Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ларион

Орфографический словарь

Ларио́н (Ларио́нович, Ларио́новна)

Синонимы к слову ларион

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Ларио́н мо

Словарь русских фамилий

ИЛЛАРИОНОВ ЛАРИН ЛАРИОН ЛАРИОНОВ ЛАРИНЦЕВ ЛАРИОХИН ЛАРИОШИН ЛАРИОШКИН ЛАРИХИН ЛАРИЧЕВ ЛАРИЧКИН ЛАРИЩЕВ ЛАРЦЕВ ЛАРЧЕНКО ЛАРЧИН ЛАРЬКИН ЛАРЬКОВ ЛАРЮХИН ЛАРЮШИН ЛАРЮШКИН ИЛАРИОНОВ ЛАРИКОВ

В основе всех фамилий каноаническое имя Илларион (др.-греч. hilarios - "веселый), в русском повседневном употреблении - Ларион. Из отчества от уничижительной формы Ларька - Ларькин. Остальные фамилии из различных форм того же имени фамилии. Реже - от некоторых других имен: Гиларий, Лавр, Ларгий, Филарет. К нарицательным ларь, ларек фамилия не имела никакого отношения. (Н, Ф). Сына Лари (см. Ларин) могли назвать Ларич, дети последнего именовались Ларичевы. Есть и нарицательное "ларич" - разновидность рыбы голавль. (Ф). Ларченко - фамилия из запросов посетителей - украинская от того же имени.

Словарь русских имен

-а, м. Народн. форма имени Иларион (см.).

Отч.: Ларио́нович, Ларио́новна; разг. Ларио́ныч.

Словарь имён

-а, муж. Народн. к форма имени (см. Иларион).

Отч.: Ларионович, Ларионовна; разг. Ларионыч.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Ларионович, Ларионовна

Полезные сервисы

ларионка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

ларионов

Грамматический словарь

Ларио́нов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ИЛЛАРИОНОВ ЛАРИН ЛАРИОН ЛАРИОНОВ ЛАРИНЦЕВ ЛАРИОХИН ЛАРИОШИН ЛАРИОШКИН ЛАРИХИН ЛАРИЧЕВ ЛАРИЧКИН ЛАРИЩЕВ ЛАРЦЕВ ЛАРЧЕНКО ЛАРЧИН ЛАРЬКИН ЛАРЬКОВ ЛАРЮХИН ЛАРЮШИН ЛАРЮШКИН ИЛАРИОНОВ ЛАРИКОВ

В основе всех фамилий каноаническое имя Илларион (др.-греч. hilarios - "веселый), в русском повседневном употреблении - Ларион. Из отчества от уничижительной формы Ларька - Ларькин. Остальные фамилии из различных форм того же имени фамилии. Реже - от некоторых других имен: Гиларий, Лавр, Ларгий, Филарет. К нарицательным ларь, ларек фамилия не имела никакого отношения. (Н, Ф). Сына Лари (см. Ларин) могли назвать Ларич, дети последнего именовались Ларичевы. Есть и нарицательное "ларич" - разновидность рыбы голавль. (Ф). Ларченко - фамилия из запросов посетителей - украинская от того же имени.

Сканворды для слова ларионов

- Советский и российский хоккеист, игравший на позиции центрального нападающего.

- На Западе его пятёрку называли «зелёной» по цвету тренировочных свитеров, а также пятёркой «КЛМ», по первым буквам фамилии нападающих.

- Советский актёр, исполнивший роль Охотника в фильме Марка Захарова «Обыкновенное чудо».

Полезные сервисы

ларионов андрей николаевич

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Андрей Николаевич (1889-1963), электротехник, член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинам и электроприводу.

* * *

ЛАРИОНОВ Андрей Николаевич - ЛАРИО́НОВ Андрей Николаевич (1889-1963), российский электротехник, член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинам и электроприводу.

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Андрей Николаевич (1889-1963) - российский электротехник, член-корреспондент АН СССР (1953). Основные труды по электрическим машинам и электроприводу.

Полезные сервисы

ларионов владимир петрович

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Владимир Петрович (р. 1938), учёный в области машиностроения, академик РАН (1997). Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.

