Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лесков

Грамматический словарь

Леско́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЛЕСКОВ

Выдающийся русский прозаик Н С. Лесков унаследовал фамилию от предков, служивших священниками в селе Лески, Орловской губернии. (Ф)

Сканворды для слова лесков

- Русский писатель XIX века, автор повести «Левша».

- Русский писатель XIX века, автор повести «Очарованный странник».

- Русский писатель, автор повестей «Гора», «Детские годы», «Запечатлённый ангел», «Некрещённый поп».

- Русский писатель, автор очерков «Воительница», «Загадочный человек», «Мелочи архиерейской жизни».

- Русский писатель, автор повести «Леди Макбет Мценского уезда».

- Русский писатель, автор романов «Некуда», «Соборяне», «Обойдённые».

- Русский писатель, автор романов «Островитяне», «Житие одной бабы», «Захудалый род».

- Русский писатель, автор романов «На ножах», «Старые годы в селе Плодомасове».

- Русский писатель, автор легенд «Сказание о Фёдоре христианине и его друге жидовине Абраме», «Скоморох Памфалон».

Полезные сервисы

лесков ник. сем

Гуманитарный словарь

ЛЕСКО́В Ник. Сем. (1831-95) - писатель. Род. в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской г-зии, служил чиновником в Орле и Киеве. Лит. деят-ностью занимался с 1860, публикуя ст. в киевской и петерб. прессе. В 1861 переехал в Петербург. Публикация ст. о петерб. пожарах в газ. "Северная пчела" (1862) была воспринята как провокационное выступление, направл. против рев. демократов. Полемику с радикальными идеями, с опасностью экстремизма Л. продолжил в антинигилистич. ром. "Некуда" (1864) и "На ножах" (1871), после к-рых он был надолго подвергнут лит. остракизму. В 1860-70-е гг. сложился гл. жанр лесковского творчества - рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и зле характеры провинциальной России ("Овцебык", 1862; "Леди Макбет Мценского уезда", 1865; "Запечатленный ангел", 1873 и др.). Гл. героями ром.-хроники "Соборяне" (1872) стали чистые духом "праведники" из среды провинциального духовенства. Тема праведничества чрезвычайно важна для Л. Цикл "Праведники" составил особый том в собр. его соч. ("Однодум", 1879; "Несмертельный Голован", 1880; "Левша", 1881; "Очарованный странник", 1873; "Человек на часах", 1887 и др.). В 1880-90-е гг. в творчестве Л. нарастает соц. критицизм, его взгляды и убеждения становятся более радикальными. Он обращается к трагич. конфликтам эпохи крепостного права ("Тупейный художник", 1883), с сатирич. злостью изображает жизнь совр. чиновничества, духовенства, распад семейных связей ("Административная грация, 1893; "Загон", 1893; "Зимний день", 1894 и др.). Том собр. соч., куда входил сатирич. цикл "Мелочи архиерейской жизни" (1878-80), был в 1889 изъят и сожжен по пост. дух. цензуры, а пов. "Заячий ремиз" (1894) опубл. только в 1917. Поиск положит. идеалов у позднего Л. продолжен циклом легенд-стилизаций на сюжеты древнерус. житийного сб. "Пролог" ("Прекрасная Аза", 1888; "Гора", 1890; "Невинный Пруденций", 1891). В этих произв. ощутимо влияние Л. Толстого, проповедь к-рого привлекает Л.: он ведет с Толстым переписку, пропагандирует его учение в своих ст. Л. также автор критич. ст. о ром. Н. Чернышевского "Что делать?", о Толстом, Ф. Достоевском, Т. Шевченко. Воспринимаемый мн. современниками как "писатель-анекдотист", Л. постепенно стал в ряд крупнейших рус. писателей-классиков 19 в.

