Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

син

Большой энциклопедический словарь

СИН - в аккадской мифологии лунное божество.

Энциклопедия Кольера

СИН - "[[Индивидуальная]] природа" ("качество", "характер", "пол"). Категория традиционной китайской философии и культуры. Этимология иероглифа "син" (знаки "сердце, центр" и "жизнь, рождение") обнаруживает идею витального центра или психосоматической основы живого существа. "Син" обозначает природные качества каждой отд. вещи, в особенности человека (без специального определения - обычно человеческую "природу"). В философских построениях категория син, как правило, фигурировала в соотношении с понятиями "добро" и "зло" (шань, э), "сердце" (синь1), "предопределение" (мин1), "чувства, чувственность" (цин2), "принцип" (ли1). В буддийских текстах соответствовала терминам "svabnava", "prakrti", "pradnana". Конфуций (6-5 вв. до н.э.) постулировал единство человеческой "природы" и ее исходную нейтральность по отношению к морали: "По природе [[люди]] близки друг к другу, а по привычкам далеки друг от друга" (Лунь юй). Его последователи стремились либо универсализировать различие человеческих качеств, превращая его в различие "природы" людей, либо его сгладить. Мэн Кэ (Мэн-цзы, 4-3 вв. до н.э.) определил "природу" человека как изначально "добрую"; ее суть - "соболезнующее и сострадающее сердце"; "исчерпав собственное сердце", можно "познать собственную природу". "Чувства" единосущны с "природой" и потому "добры"; "предопределение" не связано с "природой" непосредственно: предполагается, что оно может быть познано и "утверждено" либо "устранено", т.е. возможно познание самого Неба (тянь) посредством "знания своей природы". Гао-цзы, оппонент Мэн Кэ, утверждал, что "природа человека безразлична к добру и злу"; добрыми или злыми могут быть лишь формы, в которых она реализуется; т.о. подразумевалось, что она потенциально "добра" и "зла". Согласно Сюнь Куану (Сюнь-цзы, 4-3 вв. до н.э.), "человеческая природа - зла; то, что она добра, - искусственное приобретение"; "чувства" вторичны по отношению к природе: "природа - то, что я не способен сотворить, но могу изменить... чувственность - то, чем я не обладаю [[изначально]], но могу сотворить". Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) первым отчетливо выделил идею "доброты" син как ее потенциального состояния, подчеркнув невозможность отождествления "добра" и "природы": "[[человеческая]] природа подобна рису на корню, добро - рису в зерне". "Тело/личность" (шэнь2) состоит из одинаково врожденных добротворной "природы" и злотворной "чувственности", которые соотносятся с качествами ян и инь соответственно

