сущ., кол-во синонимов: 1
божество (103)
СЕБАСТИАНИ Франсуа - СЕБАСТИА́НИ (Sebastiani) Франсуа (полное имя Франсуа Орас Себастиани де ла Порта, Sebastiani de la Porta) (1775-1851), граф, французский государственный и военный деятель, маршал Франции, участник наполеоновских войн (см. НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ).
Карьера Франсуа Себастиани началась в 1796 году, когда он отличился в Итальянском походе Наполеона (см. ИТАЛЬЯНСКИЙ ПОХОД СУВОРОВА). После заключения Амьенского мира (см. АМЬЕНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР) в 1802 году Себастиани был назначен посланником в Турции. Под его влиянием турецкий султан Селим III (см. СЕЛИМ III) объявил в 1806 году войну России и Англии. Несмотря на свой дипломатический статус, Себастиани возглавил подготовку обороны Стамбула от возможного нападения английского и русского флотов.
В 1809 году Себастиани успешно командовал корпусом в Испании, но был отставлен от должности из-за разногласий с испанским королем Жозефом Бонапартом. В 1812 году Себастиани командовал кавалерийской дивизией в корпусе Мюрата (см. МЮРАТ Иоахим), в 1813 году возглавил 2-й кавалерийский корпус наполеоновской армии. При короле Луи Филиппе (см. ЛУИ ФИЛИПП) Себастиани некоторое время был министром иностранных дел.
Себастья́н - Севастьян (Sebastian), христианский святой, мученик (III в.). Будучи офицером императорской гвардии в Риме, обратился в христианство. По приговору императора Диоклетиана его должны были расстрелять лучники. Был тяжело ранен стрелами, вылечен вдовой св. Ириной, но позже забит дубинками. Над предполагаемой могилой св. Себастьяна в римских катакомбах возведена одна из 7 раннехристианских римских паломнических церквей. Себастьян считается исцелителем от чумы, патроном стрелковых гильдий.
СВ. (ум. 286), христианский мученик, культ которого очень рано распространился в Милане. Помимо факта его мученичества, исторических сведений о нем почти нет. По преданию, он был начальником императорской гвардии; своим милосердием он выдал принадлежность к христианству, и был отдан на расправу мавританским лучникам (вот почему его изображают пронзенным стрелами). Он считался защитником от чумы; сохранились рассказы о его чудесном заступничестве во время эпидемий в Риме в 680, в Милане в 1575 и в Лиссабоне в 1599. День памяти святого 20 января (в Русской православной церкви 18 декабря по старому стилю).
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
- Краб в компании русалочки Ариэль.
- Иоганн ... Бах.
- Брат Виолы из пьесы Уильяма Шекспира «Двенадцатая ночь».
- Стихотворение Валерия Брюсова.
- Король Португалии из Ависской династии.
- Имя немецкого автогонщика Феттеля.
- Имя немецкого поэта Бранта.
СЕБАСТЬЯН (Севастьян) (Sebastian) - христианский святой, мученик. Будучи офицером императорской гвардии в Риме, обратился в христианство. Императором Диоклетианом приговорен к расстрелу; тяжело ранен лучниками, вылечен вдовой св. Ириной, но позже забит дубинками. Над предполагаемой могилой св. Себастьяна в римских катакомбах возведена одна из 7 раннехристианских римских паломнических церквей. Считается исцелителем от чумы, патроном стрелковых гильдий.