Н. С. Лесков

Н. С. Лесков

Полезные сервисы

лесков николай семенович

Энциклопедический словарь

Леско́в Николай Семенович (1831-1895), русский писатель. Антинигилистические романы (в том числе «Некуда», 1864), романы-хроники о русской провинции (о духовенстве - «Соборяне», 1872; о дворянстве - «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881), русских женщинах («Леди Макбет Мценского уезда», 1865); христианские легенды; сатирические произведения («Смех и Горе», 1871). Всеохватная острополемическая публицистика, литературная критика и мемуары. Критикуя современные социальные отношения, отклоняет всякий «революционаризм» и радикализм «образованной невежественности» в «развязывании узлов» народной жизни. Обнажая шекспировский накал простонародных страстей, живописуя традиционный религиозно-бытовой уклад и пестроцветье русской народной культуры (фольклор, лубок, апокриф, художественное ремесло и др.), осознавая укоренённость христианской веры в России и «великую силу» отечественного «предания» («Запечатлённый ангел», 1873), воссоздаёт реальность по преимуществу в трагическом, идиллическом или парадоксально-анекдотическом преломлении. Жанровое и образное богатство (в том числе документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с разнообразием форм повествовательного сказа.

* * *

ЛЕСКОВ Николай Семенович - ЛЕСКО́В Николай Семенович (1831-95), русский писатель. Антинигилистические романы («Некуда», 1864; «На ножах», 1870-71); романы-хроники о русской провинции (о духовенстве - «Соборяне», 1872; о дворянстве - «Захудалый род», 1874); повести и рассказы о праведниках («Очарованный странник», 1873; «Однодум», 1879), о талантливых умельцах («Левша», 1881); христианские легенды; сатирические произведения («Заячий ремиз», 1891-1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа (см. СКАЗ) с красочным обилием идиолектов.

* * *

ЛЕСКО́В Николай Семенович [4 (16) февраля 1831, сельцо Горохово Орловского уезда Орловской губернии - 21 февраля (5 марта) 1895, Петербург], русский писатель.

«Род наш ... происходит из духовенства...»

Внук священника, Лесков всегда подчеркивал свою родовую связь с сословием, изображение которого считал своей «специальностью» в литературе. Хотя отец Лескова «не пошел в попы», семинарское воспитание определило его духовный облик. Заседатель Орловской уголовной палаты, «превосходный следователь», получивший дворянство по выслуге и женившийся на девушке из дворянской семьи, в 1839 он вышел в отставку, купил хутор в Кромском уезде и уехал из Орла со всей семьей (из семерых его детей писатель был старшим). В деревне Лесков сошелся с крестьянскими детьми, до «мельчайших подробностей» узнал «простонародный быт». Детские воспоминания дали ему материал для рассказов «Несмертельный Голован» (1879), «Пугало» (1885), «Юдоль» (1892).

«Я ведь вполне самоучка...»

Первоначальное образование Лесков получил в доме богатых родственников. В 1841 он поступил в орловскую гимназию, но учился неровно и в 1846, не выдержав переводных экзаменов, начал службу писцом в Орловской палате уголовного суда. В те годы он много читал, вращался в кругу орловской интеллигенции. Внезапная смерть отца и «бедственное разорение» семьи изменили судьбу Лескова. Он переехал в Киев, под опеку дяди, профессора университета, и стал служить в Киевской казенной палате. Влияние университетской среды, знакомство с польской и украинской культурами, чтение А. И. Герцена (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович), Л. Фейербаха (см. ФЕЙЕРБАХ Людвиг), Л. Бюхнера (см. БЮХНЕР Людвиг), Г. Бабефа (см. БАБЕФ Гракх) , дружба с иконописцами Киевско-Печерской лавры заложили фундамент разносторонним знаниям писателя.

«Закабаление в литературу»

В 1857 Лесков стал служить в частной компании дальнего родственника, англичанина А. Я. Шкотта. Коммерческая служба требовала беспрестанных разъездов, жизни «в самых глухих захолустьях», что давало «обилие впечатлений и запас бытовых сведений», нашедших отражение в ряде статей, фельетонов, заметок, с которыми писатель выступал в киевской газете «Современная медицина», в петербургских журналах «Отечественные записки» (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ) и «Указатель экономический» (здесь в 1860 состоялся его печатный дебют). Статьи Лескова касались практических вопросов и носили по преимуществу разоблачительный характер, что создавало ему немало врагов.

