Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ибн

Энциклопедический словарь

Ибн (араб. - сын), в собственном имени ставится перед именем отца (образуя «отчество») у народов, пользующихся арабским языком (например, Ахмед ибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).

* * *

ИБН - ИБН (араб. - сын), в собственном имени ставится перед именем отца (образуя «отчество») у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).

Большой энциклопедический словарь

ИБН (араб. - сын) - в собственном имени ставится перед именем отца (образуя "отчество") у народов, пользующихся арабским языком (напр., Ахмед ибн Абдуллах - Ахмед, сын Абдуллаха).

Орфографический словарь

ибн и (в начале составного собственного имени) Ибн- пишется отдельно от последующего имени, напр.: Абу́ Али́ ибн Си́на, Ибн Ру́ста, Ибн Фадла́н Ахме́д ибн Абба́с

Синонимы к слову ибн

сущ., кол-во синонимов: 2

сын, потомок

Сканворды для слова ибн

- По-арабски - сын.

- Хоттабыч = ... Хоттаб.

- Арабское отчество.

- Волька ... Алёша.

- В арабских именах это означает сын, потомок.

- Элемент арабского личного имени.

Полезные сервисы

ибн абд раббихи

Энциклопедический словарь

Ибн Абд Ра́ббихи (860-940), арабо-испанский поэт и прозаик. Любовная лирика, стихи аскетического содержания, панегирики. Составитель прозаической антологии по литературе и истории VII-VIII вв. «Уникальное ожерелье».

* * *

ИБН АБД РАББИХИ - ИБН АБД РА́ББИХИ (860-940), испано-арабский поэт и прозаик. Лирические стихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв. «Уникальное ожерелье».

Большой энциклопедический словарь

ИБН АБД РАББИХИ (860-940) - испано-арабский поэт и прозаик. Лирические стихи. Составитель прозаической антологии по литературе и истории 7-8 вв. "Уникальное ожерелье".

Полезные сервисы

ибн аль-араби

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Араби́ (1165-1240), арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: «Каменья мудрости», «Мекканские откровения». Комментарий к Корану.

* * *

ИБН АЛЬ-АРАБИ - ИБН АЛЬ-АРАБИ́ (1165-1240), арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма (см. СУФИЗМ) о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: «Каменья мудрости», «Мекканские откровения». Комментарий к Корану.

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-АРАБИ (1165-1240) - арабский мыслитель и поэт; мистик. Развивал учение суфизма о едином начале бытия и о познании через внутреннее озарение. Основные сочинения: "Каменья мудрости", "Мекканские откровения". Комментарий к Корану.

Полезные сервисы

ибн аль-асир

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Аси́р (1160-1233), арабский историк. Основные труды по всеобщей истории; биографический словарь сподвижников Мухаммеда.

* * *

ИБН АЛЬ-АСИР - ИБН АЛЬ-АСИ́Р (1160-1233), арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-АСИР (1160-1233) - арабский историк. Основные труды по всеобщей истории, биографический словарь сподвижников Мухаммеда.

Полезные сервисы

ибн аль-кутийя

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Кути́йя (? - 977), арабо-испанский историк. Сочинение по истории Пиренейского полуострова в VIII-X вв.

* * *

ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ - ИБН АЛЬ-КУТИ́ЙЯ (?-977), арабо-испанский историк. Сочинения по истории Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-КУТИЙЯ (?-977) - арабо-испанский историк. Сочинения по истории Пиренейского п-ова в 8-10 вв.

Полезные сервисы

ибн аль-мутазз

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Мута́зз (861-908), арабский поэт и филолог. Стихотворная хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинение по поэтике «Книга о новом».

* * *

ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ - ИБН АЛЬ-МУТА́ЗЗ (861-908), арабский поэт и филолог. Стихотворная хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике «Книга о новом».

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-МУТАЗЗ (861-908) - арабский поэт и филолог. Стихотворная хроника правления халифа аль-Мутадида (892-902), афоризмы, сочинения по поэтике "Книга о новом".

Полезные сервисы

ибн аль-хайсам

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Хайса́м (латинизир. Альгазен) (965-1039), арабский учёный. Труды по физиологической и геометрической оптике «Сокровище оптики» (7 книг, переведён на латинский язык в XII в., 1-е печатное издание, 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по математике, астрономии. Комментатор Аристотеля, Евклида, Галена.

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-ХАЙСАМ (латинизир. Альгазен) (965-1039) - арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике "Сокровище оптики" (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1-е печатное издание в 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по математике, астрономии. Комментатор Аристотеля, Евклида, Галена.

Полезные сервисы

ибн аль-хатиб

Энциклопедический словарь

Ибн аль-Хати́б (1313-1374), арабо-испанский учёный, поэт. Около 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе, в том числе по истории мусульманской Испании.

* * *

ИБН АЛЬ-ХАТИБ - ИБН АЛЬ-ХАТИ́Б (1313-74), арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по истории мусульманской Испании.

Большой энциклопедический словарь

ИБН АЛЬ-ХАТИБ (1313-74) - арабо-испанский ученый, поэт. Ок. 60 трудов по истории, географии, философии, медицине, литературе, в т. ч. по истории мусульманской Испании.

Полезные сервисы

ибн баджа

Энциклопедический словарь

Ибн Ба́джа - настоящее имя Абу Бакр Мухаммед ибн Яхья; латинизированный вариант Авемпас, Авенпаце (Avempace, Avenpace) (около 1090 - 1138), арабский учёный, философ, государственный деятель, поэт и музыкальный теоретик. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении «Образ жизни уединившегося» призывал к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям «невежественных городов». Автор трактата «Книга о музыке».

* * *

ИБН БАДЖА - ИБН БА́ДЖА (латинизированная форма Авемпас, Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении «Образ жизни уединившегося» призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям «невежественных городов».

Большой энциклопедический словарь

ИБН БАДЖА (латинизированная форма Авемпас - Авенпаце, Avempace, Avenpace) (ум. 1139), арабский ученый, философ, государственный деятель, поэт и музыкант. Жил в Сарагосе, Гранаде, городах Марокко. Был везиром при альмохадских правителях. В сочинении "Образ жизни уединившегося" призывает к созерцательной жизни, противопоставляя философов обитателям "невежественных городов".

Полезные сервисы

ибн баттута

Энциклопедический словарь

Ибн Батту́та (1304-1377), арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Средней Азии, Индии, Китаю, Испании, Западному и Центральному Судану.

* * *

ИБН БАТТУТА - ИБН БАТТУ́ТА (Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи) (1304-1377), уроженец Танжера, выдающийся арабский путешественник 14 в. Свою деятельность как путешественник он начал в 1325 и первоначальной целью поездки был хадж в Мекку (см. МЕККА). Однако сложности политической жизни и невозможность прямого проезда на Аравийский полуостров привели к тому, что, неоднократно отклоняясь от первоначальной цели путешествия, Ибн Баттута объездил большинство стран известного ему культурного мира, причем не только исламского - он также посетил Китай и Юго-Восточную Азию. Ибн Баттута далек от книжной географической литературы, и поэтому все то, что он описывает, - либо непосредственные путевые впечатления, либо разные рассказы очевидцев, которые он запомнил. Ибн Баттута возвращается в Фес в 1353, проведя в почти непрерывных поездках лишь немногим менее 30 лет.