(см. ИНЬ-ЯН),

человеческая "природа" в целом может считаться "доброй" по отношению к "природе птиц и зверей", но не "природе совершенномудрых" (шэн1). Лю Сян (1 в. до н.э. - 1 в. н.э.) выделил проблему соотношения "природы" и "чувственности", определив первую как "внутренние" свойства, вторую - как "внешюю" способность "соприкасаться с вещами", то есть контактировать с объективной действительностью. Согласно Ван Чуну (1 в.), Лю Сян в противоположность Дун Чжуншу сопоставлял "природу" с качеством инь, а "чувственность" - с ян, считая открытым вопрос об их соотношении с "добром" или "злом". Ян Сюн акцентировал амбивалентный характер син: "добро" и "зло" в ней перемешаны, оба качества можно развить. Исходя из положения Конфуция о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости", он определил все высшие по сравнению с низшим уровнем разряды человеческой "природы" как "добрые", а все, стоящие ниже высшего уровня, - как "злые" относительно него. Ван Чун в отличие от Лю Сяна полагал, что "природа", как и "чувственность", "соприкасается с вещами": напр., "[[способность]] отказывать [[себе]] и уступать [[другому]] является проявлением природы". "Природа и чувственность совместно получаются из [[сил]] инь ян", поэтому они могут быть "изобильны и скудны" или, подобно яшме, "чисты либо пестры" и не могут быть исключительно "добрыми". Ван Чун принципиально преодолел идею сущностного единства "природы" людей, заявив, что высказывания Конфуция об их "взаимной близости по природе" относятся к "средним людям", а слова о неизменности "высшей мудрости" и "низшей глупости" - к носителям предельного (цзи2) "добра" и "зла". Понятия "природы" и "предопределения" у Ван Чуна максимально сближены: они рождаются одновременно с человеком, одинаково "наделены природной пневмой" (ци1) и подчиняются естественным закономерностям инь ян. Предтеча неоконфуцианства Хань Юй (8 - начало 9 в.) вернулся к трактовке син Сюнь Куаном: "Природа человека - это то, что дано ему от рождения, а чувственность - то, что порождается соприкосновением с вещами". Он выделил "три категории" (сань пинь) человеческой "природы": высшая (шан пинь) - "добро", средняя (чжун пинь) - "добро" и "зло", низшая (ся пинь) - "зло") и "пять качеств" (у цай), "делающих природу тем, что она есть": "гуманность" (жэнь2), "благопристойность" (ли2), "благонадежность" (синь2), "должная справедливость" (и1), "разумность" (чжи1). У высшей категории "пять качеств" присутствуют полностью, у низшей - отсутствуют, у средней возможно их частичное присутствие или отсутствие. Связанная с категорией "син" проблематика неоконфуцианства была во многом подготовлена философскими построениями буддизма, преимущественно школы Чань (дзэн) (тезис о прозрении в собственном "сердце" сущностной, принадлежащей всем существам "природы будды" - фо син) и школы (дхармической) природы ([[фа]] син цзун), отождествлявшей "природу" и "сердце", а также даосизма, в котором в I тысячелетии активно разрабатывалась проблема соотношения син и мин1 как обусловленного природными силами "[[жизненного]] предопределения", которое предполагалось возможным скорректировать вплоть до "обращения вспять" пути от рождения к могиле. Законченную форму этот тезис приобрел в учении Чжан Бодуаня (9 в.) об "одновременном совершенствовании природы и [[жизненного]] предопределения" (син мин шуан сю). син и мин1 рассматривались даосами в качестве "пневмы" (ци1), причем "природа" соотносилась с "изначальным духом", т.е. разумным и психическим началом, а "[[жизненное]] предопределение" мыслилась как соматические процессы, непосредственно не связанные с мышлением и психикой. В ряде течений даосизма син предполагалось не "совершенствовать", а "преодолевать". Подобные концепции оказали влияние на тезис Чжан Цзая и Чэн И (11 в.) о "преодолении" "природы пневменной материи" (ци чжи чжи син) с целью самосовершенствования и возвращения к "природе Неба и Земли" - "тянь ди чжи син" (Чжан Цзай) или "предельно коренной, совершенно изначеской природы" - "цзи бэнь цюн юань чжи син" (Чэн И). Чэн И и Чжу Си (12 в.) подвергли критике буддийское отождествление "сердца" (сознания) и "природы", подчеркнув онтологическую первичность син. Чжу Си воспринял проведенное Чжан Цзаем и Чэн И различение двух видов син, окончательно сформулировав концепцию изначально общей "доброй природы", обладающей вторичными конкретными модусами. син, по Чжу Си, есть универсальный "принцип" (ли1), "который не может иметь недоброго", но "пневменная материя (ци чжи, т.е. вторичные модусы) не может не различаться". Чжу Си также ввел различение между "добром" и "злом" с онтологической и антропологической точки зрения: "В плане Неба и Земли добро - предшествующее, а природа - последующее... в человеческом плане природа - предшествующее, а добро - последующее" (т.е. проявление син). Лу Цзююань (12 в.) отождествил "сердце", "чувства" и "природу", что дало повод для его обвинений в приверженности чань-буддизму. Ван Янмин (конец 15 - начало 16 в.) принципиально отказался от различения "природы" и "пневмы", доказывая сущностное тождество син с "сердцем" и "принципом", но разграничил абсолютное добро, или "высшее благо" (чжи шань), и добро, соотносительное со злом; "высшее благо" есть "первосущность сердца" (синь чжи бэнь ти) и "небесный принцип" (тянь ли). В 17 в. Ван Чуаньшань и в 18 в. Дай Чжэнь сделали акцент на естественном характере син, определяемом взаимодействием сил инь ян. По Дай Чжэню, син - совокупность телесных и духовных качеств, соотносящихся с "предопределением" как индивидуальная "[[телесная]] оформленность" (син2) с тем, что "рассеяно в дао", т.е. содержится в структуре мироздания - закономерностями инь ян и "пяти элементов" (у син1).

ЛИТЕРАТУРА

Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы (Исследование и перевод). М., 1976 Буров В.Г. Мировоззрение китайского мыслителя XVII в. Ван Чуань-шаня. М., 1976 Краснов А.Б. Учение Чжу Си о природе человека. - В кн.: Конфуцианство в Китае. М., 1982 Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Чжу Си. "Син. Жэнь у чжи син" (Природа-син. Природа-син человека и вещей). - В кн.: Человек как философская проблема. Восток - Запад. М., 1991 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998

Синонимы к слову син

сущ., кол-во синонимов: 2

Анатомия терминов

(гп)

δύν-

придаёт словам значение совместности действия, объединения (в соединении, сообща, вместе); соответствует в рус. языке приставке с-/со-, в лат. языке - кон- (con-).

В этой приставке (так же, как и в соответствующей латинской) конечная согласная может меняться перед некоторыми согласными корня. Вместо син- в ряде слов используется, например, сим- или сис-.

символ условный знак, «соединяющий» предмет (греч. δύμβολον - опознавательный знак для членов определённой общественной группы); ср. дьявол (См. диа-)

симметрия соразмерность

симпатия сочувствие, приязнь (противоп. антипатия); ср. англ. sympathy, фр. sympathie, нем. Sympathie

симфония «созвучие», форма музыкального произведения; ср. англ. symphony, фр. symphonie, нем. Symphonie

синагога собрание, молитвенный дом иудеев, верующих евреев (греч. συναγω - собирать, συναγωγή - собирание, место собрания); элемент агог, встречающийся в ряде слов греч. происхождения, образован от ἅγω -вести (с собой), ἀγωγή - ведение, вождение; руководство, наставление (ср. педагогика - «детовождение», демагогия - «народовождение»)

синантропный живущий вместе с человеком вид животных (например, крысы)

синод «сходка», собрание духовных лиц

синоним слово, близкое по значению заданному; ср. англ. synonym, фр. synonyme, нем. Synonym

синтаксис правила соединения слов в языке

синтез соединение (химических веществ, идей и т.

д.)

синхронный одновременный; ср. англ. synchronic, фр. synchrone, нем. synchron

система нечто целое, единство, совокупность (греч. δὐδτημα - составленное из многих частей, соединённое в одно); ср. англ. system, фр. systems, нем. System

Сканворды для слова син

- Вавилонский бог.

- В йеменской мифологии бог Луны.

- Лунное божество в аккадской мифологии.

Полезные сервисы

син (аккад)

Энциклопедический словарь

СИН (Аккад) - СИН (староаккадск. Суин), в аккадской мифологии лунное божество, соответствует шумерскому Нанне (см. НАННА) .