СЕБАСТЬЯН (святой) - СЕБАСТЬЯ́Н (Севастьян) (Sebastianus) (ум. ок. 288, Рим), святой, христианский мученик. Упоминается в Римском хронографе 354 года и в Иеронимовском мартирологе. Согласно христианскому преданию, был родом из Галлии, служил командиром преторианцев (см. ПРЕТОРИАНЦЫ) в Риме при императоре Диоклетиане (см. ДИОКЛЕТИАН). Когда открылось, что Себастьян христианин и обратил многих солдат, он был приговорен к казни и расстрелян лучниками. Благочестивая вдова Ирина спасла умирающего мученика, но по приказу Диоклетиана он был забит палками до смерти. Его тело похоронила возле катакомб другая благочестивая христианка, которой святой явился в видении. Базилика Сан-Себастьяно на Аппиевой дороге (см. АППИЕВА ДОРОГА), где, вероятно, покоятся его мощи, была в средние века популярным центром паломничества. Мученичество святого Себастьяна частый сюжет в живописи 15-17 вв. (картины Антонелло да Мессины (см. АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА), Боттичелли (см. БОТТИЧЕЛЛИ Сандро), Тициана (см. ТИЦИАН), Эль Греко (см. ЭЛЬ ГРЕКО), Риберы (см. РИБЕРА Хусепе)). Обычно изображался в образе прекрасного юноши, пронзенного стрелами. Память в Католической церкви 20 января, в Православной - 18 (31) декабря.
Себастья́н Михаил (Sebastian) (1907-1945), румынский драматург и публицист. Психологические пьесы «Игра в каникулы» (постановка 1938), «Безымянная звезда» (постановка 1944). Сатирическая комедия «Последняя сенсация» (постановка 1945).
* * *
СЕБАСТЬЯН Михаил - СЕБАСТЬЯ́Н (Sebastian) Михаил (1907-1945), румынский драматург и публицист. Психологические пьесы «Игра в каникулы» (поставлена 1938), «Безымянная звезда» (поставлена 1944). Сатирическая комедия «Последняя сенсация» (поставлена 1945).
Себастья́но дель Пьо́мбо (Sebastiano del Piombo), настоящее имя Лучани (Luciani) (около 1485 - 1547), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Классическая возвышенность образов, красочное богатство («Скрипач», около 1513) с конца 1510-х гг. сменяются торжественной суровостью и пессимизмом («Оплакивание Христа», 1516).
* * *
СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО - СЕБАСТЬЯ́НО ДЕЛЬ ПЬО́МБО (Sebastiano del Piombo (наст. имя Лучани, Luciani) (ок. 1485-1547), итальянский живописец. Представитель искусства Возрождения. Классическая возвышенность образов, красочное богатство («Скрипач», ок. 1513) сменяются торжественной суровостью и пессимизмом («Оплакивание Христа», 1516).
СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО (Sebastiano del Piombo (наст. имя Лучани - Luciani) (ок. 1485-1547), итальянский живописец. Представитель искусства Возрождения. Классическая возвышенность образов, красочное богатство ("Скрипач", ок. 1513) сменяются торжественной суровостью и пессимизмом ("Оплакивание Христа", 1516).
СЕБАСТЬЯНО ДЕЛЬ ПЬОМБО (Sebastiano del Piombo; Sebastiano Luciani)
(ок. 1485-1547), Себастьяно Лучиани, итальянский живописец Высокого Возрождения. Родился в Венеции. Занимал пост хранителя печати (piombo) в папской Канцелярии. Себастьяно учился сначала у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. В 1511 он приехал в Рим, где вместе с Рафаэлем и его учениками участвовал в украшении фресками виллы Фарнезина по заказу сиенского банкира Агостино Киджи. В 1515 Себастьяно познакомился с Микеланджело и стал его учеником и помощником. С этого времени он начинает подражать стилю Микеланджело, который в его поздних работах приобретает все больше маньеристических черт. Кисти Себастьяно дель Пьомбо принадлежит множество портретов. Среди его картин на религиозные сюжеты Воскрешение Лазаря (1517-1519, Лондон, Национальная галерея) и Мученичество св. Агаты (1520, Флоренция, палаццо Питти). В своей живописи ему удалось сочетать богатство венецианского колорита со скульптурностью и монументальностью форм, присущих произведениям мастеров римской школы.
Себастья́но дель Пьо́мбо (Sebastiano del Piombo) (настоящая фамилия Лучани, Luciani) (около 14851547), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения. Классическая возвышенность, звучность колорита его ранних работ («Скрипач», около 1513) с конца 1510-х гг. сменяются подчёркнутым драматизмом образов («Воскрешение Лазаря», 1519).