В Фесе сложилась довольно продуктивная научная среда. Его посещали современники Ибн Баттуты - Ибн Хальдун (см. ИБН ХАЛЬДУН) и Ибн Хатиб. По всей видимости, по инициативе правителя Абу Инана Маринида (1348-1358) Ибн Баттута диктует свое описание посещенных им стран - «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий». Сочинение было записано и, вероятно, отредактировано одним из придворных чиновников Фесского правителя Абу Инана - Ибн Джузайей, который скончался в 1356 сразу после завершения своего редакционного труда. Ибн Джузайя был в силу своих придворных писцовых должностей весьма начитан в современной испанской и североафриканской географической литературе, и поэтому в нить живого рассказа Ибн Баттуты включаются различные написанные высокопарным слогом фрагменты, далеко не всегда правильно согласованные с живыми впечатлениями Ибн Баттуты. Весьма вероятно, что именно редактура привела последующих европейских издателей этого труда к весьма серьезным сомнениям в правдивости и достоверности отдельных частей рассказов Ибн Баттуты. Особенно критично по отношению к ним был настроен французский историк географии Ферран. Особые сомнения у него вызывали части, касающиеся описания Китая, Константинополя, частично Индокитая. Однако в целом сочинение производит сильное впечатление непосредственностью восприятия рассказчика и многообразием сообщаемой им информации.

Примерный порядок путешествия Ибн Баттуты был таков: из Танжера через Северную Африку в Александрию, затем в Каир, откуда направился в Джедду для переправы на Аравийский полуостров, но из-за местных племенных войн переправа была прекращена и ему пришлось вернуться в Каир. Далее он решил воспользоваться другим путем, примкнув к каравану из Дамаска. Добираясь туда он посетил Палестину, Сирию, Алеппо, а затем уже с паломническим караваном добрался до Медины и Мекки. Затем, войдя во вкус путешествий, он через Басру направился в Персию, в Шираз, затем посетил города верхней Месопотамии - Мосу, Диярпекир, а оттуда прибыл в Багдад и вновь отправился в хадж, посетив Мекку в конце 1328.

Некоторое время он путешествовал между берегами Аравии и Восточной Африки, затем переехал на восточноаравийский берег к Персидскому заливу. Ибн Баттута посещает Оман, Хармос, Бахрейн. В третий раз отправляется в мекканский хадж, а оттуда возвращается в Египет. Далее через Сирию и Малую Азию приезжает в Синоп, переправляется в Крым, в Генуэзскую Кафу (современная Феодосия), посещает Судак, по его мнению, один из крупнейших портовых городов современности, совершает поездки по южной России и, возможно, добирается до земель волжских болгар (см. ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ БУЛГАРИЯ). Далее из Астрахани в караване жены хана Узбека (см. УЗБЕК) попадает в Константинополь, затем возвращается в Золотую Орду, посещает столичную ставку город Сарай и направляется в Хиву, Бухару, затем в Афганистан. В 1333 оказывается в Дели при дворе султана Мохаммеда ибн Тоглука, откуда с султанским посольством направлен в Китай.

Из Калькутты он переправляется на Мальдивские острова, затем посещает Цейлон, Бенгалию, Северную Индию, Зондские острова. После этого морским путем добирается до Кантона (Китай). На обратном пути через Суматру он достигает Аравии в 1347, затем вновь посещает Персию, Месопотамию, Сирию, Египет и совершает четвертый хадж в Мекку. Затем в Палестине в 1348 он попадает в зону чумной эпидемии; наконец, путешественнику приходит на ум вернуться на родину. По дороге из Египта в Тунис, посетив Сардинию, он прибывает в Фес в 1349. Однако его путешествие на этом не кончается, и, пересекши Гибралтар, он направляется в Гренаду, где, вероятно, знакомится с Мохаммедом ибн Джузайей. По возвращении в Фес он получает от Абу Инана поручение посетить Центральную Африку, дотигает Тимбукту - центра нового исламского государства Мали. Затем с работорговцами пересекает плато Ахаггар, оазис Аггадес и, перевалив через хребет Атласа, в 1353 возвращается в Фес, где живет до самой смерти. Фактически, Ибн Баттута так или иначе побывал в большинстве значительных в его время культурных и политических центрах юга Старого Света. Благодаря его путешествиям становится ясна напряженная торгово-экономическая жизнь мусульманского мира его времени и реальный характер культурно-политических контактов многочисленных разрозненных государств, которые он посетил.

Большой энциклопедический словарь

ИБН БАТТУТА (1304-77) - арабский путешественник. Описание путешествий по Египту, Аравии, Месопотамии, Сирии, М. Азии, Ирану, Крыму, южным районам Руси, Ср. Азии, Индии, Китаю, Испании, Зап. и Центр. Судану.

Энциклопедия Кольера

ИБН БАТТУТА (1304 - ок. 1369, или 1377), арабский путешественник и писатель, родился в Танжере 25 февраля 1304 в семье принявших мусульманство берберских ученых и судей. Его полное имя - Мухаммед ибн Абдаллах ибн Баттута. В 1325, решив выполнить заветный долг мусульманина и совершить паломничество в Мекку, Ибн Баттута прошел из Марокко вдоль побережья Северной Африки до Каира и оттуда направился в Дамаск, где присоединился к каравану. В перерыве между паломничествами 1326 и 1327 путешествовал по южной Персии и Ираку. Спустя год или два посетил Йемен, отправился по морю из Адена к арабским факториям в Восточной Африке и возвратился в Мекку через Оман и Персидский залив. Затем у него созрел замысел побывать в Индии, поскольку он много слышал о Мухаммеде ибн Туглуке, султане Дели. Однако найти в Джидде корабль, направляющийся в Индию, не удалось, и Ибн Баттута решил отправиться в путешествие по суше. Пересек Малую Азию и отплыл из Синопа в Крым, а оттуда добрался до Сарая, резиденции хана Золотой Орды, и подался на Кавказ. Воспользовавшись предоставившейся возможностью посетить Константинополь, вернулся через степи в Сарай на Волге и продолжил путь через Хиву, Самарканд, Хорасан и Афганистан. 12 сентября 1333 благополучно добрался до границы с Индией, проходившей по р. Инд. В Дели Ибн Баттуте был оказан радушный прием, и он прожил там восемь лет. В 1342 он был направлен посланцем к монгольскому императору, правившему Китаем, но в Каликуте на юге Индии его отряд попал в беду. Не пожелав возвращаться в Дели, Ибн Баттута отплыл на Мальдивские острова, где пробыл 18 месяцев в качестве кади (мусульманского судьи). Посетил Цейлон, восточный берег полуострова Индостан (Коромандельский берег) и Бенгалию, а затем Суматру, где сел на судно, направлявшееся в Зайтун (современный Сямынь, или Амой) в Китае. Его пребывание в Китае было недолгим, вернувшись в южную Индию, он снова направился в Мекку. После этого Ибн Баттута решил возвратиться в Марокко и достиг города Фес в ноябре 1349. За этим последовала поездка в Гранаду. В 1352-1353 Ибн Баттута совершил последнее путешествие и пересек Сахару. Добрался до страны народа мандинго в верховьях р.Нигер (совр. Мали), оттуда вернулся в Фес. В Фесе надиктовал описание своих путешествий одному из писцов марокканского султана. Умер Ибн Баттута в Фесе примерно в 1369 (по другим источникам в 1377) и был погребен на родине - в Танжере.

ЛИТЕРАТУРА

Тимофеев И.В. Ибн Батута. М., 1983 Ибрагимов Н. Ибн Батута и его путешествия по Средней Азии. М., 1988

Полезные сервисы

ибн гебироль соломон

Энциклопедический словарь

Ибн Гебиро́ль Соломон - [латинизир. Авицеброн (Avicebron)] (около 1021 - 1055 или 1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате «Источник жизни» (на арабском языке) истолковывал форму и материю как возможность и действительность, в связи с чем утверждал материальность духовного; оказал влияние на Дж. Бруно.