Полезные сервисы

син сузский

Энциклопедический словарь

СИН Сузский - СИН (Енфес, Евной, Севой) Сузский (Персидский) (ум. 341), священномученик, диакон; ученик Милия (см. МИЛИЙ Персидский) Персидского, вместе с которым пострадал в гонение Шапура II (см. ШАПУР II) . Память в Православной церкви 10 (23) ноября.

Большой энциклопедический словарь

СИН (Енфес - Евной, Севой) Сузский (Персидский) (ум. 341), священномученик, диакон; ученик Милия Персидского, вместе с которым пострадал в гонение Шапура II. Память в Православной церкви 10 (23) ноября.

Полезные сервисы

син-

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. syn-.

Полезные сервисы

син-диазосоединение

Синонимы к слову син-диазосоединение

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

син-тянь

Энциклопедический словарь

СИН-ТЯНЬ - СИН-ТЯНЬ, в китайской мифологии великан, которому Хуан-ди (см. ХУАН-ДИ) отрубил голову.

Полезные сервисы

сина

Словарь русских имен

Татарские, тюркские, мусульманские имена

Мужское имя.

Грудь. Антрополексема.

-------------------

Женское имя.

Грудь. Антрополексема.

Сканворды для слова сина

- Авиценна, или Ибн ...

Полезные сервисы

синабр руж

Словарь галлицизмов русского языка

СИНАБР РУЖ * cinabre rouge <гр. kinnabari. Название художественной краски - красная киноварь. Киноварь натуральная... киноварь черная,.. цинабри, вермильон.. cinabre rouge. Виннер 1950 233.

Полезные сервисы

синабунг

Синонимы к слову синабунг

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова синабунг

- Вулкан на Суматре.

Полезные сервисы

синагога

Толковый словарь

ж.

Молитвенный дом и религиозная община иудеев.

Толковый словарь Ушакова

СИНАГО́ГА, синагоги, жен. (греч. synagoge - собрание).

1. Еврейский молитвенный дом, молельня. Хоральная симфония.

2. Религиозно-общинная организация у евреев (устар.).

Толковый словарь Ожегова

СИНАГО́ГА, -и, жен. Иудаистский храм.

| прил. синагогальный, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

СИНАГОГА - жен., евр. молитвенный дом евреев, жидовская молельня.

| Совокупность ученых раввинов, их толкованье и ученье.

Популярный словарь

Синагога

-и, ж.

В иудаизме: молитвенный дом и община верующих иудеев.

Позднее, бывая в синагогах, я понял, что дед молился, как еврей (Горький).

Родственные слова:

синагога́льный

Этимология:

Восходит к греческому synagōgē ‘собрание’, ‘место собрания’.

Энциклопедический комментарий:

Синагоги возникли в Палестине в IV в. до н. э. и в Египте в III в. до н. э. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. э. и расширения диаспоры синагоги стали создаваться повсюду, где жили евреи. Первые синагоги повлияли на распространение монотеизма. В Средние века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от синагоги. В синагоге совершается богослужение, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда. Архитектурные типы синагог весьма многообразны. Общими их чертами являются прямоугольный план, несколько нефов, "ковчег завета" со свитками Библии и впереди него - возвышение для чтения священных текстов.

Словарь существительных

СИНАГО́ГА, -и, ж

Религиозное объединение - иудейская община, жизнь в которой регламентирована в соответствии с законоположениями Торы и Талмуда.

Синагога, состоявшая раньше из двух десятков человек, в последние годы увеличилась почти втрое.

СИНАГО́ГА, -и, ж

Сооружение культового назначения в иудаизме - храм, не имеющий строгих архитектурных норм, обязательной принадлежностью которого является свиток Торы, хранящийся в ковчеге у стены, обращенной в сторону Иерусалима, а также (не обязательно) возвышение в центре, напоминающее о внутреннем убранстве храма в древнем Иерусалиме.

Разве может забыть земля о том незабвенном утре две тысячи лет тому назад, когда вошел отрок в Назаретскую синагогу? (Б.).

Энциклопедический словарь

СИНАГО́ГА -и; ж. [от греч. synagōgē - собрание] В иудаизме: молитвенный дом. Еврейская с. Здание синагоги. Верующие собрались возле синагоги. // Община верующих иудеев.

Синагога́льный, -ая, -ое. С. староста. Синаго́гный, -ая, -ое. С. служка.

* * *

синаго́га (от греч. synagōgē - собрание), в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

* * *

СИНАГОГА - СИНАГО́ГА (греч. synagoge - собрание, соединение. союз), молельный дом в еврейской религиозной традиции. На иврите синагогу обычно называют «дом собрания», но есть также названия «дом молитвы» и «дом учебы», свидетельствующие о ее многофункциональности: в синагогу приходили не только для того, чтобы принять участие в богослужении, она была также местом собраний и учебным центром.

Древнейшая известная синагога датируется 3 веком до н. э., однако история синагоги, несомненно, уходит корнями в более ранние времена. О ее происхождении существуют различные мнения, но бесспорно одно: синагога приобрела в еврейской культуре совершенно особую роль после разрушения Второго Храма в 70 г. С этого момента она становится центром религиозной и культурной жизни в любой еврейской общине.

Уже в 1 веке синагоги распространяются на огромной территории: известно об их существовании не только в Палестине, но также в Риме, Греции, Египте, Вавилонии и Малой Азии. В них проводились как ежедневные, так и особые праздничные богослужения.

