Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

палеография

Толковый словарь

ж.

Вспомогательная филологическая дисциплина, занимающаяся изучением древних рукописей с точки зрения способа написания букв, их форм, особенностей материала, на который они нанесены, и т.п. с целью определения времени и места их написания.

Толковый словарь Ушакова

ПАЛЕОГРА́ФИЯ, палеографи, мн. нет, жен. (от греч. palaios - древний и grapho - пишу) (филол.). Наука о графике и о внешнем виде древних рукописей.

|| Особенности письма и внешнего вида какой-нибудь рукописи. Палеография этого памятника очень своеобразна.

Толковый словарь Ожегова

ПАЛЕОГРА́ФИЯ, -и, жен.

1. Наука о развитии письменности, о древних рукописях, имеющая целью определение времени и места их возникновения по внешнему виду и письму.

2. Особенности начертания букв и разделительных знаков рукописи (во 2 знач.). П. Остромирова Евангелия.

| прил. палеографический, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

ПАЛЕОГРАФИЯ - жен. часть археологии, древлеписьменность; наука о древних почерках и письменах; палеограф муж. занимающийся этим ученый; -фический, к сему относящийся. Палеонтология жен. наука об ископаемых орудных телах, о допотопной растительности и животных. Палеонотолог, ученый по сей части: -гический, к сему относящийся. Палеозавр, допотопный крокодил. Палеотерий, допотопный зверь, похожий на носорога и тапира.

Популярный словарь

Палеография

-и, только ед., ж.

Вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности.

Методы исследования палеографии.

Задачи палеографии.

Родственные слова:

палео́граф, палеографи́ческий

Этимология:

От палео... и ...графия.

Энциклопедический комментарий:

Термин "палеография" был впервые употреблен в XVIII в. французским ученым Б. Монфоконом, с именем которого связано и выделение палеографии из дипломатики как самостоятельной дисциплины. С середины XX в. в палеографии проявилась тенденция исследовать письмо всех видов памятников независимо от их материала. Современная палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). Палеография подразделяется в зависимости от алфавитов и языка на греческую, латинскую, славяно-русскую, армянскую, грузинскую, арабскую и др. Общей палеографии не существует.

Словарь существительных

ПАЛЕОГРА́ФИЯ, -и, ж

Наука, изучающая историю письма, изменения графических форм письменных знаков, материалы и орудия письма и т. п. с целью установления времени и места создания памятников древней письменности.

Курс палеографии в университете ведется на базе большого собрания древнерусских книг.

Энциклопедический словарь

ПАЛЕОГРА́ФИЯ -и; ж. [от греч. palaios - древний и graphō - пишу]

1. Историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания.

2. Особенности письма и внешнего вида какой-л. рукописи. П. манускрипта.

Палеографи́ческий, -ая, -ое. П. анализ текста.

* * *

палеогра́фия (от палео... и ...графия), историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние формы и системы нотного письма, устанавливает принципы их расшифровки.

* * *

ПАЛЕОГРАФИЯ - ПАЛЕОГРА́ФИЯ (от палео... (см. ПАЛЕО... (часть сложных слов)) и «графия»), историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

Большой энциклопедический словарь

ПАЛЕОГРАФИЯ (от палео... и ...графия) - историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности. Устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние системы записи музыки, устанавливает принципы их расшифровки.

Академический словарь

-и, ж.

Наука, изучающая историю письма, его графики, а также историю создания памятников древней письменности.

Палеография славянских надписей.

||

Особенности письма и внешнего вида какой-л. рукописи.

[От греч. παλαιός - древний и γράφω - пишу]

Гуманитарный словарь

ПАЛЕОГРА́ФИЯ (от греч. παλαιόζ - древний и γράφω - пишу) - спец. ист. дисциплина, занимающаяся изучением истории письма (эволюции написания букв, систем сокр., существовавших в разные времена, орудий письма, красок, чернил, мат-ла для письма, его формата, украшений рукописи, вод. знаков, штемпелей, клейм, эволюции шрифтов и т. д.) П. занимается прочтением текстов док-тов, установлением даты и места написания, определением их авторов. П. возникла из практич. необходимости читать древние док-ты. В качестве науч. дисциплины появляется в 17 в. в тр. Ж. Мабильона (лат. П.) как составная ч. дипломатики. В зависимости от яз. различают араб., армян., греч., груз., кит., лат., слав.-рус. П. Слав.-рус. делится на кириллич. (т. е. изучающую тексты, написанные с использованием алфавита кириллицы) и глаголич., поскольку нек-рое число древних слав. рукописей использовало алфавит глаголицы. Как науч. дисциплина возникает в 1-й пол. 19 в. с изд. палеографич. альбомов (образцы написания букв, орнаментов, вод. знаков и т. д.). В кон. 19 - нач. 20 в. были опубл. фундам. тр. по слав.-рус. П. И. И. Срезневского, А. И. Соболевского. Е. Ф. Карского, В. Н. Щепкина, И. В. Ягича. Установлено, что до кон. 14 в. в графике письма слав. стран господствовал устав, к-рый представлял собой медленное, торжеств. письмо, когда каждая буква пишется (рисуется) отдельно, буквы почти квадр., редки сокр.; уставом как торжеств. письмом пользовались до 17 в.; в сер. 14 в. с развитием лит-ры и деловой письменности появляется полуустав, более скорое, а потому и более небрежное письмо, вместо четких прямых линий, характерных для устава, допускается кривизна, вместо прямых углов - острые; геом. принцип написания букв разрушается; становится большим, чем в уставе, расстояние между буквами, мн. слова пишутся сокр., с выносными буквами под титлом над строкой, появляется наклон букв, а в отд. случаях деление на слова и фразы.

