Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

купала

Толковый словарь

I м.; = Купа́ло

Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю (или с 24 на 25 июня - по старому), когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя, приносят жертвы, зажигая костры, через которые, чтобы обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки, а также омываются водой (праздник сопровождается трапезой, обильными возлияниями, песнями, хороводами, гаданьями, а также сбором целебных трав и цветов).

II м.; = Купа́ло

Славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы во время одноименного праздника.

III м.; = Купа́ло

Народное название праздника первого покоса, сбора целебных трав, приметный день у землепашцев; День Ивана Купалы.

Толковый словарь Ушакова

КУПА́ЛА (Купала), (К прописное), Купалы, и Купало, Купала, муж. (Этногр.). То же, что Иван-Купала.

Популярный словарь

Купала

-ы, м.

В восточнославянской мифологии: святой, главный персонаж праздника летнего солнцестояния.

Родственные слова:

купа́льский

Этимология:

Образовано от общеславянского купать (← * kǫpati), имеющего основу * kǫp-.

Энциклопедический комментарий:

Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купалу, т. е. с 23 на 24 июня (по старому стилю), празднуется летнее солнцестояние. Купалой называют куклу, чучело (женщины или мужчины), которые во время праздника топят в воде. Разжигаются священные костры, через них прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.). Прыганье через костры, бросанье в воду венков и др. - элементы языческой обрядности, сохранившиеся в празднике. Как сами обряды, так и название "Купала" указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. Начиная с этого дня разрешалось купаться, т. к., согласно народному поверью, Иоанн Креститель в этот день прогонял из воды злых духов.

Энциклопедический словарь

Купа́ла - 1) славяно-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.

2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня старого стиля, когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнём и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.

* * *

КУПАЛА - КУПА́ЛА,

1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.

2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель) ). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.

Большой энциклопедический словарь

КУПАЛА -1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.