Синагоги, находившиеся в различных областях рассеянной еврейской диаспоры (см. ДИАСПОРА (этническая общность)), не были подчинены какому-либо единому централизованному управлению. Этим объясняется тот факт, что синагоги никогда не имели канонизированного архитектурного облика. Как правило, синагоги ориентировались на восток, поскольку при молитве было принято обращаться лицом в сторону Иерусалима (см. ИЕРУСАЛИМ), а для большинства евреев (кроме живших в некоторых арабских странах) это соответствовало обращению на восток. Самыми почетными местами в синагоге были места у восточной стены.

Внутри здания находилось возвышение, с которого читались молитвы. Во время службы все молящиеся сидели лицом к ковчегу (см. КОВЧЕГ), в котором хранились свитки Торы (см. ТОРА). Мужчины и женщины в синагоге разделялись: женщины, как правило, располагались на втором ярусе. Свои традиционные черты ортодоксальная синагога сохранила вплоть до нашего времени.

Большой энциклопедический словарь

СИНАГОГА (от греч. synagoge - собрание) - в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Академический словарь

-и, ж. В иудаизме -

молитвенный дом, а также община верующих.

Нам часто случалось видеть еврейские свадьбы… Самый обряд совершался на площади, перед синагогой. Короленко, Братья Мендель.

[От греч. συναγωγή - собрание]

Энциклопедия Кольера

СИНАГОГА - еврейский дом молитвы. Название происходит от греческого слова synagoge ("собрание") и соответствует еврейском слову "кнесет". Еврейское название синагоги - "бет ха-кнесет" ("дом собрания") или "бет ха-тефилла" ("дом молитвы"). Еврейский дом молитвы называют еще на идиш словом "шул" (от нем. Schule - "школа"). Время возникновения синагог точно не известно. Возможно, они возникли после разрушения Первого храма (586 до н.э.). Известно, что многочисленные синагоги существовали в период Второго храма (516 до н.э. - 70 н.э.). Синагога играла важную роль в еврейской жизни. С ранних времен она была как местом собрания и учения, так и молитвы. Сегодня многие крупнейшие синагоги функционируют как культурные, образовательные и благотворительные центры. При многих синагогах существуют религиозные школы для детей. Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть скромное здание или даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное здание в любом архитектурном стиле. Непременные детали интерьера: помост ("альмемар" или "бима") и ковчег со свитками Торы. Другими традиционными деталями интерьера являются вечный огонь, изображение скрижалей завета (оба элемента располагаются над ковчегом) и два светильника. В ортодоксальных синагогах мужчины и женщины молятся отдельно; в некоторых синагогах для женщин предусмотрены отдельные галереи. Синагоги независимы друг от друга; каждая община самостоятельно избирает своих должностных лиц: раввина, духовного главу общины, законоучителя и проповедника; хаззана, или кантора, руководящего молитвой; чтеца, читающего свитки библейских книг; и шаммаса, или служку, который присматривает за зданием и выполняет другую разнообразную работу. Должность хаззана первоначально совмещала в себе многие обязанности, но с течением времени они перешли к шаммасу и другому синагогальному персоналу, а за хаззаном осталась только обязанность ежедневного руководства молитвой. По праздникам пение хаззана может сопровождаться мужским хором. Смешанные хоры встречаются только в реформистских или прогрессивных консервативных синагогах. В этих синагогах во время службы используется также орган и другие музыкальные инструменты. Великое собрание (древнеевр. "ха-Кнесет ха-Гедола"), законодательный орган, существовавший, согласно еврейской традиции в 5-3 вв. до н.э., в Палестине. Исторические сведения на этот счет весьма скудны, точно неизвестно, как долго функционировал этот орган, а некоторые ученые даже сомневаются в самом его существовании. В Книге Неемии указывается, что он заключил соглашение со старейшинами общины, которые, по-видимому, и вошли в Великое собрание. Согласно традиции, члены Великого собрания (в которое входили и многие книжники) считались духовными наследниками пророков. Они часто упоминаются в Талмуде и других еврейских сочинениях, а их имена связаны с установлением некоторых религиозных институтов.

Гуманитарный словарь

СИНАГО́ГА (от греч. συναγωγή - собрание, калька с др.-евр. бет-кнесет - дом собрания) - еврейский молитв. дом. С. возникла в 1 в. н. э. Основная функция С. - не только служить домом молитв. собраний, но и быть местом общинного суда и совместной учебы. Во всех европ. языках, включая идиш и русский, С. называлась "школой".

В С. непременно должны находиться свитки Торы, как необходимая принадлежность публич. богослужения. Свиток Торы находится в спец. кивоте, называемом арон-кодеш (священный кивот). В С. должно быть также возвышение для рецитации Торы - "бима" или "алмемар" (в "восточных" общинах - "тева"). Особенности конструкции С. зависят от общины и эпохи. Синагогальное здание, как правило, символич. ориентировано на Иерусалим. Память о том, в какую сторону уходили предки из Иудеи, до сих пор проявляет себя в том, что в большинстве синагог арон-кодеш или, как он называется в восточных общинах, "гейхал" (дворец) находится у вост. или зап. стены в зависимости от первонач. направления миграции. Например, в Баку ашкеназская С. и С. горских евреев расположены на двух соседних улицах, при этом первая ориентирована строго на восток, а вторая - на запад, при том что Иерусалим относительно Баку расположен на юго-западе. В традиц. ашкеназских С. бима расположена в центре зала, а сиденья по всему периметру, что делает С. зданием с преимуществ. центральной симметрией. В больших С. у европ. евреев есть также спец. помещение для женщин, женская галерея (иногда расположенная на хорах), откуда можно видеть богослужение в основном молельном зале. В небольших молитв. домах и в С. "восточных" общин помещение для женщин отсутствует, т. к. женщины там не появляются. В Вост. Европе создан особый тип ренессансных и барочных синагогальных построек: каменные, так называемые фортификационные, С. (16-18 вв.) и деревянные С. (17-18 вв.). Изнутри О, особенно деревянные, были покрыты полихромными росписями. В 19 в. синагогальная архитектура испытала влияние церк. архитектуры (преобладание осевой симметрии над центральной). В стр-ве С. часто использовался "мавританский" стиль. Влияние зап.-европ. реформизма сказалось в появлении хоральной С., в к-рой кроме молельного зала и женской галереи было специальное место для хора.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Прага. Старейшая в Европе синагога.