В 15 в. дальнейшее развитие письменности, особенно деловой, потребовало значит. ускорения письма, и появилась скоропись, постепенно разделившаяся на моск., киев. и белорус. С 16 в. скоропись - господств. стиль, она отличается от полуустава меньшей выс. и большей шир. букв, размашистостью, появляется мн. вариантов написания букв; для скорописи характерна свобода нажимов и взмахов, мн. связных написаний букв, мн. надстрочных букв, соединений с надстрочными (взметы).

В 20 в. опубл. немало тр. по П., а также учебников (Л. В. Черепнин, Л. П. Жуковская, М. Н. Тихомиров и А. В. Муравьев, Л. М. Костюхина и др.). П. входит в программы обучения студентов-историков. П. тесно связана с источниковедением, дипломатикой, эпиграфикой, кодикологией.

Лит.: Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956; Щепкин В. Н. Рус. палеография. Изд. 2-е. М., 1967; Люблинская А. Д. Лат. палеография. М., 1969; Николаева А. Т. Рус. палеография. Изд. 2-е. М., 1980.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПАЛЕОГРАФИЯ (от палео... и ...графия), историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью установления места и времени их создания. Палеография определяет материалы и орудия письма, прослеживает изменения графической формы письменных знаков, изучает системы сокращений и тайнописи, украшение и оформление рукописей и книг. Палеография музыкальная изучает древние формы и системы нотного письма.

Орфографический словарь

палеогра́фия, -и

Словарь ударений

палеогра́фия, -и

Трудности произношения и ударения

палеогра́фия (неправильно палеографи́я).

Формы слов для слова палеография

палеогра́фия, палеогра́фии, палеогра́фий, палеогра́фиям, палеогра́фию, палеогра́фией, палеогра́фиею, палеогра́фиями, палеогра́фиях

Синонимы к слову палеография

сущ., кол-во синонимов: 1

Лингвистика

Палеогра́фия

(от греч. παλαιός - древний и γράφω - пишу) - историко-филологическая

дисциплина, изучающая создание знаков письменности и их развитие; теоретическая

палеография устанавливает закономерности исторически изменившихся

особенностей письма, практическая и описательная исследует

индивидуальные особенности писцов или отдельных рукописей с целью

определения времени и места создания этих рукописей, участия писавших

их лиц и границ работы писцов.

Палеография как самостоятельная дисциплина выделилась из дипломатики,

определяющей подлинность древних документов, грамот и других письменных

источников. В Европе в 1681 появился труд бенедиктинского монаха Жана

Мабильона «Трактат о дипломатике», в котором он доказал подлинность

королевских грамот («дипломов»), хранящихся в бенедиктинских архивах и

закреплявших важные имущественные и юридические права этого ордена.

Первое аналогичное дошедшее до нас палеографическое исследование

в России появилось в 1717, когда старообрядцы Андрей Денисов и его

ученики и сподвижники Мануил Петров и Леонтий Федосеев доказали

подложность «Соборного деяния на еретика арменина на мниха Мартина»,

выдававшегося противниками старообрядцев за подлинную рукопись 12 в., и

«Требника митрополита Феогноста», выдававшегося за рукопись 1329.

В своём анализе старообрядцы опирались на накопленные к тому времени

представления о письме и внешнем виде древних рукописей и на некоторые

практические приёмы анализа начертаний букв, получившие

распространение в Русском государстве ещё в 15-17 вв. Но зарождение

научной палеографии связано с именем бенедиктинского монаха Бернара де

Монфокона, который ввёл в науку и сам термин «палеография». Опираясь

на датированные рукописи, он составил наглядные таблицы,

показывающие историю изменения во времени отдельных греческих букв

(«Греческая палеография», 1708), и на основании этих таблиц составил

в 1715 первое научное описание собрания рукописей.