* * *

ЛАРИОНОВ Владимир Петрович - ЛАРИО́НОВ Владимир Петрович (р. 1938), российский ученый, специалист в области машиностроения, академик РАН (1997) (член-корреспондент РАН с 1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Труды в области материаловедения, прочности деталей машин и конструкций, используемых в условиях низких температур российского Севера

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Владимир Петрович (р. 1938) - российский ученый, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Исследования по низкотемпературной прочности деталей машин и конструкций.

Полезные сервисы

ларионов всеволод дмитриевич

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Всеволод Дмитриевич (1928-2000), актёр, народный артист РСФСР (1978). В 1946 дебютировал в фильме «Пятнадцатилетний капитан». С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). Снимался в фильмах: «Сибириада», «Родня», «Анна Павлова», телефильме «Обыкновенное чудо» и др.

* * *

ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич - ЛАРИО́НОВ Всеволод Дмитриевич (11 сентября 1928, Москва - 9 октября 2000, Москва), российский актер театра и кино, народный артист России (1977).

Актерская карьера Всеволода Ларионова началась в 1945 ролью Дика Сенда в фильме «Пятнадцатилетний капитан». Уже первая роль принесла ему всесоюзную известность, которую упрочило участие в фильме «Крейсер «Варяг» (1946). Актерское образование он получил в студии при Московском театре имени Ленинского комсомола (см. МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЛЕНКОМ) и с 1950 до конца своих дней Ларионов был ведущим актером этого театра (с 1991 «Ленком»). В 1965 году Всеволод Ларионов окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Актер был задействован практически во всех постановках Анатолия Эфроса (см. ЭФРОС Анатолий Васильевич) в своем театре: «В день свадьбы», «Сто четыре страницы про любовь», «Снимается кино», «Чайка». Не был он обделен вниманием и Марка Захарова (см. ЗАХАРОВ Марк Анатольевич). Последней театральной работой Ларионова стал спектакль «Королевские игры».

Многие годы Ларионов не был востребован в кино. Исключением стала комедия «Улица полна неожиданностей» (1957), где актер запомнился в роли обаятельного парня, оказавшегося опасным бандитом. На экран Ларионова вернул Марк Захаров в своих телевизионных лентах конца 1970-х годов «Обыкновенное чудо» и «Тот самый Мюнхгаузен». В 1980-х годах актер снимался в трех-пяти картинах в год, в их числе «Родня» (1982), «Демидовы» (1983), «Анна Павлова» (1983), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Защитник Седов» (1988), «Дело Сухово-Кобылина» (1988), «Чокнутые» (1992), «Кодекс бесчестия» (1993), «Горячев и другие» (1993), «Линия жизни» (1996).

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Всеволод Дмитриевич (р. 1928) - российский актер, народный артист России (1977). С 1950 в Московском театре им. Ленинского комсомола (с 1991 "Ленком"). Дебютировал в кино в 1945 в роли Дика Сэнда в фильме "Пятнадцатилетний капитан". Снимался в фильмах: "Крейсер "Варяг" (1946), "Улица полна неожиданностей" (1957), "Демидовы", "Анна Павлова" (оба 1983), "Защитник Седов" (1988), "Чокнутые" (1992), "Кодекс бесчестия" (1993), в телефильмах: "Обыкновенное чудо", "Дом, который построил Свифт", "Дело Сухово-Кобылина", "Горячев и другие" и др.

Полезные сервисы

ларионов игорь николаевич

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Игорь Николаевич (р. 1960), спортсмен (хоккей с шайбой), заслуженный мастер спорта (1982). Нападающий команд ЦСКА (1981-89) и «Детройт Ред Уингз» (с 1995). Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-87, 1989), СССР (1982-89). Обладатель кубка Стэнли (1997 и 1998) - главного приза сезона в НХЛ.

* * *

ЛАРИОНОВ Игорь Николаевич - ЛАРИО́НОВ Игорь Николаевич (р. 3 декабря 1960, Воскресенск, Московская обл.), российский спортсмен (хоккей с шайбой (см. ХОККЕЙ (с шайбой)), нападающий). Заслуженный мастер спорта (1982).