Прага. Старейшая в Европе синагога.

СИНАГОГА (от греческого synagoge - собрание), в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Еврейская синагога. Тбилиси, Грузия.

Еврейская синагога. Тбилиси, Грузия.

Руины старой синагоги. Израиль.

Руины старой синагоги. Израиль.

Большая Иерусалимская синагога.

Большая Иерусалимская синагога.

Словарь народов и культуры

Синагога

(synagogue, греч. - собрание), дом для молитвы, здание, где совершается иудейское богослужение (первоначально называлась бет ха кнессет - дом собрания). Центр религ. образования, духовной и обществ, жизни иудеев. С. возникли после Вавилонского пленения (586 г. до н.э.), а с разрушением в 70 г. н.э. Храма их число стало быстро расти, они сосредоточили в себе важнейшие функции религ. жизни евреев. С. могут быть любого размера, но их устр-во принципиально одинаково. Центром внутр. пространства является свящ. ковчег (арон ха-кодеш) - шкаф, в кром хранят свитки Торы, помещенный в нише стены, обращенной к Иерусалиму; ниша закрыта занавесом (парохет). Над ковчегом помещены две таблички с первыми двумя словами каждой из Десяти заповедей. Напротив находится источник света, нер тамид (вечный свет), к-рый символизирует присутствие Бога и непрерывность иудейской традиции. Во время службы свиток вынимается из ковчега и переносится на возвышение (бима), где его читают вслух. В нек-рых старых С. встречается миква - ритуальная купальня. Стены С. часто украшают узоры, орнаменты, библейские сюжеты, на значение здания указывают отд. иудаистские символы: пектаграмма - печать Соломона, шестиконечная звезда - щит Давида. В ортодоксальном иудаизме мужчины и женщины молятся раздельно, молитвы поют без аккомпанемента под руководством кантора, а служба идет на иврите. Во время службы иудеи надевают талес - молитвенное покрывало. В реформистском иудаизме в С. допускают семьями, разрешено муз. сопровождение и частичное проведение службы не на иврите. Либеральный иудаизм также допускает свободное размещение мужчин и женщин и муз. сопровождение; талесы надеваются редко, а служба (проводимая обычно в пятницу вечером) идет на местном яз.

Словарь русского арго

СИНАГОГА, -и, ж.

Место, собрание и т. п., где много евреев.

Орфографический словарь

синаго́га, -и

Словарь ударений

синаго́га

Формы слов для слова синагога

синаго́га, синаго́ги, синаго́г, синаго́ге, синаго́гам, синаго́гу, синаго́гой, синаго́гою, синаго́гами, синаго́гах

Синонимы к слову синагога

сущ., кол-во синонимов: 6

См. храм...

Морфемно-орфографический словарь

синаго́г/а.

Грамматический словарь

синаго́га ж 3a

Этимологический словарь

Заимств. в начале XVIII в. из греч. яз., где synagōgē «синагога» < «место собрания» < «собрание, сход» (syn «со», agō «собираюсь»).

синаго́га

Из греч. συναγωγή "собрание, сходка". Ударение русск. слова отражает влияние нем. Synagoge или франц. synagogue; см. Преобр. II, 287.

Словарь галлицизмов русского языка

СИНАГОГА и, ж. synagogue f. <гр. synagoge собрание; соединение, союз.

1. Еврейский молитвенный дом, молельня. БАС-1. Жидовского некоего синагога. Кантемир Соч. 2 360. Нет никаких строений, кроме весьма бедных домов и синагогов Еврейских. Измайлов Путеш. 3 59. День был субботний, и потому синагоги и лавки были заперты. Вяземский Стар. зап. кн. Ничто не станет ближе к Богу, Взорвал чужую синагогу. Е. Никифоренко. // ЛГ 1. 9. 1999. Мой дядя самых честных правил И завсегдатай синагог Мечтал о ввыезде в Израиль, Но визу получить не мог. РЛ 2002 3 366.

2. Религиозная община Религиозная еврейская община. БАС-1. - Лекс. Вейсманн 1731: синагога; Нордстет 1782: синаго/га.

Словарь иностранных слов

СИНАГОГА (греч. synagoge, от syn - вместе, и ago - веду). 1) молитвенный дом евреев. 2) совокупность ученых раввинов, их учение и толкование.

Сканворды для слова синагога

- Иудейский храм.

- Храм с раввином.

- Переведите на иврит выражение «дом собрания».

- Управдом Плюш подозревала Семёна Семёновича в тайном посещении этого заведения, но из цензурных соображений слово изменили на «любовницу».

- Какое греческое собрание лучше всего, как ни странно, известно евреям?

Полезные сервисы

синагогальный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. синагога, связанный с ним

2. Свойственный синагоге, характерный для нее.

3. Принадлежащий синагоге.

Толковый словарь Ушакова

СИНАГОГА́ЛЬНЫЙ, синагогальная, синагогальное. прил. к синагога. Синагогальный служка. Синагогальное постановление.

Толковый словарь Ожегова

СИНАГО́ГА, -и, ж. Иудаистский храм.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к синагога.

