КРАЙСЛЕР - КРА́ЙСЛЕР (Chrysler), американская автомобильная фирма, специализируется на выпуске легковых и грузовых автомобилей (марки «Крайслер», «Додж», «Плимут», «Игл»), выпускает также электронную и авиакосмическая продукцию. Головной офис фирмы находится в Оберн-Хиллз (Мичиган). В 1998 году объединилась с фирмой «Даймлер-Бенц» (см. ДАЙМЛЕР-БЕНЦ) в корпорацию «Даймлер-Крайслер».
Компания Chrysler была основана в 1924 году Уолтером Крайслером (см. КРАЙСЛЕР Уолтер) в результате реорганизации компаний «Максвелл Мотор» (поглотившей в свое время «Чалмерс Мотор», основанную в 1908) и «Виллис-Оверленд». В том же году был начат выпуск легкового автомобиля «Крайслер 70» с шестицилиндровым двигателем и гидравлическими тормозами на всех колесах. Этот автомобиль снискал популярность в США, в первый же год их было продано более 32 тысяч штук. В последующие годы был налажен выпуск более комфортных версий этого автомобиля. В 1928 году была приобретена компания «Додж» и «Крайслер» становится одним из ведущих автостроителей США. Тогда же был начат выпуск марок «Плимут» (Plymouth) и «ДеСото» (DeSoto).
Успешно развивалась компания в 1940-1950-х годах. В 1949 году инженеры «Крайслера» внедрили удобное новшество - запуск автомобиля с помощью ключа зажигания. Лицом компании становятся крупногабаритные, мощные, комфортные легковые автомобили, предназначенные для движения на американских хайвеях. В 1960-х годах были куплены пакеты акций автомобильных предприятий в Великобритании, Франции и Испании. На этой основе было образовано отделение «Крайслер Европа».
В конце 1960-х годов «Крайслер» начинает испытывать трудности со сбытом своей продукции. Потребитель предпочитает более дешевые по цене и в эксплуатации автомобили конкурирующих фирм. С 1970 года японский «Мицубиси Моторс» выпускал под маркой «Крайслер» малолитражные автомобили для продажи в США. Но закрепившиеся на американском рынке японские автопроизводители оказались настоящим бедствием для «Крайслера». Разразившийся в начале 1970-х годов энергетический кризис и неудачная производственная политика поставили «Крайслер» на грань катастрофы - убытки нарастали снежным комом.
В 1978 году «Крайслер Европа» была передана по опеку концерна «Пежо Ситроен». Для спасения компании был приглашен менеджер Ли Якокка (см. ЯКОККА Ли), которому удалось получить крупный заем от федерального правительства. Опираясь на помощь правительства Якокка провел реорганизацию и к 1983 году вывел компанию в ряд прибыльных. В 1985-1989 годах «Крайслер» разрабатывал небольшие экономичные автомобили в содружестве с «Мицубиси Моторс» и «Рено». Финансовые успехи позволили «Крайслеру» в конце 1980-х годов приобрести компании «Ламборгини» и «Америкен Моторс» (с отделением «Джип»).
Запас прочности, который обеспечил «Крайслеру» Ли Якокка позволил корпорации продержаться около десяти лет. В середине 1990-х годов корпорация вновь стала переживать финансовые трудности. В 1998 году было принято решение объединиться с фирмой «Даймлер-Бенц» в корпорацию «Даймлер-Крайслер». 2000-е годы ознаменовались выходом таких новинок, как спортивное купе Crossfire, универсал повышенной проходимости Pacifica и компактный универсал в ретро стиле PT Cruiser.