Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

прокофьев

Грамматический словарь

Проко́фьев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ПРАЦЕНКО ПРОКОНОВ ПРОКОПЕНКО ПРОКОПОВ ПРОКОПЬЕВ ПРОКОФИН ПРОКОФЬЕВ ПРОКОШЕВ ПРОКОШИН ПРОКОШКИН ПРОКУНИН ПРОЦЕНКО ПРОКОНИЧЕВ ПРОКОПОВИЧ ПРОЦКО ПРОКАШЕВ ПРОКОПЕЦ ПРОКОПИШИН ПРОКОПЧЕНКО ПРОКОПЧУК ПРОЦЮК ПРОКОП ПРОКОП

Прокофий, Прокопий (от греческого "прокопос" - схватившиймеч за рукоятку). Прокоша, Проня - уменьшительные формы имен. (Ф). Проценко, Прокопенко - фамилии украинского происхождения от этого же имени. Прокопий Проць Проценко. Вторая о под влиянием аканья перешла в а. (У)

. Видимо, оттого же имени через производную форму Прок - Прокаш. (а может от Прокл).

Сканворды для слова прокофьев

- Российский композитор, автор сказки «Петя и волк».

- Кто написал музыку в фильму «Александр Невский»?

- На его музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный» Юрий Григорович создал одноимённый балет и поставил в Большом театре.

- Памятник этому композитору установили в 2016 году в Камергерском переулке в Москве.

- Российский композитор, автор балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка».

- При жизни этот композитор получил шесть Сталинских премий, посмертно - одну Ленинскую.

- Иосиф Сталин и этот великий композитор умерли в один день - 5 марта 1953 года.

- Российский актёр, участник скетчкома «Женская лига».

- Российский скульптор, автор композиции «Актеон, преследуемый собаками», декоративных статуй и групп для фонтанов Петергофа.

- Ученик Римского-Корсакова, он в 1937 г. написал кантату «20 лет Октября», в 1939 г. - «Здравицу» к 60-летию Сталина, а в 1948 г. был объявлен «формалистом».

- Малая планета.

- Российский композитор, автор опер «Война и мир», «Игрок».

Полезные сервисы

прокофьев ал-др анд

Гуманитарный словарь

ПРОКО́ФЬЕВ Ал-др Анд. (1900-71) - поэт. Род. в с. Кобона на Ладоге, в многодетной семье крестьянина-рыбака. Учился в сельской школе, в 1913 поступил в Петерб. земскую учительскую школу на казенный кошт, но с началом 1-й мир. войны, когда отца взяли в армию, вернулся домой хозяйствовать. Участвовал в гражд. войне; до 1930 работал в ВЧК (ОГПУ), пройдя путь от рядового сотрудника до нач. отделения. Начал писать стихи до рев-ции. Считал началом лит. биографии 1927, когда его "Песни о Ладоге" появились в "Комс. правде". За коротий срок (1931-34) опубликовано 8 поэтич. книг П. (первая - "Полдень"). В них выразилось мироощущение П., соответствующее послерев. энтузиазму, оптимистич. восприятию жизни, и определились нек-рые черты его поэзии - частушечные ритмы, ориентация на нар. речь, изобилующую пословицами, поговорками, богатый слой местных речений и т. д.

П. - участник финской войны (один из создателей собирательного образа Васи Гранаткина). В годы Вел. Отеч. войны - в осажденном Ленинграде, работал в армейской печати, выступал перед бойцами на фронте по радио, писал патриотич. стих. Автор поэмы "Россия" (1943-44). В 50-е - 60-е гг. издал: сб. "Приглашение к путешествию", 1960; цикл стихов "У вечернего огня". П. писал стихи для детей ("Малышам по душе" и др.), переводил укр. и белорус. поэтов. В 1945-48, в 1955-65 П. - 1-й секр. правления Ленингр. писательской орг-ции, в рук-ве к-рой проводил жесткую парт. линию; в 60-е гг. выступал против молодых поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко и др., позднее - против И. Бродского. Похоронен на Богословском кладбище в Петербурге.

Полезные сервисы

прокофьев александр андреевич

Энциклопедический словарь

Проко́фьев Александр Андреевич (1900-1971), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северорусский говор и фольклор: сборники «Полдень» (1931), «Заречье» (1955), «Приглашение к путешествию» (1960; Ленинская премия, 1961); поэма «Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946).

* * *

ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич - ПРОКО́ФЬЕВ Александр Андреевич (1900-71), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северорусский говор и фольклор: сборники «Полдень» (1931), «Заречье» (1955), «Приглашение к путешествию» (1960; Ленинская премия, 1961); поэма «Россия» (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Большой энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВ Александр Андреевич (1900-71) - русский поэт, Герой Социалистического Труда (1970). Поэзия, пронизанная оптимистическими настроениями, ориентирована на северорусский говор и фольклор: сборники "Полдень" (1931), "Заречье" (1955), "Приглашение к путешествию" (1960; Ленинская премия, 1961); поэма "Россия" (1944; Государственная премия СССР, 1946).

