Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

паломничество

Толковый словарь

ср.

1. Путешествие к святым местам для поклонения, получившее широкое распространение среди верующих в христианской, мусульманской и т.п. религиях.

2. перен. разг.

Путешествие куда-либо многочисленных почитателей, поклонников кого-либо, чего-либо.

отт. Посещение кого-либо, чего-либо большим числом почитателей, поклонников.

3. Описание путешествий паломника [паломник I 1.].

Толковый словарь Ушакова

ПАЛО́МНИЧЕСТВО, паломничества, ср. (книжн.).

1. Хождение, странствование паломника (в 1 знач.).

2. перен. Путешествие куда-нибудь многочисленных толп почитателей, поклонников кого-чего-нибудь (срн. паломник в 3 знач.). К месту дуэли Лермонтова на Кавказе устраиваются целые паломничества.

Толковый словарь Ожегова

ПАЛО́МНИЧЕСТВО, -а, ср.

1. Путешествие паломника, паломников. П. в Мекку.

2. перен. Путешествие, хождение куда-н. с целью ознакомления с какими-н. достопримечательностями, а также к знаменитому лицу. П. к могиле поэта.

| прил. паломнический, -ая, -ое.

Популярный словарь

Паломничество

-а, с.

1) Путешествия верующих к "святым местам" в надежде получить сверхъестественную помощь.

Среди палубных пассажиров - множество русских мужиков и баб, совершивших паломничество в Иерусалим и на Иордань (Бунин).

2) перен. Путешествие, хождение куда-л. многочисленных посетителей с целью отдать дань, почтение кому-л. или чему-л.

...Москва много лет была местом паломничества людей всяких званий и состояний, не исключая и многих иностранцев, обращавшихся к "великому писателю земли русской" (Телешов).

Родственные слова:

пало́мник, пало́мница, пало́мнический, пало́мничать

Этимология:

Восходит к латинскому palma ‘пальма’.

Энциклопедический комментарий:

В древности центрами паломничества были храмы Амона в египетских Фивах, Осириса в Абидосе, Аполлона в Дельфах и др. У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, откуда паломники обычно привозили пальмовую ветвь (отсюда и название). Наряду с Палестиной, которая является местом паломничества для христиан, иудеев и мусульман, паломничества предпринимались и предпринимаются в Константинополь (у православных в Средние века), на гору Афон в Греции (у православных); в Рим и Лорето в Италии (у католиков), в Лурд во Франции (у католиков); в Мекку и Медину в Саудовской Аравии (у мусульман).

Словарь существительных

ПАЛО́МНИЧЕСТВО, -а, ср

Культовые действия, связанные с посещением святых мест;

Син.: богомолье.

С любимой матерью своею, которая была очень религиозна, дети почти ежегодно совершали паломничество на пять-шесть дней в Троице-Сергиевскую лавру (Н.Лосский).

Энциклопедический словарь

ПАЛО́МНИЧЕСТВО -а; ср. Хождение, странствование паломника, паломников. // Путешествие, хождение куда-л. многочисленных посетителей с целью ознакомления с какими-л. достопримечательностями, выражения почтения кому-, чему-л. и т.п. Совершить п. на могилу поэта. П. к знаменитому лекарю.

* * *

пало́мничество (от лат. palma - пальма), странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

* * *

ПАЛОМНИЧЕСТВО - ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма), странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Большой энциклопедический словарь

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - странствие верующих для поклонения святым местам (у христиан в Иерусалим, Рим, у мусульман в Мекку и др.). Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Академический словарь

-а, ср.

Хождение, странствование по так наз. «святым местам».

|| перен.

Путешествие, хождение куда-л. многочисленных посетителей с целью отдать дань, почтение кому-, чему-л.

В прежней Москве протекала значительная часть жизни Льва Николаевича Толстого, --- и Москва много лет была местом паломничества людей всяких званий и состояний, не исключая и многих иностранцев, обращавшихся к «великому писателю земли русской». Телешов, Записки писателя.

