Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

обрезание

Толковый словарь

I обр`езание, обрез`ание

ср.

Обряд отсечения крайней плоти мужского полового органау, широко распространённый среди семитских народов как религиозный ритуал - в иудаизме (над младенцами) и в исламе (над мальчиками 7 - 10 лет).

II обрез`ание

ср.

1. процесс действия по гл. обрезать I

2. Результат такого действия.

Толковый словарь Ушакова

1.

ОБРЕЗА́НИЕ, обрезания, мн. нет, ср. Действие по гл. обрезать.

2.

ОБРЕ́ЗАНИЕ, обрезания, ср. (рел.). Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти у мальчиков.

Толковый словарь Ожегова

ОБРЕ́ЗАНИЕ, -я и ОБРЕЗАНИЕ1, -я, ср. У евреев и у нек-рых других народов: религиозный обряд, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков.

II. ОБРЕЗА́НИЕ см. обрезать.

Словарь существительных

ОБРЕ́ЗАНИЕ и {{stl_8}}обреза́ние{{/stl_8}}, -я, ср

Обряд отсечения крайней плоти мужского члена у мальчиков на 8-й день после рождения (у иудеев) и в возрасте 7-12 лет (у мусульман).

Обрезание - это установление Завета с Богом, знак нашего оставления грехов (свящ. Д.Дудко).

Энциклопедический словарь

I.

ОБРЕ́ЗАНИЕ -я; ср. Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена.

II.

ОБРЕЗА́НИЕ, ОБРЕЗА́ТЬ см. Обре́зать.

* * *

обре́зание - обряд удаления крайней плоти полового органа у мальчиков (реже - у девочек). У многих народов входил в состав обрядов инициации. Сохранился в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет).

* * *

ОБРЕЗАНИЕ - ОБРЕ́ЗА́НИЕ, обряд удаления крайней плоти мужского члена. Возник в первобытном обществе, совершался при инициации. Сохранился у некоторых народов Австралии, Океании, Африки, в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет).

Большой энциклопедический словарь

ОБРЕЗАНИЕ - обряд удаления крайней плоти мужского члена. Возник в первобытном обществе, совершался при инициации. Сохранился у некоторых народов Австралии, Океании, Африки, в религиозном ритуале иудаизма (над младенцами) и ислама (над мальчиками 7-10 лет).

Академический словарь

1) обре́зание

-я, ср.

Религиозный обряд у евреев и некоторых других народов, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена.

2) обреза́ние

-я, ср.

Действие по глаг. обрезать (в 1 знач.).

Энциклопедия Кольера

ОБРЕЗАНИЕ - хирургическое удаление крайней плоти на пенисе. В некоторых африканских племенах подобный ритуал совершается и в отношении девочек (обрезание клитора и малых губ). Обрезание новорожденных мальчиков, по медицинским или гигиеническим соображениям, широко практикуется в Северной Америке, но в странах Западной Европы и многих других частях света является редкостью. Евреи, мусульмане и многие примитивные народы практикуют обрезание по религиозным соображениям в раннем детстве или, чаще, по достижении половой зрелости. Многочисленные указания на этот обычай можно найти в Ветхом Завете. Операция производится новорожденным мальчикам при помощи инструмента, называемого конусным зажимом. Анестезия младенцам не делается. Когда обрезание делается юношам или взрослым, хирургическое вмешательство осуществляется под местным или общим наркозом, крайнюю плоть при этом отрезают ножницами. Место отделения крайней плоти сшивается. Обрезание широко практикуется в качестве оздоровительной меры, поскольку выделения, скапливающиеся под крайней плотью, могут стать причиной раздражения или источником инфекции. Однако многие врачи полагают, что инфекцию можно предотвратить, просто соблюдая правила гигиены.

Гуманитарный словарь

ОБРЕЗА́НИЕ - древний и довольно распространенный у мн. народов обряд, обычно связанный со вступлением в категорию взрослых мужчин (в Др. Египте зафиксирован уже в 3 тыс. до н. э.). Это посвящение (инициация) - знак принадлежности к опред. общине; при этом пролитие крови свидетельствует о прочности заключенного между людьми союза.

О. у древних израильтян, восходящее к отцу народа Аврааму (Быт 17 гл.) и провозглашенное в Законе (Лев 12:3), приобретает исключит. религ. значение, становясь физич. знаком вступления в союз-Завет, заключенный Богом с Авраамом и всем богоизбранным народом. Это подтверждается проливаемой при этом кровью (ср. Исх 4:26), названной позднее "кровью Завета". В еврейском понимании кровь священна, ибо в ней - жизнь (Лев 17:11, 14; Втор 12:23). Поэтому кровь, текущая из органа, передающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принимаемой как дар свыше. Так О. становится "зна́мением" (знаком), напоминающим Богу о его союзе-Завете, а человеку - о его принадлежности к избранному народу и вытекающих из этого обязательствах. Этот знак каждый израильтянин носит на своей плоти с восьмого дня от рождения, получая одновременно с ним и имя (срок О. выдерживался так строго, что ради него нарушался даже субботний покой - Ин 7:22-23). Однако физич. О. само по себе бессмысленно без "О. сердца" - нравственного очищения (Втор 10:16; Рим 9:6-8).