Орфографический словарь

синагога́льный

Словарь ударений

синагога́льный

Формы слов для слова синагогальный

синагога́льный, синагога́льная, синагога́льное, синагога́льные, синагога́льного, синагога́льной, синагога́льных, синагога́льному, синагога́льным, синагога́льную, синагога́льною, синагога́льными, синагога́льном, синагога́лен, синагога́льна, синагога́льно, синагога́льны, синагога́льнее, посинагога́льнее, синагога́льней, посинагога́льней

Морфемно-орфографический словарь

синагог/а́льн/ый.

Грамматический словарь

синагога́льный п 1*a

Словарь галлицизмов русского языка

СИНАГОГАЛЬНЫЙ ая, ое. synagogal adj. Отн. к синагоге. Синагогальный староста. БАС-1. - Хлебом пахнет, - растерянно сказала Эстер, когда Цухак .. подошел к синагогальной двери. Г. Канович Парк забытых евреев. // Октябрь 1997 4 12. - Лекс. Даль-3: синагога/льный староста; Уш. 1940: синагога/льный.

Полезные сервисы

синадельфит

Синонимы к слову синадельфит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

синадо

Сканворды для слова синадо

- Историческая область Японии в регионе Тюбу в центре острова Хонсю.

Полезные сервисы

синаиты

Словарь иностранных слов

Общее название церковно-исторических деятелей на христианском востоке, особенностями своего миросозерцания обязанных пребыванию на Синае.

Полезные сервисы

синай

Словарь церковнославянского языка

 (евр. куст) гора на Синайском полуострове. В Писании она нередко называется горою Божией вследствие явления на ней Бога Моисею, который здесь получил закон (Исх. 20; Пс. 67, 8).

Синонимы к слову синай

сущ., кол-во синонимов: 1

гора (76)

Грамматический словарь

Сина́й м

Сканворды для слова синай

- На какой горе Бог дал Моисею десять заповедей?

- Священная гора для иудеев и христиан.

- Советский и американский математик, академик РАН.

- Бамбуковый меч, который используется для тренировок по японскому искусству кэндо.

Полезные сервисы

синай (монастырь)

Энциклопедический словарь

СИНАЙ (монастырь) - СИНА́Й, греческий православный монастырь, расположенный на горном плато горы Синай к северу от горы Муза, где, согласно Библии, Господь явился Моисею (см. МОИСЕЙ (пророк)), чтобы даровать еврейскому народу скрижали Закона (Исход 20, Второзаконие 50).

Первое свидетельство о монахах, живших на этом месте, относится к кон. 4 в. В 6 в. монахи-отшельники, изнуренные частыми разбойничьими набегами местных бедуинов, обратились к императору Юстиниану (см. ЮСТИНИАН I Великий) с просьбой построить для них защищенный монастырь (530). Как пишет Прокопий (см. ПРОКОПИЙ Кесарийский), там была построена также церковь в честь Богоматери, которой и был первоначально посвящен монастырь. Когда в 640 мусульмане захватили Египет, а вместе с ним и Синай, и связи с Константинополем были временно затруднены, монастырь перешел под юрисдикцию иерусалимского патриарха, который и поныне совершает рукоположение аббата монастыря, являющегося одновременно архиепископом автокефальной Синаитской церкви.

Примерно в 10-11 вв. в обитель были перенесены мощи св. Екатерины Александрийской, хранившиеся прежде в капелле на вершине горы Джебель Кэтрин; именно тогда монастырь получил свое нынешнее посвящение. В эпоху Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ) обитель снова оказалась отрезанной от Константинополя; в 13 в. здесь обосновалась целая колония латинских монахов. Они построили капеллу св. Екатерины франкской и украсили ее иконами. Монастырь вошел в состав Латинского патриархата Иерусалима. Контакты с латинским Западом продолжались и после гибели Латинской империи (см. ЛАТИНСКАЯ ИМПЕРИЯ) крестоносцев, т. к. автокефальная церковь Синая не принимала участия в схизме (см. РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ) 1054 и поддерживала связи с Римом. Многие паломники с Запада приходили в обитель, а синайские монахи, продававшие реликвии и собиравшие деньги для монастыря, дошли до Франции; поэтому большинство реликвий св. Екатерины хранится ныне в Руанском соборе. После падения государства крестоносцев в 1261 и вплоть до завоевания Константинополя турками в 1453 на Синае было особенно ощутимо влияние утонченной палеологовской (см. ПАЛЕОЛОГИ) культуры.

В поствизантийскую эпоху монастырю св. Екатерины наряду с островами Критом и Кипром суждено было стать одним из главных центров продолжения и сохранения традиций византийского искусства. На Синай и в монастыри Афона и Иерусалима начали поступать в качестве даров спасенные и вывезенные из Константинополя иконы, манускрипты, литургические предметы. Большие вклады - в основном иконы и драгоценные оклады - поступали от русских царей.

Во время египетских походов (см. ЕГИПЕТСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ) Наполеона в монастырь был направлен маршал Клебер, чтобы организовать восстановление частично разрушенных стен; сохранился подписанный Бонапартом документ о даровании обители особых привилегий.

Монастырь св. Екатерины обладает одной из самых больших коллекций произведений христианского искусства. Ко времени основания монастыря относятся апсидная мозаика церкви с изображением Преображения Господня, деревянные двери, украшенные рельефами и потолочные балки. Собрание икон, ведущих свое происхождение из разных концов православного мира, от самых древних - энкаустических (см. ЭНКАУСТИКА) 6 в. (Христос Пантократор, Богоматерь на троне со свв. Феодором и Георгием, св. Петр и др.) до современных, по подсчетам К. Вайцманна, насчитывает 2044. Большая их часть была получена монастырем в дар или создана художниками, пришедшими туда из других мест и уже владевшими основами мастерства. Особый интерес представляют иконы, написанные итальянскими, французскими и немецкими мастерами - участниками Крестовых походов (см. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ).