Гуманитарный словарь

ПАЛО́МНИЧЕСТВО (от лат. palma - пальма) - путешествие верующих к "святым местам", основанное на вере в то, что Божество открывается и дарует благодатную помощь в первую очередь там, где некогда его религия зарождалась или проходила решающие этапы своего становления. Различие мест П. определяется различием религ. конфессий. Так, древние иудеи в великие праздники (Пасха, Пятидесятница, Кущи) старались принести жертву в Иерусалимском храме; египтяне посещали храмы Амона в Фивах и Осириса в Абидосе; греки стремились вопросить оракула в Дельфах; германцы собирались в своих "свящ. рощах" и т. д. В христ. мире регулярные П. к "Матери Церквей" - Иерусалиму с его величайшей святыней - храмом Гроба Господня (греч. Ана́стасис - "Воскресение") начались в 4 в., после легализации христ-ва в пределах Рим. империи (313) и под влиянием примера св. Елены (матери св. Константина, первого рим. императора-христианина), путешествие к-рой в Св. Землю привело к воздвижению Креста Господня и уточнению топографии ключевых центров еванг. истории. С этого времени туда двинулись дружины паломников, охваченные "любовной жаждой видеть святые места". "Наступит ли день, - пишет подруге знатная рим. паломница в кон. 4 - нач. 5 в., - когда нам дано будет войти в пещеру Спасителя, у Гроба Господня плакать с матерью, плакать с сестрой? Целовать Крестное древо и на горе Елеонской с вознесшимся Спасителем возноситься духом и стремлением, видеть исходящего Лазаря, спутанного пеленами, чистые воды Иордана, притекшие чистейшими к Купели Господней, проникнуть в хлев пастырей, молиться у Давидова мавзолея?.. И тогда вернемся в нашу пещеру и будем петь непрестанно, часто плакать, непрерывно молиться; и, уязвленные копьем Спасителя, воскликнем: "Нашла я Того, Кого искала душа. Удержу Его и не отдам" (Добиаш-Рождественская О. А. Эпоха Крестовых походов. Пг., 1918. С. 3-4). Сами Крестовые походы также могут быть названы "огромных размеров П., расширившим русло тех потоков, к-рые задолго до 11 в. катились на Восток" (там же. С. 2). Из Палестины богомольцы привозили на родину пальмовую ветвь (отсюда и название "П." и "паломник"; синоним последнего - "пилигрим", от итал. "чужеземец"). Зап. Церковь различала "великое" и "малое" П. К первому относили П. ко Гробу Господню, в Рим, Компостелу и Лорето; ко второму - посещение местных святынь. П. было либо добровольным, либо налагалось в качестве епитимьи; богатые в этом случае могли заменить себя слугами или "профессиональными" паломниками, либо внести денежную жертву. Пунктом отправления зап. паломников служили Венеция и Марсель; здесь они запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломнич. наряд: калиги (сандалии), коричневый или серый плащ, греч. шляпу с шир. полями, обыкновенно украшенную раковинами; его дополняли клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква). К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест.

В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена рус. христ-ва. Ок. пол. 11 в. побывал в Палестине игумен Варлаам (1062); в нач. 12 в. - игумен Даниил, первый рус. паломник-писатель. В эту отдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожаго" (от названия обуви - калиги), к-рый ходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал по отеч. святыням и, наконец, превращал это странничество в профессию. Совершая свой путь гл. обр. через Константинополь, др.-рус. паломники заимствовали у зап. пилигримов костюм. Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифич. лит-ры. Последующие века сохранили записки неск. паломников, из к-рых выделяется "Хождение священноинока Варсанофия", содержащее первое рус. описание горы Синай, 1461-62 (Правосл. Палестинский сб. Вып. 45. М., 1896). Научно-ист. эл-т в повествованиях о Св. Земле и иных др.-христ. центрах появляется в 18 в. (у Василия Григоровича-Барского), но особенно - у паломников XIX в., чьи записки соединяют в себе переживания благочестивого сердца и критич. анализ професс. писателя и востоковеда, - А. Н. Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид (Кавелин), архиеп. Порфирий (Успенский), А. В. Елисеев, Т. Н. Филиппов и др. В кон. 19 в. кол-во рус. паломников ко Св. местам составляло до 5 тыс. в год; большинство из них пользовались особыми "паломнич. книжками", выдававшимися Правосл. Палестинским об-вом. Записки паломников, особенно древнейшие, являются ценнейшими ист. и литургич. источниками. Кроме Палестины (священной страны для христиан, иудеев и мусульман), правосл. паломники стремились посетить Константинополь (в ср. века), св. гору Афон, итал. г. Бари, где со времени Крестовых походов находятся мощи св. Николая Чудотворца. Кроме общеправосл., в каждой поместной Церкви и даже регионе и епархии существуют местные святыни, также привлекающие к себе богомольцев. В Рус. Церкви это прежде всего Троице-Сергиева лавра (Сергиев Посад), Киево-Печерская лавра (Киев), Оптина пустынь (у г. Козельска), Псково-Печерский мон. (г. Печоры), Соловецкий, Валаамский мон. и др. Гл. святыни С.-Петерб. епархии - мощи св. кн. Александра Невского, первых собственно петербургских святых прот. Иоанна Сергиева (Кронштадтского) и Ксении Блаженной.