* * *

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - ИБН ГЕБИРО́ЛЬ Соломон, см. Авицеброн (см. АВИЦЕБРОН).

Большой энциклопедический словарь

ИБН ГЕБИРОЛЬ (латинизир. Авицеброн - Avicebron) Соломон (ок. 1021-1055 или 1070), еврейский поэт и философ-неоплатоник. Жил в Испании. В трактате "Источник жизни" (на арабском языке) истолковывал форму и материю как возможность и действительность, в связи с чем утверждал материальность духовного; оказал влияние на Дж. Бруно.

Энциклопедия Кольера

ИБН ГЕБИРОЛЬ Соломон - или Авицеброн (1021 - ок. 1058), еврейский поэт и философ, родился в Малаге (Испания) в 1021. Несмотря на недолгую жизнь, Ибн Гебироль оставил огромное количество стихов светского и религиозного характера и несколько важных философских работ. Многие из его религиозных стихотворений стали частью ритуальной службы в синагоге. Умер Ибн Гебироль в Валенсии (Испания) ок. 1058. Согласно легенде, его убил из зависти соперник. Легенда гласит, что убийство было обнаружено, когда фиговое дерево, под которым спрятали тело, принесло необычайные плоды. Важнейшей философской работой Ибн Гебироля, первоначально написанной на арабском языке (оригинал не сохранился) и только частично переведенной на иврит, был трактат Источник жизни (Масдар аль-Хайят). Латинский перевод, Fons vitae, оказал значительное влияние на средневековую христианскую теологию. Автором книги, однако, долгое время считался загадочный араб или христианин Авицеброн; лишь в середине 19 в. Соломон Мунк доказал его тождество с Ибн Гебиролем.

ЛИТЕРАТУРА

Штекль А. История средневековой философии. М., 1912

Полезные сервисы

ибн дауд авраам

Энциклопедический словарь

Ибн Дау́д Авраам (около 1110 - около 1180), еврейский философ-аристотелик и богослов, предшественник Маймонида. Жил в Испании, писал на арабском языке. Главное сочинение - «Возвышенная вера» (1161).

* * *

ИБН ДАУД Авраам - ИБН ДАУ́Д Авраам (ок. 1110 - ок. 1180), еврейский философ и богослов, предшественник Маймонида (см. МАЙМОНИД Моисей) . Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главное сочинение «Возвышенная вера» (1161).

Большой энциклопедический словарь

ИБН ДАУД Авраам (ок. 1110 - ок. 1180) - еврейский философ и богослов, предшественник Маймонида. Жил в Испании. Писал на арабском языке. Главное сочинение "Возвышенная вера" (1161).

Энциклопедия Кольера

ИБН ДАУД Авраам (ок. 1110 - ок. 1180), испанский философ, астроном и историк. Родился в Толедо. Одним из первых пытался соединить аристотелизм с иудаизмом. Попытки примирения классического наследия с религиозной мыслью делались равно арабскими и еврейскими философами в средневековой Испании, и Маймонид, которого считают наиболее значительным еврейским средневековым философом, многое почерпнул из оригинальных работ Ибн Дауда. В своей хронике, историческом труде, написанном в 1161 и названном Книга традиции (Сефер ха-Каббалах), Ибн Дауд резко нападает на караитов - секту, подвергшую сомнению раввинистическую традицию; в ходе критики он оправдывает раввинистический иудаизм, прослеживая линию традиции от Моисея до своего собственного времени. Его важнейший философский труд, Возвышенная вера (Аль-акидах аль-рафиях, 1168), был написан по-арабски и сохранился в переводах на иврит. Как полагают, Ибн Дауд принял мученическую смерть в Кордове (Испания) ок. 1180.

Полезные сервисы

ибн зайдун

Энциклопедический словарь

Ибн Зайду́н (1003-1071), арабо-испанский поэт. Диван лирических, панегирических, элегических стихов.

* * *

ИБН ЗАЙДУН - ИБН ЗАЙДУ́Н (1003-71), испано-арабский поэт. Диван (см. ДИВАН (сборник стихов)) лирических, панегирических, элегических стихов.

Большой энциклопедический словарь

ИБН ЗАЙДУН (1003-71) - испано-арабский поэт. Диван лирических, панегирических, элегических стихов.

Полезные сервисы

ибн кузман

Энциклопедический словарь

Ибн Кузма́н (около 1080 - 1160), арабо-испанский поэт. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов.

* * *

ИБН КУЗМАН - ИБН КУЗМА́Н (ок. 1080-1160), испано-арабский поэт. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов (см. ВАГАНТЫ).

Большой энциклопедический словарь

ИБН КУЗМАН (ок. 1080-1160) - испано-арабский поэт. Создал новый вид строфической поэзии - заджал (мелодия). Оказал влияние на раннюю провансальскую лирику, поэзию вагантов.

Полезные сервисы

ибн курра

Энциклопедический словарь

Ибн Ку́рра (Сабит ибн Курра) (836-901), багдадский математик. Переводчик и комментатор трудов древнегреческих учёных.

* * *

ИБН КУРРА - ИБН КУ́РРА (Сабит ибн Курра) (836-901), багдадский математик. Переводчик и комментатор трудов древнегреческих ученых.

Большой энциклопедический словарь

ИБН КУРРА (Сабит ибн Курра) (836-901) - багдадский математик. Переводчик и комментатор трудов древнегреческих ученых.

Полезные сервисы

ибн кутайба

Энциклопедический словарь

Ибн Кута́йба (828 - около 889), арабский прозаик, филолог, историк. 10-томная историко-литературная антология «Источники сведений», библиографический словарь «Книга поэзии и поэтов».

* * *

ИБН КУТАЙБА - ИБН КУТА́ЙБА (828 - ок. 889), арабский прозаик, филолог, историк. 10-томная историко-литературная антология «Источники сведений», библиографический словарь «Книга поэзии и поэтов».

Большой энциклопедический словарь

ИБН КУТАЙБА (828 - ок. 889) - арабский прозаик, филолог, историк. 10-томная историко-литературная антология "Источники сведений", библиографический словарь "Книга поэзии и поэтов".

Полезные сервисы

ибн мискавайх

Энциклопедический словарь

Ибн Мискава́йх (? - 1030), арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике.

* * *

ИБН МИСКАВАЙХ - ИБН МИСКАВА́ЙХ (?-1030), арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике.

Большой энциклопедический словарь

ИБН МИСКАВАЙХ (?-1030) - арабоязычный историк и философ. Труды по всеобщей истории, трактаты по философии и этике.

Полезные сервисы

ибн пакуда бахья бен иосеф

Энциклопедия Кольера

ИБН ПАКУДА Бахья бен Иосеф (Bahya ben Joseph ibn Pakuda), еврейский философ 11 в., о жизни которого ничего не известно, кроме того, что он жил в Сарагосе в Испании. Ибн Пакуда написал известный трактат на арабском языке - Книгу наставлений об обязанностях сердца (Китаб ал-хидайя ила фараид ал-кулуб), переведенную на иврит Иехудой ибн Тиббоном (под названием Ховот ха-леватот, Обязанности сердца), а также несколько религиозных поэм. В своем трактате Ибн Пакуда, оригинальный и талантливый мыслитель, рассматривал главные учения иудаизма и пытался систематизировать его этические ценности. Сущность духовности - признание Бога как создателя всех вещей; гораздо важнее носить и любить Бога в сердце, чем стремиться к Его познанию с помощью разума; не следует уподоблять Божество человеку. В книге содержится множество цитат из нееврейских моральных философов, она обнаруживает обширные познания в арабской научной и философской литературе.

