Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

болгарский кризис

Энциклопедический словарь

БОЛГАРСКИЙ КРИЗИС - БОЛГА́РСКИЙ КРИ́ЗИС (1885-1887), международный политический кризис, связанный с соперничеством великих держав за влияние в Болгарии (см. БОЛГАРИЯ); обострение и разрыв (1886) русско-болгарских отношений в связи с антирусской политикой правительства С. Стамболова после свержения князя Александра Баттенберга. Поддержка Австрией, Великобританией и Германией кандидатуры Фердинанда Кобургского на болгарский престол способствовала русско-французскому сближению.

В основе Болгарского кризиса лежала нерешенность Берлинским конгрессом (1878) проблемы объединения всех болгарских земель в рамках единого государства. Часть болгарских территорий (Восточная Румелия) оставалась в составе Османской Турции, которая вела политику отуречивания местного населения. Россия добивалась действительной автономии Восточной Румелии, установления в ней государственно-правового режима близкого к болгарскому, поддержания тесных связей между Болгарией и Восточной Румелией. 8 сентября 1885 года в Восточной Румелии вспыхнуло восстание и было провозглашено ее объединение с Болгарией. Это было прямым нарушением Берлинского трактата. Русской дипломатии предстояло срочно выработать позицию по этому вопросу. Традиционно Россия поддерживала борьбу болгарского и других балканских народов за свое национальное освобождение, но ее сдерживал ряд обстоятельств. Прежде всего, приходилось учитывать реакцию других великих держав - гарантов условий Берлинского трактата. Поддержав Болгарию, Россия сама бы нарушила условия Берлинского трактата и объективно стала бы виновницей нового международного кризиса. Кроме того, Россия не желала обострять отношения с Турцией, что грозило новой русско-турецкой войной. Проавстрийская политика болгарского князя Александра Баттенберга также сдерживала традиционную решимость России поддержать болгар в борьбе с Турцией.

Двойственность положения, в котором оказалась русская дипломатия, отразилась на ее действиях. 11 сентября из Болгарии были отозваны русские военные советники. Тем самым, Россия отмежевалась от действий, которые предпринимал Александр Баттенберг. Одновременно Турции было предложено воздержаться от ввода войск в Восточную Румелию и обсудить создавшуюся ситуацию на международной конференции. Франция и Великобритания поддержали Россию, в то время как Австро-Венгрия и Германия потребовали восстановления полного суверенитета Турции над Восточной Румелией. Сложившейся ситуацией решила воспользоваться Сербия, которая 1 ноября 1885 года объявила войну Болгарии, но уже 5-7 ноября потерпела поражение. Россия и Австро-Венгрия способствовали заключению перемирия между Болгарией и Сербией и последующему заключению мира (19 февраля (3 марта) 1886).

Ранее, 19 января 1886 года было заключено соглашение между Болгарией и Турцией, по которому князь Александр Баттенберг был назначен генерал-губернатором Восточной Румелии. 9 августа в Болгарии произошел государственный переворот. В результате заговора прорусски настроенных офицеров Александр Баттенберг был свергнут, отрекся от престола и покинул Болгарию. Вскоре произошел контрпереворот и пришедшие к власти проавстрийские круги пригласили Баттенберга обратно. 20 августа Александр Баттенберг получил резкую телеграмму от русского императора Александра III Александровича, к которой осуждались действия болгарского князя. 27 августа Баттенберг вторично отрекся от престола, передав власть регентам П. Каравелову, С. Стамболову и С. Муткурову. Однако прорусски настроенный Каревелов вскоре был вынужден подать в отставку.

В сентябре 1886 года Народное собрание Болгарии обратилось к Александру III с просьбой взять болгарский народ под защиту. Прибывший в Болгарию со специальной миссией генерал Н.В. Каульбарс предложил отменить осадное положение стране, прекратить преследование лиц, участвовавших в перевороте 9 августа, отложить созыв Великого народного собрания для избрания нового князя. Регенты согласились с этими предложения, за исключением времени созыва Великого народного собрания. 17 (29) сентября 1886 года Каульбарс в циркуляре русским консулам призвал болгарский народ к сближению с Россией.

Одновременно в ноте Министерству внутренних дел Болгарии он объявил предстоящие выборы незаконными. В ходе избирательной компании в Великое народное собрание Каульбарс выступал с осуждением действий регентов. В Болгарии обострились отношения между русофилами и их противниками. В день выборов у здания русского посольства состоялась антироссийская демонстрация. Каульбарс ультимативно потребовал прекращения поощряемых болгарским правительством антироссийских выступлений и пригрозил разрывом дипломатических отношений.

