Полезные сервисы

диоген лаэртский

Синонимы к слову диоген лаэртский

сущ., кол-во синонимов: 1

Словарь древнегреческих имен

Диоген Лаэртский; Diogenes Laertios, III/IV вв. н. э., греческий историк философии. О жизни Д.Л. нам известно мало. Утрачена работа Д.Л. Pammetros, небольшие фрагменты которой сохранились в основном его труде «Жизнь и взгляды знаменитых философов» в 10 книгах. Д.Л. начинает свое произведение с древнейших времен: кн. 1 посвящается семи мудрецам, кн. 2 - Анаксимандру, Анаксагору, Сократу и младшим сократистам, в кн. 3 автор представляет Платона, в четвертой - его учеников, в пятой - рассказывает об Аристотеле и его слушателях, в кн. 6 - об Антисфене и кинической школе, седьмая книга представляет старую Стою, а следовательно, Зенона Кифеонского, Клеанфа, Хрисиппа, в восьмой он занимается Пифагором и пифагорейцами, в девятой мы читаем о Гераклите, школе элеатов, раннем атомизме, Протагоре, Пирроне из Элиды и Тимоне Флийском, 10 книга посвящена Эпикуру и эпикурейцам. Как писатель Д.Л. является прежде всего продолжателем языковых философских школ, которыми он занимается, и подчиняет свой стиль информационным задачам, поэтому трудно говорить о проявлениях его писательской индивидуальности. Как историк философии он представляется в основном собирателем и компилятором, вследствие чего наряду с очень важными сведениями, нередко присутствующими только у него, в его произведении мы находим массу анекдотов, неточных данных, легенд. Значение же всего труда неоценимо, поскольку он представляет собой один из главных источников по истории древней философии. Абсолютное незнание нами личности самого автора делает невозможным установление источников, из которых он черпает материал для своей работы, однако Д.Л. невозможно отказать в трудолюбии и увлеченности философским чтением и философскими индивидуальностями .

Полезные сервисы

диоген синопский

Энциклопедический словарь

Диоге́н Сино́пский (около 400 - около 325 до н. э.), древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентричного юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»). По преданию, жил в бочке (пифосе).

* * *

ДИОГЕН Синопский - ДИОГЕ́Н Синопский (лат. Diogenes, греч. Диоге́нис о Синопеи́с) (около 410 до н.э., Синоп, Малая Азия - около 320 до н.э.), древнегреческий философ-киник (см. КИНИКИ), ученик Антисфена (см. АНТИСФЕН); практиковал крайний аскетизм (см. АСКЕТИЗМ), доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира («космополитом»).

Диоген был сыном знатных родителей. В молодости он был изгнан из родного города по обвинению в изготовлении фальшивых денег. Около 385 года Диоген прибыл в Афины и стал учеником философа Антисфена, основателя школы киников. Диоген много путешествовал, некоторое время жил в Коринфе. Автор 7 трагедий и 14 диалогов этического характера, которые не дошли до наших дней. Герой многочисленных притч и анекдотов, которые рисуют Диогена философом-аскетом, жившем в бочке (пифосе), проповедником кинической добродетели (разумного возвращения к естественной природе), ниспровергателя общественной морали. По сравнению с Антисфеном, философия Диогена была более радикальной, он ввел понятие космополитизма, отрицал необходимость семьи, законов, проповедовал общность жен и детей.

Большой энциклопедический словарь

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (ок. 400 - ок. 325 до н. э.) - древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира ("космополитом"). По преданию, жил в бочке (пифосе).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (около 400 - около 325 до нашей эры), древнегреческий философ-киник, ученик Антисфена; практиковал крайний аскетизм, доходящий до эксцентрического юродства; герой многочисленных анекдотов. Называл себя гражданином мира (космополитом). По преданию, жил в бочке.

Афоризмы

Диоген Синопский (Diogenes Sinopeus) (ок. 400 или 412 - ок. 323 до н.э.)

Греческий философ-киник. Родился в Синопе на Черном море. Ученик Антисфена. Жил в Афинах в крайней бедности, исповедуя аскетизм. В основе его учения лежал принцип, говорящий о том, что человек должен жить, удовлетворяя свои естественные потребности наиболее простым путем и избегая удобств. Благодаря этому получил прозвище "Кинон" (в переводе с греч. - "собака" или "бесстыдник"). Его последователи стали называться киниками. Ратовал за упразднение брака. Жил в бочке, которую катал по улицам для того, чтобы "тоже быть занятым", когда все горожане готовились к войне с Филиппом Македонским. Считал себя "гражданином мира". Принципы неприятия обмана вошли в философию Сократ (Socrates) и стоиков.