Полезные сервисы

ибн пакуда бахья бен иосиф

Энциклопедический словарь

ИБН ПАКУДА Бахья бен Иосиф - ИБН ПА́КУДА (ibn Pakuda) Бахья бен Иосиф, еврейский арабский философ 11 в. «Книга наставлений об обязанностях сердца» систематизирует этические ценности иудаизма.

Полезные сервисы

ибн рушд

Энциклопедический словарь

Ибн Рушд - Ибн Рошд (латинизир. Аверроэс) (1126-1198), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьёй и придворным врачом. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил М. Газали. Разграничение Ибн Рушда «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

* * *

ИБН РУШД - ИБН РУШД (полн. имя Абу-ль Валид Мухаммед Ибн-Ахмед Ибн-Рошд, латинизированное Аверроэс, Averrhoes) (1126, Кордова - 10 декабря 1198, Марракеш, государство Альмохадов (см. АЛЬМОХАДЫ), ныне Марокко), арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. В трактате «Опровержение опровержения» отверг отрицание философии, с которым выступил Газали (см. ГАЗАЛИ Мухаммед). Разграничение Ибн Рушдом «рациональной» религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушда оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

При дворе кордовского халифа

Благодаря знатному происхождению (дед и отец Ибн Рушда занимали должность великого кадия, т. е. главного судьи Кордовы) и прекрасным способностям будущий философ получил блестящее образование, изучал мусульманское богословие и право, философию, медицину и математику. Обширные знания Ибн Рушда не остались невостребованными: его приблизил к себе халиф Абу-Якуб, известный покровитель наук и искусств. Именно по его указанию Ибн Рушд в 1160-х годах начал работу по комментированию сочинений Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ). Несмотря на свои ученые занятия, Ибн Рушд не чуждался и государственной службы. С 1171 он занимал должность великого кадия Кордовы, унаследованную от отца, а в 1182 стал личным врачом Абу Якуба. Высокое положение он сохранил и при наследнике Абу Якуба Абу-Юсуфе, ставшего халифом в 1184 году. Тем не менее в 1195 году группа мусульманских богословов осудила некоторые философские идеи Ибн Рушда как несовместимые с учением ислама. В результате по указу халифа философ был сослан в небольшое еврейское поселение под Кордовой; его сочинения, сомнительные с точки зрения ортодоксов, должны были быть сожжены. Впрочем, ссылка длилась недолго, вскоре Абу Юсуф вернул Ибн Рушда к своему двору и восстановил его во всех правах. Однако изгнание подорвало здоровье престарелого философа. 10 декабря 1198 Ибн Рушд скончался.

В историю европейской философии Ибн Рушд вошел под именем Комментатора: практически все мыслители средневекового Запада воспринимали его именно как толкователя учения Аристотеля. Возможно, он и сам рассматривал себя в этом же качестве; по крайней мере, его преклонение перед греческим философом не знало границ. В одном из своих сочинений Ибн Рушд писал: «Учение Аристотеля есть высшая истина, ибо его ум - предел человеческого ума. Поэтому правильно будет сказать, что он был создан и дан нам божественным провидением, чтобы мы познали то, что можно познать». Многие произведения Аристотеля Ибн Рушд комментировал трижды: сначала в виде коротких парафраз, затем в виде компендиумов (см. КОМПЕНДИУМ), или средних комментариев, и, наконец, в виде объемистых и обстоятельных комментариев. Перу арабского мыслителя принадлежит и значительное число произведений, посвященных отдельным философским проблемам, а также вопросу об отношениях философии и религии. Характерно, что часть сочинений Ибн Рушда сохранилась только в латинских и еврейских переводах.

Разум и вера

Одним из наиболее существенных разделов учения Ибн Рушда является его трактовка взаимоотношения философии и религии, которая, вероятно, и послужила основной причиной вышеупомянутых гонений на философа. Защищая философское знание от атак мусульманских ортодоксов, прежде всего, последователей аль-Газали (см. ГАЗАЛИ Мухаммед), автора знаменитого «Опровержения философов», Ибн Рушд разработал концепцию, согласно которой, по мнению одних толкователей, философский разум находится в гармонии с религиозной верой, а по мнению других - религия ставится в подчиненное положение по отношению к философии.

Прежде всего, Ибн Рушд утверждает, что мусульманский закон предписывает изучение философии, поскольку именно философия является путем к истине, а цель и смысл закона - научение истине. Однако далеко не всякий человек способен постичь истину через философию, а потому Закон санкционирует и другие пути к истине, различающиеся сообразно трем категориям людей, каковыми являются риторики (хитабийун), диалектики (джадалийун) и аподиктики (достоверности) (бурханийун). Если подлинные философы принадлежат к категории аподиктиков, удовлетворяющихся только строгим аподиктическим знанием и постигающих истину во всей ее целостности, то прочие люди способны воспринять только ущербную истину, достигнутую посредством вероятностных заключений (диалектики), или вовсе - через воздействие на чувства и воображение проповедей и наставлений (риторики).

Последние две категории людей - это богословы и простые верующие, которые всю истину, которая доступна их скромному разумению, должны черпать из Корана. (см. КОРАН) Потому-то священная книга и содержит в основном аргументы диалектического и риторического характера, ведь ее основная цель - привести к истине неспособное к философии большинство. Но что же делать, если тот или иной стих Корана противоречит аподиктическому знанию философов? В таком случае, говорит Ибн Рушд, Коран надо толковать аллегорически, а не буквально. Но заниматься этим должны вовсе не богословы, а философы, поскольку лучший способ рассуждения - аподиктический силлогизм (см. СИЛЛОГИЗМ), а искусством такой силлогистики в полной мере владеют только философы.

Но эти аллегорические толкования ни в коем случае не должны выходить за пределы узкого круга аподиктиков и становиться известными нефилософам, поскольку последние должны почти всегда воспринимать Коран буквально. В буквальном понимании священной книги низшими категориями людей Ибн Рушд видит залог духовного здоровья общества, ибо любое аллегорическое толкование некоторых положений, например, о личном бессмертии, может привести простого человека к неверию и в конечном счете к эпикуреизму (см. ЭПИКУРЕИЗМ), понимаемому философом как ложная теория, провозглашающая целью существования человека удовлетворение чувственных влечений. Итак, религия объединяет людей, учит их истине в той мере, в какой они способны ее воспринять, а потому философ ни в коем случае не должен выступать против религии.

Полемика с аль-Газали. Вопрос о бессмертии души

Философское учение Ибн Рушда также несет сильный отпечаток его полемики с мусульманскими богословами. Как известно, аль-Газали обвинил философов, преимущественно перипатетиков (см. ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА) (и прежде всего - Ибн Сину (см. ИБН СИНА) и аль-Фараби (см. ФАРАБИ)) в неверии на основании трех основных пунктов: 1) философы утверждают, что мир вечен; 2) они считают, что Бог не может познавать индивидуальные вещи; 3) они отрицают бессмертие души. Ибн Рушд отмел обвинение аль-Газали, указав, что в данных вопросах философы ни в чем не отступают от положений ислама. В самом деле, говорит он, в отношении вечности мира имеет место простое недопонимание. И богословы и философы признают, что есть три вида сущего: возникшее благодаря чему-то во времени (вещи, подверженные возникновению и уничтожению); невозникшее и независящее ни от чего (Бог); невозникшее, но сущее благодаря чему-то (мир в целом). Итак, мир имеет характер и первого и второго вида сущего, но богословы делают акцент на первом, а философы - на втором. Что касается познания Богом индивидуальных вещей, то Ибн Рушд признает, что таковое познание может иметь место, более того, настаивает на этом. Однако философ оговаривается, что нельзя говорить о том, что Бог познает универсальное и индивидуальное разными способами, поскольку такое утверждение дает слишком антропоморфное представление о Боге. Напротив, познание Бога носит необъяснимый трансцендентальный характер, оно есть одновременно и познание индивидуального, и познание общего.