Успех и скандал

С переездом в Петербург в 1861 началась интенсивная работа Лескова в периодике. Он быстро стал заметным публицистом. Вскоре в печати появились и его первые беллетристические опыты - жанровые картинки, путевые заметки, нравоописательные очерки. Лесков вошел в литературу как знаток духовной и бытовой жизни народа. Об общественной позиции писателя в те годы свидетельствует его полемика с «Современником» (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов)) , наиболее авторитетным журналом левой ориентации. Хотя сам Лесков, видимо, прошел через увлечение социализмом и в его окружение входили литераторы-радикалы, в начале 1860-х гг. он выступал уже как последовательный противник революционных преобразований и этих взглядов придерживался до конца жизни. Оглушительный резонанс приобрела его статья по поводу петербургских пожаров 1862, сопровождавшихся слухами о поджигателях-революционерах. Писатель потребовал от правительства немедленного опровержения или доказательства этих слухов. Радикалы сочли его выступление за донос и открыли кампанию травли писателя, что навсегда оставило болезненный след в его памяти.

Антинигилистические романы

С января 1864 начал печататься роман Лескова «Некуда», окончательно подорвавший репутацию писателя в левых кругах. Современники восприняли роман как клевету на «молодое поколение», хотя, помимо «шальных шавок» нигилизма (см. НИГИЛИЗМ), писатель нарисовал и искренно преданных социализму молодых людей, поставив их в ряду лучших героев романа (в основном - сторонников постепенного реформирования страны). Главная мысль Лескова - бесперспективность революции в России и опасность неоправданных социальных жертв - провоцировала неприятие романа в 1860-е гг. Лесков был объявлен «шпионом», написавшим «Некуда» по заказу III Отделения. Столь бурная реакция объяснялась и откровенной памфлетностью романа: Лесков нарисовал узнаваемые карикатуры на известных литераторов и революционеров. Антинигилистические мотивы, звучавшие и в других его произведениях 1860-х гг., а также роман «На ножах» (1870), где показан внутренний крах революционной мечты и нарисованы «мошенники от нигилизма», усугубили неприязнь к Лескову в кругу радикальной интеллигенции. Его лучшие произведения тех лет - рассказы «Леди Макбет Мценского уезда» (1865), «Воительница» (1866), хроники «Старые годы в селе Плодомасове» (1869) и «Захудалый род» (1874) - прошли почти незамеченными.

Расцвет

Поворотным событием в судьбе Лескова стала хроника «Соборяне» (1872), продемонстрировавшая даже предубежденным читателям масштаб его художественного дарования. За внешне непритязательным рассказом о «житье-бытье обитателей старгородской поповки» проступает обобщенный образ национального бытия и самостоятельная концепция русской жизни. Борьба главного героя хроники священника Туберозова с «вредителями русского развития» (как нигилистами, так и равнодушными администраторами) - внутренняя пружина и смысловой центр повествования. Духовенство, вопреки инерции общественного мнения, трактуется в хронике и как сословие, хранящее традиционные ценности, и как социальная среда, откуда можно ожидать спасения для раздираемой противоречиями пореформенной России. Снискавшие широкий читательский успех рассказ «Запечатленный Ангел» (1872) и повесть «Очарованный странник» (1873) примыкают к «Соборянам» масштабом обобщения: на ограниченном сюжетном пространстве писатель создал художественную модель всей России. Оба произведения выдержаны в сказовой манере (см. Сказ (см. СКАЗ)): автор «прячется» за рассказчика, избегая однозначных оценок. В дальнейшем сказовая форма стала самой продуктивной у Лескова, давшей характерные образцы его стиля («Левша», 1881; «Тупейный художник», 1883 и др.).

«... Христианство есть учение жизненное»

