Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

речевое воздействие

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ВОЗДЕ́ЙСТВИЕ.

Регуляция поведения реципиента с помощью обращенной к нему речи (устной, письменной, через средства массовой информации). См. также суггестия, внушение.

Полезные сервисы

речевое действие

Переводоведческий словарь

речевое действие - действие, составляющее элемент реневой деятельности.

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ДЕ́ЙСТВИЕ.

Действие, составляющее элемент речевой деятельности.

Полезные сервисы

речевое задание

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ЗАДА́НИЕ.

Вид задания, являющийся стимулом к выполнению речевого действия, способствующий закреплению пройденного учебного материала, и формированию и совершенствованию речевых умений. В отличие от языковых заданий, которые имеют целью приобретение знаний и формирование речевых навыков, Р. з. в первую очередь направлены на формирование и развитие речевых умений. С этой целью при выполнении Р. з. используются условно-речевые и речевые упражнения, они выполняются в аудитории под руководством преподавателя либо самостоятельно с опорой на учебные пособия и технические средства обучения. При выполнении Р. з. рекомендуется использовать ролевые игры, средства наглядности, современные технологии обучения. Р. з. преобладают при обучении с использованием коммуникативных методов, в том числе и проектной методики.

Полезные сервисы

речевое звено

Переводоведческий словарь

речевое звено - кратчайшая знаменательная часть фразы, выделяемая ритмико-интонационны-ми средствами. В качестве отдельных речевых звеньев обычно выступают синтагмы и ритмические группы.

Лингвистические термины

То же, что речевой такт.

Полезные сервисы

речевое мастерство

Методические термины

РЕЧЕВО́Е МАСТЕРСТВО́.

Умение выбирать из возможных вариантов высказывания наиболее точные, выразительные в смысловом и стилистическом отношении, а также ситуативно уместные средства языка и способы их употребления. См. также культура речи, речевая культура.

Полезные сервисы

речевое общение

Переводоведческий словарь

речевое общение - общение при помощи естественного языка.

Лингвистика

Речево́е обще́ние -

см. Речь.

Педагогическое речеведение

Речевое общение - это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной, жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности. Оно органически включается во все другие виды деятельности человека (трудовую, общественную, познавательную и т. п.).

Р. о. осуществляется между многими, несколькими или двумя людьми, каждый из которых является носителем активности и предполагает ее в своих собеседниках. Р. о. обоюдно. Как всякая социальная активность человека, Р. о. социально и целенаправленно.

Формой проявления Р. о. является речевое поведение собеседников, а содержанием - их речевая деятельность.

Поведение есть превращение внутреннего состояния человека в его поступки по отношению к окружающему миру, людям и т. п.

Выделяются два вида поведения: вербальное (словесное) к реальное. Вербальное поведение - это система высказываний, мнений, суждений, доказательств и др., которые могут быть зафиксированы как явные признаки психических состояний. Реальное поведение - это система взаимосвязанных поступков, осуществляемых человеком с целью адаптации к среде.

Существенным различительным признаком речевого поведения и речевой деятельности представляется уровень мотивации и соответствующая ему мера осознанности мотивов акта поведения (в рамках поведения) и речевого действия (в рамках деятельности). Поэтому, если речевая деятельность - это осознанно мотивированная целенаправленная человеческая активность, то речевое поведение - это малоосознанная активность, проявляющаяся в образцах и стереотипах действий, усвоенных человеком либо на основе подражания чужим образцам и стереотипам, либо на основе собственного опыта. Как видим, в речевой деятельности «задействованы» глубинные структуры сознания, а в речевом поведении стремление (а порой необходимость) к осознанию мотивов тех или иных поступков отсутствует.

Кроме того, речевая деятельность и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст, а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми (доброжелательные, недоброжелательные и др.) и эмоции, вызываемые тем или иным речевым поведением собеседников.

Следовательно, формирование социально-активной личности ребенка предполагает развитие Р. о. в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. Иными словами, задача сводится к формированию у школьников «коммуникативной компетентности», которая охватывает знания не только языковой системы и владение языковым материалом (речью), но и соблюдение социальных норм Р. о., правил речевого поведения.

Лит.: Антон Э. Исследования проблемы речевого взаимодействия на уроке в некоторых зарубежных странах // Измерения в исследовании проблем воспитания. - Тарту, 1973. - С. 154-170; Леонтьев А.А. Психология речевого общения: Автореф. докт. дис. - М., 1975; Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции. - М., 1978; Роовет Э.И. Обучение речевому общению (теоретические основы). - Таллин, 1984.

О.М. Казарцева

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ОБЩЕ́НИЕ.

