Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

саврасов

Грамматический словарь

Савра́сов ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

САВРАСОВ

Далекие предки Саврасовых, Савраскиных были либо конюхами, либо держали в хозяйстве лошадей определенной масти. Саврасый - это светло-гнедой с желтизною. Коням этой окраски обычно давали кличку Савраска. Впрочем, если родословная начинается в Сибири, в Перми, в Казани, то не исключено, что первые Савраскины были большими любителями пьяной медовой браги - там ее называли савраской.

САВРАСОВ САВРАСУХИН

Саврасый - светло-рыжий с черным хвостом и гривой, масть лошади. Вероятно, цвет волос родоначальников фамилии чем-то напоминал окружающим расцветку лошади. (Ф) Отчество от прозвища из нарицательного саврасый или саврас - "сероватый, седоватый" (в переносном значении стало кличкой лошади по масти, а затем получило и оценочное значение с оттенком осуждения - "носится, как саврас без узды). (Н)

САВРАСОВ

Далекие предки Саврасовых, Савраскиных были либо конюхами, либо держали в хозяйстве лошадей определенной масти. Саврасый - это светло-гнедой с желтизною. Коням этой окраски обычно давали кличку Савраска. Впрочем, если родословная начинается в Сибири, в Перми, в Казани, то не исключено, что первые Савраскины были большими любителями пьяной медовой браги - там ее называли савраской.

Сканворды для слова саврасов

- Русский художник, автор картины «Грачи прилетели».

- Русский художник XIX века, автор картин «Рожь», «Весна», «Волга».

- Русский художник XIX века, автор картин «Дворик», «Радуга», «Водопад».

- Русский художник XIX века, автор картин «Хоровод», «Проселок», «Вид на Кремль. Весна».

- Русский художник XIX века, автор картин «Лосиный остров в Сокольниках», «После грозы».

Полезные сервисы

саврасов ал. кондр

Гуманитарный словарь

САВРА́СОВ Ал. Кондр. (1830-97) - живописец, пейзажист. Чл.-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1844-54), в 1857-82 руководил там же пейзажным классом; его учениками были, в частности, И. И. Левитан и К. А. Коровин. От традиций академич. пейзажа в духе зап.-европ. романтизма в работах 1850-х гг. творчество С. вырастает до непосредств. ощущения рус. природы; в его произв. реалистич. переданный пейзаж с оттенками романтич. настроения трактован просто и безыскусно ("Лосиный остров в Сокольниках", 1869). В работах 1870-х гг. творчество С. достигло расцвета; произведения этого периода передают тончайшие взаимоотношения человека и природы ("Разлив Волги под Ярославлем", 1871; "Проселок", 1873). Художника привлекали широкие поля, просторы, открытые дали. Наиб. полно особенности новой реалистич. живописи у С. выявились в знаменитой, многократно репродуцированной картине "Грачи прилетели" (1871), ставшей одной из классич. пейзажных картин России. Наряду с И. И. Шишкиным и Ф. А. Васильевым, С. создал в рус. иск-ве также жанр станкового пейзажного рисунка, в к-ром предпочитал тональную живопись, построенную на создающих богатую колори-стич. гамму переходах от темного к светлому. Творчество С. определило всю последующую историю рус. пейзажной живописи; по словам И. И. Левитана, С. создал рус. пейзаж.

С. постигла участь многих рус. талантов: будучи мягкого, застенчивого характера, он стал легкой жертвой алкоголизма. Его оставила жена, ему отказали в казенной квартире, изгнали из училища. С. буквально нищенствовал, обитал в ночлежке на Хитровке, знаменитой тем, что там было много людей "с прошлым". Подрабатывал копиями своего шедевра - "Грачей". Умер в больнице для бедных.

Лит.: Федоров-Давыдов А. А. Саврасов. М., 1957; Новоуспенский Н. Н. А. К. Саврасов: (Альбом). Л., 1981; Добровольский О. Саврасов. М., 1983; Мальцева Ф. А. К. Саврасов. Л., 1984.

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»

А. К. Саврасов. «Грачи прилетели»

Полезные сервисы

саврасов алексей кондратиевич

Энциклопедический словарь

Савра́сов Алексей Кондратиевич (1830-1897), живописец, член Товарищества передвижников. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передавал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Грачи прилетели», 1871).

Полезные сервисы

саврасов алексей кондратьевич

Энциклопедический словарь

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич - САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич (1830-97), русский живописец, передвижник (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов («Грачи прилетели», 1871).