В отношении вопроса о личном бессмертии позиция Ибн Рушда более чем туманна. Его учение о действующем и материальном разуме, по всей видимости, не допускает личного бессмертия, но прямо об этом Ибн Рушд нигде не говорит (это, впрочем, может быть связано и с его нежеланием атаковать один из основных догматов ислама). Следует признать, что в целом его психология носит достаточно противоречивый характер и допускает различные толкования. Последователи Ибн Рушда из христианских стран, так называемые «латинские аверроисты» (см. АВЕРРОИЗМ) утверждали, что согласно Ибн Рушду, индивидуальная человеческая душа не обладает способностью к самостоятельному познанию, но познает только благодаря действующему разуму - подателю интеллигибельных (см. ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ) форм - который является сверхиндивидуальной духовной субстанцией и един для всего человеческого рода.

Учение Ибн Рушда оказало значительное влияние прежде всего на философию христианского Запада. В латинском аверроизме получила развитие теория двух истин (см. ДВЕ ИСТИНЫ). Движение латинских аверроистов (Сигер Брабантский (см. СИГЕР БРАБАНТСКИЙ)) в некотором смысле определило философский климат эпохи Высокой Схоластики. Достаточно вспомнить, что жаркую полемику с аверроистами вели многие выдающиеся мыслители того времени - св. Бонавентура (см. БОНАВЕНТУРА), Альберт Великий (см. АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ), св. Фома Аквинский (см. ФОМА АКВИНСКИЙ), Дунс Скот (см. ДУНС СКОТ Иоанн). Собственные клинические наблюдения Ибн Рушда и других врачей собраны в свод медицинских трудов Китаб аль-коллият в 7 книгах (в Европе сочинение известно как Colliget).

Большой энциклопедический словарь

ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизир. Аверроэс) (1126-98) - арабский философ и врач, представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. В трактате "Опровержение опровержения" отверг отрицание философии, с которым выступил Газали. Разграничение Ибн Рушды "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине. Рационалистические идеи Ибн Рушды оказали большое влияние на средневековую философию, особенно в Европе (аверроизм). Автор энциклопедического медицинского труда.

Энциклопедия Кольера

ИБН РУШД - или Аверроэс (1126-1198), испано-арабский философ и врач, родился в Кордове (Испания) в знатной семье. Будучи исключительно талантливым и разносторонним человеком, Ибн Рушд занимал несколько важных постов. Подобно отцу и деду, он служил кадием (судьей) в Кордове, а затем в Севилье; благодаря глубоким познаниям в медицине был назначен придворным врачом. На протяжении почти всей жизни Ибн Рушд пользовался преимуществами своего положения и дружбы с халифами, которые ему благоволили, поддерживая развитие образования и научных исследований. В этих благоприятных условиях он написал труды по естествознанию и философии. Его сочинение Опровержение опровержения (Тахафут ат-тахафут) было написано в защиту греческой философской традиции против нападок ортодоксального мыслителя Аль-Газали. Пытаясь выяснить истинный смысл философии Аристотеля, Ибн Рушд написал обширные комментарии к большей части аристотелевских произведений, которые принесли ему славу и сделали влиятельной фигурой среди еврейских и христианских философов. В поздний период жизни мыслитель стал жертвой религиозных гонений на науку и философию, был сослан и заключен в тюрьму, но незадолго до смерти восстановлен в правах. Однако преследования на религиозной почве положили конец его влиянию на мусульманскую мысль. Умер Ибн Рушд в Марракеше (Марокко) в 1198. К концу 12 в. большинство произведений Ибн Рушда было переведено на латинский язык. Комментарии к трудам Аристотеля получили общее признание; его даже прозвали Комментатором. Тем не менее трактовка Ибн Рушдом отношения философии и религии (послужившая причиной его расхождений с традиционной мусульманской мыслью) вызвала один из самых известных споров в христианской философии 13 в. Философская истина, на его взгляд, содержится в трудах Аристотеля; религиозная истина есть истина, приспособленная к пониманию обычного человека. Данное понимание философии и религии было воспринято некоторыми христианскими последователями Ибн Рушда, которые истолковали его таким образом, что существует два рода истин - философская истина и религиозная истина, которые могут противоречить друг другу и тем не менее оставаться истинами (теория двойственной истины). Приняв теорию двойственной истины, последователи Ибн Рушда без труда согласились с его толкованием идей Аристотеля, даже с теми из них, которые находились в разительном противоречии с христианским учением. Например, по Ибн Рушду, Аристотель якобы полагал, что человеческая душа является частью единого всеобъемлющего разума и потому не может считаться вполне индивидуальной и бессмертной. Это явно противоречило учению о бессмертии души отдельного человека - самой сердцевине христианского учения. В комментариях Ибн Рушда содержались и другие толкования Аристотеля, которые было столь же трудно примирить с христианством. Вскоре было признано, что последователи Ибн Рушда придерживаются неортодоксальных взглядов, и это навлекло на них нападки ортодоксов. Поскольку источником отклонений считался Аристотель, он и сам оказался под подозрением, что составляло главную трудность для всех философов 13 в., которые пытались приспособить аристотелевскую мысль к христианской теологии. Под угрозой оказалась даже попытка Фомы Аквинского осуществить синтез системы Аристотеля и христианской теологии. Хотя идеи Ибн Рушда отвергались и даже были официально осуждены в 1277, его последователи хранили как теорию двойственной истины, так и его интерпретацию Аристотеля. На всем протяжении позднего Средневековья и в эпоху Возрождения его труды служили источником вдохновения для тех, кто считал необходимым разделение философии и науки, с одной стороны, и теологии - с другой. Этот взгляд имел важные отзвуки даже в сфере политической мысли, поскольку именно аверроисты в 14 в., распространив на сферу политики понятие двойственной истины, приводили доказательства в пользу отделения церкви от государства. Кроме комментариев, значительная часть которых уцелела, в латинском и арабском вариантах сохранились труды Ибн Рушда по грамматике, астрономии, медицине и праву.

ЛИТЕРАТУРА

Ибн Рушд. Опровержение опровержения (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИБН РУШД (Ибн Рошд) (латинизированное Аверроэс, Averroes) (1126 - 1198), арабский философ и врач; представитель арабского аристотелизма. Жил в Андалусии и Марокко, был судьей и придворным врачом. Разграничение Ибн Рушдом "рациональной" религии (доступной образованным) и образно-аллегорической религии (доступной всем) явилось одним из источников учения о двойственной истине (смотри Двух истин теория). Автор энциклопедического труда по медицине.

Полезные сервисы

ибн сауд

Энциклопедический словарь

Ибн Сау́д (1880-1953), король Саудовской Аравии в 1932-53. Вёл войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд и присоединённые области.

* * *

ИБН САУД - ИБН САУ́Д (1880-1953), король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд.

Большой энциклопедический словарь

ИБН САУД (1880-1953) - король Саудовской Аравии в 1932-53. Вел войны за объединение Аравии. В 1902-27 эмир Неджда, в 1927-32 король государства Хиджаз, Неджд.