В библиотеке монастыря хранится огромное собрание рукописей - греческих, арабских, сирийских, грузинских, славянских. По-видимому, вскоре после основания монастыря в нем был устроен скрипторий для переписывания книг, в первую очередь, литургических. В 1840-х К. Тишендорф (см. ТИШЕНДОРФ Константин) обнаружил на Синае старейший (4 в.) и наиболее полный список Библии, получивший название Синайский кодекс (см. СИНАЙСКИЙ КОДЕКС). В 1975 при ликвидации последствий пожара на месте монастырской башни св. Георгия было найдено еще 3000 манускриптов и отдельных фрагментов, в том числе ранние папирусы и 8 страниц синайского списка Библии.

Полезные сервисы

синай яков григорьевич

Энциклопедический словарь

Сина́й Яков Григорьевич (р. 1935), математик, академик PAH (1991). Труды по эргодической теории, динамическим системам, статистической физике, теории вероятностей.

* * *

СИНАЙ Яков Григорьевич - СИНА́Й Яков Григорьевич (р. 1935), российский математик, академик РАН (1991). Труды по эргодической теории, динамическим системам, статистической физике, теории вероятностей.

Большой энциклопедический словарь

СИНАЙ Яков Григорьевич (р. 1935) - математик, академик РАН (1991). Труды по эргодической теории, динамическим системам, статистической физике, теории вероятностей.

Полезные сервисы

синайрезис

Словарь иностранных слов

СИНАЙРЕЗИС (греч.). Сокращение двух гласных в одну.

Полезные сервисы

синайский

Орфографический словарь

сина́йский (от Сина́й)

Грамматический словарь

сина́йский п 3a✕~

Словарь русских фамилий

СИНАЙСКИЙ

Семинарская фамилия. От священной горы Синай, упоминаемой в Библии. (Ф)

Сканворды для слова синайский

- Полуостров между заливами Суэцкий и Акаба.

- Российский скульптор, автор композиции «Молодой рабочий».

Полезные сервисы

синайский василий серафимович

Энциклопедический словарь

СИНАЙСКИЙ Василий Серафимович - СИНА́ЙСКИЙ Василий Серафимович (р. 1947), российский дирижер, народный артист Латвии.

Родился в поселке под Воркутой в семье ссыльных. Окончил Ленинградскую консерваторию (1970). Свою творческую деятельность начинал в оркестре Московской филармонии под руководством К. П. Кондрашина (см. КОНДРАШИН Кирилл Петрович). В 1973 был удостоен Золотой медали на Международном конкурсе Г. фон Караяна (см. КАРАЯН Герберт фон) в Берлине. В 1975-1988 художественный руководитель и главный дирижер государственного симфонического оркестра Латвии. Во время работы в Латвии исполнял много новой музыки, «непопулярной» в столицах - Хачатуряна (см. ХАЧАТУРЯН Арам Ильич), Щедрина (см. ЩЕДРИН Родион Константинович), Эшпая (см. ЭШПАЙ Андрей Яковлевич), Петрова (см. ПЕТРОВ Андрей Павлович), Слонимского (см. СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович), Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), Денисова (см. ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич). В 1988-1991 в Большом театре. В 1991-1996 худрук и главный дирижер Московского филармонического оркестра. Осуществил многочисленные оперные постановки. Работал за рубежом (особенно много в Нидерландах). В 2000-2002 художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР).

Полезные сервисы

синайский виктор александрович

Энциклопедический словарь

Сина́йский Виктор Александрович (1893-1968), скульптор. Работал в Ленинграде. Сочетал этюдную свежесть и непосредственность с пластической ясностью и завершённостью образа («Молодой рабочий», 1937).

* * *

СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович - СИНА́ЙСКИЙ Виктор Александрович (1893-1968), российский скульптор. Сочетал свежесть впечатления с ясностью и завершенностью образа («Молодой рабочий», 1937).

Большой энциклопедический словарь

СИНАЙСКИЙ Виктор Александрович (1893-1968) - российский скульптор. Сочетал свежесть впечатления с ясностью и завершенностью образа ("Молодой рабочий", 1937).

Полезные сервисы

синайский кодекс

Энциклопедический словарь

СИНАЙСКИЙ КОДЕКС - СИНА́ЙСКИЙ КО́ДЕКС (Codex Sinaiticus), древнейший из наиболее полных известных списков Библии (см. БИБЛИЯ) (на греческом языке). Пергаментный кодекс. Относится к 4 в. Содержит в себе канонические тексты Старого и Нового Завета, а также два неканонических новозаветных текста: «Апостол Варнава (см. ВАРНАВА)» и «Пастырь Ермы (см. ЕРМА (Ерм))». Найден в монастыре Святой Екатерины на Синае К. Тишендорфом (см. ТИШЕНДОРФ Константин) в 1859. Сначала он обнаружил 43 страницы Кодекса среди мусора. С разрешения служителей монастыря Тишендорф доставил эти страницы в Германию, где они и хранятся до сих пор в Университетской библиотеке Лейпцига. В ходе последующих экспедиций, которые проходили под покровительством российского императора Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич), Тишендорфу удалось заполучить оставшуюся часть манускрипта полностью. Она была передана на хранение в Императорскую публичную библиотеку в Санкт-Петербурге. Монастырю российским правительством были выплачены отступные в размере 9 тысяч рублей (Греческая православная церковь продолжает настаивать на отсутствии достаточных свидетельств того, что Кодекс был вывезен из монастыря законно). Издан в 1862 к 1000-летнему юбилею России. В 1869 рукопись была подарена Тишендорфом императору Александру II. Хранилась в Императорской публичной библиотеке (Российская национальная библиотека (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА Российской Федерации)), в 1933 была продана советским правительством в период массовых распродаж культурного наследия страны при проведении индустриализации и приобретена Британским музеем в Лондоне. Однако в России осталось шесть фрагментов Кодекса, в том числе и «Пастырь Ермы». А в 1975 году в монастыре Святой Екатерины на Синайском полуострове обнаружилось еще 12 фрагментов кодекса.