САВОСИН САВОСТИН САВОСТЬЯНОВ САВОСЬКИН СЕВАСТЬЯНОВ САВАСТЕЕВ СЕБАСТЬЯНСКАЯ СЕВОСТЬЯНОВ СЕВАТЬЯНОВ СЕВОСТЕЙ
Отразличных форм христианского имени Севастиан (в русском употреблении - Севастьян) - по-гречески "славный, высокочтимый". Тот же корень вслове Севастополь - славный город". (Ф) Отчество от канонического мужского имени Севастиан (Себастиан от sebastos, что в др.-греч. означало "священный, почитаемый). Замена б в произошла еще в языке Византии, откуда имя попало в Древнюю Русь. У русских эта форма сохранилась только в церковнославянском языке, часто встречается написание Севастьян, Савостьян - по диалектному произношению. Савосин - отчество от уменьшительной формы Савося. Савоськин - фамилия часто встречается в Среднем Поочье. По земской переписи 1910 г. - в бывших Белевском и Алексинском уездах (Тул. обл. архив). Первоначально - отчество от уничижительной формы Савоська. (Н)
Севатьянов видимо результат ошибки, утрат средней с.
част. разг.
Употребляется при подчеркивании свободы протекания действия или совершения его в удовольствие, а также в интересах того, о ком идет речь (располагаясь постпозитивно, соответственно, при глаголе или местоимении).
1.
СЕБЕ́ (без удар.) (разг.). Частица, примыкающая к предыдущему глаголу или местоимению со знач. в свое удовольствие, в своих интересах. Давай, думаю себе, посмотрю. «Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед и лая твоего не примечает.» Крылов. «Им лишь бы устроить свадьбу, а там новобрачные как себе хотят.» Гончаров. «Как он, Петр Иваныч, там себе ни проповедуй, а с этой минуты не сбудется ни одно из его холодных, методических предсказаний.» Гончаров. «Дался им голос мой, и как себе исправно всем слышится и всех сзывает до зари.» Грибоедов. А ничего себе - см. ничего во 2 знач. так себе - см. так. 1.
2.
СЕБЕ́2. дат. и предл. от себя.
СЕБЕ́, частица (разг.). Относится к глаголу-сказуемому, внося значение продолжающегося свободного, независимого и как бы противопоставляемого другому действия. Сидит с. (он с. сидит), ничего не замечая. Иди с.! Тебя не трогают, и молчи с.
Ничего себе (разг.) 1) сносно, довольно хорошо. Обед был ничего себе; 2) выражение иронического отношения, недоверия, неодобрения. Опять поругались. Ничего себе!
Так себе (разг.) 1) ни плохо ни хорошо, средне. Фильм этот так себе; 2) о ком-чём-н. неважном, весьма посредственном. Помощник он так себе.
Пускай (пусть) себе (разг.) выражение принятия, согласия с оттенком безразличия, незаинтересованности. Он настаивает на своём. Пускай себе.
II. СЕБЕ́ см. себя.
СЕБЕ́ частица. Разг. (употр. обычно постпозитивно при глаг. или местоим.). Подчёркивает, что действие совершается свободно, независимо. Ступай себе домой. Сяду себе в уголочке. Вы себе сидите, отдыхайте!
◁ Знай себе́, в зн. нареч. Разг. Не обращая внимания ни на что, ни на кого. Его ругают, а он знай себе молчит. Пускай (пусть) себе́, в зн. межд. Разг. Выражает принятие чего-л., согласие с чем-л. Пускай себе говорит, это его дело. Он настаивает на своём. - Пусть себе. Ничего себе́, в зн. нареч. Разг. 1. Сносно, довольно хорошо. Обед прошёл ничего себе. -2. в функц. сказ. Выражает ироничное, скептическое отношение к кому-, чему-л. Старик ничего себе. -3. в функц. сказ. Выражает изумление, крайнее удивление. Опять брюки испачкал. - Ничего себе! Так себе́, в зн. нареч. 1. (в ответе на вопрос). Ничего, ничего особенного, о чём стоило бы говорить. Как вам спалось? - Так себе. Что с вами? - Так себе. -2. Без особой причины, надобности или без определённой цели, намерения. Я люблю его так себе, от скуки. -3. в функц. сказ. О ком-, чём-л. неважном, весьма непосредственном. Фильм так себе. Это твой близкий приятель? - Так себе.