Главной задачей палеографии является установление и систематизация

хронологических и локальных особенностей письма датированных

рукописей для последующей временно́й и территориальной атрибуции

рукописей, не имеющих в своём тексте ни прямой даты и указания на

место написания, ни косвенных сведений об этом.

Палеография исследует письменные знаки, главным образом буквы и

составляющие их элементы, а также надстрочные и разделительные знаки,

приёмы сокращенного письма и т. п. Объектом палеографии являются также

материалы и орудия письма, которые заменялись и изменялись со временем.

Особое значение собственно палеографический метод исследования имеет для датировки текстов

и записей на листьях и стеблях растений (пальмовых листьях, папирусе,

лотосе), на берёсте и на специально обработанной для письма коже -

пергамене. Определение времени происхождения средневековых

рукописей на бумаге в большинстве случаев наиболее точно проводится по

водяным знакам (филиграням) изготовлявших бумагу мануфактур и фабрик.

Изучение водяных знаков выделяется из палеографии и перерастает в

особую вспомогательную дисциплину - филигранологию.

Палеография обслуживает преимущественно потребности исторического

языкознания, истории, литературоведения, искусствознания, для которых

палеографический анализ составляет обязательный первый этап

изучения рукописи, материал которой привлекается для исследования.

Но и другие науки гуманитарного цикла и даже точные науки, в той

степени, в какой материал для них может быть извлечён из памятников

письменности, используют палеографию для установления времени и

места происхождения изучаемого источника.

Современная дифференциация наук приводит к тому, что палеограф

должен быть осведомлённым в смежных областях, которые предшествовали

появлению палеографии рукописей (дипломатика) или отпочковались от

неё: филигранология, нумизматика, сфрагистика (изучение печатей) в

19 в., кодикология (изучение современного состояния древней

рукописной книги), источниковедение, книговедение, неография

(изучение современного письма и даже машинописи и произведений печати)

в 20 в.

Палеографы-лингвисты помимо определения времени и места происхождения

источника уделяют особое внимание выявлению работы разных лиц (писцов),

участвовавших в написании данной рукописной книги, или особенностей графики одного и того же лица, написавшего

нескольких рукописей. Языковед исследует реально сохранившиеся

рукописи, в каждой из которых его интересуют языковые особенности

последнего писца или писцов; с помощью текстологии он восстанавливает

язык промежуточных списков памятника и черты языка первого списка

(протографа), написанного самим автором или переводчиком текста на

данный язык.

Палеография выработала методику датировки по совокупности

палеографических примет, технику анализа графических данных, в

которой используются и новые приёмы (например, точное измерение углов

букв, имеющих сходные элементы начертания). В 20 в. стали использовать

данные точных наук: химии - для анализа чернил и красок, физики - для

выявления смытых, угасших или закрашенных текстов посредством

цветоотделительного фотографирования и других специальных методов

исследования.

Сфера палеографии не остаётся неизменной. В период формирования

палеография изучала преимущественно книжное письмо чернилами и

красками на специальном писчем материале - для Европы это пергамен и

бумага. Вне её внимания оставались надписи на предметах материальной

культуры - каменных и деревянных памятниках, посуде, утвари и т. п., а

также на объектах естественного происхождения - скалах, камнях. Всё

это изучала эпиграфика, так же как нумизматика и сфрагистика

соответственно изучали надписи на монетах и печатях. Текстами на

папирусе занимается папирология. В сферу палеографии попала и

конфигурация букв, вышитых или вытканных на старинных тканях, надписи

иконописцев на иконах. С открытием в СССР в 1951 ранее неизвестного

письменного источника палеография получила принципиально новый

объект исследования - берестяные грамоты 11-15 вв., письмо на которые

наносилось путём продавливания или процарапывания внутреннего слоя

берёсты (начертания чернилами на грамотах, открываемых во время

археологических раскопок, утрачены или утрачиваются сразу же после

попадания бересты на воздух и необходимой промывки берестяных

грамот).

Объект палеографии ограничен не только материалом, но и содержанием

источников. Он складывался постепенно за счёт охвата разных видов

письменности, различающейся как по используемому материалу и

способам нанесения письма, так и по содержанию памятников. Некоторые

историки считают важной задачей палеографии издание комментированных

сводов письменных источников, однако этой цели должны служить отрасли

знания, связанные с источниковедением (например, источниковедение

русской истории, источниковедение истории русского языка и

т. п.).

Расширение задач палеографии выражается и в том, что к ней относят

приобретение навыков чтения древних и средневековых рукописей,

прежде всего скорописных, вызывающих особые затруднения, но процесс

чтения не сводится к узнаванию буквы и непременно включает в себя

понимание прочитанного, что невозможно без знания данного языка в его

истории, а следовательно, является специфической задачей

языкознания.

