Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

станислав

Энциклопедический словарь

Станисла́в - см. Ивано-Франковск.

* * *

СТАНИСЛАВ - СТАНИСЛА́В, название г. Ивано-Франковск (см. ИВАНО-ФРАНКОВСК) на Украине до 1962.

Большой энциклопедический словарь

СТАНИСЛАВ - название г. Ивано-Франковск на Украине до 1962.

Орфографический словарь

Станисла́в, -а (Станисла́вович, Станисла́вовна и Станисла́вич, Станисла́вна) также орден

Синонимы к слову станислав

сущ., кол-во синонимов: 5

славнейший; Станиславка, Станя, Стася, Слава, Славуня, Славуся, Стас, Стасик; Ивано-Франковск

Грамматический словарь

Станисла́в мо 1а (имя), §27; м 1а (город: ныне Ива̀но-Франко́вск)

Словарь русских имен

-а, м. Слав.

Отч.: Станисла́вович, Станисла́вовна; Станисла́вич, Стани-сла́вна.

Производные: Станисла́вка; Ста́ня; Ста́ся; Сла́ва; Славу́ня; Славу́ся.

[Заимств. из польск. яз. Ср. польск. Stanis(aw.]

† 7 мая, 11 апр.

Словарь имён

-а, муж. Слав.

Отч.: Станиславович, Станиславовна; Станиславич, Стани-славна.

Производные: Станиславка; Станя; Стася; Слава; Славуня; Славуся.

Происхождение: (Заимств. из польск. яз. Ср. польск. Stanis(aw.)

Именины: 7 мая, 11 апр.

Словарь имён и отчеств

Станисла́в, -а, муж.

слав., заимств. из польск. яз. Ср. польск. Stanislaw

отч. Станисла́вович, Станисла́вовна; Станисла́вич, Станисла́вна

Производные: Станисла́вка, Ста́ня, Ста́ся, Сла́ва, Славу́ня, Славу́ся

Именины: 11.04, 07.05

Сканворды для слова станислав

- Имя режиссёра Говорухина.

- Имя актёра Садальского.

- Мужское имя.

- Имя актёра Любшина.

- Имя польского композитора Монюшко.

- Имя польского писателя Лема.

- Имя советского кинорежиссёра Ростоцкого.

- Барон из оперетты австрийского композитора Карла Целлера «Продавец птиц».

Полезные сервисы

станислав ii степени

Словарь слов из произведений русской литературы

Станислав II степени, СТАНИСЛА/В, а, м.

Орден, со звездой, лентой или без них, которым награждались военные и гражданские чины.

- Поздравьте меня, - говорил он часто Ивану Дмитриевичу, - я представлен к Станиславу второй степени со звездой. // Чехов. Палата № 6 //; Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. // Чехов. Толстый и тонкий //; Дядя давал званые обеды и вечера, на которые охотно приезжали московские "генералы"... из числа обладавших Станиславом второй степени, которому в то время была присвоена звезда (но без ленты). // Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина //

СТАНИСЛАВСКАЯ ЗВЕЗДА.

Полезные сервисы

станислав август

Энциклопедический словарь

Стани́слав А́вгуст - см. Понятовский С. А.

* * *

СТАНИСЛАВ АВГУСТ - СТАНИ́СЛАВ А́ВГУСТ, смотри Понятовский Станислав Август. (см. ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август)

Большой энциклопедический словарь

СТАНИСЛАВ АВГУСТ - см. Понятовский С. А.

Полезные сервисы

станислав ворцель

Афоризмы

Станислав Ворцель

(1799-1857 гг.) мыслитель

При движении возможно только одно из трех состояний: либо приближение к цели, либо отдаление от нее, либо круговое движение вокруг цели, которое лишь истощает жизненные силы.

Полезные сервисы

станислав лем

Афоризмы

Станислав Лем

(род. 1921 г.) писатель-фантаст

Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать.

Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать.

В космосе ничего не пропадает.

Путь к звездам ведет через многолетнее заключение. Астронавтика пахнет тюрьмой.