Полезные сервисы

прокофьев георг. ник

Гуманитарный словарь

ПРОКО́ФЬЕВЫ Георг. Ник. (1897-1942), Екат. Дм. (1902-78) - этнографы-сибиреведы. Г. Н. в 1916-20 учился последовательно на физ.-матем., юрид., ист.-филол. ф-тах Петрогр. ун-та, в 1920-24 - на этногр. отделении Геогр. ин-та. По его окончании Г. Н. и его жена Е. Д., также выпускница этого ин-та, поехали на работу в Туруханский край, где в 1925-29 преподавали в туземной школе и одноврем. собирали этнографич. и лингвистич. мат-лы у селькупов, ненцев, кетов. После возвращения работали в Ин-те народов Севера (ИНС) и Музее антропологии и этнографии. Г. Н. продолжал заниматься самодийскими яз. и этнографией. Темой его докт. дисс. был этногенез самодийских народов. С 1939 - зав. отделом Сибири Ин-та этнографии АН СССР. Умер в блокаду от истощения. Е. Д. до войны преподавала в ИНС селькупский яз., составляла алфавит и готовила учебники для селькупских школ. После войны работала в Ин-те этнографии, продолжала изучение самодийских народов, а также тувинцев. Преим. внимание уделяла проблемам соц. орг-ции и шаманизма у селькупов и ненцев. Участвовала в создании обобщающих тр. "Народы Сибири" и "Историко-этнографич. атлас Сибири".

Соч.: Прокофьев Г. Н. Краткая грамматика самоедского (ненецкого) языка. Л., 1934; Селькупская (остяко-самоедская) грамматика. Л., 1935; Ханты и манси // Народы Сибири. М.; Л., 1956. С. 570-607 (при участии В. Н. Чернецова и Н. Ф. Прытковой); Ненцы // Тамже. С. 608-647; Селькупы // Там же. С. 665-686; Старые представления селькупов о мире // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 106-128.

Полезные сервисы

прокофьев георгий алексеевич

Энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВ Георгий Алексеевич - ПРОКО́ФЬЕВ Георгий Алексеевич (1902-39), российский воздухоплаватель. С 1930 командир воздухоплавательной части в Кунцеве. 30 сентября 1933 совместно с К. Д. Годуновым (см. ГОДУНОВ Константин Дмитриевич)и Э. К. Бирнбаумом (см. БИРНБАУМ Эрнст Карлович) совершил полет на стратостате «СССР-1», в строительстве которого принимал участие.

Большой энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВ Георгий Алексеевич (1902-39) - российский воздухоплаватель. С 1930 командир воздухоплавательной части в Кунцеве. Принимал участие в строительстве и подъеме на аэростате "СССР-1" в 1933.

Полезные сервисы

прокофьев ив. прокофьевич

Гуманитарный словарь

ПРОКО́ФЬЕВ Ив. Прокофьевич (1758-1828) - скульптор. Худож. образование получил в АХ в СПб. (1764-79), преподавал там в 1784-1828) у Н. Жилле и Ф. Г. Гордеева. Продолжил образование в качестве пенсионера Академии в Париже (1779-84). Ранняя манера П. испытала влияние рококо: изящество силуэта, динамизм форм и т. п. ("Актеон", бронза, 1784). Зрелая классицистич. манера мастера содержит в себе две линии: идиллическую - как мастер рельефа П. продолжил лучшие традиции антич. рельефной пластики (сер. рельефов парадной лестницы АХ в СПб., гипс, 1785-87), с мерным и плавным ритмом пластич. масс; и драматическую - П. является автором декор. скульпт. групп для фонтанов в Петергофе ("Тритоны", бронза, 1800), рельефа "Поклонение медному змию" на аттике Казанского собора в СПб. (камень, 1805-06), созвучных своей патетикой, драматизмом пластике барокко. П. - автор ряда скульпт. портретов, точно передающих индивидуальность модели (портреты А. и А. Лабзиных, терракота, 1802).

Полезные сервисы

прокофьев иван прокофьевич

Энциклопедический словарь

Проко́фьев Иван Прокофьевич (1758-1828), скульптор. В ранних, отмеченных динамичностью и изяществом силуэта произведениях («Актеон, преследуемый собаками», 1784) заметно влияние рококо, в зрелом творчестве - сочетание барочных патетики и драматизма с классицистической мерностью ритма (декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа, 1800-01).

* * *

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич - ПРОКО́ФЬЕВ Иван Прокофьевич (1758-1828), русский скульптор. В ранних произведениях («Актеон, преследуемый собаками», 1784) заметно влияние рококо (см. РОКОКО), в зрелом творчестве - представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) (декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа, 1800-01).

Большой энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВ Иван Прокофьевич (1758-1828) - российский скульптор. В ранних произведениях ("Актеон, преследуемый собаками", 1784) заметно влияние рококо, в зрелом творчестве - представитель классицизма (декоративные статуи и группы для фонтанов Петергофа, 1800-01).

Полезные сервисы

прокофьев михаил алексеевич

Энциклопедический словарь

Проко́фьев Михаил Алексеевич (1910-1999), химик-органик, член-корреспондент РАН (1966), академик РАО (1967). Министр просвещения СССР в 1966-84. Основные труды по химии биополимеров и других природных соединений.

