Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ольмекская культура

Энциклопедический словарь

Ольме́кская культу́ра - культура индейцев 2-1-го тысячелетия до н. э. - начало н. э. в Мексике. Названа условно по имени ольмеков, небольшой группы племён, живших на этой территории позже, в XI-XIV вв. Остатки культовых сооружений: пирамид, платформ, статуй. Хозяйство: земледелие, рыболовство.

* * *

ОЛЬМЕКСКАЯ КУЛЬТУРА - ОЛЬМЕ́КСКАЯ КУЛЬТУ́РА (исп. olmecas), археологическая культура Мексики 2-1 тыс. до н. э. (многие исследователи датируют ее начало лишь 8 в. до н. э.). Условно названа по имени народов, проживавших на территории нынешних мексиканских штатов Веракрус (см. ВЕРАКРУС (штат)) и Табаско (см. ТАБАСКО) в 11-14 вв., сведения о которых встречаются в письменных источниках раннего колониального времени.

Ее выделяют по ряду специфических черт изобразительного искусства, выражавшего религиозные мотивы. Наиболее регулярно встречающиеся - изображения ягуара-ребенка, маски ягуара, каменные головы в шлемах. Среди элементов материальной культуры - гигантские каменные головы, гробницы со стенами и перекрытиями из базальтовых колонн или песчаниковых плит, резьба по базальту, совершенная обработка нефрита и серпентина, мозаичные площадки из блоков серпентина и нефрита, зеркала из полированного камня.

Наиболее известные центры ольмекской культуры - Сан-Лоренсо (см. САН-ЛОРЕНСО), Ла-Вента (см. ЛА-ВЕНТА), Трес-Сапотес, Серро-де-лас-Месас.

Серро-де-лас-Месас расположен в южной болотистой части штата Веракрус. Центральная часть города состоит из нескольких десятков пирамидальных холмов - остатков древних зданий, сгруппированных вокруг прямоугольных площадей. Там найдены каменные стелы и и другие монументы с резными изображениями и надписями.

В южной части Веракрус находится и Трес-Сапотес, на территории которого площадью около 3 км2 археологи нашли более 50 пирамидальных холмов. При раскопках были встречены гигантские базальтовые головы (от 1,5 до 3 м высоты и от 5 до 40 т весом) на невысоких каменных платформах, каменные стелы с резными изображениями, саркофаги с рельефами, обычная для ольмекских памятников мелкая пластика.

С поразительным искусством ольмеки обрабатывали такие разной твердости камни, как андезит (см. АНДЕЗИТ), базальт (см. БАЗАЛЬТ), диорит (см. ДИОРИТ), кварц (см. КВАРЦ), яшму (см. ЯШМА) и другие. Они мастерски владели как обтесыванием и шлифовкой больших поверхностей, так и тончайшей резьбой и полировкой мелких фигурок, умело выделяя самые мелкие детали, вроде зрачков глаз или прядей волос. Им была известна и обработка глины. Помимо разнообразных сосудов они делали фигурки полных сидящих людей с лицами то ли детей, то ли ягуаров.

На одной из стел (С) из Трес-Сапотес было обнаружено изображение, похожее на календарную дату майя. Ее прочтение дало 4 ноября 31 г. до н. э. Здесь можно сказать, что в другом районе Мексики, вне пределов культуры ольмеков, в г. Монте-Альбан были найдены образцы письма, которые, вероятно, относятся ко времени еще более древнему - не позже 6-5 вв. до н. э.

Известные к настоящему времени сведения позволяют предположительно говорить о социальной структуре создателей ольмекской культуры. На некоторых из ольмекских памятников, в частности в Ла-Венте, есть земляные сооружения с основанием во многие десятки метров и высотой за 30 м. Так, по некоторым подсчетам, объем пирамиды в Ла-Венте составлял 4700 тыс. м3; для ее сооружения потребовалось 800 тыс. человеко-дней. Чтобы реализовать такую работу, несомненно, требовались концентрация рабочей силы и многие дни занятости, что предполагает планирование работ и управление ими.

Залежи базальта в Сан-Лоренсо находились за несколько десятков км. Перемещение каменных глыб весом до 50 т на такие расстояния указывает не только на владение механическими и инженерными знаниями, но и на наличие потребности в их доставке, воли их переместить и силы (власти), чтобы осуществить такую работу. О применении силы говорят некоторые мотивы на изображениях Ла-Венты и других ольмекских памятниках: победитель удерживает каких-то людей, связанных веревкой; победитель с поверженным человеком у его ног. Есть и сцены, которые, если судить по аналогии с более поздними изображениями майя (см. МАЙЯ (народ)) и других соседних народов, свидетельствуют о возведении на трон правителя - человека под покровительством змея и др. О власти вождей, возведенной в культ, могут говорить и гигантские каменные головы с индивидуальными чертами лиц.