В Новом Завете, согласно ап. Павлу, "не имеет силы ни О., ни необрезание, но вера, действующая любовью" (Гал 5:6). Знамением вступления в Церковь Христову становится таинство крещения, заменяющее собой О. (хотя последнее и сохраняется у народов, имевших его до принятия христианства, - коптов, эфиопов, якобитов).

О. (хитан) существует также в исламе, хотя в самом Коране нет предписания мусульманам о его совершении. Мусульманское предание (сунна) возводит О. к Аврааму - "первому мусульманину" (Коран 3:60). Согласно одному из преданий, Мухаммад сказал, что О. - одно из условий фитра (состояния чистоты, подразумевающей веру в единого Бога). Нет никаких сведений об О. самого Мухаммада, но нек-рые мусульманские авторы утверждают, что он родился обрезанным. То же касается и 17 избранных пророков (от Адама до Мухаммада).

Время О. во многом определяется местными традициями. Общее предписание шариата (мусульманского закона) гласит, что О. следует совершать мальчикам в возрасте от 7 до 12 лет, но допускает его и на седьмой день от рождения. В нек-рых странах мальчиков перед О. подвергают достаточно серьезному испытанию. В Турции их обряжают в красочные праздничные одежды и совершают обряд в присутствии многочисленных гостей из родственников и друзей. Обрезание девочек, которое практиковалось в доисламской Аравии, шариат не предписывает, хотя оно получило распространение в некоторых мусульманских регионах, особ. в Африке.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ОБРЕЗАНИЕ, обряд удаления крайней плоти мужского члена во время инициации. Сохранился в религиозном ритуале иудаизма и ислама.

Евразийская мудрость от А до Я.

ОБРЕЗАНИЕ -

ритуал посвящения, заключающийся в удалении крайней плоти мужского полового члена; считается обязательным в иудаизме (где производится на восьмой день после рождения ребенка) и широко применяется в исламе (однако не входит в число основных предписаний этой религии). У африканских и южноаравийских народов распространено также женское обрезание (эксцизия), состоящее в удалении малых половых губ и головки клитора.

Словарь народов и культуры

Обрезание

(circumcision), практика обрезания крайней плоти мужского полового органа или клитора у женщин в религ. и ритуальных целях, обычно во время обрядов инициации. Распространено в разл. традиц. об-вах всего мира - от Африки до Австралии. Мужское О. является также важной особенностью ритуальной практики иудаизма и ислама. В иудаизме эта церемония, называемая на иврите брит (завет), совершается проф. мохелом на восьмой день жизни мальчика, обычно дома; О. считается печатью завета. При исламском О. кхитан, совершаемом обычно в подростковом возрасте, следуют традиции или хадисам Мухаммеда, хотя Коран этого не требует. О. женщин, совершаемое реже мужского, также имеет место в араб., африк. и др. странах, но нек-рые женские орг-ции выступают за отмену О. там, где оно еще разрешено. В Великобритании оно незаконно.

Орфографический словарь

обре́за́ние, -я (религиозный обряд)

Словарь ударений

обреза́ние (во всех значениях )

Трудности произношения и ударения

обреза́ние и обре́зание и допустимо обре́занье. В знач. «действие по глаголу «обреза́ть» - обреза́ние. Обреза́ние плодовых деревьев. В знач. «религиозный обряд у верующих евреев» - обре́зание.

Формы слов для слова обрезание

обреза́ние, обреза́ния, обреза́ний, обреза́нию, обреза́ниям, обреза́нием, обреза́ниями, обреза́нии, обреза́ниях

Синонимы к слову обрезание

обрывание, обрез, обряд, срезывание, обрезывание, остригание, состригание, обрезка, чеканка, срезание, усечение, отрезание, циркумцизия, отрезывание

сущ.

остригание

состригание

срезание

обстригание

отрезание от целого выступающих частей (волос, ногтей, шерсти, веток))

Омонимы к слову обрезание

обре́за́ние

хирургическая операция, удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти

Сегодня обрезание совершают сотни миллионов на всей земле: мусульмане, иудеи, язычники, атеисты.

обреза́ние

действие по значению гл. обреза́ть

Морфемно-орфографический словарь

1. об/рез/а́/ни/е [й/э] (действие).

2. об/ре́з/а/ни/е [й/э] (обряд).

Грамматический словарь

обре́за́ние с 7a (обряд)

обреза́ние с 7a (действие по глаголу обреза́ть)

Сканворды для слова обрезание

- Какая хирургическая операция по-научному называется «циркумцизия»?

- Хирургическое иссечение крайней плоти.