* * *

ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич - ПРОКО́ФЬЕВ Михаил Алексеевич (1910-99), российский химик-органик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966), действительный член АПН (1967). Министр просвещения СССР в 1966-84. Основные труды по химии биополимеров и других природных соединений

Большой энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВ Михаил Алексеевич (р. 1910) - российский химик-органик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1966), действительный член АПН (1967). Министр просвещения СССР в 1966-84. Основные труды по химии биополимеров и других природных соединений ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич (1891-1953) - российский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947). В 1918-33 жил за рубежом. В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-14 ("Отчаяние", "Наваждение", токката, 1-й концерт с оркестром, "Сарказмы") заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами т. н. расширенной тональности 20 в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы "Игрок" (1916), "Любовь к трем апельсинам" (1919), "Огненный ангел" (1927), "Семен Котко" (1939), "Обручение в монастыре" (1940), "Война и мир" (1943; 2-я редакция, 1952); балеты "Ромео и Джульетта" (1936), "Золушка" (1944), "Сказ о каменном цветке" (1950), оратория "На страже мира" (1950), кантата "Александр Невский" (1939), 7 симфоний (1917-52), симфоническая сказка "Петя и волк" (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам и др. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

Полезные сервисы

прокофьев серг. серг

Гуманитарный словарь

ПРОКО́ФЬЕВ Серг. Серг. (1891-1953) - композитор, пианист, дирижер. Занятия музыкой в детстве проходили под рук-вом матери, по композиции П. консультировали С. И. Танеев, Р. М. Глиэр. Первые муз. пьесы написаны в 5 лет, ко времени поступления в коне. П. был автором 4 опер, симфонии, фп. пьес и др. произв. Образование П. получил в Петерб. конс. к-рую окончил в 1909 по кл. композиции у А. К. Лядова (занятия инструментовкой у Н. А. Римского-Корсакова), в 1914 - по кл. фп. у А. Н. Есиповой с присуждением премии А. Г. Рубинштейна за исполнение собств. 1-го фп. концерта). В период обучения занимался дирижированием в кл. Н. Н. Черепнина. В последующие годы много концертировал, в 1918-33 жил и работал за границей (США, Франция), совершая гастрольные выступления в СССР (1927, 1929, 1932). С 1933 - постоянно в СССР. Огромное дарование, творческая энергия, способность откликаться на все новейшие открытия в области искусства, стремление к поиску новых образно-выразит. средств определили роль П. в музыке 20 в. как одного из крупнейших композиторов-новаторов.

П. чрезвычайно активно и плодотворно работал во всех муз. жанрах, смело преобразовывая и обновляя традиционную образность и выразит. средства. Важнейшие достижения связаны с муз. т-ром - оперой и балетом, где П. выступил как реформатор сценич. жанров. Большинство опер написано на лит. сюжеты ("Игрок" по Ф. И. Достоевскому, 1916; "Любовь к трем апельсинам" по К. Гоцци, 1919; "Огненный ангел" по В. Я. Брюсову, 1927; "Война и мир" по Л. Н. Толстому, 1952 и пр.). В операх П. расширяет границы основного жанра, привнося в драматургию и муз. яз. худож. приемы, создающие напряженное сквозное развитие, расширяющие выразит. возможности вокальных партий. Благодаря балетам П. изменилось само понимание жанра, простирающегося от муз. сказки ("Сказка про шута, семерых шутов перешутившего", 1920; "Золушка", 1944; "Сказ о каменном цветке" по П. П. Бажову, 1950) до сложного драматич. действа, предполагающего новаторское хореографич. решение ("Стальной скок", 1925; "Блудный сын", 1928), и шекспировской трагедии ("Ромео и Джульетта", 1936).

Велико значение симфонич. произв. П., образное и драматургическое решение к-рых тесно связано с театр. музыкой. П. разнообразно интерпретирует традиционные симфонич. жанры, создав, наряду с 7-ю симфониями, Симфониетту (окончат. ред. 1929); сюиты на основе театр. произв.: "Ала и Лоллий" (из балета, 1915), "Любовь к трем апельсинам" (из оперы, 1934), "Поручик Киже" (из музыки к к/ф, 1934) и пр.; разнообразные симфонич. увертюры (Русская увертюра, 1936); симфонич. сказку ("Петя и волк", 1936) и др. Близки к масштабным симфонич. соч. инструмент. концерты П. (5 фп. концертов, концерты для виолончели и др.). Большое место в творчестве П. занимают кантатно-ораториальные произв. Хотя большая часть из них создавалась "по случаю" (кантата "К 20-летию Октября" на тексты Маркса, Энгельса, Ленина 1937), в лучших своих образцах данный жанр, синтезируя театр. и инструмент. принципы развития, открывает новые драматургич. возможности. Одним из популярнейших сочинений П. стала кантата "Александр Невский" (1939), в основе к-рой - музыка к одноименному к/ф С. М. Эйзенштейна (1938).