Если даже предположить, что сам правитель мог быть верховным жрецом, рядом с ним были жрецы более низкого ранга, образ которых можно усмотреть на некоторых алтарях.

Без всякого сомнения, в обществе ольмеков должны были быть профессиональные ремесленники, о чем свидетельствует их многочисленные и разнообразные произведения.

Можно предположить и наличие торговцев. Ведь, несмотря на то, что при раскопках памятников в Веракрусе и Табаско находки нефрита исчисляются тоннами, нефрита не было вблизи от ольмекских центров. Его залежи находились в других местах - в нынешних штатах Герреро, Оахака и Морелос в Мексике, в горах Гватемалы и на п-ве Никойя (Никарагуа). Должны были быть не только организаторы нефритового потока, но и те, кто его переносил, то есть носильщики, вероятно, зависимый слой населения.

И, наконец, должно было быть население, которое кормило правителей, жрецов, ремесленников и торговцев - крестьяне. О них-то пока меньше всего знают археологи.

О мировоззрении носителей культуры ольмеков можно судить по формам его воплощения в изображениях божеств. Среди них преобладают изображения хищников семейства кошачьих. Вероятно, основным божеством ольмеков был ягуар. Его изображения встречаются как на монументальных скульптурах, которые носили, видимо, публичный характер, так и в мелкой пластике, предназначенной для индивидуального пользования - не только в изделиях из драгоценных и полудрагоценных камней, но и на керамике, что, очевидно, свидетельствует о почитании этого божества разными социальными слоями. Часто встречается стилизованное изображение морды ягуара. То, что оно представлено на саркофаге, свидетельствует о связи этого божества с загробным миром. В то же время, есть монолиты, где пасть ягуара представлена в виде ниши, в которой восседает человек. На фрагменте одной из стел в Трес-Сапотес (той самой, на которой есть дата) вырезана личина ягуара с текущими из глаз слезами - три косых черты с капельками на обоих концах («в три ручья»!) под каждым глазом. Таким образом, ягуар мог быть отождествляем с водами. Изображения существа, сочетающего черты ягуара и ребенка, современные исследователи также считают олицетворением бога дождя.

Высказывалось предположение, что изображения гигантских голов были связаны с культом божества кукурузы.

На монументе 19 из Ла-Венты представлено, возможно, одно из древнейших изображений божества, сочетающего в себе черты змея и птицы. На тщательно обработанной поверхности каменного блока изображен человек в сложном головном уборе в виде пасти животного, расположившейся в изгибе тела гигантского змея. Голова змея больше похожа на голову хищной птицы, при этом она с гребешком (возможно, из перьев). Обращает на себя внимание, что пасть надетой человеком маски и пасть бога-покровителя сходны.

О форме ритуала могут говорить сцены, вырезанные на некоторых каменных монументах, которые археологи считают алтарями. В нише (символизировавшей пещеру и пасть божества) одной из таких глыб представлен человек в высоком головном уборе, у которого на вытянутых руках лежит ребенок с чертами ягуара. На боковых сторонах камня находятся еще существа в длинных одеждах и высоких головных уборах. У них тоже на руках младенцы с лицами, напоминающими ягуара. Одним из ритуалов была игра в мяч, о которой говорят как наличие площадок для игры, так и приношения в виде каучуковых мячей, найденные в Эль-Манати на юге Веракруса (памятник датируется 16-12 вв. до н. э.). Элементом ритуального убранства были маски. Видимо, какую-то важную роль в ритуале играли зеркала из отполированного камня. Их изображения встречаются на груди персонажей со стел и алтарей.

Памятники и отдельные находки, подобные ольмекским, встречаются и за пределами мексиканских штатов Веракрус и Табаско. Так, в Чалькацинго (шт. Морелос) были найдены многотонные валуны с вырезанными на них сюжетами, сходными ольмекскими: человек в пасти чудовища, клыкастый змей с крылом и др. Сходные находки сделаны на тихоокенаском побережье Мексики (Чьяпас), в Гватемале, Сальвадоре и Коста-Рике. Исследователи по-разному толковали этот факт. В начале изучения ольмеков предполагалось, что ольмекские религия и искусство распространились до Мексиканского нагорья и Гватемальского побережья, оказав сильное влияние на местные культуры. Сейчас преобладает мнение, что во втором тыс. до н. э. в этих областях существовали несколько сходных археологических культур, которые сохранили элементы этой общности в более поздние эпохи.

Большой энциклопедический словарь

ОЛЬМЕКСКАЯ культура - культура индейцев 2-1-го тыс. до н. э. - нач. н. э. в Мексике. Названа условно по имени ольмеков, небольшой группы племен, живших на этой территории позже, в 11-14 вв. Остатки культовых сооружений: пирамид, платформ, статуй. Хозяйство: земледелие, рыболовство.

Полезные сервисы