Центры П. зап. христиан (католиков) - Рим (первая по старшинству кафедра в др.-христ. мире, место мученич. кончины святых первоверховных ап. Петра и Павла), Лорето (место хранения св. Дома, в к-ром жила Богоматерь в Назарете и к-рый был чудесно перенесен сюда в 13 в.), Ассизи (мощи св. Франциска) - в Италии; Компостела (мощи апостола Иакова) - в Испании; Лурд (место явления Богоматери в гроте Масавьель в 1858) - во Франции; Фатима (близ к-рого явившаяся в 1917 Дева Мария возвестила скорые и тяжкие испытания, ниспосылаемые России) - в Португалии. Мусульмане совершают П. (хадж) в Мекку - к священной Каабе, в Медину - к могиле пророка Мухаммада (Саудовская Аравия), в Кербелу и Неджеф (Ирак); ламаисты - в Лхасу (Китай); индуисты - в Илахабад и Варанаси (Бенарес, Индия); буддисты и синтоисты - в Нару (Япония).

Лит.: Паломничество по св. местам конца 4 века, изданное, переведенное и объясненное И. В. Помяловским. СПб., 1889 (Правосл. Палест. сб. Т. 7. Вып. 20); "Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли" // Пам. литературы Др. Руси: 12 в. М., 1980; Странствования Василья Григоровича-Барского по Святым местам Востока с 1723 по 1747 г. Ч. 1-4. СПб., 1885-89; Порфирий (Успенский), еп. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского в 1850 г. СПб., 1856; Христианство: Энцикл. словарь: В 3-х т. М., 1995. Т. 2. С. 278-281 (ст. "Паломничество" с обзором лит-ры).

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

Паломничество. Саратовский монастырь. 1903

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье.

Христианские паломники у стен Иерусалима в Вербное Воскресенье.

ПАЛОМНИЧЕСТВО (от латинского palma - пальма), странствие верующих к "святым местам" (у христиан - в Иерусалим, Рим, у мусульман - в Мекку и др.) для поклонения. Названо по обычаю христианских паломников привозить из Палестины пальмовую ветвь.

Паломники в церкви Гроба Господня. Вербное Воскресенье.

Паломники в церкви Гроба Господня. Вербное Воскресенье.

Словарь народов и культуры

Паломничество

(pilgrimage), странствие верующих для поклонения святым местам, предпринятое для духовного совершенствования, излечения или в кач-ве покаяния или благодарения. В большинстве религий существуют свои места П., напр. свящ. реки, усыпальницы или сооружения, имеющие традиц. религ. значение. Каждый благочестивый мусульманин старается хотя бы раз в жизни совершить хадж, или паломничество, в Мекку; Кербела и Наджаф в Ираке священны для мусульман-шиитов. Ганг в Варанаси (Бенарес) и Золотой храм в Амритсаре - место П. соответственно индусов и сикхов. Христиане стремятся в Иерусалим (также посещаемый евреями и мусульманами), Рим и Лурд, расположенный на Ю.Франции. Независимо от религии у паломников всех религий много схожего; П. - это тот же ритуал превращения с теми же тремя стадиями: начало путешествия, само путешествие и пребывание в усыпальнице или месте священнодействия, и после этого - возвращение домой.

Орфографический словарь

пало́мничество, -а

Формы слов для слова паломничество

пало́мничество, пало́мничества, пало́мничеств, пало́мничеству, пало́мничествам, пало́мничеством, пало́мничествами, пало́мничестве, пало́мничествах

Синонимы к слову паломничество

сущ., кол-во синонимов: 6

богомолье

ПАЛОМНИЧЕСТВО

ПАЛОМНИЧЕСТВО, богомолье, странничество, устар. богомоление

Морфемно-орфографический словарь

пало́м/нич/еств/о.

Грамматический словарь

пало́мничество с 1a

Глагольная сочетаемость

началось паломничество => действие, субъект, начало

Сканворды для слова паломничество

- Путешествие верующих к святым местам.

- Что такое хадж?

- Поэма английского поэта-романтика Джорджа Байрона «... Чайльд Гарольда».

- Картина Франсиско Гойи «... к источнику Сан-Исидоро».

- Повесть Германа Гессе «... в страну Востока».

- Роман бразильского писателя Пауло Коэльо «...» или «Дневник мага».

- Картина французского художника Антуана Ватто «... на остров Киферу».

Полезные сервисы