(без удар.), частица. разг.
Употребляется (обычно постпозитивно) при глаголе или местоимении, подчеркивая, что действие совершается свободно, независимо.
- Теперь мы сами доедем, - сказал Селифан, - ступай себе домой. Гоголь, Мертвые души.
- [Я] до варенья очень охотница, - говорила Липа. - Сяду себе в уголочке и все - чай пью с вареньем. Чехов, В овраге.
- Я соберу посуду, - вы себе сидите ---. Отдыхайте! М. Горький, Мать.
◊
- знай себе
- ничего себе!
- так себе
себе́
укр. собí, блр. собе́, др.-русск. собѣ, ст.-слав. себѣ, болг. се́бе (Младенов 576), сербохорв. сѐби, чак. sebȉ, словен. sébi, чеш. sobě, слвц. sеbе, польск. sobie, в.-луж. sebi, н.-луж. sеb᾽е.
Родственно др.-прусск. дат. sebbei "себе", оск. sífeí "sibi", лат. sibī, греч. σφί(ν) "ему", лит. sávei (-v- из стар. род. п. ед. ч.); см. Мейе, Introd. 337; Буттман, Leхil. I, 60; Траутман, ВSW 251 и сл.; Арr. Sprd. 443; Вальде-Гофм. 2, 626. Ср. себя́, -ся.
нареч, кол-во синонимов: 9
в убыток (3)
накладно (12)
начетисто (10)
не расчет (8)
невыгодно (22)
несходно (12)
нет расчета (15)
себе в ущерб (6)
себе дороже (7)
нареч, кол-во синонимов: 6
на свою голову (5)
на свою задницу (5)
на свою шею (5)
себе в убыток (9)
себе во вред (5)
себе на шею (5)
Разг. Не стоит, не оправдывает огромных усилий, напряжения.
Дежурная сестра либо шуры-муры с больным крутила, либо языком чесала. Раздала лекарства, выполнила назначения - и привет! За такие деньги, полагает она, надрываться - себе дороже (З. Богуславская. Близкие).
прил., кол-во синонимов: 7
накладно (12)
начетисто (10)
не расчет (8)
невыгодно (22)
невыгодный (38)
нет расчета (15)
себе в убыток (9)
делать что-л.
Во вред, в ущерб себе.
Имеется в виду, что лицо (Х) совершило (реже - совершает) импульсивные, необдуманные действия (Р), тем самым навлекая на себя (реже - на кого-л. другого) неприятности или вызывая нежелательные последствия. Обычно говорится с досадой, с сожалением. реч. стандарт. ✦ Х на свою голову делает Р.
В роли обст.
Порядок слов-компонентов фиксир.
Кто за рублём, кто от жены, кто приключения на свою голову ищет. О. Куваев, Тройной полярный сюжет.Дома она взяла книжку Кина и легла с ней на диван... Пал Палыч позвал Антонину пить чай - она не пошла... - Вот достал книгу на свою голову! - сердито подумал Пал Палыч. Ю. Герман, Наши знакомые.
Товарищи кочегара посмеиваются: "Связался ты с лодырем на свою голову!" Л. Кассиль, Далеко в море.
- Подписывай вот тут свою фамилию <...>. - Да как же можно подписывать, коли не знаешь суть. Может, мы на свою голову подписываем. Ф. Решетников, Глумовы.
- Ах я глупенькая! - сказала Пашенька. - Чего я наделала! Вот на свою голову послушалась боярыни! А.К. Толстой, Князь Серебряный.
- Я тоже хочу в отпуск, - сердито заметил вслух Турецкий. - И ещё спать хочу! А вот где, я сейчас пойду покурю - и решу. - Ты с кем там разговариваешь? - донеслось из спальни. - Ну вот, - сокрушённо развёл руками Турецкий, - разбудил-таки! На свою голову! Ф. Незнанский, Ищите женщину.