* * *

САВРА́СОВ Алексей Кондратьевич [12 (24) мая 1830, Москва - 26 сентября (8 октября) 1897, там же], русский художник. Выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве.

Выходец из семьи мелкого купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1844-54). В 1860-е гг. дважды побывал во Франции, посетил ряд других западноевропейских стран. В 1870-75 совершал ежегодные поездки на Волгу. Жил и работал в Москве.

Раннее творчество

Раннее творчество Саврасова («Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», 1851, Третьяковская галерея) развивается всецело в рамках романтизма - с его любовью к бурным метеорологическим эффектам, к резким контрастам переднего и заднего планов. Наиболее зрелым произведением этого периода является «Вид в окрестностях Ораниенбаума» (1854, там же), за который Саврасов получил звание академика. Последующие поиски, интенсивные натурные «штудии» приводят к более спокойным, гармонически ясным колористическим и композиционным решениям («Пейзаж с рекой и рыбаком», 1859, Латвийский художественный музей, Рига; «Сельский вид», 1867, Третьяковская галерея). Все большее значение в образе получают тонкие светоцветовые эффекты, связывающие воедино почву переднего плана и природные дали («Лосиный остров в Сокольниках», 1869, там же; «Лунная ночь. Болото», 1870, Серпуховский историко-художественный музей), умение виртуозно передать круговращение влаги в гео- и атмосфере ландшафта («Волга», 1870-е гг, Третьяковская галерея).

Зрелое творчество. «Грачи прилетели»

В 1871 мастер создает ряд лучших своих работ («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», Нижегородский художественный музей; «Разлив Волги под Ярославлем», Русский музей), в т. ч. знаменитую картину «Грачи прилетели» (Третьяковская галерея), ставшую самым популярным русским пейзажем, своего рода живописным символом России. Этюдная работа над «Грачами» шла в марте, в с. Молвитино (ныне Сусанино) Буйского уезда Костромской губернии. Талый снег, весенние грачи на березках, серо-голубое, блеклое небо, темные избы и древняя церквушка на фоне стылых дальних лугов, - все сплавилось в образ удивительного поэтического обаяния. Картине свойственен поистине волшебный эффект узнаваемости, «уже виденного» (deja-vue, говоря языком психологии) - причем не только где-то близ Волги, где писались «Грачи», а чуть ли не в любом уголке страны. Здесь «настроение» -как особое созерцательное пространство, объединяющее картину со зрителем - окончательно превращается в совершенно особый компонент образа; это метко фиксирует И. Н. Крамской (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), когда пишет (в письме к Ф. А. Васильеву (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович), 1871), касаясь других пейзажей на выставке: «все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Незримо зримая «душа», настроение животворит и последующие вещи Саврасова: замечательные московские пейзажи, органично сочетающие бытовую простоту переднего плана с величавыми далями («Сухарева башня», 1872, Исторический музей, Москва; «Вид на Московский Кремль. Весна», 1873, Русский музей), виртуозный по передаче влаги и светотени «Проселок» (1873, Третьяковская галерея), сентиментальную «Могилу над Волгой» (1874, Алтайский краевой музей изобразительных искусств, Барнаул), светозарную «Радугу» (1875, Русский музей), меланхолическую картину «Зимний пейзаж. Иней» (1876-77, Воронежский музей изобразительных искусств). В поздний период мастерство Саврасова резко слабеет. Житейски опустившись, страдая алкоголизмом, он живет за счет копий со своих лучших работ, прежде всего с «Грачей».

Оставил о себе память и как замечательный педагог. Вел в 1857-82 пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были К. А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич) и И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич).

Большой энциклопедический словарь

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830-97) - российский живописец, передвижник. Один из родоначальников русского реалистического пейзажа, передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Грачи прилетели", 1871).

Полезные сервисы

саврасов, алексей кондратьевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871. Третьяковская галерея.

А.К. Саврасов. "Грачи прилетели". 1871. Третьяковская галерея.

САВРАСОВ Алексей Кондратьевич (1830 - 97), живописец, передвижник, один из родоначальников русского реалистического пейзажа. Передал поэтическую красоту и значительность обыденных городских и сельских мотивов ("Проселок", 1873).

А.К. Саврасов. Просёлок. 1873.

А.К. Саврасов. "Просёлок". 1873.

Полезные сервисы

саврасовский

Орфографический словарь

савра́совский (от Савра́сов)

Полезные сервисы