Неправомерно относить к палеографии и экспертизу (в т. ч. судебную)

современных исследователю почерков. Палеография изучает почерки,

имеющие вид древних. Если путём палеографического анализа удаётся

определить, что они не являются столь древними, за какие выдаются

лицами, использующими содержание определённого текста, то такая

рукопись считается поддельной. Определение поддельности или

подлинности рукописи не составляет особой задачи палеографии и

является следствием решения основной её задачи - установления времени

написания рукописи.

В соответствии с исследуемыми алфавитами палеография подразделяется

на греческую, латинскую, славянскую, армянскую, грузинскую, индийскую,

арабскую, китайскую и т. д.

Современная наука ставит вопрос о создании общей палеографии,

которая изучала бы общие закономерности письма всех видов, всех

времён и на любых материалах. Международный палеографический

коллоквиум в Париже в 1953 принял решение об организации Международного

палеографического комитета, который был создан в 1957 и в который

входят представители многих стран, в т. ч. СССР.

Л. П. Жуковская.

Основы греческой палеографии были заложены Монфоконом,

описавшим историю греческого письма с

древнейших времен до падения Византийской империи (1453). В 18-19 вв.

греческая палеография изучала письмо Византии по пергаменным и

бумажным рукописям из библиотек Италии и Франции. Описания этих

собраний подготовили появление во 2‑й половине 19 - 1‑й половине 20 вв.

обобщающих руководств В. Гардтхаузена, В. Шубарта, А. Сигаласа. Во 2‑й

половине 20 в. греческая палеография за рубежом развивается в двух

направлениях: составление библиографических справочников и описаний

рукописей, исследования по истории отдельных мастерских письма.

Занятия греческой палеографией в России первоначально были

связаны с потребностями развивающейся славистики. С середины 19 в. появляются сборники

фотокопий с греческих и славянских рукописей, статьи о связях между

византийской и славянской письменностями (И. И. Срезневский,

В. И. Григорович и другие), позднее - научные описания греческих

рукописных собраний и отдельных рукописей (В. К. Ернштедт, В. Г.

Васильевский и другие). В советское время эту работу продолжали

В. Н. Бенешевич, Г. Ф. Церетели, Е. Э. Гранстрем и другие. Почерки

греческого письма подвергнуты палеографическому анализу. Начиная с

4 в. до н. э. установлен маюскульный или минускульный их характер (см.

Маюскульное письмо, Минускульное письмо), описано унциальное письмо,

установлено время распространения устава, курсива и т. д.

Гранстрем Е. Э., Современное состояние византийской

палеографии, в сб.: Археографический ежегодник за 1961 г., М.,

1962;

Gardthausen V., Griechische Paläographie,

2 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1911-13;

Devreesse R., Introduction a l’étude des

manuscrits grecs, P., 1954;

Richard M., Répertoires des bibliothèques et des

catalogues des manuscrits grecs, 2 éd., P., 1958.

Е. Э. Гранстрем.

Основы латинской палеографии были

заложены Мабильоном, который ввёл деление письма на книжное и

дипломатическое (письмо документов), выявил вестготский, лангобардский,

англосакский и меровингский типы письма, получившие в 18 в. название

национальных типов письма; в 1‑й половине 18 в. С. Маффеи доказал, что

они являются результатом переработки античного (римского) письма.

Латинская палеография в 19 в. занималась выявлением,

палеографическим изучением и публикацией национальных фондов

рукописей. Появляются многочисленные факсимильные издания образцов

средневекового письма и книжного орнамента, а также рукописей

крупнейших библиотек (Ватиканской, Французской национальной библиотеки,

библиотеки Британского музея и других). Создаются учебные заведения,

готовящие палеографов и ведущие исследовательскую работу

(парижская Школа хартий, флорентийская Школа палеографии и

дипломатики и другие). В начале 20 в. Л. Траубе выдвинул принцип

палеографического изучения рукописей по месту их создания - по

группам средневековых мастерских письма (амфиктиониям); историю

письма он рассматривал как неотъемлемую часть истории культуры.

К середине 20 в. был накоплен значительный фактический материал,

потребовавший отказа от старой схемы развития латинского письма. На

основе изучения всех видов памятников письменности 1 в. до н. э.- 5 в.

н. э. была предложена новая теория развития римского письма. Ж. Маллон

показал, что формы строчных букв латинского алфавита появились уже в

3 в. в римском книжном письме; в основе его развития он видел

видоизменение графики так называемого обычного письма, более беглого

и свободного по сравнению с каллиграфическими формами, а причины

развития - в изменении материальных условий письма, в связи с чем учёный

предложил новую методику исследования, основанную на изучении

технических приёмов работы писца. Во 2‑й половине 20 в. был поставлен

вопрос о палеографическом исследовании «нового» письма (после

15 в.). С начала 20 в. центром изучения каллиграфии 16-18 вв. стала

Великобритания (школа С. Морисона). Возрос интерес к проблеме

происхождения и развития готического

письма 12-15 вв. Ставятся проблемы физиологии, психологии письма,

поднимается вопрос о роли социальных и культурных условий в эволюции

письма. Большое внимание уделяется характеристике индивидуальных

почерков и их генезису в 13 в., выработке единой международной

номенклатуры и терминологии. Изучаются методы анализа письма с помощью

лабораторных методов (например, голографии), используются ЭВМ.