Общение с помощью речи, направленное на достижение цели коммуникации; форма взаимодействия двух или более людей посредством языка, включающая обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного (см. аффект) характера. В Р. о. выделяется пять компонентов: ситуация общения, отправитель речи, получатель речи, условия протекания речевого действия и речевое сообщение. Признаками Р. о. являются:

1) наличие партнеров по общению;

2) наличие мотива как побуждения к общению (в учебном процессе основной мотив - это мотив учения, стремление как можно лучше овладеть предметом);

3) наличие ситуации общения. Можно говорить о трех типах Р. о. в зависимости от условий, в которых общение протекает:

1) учебное общение (реализуется на уроке, когда участники имеют фиксированные роли: преподаватель - учащийся;

2) имитативно-подражательное общение (воспроизведение готовых речевых образцов, принадлежащих другим лицам); аутентичное общение - общение на свободную тему.

К умениям Р. о. относят:

1) собственно речевые умения (начать беседу, поддержать общение, переспросить собеседника, соблюдать нормы языка;

2) умения, относящиеся к речевому этикету;

3) умения, относящиеся к невербальному поведению (мимике, жестам, телодвижениям). Обучение Р. о. протекает в рамках различных сфер общения. Функции Р. о. представлены на занятиях следующих набором:

1) информативная (обеспечивает возможность получения информации),

2) регулятивная, или побудительная (обеспечивает побуждение к действию);

3) эмоционально-оценочная (позволяет выразить чувства, мнения, доказать что-л., убедить в чем-л. и др.). Р. о. в современной лингвистике и лингводидактике исследуется в рамках таких направлений, как культура речи, функциональная лингвистика, прагматика, теория речевой деятельности, психолингвистика. Начало изучения проблем Р. о. было положено в работах В. Гумбольдта. В отечественном языкознании Р. о. стало предметом исследования в работах Л. П. Якубинского, М. М. Бахтина, Л. В. Щербы, Л. С. Выготского. Для лингводидактики большое значение имели исследования Р. о. с позиций теории деятельности, предпринятые А. Н. Леонтьевым и получившие методическое обоснование в публикациях А. А. Леонтьева и И. А. Зимней. Необходимым условием Р. о. является заинтересованность в общении и способность к диалоговому взаимодействию, обусловленная личностными характеристиками коммуникантов. Эффективность общения при этом зависит от нацеленности говорящего на слушателя, от способности слушателя принять доводы и аргументы говорящего, его способности прогнозировать смысловое развитие речи, терпимо относиться к речевым недочетам говорящего и критически оценивать личную коммуникативную и социокультурную компетенцию. В процессе Р. о. творческий характер имеет не только деятельность говорящего, но и деятельность слушающего, который конструирует диалог, прогнозируя результат коммуникативного взаимодействия (Винокур, 1993; Зимняя, 1985; Леонтьев, 1997; Пассов, 1989).

Полезные сервисы

речевое поведение

Лингвистические термины

Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки.

Понятия лингвистики

Термин, заимствованный из западной социолингвистики, связанный с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы). Речевое поведение изучается с точки зрения процесса выборки языка или языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Оно реализуется в конкретных видах или стратегиях, в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки.

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ПОВЕДЕ́НИЕ.

Форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи. Обусловлена ситуацией, задачей, условиями общения, коммуникативными потребностями, национально-культурной спецификой поведения участников общения. Говорящий / пишущий меняет тактику Р. п. в зависимости от ситуации общения (официальная / неофициальная), времени, места, социального статуса собеседника или адресата, коммуникативной компетенции и др. См. также поведение, речевой поступок, речевой этикет, стереотипы речевого общения.

Социолингвистика

Изучается социолингвистикой с точки зрения процесса выбора языка либо языкового варианта для построения социально корректного высказывания. Речевое поведение реализуется в конкретных видах или стратегиях (в зависимости от темы, обстановки, цели общения, ролевых отношений коммуникантов, их социального статуса и установки). Термин заимствован из западной социолингвистики, в свою очередь он связан с бихевиористической теорией человеческого поведения (поведение является реакцией на внешние стимулы), которая в настоящий момент претерпела ряд значительных изменений.

В отечественной психологической школе поведение человека рассматривается как деятельность, имеющая природные предпосылки, но социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами. В социолингвистике чаще используется термин «речевое поведение», в психолингвистике «речевая деятельность».

См. также: Двуязычие, Диглоссия

Полезные сервисы

речевое поведение говорящих

Лингвистические термины

1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений;

2) нейтральное;

3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему;

4) конфликтное.

Синтаксис

1) гармоничное, характеризующееся согласованностью коммуникативных намерений;

2) нейтральное;

3) полемичное при различии точек зрения на обсуждаемую в диалоге проблему;

4) конфликтное.

Полезные сервисы

речевое произведение

Переводоведческий словарь

речевое произведение - мысль, выраженная словами; это может быть законченное предложение, часть предложения, выражающая его главную мысль, или некоторая совокупность предложений, раскрывающая какую-либо одну мысль. В речевом произведении мысль приобретает определенную завершенность, поэтому мы вправе рассматривать любой вид речевого произведения как единицу языкового выражения мысли. С другой стороны, речевое произведение находится в рамках языка и поэтому может быть использовано для наблюдения и изучения элементов языка, т.е. его структуры.

См. произведение речи.

Методические термины

РЕЧЕВО́Е ПРОИЗВЕДЕ́НИЕ.

