Толковый словарь
I м.; = Купа́ло
Бог лета, полевых плодов и летних цветов, которому в ночь с 6 на 7 июля по новому стилю (или с 24 на 25 июня - по старому), когда православные христиане празднуют Рождество Иоанна Крестителя, приносят жертвы, зажигая костры, через которые, чтобы обезопасить себя от леших, прыгают юноши и девушки, а также омываются водой (праздник сопровождается трапезой, обильными возлияниями, песнями, хороводами, гаданьями, а также сбором целебных трав и цветов).
II м.; = Купа́ло
Славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы во время одноименного праздника.
III м.; = Купа́ло
Народное название праздника первого покоса, сбора целебных трав, приметный день у землепашцев; День Ивана Купалы.
Толковый словарь Ушакова
КУПА́ЛА (Купала), (К прописное), Купалы, и Купало, Купала, муж. (Этногр.). То же, что Иван-Купала.
Популярный словарь
Купала
-ы, м.
В восточнославянской мифологии: святой, главный персонаж праздника летнего солнцестояния.
Родственные слова:
купа́льский
Этимология:
Образовано от общеславянского купать (← * kǫpati), имеющего основу * kǫp-.
Энциклопедический комментарий:
Иван Купала - народное прозвище Иоанна Крестителя. В ночь на Ивана Купалу, т. е. с 23 на 24 июня (по старому стилю), празднуется летнее солнцестояние. Купалой называют куклу, чучело (женщины или мужчины), которые во время праздника топят в воде. Разжигаются священные костры, через них прыгают участники обряда: ритуал призван обеспечить плодородие (от высоты прыжка или пламени костра зависит высота хлебов и т. п.). Прыганье через костры, бросанье в воду венков и др. - элементы языческой обрядности, сохранившиеся в празднике. Как сами обряды, так и название "Купала" указывает на соотнесение купальских ритуалов с огнем и водой, которые выступают в купальских мифах как брат и сестра. Начиная с этого дня разрешалось купаться, т. к., согласно народному поверью, Иоанн Креститель в этот день прогонял из воды злых духов.
Энциклопедический словарь
Купа́ла - 1) славяно-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.
2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня старого стиля, когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнём и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
* * *
КУПАЛА - КУПА́ЛА,
1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.
2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя (см. ИОАНН Креститель) ). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
Большой энциклопедический словарь
КУПАЛА -1) славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.2) Народный праздник летнего солнцестояния - Ивана Купалы (в ночь на 24 июня ст. ст., когда церковью празднуется рождество Иоанна Крестителя). Сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями.
Гуманитарный словарь
КУПА́ЛА - в вост.-слав. мифологии и обрядности - назв. осн. персонажа праздника, приуроч. к летнему солнцестоянию и самого этого праздника, к-рый справляется в ночь на 24 июня, т. е. на день Иоанна Крестителя - его нар. назв.: Иван К. (от действия погружения в воду при крещении, ср. диал "К". - купель, Иван Купальник и т. п.). В этимологии этого слова пересекаются значения "купать" (окунать, погружать в воду) и кипеть (ср. родство с лат. именем Купидона и соотв. нарицательным cupido - стремление, на индоевроп. Кир - "кипеть", "вскипать", "страстно желать"). Т. о., само имя обряда и его гл. персонажа ассоциируются с водой и огнем. Купальский обряд относится к числу календарных, лучше сохранился у украинцев и белорусов, в частности в Полесье. К. называют и нек-рых участников обряда и - прежде всего - обрядовую куклу, к-рую либо сжигают, либо топят. Или же сжигают (топят) чучело, именуемое Мара (имя, родств. слову "умирать"), в песнях оно трансформируется в Марью, сестру Ивана. Кровосмесит. отношения между братом и сестрой становятся одним из гл. мотивов мифа, лежащего в осн. ритуала и реконструируемого по обрядовым песням. Отсюда и роль цветка Иван-да-Марья, в к-ром "воплощен" этот сюжет. Вообще праздник К. тесно связан с растит. кодом, именно в ночь на Ивана К. собирают травы для знахарства и колдовства (один из таких примеров хорошо изв. по пов. Н. Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала" - здесь отражено представление о том, что в эту ночь цветет папоротник, цветок к-рого открывает клады). Для праздника, связ. с солнцестоянием (солнцеворотом), естественно, что центр. его действие - возжигание костра. Иногда для этого специально добывают огонь трением, такой огонь наз. "чистым", в нек-рых песнях специально оговаривается, что этот огонь разжигает сам Бог. В костер бросают разные предметы для очищения, как очистит. обряд осмысляется и прыгание через костер. Нек-рые исследователи восстанавливают для купальской обрядности эротич. характер: по свидетельству христ. поучений против язычества, такие обряды кончались если не свальным грехом, то во всяком случае каким-то обрядовым разгулом. Соответственно, очистит. обряды трактуют как очищение после такого греха. Хотя в принципе такая схема соответствует структуре ритуалов (нарушение норм, а затем восстановление, возвращение к обычной нормиров. жизни), но как раз для купальской обрядности, видимо, гораздо труднее различить и отделить друг от друга грех и очищение от него, поскольку мотивы огня, купания, чистоты присущи всему обряду, а не какой-то заключит. его ч. Само прыгание через костер, имеющее очистит. смысл, во мн. местах является как раз нач. эротич. мотивов: девки и парни входят в лес порознь и стоят по разные стороны костра, потом парни прыгают через костер и оказываются вместе с девками. В др. случаях, как известно, прыгают через костер и девицы (на этом осн. сюжет "Снегурочки"; между прочим, эту сказку можно трактовать и в том смысле, что святой, очистит. огонь изгоняет из числа людей существо иной породы - искусств. чел., слепл. из снега, оживл. чудом или волшебством, - т. е. существо, возможно, опасное). Эта двойственность сюжета, видимо, присуща и самому празднику (ср. отмеч. выше двойственность назв. К. в связи с водой и огнем): будучи приурочен ко дню Иоанна Крестителя, этот праздник особенно ярко проявлялся в одном из вариантов возжигания костра, а именно в случае, когда зажигали колесо, поднятое на высоком шесте (ср. представление славян о солнеце как о колесе, к-рое находится на вершине мирового дерева). С др. стороны, ритуал имеет и б. простой пласт значений в аграрном "коде" (так, высота прыжка через костер или самого костра должна обеспечить высоту злаков и т. п., уничтожение обрядового чучела, как правило, ассоциируется с посевом-погребением и последующим воскрешением-прорастанием). Очень близкие параллели к слав. дают балтийские обряды в день Иоанна Крестителя, но и вообще во всей европ. традиции этот день сакрально отмечен (в связи с солнцестоянием).
Лит.: Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963; Иванов В. В., Топоров В. Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Праздник Ивана Купалы. Худ. К. В. Лебедев
Орфографический словарь
Купа́ла, -ы, м .: Ива́н Купа́ла
Синонимы к слову купала
сущ., кол-во синонимов: 5
Этимология
В имени Ивана Купала, или Иоанна Крестителя. Имя связано с глаголом купать. С этого дня разрешалась купаться, так как, по поверью, Иоанн Креститель прогонял в этот день злых духов из воды.
Этимологический словарь
Купа́ла
день Ива́на Купа́ла, укр. купа́ло, купа́йло, блр. купа́ла. От Ива́н Купа́ла, собственно "Иоанн Креститель"; к купа́ть; см. Бернекер 1, 600; Соболевский, РФВ 22, 184 и сл. Начиная с этого дня разрешалось купаться, так как, согласно народн. поверью, Ио. Креститель в этот день прогонял из воды злых духов (Брюкнер 224 и сл.).
Сканворды для слова купала
- Иван ... (праздник).
- Славянский праздник.
- Девушка, дарящая цветы в славянской мифологии.
- Главный персонаж праздника летнего солнцестояния у восточных славян.
Полезные сервисы