29 октября Великое народное собрание избрало на престол датского принца Вольдемара, шурина Александра III, но тот отказался от престола. 5 ноября в Филиппополе (Пловдиве) подвергся нападению служащий русского консульства, а 8 ноября Каульбарс покинул Болгарию, заявив в ноте, что Россия отказывается поддерживать отношения с болгарским правительство, утратившим доверие России. 26 июня 1887 года Великое народное собрание избрало новым князем саксен-кобург-готского принца Фердинанда. В итоге Болгарского кризиса Россия утратила политические приоритеты, которыми располагала в Болгарии в результате русско0турецкой войны (1877-1878). Резко ухудшились ее отношения с Германией и Австро-Венгрией. В то же время произошло сближение России с Францией, которая поддержала ее в конфликте с Германией в начале 1887 года.

Полезные сервисы

контр..

Энциклопедический словарь

КОНТР... [от лат. contra - против] Первая часть сложных слов. Вносит зн.: противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено во второй части слова. Контратака, контрдовод, контржалоба, контригра, контркритика, контрмеры, контрпереворот, контрпропаганда, контрразведчик, контругроза, контрудар.

* * *

контр... (от лат. contra - против), часть сложных слов, обозначающая активное противодействие, противопоставление, противоположность тому, что выражено во второй части слова, например контрреволюция.

Полезные сервисы

распад ссср

Энциклопедический словарь

РАСПАД СССР - РА́СПАД СССР, процесс прекращения существования СССР в 1991.

Распад СССР имел несколько объективных причин: усиление этнонациональных противоречий в 1980-е гг., тяжелый экономический кризис, ослабление центральной власти СССР (союзного центра) в ходе перестройки (см. ПЕРЕСТРОЙКА). В то же время эти факторы необязательно могли привести к распаду Советского Союза, а лишь изменили бы его форму, при этом из состава СССР, скорее всего, вышли бы несколько республик. Решающий удар по СССР нанесли конкретные факторы острой политической борьбы в 1990-1991, непримиримое соперничество «демократов» во главе с Б. Н. Ельциным (см. ЕЛЬЦИН Борис Николаевич), пришедших к власти в РСФСР, и союзного центра во главе с М. С. Горбачевым (см. ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич) при одновременной изоляции Горбачева как от радикальных реформаторов («демократов»), так и от консерваторов. Противоборство двух центров власти на территории центральных регионов СССР привело к резкому ослаблению всей системы Советского Союза.

Говоря о субъективном факторе и о борьбе Горбачева с Ельциным, исследователи обычно обращают внимание на «силу» Ельцина и «слабость» Горбачева. Однако такие субъективные факторы имеют объективную подоплеку. Горбачев был не «слаб» вообще - иначе он не сделал бы такую карьеру. Горбачев был сильнее Ельцина в аппаратной борьбе, что показали события не только в 1985-1988 гг., но даже в совершенно безнадежной ситуации после Августовского путча (см. АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ 1991) (1991). Его аппаратная сила вызывала опасения у противников до самого конца существования СССР. Но в условиях революции эта сила оборачивалась слабостью - Горбачев оказался вне неформальных движений. Ельцин же был способен на смелые радикальные шаги (нередко популистские), которые вызывали массовую поддержку в условиях драматичной конфронтации. Горбачев предпочитал «уговаривание», раздражая уговариваемых «округлыми», компромиссными речами, а Ельцин предлагал решительные действия, мобилизуя на свою сторону протестные группы населения. Успех второго типа поведения был более вероятен в условиях революционного кризиса, но чреват деконструктивностью. Однако победа Ельцина в не вела однозначно к распаду Союза. Еще в марте 1991 Ельцин заявлял по поводу референдума о целостности Союза: «Как бы ни закончился референдум, Союз не развалится. Не надо пугать людей! Не надо сеять панику в этом плане!» Демократические движения не стремились к распаду СССР.

Личные противоречия между Горбачевым и Ельциным, каково бы ни было их значение, опирались на идейно-политические разногласия более широких групп. Сам по себе Горбачев относился к Ельцину скорее с пренебрежением, недооценивая его политическое мастерство (не случайно Ельцин в 1987 после его снятия с поста первого секретаря Московского горкома партии не был «сослан» за границу в качестве посла, что бы во многом сняло бы проблему Ельцина как таковую). Однако сила Ельцина оказалась в интеллектуальной поддержке радикальной интеллигенции и той части номенклатуры, которая делала ставку на приватизацию. В 1990 организационный ресурс Горбачева и Ельцина сравнялся, но компромисс между ними стал невозможен. Дальнейшая политическая игра диктовалась уже не личной антипатией, а логикой противоборства социальных сил.