Благодаря П., образно и технически обогащается фп. музыка, обретая в миниатюрах новые фактурные приемы, функциональное переосмысление ("Сарказмы", 1912; "Мимолетности", 1915; "Сказки старой бабушки", 1918 и др.), в 9-ти сонатах - драматургич. преображение цикла. П. является также автором музыки к драматич. спектаклям ("Борис Годунов", 1936; "Евгений Онегин", 1936 и др.); к/ф ("Пиковая дама", 1938; "Иван Грозный", 1942 и др.), обработок нар. песен (2 тетради рус. нар. песен, 1944 и др.). Нар. артист РСФСР (1947). Член академии "Санта-Чечилия" в Риме (1934), Шведской Королевской муз. академии (1947), поч. чл. "Умелецкой беседы" в Праге (1946). Лауреат Ленинской премии СССР (1957, посмертно, за симфонию № 7). Лауреат Гос. премий СССР (1943, 1946, 1947, 1951).

Лит.: Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973; Мартынов И. И. О. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974; Прокофьев О. С. Дневник, письма, беседы, воспоминания. М., 1991.

С. С. Прокофьев. Худ. А. Матисс. 1921

С. С. Прокофьев. Худ. А. Матисс. 1921

Полезные сервисы

прокофьев сергей сергеевич

Энциклопедический словарь

Проко́фьев Сергей Сергеевич (1891-1953), композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Ученик Р. М. Глиэра, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. В 1918-33 жил за рубежом. В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-14 («Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами так называемой расширенной тональности XX в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Игрок» (1916), «Любовь к трём апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» («Дуэнья»; 1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952), «Повесть о настоящем человеке», балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921), «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), «На Днепре» (1932), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950), оратория «На страже мира» (1950), кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917-52), «Ала и Лолий» («Скифская сюита») для оркестра (1915), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам и др. Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951), Ленинская премия (1957, посмертно).

С. С. Прокофьев.

* * *

ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич - ПРОКО́ФЬЕВ Сергей Сергеевич [11 (23) апреля, 1891, Сонцовка, ныне село Красное Донецкой области Украины - 5 марта 1953, Москва], русский советский композитор, пианист и дирижер, народный артист России (1947), Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 - трижды, 1947, 1951).

В дерзко-новаторских фортепьянных сочинениях 1908-1914 («Отчаяние», «Наваждение», токката, 1-й концерт с оркестром, «Сарказмы») заметна близость молодого Прокофьева антиромантическим идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами расширенной тональности 20 века сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Игрок» (1916), «Любовь к трем апельсинам» (1919), «Огненный ангел» (1927), «Семен Котко» (1939), «Обручение в монастыре» (1940), «Война и мир» (1943; 2-я редакция, 1952); балеты «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950), оратория «На страже мира» (1950), кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917-1952), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром, сонаты и циклы пьес для фортепьяно, музыка к фильмам.

Ранний русский период

Прокофьев начал заниматься музыкой с пяти лет. В 1902-1903 брал частные уроки теории и композиции у Р. М. Глиэра (см. ГЛИЭР Рейнгольд Морицевич). В 1904, тринадцати лет, он поступил в Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич)(инструментовка), А. К. Лядова (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович)(композиция), А. Н. Есиповой (см. ЕСИПОВА Анна Николаевна) (фортепиано); окончил консерваторию как композитор в 1909, как пианист - в 1914. Первые публичные выступления Прокофьева-пианиста с исполнением собственных произведений относятся к 1908, первые нотные публикации - к 1911, первые зарубежные гастроли - к 1913.

С первых же своих шагов на музыкальном поприще Прокофьев зарекомендовал себя как сторонник шокирующих, «экстремальных» (по меркам начала 20 века) средств выразительности; критика 1910-х годов часто называла его музыкальным футуристом. Музыка раннего Прокофьева проникнута всесокрушающей радостной энергией; в то же время ей не чужд своеобычный, несколько «застенчивый» лиризм. Среди произведений консерваторского периода выделяются «Наваждение» «Токката», Соната № 2 для фортепиано (все - 1912), два Концерта для фортепиано с оркестром (1912, 1913), фортепьянный цикл «Сарказмы» (1914).

В 1914 Прокофьев начал писать балет «Ала и Лоллий» (на сюжет из скифской мифологии) для знаменитой антрепризы С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович). На основе музыки этого балета (который так и не получил сценического воплощения) была создана одноименная симфоническая сюита, первое исполнение которой в Петрограде в начале 1916 сопровождалось грандиозным скандалом, подтвердившим репутацию Прокофьева как музыкального «варвара», «скифа», ниспровергателя традиционных устоев. Экспериментальный характер отличает и оперу «Игрок» по одноименному роману Ф. М. Достоевского (1916, вторая редакция - 1927; премьера оперы состоялась в Брюсселе в 1929), представляющего собой достаточно рискованный опыт музыкальной адаптации прозаического диалога. В других произведениях второй половины 1910-х гг. Прокофьев стремится к большей «общительности» музыкального языка, богатству контрастов, дифференциации выразительных средств. Неповторимый сплав лирики, иронии, юмора, ритмического напора и мелодического изящества придает особое обаяние шедеврам этого периода, таким, как балет «Сказка про Шута, семерых шутов перешутившего» на сюжет русской народной сказки (1915, вторая редакция - 1920; в 1921 балет был поставлен в Париже дягилевской труппой), пять романсов на слова А. А. Ахматовой (1916), симфония № 1 («Классическая»), концерт № 1 для скрипки с оркестром, «Мимолетности» для фортепиано, сонаты №№ 3 и 4 для фортепиано (все - 1917).