Гуманитарный словарь

КУПА́ЛА - в вост.-слав. мифологии и обрядности - назв. осн. персонажа праздника, приуроч. к летнему солнцестоянию и самого этого праздника, к-рый справляется в ночь на 24 июня, т. е. на день Иоанна Крестителя - его нар. назв.: Иван К. (от действия погружения в воду при крещении, ср. диал "К". - купель, Иван Купальник и т. п.). В этимологии этого слова пересекаются значения "купать" (окунать, погружать в воду) и кипеть (ср. родство с лат. именем Купидона и соотв. нарицательным cupido - стремление, на индоевроп. Кир - "кипеть", "вскипать", "страстно желать"). Т. о., само имя обряда и его гл. персонажа ассоциируются с водой и огнем. Купальский обряд относится к числу календарных, лучше сохранился у украинцев и белорусов, в частности в Полесье. К. называют и нек-рых участников обряда и - прежде всего - обрядовую куклу, к-рую либо сжигают, либо топят. Или же сжигают (топят) чучело, именуемое Мара (имя, родств. слову "умирать"), в песнях оно трансформируется в Марью, сестру Ивана. Кровосмесит. отношения между братом и сестрой становятся одним из гл. мотивов мифа, лежащего в осн. ритуала и реконструируемого по обрядовым песням. Отсюда и роль цветка Иван-да-Марья, в к-ром "воплощен" этот сюжет. Вообще праздник К. тесно связан с растит. кодом, именно в ночь на Ивана К. собирают травы для знахарства и колдовства (один из таких примеров хорошо изв. по пов. Н. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" - здесь отражено представление о том, что в эту ночь цветет папоротник, цветок к-рого открывает клады). Для праздника, связ. с солнцестоянием (солнцеворотом), естественно, что центр. его действие - возжигание костра. Иногда для этого специально добывают огонь трением, такой огонь наз. "чистым", в нек-рых песнях специально оговаривается, что этот огонь разжигает сам Бог. В костер бросают разные предметы для очищения, как очистит. обряд осмысляется и прыгание через костер. Нек-рые исследователи восстанавливают для купальской обрядности эротич. характер: по свидетельству христ. поучений против язычества, такие обряды кончались если не свальным грехом, то во всяком случае каким-то обрядовым разгулом. Соответственно, очистит. обряды трактуют как очищение после такого греха. Хотя в принципе такая схема соответствует структуре ритуалов (нарушение норм, а затем восстановление, возвращение к обычной нормиров. жизни), но как раз для купальской обрядности, видимо, гораздо труднее различить и отделить друг от друга грех и очищение от него, поскольку мотивы огня, купания, чистоты присущи всему обряду, а не какой-то заключит. его ч. Само прыгание через костер, имеющее очистит. смысл, во мн. местах является как раз нач. эротич. мотивов: девки и парни входят в лес порознь и стоят по разные стороны костра, потом парни прыгают через костер и оказываются вместе с девками. В др. случаях, как известно, прыгают через костер и девицы (на этом осн. сюжет "Снегурочки"; между прочим, эту сказку можно трактовать и в том смысле, что святой, очистит. огонь изгоняет из числа людей существо иной породы - искусств. чел., слепл. из снега, оживл. чудом или волшебством, - т. е. существо, возможно, опасное). Эта двойственность сюжета, видимо, присуща и самому празднику (ср. отмеч. выше двойственность назв. К. в связи с водой и огнем): будучи приурочен ко дню Иоанна Крестителя, этот праздник особенно ярко проявлялся в одном из вариантов возжигания костра, а именно в случае, когда зажигали колесо, поднятое на высоком шесте (ср. представление славян о солнеце как о колесе, к-рое находится на вершине мирового дерева). С др. стороны, ритуал имеет и б. простой пласт значений в аграрном "коде" (так, высота прыжка через костер или самого костра должна обеспечить высоту злаков и т. п., уничтожение обрядового чучела, как правило, ассоциируется с посевом-погребением и последующим воскрешением-прорастанием). Очень близкие параллели к слав. дают балтийские обряды в день Иоанна Крестителя, но и вообще во всей европ. традиции этот день сакрально отмечен (в связи с солнцестоянием).

Лит.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Праздник Ивана Купалы. Худ. К. В. Лебедев

Праздник Ивана Купалы. Худ. К. В. Лебедев

Орфографический словарь

Купа́ла, -ы, м .: Ива́н Купа́ла

Синонимы к слову купала

сущ., кол-во синонимов: 5

Этимология

В имени Ивана Купала, или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды.

Этимологический словарь

Купа́ла

день Ива́на Купа́ла, укр. купа́ло, купа́йло, блр. купа́ла. От Ива́н Купа́ла, собственно "Иоанн Креститель"; к купа́ть; см. Бернекер 1, 600; Соболевский, РФВ 22, 184 и сл. Начиная с этого дня разрешалось купаться, так как, согласно народн. поверью, Ио. Креститель в этот день прогонял из воды злых духов (Брюкнер 224 и сл.).

Сканворды для слова купала

- Иван ... (праздник).

- Славянский праздник.

- Девушка, дарящая цветы в славянской мифологии.

- Главный персонаж праздника летнего солнцестояния у восточных славян.

Полезные сервисы

купала и купало

Толковый словарь

м. 1. Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю - когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя - приносят жертвы, зажигая костры, через которые, желая обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки

Полезные сервисы

купала янка

Энциклопедический словарь

Купа́ла Янка - псевдоним; настоящие имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич (1882-1942), белорусский поэт, народный поэт БССР (1925), академик АН БССР (1928) и АН УССР (1929). Сборники стихов «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), поэмы «Извечная песня» (1908), «Сон на кургане» (1910), «Могила льва» (1913), драма «Разорённое гнездо» (1913) - о тяжкой доле народа. Пьеса «Здешние» (1924) - утверждение белорусского национального самосознания, самобытности национальной культуры и языка. Поэма «Над рекой Оресой» (1933), сборник «Белоруссии орденоносной» (1937) - дань официальной идеологии. Трагически погиб. Государственная премия СССР (1941).