Общие курсы по латинской палеографии вышли в ВНР

(Л. Мецеи), ПНР (В. Семкович), ГДР (А. Гейштор, М. Хаман), ЧССР

(И. Шебанек), СФНРЮ (В. Новак). В России начало латинской палеографии

было положено О. А. Добиаш-Рождественской, которая впервые ввела её

преподавание, а в советское время написала первую в СССР общую работу по

латинской палеографии, составила каталоги рукописей, хранящихся в

Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в

Ленинграде.

Латинской палеографией описано историческое развитие типов латинского

письма (капитальное письмо, унциал и полуунциал, каролингский минускул,

готический минускул и гуманистический шрифт, лёгший в основу письма

большинства европ. стран). Советские палеографы изучили генезис

готического письма (Т. В. Луизова), его развитие в книгах

(В. Л. Романова) и документах (Л. И. Киселёва). Истории латинского

письма (до 18 в.) посвящена работа В. Н. Малова.

Добиаш-Рождественская О. Л., История письма в средние века,

[2 изд.], М.-Л., 1936;

Люблинская А. Д., Латинская палеография, [М., 1969];

Foerster H., Abriss der lateinischen

Paläographie, 2 Aufl., Stuttgart, 1963 (лит.);

Stiennon J., Paléographie du Moyen Âge, Р.,

[1973].

В. Л. Романова, В. Н. Малов.

Славяно-русская палеография подразделяется на глаголическую,

изучающую памятники, написанные глаголицей, и кирилловскую, изучающую памятники,

написанные кириллицей.

В средние века западные славяне применяли

латиницу, хорваты и словенцы - глаголицу и латиницу. В связи с

характером письма выделяется палеография древнейшей глаголицы и

поздней (до 18 в.) хорватской глаголицы. Кириллица использовалась в

Древней Руси, позднее - русскими, украинцами и белорусами; ею писали

также южные славяне - болгары и сербы, а до внедрения католичества с его

обязательным использованием латыни - молдовалахи (предки современных

румын и молдаван). Так называемые новые латинские палеографии -

чешская, польская, хорватская - разработаны мало из-за отсутствия

древних, незначительного количества средневековых рукописей на этих

языках и раннего распространения книгопечатания.

Главным направлением славяно-русской палеографии является

кирилловская палеография, но начиная с 15 в. выделяют русскую, или северо-восточную, украинскую, или юго-западную, белорусскую, или западнорусскую, палеографию.

Кирилловская палеография включает в себя ряд общих вопросов:

происхождение славянского письма и соотношение кириллицы с глаголицей,

исследование видов кириллицы - устава, полуустава и скорописи,

изучение способов тайнописи, если в них использовались буквы обычных

для своего времени начертаний, но в специфическом - «тайном» - значении,

анализ вязи.

Публикация и изучение древних письменных источников в 18 - начале

19 вв. подготовили научное становление палеографии кириллической

письменности. Основополагающее значение имели труды А. И. Ермолаева,

К. Ф. Калайдовича, Е. А. Болховитинова (митрополита Евгения), который

осуществил первое палеографическое описание древнейшей сохранившейся

пергаменной грамоты Мстислава Великого новгородскому Юрьеву монастырю

(1130), исследователя и организатора археографических экспедиций

П. М. Строева, А. Х. Востокова, В. М. Ундольского, П. И. Иванова,

создателя первого опубликованного курса палеографии -

И. П. Сахарова и других. В конце 19 - начале 20 вв. опубликованы

обобщающие теоретические исследования Срезневского, который дал

анализ датированных памятников 11-14 вв., А. И. Соболевского,

изложившего историю русской и славянской рукописной книги и

рассмотревшего эволюцию букв, включая скоропись 15-17 вв.,

Е. Ф. Карского, пополнявшего и совершенствовавшего свой курс лекций с

1896 по 1928. В. Н. Щепкин в своём «Учебнике русской палеографии»

(1918; переизд. с дополнениями М. В. Щепкиной, 1967) особое внимание

уделил датирующим начертаниям и истории их развития, изучал вязь,

орнамент, обосновал расчёты по филиграням, разработал методы анализа и

датировки рукописей по совокупности примет, разработал методику,

определил характер и объём описания рукописи. Курсы палеографии

читались в университетах и других учебных заведениях; среди их

создателей были Ф. И. Буслаев, Н. С. Тихонравов, Д. И. Прозоровский,

М. Н. Сперанский, И. В. Ягич, Р. Ф. Бранд, Н. М. Каринский, издавший

альбом «Образцы письма древнейшего периода истории русской книги»

(подготовлен в 1913, опубл. 1925), автор «Югославянской палеографии»

(1904) П. А. Лавров, историки и археологи И. А. Шляпкин (основатель

палеографии надписей на различных предметах) и И. Ф. Колесников.