Энциклопедия Кольера

Абдель Азиз

АБДУЛ-АЗИЗ ИБН САУД

АБДУЛ-АЗИЗ ИБН САУД

(1880-1953), король Саудовской Аравии, сын Абдуррахмана, султана Неджда. Родился в Эр-Рияде, столице ваххабитского государства Неджд в центральной части Аравийского п-ова. После смерти деда Ибн Сауда, султана Неджда с 1834 по 1867, страна вступила в полосу конфликтов, когда два его старших сына вели борьбу за трон. Пользуясь ситуацией, турки постепенно продвигались на юг Аравийского п-ова, а арабский вождь Ибн Рашид наступал с севера. Когда в 1891 Эр-Рияд был оккупирован, Ибн Сауд отправился с семьей в ссылку в Кувейт. Неудачная попытка Абдуррахмана в 1900 вернуть трон привела к его отречению в пользу старшего сына Ибн Сауда. В 1902 Ибн Сауд с небольшой группой преданных сторонников неожиданно захватил Эр-Рияд и был провозглашен правителем Неджда и имамом (главой) ваххабитов. Он незамедлительно приступил к укреплению своей власти и в 1904 нанес поражение сопернику, Ибн Рашиду, и его турецким союзникам в битве при эль-Букайрии. Ибн Сауд проводил политику, направленную на разрушение племенных традиций и развитие национального самосознания. В результате военных кампаний 1907-1912 турки ушли с Аравийского п-ова, и Ибн Сауду удалось установить контроль над большей частью территории северной Аравии. Во время Первой мировой войны Ибн Сауд придерживался политики нейтралитета. Несмотря на его поддержку действий союзных держав, правительство Великобритании по совету Т.Лоуренса сделало ставку на Хусейна, шерифа Хиджаза. Ибн Сауд поначалу выжидал, а в 1919 разбил силы Хусейна. В 1921 он захватил Хаиль и установил контроль над центральной частью Аравии. Попытки британского правительства выступить в апреле 1924 в роли посредника закончились неудачей. Несколько месяцев спустя Ибн Сауд вновь нанес поражение войскам короля Хусейна, в декабре 1924 вошел в Мекку и вскоре установил свою власть над всем Хиджазом. В 1925 Ибн Сауд стал именоваться королем Хиджаза и султаном Неджда. Несмотря на проблему спорных границ с Ираком, отношения Ибн Сауда с британским правительством улучшились. В 1932 его владения и подвластные ему территории стали именоваться Королевством Саудовская Аравия. В 1933 двум американским компаниям на территории страны были предоставлены нефтяные концессии. Во время Второй мировой войны Ибн Сауд сохранял нейтралитет. Он возглавил борьбу арабов против создания еврейского государства Израиль и был одним из лидеров Лиги арабских государств. Благодаря огромным средствам, поступившим в Неджд от нефтяных концессий, и государственному опыту Ибн Сауд стал одним из наиболее влиятельных лидеров арабского Ближнего Востока.

Умер Ибн Сауд 9 декабря 1953.

Полезные сервисы

ибн сида

Энциклопедический словарь

ИБН СИДА - ИБН СИ́ДА (ок. 1006 - 1066), филолог и лексикограф арабской Испании.

Большой энциклопедический словарь

ИБН СИДА (ок. 1006-66) - филолог и лексикограф арабской Испании.

Полезные сервисы

ибн сина

Энциклопедический словарь

Ибн Си́на - [латинизир. Авиценна, (Avicenna)] (около 980 - 1037), учёный, философ, врач, музыкант. Жил в Средней Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и другие - содержат также естественнонаучные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 частях) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в том числе в средневековой Европе (около 30 латинских изданий).

* * *

ИБН СИНА - ИБН СИ́НА (латинизир. Авиценна, Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений» и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения Ибн Сины. Трактаты Ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины «Канон врачебной науки» (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).

* * *

ИБН СИ́НА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач.

Жизнь

Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам (см. ИСМАИЛИТЫ). Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач. В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная жизнь которого концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа Ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла.

Труды

Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений Ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды аль-Фараби (см. ФАРАБИ), которого Ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля (см. АРИСТОТЕЛЬ), а также неоплатонизм (см. НЕОПЛАТОНИЗМ), с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой «Теологии Аристотеля» (извлечения из 4-6 разделов «Эннеад» Плотина (см. ПЛОТИН)). Главная философская работа Ибн Сины - энциклопедический труд «Книга исцеления» - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси «Книга знания» («Даниш-намэ»). В сокращенном изложении философские идеи «Книги исцеления» содержатся в «Книге спасения» (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). «Книга указаний и наставлений», написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма (см. СУФИЗМ). Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел «Канон врачебной медицины». Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи (см. РУБАИ)).

Философия

В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) Ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для Ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. ИСЛАМ) (см. Теизм (см. ТЕИЗМ)). В то же время Ибн Сина расходится с доктриной креационизма (см. КРЕАЦИОНИЗМ), утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности Ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации (см. ЭМАНАЦИЯ в философии), обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого (см. ЕДИНОЕ) к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.

В философской повести «Живой, сын Бодрствующего» Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном «уме» (аристотелевско-неоплатонический нус (см. НУС)), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.

Большой энциклопедический словарь

ИБН СИНА (латинизир. Авиценна - Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при разных правителях. В философии продолжал традиции арабского аристотелизма, отчасти неоплатонизма. Основные философские сочинения - "Книга исцеления", "Книга указаний и наставлений" и др. - содержат также естественно-научные воззрения, музыкально-теоретические положения ибн Сины. Трактаты ибн Сины были необычайно популярны на Востоке и на Западе; энциклопедия теоретической и клинической медицины "Канон врачебной науки" (в 5 ч.) - обобщение взглядов и опыта греческих, римских, индийских и среднеазиатских врачей - была много веков обязательным руководством, в т. ч. в средневековой Европе (ок. 30 латинских изданий).ибн СИНА Абу Али Хусейн Абдаллах (латинизированное - Авиценна) (16 августа 980, Афшана, близ Бухары - 18 июня 1037, Хамадан, Иран), философ, ученый, поэт, врач. Жизнь Иранец по происхождению. Его биография, составленная им самим (охватывает первые 30 лет жизни) и продолженная его учеником ал-Джузджани, сохранилась в трех близких редакциях. Начальное образование получил от отца - чиновника саманидской администрации, принадлежавшего к исмаилитам. Отличаясь незаурядными способностями, уже к 10 годам знал наизусть Коран и освоил словесные дисциплины (грамматику персидского и арабского языков, поэтику, риторику, литературу и историю). Математику изучал у торговца Махмуда Массоха, логику и фикх (мусульманское право) - у Исмаила Захида, медицину - у бухарского врача Абу Мансура Камари. Философии обучался у ученого Абу Абдаллаха Натили, которого вскоре превзошел в знаниях. С 15 лет начал заниматься самостоятельно и к 18 годам уже сложился как зрелый ученый; в это время он стал известен в Бухаре и как искусный врач.