* * *

КУПАЛА Янка - КУПА́ЛА Янка (наст. имя и фам. Иван Доминикович Луцевич) [25 июня (6 июля)1882, Вязынка, ныне Молодечненского района Минской области - 28 июня 1942, Москва], белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1925), академик АН Белоруссии (1928) и АН Украины (1929). Государственная премия СССР (1941).

Родился в семье мелкого арендатора из безземельных крестьян. В 16 лет окончил Белорецкое народное училище, работал домашним учителем, писарем, приказчиком, чернорабочим. В 1909-13 гг. учился на общеобразовательных курсах А.С. Черняева в Петербурге, в 1915 - Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. В 1919 переехал в Минск, где жил до начала Великой Отечественной войны.

В 1905 опубликовал первое стихотворение «Мужик», с 1907 печатался в газете «Наша нива» (в 1914-15 гг. - редактор). Вышли сборники стихов: «Жалейка» (1908), «Гусляр» (1910), «Дорогой жизни» (1913), поэмы «Извечная песня» (1908), «Курган», «Сон на кургане» (1910), «Могила льва» (1913), пьесы «Павлинка» (1912) и «Разоренное гнездо» (1913) - о тяжкой доле народа. Вместе с Я. Коласом (см. КОЛАС Якуб) Купала стал основоположником новой белорусской литературы.

В советскую эпоху творчество Купалы было проникнуто борьбой за построение новой жизни. В это время вышли сборники стихов «Наследство» (1922), «Безымянное» (1925), «Песня строительству» (1936), «Белоруссии орденоносной» (1937), «От сердца» (1940), поэма «Над рекой Оресой» (1933). Поэт занимался также переводом на белорусский язык «Слова о полку Игореве», «Медного всадника» А. С. Пушкина, произведений Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова А. Мицкевича и др.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг. публиковал статьи и стихи, призывающие к сопротивлению фашистским захватчикам и воспевающие героев партизанского движения. Выступал в качестве публициста и литературного критика. В 1972 была выпущена книга «Публицистика».

Награжден орденом Ленина. В Минске и Татарии (здесь Купала был в эвакуации) находятся музеи, посвященные поэту.

Большой энциклопедический словарь

КУПАЛА Янка (наст. имя и фам. Иван Доминикович Луцевич) (1882-1942) - белорусский поэт, народный поэт Белоруссии (1925), академик АН Белоруссии (1928) и АН Украины (1929). Сборник стихов "Жалейка" (1908), "Гусляр" (1910), "Дорогой жизни" (1913), поэмы "Извечная песня" (1908), "Сон на кургане" (1910), "Могила льва" (1913), драма "Разоренное гнездо" (1913) - о тяжкой доле народа. Пьеса "Здешние" (1924) - утвержденае белорусского национального самосознания, самобытности национальной культуры и языка. В поэме "Над рекой Оресой" (1933), сборнике "Белоруссии орденоносной" (1937) жизнь изображается в духе советского официоза. Государственная премия СССР (1941).

Полезные сервисы

купала, янка

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Янка Купала.

Янка Купала.

КУПАЛА Янка (настоящие имя и фамилия Иван Доминикович Луцевич) (1882 - 1942), белорусский поэт. В ранней поэзии, близкой к фольклору образностью, лиризмом, мелодикой, - тяжкая доля народа (сборник стихов "Дорогой жизни", 1913; поэмы "Извечная песня", 1908, "Сон на кургане", 1910, "Могила льва", 1913). В пьесе "Здешние" (1924) - утверждение самобытности национальной культуры и языка. В поэме "Над рекой Орессой" (1933), сборнике "Белоруссии орденоносной" (1937) жизнь изображается в духе советского официоза.

Полезные сервисы