Начиная с 1860-х гг. и до последних дней Лесков много писал о религиозной жизни русского общества. Он входил в мир старообрядцев (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО) и сектантов, личностно принимая пафос поиска истинной веры. К 1880-м гг. в его взглядах обозначился интерес к протестантизму и разрыв с православием («у нас византиизм, а не христианство»), что привело в итоге к проповеди внеконфессионального христианства и сближению с толстовством (см. Толстовцы (см. ТОЛСТОВЦЫ)). Эволюция писателя от рассказа «На краю света» (1875) - художественной апологии национального православия, к очеркам «Мелочи архиерейской жизни» (1878), «Синодальные персоны» (1882), повести «Полунощники» (1891), где писатель выступал язвительным критиком официальной церковности, закономерно привела в 1880-е гг. к его «возвращению» в либеральную прессу и к постепенной реабилитации Лескова в общественном сознании. Вскоре на материале сюжетов, извлеченных из «Пролога» (древнерусского сборника житий и сказаний), Лесков написал серию «легенд» из жизни первохристиан («Повесть о богоугодном дровоколе», 1886; «Скоморох Памфалон», 1887; «Зенон-златокузнец», 1890), превратив их в художественную проповедь «хорошо прочитанного Евангелия». Эти произведения, наряду со множеством поздних повестей и рассказов, пронизанных неприятием «церковной набожности, узкой национальности и государственности», упрочили за Лесковым репутацию писателя широких гуманистических взглядов.

«Лесков - писатель будущего» (Л. Н. Толстой)

До конца дней Лесков оставался художником-экспериментатором. Жанровое новации - новеллы-анекдоты, сказки, легенды, мемуарные повести, «рассказы кстати» - предполагали и стилистическое разнообразие. Лесков был блестящим стилизатором, имитировавшим язык 18 в. (цикл рассказов «Заметки неизвестного»,1884), владевшим эзоповской манерой («Заячий ремиз», 1894), любившим красочный стиль (легенда «Прекрасная Аза», 1887), умевшим писать и изысканно просто (рассказ «Под Рождество обидели», 1890). По достоинству Лескова-художника оценили только в 20 веке, когда появились статьи М. Горького о его новаторстве и драматичной творческой судьбе, работы Б. М. Эйхенбаума (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) о сказовой манере Лескова, иллюстрации Б. М. Кустодиева (см. КУСТОДИЕВ Борис Михайлович), опера Д. Д. Шостаковича (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич) «Катерина Измайлова» (по «Леди Макбет Мценского уезда»), многочисленные спектакли и фильмы по его произведениям.

Большой энциклопедический словарь

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-95) - русский писатель. Антинигилистические романы ("Некуда", 1864; "На ножах", 1870-71); романы-хроники о русской провинции (о духовенстве - "Соборяне", 1872; о дворянстве - "Захудалый род", 1874); повести и рассказы о праведниках ("Очарованный странник", 1873; "Однодум", 1879), о талантливых умельцах ("Левша", 1881); христианские легенды; сатирические произведения ("Заячий ремиз", 1891-1894); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и оправдывая укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном преломлении (трагическом, идиллическом или анекдотическом) ее разнородных начал. Разнородная жанровость и образность (документальность, автобиографизм, миф и гротеск) воплощается в разнообразные формы сказа с красочным обилием идиолектов.

Энциклопедия Кольера

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831-1895), русский писатель. Родился 16 февраля 1831 в Орловской губернии. Его называли самым национальным из писателей России, однако в его духовном формировании немалую роль сыграла украинская культура, которая стала ему близка за восемь лет киевской жизни в юные годы, и английская, которую он освоил благодаря многолетнему тесному общению со старшим родственником со стороны жены А.Скоттом. В Санкт-Петербурге, где Лесков прожил с 1861 до самой смерти, он разыгрывал роль провинциального литератора, постоянно противостоящего главным течениям столичной литературной жизни. Художественное творчество Лескова весьма разнообразно. Непреходящий интерес Лескова к религии отображен в романе-хронике Соборяне (1872), повестях Запечатленный ангел (1873) и На краю света (1875). Левша (1881) - знаменитый образец его комического, оригинального языка. Напротив, Леди Макбет Мценского уезда (1865) - жестокая повесть о незаконной страсти и убийстве, отличающаяся от всех других сочинений Лескова. Очарованный странник (1873) - русский плутовской роман, в котором, впрочем, сам рассказчик не плут, а скорее жертва плутов. В рассказе Несмертельный Голован (1880) выводится один из многочисленных комических персонажей Лескова, вписанных в красочные сцены российской провинциальной жизни. Полунощники (1891) - развернутая защита толстовства, где собраны воедино все существенные черты Лескова-повествователя: его народный сказ, где сказителем выступает центральный персонаж; языковая виртуозность, юмор и его особое умение обойти цензуру. Последний шедевр Лескова - Заячий ремиз (1894) является провидческим изобличением охоты на инакомыслящих. Умер Лесков в Санкт-Петербурге 5 марта 1895.