- Что было предписано совершить патриарху Аврааму, во время небесного откровения, для того что бы позже стать символом духовного очищения, умерщвления дурных помыслов и чувств, и знаком вечного союза между ним и богом?

- Как посчитали американцы, эта процедура позволяет экономить 90% средств, которые тратятся на лечение мочеполовых инфекций у мальчиков.

- Культовое «членовредительство».

- Обряд удаления крайней плоти мужского полового органа.

- Религиозный обряд удаления у мальчиков крайней плоти.

Полезные сервисы

обрезание 1

Толковый словарь Ожегова

ОБРЕ́ЗАНИЕ, -я и ОБРЕЗА́НИЕ 1, -я, ср. У евреев и у нек-рых других народов: религиозный обряд, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков.

Полезные сервисы

обрезание 2

Толковый словарь Ожегова

ОБРЕЗА́НИЕ 2 см. обрезать.

Полезные сервисы

обрезание господне

Толковый словарь

ср.

Христианский проздник в память исполнения древнего закона по иудейскому образцу на 8-ой день над богомладенцем с наречением ему имени Иисуса - Спасителя (отмечающийся 1 января - по старому стилю или 8 января - по новому).

Энциклопедический словарь

ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ - ОБРЕ́ЗАНИЕ Господне, великий (не двунадесятый) праздник (см. ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ) Православной Церкви, празднуется 1(14) января. В Католической Церкви после начала 1970-х гг. не входит в общий календарь. Обрезание со времен Авраама (см. АВРААМ) совершалось у иудеев над восьмидневными младенцами мужского пола и служило знамением вступления в Завет с Богом ( Бытие 17:14; Левит 12:2-3). При обрезании младенцу давалось имя. Иисус Христос, происшедший во плоти из племени Авраама, был также обрезан в восьмой день по Своем рождении и назван Иисусом - именем, предвозвещенным Деве Марии архангелом Гавриилом ( Лука 1:31; 2:21). Таким образом, Обрезание Господне - это также праздник наречения Господу имени Иисус. Празднованием Обрезания Церковь утверждает веру в то, что Иисус Христос был Богочеловеком и принял не мнимое и призрачное, а истинное тело человека.

Начало праздника относится к первым векам христианства. До нас дошли поучения Отцов Церкви 4 в. на этот праздник - Амфилохия Иконийского, Григория Нисского (см. ГРИГОРИЙ НИССКИЙ), Амвросия Медиоланского и др. От 5 в. сохранилась беседа на день Обрезания Максима, епископа Туринского. В 4 в. с празднованием Обрезания было соединено празднование Василию Великому (см. ВАСИЛИЙ Великий), поэтому в этот день совершается Литургия Василия Великого. (см. ЛИТУРГИЯ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО) Канон Обрезанию написан в 8 в. Стефаном Савваитом. Праздник продолжается один день и служит одновременно заключением праздника Рождества Христова (см. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО).

Гуманитарный словарь

ОБРЕЗА́НИЕ ГОСПО́ДНЕ - христ. праздник, посв. воспоминанию обрезания Иисуса Христа и наречению ему имени. "По наступлении дня восьмого, когда надлежало обрезать [Младенца], дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве" (Лк 2:21). Это произошло в Вифлееме, где Св. Семейство пребывало в течение примерно полутора лет до прихода магов (волхвов) и последовавшего за этим бегства в Египет. "Если бы Он не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова. Обрезание притом предуказывало на ту кровь, какую Христос должен был пролить со временем на Голгофе" (Толковая Библия. Т. 9. С. 137-138). Св. Епифаний Кипрский (ум. 403), полемизируя с еретиками-гностиками, указывал, что "Христос Бог, сшедший с неба и пребывавший в утробе Девы Марии обычное для чревоносимых младенцев время..., обрезан в восьмой день действительно, а не в призраке [плоти]".

Праздник О. Г., входящий в цикл рождественских праздников, впервые упоминается в источниках 2-й пол. 4 в. и совершается в 8-й день от Рождества - 1 (14) янв. (в зависимости от календ. стиля). До 14 в. он входил на Востоке в число важнейших "владычных праздников" (позднее названных "двунадесятыми"), наряду с Пасхой, Рождеством и др. В списке двенадцати праздников Никифора Каллиста (1-я пол. 14 в.) его заменяет Успение Девы, первый собственно богородичный двунадесятый праздник. В совр. рус. православном церк. календаре О. Г. имеет статус "великого" праздника и совп. с памятью Василия Великого. В рим. церкви день О. Г. является одновременно праздником Имени Иисусова (установлен в 1444 по предложению Богословского ф-та Сорбонны) и "Октавой" Рождества Христова (отдание Рождества).

Лит.: Богословский М. Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и принесение Его во Храм (Лука 2:21-40) // Правосл. Собеседник. 1892. № 9. С. 3-35; Булгаков С., прот. Автобиографические заметки. Париж, [1946]. С. 158-162.

Полезные сервисы