Нападающий команд «Химик» (Воскресенск) (1977-81; 123 матча, 39 шайб, 34 передачи), ЦСКА (1981-89; 334, 165, 196), где выступал в составе «великолепной пятерки» вместе с А. Касатоновым (см. КАСАТОНОВ Алексей Викторович), С. Макаровым (см. МАКАРОВ Сергей Михайлович), В. Крутовым (см. КРУТОВ Владимир Евгеньевич), В. Фетисовым (см. ФЕТИСОВ Вячеслав Александрович); далее - в НХЛ (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ХОККЕЙНАЯ ЛИГА (НХЛ)): «Ванкувер Кэнакс (см. ВАНКУВЕР КЭНАКС) (1989-92), «Сан-Хосе Шаркс» (1995-96, играл вместе с С. Макаровым), «Детройт Ред Уингз (см. ДЕТРОЙТ РЕД УИНГЗ)» (1996-2000, 2001-2003, играл в «русской пятерке» вместе с В. Фетисовым (см. ФЕТИСОВ Вячеслав Александрович), В. Козловым, С. Федоровым (см. ФЕДОРОВ Сергей Викторович) и В. Константиновым), «Флорида Пантерс» (2000-2001), «Нью-Джерси Дэвилс (см. НЬЮ-ДЖЕРСИ ДЭВИЛЗ)» (с 2003). Чемпион мира среди юниоров (1979, 1980). Чемпион зимних Олимпийских игр 1984 (Сараево) и 1988 (Калгари). Чемпион мира (1982, 1983, 1986 и 1989). Чемпион Европы (1982, 1983, 1985-1987, 1989). Чемпион СССР (1982-1989). Обладатель Кубка СССР (1988). Обладатель Кубка Канады (1981), финалист (1987). Одним из первых уехал играть в НХЛ. Всего в заокеанской карьере провел в регулярных чемпионатах 921 матч, забросил 169 шайб, сделал 475 результативные передачи (644 очка); в плей-офф - соответственно 150, 30, 67 (97). Обладатель Кубка Стэнли (см. КУБОК СТЭНЛИ) (1997, 1998, 2002). Приняв решение об окончании спортивной карьеры, в декабре 2004 провел в Москве прощальный матч, на которой сборная России играла с лучшими игроками НХЛ - друзьями и бывшими партнерами Ларионова.

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Игорь Николаевич (р. 1960) - российский спортсмен (хоккей с шайбой), заслуженный мастер спорта (1982). Чемпион Олимпийских игр (1984, 1988), мира (1982, 1983, 1986, 1989), Европы (1982, 1983, 1985-1987, 1989), СССР (1982-89).

Полезные сервисы

ларионов леонид федорович

Энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Леонид Федорович - ЛАРИО́НОВ Леонид Федорович (1902-73), российский онколог, академик АМН СССР (1969). Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинул адаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей. Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами (см. КАНЦЕРОГЕННЫЕ ВЕЩЕСТВА), химиотерапии рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов. Государственная премия СССР (1951).

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Леонид Федорович (1902-73) - российский онколог, академик АМН СССР (1969). Труды по экспериментальной онкологии. Выдвинул адаптационно-дистрофическую теорию развития злокачественных опухолей. Работы по экспериментальной индукции опухолей канцерогенными веществами, химиотерапии рака. Создал ряд противоопухолевых препаратов. Государственная премия СССР (1951).

Полезные сервисы

ларионов мих. фед

Гуманитарный словарь

ЛАРИО́НОВ Мих. Фед. (1881-1964) - живописец, театр. художник, график. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у И. Левитана, А. Архипова, В. Серова, К. Коровина (1898-1910). Ранние работы - в духе позднего импрессионизма ("Куст сирени в цвету", 1904); увлекался живописью П. Гогена, В. Ван Гога и особенно П. Сезанна. В 1903 женился на художнице Н. С. Гончаровой, оказавшей на Л. очень значит. влияние. В 1906 посетил Париж и Лондон и, ознакомившись с новейшими худож. течениями, под воздействием фовизма стал одним из основоположников рус. авангарда. Ранние авангардистские произведения Л. синтезируют фовизм с рус. народными традициями лубка и ремесленной живописи уличных вывесок, к-рые Л. коллекционировал. Тем самым авангардизм Л. был изначально оригинальным худож. явлением, немедленно привлекшим интерес. С 1907 Л. писал в примитивистской манере, отмеченной резким рисунком и яркостью сочных цветов, гротескные сцены солдатского и провинциального быта ("Отдыхающий солдат", 1911; "Весна", 1912). В этот футуристический период творчества Л. увлечение лубком, примитивом, кубизмом воплотилось в подчеркнутой деформации и обобщенности объемов, в нарочитой грубости фактуры и в броской красочности. Все это казалось способным утвердить чувств. полноту и красочность бытия. Вокруг Л. под сильным влиянием Н. Гончаровой группируются разделявшие его футуристские взгляды моск. "левые" художники, противостоявшие не только академизму и реализму, но также символизму и пассеизму "Мира искусства" (в выставках к-рого Л. принимал участие на первых порах, решительно разойдясь позднее). В 1910 Л. организует выставку "Бубновый валет", ставшую манифестом авангарда; на основе выставки сформировалось одноименное объединение художников (П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк и др.).