Несмотря на заметное размывание политического центра, он еще сохранял значительную электоральную базу. 17 марта 1991 за сохранение «обновленного Союза» на референдуме высказалось большинство жителей страны. Но этот потенциал советского народа не имел демократического оформления, в то время как чисто консервативная составляющая центростремительных настроений еще не была достаточно активна. Чтобы «раскачать» консерваторов, нужны были гораздо более серьезные потрясения, случившиеся уже после роспуска СССР. Неспособность команды Горбачева создать демократическую коалицию в защиту обновленного социализма и Союза вскоре привела лидера СССР к полной изоляции в обществе.

В марте 1990 в связи с провозглашением независимости Литвы Горбачев сделал ставку на перезаключение Союзного договора, поставив, таким образом под сомнение акт об образовании СССР (см. ОБРАЗОВАНИЕ СССР) от 1922. Это решение позволяло легитимным путем обойти все конституционные и международно-правовые акты, заключенные с момента образования Советского Союза. Оно принципиально расширяло возможности международного вмешательства в дела СССР, так как республики приобретали черты субъектов международного права. Если до этого речь шла о выработке решений, конкретизирующих (и тем затруднявших) право выхода республики из СССР, то теперь хотя бы теоретически могло быть принято решение, упразднявшее сам Союз. Инициатива Горбачева о перезаключении договора не была неизбежной. Никаких правовых оснований для пересмотра договора 1922 не было, ибо он был поглощен советскими конституциями. Борьба за сохранение Прибалтики в составе СССР путем перезаключения соглашений 1940, имевших сомнительную легитимность, позволяла предоставить Прибалтийским республикам особый статус, объяснив возникшую ассиметрию Союза последствиями пакта Молотова-Риббентропа (см. ПАКТ МОЛОТОВА-РИББЕНТРОПА), официально осужденного в декабре 1989. Вместо этого Горбачев предпочел синхронизировать кризисы в отношениях центра с разными республиками, сведя их в единый процесс переговоров, в которых наиболее радикальные противники центра добивались максимальных прав для всех республик, даже вполне лояльных центру. Горбачев терял пространство маневра, так как республиканские элиты теперь выступали единым фронтом. Его попытка опереться на автономии и другие региональные элиты не удалась. В России Ельцин сумел перехватить эту инициативу обещаниями предоставить самую широкую самостоятельность, что в дальнейшем выразилось в его призыве «берите столько суверенитета, сколько сможете переварить».

Если сама инициатива заключения союзного договора создавала для Союза безусловную опасность, то проект, выработанный в 1990-1991 гг., был своего рода конституционной реформой, соответствовавшей духу времени. Но срыв принятия новой конституции означал бы действие старой - ее нельзя денонсировать. А денонсация договора - это акт, гарантируемый силами «Международного сообщества». Это различие стало очевидно только в 1991.

В результате Ново-Огаревских переговоров по разработке нового союзного договора между Горбачевым и главами республик к 23 июля 1991 была достигнута договоренность о его подписании 20 августа. Очевидно, что подписание договора привело бы к усилению власти российских «демократов» в союзных структурах, что делало их заинтересованными в сохранении ослабленного центра. Но возможность сохранить Союз таким образом была сорвана выступлением ГКЧП во время Августовского путча. После подавления этой попытки переворота вся власть в Москве перешла к российским властям, союзный центр был дезорганизован.

Республики Прибалтики воспользовавшись ситуацией вышли из Союза. Этот акт 6 сентября был признан новым, уже коллективным руководством СССР.

Несмотря на резкое ослабление союзной власти, со временем ситуация могла измениться, и президент СССР мог вернуть себе влияние. Республиканские руководители опасались не только Горбачева, но и победивших в Москве демократов. Несмотря на то, что продолжались переговоры о новом союзном договоре, руководители республик все более склонялись к мысли о том, что им нужна вся полнота власти, без какого-либо союзного центра.