Эта книга умнее меня самого.

Фантастика имеет дело не с человеком, а с человеческим родом как таковым, и даже с возможными видами разумных существ.

Некрасиво устраивать публичный конец света для устройства своих личных дел.

Массовая культура - обезболивающее средство, анальгетик, а не наркотик.

Политик не должен быть слишком умен. Очень умный политик видит, что большая часть стоящих перед ним задач совершенно неразрешима.

Полиция есть космическая постоянная.

Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнет изменять нас самих.

Закон Профессора Тарантоги: Никто ничего не читает; если читает, ничего не понимает; если понимает, немедленно забывает.

Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства.

Цивилизацию создают идиоты, а остальные расхлебывают кашу.

Полезные сервисы

станислав лещинский

Энциклопедический словарь

Стани́слав Лещи́нский - см. Лещинский С.

* * *

СТАНИСЛАВ Лещинский - СТАНИ́СЛАВ Лещинский, смотри Лещинский Станислав. (см. ЛЕЩИНСКИЙ Станислав)

Большой энциклопедический словарь

СТАНИСЛАВ ЛЕЩИНСКИЙ - см. Лещинский С.

Полезные сервисы

станислав сташиц

Афоризмы

Станислав Сташиц

(1755-1826 гг.) политический деятель, естествоиспытатель, философ

Если мы собрали самые многочисленные сведения, то единственным путем к отысканию истины будет путь уменьшения числа разрозненных данных и наибольшего обобщения наших идей. Наш разум должен как можно теснее связать воедино свои мысли, обобщить их и свести только к нескольким очевидным истинам. Стеклянная призма различает бесчисленную массу лучей солнца, разделяет их и разграничивает на семь первичных цветов. Так и человек, который бы сумел единым взором окинуть весь свет, узрел бы в нем единую линию причин и следствий.

Мир является единою, непонятною, бесконечною цепью явлений, причины которых нельзя постичь. Все в нем изумляет человека, но ничто не обнаруживает сущности видимых вещей. Все в нем всегда находится в действии и ничего не происходит случайно. Могучие стихии, гигантские творения и все мелкие вещи наравне с мирами и солнцами связаны в определенном порядке со всем тем, что существует, и даже с тем, что когда-то существовало.

На одном конце этой цепи находятся бесконечно малые вещи, которые нельзя усмотреть глазами и которые теряются в этой бесконечности. Отовсюду грозит им гибель, все напоминает об их бренности. На другом же конце находятся огромные миры. Эти последние, движимые в бесконечности неведомой силой, распространяют повсюду чувство и жизнь, обнаруживая через бесконечность существующих вещей разнообразие форм движения и жизни.

Среди этих двух крайностей заключены все виды существ и определены все ступени чувства, измерены начало, конец, возможности всякой вещи. Ничто не может погибнуть, и ничто не длится вечно. Все непрерывно начинается, преходит и кончается. Имеет начало все - как мертвое, так и живое. Но вся упорядоченная совокупность не превращается, не изменяется, не кончается, не начинается.

Мы не имеем совершенного труда о моральной науке, зато имеем больше всего сведений о морали.

Полезные сервисы

станислава

Орфографический словарь

Станисла́ва

Синонимы к слову станислава

сущ., кол-во синонимов: 2

имя (1104)

стася (2)

Грамматический словарь

Станисла́ва жо

Словарь русских имен

-ы, ж. Слав.

Производные: Станисла́вка; Ста́ня; Ста́ся; Та́ся; Сла́ва; Славу́ня; Славу́ся.

[Женск. к Станислав (см.).]

Словарь имён

-ы, жен. Слав.

Производные: Станиславка; Станя; Стася; Тася; Слава; Славуня; Славуся.

Происхождение: (Женск. к (см. Станислав))

Словарь имён и отчеств

Станисла́ва, -ы, жен., слав.