В эмиграции

Весной 1918 Прокофьев покинул Россию. До 1922 он жил в США, затем переехал в Этталь (Баварские Альпы), а в 1923 поселился в Париже. Первые годы пребывания за границей были для Прокофьева в высшей степени плодотворными. Среди произведений, написанных в эти годы, комическая опера «Любовь к трем апельсинам» по одноименной пьесе К. Гоцци (1919; поставлена в Чикаго в 1921), пять песен без слов для голоса (или скрипки) и фортепиано (1920), концерт №3 для фортепиано с оркестром (1921), соната №5 для фортепиано (1923). Грандиозным размахом отличается симфония №2 (1924), форма которой смоделирована по образцу монументальной фортепианной сонаты №32 Бетховена; это замечательное произведение все еще остается одним из наименее репертуарных у Прокофьева. «Не повезло» и опере «Огненный ангел» по одноименному роману В. Я. Брюсова; законченная в 1927, эта фантасмагорическая драма впервые прозвучала в Париже в концертном исполнении только в 1954. С другой стороны, симфония №3, созданная в 1928 на материале музыки «Огненного ангела», приобрела широкую известность как одно из наиболее эффектных, оригинально оркестрованных и в то же время глубоких по содержанию произведений композитора. Из опусов середины 1920-х гг. следует упомянуть также балет «Стальной скок» (1925), сюжет которого отражает наивные представления о жизни Советской России, бытовавшие в то время на Западе.

В начале 1927 Прокофьев гастролировал в СССР. Симфонические и камерные концерты его музыки в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе (сам Прокофьев выступал в них в качестве пианиста) прошли с огромным успехом. Возможно, именно тогда у Прокофьева зародилась мысль об окончательной репатриации. В течение последующих нескольких лет его поездки в СССР становились более частыми; и хотя далеко не всегда они проходили безоблачно (в частности, из-за обструкций, которые устраивали Прокофьеву догматики из Всесоюзной Ассоциации пролетарских музыкантов), это не повлияло на стремление композитора связать свою дальнейшую судьбу с Родиной. К тому же период конца 1920-х - начала 1930-х гг. был отмечен в биографии Прокофьева определенной творческой «усталостью» и как следствие явным снижением интереса к его музыке на Западе. Спад в творчестве ощущается в балетах «Блудный сын» (1929, Париж; в 1930 на основе этого балета - последнего из числа написанных по заказу Дягилева - была сочинена симфония №4) и «На Днепре» (1932, Париж), концертах №№4 и 5 для фортепиано с оркестром (1931, 1932), «Симфонической песни» для оркестра (1933).

Значительно больше удавались Прокофьеву произведения, написанные по заказам из СССР - симфонические сюиты «Поручик Киже» (из музыки к одноименному фильму по повести Ю. Н. Тынянова, 1933) и «Египетские ночи» (из музыки к спектаклю московского Камерного театра, 1934). В советской литературе принято считать, что Прокофьев вернулся на Родину в 1933, на самом деле это произошло несколько позднее. Последнее произведение Прокофьева, написанное перед окончательным возвращением в СССР - концерт №2 для скрипки с оркестром (1935), полный счастливых мелодических находок.

По возвращении на Родину

Весной 1936 Прокофьев с семьей обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды - в сезоне 1936/37 и 1938/39. Творческая жизнь Прокофьева между 1936 и 1948 отличалась исключительной интенсивностью. В 1936 он практически завершил работу над балетом «Ромео и Джульетта», который был заказан ему в 1934 дирекцией театра им. Кирова в Ленинграде (премьера балета в этом театре состоялась в 1940; мировая премьера прошла в 1938 в Брно, Чехословакия).

В том же 1936 в Московском театре для детей была поставлена симфоническая сказка «Петя и волк». Год спустя Прокофьев представил Комитету по делам искусств свою Кантату к 20-летию Октября - грандиозную фреску для двух хоров и четырех оркестров на слова Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. По существу, это был опыт создания своего рода коммунистической литургии (по своему драматургическому плану Кантата Прокофьева в некоторых отношениях воспроизводит схему католической мессы); но осуществленное Прокофьевым музыкальное воплощение слов классиков марксизма-ленинизма было сочтено идеологически неприемлемым, и Кантата была положена «на полку» (ее первое исполнение, к тому же с купюрами, состоялось в Москве только в 1966). Значительной художественной удачей явилась вторая монументальная кантата Прокофьева «Александр Невский» (1939), созданная на основе музыки к одноименному фильму С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович). На 60-летие Сталина Прокофьев откликнулся кантатой «Здравица», исполнение которой стало кульминационным пунктом юбилейных торжеств. Менее успешной оказалась судьба еще одного приношения Прокофьева на алтарь государственной идеологии - оперы «Семен Котко» по роману В. П. Катаева «Я сын трудового народа» на сюжет из истории Гражданской войны на Украине; поставленная в Москве в 1940, опера подверглась резкой критике и вскоре была снята с репертуара. В 1940 были завершены соната №6 для фортепиано и комическая опера «Обручение в монастыре» по пьесе Р. Шеридана «Дуэнья», премьера которой состоялась в Ленинграде уже после войны, в 1946.