- На будущих же выборах в Америке, пока ещё единственной в мире демократической супердержаве, победный лозунг должен звучать иначе: "Делись добром, дурачок, и не будет на твою голову никаких талибанов!" ЛГ, 2002.
- Стой, тебе говорят! - крикнул Иван... - Не уйдёшь ты от меня, остановись лучше... - Сейчас - остановился, держи карман! - Наум нахлёстывал коня. - Оглоед чёртов... откуда ты взялся на нашу голову! <...> Тебя, дьявола, голого почесть в родню приняли, а ты же на меня с топором! Стыд-то есть или нету? В. Шукшин, Волки.
- И что за человек! Так и ищет приключений себе на голову! (Реч.)
культурологический комментарий:
фразеол. восходит к тексту Библии: "Ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на главу его, и Господь воздаст тебе" (Притч. 25: 22).
Образ фразеол. восходит также к практике заговоров и примет: Прилетела на свою голову (о птице, залетевшей в избу; стараются поймать её и сорвать ей голову); Кабы тебе на свою голову! (напророчить кому-л. злое). (Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1999. С. 367.) У восточных славян были распространены поверья о том, что новый дом всегда строится "на чью-нибудь голову": при рубке первых брёвен будущего дома строитель-плотник непременно кого-нибудь заклинает - членов семьи хозяина дома или домашнее животное. Данное поверье связано с представлением о строительной жертве. (Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб., 1993. С. 158.)
Эти древние поверья имеют глубокие корни в мифологической форме окультуренного осознания мира, для которого, в частности, характерно олицетворение частей тела, а также метонимическое, т. е. основанное на принципе смежности, их отождествление с целым.
Во фразеол. голова соотносится с телесным (соматическим) кодом культуры и, с одной стороны, олицетворяет человека в целом (ср. считать по головам кого-л., свалить с больной головы на здоровую, жить за чужою головою; Как живётся, голова?), а с другой - ум, разум, рассудок, умственные способности человека вообще (ср. ломать голову над чем-л; Это голова, каких мало; Сто голов, сто умов; Умная голова сто голов кормит).
В пространственном измерении метафоры, создаваемой предлогом "на", компонент фразеол. голова выполняет роль символа, замещающего человека, в данном случае того, чья умственная деятельность оказалась направленной против его намерений.
фразеол. в целом выступает в роли стереотипа неприятностей, которые человек обычно сам навлекает на себя.
автор:
С. В. Кабакова
Разг. Ирон.
1. кто. Скрытен, хитёр.
- Четвёртый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме, матушка (Шишков. Емельян Пугачёв).
2. Хитрость, скрытность (о выражении лица и т. п.).
Минуту оба смотрели друг на друга - Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме (Чехов. Чёрный монах).
кто быть
Скрытный; расчётливый, хитрый; заботящийся только о собственной выгоде.
Имеется в виду, что лицо, группа лиц (Х) умело скрывают свои мысли, чувства и намерения - обычно своекорыстные - от окружающих, от близких им людей. Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ Х себе на уме.
неизм.
При подлеж. я, мы не употр.
Обычно в роли именной части сказ. или несогл. опред.
Порядок слов-компонентов фиксир.
За последние дни все как-то привыкли, что никто не только не скрывает своих взглядов, а, наоборот, навязывает их, обнажались характеры, открывались тайники, а тут - непонятный человек, поступки его неожиданны, он их не афиширует. Быть себе на уме, когда остальные распахиваются друг перед другом! В. Тендряков, Чрезвычайное.Охотно поддакивал отцу, а за душой таил другое, своё. Братья понимали, что Ефим себе на уме. В. Шукшин, Любавины.
А другая - ветошная, рвань-старушонка, да, как говорится, себе на уме <...>. Дождётся Маня большая этого праздника [пенсии] - сперва закупит чаю, сахару, крупы <...> и потом уже пропивает то, что останется. Ф. Абрамов, Пелагея.