В 1911 Л. приходит к идее лучизма - одной из первых концепций декоративного абстракционизма, тесно сближается с поэтами-футуристами, иллюстрирует их произведения. Был дружен с Д. Бурлюком. В 1912 Л. с группой единомышленников отделились от "Бубнового валета", считая его слишком западническим (основанным на фовизме), - они же опирались прежде всего на рус. и вост. примитив и пропагандировали Н. Пиросманишвили и др., а также на иконопись, лубок и вост. иск-во (Л. коллекционировал индийские, персидские, кавказские народные картинки). Эти увлечения наиб. проявились в творчестве Л. нач. 1910-х гг. Л. со товарищи (С. Бобров, В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, К. Зданевич, М. Ле-Дантю, К. Малевич, В. Татлин, А. Фонвизин, М. Шагал, А. Шевченко) организовали еще более острые, чем "Бубновый валет", выставки "Ослиный хвост" (две одноим. одновр. в Москве и Петербурге). Название связано с французским эксцессом (в нек-рых зап. энциклопедиях о Л. говорится как о художнике, прославившемся писанием картины ослиным хвостом), должно было подчеркнуть анархически-бунтарский характер выставки, пафос полной свободы творч. экспериментов. Стремление шокировать обывателей столь же свойственно Л., как и поэтам-футуристам. "Ослиный хвост" соединял интерес к вост. примитиву с тенденциями кубофутуризма и абстракционизма.

В 1913 Л. публикует свои изыскания - концепцию лучизма и устраивает выставку группы "Ослиный хвост" под названием "Мишень", в значит. степени демонстрирующей лучистские произведения, как и на выставке "№ 4" в 1914. В 1915 переезжает в Париж, оформляет балетные постановки антрепризы С. Дягилева ("Русские сказки" А. Лядова, "Шут" С. Прокофьева - обе вместе с Н. Гончаровой). Революция застала Л. во Франции, где он и остался, занимался театрально-декорационным иск-вом (в частности, оформлял балеты Л. Мясина на рус. темы), книжной графикой, в живописи с течением времени вернулся к своей ранней манере, писал камерные сюжеты и натюрморты. Его парижское ателье помещалось в Латинском квартале на ул. Висконти. Во всех творч. поисках Л. сохранял непосредственность живого восприятия. В 1988 по завещанию второй жены Л. А. Томилиной несколько сот работ Л. и Н. Гончаровой было передано в Россию.

Соч.: Лучизм. М., 1913.

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сб. М., 1913; Выставка произведений группы художников "Бубновый валет". М., 1927.

М. Ф. Ларионов. Эскиз декорации к спектаклю «Полуночное солнце». 1915

М. Ф. Ларионов. Эскиз декорации к спектаклю «Полуночное солнце». 1915

Полезные сервисы

ларионов михаил фёдорович

Энциклопедический словарь

Ларио́нов Михаил Фёдорович (1881-1964), живописец. Один из лидеров раннего русского авангардизма; организовал (совместно с Н. С. Гончаровой) выставки «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), создал так называемый лучизм (один из первых вариантов абстрактной живописи). Под влиянием французского фовизма, русского лубка, так называемого изобразительного фольклора (городские вывески и т. п.) со второй половины 1900-х гг. писал в гротескно-примитивистской манере сцены провинциального и солдатского быта («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 в Париже, оформлял спектакли Русских сезонов С. П. Дягилева.

* * *

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - ЛАРИО́НОВ Михаил Федорович (22 мая 1881, Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов (см. АВАНГАРДИЗМ) конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и фовизма (см. ФОВИЗМ), примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (см. ЛУЧИЗМ) (вариант абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО)).

Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И.И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), В.А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович), К.А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), С.В. Иванов (см. ИВАНОВ Сергей Васильевич).