Летом 1941 Прокофьев был эвакуирован на Северный Кавказ, где вскоре написал струнный квартет № 2 (на темы из кабардинского музыкального фольклора). В том же году он начал работать над оперой «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В первоначальных редакциях оперы основное внимание уделялось бытовым, семейным мотивам романа, тогда как ее окончательная версия (премьера - Ленинград, 1955, в более полном виде - Москва, 1959) представляет собой грандиозную народно-патриотическую эпопею.

В военные годы Прокофьевым было создано еще одно крупное сценическое произведение - балет «Золушка» (1945, Москва). Среди произведений военных и первых послевоенных лет - симфонии № 5 и 6 (1944, 1947), сонаты № 7, 8, 9 для фортепиано (1942, 1944, 1947), соната для флейты и фортепиано (1943; известна также в скрипичной редакции), соната для скрипки и фортепиано (1938-1946).

Постановлением ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели (см. МУРАДЕЛИ Вано Ильич)«Великая дружба» от 10 февраля 1948 музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена «формалистической», «чуждой советскому народу». От этого удара Прокофьев не оправился до конца жизни. Почти все его произведения, написанные после 1948 (опера «Повесть о настоящем человеке», поставлена в Москве в 1960, балет «Сказ о каменном цветке», 1950, поставлен в Москве в 1954, оратория «На страже мира», 1950, симфония №7, 1952) малоудачны, отмечены вымученными попытками «упростить» свой музыкальный язык. Среди немногих исключений - два произведения, написанных в расчете на исполнительский дар молодого М. Л. Ростроповича (см. РОСТРОПОВИЧ Мстислав Леопольдович): соната для виолончели и фортепиано (1949) и симфония-концерт для виолончели с оркестром (1952).

Прокофьев умер в один день со Сталиным. Его смерть почти не была замечена советскими средствами массовой информации. Неуклюжей попыткой советской власти сгладить вину перед композитором стало посмертное присуждение ему Ленинской премии (1957).

Большой энциклопедический словарь

Проко́фьев Сергей Сергеевич (1891—1953), композитор, пианист и дирижёр, народный артист РСФСР (1947). Ученик Р. М. Глиэра, Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Лядова. В 1918—33 жил за рубежом. В дерзко-новаторских фортепианных сочинениях 1908—14 («Наваждение», токката, 1-й фортепианный концерт, «Сарказмы») — близость идеям раннего русского авангарда. Обогащение гармонии средствами так называемой расширенной тональности XX в. сочетается в зрелых сочинениях с проникновенным лирическим мелосом широкого дыхания, строгой классичностью структур. Оперы «Маддалена» (1911; 2-я редакция, 1913), «Игрок» (по Ф. М. Достоевскому, 1916), «Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, 1919), «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, 1927), «Семён Котко» (1939), «Обручение в монастыре» («Дуэнья»; по Р. Шеридану, 1940), «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, 1943; 2-я редакция, 1952), «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Н. Полевому, 1948); балеты «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1921), «Стальной скок» (1927), «Блудный сын» (1929), «На Днепре» (1932), «Ромео и Джульетта» (1936), «Золушка» (1944), «Сказ о каменном цветке» (1950); кантата «Александр Невский» (1939), 7 симфоний (1917—52), «Ала и Лолий» («Скифская сюита», для оркестра, 1915), симфоническая сказка «Петя и волк» (1936), концерты для инструментов с оркестром (5 — для фортепиано, 1912—32), 9 сонат и циклы пьес для фортепиано; музыка к фильмам и др. Ленинская премия (1957, посмертно), Государственная премия СССР (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951).