Полезные сервисы

синайский полуостров

Энциклопедический словарь

Сина́йский полуо́стров - в Египте, между заливами Суэцким и Акаба Красного моря. Около 25 тыс. км2. Горы (высота до 2637 м) и плоскогорья. Полупустыни и пустыни. Месторождения нефти.

* * *

СИНАЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ - СИНА́ЙСКИЙ ПОЛУО́СТРОВ, в Египте, между заливами Суэцким и Акаба Красного м. Ок. 25 тыс. км2. Горы (высота до 2637 м) и плоскогорья. Полупустыни и пустыни. Месторождения нефти.

Большой энциклопедический словарь

СИНАЙСКИЙ ПОЛУОСТРОВ - в Египте, между заливами Суэцким и Акаба Красного м. Ок. 25 тыс. км². Горы (высота до 2637 м) и плоскогорья. Полупустыни и пустыни. Месторождения нефти.

Полезные сервисы

синайско-палестинский

Слитно. Раздельно. Через дефис

сина/йско-палести/нский

Полезные сервисы

синайско-палестинское письмо

Лингвистика

Сина́йско-палести́нское письмо́ -

см. Западносемитское письмо.

Полезные сервисы

синайское письмо

Энциклопедический словарь

Сина́йское письмо́ - протосинайское письмо, форма древнесемитского письма (середина 2-го тысячелетия до н. э.). Краткие надписи обнаружены (в начале XX в.) на Синайском полуострове. Не дешифровано.

Одна из попыток дешифровки синайского письма.

* * *

СИНАЙСКОЕ ПИСЬМО - СИНА́ЙСКОЕ ПИСЬМО́, форма древнесемитского письма (сер. 2-го тыс. до н. э.). Краткие надписи обнаружены (в нач. 20 в.) на Синайском п-ове. Не дешифровано.

Большой энциклопедический словарь

СИНАЙСКОЕ ПИСЬМО - форма древнесемитского письма (сер. 2-го тыс. до н. э.). Краткие надписи обнаружены (в нач. 20 в.) на Синайском п-ове. Не дешифровано.

Лингвистика

Сина́йское письмо́ -

1) устаревшее название протосинайского

письма; 2) вариант арамейского набатейского

письма, известный по многочисленным надписям 2-4 вв. на Синайском

полуострове. Вероятно, послужил истоком для создания арабского письма.

А. Г. Лундин.

Полезные сервисы

синаксарей

Словарь иностранных слов

СИНАКСАРЕЙ - ново-греч. synaxarion, от synaxis, собрание. Сокращенный рассказ о жизни святого.

Полезные сервисы

синаксарий

Толковый словарь Ушакова

СИНАКСАРИЙ, синаксария, и СИНАКСАРЬ, синаксаря, муж. (греч. synaksarion) (церк., лит.). В древней церковной литературе - собрание житий святых, то же, что пролог.

Толковый словарь Даля

СИНАКСАРИЙ - муж., греч. краткий житейник и толкованье праздников.

Словарь церковнославянского языка

 (греч. σύναξις означает собрание) собрание исторических сведений о празднике или о каком-либо святом. Собрание таких синаксариев составляет книгу, называемую Пролог.

Словарь ударений

синакса́рий, -я и синакса́рь, -я (то же, что сина́ксис)

Синонимы к слову синаксарий

сущ., кол-во синонимов: 1

Архаизмы

Синаксарий - сокращенное изложение житий святых или праздников

Словарь иностранных слов

СИНАКСАРИЙ (ново-греч., от synaxis - собрание). Сокращенные рассказы из сочинений св. отцов, также толкование праздников.

Сканворды для слова синаксарий

- Краткий житейник и толкованье праздников.

Полезные сервисы

синаксарь

Толковый словарь

м.

Собрание житий святых.

Орфографический словарь

синакса́рь, -я́

Формы слов для слова синаксарь

синакса́рь, синаксари́, синаксаря́, синаксаре́й, синаксарю́, синаксаря́м, синаксарём, синаксаря́ми, синаксаре́, синаксаря́х

Синонимы к слову синаксарь

сущ., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

синакса́рь м 2b

Этимологический словарь

синакса́рь

синакса́рий "краткий сборник житий святых", также называется проло́г; др.-русск. синаксарь, сυнаксарь - то же, засвидетельствовано с ХII в., сербск.-цслав. синаксарь. Из греч. συναξάρι(ον) - то же; см. Фасмер, Гр.-сл. эт. 178; Преобр. II, 287.

Сканворды для слова синаксарь

- Собрание житий святых.

Полезные сервисы

синаксис

Словарь ударений

сина́ксис (внебогослужебное собрание; книгадля чтения на таком собрании)

Полезные сервисы

синактин

Синонимы к слову синактин

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

синалар

Синонимы к слову синалар

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

синалефа

Пятиязычный словарь лингвистических терминов

См. sìnalefe.

Полезные сервисы

синаллагматический

Синонимы к слову синаллагматический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы