нареч. качеств.-обстоят.
При участии всех или многих.
Собо́рное движе́ние - движение с конца XIV в. части европейских высших духовных и светских феодалов за верховенство Вселенских соборов католической церкви над папой Римским. Закончилось поражением: в 1460 папство запретило любую апелляцию к соборам.
* * *
СОБОРНОЕ ДВИЖЕНИЕ - СОБО́РНОЕ ДВИЖЕ́НИЕ, движение с кон. 14 в. части европейских высших духовных и светских феодалов за верховенство Вселенских соборов католической церкви над Римским Папой. Закончилось поражением: в 1460 папство запретило любую апелляцию к соборам.
СОБОРНОЕ движение - движение с кон. 14 в. части европейских высших духовных и светских феодалов за верховенство Вселенских соборов католической церкви над Римским Папой. Закончилось поражением: в 1460 папство запретило любую апелляцию к соборам.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ - СОБО́РНОЕ УЛОЖЕ́НИЕ 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович)) - кодекс законов Русского государства, принятый Земским собором (1648-1649). Над составлением Соборного уложения работала комиссия во главе с боярином князем Н.И. Одоевским. Основой для составления уложения были Судебник 1550 года, указные книги Поместного, Земского, Разбойного приказов, коллективные челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей, а также Кормчая книга (византийское право), Литовский статут 1588 года. Всего в Соборном уложении было 25 глав, 967 статей, посвященных вопросам государственного вещного и уголовного права и процесса.
В ряде глав рассматривались вопросы государственного права. В главах 2 и 3 впервые было дано понятие о государственном преступлении, под которым подразумевалось всего действие, направленное против личности монарха и царской власти. За действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей полагалась «смерть безо всякия пощады». Первая глава была посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворян, даже в случаях убийства ими холопов и крестьян. О социальной дифференциации и защите государством интересов господствующего класса свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье»: крестьянина - два рубля, гулящего человека - рубль, а лиц привилегированных сословий до 70-100 рублей.
В главе «Суд о крестьянах» были собраны статьи, которыми оформлялось крепостное право - устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, за укрывательство беглых устанавливался высокий штраф. Соборное уложение лишало помещичьих крестьян права судебного представительства по имущественным спорам. Согласно главе «О посадских людях» ликвидировались частновладельческие слободы в городах, возвращались в число податных сословий люди, ранее освобожденные от уплаты налогов. Судебное уложение предусматривало сыск беглых посадских людей; посадское население прикреплялось к посадам, облагалось налогами и податями. Положение кабальных холопов регламентировалось в главах «О поместных землях» и «О вотчинах», посвященных вопросам дворянского землевладения.
Вопросам судопроизводства была посвящена обширная глава «О суде». В ней подробно регламентировался порядок следствия и судопроизводства, определялись размеры судебных пошлин, штрафов, освещались вопросы умышленного и преднамеренного преступления, регулировались отношения собственности (спорные имущественные дела). Организации вооруженных сил страны были посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных», «О стрельцах». Принятие Судебного уложения явилось важной вехой в развитии самодержавия и крепостного строя. Оно сохраняло значение основного закона в России вплоть до первой половины 19 века.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 - свод законов Русского государства; принят Земским собором 1648-49. Впервые выделены государственные преступления, окончательно оформлено крепостное право. Основной закон в России до 1-й пол. 19 в.
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ (Уложение Алексея Михайловича), свод законов русского государства. Принято Земским собором 1648 - 49. В статьях по уголовному праву уточнено понятие государственного преступления, за которое устанавливалась смертная казнь. Окончательно оформлено крепостное право. Пополняясь "новоуказными статьями", Соборное уложение было основным правовым кодексом России 17 - 18 вв.
Собо́рное уложе́ние 1649 - свод законов Русского государства, принят Земским собором 1648-49. Окончательно оформило крепостное право (устанавливалась вечная потомственная зависимость крестьян, отменялись урочные лета). Ликвидировало частновладельческие слободы в городах, посадское население прикреплялось к посадам. Регламентировало порядок следствия и судопроизводства. Впервые были выделены государственные преступления. Основной закон России вплоть до первой половины XIX в.
СОБО́РНОСТЬ, соборности, мн. нет, жен. (книжн., церк.). отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-нибудь, обсуждение. Принцип соборности.
СОБО́РНОСТЬ -и; ж. Книжн. Совокупность религиозно-философских взглядов, идей, воспринятых русской религиозной философией в конце 19 - начале 20 в. и направленных на единение людей на основе православия и традиционной народной нравственности.
* * *
собо́рность - кафоличность (греч. katholikós - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» - Никейско-Константинопольский символ веры, IV в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа», в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал её как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией конца XIX-XX вв.
* * *
СОБОРНОСТЬ - СОБО́РНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий), один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной («единая, святая, соборная и апостольская церковь» - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум «церковного народа» в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в «свободное и органическе единство» (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
СОБОРНОСТЬ (кафоличность) (греч. Katholikos - всеобщий) - один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая соборность как специфическое достояние православной традиции (соборность как совокупный разум "церковного народа" в отличие от религиозного индивидуализма протестантизма и авторитаризма папы в римско-католической церкви), А. С. Хомяков истолковывал ее как общий принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и органическе единство" (в социальной философии наибольшее приближение к этому принципу усматривалось в крестьянской общине). Понятие соборности было воспринято русской религиозной философией кон. 19-20 вв.
СОБОРНОСТЬ -
термин, введенный русским славянофилом А.С. Хомяковым, обозначающий самобытность русской общественной организации (самоорганизации), в основе которой лежит православие с его принципом решения богословских проблем на вселенских соборах. С. по Хомякову - это гармоничная целостность, человека, мира, церкви. С. должна была описывать решения общественных проблем всем миром в противоположность западной представительной демократии, основанной на юридических нормах. Дальнейшее развитие этого понятия в русской религиозной философии привело к поиску онтологических оснований социальных проекций С. (Н.Ф. Федоров, Н.О. Лосский).
- Один из основных признаков христианской церкви, фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной.
СОБОРНОСТЬ и ОБЩЕСТВЕННОСТЬ -
термины русской социальной философии, означающие соответственно внутреннее и внешнее начала в обществе как социальном целом. Соборность, по А. С. Хомякову (1804 - 1860) - это внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом. Согласно С. Л Франку, первой и основной формой соборности является брачносемейное единство (венчание в церкви предполагает клятву верности супругов перед Богом), в качестве других ее форм выступают религиозное единство (сообщество единоверцев), а также любое по численности людей единство, обусловленное общностью судьбы и жизни Общественность, напротив, представляет собой внешние, договорные связи между людьми, которые возникают, например, на рынке или в официальных учреждениях, где каждый преследует свои индивидуальные интересы и надеется достичь их как с помощью других, так и с помощью совместной организации по принципу взаимного обмена тру дом и его результатами