Афоризмы, цитаты

Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец - самый опасный из ручных животных.

Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Когда философ Диоген нуждался в деньгах, он не говорил, что одолжит их у друзей; он говорил, что попросит друзей возвратить ему долг. (Монтень (Montaigne))

Полезные сервисы

диогеновская бочка

Фразеологический словарь

БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества.

Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! (К. Прутков. Честолюбие) ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА. Первым он противопоставил диогеновскую бочку, и пока они занимались осуждением его причуд и странностей, он ускользнул от их гонения (Д. Давыдов. Встреча с великим Суворовым).

- По имени древнегреческого философа Диогена из Синопа (около 400-325 гг. до н. э.), который, по преданию, жил в бочке, пренебрегая общественными нормами жизни.

Полезные сервисы

диогеновский фонарь

Сборник слов и иносказаний

диогеновский фонарь - "Зажечь диогеновский фонарь" (иноск.) - отыскивать, исследовать (намек на Диогена, искавшего днем с фонарем "человека")

Ср. Он торопливо уже зажигал диогеновский фонарь и освещал им эту новую, неожиданно возникшую перед ним фигуру.

Гончаров. Обрыв. 2, 16.

Полезные сервисы

диогнет

Энциклопедический словарь

ДИОГНЕТ - ДИОГНЕ́Т (2-я пол. 2 в.), древнегреческий художник, работал в Риме. Обучал живописи императора Марка Аврелия.

Большой энциклопедический словарь

ДИОГНЕТ (2-я пол. 2 в.) - древнегреческий художник, работал в Риме. Обучал живописи императора Марка Аврелия.

Полезные сервисы

диограф

Словарь галлицизмов русского языка

ДИОГРАФ а, м. Для рисования, кажется, еще выдумано другое орудие - диограф, который копирует картины; я не знаю, в чем он состоит. 22. 6. 1840. С. Трубецкой - И. Д.Якушкину. // Т. 2 114.

Полезные сервисы

диод

Толковый словарь

м.

Двухэлектродный прибор с односторонней электрической проводимостью, используемый в электроаппаратуре и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования и т.п.

Толковый словарь Ожегова

ДИО́Д, -а, муж. (спец.). Двухэлектродный прибор с односторонней проводимостью.

| прил. диодный, -ая, -ое.

Энциклопедический словарь

ДИО́Д -а; м. [греч. di(s) - дважды] Двухэлектродный (обычно полупроводниковый) элемент с односторонней проводимостью (используется для выпрямления переменного тока, изменения его частоты и т.п.). Лампа-диод.

Дио́дный, -ая, -ое. Д. ток.

* * *

дио́д - [от ди... и (электр)од], 2-электродный электровакуумный, полупроводниковый или газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.

* * *

ДИОД - ДИО́Д [от ди... (см. ДИ... (приставка)) и (электр)од (см. ЭЛЕКТРОД)], 2-электродный электровакуумный, полупроводниковый или газоразрядный прибор с односторонней проводимостью. Применяется в электро- и радиоаппаратуре для выпрямления переменного тока, детектирования, преобразования частоты, переключения электрических цепей.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Диод. Высоковольтный кенотрон.

Диод. Высоковольтный кенотрон.

ДИОД [от греческого ди... и (электр)од], двухэлектродный электровакуумный (в том числе газоразрядный) или полупроводниковый прибор с односторонней проводимостью. Основные разновидности диода: кенотрон, газотрон, полупроводниковый. Применяется в электро- и радиоаппаратуре главным образом для выпрямления переменного тока, детектирования, переключения электрических цепей и т.д.

Диод. Полупроводниковые диоды.

Диод. Полупроводниковые диоды.

Орфографический словарь

дио́д, -а

Словарь ударений

дио́д

Формы слов для слова диод

дио́д, дио́ды, дио́да, дио́дов, дио́ду, дио́дам, дио́дом, дио́дами, дио́де, дио́дах

Синонимы к слову диод

Морфемно-орфографический словарь

ди/о́д/ [ди/(электр)од/].

Грамматический словарь

дио́д м 1a

Новый словарь иностранных слов

дио́д

(гр. di(s) дважды) двухэлектрод-ный электровакуумный, ионный (газоразрядный) или полупроводниковый прибор, обладающий свойством проводить ток преимущ. в одном направлении; примен. для выпрямления переменного тока, детектирования электрических сигналов и т. д.

Словарь галлицизмов русского языка

ДИОД а, м. diode < di(s) + hodos дорога, путь. техн. Двухэлектродный электровакуумный, ионный или полупроводниковый прибор, обладающий свойством проводить ток преимущественно в одном направлении и применяемый для выпрямления переменного тока. Крысин 1998. - Лекс. БСЭ-1: диод; СИС 1937: дио/д.

Сканворды для слова диод

- Двухэлектродный полупроводниковый прибор.

- На электрических схемах этот электронный прибор обозначают треугольником и палочкой.

- Мостик из них служит для выпрямления переменного тока.

- Варикап как прибор.

- Электронная лампа.

- Туннельный ...

Полезные сервисы

диод диодор коринфский

Большой энциклопедический словарь

ДИОД ДИОДОР Коринфский (ум. 251 или 258) - христианский мученик, ученик Кодрата, пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 31 января (13 февраля) и 10 марта.

Полезные сервисы

диод-триод

Слитно. Раздельно. Через дефис

дио/д-трио/д, дио/д-трио/да

Полезные сервисы

диодно-ёмкостный

Слитно. Раздельно. Через дефис

дио/дно-ёмкостный

Полезные сервисы

диодно-транзисторный

Орфографический словарь

дио́дно-транзи́сторный

Полезные сервисы

диодный

Толковый словарь Ожегова

ДИО́Д, -а, м. (спец.). Двухэлектродный прибор с односторонней проводимостью.

Орфографический словарь

дио́дный

Полезные сервисы

диодор

Грамматический словарь

Диодо́р мо

Словарь русских имен

-а, м. Стар. редк.

Отч.: Диодо́рович, Диодо́ровна.

Производные: Диодо́ра; До́ра.

[От греч. Dios (род. п. от Zeus - Зевс) и dōron - дар.]

† 13 февр., 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 26 июня, 19 июля, 24 сент., 11 окт., 25 окт., 3 дек.

Словарь имён

-а, муж. Стар. редк.

Отч.: Диодорович, Диодоровна.

Производные: Диодора; Дора.

Происхождение: (От греч. Dios (род. п. от Zeus - Зевс) и doron - дар.)

Именины: 13 февр., 16 февр., 23 марта, 1 апр., 12 мая, 26 июня, 19 июля, 24 сент., 11 окт., 25 окт., 3 дек.

Именины

Божий дар (греч.).

13 февраля (31 января), 16 (3) февраля и 23 (10) марта - мученик Диодор.

1 апреля (19 марта) - мученик Диодор пресвитер.

12 мая (29 апреля) - мученик Диодор.

26 (13) июня - мученик Диодор Емесский.

19 (6) июля - мученик Диодор.

24 (11) сентября - мученик Диодор Сирский.

11 октября (28 сентября) - мученик Диодор Антиохийский.

25 (12) октября - мученик Диодор.

3 декабря (20 ноября) - преподобный Диодор Юрьегорский (Рус.).

Полезные сервисы

диодор коринфский

Энциклопедический словарь

ДИОДОР Коринфский - ДИОДО́Р Коринфский (ум. 251 или 258), христианский мученик, ученик Кодрата (см. КОДРАТ Коринфский), пострадавший в Коринфе в гонение императора Деция. Память в Православной церкви 31 января (13 февраля) и 10 марта.

Полезные сервисы

диодор сицилийский

Энциклопедический словарь

Диодо́р Сицили́йский (около 90-21 до н. э.), древнегреческий историк. Сочинение «Историческая библиотека» (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Древнего Востока, Греции и Рима с легендарных времён до середины I в. до н. э.

* * *

ДИОДОР Сицилийский - ДИОДО́Р Сицилийский (ок. 90-21 до н. э.), древнегреческий историк. Сочинение «Историческая библиотека» (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Др. Востока, Греции и Рима с легендарных времен до середины 1 в. до н. э.

Большой энциклопедический словарь

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ (ок. 90-21 до н. э.) - древнегреческий историк. Сочинение "Историческая библиотека" (40 книг; дошли 1-5-я и 11-20-я, остальные - во фрагментах), в котором синхронно излагается история Др. Востока, Греции и Рима с легендарных времен до сер. 1 в. до н. э.

Энциклопедия Кольера

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ - греческий историк, родился в Агирии на Сицилии, до 100 до н.э. Его главное произведение - огромная Библиотека, всеобщая история в 40 книгах. Полностью сохранились лишь 15 книг (I-V и XI-XX), охватывающих период начиная с ранней, отчасти мифической, истории до эпохи эллинизма и распада империи Александра Македонского (302 до н.э.). Остальные книги дошли в извлечениях, судя по которым повествование было доведено до т.н. первого триумвирата (60 до н.э.), т.е. до эпохи самого Диодора; наиболее позднее событие, о котором говорится в тексте, относится к 36 до н.э. Собственный вклад Диодора - попытка соединить истории всех народов древности в повествование с единой хронологией. Достаточно ненадежная система хронологии, на которой базируется Диодор, исходит из последовательности римских консулов, афинских архонтов, победителей в беге на Олимпийских играх и правителей разных народов. По этой причине мы обязаны Диодору, помимо иной ценной информации, также и достаточно надежными, почти полными списками этих лиц на период с начала 5 в. до н.э. до 302 до н.э.

ЛИТЕРАТУРА

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека, кн. 17. - В кн.: Арриан Флавий. Поход Александра. СПб, 1993

Афоризмы

Диодор Сицилийский

(ок. 90-21 гг. до н.э.) историк

При ссоре с кем-либо нужно иметь в виду, чтобы эта ссора сменилась впоследствии дружбой.

Словарь древнегреческих имен

Диодор Сицилийский, I в. до н. э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. Долго находился в Риме. В 60-56 гг. жил в Александрии. В течение 30 лет собирал материалы для своего исторического труда под названием «Библиофика» (Bibliotheke), в 40 книгах, посвященного всемирной истории. Заголовок произведения должен был указывать на богатство информации, в нем содержащейся, и на обилие используемых источников. Библиофика описывала всемирную историю с мифических времен до Галльской кампании Цезаря (поход против Британии в 54 г. до н. э.). Целиком сохранились кн. I-V и XI-XX, остальные же в отрывках и выдержках. Сохранившиеся книги излагают историю Египта, Месопотамии, Индии, Скифии, Аравии, Южной Африки, Греции (до IV в. до н. э.), историю походов Александра и борьбы диадохов. Повествование подчинено принципу анналов, отсчет времени ведется по датам олимпиад, спискам аттических архонтов и римских консулов, поэтому хронология событий часто ошибочна. При изложении истории Ассирии и Мидии источником для Д. служило, вероятнее всего, произведение Ктесия, для Египта - Гекатея из Абдеры, для Индии - Мегасфена, Греции - Эфора и какого-то из историков Александра; использовал он также труды Иеронима из Кардии, Полибия, Посидония, а также, возможно, работы римских анналистов, например, Фабия Пиктора. Произведение Д. особо важно в качестве источника сведений об эпохе Филиппа Македонского, периоде после смерти Александра Македонского, истории Сицилии и ранней римской истории, о которой он дает порой лучшую информацию, чем Ливий. За исключением использования множества более ранних источников, стиль произведения Д. достаточно однороден; по ходу повествования довольно редко появляются речи, охотно цитируемые другими историками. Д. писал на койне (международном греческом диалекте эпохи эллинизма). Ценность произведения Д., являющегося дополнением к другим, частично сохранившимся работам, весьма неоднозначна и зависит от источника, на который он опирается. Сам Д. не предпринимал анализа источников. Литературные достоинства произведения невелики.

Полезные сервисы

диодор тарсийский

Энциклопедический словарь

Диодо́р Тарси́йский (? - около 390), христианский богослов, епископ; представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.

* * *

ДИОДОР Тарсийский - ДИОДО́Р Тарсийский (ум. ок. 390), христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского (см. ФЕОДОР МОПСУЕСТИЙСКИЙ) и Иоанна Златоуста (см. ИОАНН ЗЛАТОУСТ) .

Большой энциклопедический словарь

ДИОДОР Тарсийский (ум. ок. 390) - христианский богослов, епископ. Представитель антиохийской школы, учитель Феодора Мопсуестийского и Иоанна Златоуста.

Полезные сервисы

диодора

Словарь русских имен

-ы, ж. Стар. редк.

Производные: Диодо́рка; До́ра. Ди́я.

[Женск. к Диодор (см.).]

Словарь имён

-ы, жен. Стар. редк.

Производные: Диодорка; Дора. Дия.

Происхождение: (Женск. к (см. Диодор))

Полезные сервисы

диодорка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

диодоров

Словарь русских фамилий

ДИОДОРОВ

Диодор - старинное редкое имя. В переводе с греческого - "божий дар". (Ф)

Полезные сервисы

диодот

Энциклопедический словарь

Диодо́т (? - около 230 до н. э.), наместник Селевкидов в Средней Азии, около 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство.

Большой энциклопедический словарь

ДИОДОТ (? - ок. 230 до н. э.) - наместник Селевкидов в Ср. Азии, ок. 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство.

Грамматический словарь

Диодо́т мо

Словарь русских имен

-а, м. Стар. редк.

Отч.: Диодо́тович, Диодо́товна.

Производные: Диодо́тка; До́та.

[От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и didōmi - давать.]

† 20 нояб.

Словарь имён

-а, муж. Стар. редк.

Отч.: Диодотович, Диодотовна.

Производные: Диодотка; Дота.

Происхождение: (От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и didomi - давать.)

Именины: 20 нояб.

Именины

Божий дар (греч.).

20 (7) ноября - мученик Диодот Мелитинский.

Полезные сервисы

диодот (греко-бактрия)

Энциклопедический словарь

ДИОДОТ (Греко-Бактрия) - ДИОДО́Т (? - ок. 230 до н. э.), наместник Селевкидов (см. СЕЛЕВКИДЫ) в Ср. Азии, ок. 250 до н. э. провозгласил независимость Бактрии и основал Греко-Бактрийское царство (см. ГРЕКО-БАКТРИЙСКОЕ ЦАРСТВО).

Полезные сервисы

диодот мелитинский

Энциклопедический словарь

ДИОДОТ Мелитинский - ДИОДО́Т Мелитинский (ум. 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

Большой энциклопедический словарь

ДИОДОТ Мелитинский (ум. 298) - один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

Полезные сервисы

диодотка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

диоза

Синонимы к слову диоза

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

диоклетиан

Энциклопедический словарь

Диоклетиа́н (Diocletianus) (243 - между 313 и 316), римский император в 284-305. Провёл реформы, стабилизировавшие положение империи (назначив себе 3 соправителей, разделил империю на 4 части, а их - на 12 диоцезов; усилил армию, доведя её численность до 450 тыс. человек; упорядочил налогообложение и др.). С Диоклетианом связано установление домината. В 303-304 предпринял гонение на христиан.

* * *

ДИОКЛЕТИАН - ДИОКЛЕТИА́Н (полн. Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, Gaius Aurelius Valerius Diocletianus; наст. Диокл, Diocl) (ок. 240, Салоны, Далмация, ныне Сплит - 316, там же), римский император в 284-305 (с 286 соправитель), создатель тетрархической системы управления Римской империей и основатель домината (см. ДОМИНАТ). Диокл родился в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе. При императоре Нумериане стал командиром элитного полка, неотлучно находившегося при императоре. В молодости гадалка предсказала Диоклу, что он станет императором, если убьет вепря. В 284 солдаты избрали Диокла императором, с тем, чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра (лат. вепрь), подозреваемого в убийстве молодого императора. После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присоединил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия.

Новый император сразу же отправился с войском в Европу и 1 апреля 285 разбил старшего брата Нумериана Карина. Цезарем он назначил своего товарища Максимиана (см. МАКСИМИАН (император)), а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии, что принесло ему титул «Германский Величайший», затем против сарматов и против арабов.

В 293 Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию (греч. четырехвластие), в основе которого лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал правление двух августов - его и Максимиана, и двух цезарей, которыми он сделал Констанция I Хлора (см. КОНСТАНЦИЙ ХЛОР) и Галерия (см. ГАЛЕРИЙ): они были помощниками Максимиана (на Западе) и Диоклетиана (на Востоке). Полагалось, что тетрархия, с одной стороны, укрепит империю с военной точки зрения, с другой - обеспечит, спустя время, бесперебойную смены власти; сами же Диоклетиан и Максимиан должны были сложить с себя императорские полномочия через двадцать лет. Увеличение числа соправителей не означало разделение самой империи - на ее территории действовали одни законы, исходившие от имени всех четырех императоров. Кроме того, оба цезаря должны были подчиняться обоим августам.

Свою ставку Диоклетиан поместил не в Риме, которого не любил, а в Никомедии в Вифинии, а затем в Антиохии, куда переместил ее после образования тетрархии. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, термы (см. ТЕРМЫ (в Риме)), стадион и мастерские по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, превратив ее в императорский дворец. По описанию ритора 4 в. Либания этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад. В 296 Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его помощник Галерий одержал победу над персами. В 303 он впервые посетил Рим, когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления.

На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 он отказался от власти и заставил сделать то же самое Максимиана, который вовсе не желал этого. Лишь однажды он покинул город Салону в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на власть. Диоклетиан вернулся в Салону, где скончался в 316, видя развал тетрархии, которую создавал с таким трудом.

Вместе с тем, Диоклетиан фактически поднял империю из состояния упадка. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с 50 до 100, чтобы наместники этих областей не обладали достаточными силами для организации мятежа против центральной власти. На провинции Диоклетиан разделил даже Италию - именно при нем Рим перестал играть роль первого города в государстве. Провинции были объединены в тринадцать более крупных территориальных единиц - диоцезов. Наместники диоцезов подчинялись четырем префектам претория, по одному на каждого тетрарха, которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.

Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию он разделил на две части: регулярные подвижные войска - «придворных солдат», которые имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии; вторая крупная часть армии - приграничные и береговые войска - формировалась с помощью ежегодного призыва в армию римских граждан. В этих формированиях служили также германцы, готы, горцы из Малой Азии и другие варварские племена; с этого времени варвары постепенно начинают преобладать в римской армии.

Чтобы содержать огромное войско - около полумиллиона человек, то есть намного больше, чем в прежнем веке - Диоклетиану пришлось повысить все налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до максимального предела, который мог вынести римский мир. В то же время, желая распределить эту ношу равномернее, в 301 он издал указ, устанавливающий максимальные цены на все товары и транспортные перевозки, а также единую по всей империи заработную плату для всех наемных рабочих.

Делу укрепления единства империи должен был служить, по идее Диоклетиана, и единый культ. Объединяющим всех граждан империи должен был стать культ личности императора. Своими личными покровителями Диоклетиан и Максимиан избрали Юпитера - Солнце и Геркулеса, отсюда и прозвища императоров, их вторые имена - Диоклетиан Иовий и Максимиан Геркулий. Императорам оказывали божеские почести, богослужения совершались даже перед их статуями, к ним обращались не иначе как к «господину и богу» (лат. dominus et deus). На портретах тетрархи изображались почти неразличимо, так как воплощали единую власть и единую империю.

Следуя логике своей религиозной политики, Диоклетиан, при поддержке своего помощника Галерия, возобновил преследования христиан, хотя собственная жена и дочь Диоклетиана были христианками. Целью начавшихся в 303 гонений было полное искоренение христианства. Антихристианские указы Диоклетиана запрещали любые собрания христиан с целью отправления культа, постановляли разрушать их церкви и уничтожать священные книги, разрешали арест всех священников, за исключением тех, кто соглашался служить языческим богам и совершить жертвоприношение перед статуей императора. С правлением Диоклетиана окончательно оформилась система управления государства, теперь целиком находящаяся в руках императора, на смену принципату, где император был «первым», пришел доминат, - император стал «господином».

Постройки Диоклетиана в Никомедии превращены в руины, остатки дворца в Антиохии целиком погребены под наносами реки Оронт. Однако колоссальный дворец Диоклетиана в Салоне, куда он удалился после отказа от власти, сохранился. Дворец представлял собой комплекс за крепостными стенами, в который входил храм Зевса Солнечного - личного небесного патрона Диоклетиана, императорский мавзолей и военный лагерь. По всей длине гигантского комплекса проходит дорога, которая через украшенный колоннами двор ведет в купольный вестибюль с апсидой (см. АПСИДА). Из него открывается вход в тронный зал, где в проеме триумфальной арки в самые торжественные моменты являлся своим приближенным обожествленный император.

Энциклопедия Кольера

ДИОКЛЕТИАН (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus)

(ок. 245 - с 313 по 316), римский император, придавший окончательную форму доминату, системе управления в период поздней Римской империи. Полное его имя - Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, он был сыном скромного писца или вольноотпущенника из Далмации, первоначально звался Докл, но по мере продвижения по службе в римской армии переменил имя на Диокл, а сделавшись старшим офицером - на Диоклетиан. После смерти императора Нумериана в 284 войска, возвращавшиеся из персидского похода, провозгласили императором Диоклетиана. Год спустя, когда был убит брат Нумериана Карин, Диоклетиан сделался властелином всей империи. Первой мерой Диоклетиана, имевшей целью решить проблемы управления империи, защиты ее рубежей и целостности, было назначение себе в соправители товарища по армейской службе Марка Аврелия Валерия Максимиана. Максимиан правил на Западе (столица - Милан), а Диоклетиан - на Востоке (столица - Никомедия, Малая Азия). В 285 Максимиан получил титул цезаря, а в 286 стал августом, как и Диоклетиан. Впоследствии (в 293) была организована тетрархия ("четверовластие"), система, в которой двое более молодых соправителей, Констанций Хлор и Галерий, получили титулы цезарей, и империя была неофициально разделена на четыре части. Диоклетиан оставался главным августом и руководил восточными провинциями, Галерий получил в управление область Дуная, Максимиан - Италию и Африку, а Констанцию достались прочие западные провинции. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии, поскольку было решено, что двое цезарей займут место августов, когда последние откажутся от своей должности. Рим померк в своем значении столичного города: Диоклетиан впервые появился здесь только в 303, а сенат был низведен в своем значении до городского совета. Таким образом была упразднена фикция двойной власти императора и сената. Император сделался абсолютным монархом, присвоив все атрибуты восточных деспотов. Из политических соображений император был объявлен богом, подобно представителям династии Птолемеев в Египте эпохи эллинизма, ему было присвоено именование dominus et deus ("Господин и Бог"). Другая реформа Диоклетиана обеспечила полное разделение гражданской и военной власти в провинциальной администрации. В 286 было подавлено восстание в Галлии, а в 296 - в Египте. В 297 под власть империи была возвращена Британия; в 296-297 проведена победная война с Персией. Повысилась обороноспособность империи, которая обеспечивалась как постоянными гарнизонами, размещенными вдоль границ, так и мощными мобильными войсками. Часть экономических экспериментов Диоклетиана провалилась, но некоторые оказались успешными. Был вновь введен золотой стандарт, хотя Диоклетиан предпочитал собирать налоги натурой, а не деньгами. Знаменитый эдикт о ценах, изданный в 301, представлял собой попытку установить предельный уровень цен и заработной платы. Однако провести эдикт в жизнь, несмотря на суровость грозивших за его невыполнение кар, было невозможно. Диоклетиан известен также как гонитель христиан. Главной причиной яростного их преследования, начавшегося в 303, был отказ христиан продемонстрировать верность императору, воздавая ему почести как богу, что требовалось официальной церемонией культа императора. 1 мая 305 Диоклетиан и Максимиан официально отреклись от престола, и их место заняли Констанций и Галерий. Диоклетиан удалился в свой колоссальный дворец в Салонах (совр. Сплит, Хорватия) на побережье Далмации. Он был свидетелем краха созданной им системы тетрархии, когда его преемники начали воевать друг с другом, а на его родственников обрушились гонения.

См. также ДОМИНАТ.

ЛИТЕРАТУРА

Уколова В. Избранник власти. - В кн.: Падающий Зиккурат. СПб, 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДИОКЛЕТИАН (Diocletianus) (243 - между 313 и 316), римский император в 284 - 305. Создатель домината - неограниченной монархии. Стабилизировал положение империи. В 303 - 304 предпринял гонение на христиан. Добровольно отрекся от власти и поселился в своем дворце в Салоне (современный Сплит).

Грамматический словарь

Диоклетиа́н мо

Словарь русских имен

-а, м. Стар. редк.

Отч.: Диоклетиа́нович, Диоклетиа́новна.

Производные: Ди́я, Кле́тя.

[От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и kleos - слава.]

† 22 окт.

Словарь имён

-а, муж. Стар. редк.

Отч.: Диоклетианович, Диоклетиановна.

Производные: Дия, Клетя.