В изучение скорописных почерков значительный вклад внесли

Г. В. Есипов, В. В. Майков, И. С. Беляев. Украинскую скоропись ввёл в

научное обращение И. М. Каманин, которому принадлежит первое в Европе

сообщение (1905) о необходимости введения в палеографию методики

точной фиксации измерительными приборами, в т. ч. транспортиром с

нитью, компонентов буквенных начертаний, их расположения и углов

наклона.

В 20-40‑х гг. 20 в. существенный вклад в развитие русской

палеографии внесли исследования Каринского, уделившего значительное

внимание так называемому социологическому элементу палеографии

(отношения писцов и заказчиков и т. п.), Колесникова (скоропись

15-18 вв.), Сперанского (изучение тайнописи); вышли учебные пособия

М. Д. Приселкова (1938), А. М. Селищева (1939) и Н. В. Степанова (1941).

С 50‑х гг. развитие славяно-русской палеографии вступило в новую фазу,

что было связано с углублением внимания к истории русского, украинского

и белорусского языков, для изучения которых оказалось необходимым

обращение к письменным источникам древности и средневековья.

Значительный вклад в изучение письма на берестяных грамотах внесли

М. Н. Тихомиров, Щепкина, Л. П. Жуковская, А. В. Арциховский,

В. Л. Янин. В это же время началось внедрение в палеографии методов

химии и физики (Д. П. Эрастов). Осуществлялись специальные

исследования филиграней (С. А. Клепиков, А. А. Гераклитов,

З. В. Участкина, Т. В. Дианова, В. М. Загребин, А. А. Амосов и другие).

Р. В. Булатова, В. В. Колесов, Р. В. Бахтурина, А. А. Зализняк

занимались изучением надстрочных знаков, палеографию орнамента и

инициалов систематизировали Т. Б. Ухова, Ю. А. Неволин и другие. С 1970

под руководством Жуковской, Н. Б. Тихомирова и Н. Б. Шеламановой ведётся

организационная и научная работа по составлению Сводного каталога

славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР.

Черепнин Л. В., Русская палеография, М., 1956 (лит.);

Жуковская Л. П., Развитие славяно-русской палеографии, М.,

1963;

Тихомиров М. Н., Муравьёв А. В., Русская палеография. М.,

1966; 2 изд., М., 1982;

Фарсобин В. В., Источниковедение и его метод, М., 1983,

с. 66-100.

Л. П. Жуковская.

В разработку южнославянской

палеографии значительный вклад внесли сербскохорватские учёные.

П. Солярич, А. Драгославлевич и другие опубликовали в 1‑й половине

19 в. факсимильные издания образцов письма и орнаментики; во 2‑й

половине 19 - начале 20 вв. В. (Е). Копитар, В. С. Караджич, Ф. Миклошич

и другие исследовали проблему происхождения глаголического письма.

В это же время большое внимание уделяется кирилловской палеографии:

палеографическому исследованию рукописей (Л. Стоянович,

Н. Родойчич и другие), криптографии (Д. Костич), филиграней (В. Мошин,

С. Тралич). Во 2‑й половине 20 в. изучается так называемый курсивный

тип кириллицы, послуживший основой для современного письма. В 19-20 вв.

заметную роль в разработке южнославянской палеографии сыграли

чешские учёные Й. Добровский, П. Й. Шафарик, Л. Гейтлер, В. Вондрак и

другие, занимавшиеся преимущественно изучением глаголицы. В 20 в.

важным центром исследований по южнославянской палеографии стала

Болгария, где описанием и палеографическим анализом рукописей

занимались Б. Цонев, Е. Георгиев, М. Стоянов, И. Гошев и другие.

Славяно-молдавская палеография разрабатывается в СРР (Й. Богдан,

Д. Миок). В конце 19 - 20 вв. южнославянской палеографией стали

заниматься в Великобритании (И. Тейлор, М. Гастер), Германии (Р. Абрихт,

А. Лескин), Австрии (В. Леттенбауэр), Франции (В. Водофф).

С. М. Каштанов.

Начало развитию армянской палеографии положил в конце 19 в.

Я. Ташян, член армянской монашеской конгрегации мхитаристов,

существующей с 1‑й половины 18 в. на острове Сан-Ладзаро близ Венеции и

также в Вене. Ташяну принадлежит каталог армянских рукописей

мхитаристской библиотеки в Вене и первое пособие по армянской

палеографии - «Обзор армянской палеографии» (1898, Вена, на арм.

яз.), в котором рассмотрены вопросы датировки отдельных видов армянского письма 5-18 вв. и дана их

классификация, легшая в основу их современной классификации. В конце

19 - начале 20 вв. публикуются факсимильные издания армянских

рукописей, в 1912 Г. Овсепян (Эчмиадзин) издал альбом факсимиле 143

образцов армянского письма 5-18 вв., материал которого был использован

Р. Ачаряном в его работе «Армянские письмена» (Вена, 1928, на арм. яз.;

в 1984 включена в опубликованный в Ереване одноимённый сборник работ

по армянской письменности) для решения проблем возникновения и

употребления отдельных видов армянского письма. Происхождению

армянской письменности и её связи с арамейским

письмом (см. Западносемитское письмо)

посвящено исследование А. Г. Периханян, опубликованное в 1966

(в кн.: «Переднеазиатский сборник», в. 2); в 1973 вышел труд

А. Г. Абрамяна «Армянское письмо и письменность» (Ереван, на арм. яз.),

в котором рассматриваются эволюция армянского письма, датировка

различных его видов и т. д. Палеографическое исследование

армянских рукописей в СССР ведётся главным образом в Матенадаране -

Институте древних рукописей им. Маштоца при Совете Министров Армянской

ССР, обладающем крупнейшим в мире собранием армянских рукописей.

В генеральном каталоге этих рукописей (издаётся с 1984)

воспроизводятся образцы письма охваченных описанием текстов. Институт

археологии и этнографии АН Армянской ССР издаёт с 1960 «Свод армянских

надписей».

К. Н. Юзбашян.

Зарождение грузинской палеографии как научной дисциплины

(конец 19 в.) связано с именем Д. З. Бакрадзе, определившего

периодизацию всех видов грузинского

письма и опубликовавшего палеографические таблицы. Одна из

основных проблем в исследованиях грузинских учёных - происхождение

грузинского письма, чему посвящены работы Г. В. Церетели («Армазское

письмо и проблема происхождения грузинского алфавита», 1948-49, на

груз. яз.) и Р. М. Патаридзе («Грузинское письмо „Асомтаврули"», 1980,

на груз. яз.). Значительный вклад в развитие грузинской палеографии

внёс И. А. Джавахишвили. В 1958 на базе отдела рукописей Музея Грузии

в Тбилиси образован Институт рукописей АН Грузинской ССР.

С. С. Какабадзе.

Арабская палеография изучает памятники, написанные буквами

арабского алфавита (см. Арабское

письмо). Описание почерков было предпринято с практическими целями

ещё в 10 в.

В Европе изучение арабских надписей и рукописей началось в 17 в.

С 18 в. исследуется проблема происхождения арабского письма,

хронологической последовательности письма куфи и письма насхи, причём

многие европейские учёные 18 - начала 19 вв. ошибочно считали последнее

более поздним, в то время как в действительности оба вида возникли

одновременно. В 18 в. появились первые палеографические таблицы

Л. Адлера (сирийское арабское письмо и куфи), Э. Фурмона (куфи по

рукописям Корана). В 1828 вышел 2‑томный труд Ж. Ж. Марселя «Арабская

палеография», включающий усовершенствованные таблицы и положивший начало

систематическому изучению арабского письма. В 19 в. началось

интенсивное собирание и изучение памятников, подготавливались их

научные описания, включающие палеографический анализ; сложились

основные собрания рукописей и крупнейшее собрание арабских папирусов

(Вена). Первые публикации папирусов осуществил в 1‑й половине 19 в.

А. Сильвестр де Саси; в конце 19 в. многие работы посвятил им

И. Карабачек, в начале 20 в. - К. Х. Беккер. Во 2‑й половине 19 в.

появляются специальные палеографические труды М. Ланчи, У. Райта,

В. Т. Альвардта, О. Уда. Фундаментальные работы М. ван Бершама (конец

19 в.) и С. Флюри (20‑е гг. 20 в.) заложили основу для дальнейших

исследований в области эпиграфики.

В России собирание арабских рукописей и копирование надписей

началось при Петре I. Значительные собрания рукописей и других

памятников арабского письма сосредоточились в созданном в 1818 при

Кунсткамере Восточном кабинете (ныне Отдел рукописей Ленинградского

отделения Института народов Азии АН СССР - виднейшее хранилище арабских

рукописей). Возглавивший кабинет Х. Д. Френ положил начало изучению

крупных собраний арабский рукописей в России, классифицировал и

установил терминологию для разновидностей куфи. Со 2‑й половины 19 в.

усилилась работа по описанию и публикации памятников арабского письма,

что способствовало накоплению палеографических наблюдений.

Н. В. Ханыков показал необходимость учитывать место написания памятника

при палеографическом анализе. Советские учёные продолжили научные

исследования, публикации арабских надписей и рукописей.