Энциклопедия Кольера

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ

(1891-1953), великий русский композитор 20 в., замечательный пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 в Сонцовке Екатеринославской губернии. В шесть лет сочинял циклы маленьких фортепианных пьес, в девять стал автором детской оперы. Пройдя подготовительный курс с Р.М.Глиэром, Прокофьев в возрасте 13 лет поступил в Петербургскую консерваторию (окончил по классу композиции в 1909, по классу фортепиано - в 1914). Его учителями были А.К.Лядов, Н.А.Римский-Корсаков, Н.Н.Черепнин, А.Н.Есипова и другие. Оканчивая консерваторию по классу фортепиано, он сыграл с оркестром свой Первый фортепианный концерт и получил почетную премию имени А.Г.Рубинштейна. Музыка Прокофьева стала предметом ожесточенных споров в музыкальных кругах. Для его ранних сочинений характерны гротесковость, сатирические мотивы; это музыка принципиально антиромантическая, зачастую - жестко звучащая, пронизанная диссонансами, очень энергичная в ритмическом отношении. Наиболее примечательны в этом периоде балет Шут (Сказка про шута, семерых шутов перешутившего, 1915), опера Игрок по одноименному роману Достоевского (1915-1916), несколько инструментальных концертов и сонат, Скифская сюита (1915) и кантата Семеро их (1917). Один из шедевров раннего Прокофьева - его Классическая симфония (1917), образец "новой простоты": ею композитор словно продемонстрировал критикам свое блестящее владение неоклассическим стилем. В 1918 он отправился на гастроли в США, где в 1919 завершил комическую оперу Любовь к трем апельсинам (поставлена в 1921 Чикагским оперным театром). К этому времени относится также великолепный Третий фортепианный концерт. В 1922 Прокофьев переселился в Германию, а в 1923 перебрался в Париж, где провел следующее десятилетие, выезжая в длительные концертные турне по странам Европы и по Америке (он выступал как пианист и как дирижер). В Париже антреприза Сергея Дягилева "Русский балет", которая еще в 1921 показала прокофьевского Шута, поставила его следующие балеты - Стальной скок (1927) и Блудный сын (1928). В 1925-1931 появились Вторая, Третья и Четвертая симфонии и Четвертый и Пятый фортепианные концерты, в которых стиль Прокофьева достиг пика напряженности и остроты. В 1933 Прокофьев вернулся в Россию. В последующие годы он много работал в разных жанрах; среди сочинений этого периода - балеты Ромео и Джульетта (1935) и Золушка (1944); детская сказка для чтеца и оркестра Петя и волк (1936); музыка к кинофильмам Поручик Киже (1934), Александр Невский (1938) и Иван Грозный (1945). Во время Великой отечественной войны и после нее он создал ряд патриотических произведений, а также оперы Обручение в монастыре по комедии Шеридана (1940-1941) и Война и мир по роману Толстого (1941-1942), несколько камерно-инструментальных ансамблей, много фортепианной музыки разных жанров. После войны состоялись премьеры Пятой (1945), Шестой (1947) и Седьмой (1952) симфоний. В 1948 Прокофьев подвергся нападкам за "формалистический" стиль музыки и симпатии к "вырождающемуся" искусству Запада (что не помешало ему в 1951 получить Сталинскую премию, шестую по счету). Умер Прокофьев в Москве 5 марта 1953.

ЛИТЕРАТУРА

Нестьев И. Жизнь С. Прокофьева. М., 1973 Мартынов И. С. Прокофьев. Жизнь и творчество. М., 1974 Прокофьев С.С. Автобиография. М., 1982 Савкина Н.П. С.С. Прокофьев. М., 1982

Полезные сервисы

прокофьева

Сканворды для слова прокофьева

- Российская актриса, исполнившая роль Жанны Аркадьевны в телесериале «Моя прекрасная няня».

- Детская писательница, автор повестей «Зелёная пилюля», «Капитан Тин-Тиныч», «На старом чердаке».

- Детская писательница, автор пьесы «Разговор без свидетеля», сборника «Машины сказки».

- Детская писательница, автор повестей «Приключения жёлтого чемоданчика», «Сказка о ветре в безветренный день», «Ученик волшебника».

Полезные сервисы

прокофьева-бельговская александра алексеевна

Энциклопедический словарь

Проко́фьева-Бельго́вская Александра Алексеевна (1903-1984), генетик, создатель отечественной школы цитогенетики человека, член-корреспондент АМН СССР (1965). Основные труды по проблемам гена, структуры и функции хромосом, радиационной и медицинской цитогенетике. Государственная премия СССР (1983).

* * *

ПРОКОФЬЕВА-БЕЛЬГОВСКАЯ Александра Алексеевна - ПРОКО́ФЬЕВА-БЕЛЬГО́ВСКАЯ Александра Алексеевна (1903-84), российский генетик, создатель отечественной школы цитогенетики человека. Основные труды по проблемам гена, структуре и функций хромосом, радиационной и медицинской цитогенетике. Государственная премия СССР (1983).

* * *

ПРОКО́ФЬЕВА-БЕЛЬГО́ВСКАЯ Александра Алексеевна (26 марта 1903, г. Александров Владимирской обл. - 16 февраля 1984, Москва), российский генетик, создатель отечественной школы цитогенетики (см. ЦИТОГЕНЕТИКА) человека, член-корреспондент АМН СССР, лауреат Государственной премии СССР в области науки и техники (1983).

Родилась в семье выходцев из крестьян Петербургской губернии. Отец служил кассиром на Большом Ижорском и Путиловском заводах. Когда из-за гражданской войны сельская школа в Дубровке Лужского уезда (родная деревня матери Прокофьевой-Бельговской) осталась без учителей, 16-летняя Шура Прокофьева одна учила около 60 детей разных классов весь учебный год 1919-1920. В 1924 она закончила Ленинградский институт народного образования и в 1924-30 гг. преподавала в средних школах рабочих районов Ленинграда, проявив истинный педагогический талант. В 1930 без отрыва от работы закончила естественное отделение физико-математического факультета Ленинградского университета по кафедре генетики, где ее учителями были Ю. А. Филипченко (см. ФИЛИПЧЕНКО Юрий Александрович) и Г. А. Левитский (см. ЛЕВИТСКИЙ Григорий Андреевич), и начала работать в Лаборатории генетики АН СССР в Ленинграде у академика С. Г. Навашина (см. НАВАШИН Сергей Гаврилович) (в 1933 эта лаборатория была преобразована в Институт генетики АН СССР во главе с академиком Н. И. Вавиловым (см. ВАВИЛОВ Николай Иванович)). В 1935-37 Прокофьева-Бельговская, переехавшая вместе с институтом в Москву, работала совместно с крупнейшим американским генетиком Г. Д. Меллером (см. МЕЛЛЕР Герман Джозеф), заведовавшим в то время лабораторией в этом институте. В это время они выполнили блестящую серию исследований тонкого микроскопического строения хромосом классического объекта генетики - плодовой мухи дрозофилы. В этих исследованиях Меллеру принадлежала генетическая часть, а Прокофьевой-Бельговской - цитологическая. Эти работы принесли ей мировую известность. Спустя почти 70 лет их все еще продолжают цитировать. В 1947 Прокофьева-Бельговская создала концепцию гетероциклического (асинхронного) функционирования хромосом в клеточном ядре, которую дополняла и совершенствовала затем в 60-70-е годы.