Он и плут, и холуй, и шельма, и хозяина своего при этом ненавидит; человек со способностями, не лишён обаяния, себе на уме, в нём есть и что-то доброе, но и взятку примет не моргнув. Э. Рязанов, Неподведённые итоги.
Вообще Куник Глебову не нравился. Он был какой-то очень молчаливый, неприветливый, болезненный и себе на уме. Жил Куник одиноко <...>. Почему-то считалось, что он всегда нуждается в помощи и что он несчастен. Впрочем, было написано на скорбном, ссохшемся личике с неизменно сжатым ртом: "Я несчастен!" А в чём, собственно, ваше несчастье? Ю. Трифонов, Дом на набережной.
- Да он ещё не всё говорит... Они, старики-то, все такие: себе на уме. Мой-то родитель <...> был тем же миром мазан. Всё скрытничал. Г. Марков, Соль земли.
- Четвёртый год живу с тобой, матушка, душа в душу, а каковы твои сокровенные помыслы касательно дел важных - не ведаю. Ты себе на уме, матушка. В. Шишков, Емельян Пугачёв.
Сослуживцы, людишки себе на уме, явные мещане, несмотря на портреты вождей в петлицах. М. Булгаков, Путешествие по Крыму.
культурологический комментарий:
"Выражение известно в русском языке с XVIII в. ср. также укр. сам собi на умi. Калька латинского оборота sibi in mente, употреблявшегося римскими писателями". (Мелерович А.М., Мокиенко В.М. Фразеологизмы в русской речи. М., 2001. С. 748.) Образ фразеол. восходит к одной из древнейших - архетипических - форм осознания человеком целостности его личного, "своего" пространства.
Компоненты фразеол. соотносятся с антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, а в сочетании с предлогом "на" - с пространственным кодом. Компонент ум в образе фразеол. метонимически, по аналогии с головой, обозначает пространство, в котором происходит мыслительная деятельность человека; см. выражения брать/взять на ум, держать в уме и др., см. также в фольклоре: Держи на уме, коли есть на чём.
В образе фразеол. себе выражает смысл осуществления деятельности, направленной на утверждение самости, на удовлетворение собственных интересов. ср. ироничные пословицы и поговорки: Кто о ком, а мы о себе; Всякая рука к себе загребает; Рад другому, да не как себе.
Образ фразеол. воспринимается на фоне культурных установок, выраженных в фольклоре (Сам себе на радость никто не живёт; Самолюб никому не люб; Не всё для себя, ино [другое] место и для других и др.) и выступает как эталон, т. е. образец, скрытности, расчётливости в человеке.
автор:
М. Л. Ковшова
Ср. Тебе нечего от меня скрывать: а то бы ты скрытничала; ты таки себе на уме. Наталья поглядела матери в глаза и подумала: "для чего же не быть себе на уме".
Тургенев. Рудин. 5.
Ср. Ты (Моргач) человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый.
Тургенев. Записки охотника. Певцы.
Ср. Даль, как говорится, себе на уме, смотрит невиннейшим и добродушнейшим человеком в мире; вдруг вы чувствуете, что вас поймали за хохол, когти в вас запустили преострые...
Тургенев. Критич. ст. 4. (Повести и пр. Казака Луганского.)
Ср. Начинает вдруг казаться, что этот улыбающийся человек, при всей его глупости, все-таки себе на уме, что он знает нечто больше, нежели можно ожидать от его простодушия.
Салтыков. Недоконченные тени. 4.
Ср. Он (писарь в остроге) - малый хитрый, очень себе на уме, но и не дурной человек.
Достоевский. Записки из Мертвого дома. 2, 7.
Ср. Он славный малый, но всегда себе на уме: хитрый, пронырливый, пролаз и крючок... но в сущности человек не без сердца...
Достоевский. Униженные и оскорбленные. 2, 5.
Ср. Пусть ты себе на уме, Бог тому заплатит, кто меня бедную обижает.
Фонвизин. Недоросль. 3, 5. Простакова.
Ср. Малороссийское: сам собi на умi.
Ср. Sibi in mente.