ЛИТЕРАТУРА

Столярова И.В. В поисках идеала (Творчество Н.С.Лескова). Л., 1978 Лесков Н.С. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1981-1983 Аннинский Л. Лесковское ожерелье. М., 1982 В мире Лескова. Сборник статей. М., 1983 Лесков Н.С. О литературе и искусстве. Л., 1984 Лесков А.Н. Жизнь Н.Лескова, тт. 1-2. М., 1984

Полезные сервисы

лесков, николай семёнович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Николай Семёнович Лесков.

Николай Семёнович Лесков.

Лесков, Николай Семенович

ЛЕСКОВ Николай Семенович (1831 - 95), русский писатель. Антинигилистические романы ("Некуда", 1864; "На ножах", 1870 - 71); романы-хроники о русской провинции (о духовенстве - "Соборяне", 1872; о дворянстве - "Захудалый род", 1874); повести и рассказы о праведниках ("Очарованный странник", 1873; "Однодум", 1879), о талантливых умельцах ("Левша", 1881); христианские легенды; сатирические произведения ("Смех и горе", 1871); мемуары и публицистика. Критикуя современные социальные отношения, живописуя традиционный бытовой уклад и пестроцветную народную культуру, осмысляя укорененность христианской веры в России, воссоздает реальность в парадоксальном переплетении (трагического, трагикомического, идиллического или анекдотического) ее разнородных начал. Жанровое и образное богатство (в том числе документальность, автобиографизм, миф и гротеск) сочетается с красочным разнообразием форм повествовательного сказа.

Полезные сервисы

лесковац

Энциклопедический словарь

Ле́сковац (Leskovac), город в Югославии, в Республике Сербия. 60 тыс. жителей. Центр текстильной промышленности. Международные текстильные ярмарки.

* * *

ЛЕСКОВАЦ - ЛЕ́СКОВАЦ (Leskovac), город в Сербии. Население 63,6 тыс человек (2004). Центр текстильной промышленности. Международные текстильные ярмарки.

Сканворды для слова лесковац

- Город в Сербии.

Полезные сервисы

лесковац (leskovac)

Большой энциклопедический словарь

ЛЕСКОВАЦ (Leskovac) - город в Сербии. 56 тыс. жителей (1981). Центр текстильной промышленности. Международные текстильные ярмарки.

Полезные сервисы

лесковка

Сканворды для слова лесковка

- Сорт вишни.

Полезные сервисы

лесковский

Орфографический словарь

леско́вский (от Леско́в)

Полезные сервисы

лесковый

Толковый словарь Ожегова

ЛЕ́СКА, -и, ж.

Этимологический словарь

леско́вый

оре́х - обыкновенный орех. От *лѣска; ср. укр. лíска, лiщи́на "орешник", ст.-слав. лѣсковъ στυράκινος "из древесины дерева Stуrах", болг. леска́ "орешина", сербохорв. лиjѐска "орешник, лещинник", словен. lẹ́ska, чеш. líska, leština, слвц. lieska - то же, польск. laska "палка, посох", laskowy "ореховый", leszsczyna "орешник", в.-луж., н.-луж. lěskа - то же, полаб. leskōvêica "лесной орех".

Возм., от лес, леса́; см. Соболевский, РФВ 15, 366; Младенов 273; Брюкнер, AfslPh 39, 3; Голуб 132. Но допустимо также возведение к *vloiskā и родство с ирл. flesc (*vliskā) "ветка, прут", др.-инд. vlēṣkas "силок"; см. Лиден, Anlautsg. 25 и сл.; Торп 420; Перссон 808; против см. Бернекер 1, 713. Заимствование слова *lěskа из кельт. исключено, вопреки Шахматову (AfslPh 33, 91). Весьма сомнительно родство с лоза́ (см.), лит. lazdà "палка, орешник", вопреки Миклошичу (см. Мi. ЕW 167), Бернекеру (1, 713), Преобр. (I, 491); см. Лиден, там же.

Полезные сервисы