В феврале 1948 Прокофьева-Бельговская защитила докторскую диссертацию, посвященную микроскопическому исследованию хромосом дрозофилы, однако после августовской сессии ВАСХНИЛ (см. АВГУСТОВСКАЯ СЕССИЯ ВАСХНИЛ), когда она отказалась внести в свою диссертацию раздел, осуждающий хромосомную теорию наследственности, ее диссертация была отклонена. Вскоре Прокофьева-Бельговская и ее муж, известный генетик М. Л. Бельговский, были уволены из института, которым после ареста в 1940 Вавилова стал руководить Т. Д. Лысенко (см. ЛЫСЕНКО Трофим Денисович). В 1949-56 гг. она работала во ВНИИ антибиотиков и на заводе антибиотиков в Москве. В это время ею были установлены закономерности жизненных циклов актиномицетов (см. АКТИНОМИЦЕТЫ), продуцирующих пенициллин.

В 50-60-х гг. Прокофьева-Бельговская активно участвовала в возрождении преподавания и исследований в области генетики в СССР. В 1956-62 гг. она, работая в лаборатории радиационной генетики, возглавлявшейся Н. П. Дубининым (см. ДУБИНИН Николай Петрович) в Институте биологической физики АН СССР, приступила к исследованию хромосом человека. В 1958 от имени делегации СССР Прокофьева-Бельговская выступила на научной конференции ООН в Женеве с докладом о предельно допустимых для человека дозах ионизирующей радиации. В те же годы она выступала с популярными в те годы публичными лекциями по генетике, организованными Московским обществом испытателей природы (см. МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ИСПЫТАТЕЛЕЙ ПРИРОДЫ (МОИП)); с 1956 ежегодно читала курс лекций по цитогенетике на кафедре генетики и селекции ЛГУ, а с 1962 - на аналогичной кафедре в МГУ. В 1962 была приглашена академиком В. А. Энгельгардтом (см. ЭНГЕЛЬГАРДТ Владимир Александрович) заведовать лабораторией в Институте молекулярной биологии АН СССР, где и проработала до конца своих дней. Параллельно, в 1964, она организовала и возглавила лабораторию цитогенетики человека в Институте морфологии человека АМН СССР и продолжала заведовать ею после вхождения лаборатории в 1969 в состав нового Института медицинской генетики АМН СССР. В 1965 Прокофьева-Бельговская вновь защитила докторскую диссертацию, включившую материалы ее исследований хромосом дрозофилы и человека.

Излюбленным предметом исследований Прокофьевой-Бельговской были до сих пор загадочные гетерохроматические районы хромосом, в изучение микроскопического строения которых у дрозофилы она внесла вклад мирового значения. В последние месяцы своей жизни она закончила подготовку фундаментальной монографии «Гетерохроматические районы хромосом», обобщившую 50-летние мировые исследования в этой области. Эта монография была издана посмертно.

Прокофьева-Бельговская создала школу советских медицинских цитогенетиков. Среди ее учеников - десятки докторов и кандидатов наук. Была одним из организаторов Института медицинской генетики АМН СССР (ныне - Медико-генетический научный центр РАМН), службы медико-генетических консультаций в СССР, Всесоюзного общества генетиков и селекционеров им. Н. И. Вавилова (ВОГИС), соратником выдающихся ученых, академиков Н. И. Вавилова, Б. Л. Астаурова (см. АСТАУРОВ Борис Львович), Н. П. Дубинина, В. А. Энгельгардта, А. А. Баева (см. БАЕВ Александр Александрович). Прокофьева-Бельговская была блестящим лектором и полемистом, красивой и артистичной женщиной, прекрасным воспитателем научной молодежи, подвижницей науки и истинным патриотом.

Награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Большой энциклопедический словарь

ПРОКОФЬЕВА-БЕЛЬГОВСКАЯ Александра Алексеевна (1903-84) - российский генетик, создатель отечественной школы цитогенетики человека. Основные труды по проблемам гена, структуре и функций хромосом, радиационной и медицинской цитогенетике. Государственная премия СССР (1983).

Полезные сервисы

прокофьевский

Орфографический словарь

проко́фьевский (от Проко́фьев)

Полезные сервисы