Разг. Неодобр. Неизм. Скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей, намерений. С сущ. со знач. лица: сокурсник, сослуживец, сосед… себе на уме.
Этот человек опытный, себе на уме, не злой и не добрый, а более расчетливый… (И. Тургенев.)
Этот молчит, стало быть, себе на уме… (А. Чехов.)
Зотов очень себе на уме, но порою очень бестактен. (И. Бунин.)
прил., кол-во синонимов: 13
гусь лапчатый (45)
криворотый (2)
лукавый (53)
мошенник (144)
плутоватый (25)
продумчивый (2)
пройдоха (88)
с хитрецой (14)
с хитринкой (11)
скрытный (35)
хитрожопый (46)
хитрый (113)
хитрый как лиса (17)
См. хитрый...
СЕБЕ НА УМЕ.
В русских идиомах явственно обнаруживается аналитический процесс формирования грамматической категории, совмещающей в себе синтаксические функции наречия, имени прилагательного и категории состояния. Соответствующие идиомы играют роли наречия, имени прилагательного или категории состояния в зависимости от синтаксического употребления, от общего грамматического контекста высказывания. Сами по себе они аморфны, обозначая качество, которое может перейти в качественное состояние, или выражая состояние, которое может стать качественной характеристикой. Например, себе на уме: человек себе на уме; он себе на уме.
«Минуту оба смотрели друг на друга - Коврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме» (Чехов. Черный монах). «Действуя себе на уме, он сначала ни к кому не ходил, и его трудно было зазвать в гости» (Прыжов, с. 30). И. И. Давыдов в письме к А. А. Прокоповичу-Антонскому (от 9 января 1819) заметил о профессоре немецкой литературы фон Гауеншильде: «Это один из ученейших в лицее, тихий, но sibi in mente немец» (Русск. Архив, 1889, № 12, с. 546).
Понятно, что некоторые выражения могут одновременно по дводиться под несколько грамматических категорий, например, под категорию состояния, наречие и имя прилагательное. Выражения, которые способны выполнять функции обособленных прилагательных, не развивают значения времени. Они лишь тяготеют к категории состояния, но не сливаются с нею. Есть некоторая аналогия между ними и членными прилагательными в полупредикативном употреблении. Например, себе на уме: он себе на уме; он - малый себе на уме; это был человек себе на уме; с выражением лица себе на уме.
Ср. у Островского в «Доходном месте» (в речи чиновника): «Только он копию-то не отдал, себе на уме, а только показал». Выражения этого рода легко субстантивируются. Например, у Герцена в «Письмах из Франции и Италии»: «Если б хотели хорошенько всматриваться в события, скорее могли бы обвинить Русь петровскую в нашем себе на уме, которое готово обриться, переодеться, но выдержать себя и в этой перемене».
Ср. навеселе: «Навеселе он всегда был очень беспокоен, кричал, придирался к городовым и извозчикам, пел, неистово хохотал» (Чехов. Три года).
Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи (4 листка разного формата) с внесением некоторых необходимых поправок.
Выражение себе на уме упоминается также В. В. Виноградовым в статье «Основные понятия русской фразеологии как лингвистической дисциплины» (1946): «Семантическое единство фразеологического сращения часто поддерживается синтаксической нерасчлененностью или немотивированностью словосочетания, отсутствием живой синтаксической связи между его морфологическими компонентами. Например: так себе; куда ни шло; была не была; трусу праздновать; диву даться; чем свет; как пить дать; себе на уме (ср. у Чехова в "Скучной истории": "Умышленность, осторожность, себе на уме, но нет ни свободы, ни мужества писать, как хочется, а, стало быть, нет и творчества") и др. под.» (Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 126). - И. У.