До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н.С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна). С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С.П. Дягилевым (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) , где впервые в России опубликовал работы Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Гогена (см. ГОГЕН Поль) и Сезанна (см. СЕЗАНН Поль).

В 1907-1912 годах Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка (см. ЛУБОК), росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.

Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ); выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».

Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и А. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».

С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный С.П. Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» А.К. Лядова (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович) (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) (1921), «Байка про лису» И.Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).

С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Полезные сервисы

ларионов михаил федорович

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881-1964) - российский живописец. С 1915 в Париже. Пейзажи в духе импрессионизма и фовизма, примитивистские композиции ("Отдыхающий солдат", 1911). Создал т. н. лучизм (вариант абстрактного искусства).

-----------------------------------

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (22 мая 1881 - Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), российский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов конца 1900-х - начала 1910-х гг. Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И. И. Левитан, В. А. Серов, К. А. Коровин, С. В. Иванов. До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н. С. Гончаровой. С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С. П. Дягилевым, где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале "Золотое руно", где впервые в России опубликовал работы Ван Гога, Гогена и Сезанна. В 1907-12 Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка, росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия "Парикмахеры", 1907 и др.). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни. Ларионов был истинным вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене.

В 1910 он был среди основателей общества "Бубновый валет"; выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку "Ослиный хвост" (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, "Мишень" (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась: ". 4". Иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова и А. Крученых ("Мирсконца", "Старинная любовь", "Помада" и др.). В 1912-14 стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте "Лучизм" (1913) Ларионов провозглашал: "Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника". С началом войны был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 был демобилизован. Приглашенный С. П. Дягилевым в качестве сценографа, уехал в 1915 вместе с Гончаровой за границу, в 1917 поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Оформил множество постановок дягилевской антрепризы: "Русские сказки" А. К. Лядова (1917), "Шут" С. С. Прокофьева (1921), "Байка про лису" И. Ф. Стравинского (1922), "Классическую симфонию" С. С. Прокофьева (1931) и др. С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо, Стравинском. С 1950-х гг., после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.

Полезные сервисы

ларионов, михаил фёдорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Ларионов, Михаил Федорович

ЛАРИОНОВ Михаил Федорович (1881 - 1964), российский живописец. Писал в примитивистской манере гротескные сцены из провинциального быта и жизни солдат ("Отдыхающий солдат", 1911). Создатель так называемого лучизма - одного из вариантов абстрактного искусства. С 1915 жил в Париже, оформлял антрепризы С.П. Дягилева.

Полезные сервисы

ларионова

Сканворды для слова ларионова

- Советская актриса, исполнившая роль Оливии в фильме Яна Фрида «Двенадцатая ночь».

- Советская актриса, жена Николая Рыбникова.

Полезные сервисы

ларионова алла дмитриевна

Энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВА Алла Дмитриевна - ЛАРИО́НОВА Алла Дмитриевна (19 февраля 1931, Москва - 24 апреля 2000, там же), российская актриса, народная артистка России (1990).

В 1953 окончила ВГИК (мастерская С. А. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)и Т. Ф. Макаровой (см. МАКАРОВА Тамара Федоровна)). С 1953 в Театре-студии киноактера. Одна из первых ролей в кино - Любава в фильме «Садко» (1952). Большой успех принесла Ларионовой заглавная роль в экранизации рассказа А. П. Чехова «Анна на шее» (1954). Снималась в фильмах: «Двенадцатая ночь» (1955), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Враг народа Бухарин» (1990), «Троцкий» (1993), в телефильмах: «Лев Гурыч Синичкин» (1974), «Атланты и кариатиды» (1979), «Имя твое» (1989). В фильме «Две жизни» (1961) снялась вместе со своим мужем Н. Н. Рыбниковым. (см. РЫБНИКОВ Николай Николаевич)

Большой энциклопедический словарь

ЛАРИОНОВА Алла Дмитриевна (р. 1931) - российская актриса, народная артистка России (1990). С 1953 в Театре-студии киноактера. В кино с 1952. Большой успех принесла Ларионовой заглавная роль в экранизации рассказа А. П. Чехова "Анна на шее" (1954). Снималась в фильмах: "Двенадцатая ночь" (1955), "Ко мне, Мухтар!" (1964), "Враг народа Бухарин" (1990), "Троцкий" (1993), в телефильмах: "Лев Гурыч Синичкин", "Имя твое" и др.

Полезные сервисы