Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

словообразовательная калька

Лингвистические термины

Поморфемный перевод иноязычного слова.

Лексикология

Словообразовательная калька - поморфемный перевод иноязычного слова (благ()-звуч-ие ← греч. εὐ-φων-ία: εὐ- 'хороший', -φων- 'голос, звук', -ία суффикс абстрактного существительного; за-кон(ый) ← нем. gesetz-mäss-ig: Gezetz 'закон', Mass 'мера', -ig суффикс прилагательного)

См. Калька

Полезные сервисы

словообразовательная категория

Лингвистические термины

Совокупность производных слов, относящихся к синонимичным словообразовательным типам, объединенных общностью словообразовательного значения, но дифференцированных по средствам выражения формантов: учитель, тракторист, интерпретатор и т.п.

Морфемика и словообразоние

Совокупность производных слов, относящихся к синонимичным словообразовательным типам, объединенных общностью словообразовательного значения, на дифференцированных по средствам выражения формантов: учитель, тракторист, интерпретатор и т.п.

Полезные сервисы

словообразовательная модель

Лингвистические термины

Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу.

Она включает:

1) производящую базу;

2) формант;

3) деривационное значение.

Морфемика и словообразоние

Схема построения производных слов, относящихся к одному словообразовательному типу.

Она включает:

1) производящую базу;

2) формант;

3) деривационное значение.

Лексикология

Словообразовательная модель - Более или менее регулярно воспроизводящаяся в определенном языке схема образования слова из определенных морфем (корня / основы и аффиксов) с определенными принципами их следования и соединения, с определенной акцентной характеристикой, служащая для обозначения понятия определенного лексико-грамматического класса: например, образование названий орудий. инструментов в русском языке от основ глаголов с помощью суффикса -ло - точило.

Полезные сервисы

словообразовательная мотивация

Лингвистические термины

Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) - между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:

1) значение одного слова определяется через значение другого: волк - волчонок (детеныш волка);

2) производное тождественно производящему во всех семантических компонентах, кроме частеречной принадлежности: хороший - хорошо;

3) одно слово полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Чеченская Республика - Чечня.

Морфемика и словообразоние

Отношения между мотивирующим и мотивированным словом (дериватом) - между двумя однокоренными словами, при которых возникают различные типы мотивации:

1) значение одного слова определяется через значение другого: волк - волчонок (детеныш волка);

2) производное тождественно производящему во всех семантических компонентах, кроме частеречной принадлежности: хороший - хорошо;

3) одно слово полностью тождественно другому по семантике при различии в стилистической окраске: Чеченская Республика - Чечня.

Полезные сервисы

словообразовательная мотивированность

Лингвистические термины

словообразовательная мотивированность - отнесение анализируемого слова к реально существующему словообразовательному ряду и определение последовательности словообразовательных процессов.

Полезные сервисы

словообразовательная пара

Лингвистические термины

Комплексная единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень - олененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирующего олень: оно включает компонент детеныш;

формально оно тоже сложнее: включает суффикс -енок-).

Морфемика и словообразоние

Единица системы словообразования, объединяющая мотивирующее и мотивированное слово (дериват) по бинарному принципу: олень - олененок. Мотивированным является то слово, которое формально и семантически сложнее однокоренного мотивирующего (олененок семантически сложнее мотивирующего олень: оно включает компонент детеныш; формально оно тоже сложнее: включает суффикс -енок-).

Комплексная единица системы словообразования, включающая в свой состав мотивирующее и мотивированное слова: чудо - чудесный, победить - победа и др.

Полезные сервисы

словообразовательная парадигма

Лингвистические термины

Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации. Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:

1) формантами и 2) словообразовательными значениями

Например:

синева

синь

синюха

синий синенький

синеватый

синеть

синить

синяк

От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями

В парадигму не входит производящее слово.

Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы. Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:

1) наименование самки;

2) наименование детеныша;

3) название мяса животного;

4) название помещения или пространства, связанного с животным;

5) наименование лиц по отношению к животным;

6) уменьшительные образования;

7) уменьшительно-оценочные образования;

8) увеличительные образования;

9) притяжательные прилагательные;

10) относительные прилагательные;

11) глаголы со значением "производить на свет";

12) глаголы со значением "вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом"

олениха

олененок

Олень оленина

оленевод

оленище

олений

Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:

1) выявить языковые лакуны - "пустые места" в словообразовательной и лексической системах;

2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;

3) выявить дефектные парадигмы;

4) спрогнозировать появление нового слова.

Морфемика и словообразоние

Объединение производных слов, имеющих одну и ту же производящую базу и находящихся на одной и той же ступени деривации.

Члены парадигмы объединены общим семантическим компонентом, но различаются:

1) формантами

2) словообразовательными значениями.

Например: синий → (сине-ва, синь, синюха, синенький, синеватый, синеть, синить, синяк). От одного производящего слова образуется пучок дериватов, объединенных радиальными отношениями. В парадигму не входит производящее слово. Наряду с конкретными, выделяются типовые словообразовательные парадигмы.

Например, русские дериваты, мотивированные зоонимами, образуют парадигмы, состоящие из следующих компонентов:

1) наименование самки;

2) наименование детеныша;

3) название мяса животного;

4) название помещения или пространства, связанного с животным;

5) наименование лиц по отношению к животным;

6) уменьшительные образования;

7) уменьшительно-оценочные образования;

8) увеличительные образования;

9) притяжательные прилагательные;

10) относительные прилагательные;

11) глаголы со значением «производить на свет»;

12) глаголы со значением «вести себя подобно тому, кто назван мотивирующим словом».

Олень → (олениха, олененок, оленина, оленевод, оленище, олений).

Не все конкретные парадигмы обладают типовым набором компонентов, но использование типовой парадигмы позволяет:

1) выявить языковые лакуны - «пустые места» в словообразовательной и лексической системах;

2) определить словообразовательный потенциал различных частей речи, лексико-грамматических разрядов и лексико-семантических групп;

3) выявить дефектные парадигмы;

4) спрогнозировать появление нового слова.

Полезные сервисы

словообразовательная приставка

Лингвистические термины

словообразовательная приставка - см. приставка словообразовательная (в статье приставка).

Полезные сервисы

словообразовательная функция

Лингвистические термины

Предназначенность морфем, корней и аффиксов для образования слов.

Полезные сервисы

словообразовательная ценность

Методические термины

СЛОВООБРАЗОВА́ТЕЛЬНАЯ ЦЕ́ННОСТЬ.

Лингвистический принцип отбора лексики, требующий включения в лексический минимум слов, от которых можно образовать новые лексические единицы. Способствует расширению потенциального словаря. Так, С. ц. слова «стол» в том, что оно мотивирует образование других слов: «столовая», «застолье» и др. Для изучающих язык интерес представляют специальные словообразовательные словари (Тихонов, 2003, 2004).

Полезные сервисы

словообразовательная цепь

Лингвистические термины

Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный - краснеть - покраснеть - покраснение.

Выделяются:

1) полные словообразовательные цепи: характеризуются наличием всех необходимых элементов: зеленый - зеленеть - позеленеть;

2) неполные словообразовательные цепи: характеризуются череступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате чего в производном используется протяженный формант, восполняющий недостающее звено: глобальный - глобал - изация.

Морфемика и словообразоние

Ряд слов, находящихся в отношениях последовательной производности: каждое предшествующее слово является производящим для последующего: красный - краснеть - покраснеть - покраснение.

Выделяются:

1) полные словообразовательные цепи: характеризуются наличием всех необходимых элементов: зеленый - зеленеть - позеленеть;

2) неполные словообразовательные цепи: характеризуются череступенчатым словообразованием: одно из звеньев цепи пропущено, в результате чего в производном используется протяженный формант, восполняющий недостающее звено: глобальный - глобал - изация.

Полезные сервисы