Национальные кланы номенклатуры окончательно вступили в союз с национальными движениями. Националистически настроенная интеллигенция получила контроль над средствами массовой информации, убеждая население в необходимости отделения от СССР. Воздействие СМИ в условиях обострения социально-экономического кризиса, вызванного обстановкой политической неопределенности (экономические субъекты придерживали ресурсы в ожидании - какое направление примут перемены) привело к стремительным изменениям в общественном мнении. Августовский путч подстегнул все союзные республики к выходу из союза. Особенно резко массовые настроения переменились на Украине. 1 декабря 1991, всего через несколько месяцев после мартовского референдума, когда большинство украинских голосов было отдано сохранению Союза, 90% жителей Украины проголосовало за отделение от СССР на уже своем референдуме.

ГКЧП и последовавший за ним контрпереворот сделал Ельцина хозяином центральной части СССР, но цель взятия власти была достигнута ценой «парада независимостей» республик в конце августа 1991. За счет масштабных конституционных уступок Горбачев сумел вернуть и Ельцина, и большинство республиканских лидеров за стол переговоров. Теперь речь шла о воссоздании Союза под новым названием - Союз суверенных государств. Однако российские лидеры опасались аппаратного искусства Горбачева. Он мог вернуть себе влияние, опираясь на противоречия между республиками.

В ходе переговоров сентября-ноября 1991 Горбачев достиг значительных успехов. Он сумел фактически дезавуировать «парад независимостей», заставив большинство республиканских лидеров вести переговоры о форме нового государства, допускалось, что это могла быть конфедерация, тогда бы Украина была вынуждена была последовать за большинством, опасаясь экономической и политической изоляции. Ельцин еще в октябре вел речь о единой стране, которую вывести из глубокого кризиса может только Российская Федерация. Но всего через два месяца, в декабре, президент РСФСР «констатировал» исчезновение этой страны. Свою роль сыграли и опасения по поводу обратимости процесса вытеснения союзного центра, и нежелание региональных элит оказаться в зависимости друг у друга. Лидерство российских реформаторов не устраивало республиканских национал-коммунистов так же, как и лидерство реформатора Горбачева. Настроение населения России, Белоруссии, Казахстана и других республик учету практически не подлежало. В конце ноября процесс переговоров зашел в тупик. Ельцин надеялся, что модель союза независимых государств поможет решить две задачи - окончательно избавиться от Горбачева и консервативных союзных структур и в то же время сохранить полноту экономических и внешнеполитических связей с другими республиками, в том числе с Украиной. 5 декабря было объявлено, что Украина денонсирует договор от 1922 года о создании СССР.

Чтобы обсудить сложившееся положение, Ельцин пригласил недавно избранных председателя Верховного Совета Белоруссии С. С. Шушкевича (см. ШУШКЕВИЧ Станислав Станиславович) и президента Украины Л. М. Кравчука (см. КРАВЧУК Леонид Макарович) в Беловежскую пущу. Судьба СССР оказалась решена. Был подготовлен проект Содружества независимых государств (СНГ) - даже не конфедерации, а объединения совершенно независимых государств. Три политика «оперативно» завершили уничтожение СССР, объявив о прекращении действия соглашения 1922 года.

Ельцин немедленно сообщил о происшедшем Дж. Бушу-старшему (см. БУШ Джордж (старший)) и заручился обещанием международного признания акта о ликвидации СССР. Горбачев и Назарбаев (см. НАЗАРБАЕВ Нурсултан Абишевич) узнали о происшедшем позднее. 12 декабря Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение о СНГ и денонсировал договор 1922 года («за» проголосовали 188 депутатов, «против» - 6, воздержались - 7), а также постановление о выходе РСФСР из состава СССР («за» - 161, «против» - 3, воздержались - 9). За это решение голосовало не только большинство сторонников Ельцина, но и коммунисты, стремившиеся таким образом устранить реформаторское союзное руководство и лично Горбачева от власти.

13 декабря президенты Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Казахстана подписали в Ашхабаде совместное заявление о готовности войти в СНГ на равных правах с его учредителями. 21 декабря в Алма-Ате прошла встреча 11 руководителей суверенных государств (бывших союзных республик), кроме стран Балтии и Грузии. 24 декабря место СССР в Организации Объединенных Наций заняла Россия, к которой также перешли права постоянного члена Совета Безопасности ООН.

25 декабря президент СССР Горбачев официально передал российскому президенту «ядерный чемоданчик» и секретные архивы. Горбачев обратился с прощальным словом к народу по Центральному телевидению, заявив о том, что покидает пост президента «по принципиальным соображениям» в связи с несогласием с ликвидацией союзного государства.

26 декабря на последнем заседании Совета Республик Верховного Совета СССР была принята декларация, констатировавшая прекращение существования СССР как государства и субъекта международного права.

Полезные сервисы