Происхождение: (От греч. Dios (род. п. Zeus - Зевс) и kleos - слава.)

Именины: 22 окт.

Именины

22 (9) октября - мученик Диоклитиан.

Словарь древнегреческих имен

Гай Аврелий Валерий (римский император, 284-305)

Провел широкие реформы в Империи: в чеканке монет, налогообложении, в армии; он разделил власть в Империи между двумя императорами - Востока и Запада. Каждый из них становился соправителем и возможным преемником. Репутация императора сильно пострадала из-за его систематических гонений на христиан. В 305 Диоклетиан сложил с себя полномочия императора и до своей смерти в 313 жил практически в одиночестве в своём огромном дворце в Далмации, руины которого находятся на территории современного Сплита. Эти руины посетил и зарисовал Роберт Адам, опубликовавший свои рисунки в 1764. Зарисовки эти оказали большое влияние на архитектуру и внутреннее убранство строений по проектам Адама и его учеников.

Микеланджело перестроил центральный зал римских купален Диоклетиана в церковь Санта-Марии дель Анджели.

Сканворды для слова диоклетиан

- Приход к власти этого императора завершил так называемый кризис третьего века в Риме.

- Когда Максимиан и Галерий просили его вернуться во власть, он привел в качестве аргумента отказа собственноручно выращенную капусту.

- Во время правления какого императора пострадал Георгий Победоносец?

- С правления этого император начинается период в римской истории, называемый доминат.

- Римский император.

- Какой император завершил кризис третьего века в Риме?

- С его правления начинается период Римской истории, называемый доминат.

Полезные сервисы

диоклетиан (diocletianus)

Большой энциклопедический словарь

ДИОКЛЕТИАН (Diocletianus) (243 - между 313 и 316) - римский император в 284-305. Провел реформы, стабилизировавшие положение империи (назначив себе 3 соправителей, разделил империю на 4 части, а их - на 12 диоцезов; усилил армию, доведя ее численность до 450 тыс. человек; упорядочил налогообложение и др.). С Диоклетианом связано установление домината. В 303-304 предпринял гонение на христиан.

Полезные сервисы

диоклетиан гай аврелий валерий (gaius aurelius valerius diocletianus)

Большой энциклопедический словарь

Диоклетиа́н Гай Аврелий Валерий (Gaius Aurelius Valerius Diocletianus) (243 — между 313 и 316), римский император в 284—305. Провёл реформы, стабилизировавшие положение империи (назначив себе 3 соправителей, разделил империю на 4 части, а их — на 12 диоцезов; усилил армию, доведя её численность до 450 тыс. человек; упорядочил налогообложение и др.). С Диоклетианом связано установление домината — неограниченной монархии. В 303—304 предпринял гонение на христиан. Добровольно отрёкся от власти и поселился в своём дворце в Салоне (современный Сплит).

Полезные сервисы

диоклетианова эра

Словарь иностранных слов

Древне-христианское летосчисление, установленное со времени вступления на римский престол Диоклетиана, гонителя христианства (с 29 авг. 284 г.).

Полезные сервисы

диоклитиан

Именины

Полезные сервисы

диоксан

Энциклопедический словарь

Диокса́н (диэтилендиоксид), бесцветная жидкость, tкип 101,8°C. Растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел, красителей.

Диоксан.

* * *

ДИОКСАН - ДИОКСА́Н (диэтилендиоксид), бесцветная жидкость, tкип 101,8 °С. Растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел, красителей.

Большой энциклопедический словарь

ДИОКСАН (диэтилендиоксид) - бесцветная жидкость, tкип 101,8 .С. Растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел, красителей.

Орфографический словарь

диокса́н, -а

Синонимы к слову диоксан

сущ., кол-во синонимов: 2

Сканворды для слова диоксан

- Бесцветная жидкость, растворитель ацетата целлюлозы, минеральных и растительных масел, красителей.

- Простой эфир.

Полезные сервисы

диоксацин

Синонимы к слову диоксацин

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

диоксиантрахинон

Синонимы к слову диоксиантрахинон

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

диоксибензол

Синонимы к слову диоксибензол

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

диоксибутановый

Синонимы к слову диоксибутановый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

диоксид

Сканворды для слова диоксид

- Химическое соединение, в котором один атом какого-либо элемента соединен с двумя атомами кислорода.

Полезные сервисы