В 1002 вскоре после смерти отца переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), научная Жизнь которого концентрировалась вокруг "Академии Мамуна", объединявшей крупных ученых. В 1008 после отказа ибн Сины поступить на службу к султану Махмуду Газневи благополучная Жизнь сменилась годами скитания по Хорасану и Табаристану. Некоторые работы он писал в седле во время своих долгих переездов. В 1015-24 жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах эмирата (занимал посты визиря и придворного врача эмира Хамадана Шамс ад-Давла). После смерти эмира за попытку перейти на службу к правителю Исфахана на четыре месяца был заточен в крепость. В последние годы жизни служил в Исфахане при дворе эмира Ала ад-Давла. Труды Сохранилась значительная часть философских и научных сочинений ибн Сины. Его работы, написанные в основном по-арабски (некоторые - на фарси), охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю, кораническую экзегетику, мистику. На формирование его философских взглядов оказали влияние труды ал-Фараби, которого ибн Сина называл своим вторым учителем после Аристотеля, а также неоплатонизм, с идеями которого он был знаком преимущественно по так называемой "Теологии Аристотеля" (извлечения из 4-6 разделов "Эннеад" Плотина). Главная философская работа ибн Сины - энциклопедический труд "Книга исцеления" - состоит из четырех разделов: логики, физики, математических наук (геометрии, арифметики, музыки, астрономии) и метафизики. К этому труду примыкает написанная на фарси "Книга знания" ("Даниш-намэ"). В сокращенном изложении философские идеи "Книги исцеления" содержатся в "Книге спасения" (русский перевод фрагментов см.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. М., 1961. С. 219-229). "Книга указаний и наставлений", написанная в последние годы жизни, - итоговое изложение его философских идей, испытавшее влияние суфизма. Среди других работ наибольшее влияние на ученых Востока и Европы в течение нескольких столетий имел "Канон врачебной медицины". Сохранились немногочисленные стихи (большей частью в форме рубаи).Философия В классификации философских наук и понимании предмета метафизики (сущее как таковое) ибн Сина следовал Аристотелю. Вслед за ал-Фараби ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому, и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе (в нем сущность и существование тождественны, тогда как в возможно сущем - различны). Абсолютно необходимо сущее - Бог для ибн Сины, в отличие от Аристотеля, не только предельная причина всех других сущих, но и личность в соответствии с теистическим миропониманием ислама (см. Теизм). В то же время ибн Сина расходится с доктриной креационизма, утверждая совечность мира Творцу (как необходимо сущее Бог с необходимостью сообщает Себя вечно). Творение в вечности ибн Сина объяснял, в частности, с помощью неоплатонического понятия эманации, обосновывая таким образом логический переход от первоначального единого к множественности тварного мира. Однако в отличие от неоплатонизма он ограничивал процесс эманации миром небесных сфер, рассматривая материю не как конечный результат нисхождения единого, а как необходимый элемент любого возможного бытия.В философской повести "Живой, сын Бодрствующего" ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном "уме" (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин. Предметы физики и метафизики представлены здесь в образе космоса, по которому можно совершить мысленное путешествие. Космос делится на три мира: материальный мир (Запад), мир вечных несотворенных форм (Восток) и земной, физический мир во всем его конкретном многообразии. Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека; носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души. Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстает, таким образом, кульминацией процесса мышления.Сочинения:Книга знания. Сталинабад, 1957.Канон врачебной медицины. Ташкент, 1956-60. Т. 1-5.Послание о любви. Тбилиси, 1976.Избранные философские произведения. М., 1980.Литература:Завадовский Ю. Н. Абу Али ибн Сина: Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.Шидфар Б. Я. ибн Сина. М., 1981.Сагадеев А. В. ибн Сина (Авиценна). М., 1985.Gardet L. La pense religieuse d Avicenne (Ibn Sina). Paris, 1951.Morewedge P. The Metaphysica of Avicenna. London, 1973.А. В. Журавский ибн ТУФАЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер - Abubacer) (ум. ок. 1185), арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В "Повести о Хайе ибн Якзане" (с 17 в. переведена на латинский язык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединенный остров.

Энциклопедия Кольера

ИБН СИНА - или Авиценна (980-1037), величайший из философов и врачей арабского Востока, родился в селе Афшана близ Бухары в 980. Получив неформальное образование и усвоив начала арифметики, геометрии и медицины, досконально изучил Коран. Удивительно разносторонние познания Ибн Сины касались почти всех областей знания. В 997 он стал придворным врачом и имел доступ к библиотеке Саманидов в Бухаре. После падения династии Саманидов в 1004 он переехал из Бухары в Ургенч, где при дворе хорезмшаха Абу-л-Аббаса Мамуна ибн Мамуна читал лекции по астрономии и логике. Позднее отправился в Хамадан (Персия), став визирем правителя города, однако был смещен с поста восставшей солдатней. Затем Ибн Сина перебрался жить в Исфахан, где до конца своих дней оставался врачом и советником эмира. Написал свыше 100 трактатов, самый известный из которых, Канон врачебной науки (Китаб ал-канун фи-т-тиббш), использовался как учебник в ряде французских университетов вплоть до 17 в. Умер Ибн Сина в Хамадане 18 июня 1037.

ЛИТЕРАТУРА

Ибн Сина. Канон врачебной науки, кн. 1-5. Ташкент, 1954-1960 Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980

Афоризмы

Ибн Сина

(Авиценна) (ок. 980 - 1037 гг.) персидский философ,естествоиспытатель, врач, математик и поэт

Если друг мой дружит с моим врагом, то мне не следует водиться с другом. Остерегайся сахара, который смешан с ядом, берегись мухи, которая сидела на дохлой змее.

Душа Вселенной - истина.

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью.

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Постоянное пьянство вредно, оно портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает заболевание нервов, внезапную смерть.

Умеренно и своевременно занимающийся физическими упражнениями человек не нуждается ни в каком лечении, направленном на устранение болезни.

Если заниматься физическими упражнениями - нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Врач должен обладать взглядом сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

Умерен будь в еде - вот заповедь одна,

Вторая заповедь - поменьше пей вина.

Грамматический словарь

И́бн Си́на мо <жо 1а>, §19 (иначе Авице́нна)

Полезные сервисы

ибн сины пик

Эпонимы

Ибн Сины пик - см. Пик Абу Али ибн Сины.

Полезные сервисы

ибн туфайль

Энциклопедический словарь

Ибн Туфа́йль - [латинизир. Абубацер (Abubacer)] (? - около 1185), арабский учёный, философ, государственный деятель. Врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В «Повести о Хайе ибн Якзане» (с XVII в. переведена на латинский язык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров.

* * *

ИБН ТУФАЙЛЬ - ИБН ТУФА́ЙЛЬ (латинизированная форма Абубацер, Abubacer) (ум. ок. 1185), арабский ученый, философ, государственный деятель, врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В «Повести о Хайе ибн Якзане» (с 17 в. переведена на латинский язык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединенный остров.

Большой энциклопедический словарь

Ибн Туфа́йль (латинизированное Абубацер, Abubacer) (? — около 1185), арабский учёный, философ, государственный деятель. Врач и секретарь правителей Гранады, Сеуты, Танжера, затем врач и придворный альмохадского халифа. В «Повести о Хайе ибн Якзане» (с XVII в. переведена на латинский язык, затем почти на все европейские языки) рисуется картина духовного развития человека, заброшенного на уединённый остров.

Полезные сервисы

ибн фадлан

Энциклопедический словарь

Ибн Фадла́н - арабский путешественник X в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским болгарам.

* * *

ИБН ФАДЛАН - ИБН ФАДЛА́Н (Ахмад Ибн Фадлан), арабский путешественник 10 века. В 922-923 совершил с арабским посольством путешествие из Багдада в Булгар, которое подробно описал. О личности этого путешественника практически ничего не известно. Положение его в посольстве также не вполне ясно из текста его записки. Однако сведения, сообщенные им о народах Средней Азии, особенно Восточной Европы, имеют уникальное значение. Путешествие Ибн Фадлана проходило через Хорезм, столицу Саманидов (см. САМАНИДЫ) - Бухару.

По всей видимости, караван, к которому присоединилось посольство, прошел по южным предгорьям Уральского хребта, пересек ряд крупных рек, в том числе и Волгу, преодолел малонаселенные приволжские (гуззские) степи и в 923 достиг Булгара, где арабский посол вел переговоры о принятии местными правителями мусульманства, за что им была обещана помощь в борьбе с мощными соседями.