прил., кол-во синонимов: 7
зависимый (28)
несамостоятельный (36)
подвластный (17)
подневольный (13)
подчиненный (34)
подчиняющийся (29)
себе не хозяин (7)
прил., кол-во синонимов: 7
зависимый (28)
несамостоятельный (36)
подвластный (17)
подневольный (13)
подчиненный (34)
подчиняющийся (29)
себе не господин (7)
нареч, кол-во синонимов: 17
вполголоса (18)
едва слышно (15)
еле слышно (16)
косноязычно (8)
на полутонах (9)
невнятно (22)
негромко (17)
неотчетливо (25)
неразборчиво (19)
нечленораздельно (8)
под нос (13)
потихоньку (96)
с кашей во рту (6)
тихо (88)
тихонько (47)
чуть слышно (14)
шепотом (24)
под нос, косноязычно, еле слышно, на полутонах, едва слышно, чуть слышно, тихонько, потихоньку, неразборчиво, нечленораздельно, невнятно, тихо, шепотом, неотчетливо, негромко, с кашей во рту, вполголоса
Название, которое дал одному из своих стихотворений (1916) Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930): «Себе, любимому, посвящает эти строки автор».
Иносказательно: о чьей-либо простодушной (не скрываемой) эгоистичности, самовлюбленности, о самолюбовании и пр. (ирон.).
Обычно встречается в форме «о себе, любимом» - говорить, хлопотать, заботиться и т. д. (шутл.-ирон.).
СЕБЕДОВЛЕ́ЮЩИЙ, себедовлеющая, себедовлеющее (книжн. устар.). То же, что самодовлеющий.
Се́беж - город в России, Псковская область, на берегу озера Себежское. Железнодорожная станция. 9,5 тыс. жителей (1998). Пищевая, лёгкая, лесная промышленность. Краеведческий музей. Известен с 1414.
* * *
СЕБЕЖ - СЕ́БЕЖ, город в Российской Федерации, Псковская обл., расположен между озерами Себежское и Ороно (Ворон), в 189 км к югу от Пскова. Железнодорожная станция. Районный центр. Население 6,1 тыс. человек (2001). Известен с 1414. Город с 1772.
Основные промышленные предприятия: по производству стройматериалов, а также лесной, легкой и пищевой промышленности.
Впервые упоминается в летописи под 1414 как псковский «пригород» (поселение в Псковской феодальной республике (см. ПСКОВСКАЯ РЕСПУБЛИКА)) Себеж, разоренный литовским князем Витовтом. В 1535 по приказу князя И. В. Шуйского (см. ШУЙСКИЙ Иван Васильевич) основали деревянную крепость, названную во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи Ивангород-на-Себежи - важный укрепленный пункт на границе с Литвой. В 1536 крепость выдержала осаду польско-литовских войск. В завещании Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) (1572) город упоминается как Себеж. С 1579 крепость находилась под властью Польши, в течение 2-й половины 16 - начале 18 вв. неоднократно возвращалась России и снова захватывалась Польшей. В период Северной войны (см. СЕВЕРНАЯ ВОЙНА 1700-1721 годов) 1700-1721 гг. по приказу Петра I (см. ПЕТР I Великий) была превращена в один из опорных пунктов военных действий. В 1705 на холме были сооружены оборонительные рвы. В 1772 Себеж окончательно вошел в состав России, получил статус города.
В городе действует краеведческий музей. Окрестности города - музей природы (филиал Псковского музея-заповедника).
Себеж расположен одной улицей на узком, вдающемся в озеро полуострове. В самом конце полуострова высится холм, на котором некогда стояла крепость (Замок).
Сохранился костел и шатровая колокольня от Троицкого собора 16 в., возведенного в честь победы над Сигизмундом (см. СИГИЗМУНД II Август) (сам собор был взорван при Советской власти).
Себеж окружен густыми лесами, в которых во время Великой Отечественной войны действовали партизаны. В районе много памятников героям войны.
СЕБЕЖ - город в Российской Федерации, Псковская обл., на берегу оз. Себежское. Железнодорожная станция. 9,2 тыс. жителей (1993). Пищевая, легкая промышленность. Краеведческий музей. Известен с 1414.
СЕБЕК - СЕБЕ́К, в египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа - город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила.
СЕБЕК - в египетской мифологии божество плодородия, бог воды, повелевающий разливами Нила. Центр культа - город Шедит (греч. Крокодилополис) в Файюмском оазисе. Изображался в виде крокодила или человека с головой крокодила.