Значительная часть исследований (работы О. Г. Большакова,

М. М. Дьяконова, В. А. Крачковской и других) базируется на изучении

памятников арабского письма на территории СССР (Средняя Азия,

Закавказье).

Крачковская В. А., Эволюция куфического письма в Средней

Азии. в сб.: Эпиграфика Востока, в. 3, М.-Л., 1949;

её же, Памятники арабского письма в Средней Азии и

Закавказье до IX в., там же, в. 6, М.-Л., 1952;

Moritz B. (ed.). Arabic palaeography.

A collection of Arabic texts from the first century of the Hidjra till

the year 1000, Cairo, 1905;

Abbot N., Arabic paleography, в кн.:

Ars islamica, v. 8, Ann Arbor, 1941;

Grohmann A., Arabische Paläographie, t. 2, W.,

1971.

В. А. Крачковская.

Своеобразие развития китайской палеографии обусловлено

спецификой китайского письма. Вплоть

до 20 в. китайская палеография как самостоятельная научная дисциплина

не существовала и палеографические исследования являлись

составной частью 3 смежных отраслей науки: так называемой науки о

письменности, эпиграфики и каллиграфологии. «Наука о письменности»,

возникшая в 9-10 вв., изучала начертание, произношение и семантику

иероглифов словаря «Шовэнь» 說文 (рубеж 1-2 вв.).

Исследование древних начертаний «Шовэня» проводилось особенно широко в

18 в. (Дай Чжэнь 戴震, Гуй Фу и другие).

Эпиграфика возникла в 11-12 вв. на базе изучения надписей на бронзовых

сосудах 11-6 вв. до н. э. В конце 19 в. после открытия гадательных

костей с надписями 14-11 вв. до н. э. эпиграфика стала также изучать

иероглифы с середины 2‑го тыс. до н. э. С 30‑х гг. 20 в. надписи на

костях с палеографической точки зрения изучаются многими

китайскими и японскими учёными; Дун Цзобинь 董作賓 заложил основы датировки гадательных надписей

по графическим особенностям письма. Каллиграфология исследует

памятники письменности (главным образом на твёрдом материале) в

основном 4-8 вв. - периода формирования современного почерка кайшу 楷書. Наблюдается тенденция к формированию единой

китайской палеографии, изучающей общие закономерности развития

китайского письма.

Ху Пуань, История науки о письменности в Китае, Шанхай,

1937 (на кит. яз.);

Чжу Цзяньсинь, Эпиграфика, Шанхай, 1955 (на кит. яз.);

Цзян Шаньго, Морфология китайской письменности, Пекин, 1959

(на кит. яз.).

М. В. Крюков.

Лингвистические термины

палеография (палео…+ графия)

Историко-филологическая дисциплина, исследующая памятники древней письменности; по материалам и орудиям письма, изменениям формы письменных знаков, украшений и оформлению рукописей и книг. П. определяет место и время их создания.

палеография (от греч. palaios - древний + grapho- пишу). Наука, занимающаяся изучением внешней стороны древних рукописей (способ написания, особенности материала, на котором писали, формы букв, их видоизменения и т. д.) с целью определить время и место происхождения рукописи, выявить имеющиеся ошибки в тексте, установить причины их появления и т. п.

Морфемно-орфографический словарь

пале/о/гра́ф/и/я [й/а].

Грамматический словарь

палеогра́фия ж 7a

Этимология

Это заимствование было сделана из французского языка в XVIII в., когда в России стала формироваться наука, названная этим словом - изучающая развитие письменности, древние рукописи. Французское paleographie - образовано на базе греческого palaios - "древний" и graphein - "писать".

Словарь галлицизмов русского языка

ПАЛЕОГРАФИЯ и, ж. paléographie f. Историко-филологическая дисциплина, изучающая внешний вид и письмо древних рукописей с целью определения времени и места их написания. БАС-1. См. Монфоконову Греческую Палеографию. Карамз. ПРП 1998 1 прил. 67. Палеография.. что принадлежит к письму; по ней можно определить, - принадлежит ли такая-то рукопись к тому столетию, в которое она написана или нет. 1835. Гоголь неизд. 1 44. Русская палеография - <обязана Муханову> сохранением для потомства многих драгоценных ее подлинников. 1878. РВ 1879 2 215. || Особенности письма и внешнего вида какой-л. рукописи. БАС-1. - Лекс. Ян. 1806: палеография; Соколов 1834: палеографи/я; САН 1847: палеогра/фия.

Словарь иностранных слов

ПАЛЕОГРАФИЯ (греч., от palaios - древний, grapho - пишу). Искусство разбирать старинная письмена в рукописях и на монументах - часть археологии.

Сканворды для слова палеография

- Наука, изучающая памятники древней письменности.

- Изучение древних рукописей.

- Наука о древних рукописях.

- Раздел грамматики.

Полезные сервисы