Единственный полный текст записки Ибн Фадлана не имеет завершающей части, в которой было подробно описано возвращение посольства в Багдад, а попутно дана характеристика Хазарского каганата (см. ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ), его обыденной и ритуальной жизни. Многое, сообщенное Ибн Фадланом, - уникально, в частности, сведения о жизни степных кочевников, о правовых взаимоотношениях купцов и местного населения, об охоте на «носорога» (животное, похожее на быка, с огромным ветвистым рогом, по-видимому, лося), об обычаях индийцев, жителей Булгара, правилах приема у «булгарского» царя, о добыче смолы хвойных деревьев и, наконец, красочное описание похорон руса, т. е. норманского купца-воина, умершего в стране Булгар. На основе этого описания создана известная картина художника Г. И. Семирадского (см. СЕМИРАДСКИЙ Хенрык), хранящаяся в Историческом музее в Москве.

Большой энциклопедический словарь

ИБН ФАДЛАН - арабский путешественник 10 в. Описал путешествие через Бухару и Хорезм к волжским болгарам.

Полезные сервисы

ибн хальдун

Энциклопедический словарь

Ибн Хальду́н (1332-1406), арабский историк, философ, государственный деятель. Последователь Ибн Рушда. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. В сочинении «Книга назидательных примеров...» изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).

* * *

ИБН ХАЛЬДУН - ИБН ХАЛЬДУ́Н (1332-1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда (см. ИБН РУШД). В сочинении «Книга назидательных примеров...» изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).

Большой энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406) - арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении "Книга назидательных примеров..." изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой), историю народов мусульманского Востока (особенно Магриба).

Энциклопедия Кольера

ИБН ХАЛЬДУН (1332-1406), арабский историк и социолог, родился 27 мая 1332 в Тунисе. Выходец из семьи, представители которой занимали высокие посты при дворах султанов Северной Африки, Ибн Хальдун был на разных должностях в собственной стране, а также в Гранаде: был советником, министром и послом, легко переходя от одного государя к другому, несмотря на соперничество или вражду между ними. Он удалился от дел в 1374, а в 1382 перебрался в Египет, где до конца жизни занимал должность верховного судьи (кади) в медресе маликитов, приверженцев одной из "правоверных" систем исламского права. Умер Ибн Хальдун в Каире 17 марта 1406. Накопив обширный политический опыт, Ибн Хальдун еще в 1375 начал писать всемирную историю, материал в которой был расположен в соответствии со сменой династий в мусульманском мире и зарубежных странах. Его Книга назидательных примеров (Китаб аль-ибар) в 7 объемистых томах сама по себе - произведение замечательное, хотя автор не всегда проявляет критическое отношение к источникам. Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Удивительная проницательность и оригинальность Ибн Хальдуна проявились во Введении, или Пролегоменах (Мукаддима) к его истории, где излагаются как итоги развития исламских наук, так и его собственный теоретический подход к истории. За несколько веков до европейских философов истории Ибн Хальдун рассматривал последовательность событий человеческой истории с чисто социологической точки зрения, подчеркивая противоположность между кочевым и оседлым образом жизни; возводя происхождение и развитие социальной и политической организации к потребностям в пище, жилище и безопасности; анализируя расовые и национальные движущие силы, лежащие в основе возникновения и роста государств; тщательно определяя разного рода политические институты, проясняя причины их подъема, заката и гибели. Хотя попытки изучать принципы общественного устройства делались в исламе и прежде, Ибн Хальдун применил совершенно новый подход: не отрицая божественного вмешательства в дела и поступки людей, он не принимал его во внимание, исследуя свой предмет, а исходил из чисто рациональных предпосылок. Значение трудов Ибн Хальдуна было оценено в Европе только в начале 19 в.

ЛИТЕРАТУРА

Ибн Хальдун. Введение (фрагменты). - В кн.: Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 9-14 вв. М., 1961

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН (1332 - 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении "Книга назидательных примеров..." (1377 - 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов.

Полезные сервисы

ибн эзра авраам бен мейр

Энциклопедический словарь

Ибн Э́зра Авраам бен Мейр (1092-1167), еврейский поэт, филолог и философ. Сочинение «Судьба человека» с лейтмотивом временности пребывания человека на Земле пользовалось популярностью. Сочинение «Основа Благоговения» в духе неоплатонизма. Философская лирика; юмором окрашены «Шуточные песни», «Эпиграммы». Один из первых рационалистических критиков Ветхого Завета. Труды по грамматике древнееврейского языка.

* * *

ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр - ИБН Э́ЗРА Авраам бен Мейр (1092-1167), еврейский поэт, филолог и философ. Один из первых критиков текста Ветхого Завета (см. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ) Библии. Сочинение «Основа Благоговения» в духе неоплатонизма (см. НЕОПЛАТОНИЗМ) . Философская лирика; юмором окрашены «Шуточные песни», «Эпиграммы». Труды по грамматике древнееврейского языка.

Большой энциклопедический словарь

Ибн Э́зра Авраам бен Мейр (1092-1167), еврейский поэт, филолог и философ. Сочинение «Судьба человека» с лейтмотивом временности пребывания человека на Земле пользовалось популярностью. Сочинение «Основа Благоговения» в духе неоплатонизма. Философская лирика; юмором окрашены «Шуточные песни», «Эпиграммы». Один из первых рационалистических критиков Ветхого Завета. Труды по грамматике древне-еврейского языка.

Полезные сервисы

ибн эзра авраам мейр

Большой энциклопедический словарь

ИБН ЭЗРА Авраам бен Мейр (1092-1167) - еврейский поэт, филолог и философ. Один из первых критиков текста Ветхого Завета Библии. Сочинение "Основа Благоговения" в духе неоплатонизма. Философская лирика; юмором окрашены "Шуточные песни", "Эпиграммы". Труды по грамматике древнееврейского языка.

Полезные сервисы

ибн эзра моисей

Энциклопедический словарь

Ибн Э́зра Моисей (1055-1139), еврейский поэт. Элегические (поэма «Хризолит», цикл «Маленькие песни»), религиозные стихи; сочинение по истории еврейской литературы на арабском языке «Книга бесед и воспоминаний».

* * *

ИБН ЭЗРА Моисей - ИБН Э́ЗРА Моисей (1055-1139), еврейский поэт. Элегическая (поэма «Хризолит», цикл «Маленькие песни»), религиозные стихи; сочинения по истории еврейской литературы на арабском языке «Книга бесед и воспоминаний».

Большой энциклопедический словарь

ИБН ЭЗРА Моисей (1055-1139) - еврейский поэт. Элегическая (поэма "Хризолит", цикл "Маленькие песни"), религиозные стихи; сочинения по истории еврейской литературы на арабском языке "Книга бесед и воспоминаний".

Полезные сервисы

ибн юнус али ибн абд

Большой энциклопедический словарь

ИБН ЮНУС (ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009) - арабский астроном, работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движения Луны, Солнца и планет.

Полезные сервисы

ибн юнус али ибн абд рахман

Энциклопедический словарь

Ибн Юну́с Али ибн Абд Рахман (Ибн Юнис) (950-1009), арабский астроном, работал в обсерватории около Каира. Составил употреблявшиеся около 200 лет таблицы движения Луны, Солнца и планет.

* * *

ИБН ЮНУС Али ибн Абд Рахман - ИБН ЮНУ́С (Ибн Юнис) Али ибн Абд Рахман (950-1009), арабский астроном, работал ок. Каира. Составил употреблявшиеся ок. 200 лет таблицы движения Луны, Солнца и планет.

Большой энциклопедический словарь

Ибн Юну́с Али ибн Абд Рахман (Ибн Юнис) (950—1009), арабский астроном, работал около Каира. Составил таблицы движения Луны, Солнца и планет, которыми пользовались около 200 лет.

Полезные сервисы