Предложение или совокупность предложений как результат речевой деятельности. То же, что текст. См. дискурс.

Полезные сервисы

речевое событие

Педагогическое речеведение

Речевое событие - основная единица речевого общения

(речевой коммуникации). Еще Аристотель замечал, что «речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается» (Риторика. Книга 1). Развитие этих идей находим в современном понимании Р. с, его структуры и элементов. Среди последних различают несколько групп. В первую относят те элементы, которые в совокупности образуют «сцену действия», или так называемый «внеличностный контекст» события.

Их четыре:

1) тип события или его «жанр» (например, урок);

2) тема события (урока);

3) функция (сообщение информации, проверка знаний, выработка навыков и пр.);

4) обстановка (место и время).

Вторую группу элементов Р. с. образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения (в нашем примере - учитель и ученики; их роли в общении неравнозначны - учитель ведет общение, направляет его ход, организует его; соответственно он обладает особым «правом на речь» и правом предоставлять это право по своему выбору ученикам). Р. с. характеризуется также определенной последовательностью речевых актов, закономерным следованием высказываний участников (так, в обучении основной единицей структуры дискурса является чередование следующих элементов: вопрос - ответ - оценка). Р. с. включает также и те правила, которые регулируют взаимодействие между его участниками, те нормы, в соответствии с которыми интерпретируется сообщаемое и происходящее (например, если, получив ответ на заданный вопрос, учитель в ходе опроса словесно не оценивает ответ, а сразу же «идет дальше», ученики, как правило, интерпретируют это как положительную оценку ответа).

Лит.: Бела Р. Социолингвистика. - М., 1980; Крысин Л.П. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социолингвистические исследования. - М., 1976; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М, 1996; Saville-Troike M. The Ethnography of Communication: An Introduction.- Oxford, 1982; The Ethnography of Communication, ed. by J. Gumperz and D. Hymes. - N.-Y., 1972.

A.K. Михальская

Полезные сервисы

речевое сознание

Переводоведческий словарь

речевое сознание - ситуация, условие речи, цель и задачи высказывания как отраженное в данном конкретном построении речи.

Полезные сервисы

речевое сообщение

Методические термины

РЕЧЕВО́Е СООБЩЕ́НИЕ.

Высказывание, рассчитанное на побуждение реципиента к действию, к оценке данных, фактов, событий, к проявлению интереса и, возможно, к вербальной реакции. Р. с. является для говорящего или пишущего формой выражения мыслей, а для получателя речи - объектом их распознавания.

Р. с. передается с помощью лингвистических знаков (звуков, букв, морфем, слов, словосочетаний, структурных моделей предложений), составляющих звуковой и графический коды речи, которыми должны владеть коммуниканты. Избыточность и компрессивность Р. с. проявляется по-разному в устной и письменной речи: устная речь может быть сжата за счет недоговаривания, интонационных особенностей и экстралингвистических факторов или расширена в случае ее импровизированного характера, не оставляющего времени на обдумывание форм выражения; письменная речь отличается компрессией благодаря длительности ее протекания, она избыточна вследствие ее обстоятельности и достаточной грамматической оформленности. Видами Р. с. являются реплика, рассказ, сказка, загадка, выступление, доклад, лекция, письмо, заявление, опровержение, коммюнике, поздравление, план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, очерк, статья, повесть, стихотворение, роман и др. Из всех возможных Р. с. при обучении языку выбираются лишь те, которые имеют практическое значение для данной аудитории.

Полезные сервисы

речевое средство

Идеография

средство

речь

эмфаза.

прозаизм.

аллитерация.

аллюзия.

парономазия.

архаизм.

асиндетон. | симплока.

гротеск.

пародия. | экскурс.

гипербатон.

катахреза. | полисиндетон, многосоюзие.

палиндром.

эпистрофа.

хиазм.

амплификация.

отступление. лирическое отступление.

экскурс. | плеоназм.

аттицизм. аттический.

парафраз. парафразировать.

украшательство.

прибаутка. присловье. | пересыпать (# речь шутками).

прикрасить. без прикрас.

Полезные сервисы

речевое умение

Методические термины

РЕЧЕВО́Е УМЕ́НИЕ.

То же, что коммуникативное умение. Способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач и на основе выработанных навыков (см. речевой навык) и приобретенных знаний. Р. у. характеризуется продуктивностью, иерархичностью, творческим характером; обладают известной психологической самостоятельностью: чтобы правильно и полноценно общаться, человек должен уметь ориентироваться в условиях общения и на основе этого строить свою речь. Р. у., как и всякое другое умение, характеризуется осознанностью, самостоятельностью, продуктивностью и динамизмом. Кроме того, Р. у. не может функционировать без использования языковых средств и актуализации предложения в конкретной ситуации. К числу Р. у. по иностранному языку выпускника общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

1) говорение:

a) вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным или прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

б) рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка;

2) аудирование: относительно полно и точно понимать высказывания собеседников в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

3) чтение: читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

4) письмо: писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.

Полезные сервисы