Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

передвижники

Энциклопедический словарь

Передви́жники - художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, её природы, социальных конфликтов, обличению общественных пороков. Идейными руководителями стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. С 1871 Товарищество провело в Санкт-Петербурге и Москве 48 выставок, показанных затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге и других городах. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

* * *

ПЕРЕДВИЖНИКИ - ПЕРЕДВИ́ЖНИКИ, художники, входившие в российское художественном объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич) и В. В. Стасов (см. СТАСОВ Владимир Васильевич). Основные представители - И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович), В. И. Суриков (см. СУРИКОВ Василий Иванович), В. Г. Перов (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), В. М. Васнецов (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), И. И. Шишкин (см. ШИШКИН Иван Иванович); в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР (см. АХРР) .

Большой энциклопедический словарь

ПЕРЕДВИЖНИКИ - художники, входившие в российское художественном объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных порядков. Идейными руководителями передвижников стали И. Н. Крамской и В. В. Стасов. Основные представители - И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. М. Васнецов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923-24 часть передвижников вошла в АХРР.

Гуманитарный словарь

ПЕРЕДВИ́ЖНИКИ - худож. объединение (Т-во передвижных худож. выставок - ТПХВ), ставшее важнейшим в обществ. жизни рус. иск-ва. Образовано в 1870 в С.-Петербурге И. И. Крамским, Г. Г. Мясоедовым, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым. ТПХВ развивало демокр. идеи Артели художников, наследовало ее принципы орг-ции, выступало против устаревших канонов академич. иск-ва. Идейными вождями ТПХВ стали И. И. Крамской и В. В. Стасов. Осн. вид иск-ва П. - живопись; скульптура занимала весьма незначит. место, декоративные иск-ва принципиально не привлекали внимания художников. Первая выставка состоялась в 1871 в залах АХ (46 произв., в т. ч. "Петр I допрашивает цесаревича Алексея Петровича в Петергофе" Н. Н. Ге, 1871; "Охотники на привале" В. Г. Перова, 1871). Всего П. организовали 48 выставок, к-рые в соответствии с уставом об-ва проходили не только в С.-Петербурге, но и в др. городах (в Москве, Киеве, Орле, Казани, Одессе, Риге и др.). Именно устройство передвижных выставок по всей России, давшее имя Т-ву, определило как творческую платформу объединения, так и его значение в рус. иск-ве. Выставки носили просветительско-коммерческий характер. П. обращались не к столичным ценителям иск-ва, а к широким кругам населения. Поэтому произв. художников должны были прежде всего быть понятны "массам", часто слабо подготовленным к восприятию иск-ва живописи, а для этого иметь ясные, доступные сюжеты и простую худож. форму. Оказавшись для многих групп населения первыми увиденными (и приобретаемыми) настоящими произв. иск-ва, работы П. сформировали обществ. представление о живописи и ее задачах.

П. с максимальной полнотой воплотили реализм в изобразит. иск-ве. Им были свойственны глубина соц. обобщения, типизации, тонкий психологизм, представление о пассивности человека как объекта историч. процесса и созерцательного сочувствия. Художниками использовались разл. худож. жанры: бытовой, портретный, историч., пейзаж. П. принадлежит заслуга окончат. формирования рус. станкового изобразит. иск-ва: их произв. абсолютно автономны и не зависят от конкретного интерьера и контекста др. картин. Именно в пейзаже, портрете и бытовом жанре П. достигли максимальных высот. Произв. П. решали социальные, а не живописные задачи, они передают "картины жизни", и отсюда - свобода композиции, разнообразие цветовой гаммы, словно бы заимствованные из самой жизни, - к вопросам техники П. были почти безразличны. Современники "демократич. направления" считали, что П. развивают идеи нац. иск-ва. П., как и писатели-реалисты, привлекли внимание к соц. проблемам, но на их платформе не было возможности обратиться к широким обобщениям и "вечным темам"; характерно, что сами сюжеты стали со временем традицией: напр., воспринимаемая как обличительная картина "Бурлаки на Волге" И. Е. Репина написана по прямому заказу президента АХ вел. кн. Владимира Александровича для Приемной его дворца. П. были любимыми художниками Александра III и особенно Николая II, их картины в изобилии висели в их личных комнатах. Принципы П. позволили объединиться художникам самых разных индивидуальностей, но в кон. 19 в. обнаружился кризис, и ряд крупнейших мастеров, не порывая с ТПХВ, приняли участие в деят-ности "Мира иск-ва" и др. движений и объединений эпохи модерна.

Состав ТПХВ постоянно обновлялся. В разное время в объединение входили: И. Е. Репин, И. И. Шишкин, К. А. Савицкий, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, Н. А. Ярошенко, В. А. Серов, В. И. Суриков, А. К. Саврасов, А. И. Куинджи и др. Крамской и Ярошенко были признанными мэтрами Т-ва. Осн. организационными вопросами, связанными с устройством выставок и продажей картин, долгие годы ведал Я. Д. Минченков. Большую поддержку деят-ности ТПХВ оказал П. М. Третьяков, постоянно приобретавший картины П. Последняя выставка П. состоялась в 1922, и в 1923 ТПХВ окончательно распалось.

В сов. период живопись П. была официально признана высшим достижением рус. изобразит. иск-ва. Картины П. широко пропагандировались и тиражировались. В еще большей степени, нежели в период передвижных выставок, работы П. определяли нац. представление о том, каким должно быть произв. живописи и скульптуры, став неотъемлемой частью рус. худож. менталитета.

Лит.: Передвижники / Авт. вступ. ст. и сост. А. К. Лебедев. 2-е изд. Л., 1978; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках. 6-е изд. Л., 1980.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Передвижники. И.Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии. 1880-83. Третьяковская галерея.

Передвижники. И.Е. Репин. "Крестный ход в Курской губернии". 1880-83. Третьяковская галерея.

ПЕРЕДВИЖНИКИ, художники, входившие в российское художественное объединение - Товарищество передвижных художественных выставок, образованное в 1870. Обратились к изображению повседневной жизни и истории народов России, ее природы, социальных конфликтов, обличению общественных пороков. Идейными вождями передвижников стали И.Н. Крамской и В.В. Стасов. Основные представители - И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Г. Перов, В.М. Васнецов, И.И. Левитан, И.И. Шишкин; в числе передвижников были также художники Украины, Литвы, Армении. В 1923 - 24 часть передвижников вошла в Ассоциацию Художников Революционной России.

Сканворды для слова передвижники

- Последним председателем этого Товарищества стал в 1918 году крестьянский художник и поэт Павел Радимов.

Полезные сервисы