Женское к Станислав

Производные: Станисла́вка, Ста́ня, Ста́ся, Та́ся, Сла́ва, Славу́ня, Славу́ся

Полезные сервисы

станислава орден

Энциклопедический словарь

СТАНИСЛАВА ОРДЕН - СТАНИСЛА́ВА О́РДЕН (Орден Святого Станислава), польский и российский орден. Учрежден королем Станиславом Августом Понятовским (см. ПОНЯТОВСКИЙ Станислав Август) в мае 1765. Носил имя святого покровителя Польши. Сначала число кавалеров должно было быть ограничено, но желающих оказалось столько, что ограничения были сняты.

Первоначально знаком ордена был овальный медальон с наложенным на него красным крестом с белыми орлами между перекладинами и фигурой святого в центре. Но вскоре по примеру европейских держав крест стал носиться отдельно.

Орденская лента красная с белыми краями. Девиз ордена - Premiando Incitat (Награждая, поощряет).

Вместе с другими польскими орденами в 1815 перешел к Российской империи, но вручался сначала только полякам. После подавления польского восстания 1831 (см. ПОЛЬСКОЕ ВОССТАНИЕ 1830-31) вошел в число российских орденов. В России вручался обычно за гражданские заслуги и делился на три степени.

Знак ордена Святого Станислава русского периода представлял собой крест из красной (иногда почти черной) эмали с золотом каймой, перекладины креста оканчивались «ласточкиными хвостами», к острым углам которых прикреплялись золотые шарики. На центральном белом эмалевом медальоне вензель SS (Святой Станислав). Между перекладинами креста появились русские золотые двуглавые орлы.

Для военных знак ордена Святого Станислава дополнялся мечами. К I степени полагалась звезда с восемью лучами и вензелем в центре, окруженном девизом. Знак I степени как дополнительное отличие мог венчаться императорской короной. Ордена польского происхождения не имели храма и праздника, отсутствовала и специальная орденская одежда.

Полезные сервисы

станиславка

Словарь русских имен

Полезные сервисы

станиславов

Словарь русских фамилий

СТАНКЕВИЧ СТАНЮКОВИЧ СТАНКЕВСКИЙ СТАНИСЛАВОВ СТАНИЩЕВ СТАНКЕЕВ СТАНИСЛАВСКИЙ СТАНКОВ СТАНЧУК СТАНЬКО

Белорусская, украинская или польская фамилия, распространившаяся и в России. Происходит от имени Станислав (слав. - "ставший славным) или его форм. Станко - уменьшительной, Станюк - просторечной форм и т.д.. Самого же имени не было в православных свтяцах, оно было католическим. (Ф) Станищев от от имени Станище из Станислав. (Э)

Полезные сервисы

станиславский

Орфографический словарь

Станисла́вский, -ого: систе́ма Станисла́вского

Грамматический словарь

Станисла́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

СТАНКЕВИЧ СТАНЮКОВИЧ СТАНКЕВСКИЙ СТАНИСЛАВОВ СТАНИЩЕВ СТАНКЕЕВ СТАНИСЛАВСКИЙ СТАНКОВ СТАНЧУК СТАНЬКО

Белорусская, украинская или польская фамилия, распространившаяся и в России. Происходит от имени Станислав (слав. - "ставший славным) или его форм. Станко - уменьшительной, Станюк - просторечной форм и т.д.. Самого же имени не было в православных свтяцах, оно было католическим. (Ф) Станищев от от имени Станище из Станислав. (Э)

Сканворды для слова станиславский

- Режиссёр, который «не верил».

- Тот, кто не верил в театре.

- Великий русский режиссёр, разработавший свою систему актёрского мастерства.

- Российский театральный режиссёр.

- Великий театральный реформатор, чьим именем назван театр в Москве.

- Режиссёр, актёр, педагог, один из основателей МХАТа.

- В первой постановке «Вишнёвого сада» он сыграл Гаева, хотя Чехов видел его и в роли Лопахина.

- Если не считать домашнего кружка, он дебютировал на любительской сцене в 1884 году в частном доме на Покровском бульваре в доме Подколёсина.

- В театральном мире его ещё при жизни прозвали Константином Великим.

Полезные сервисы

станиславский к.с

Афоризмы

Станиславский Константин Сергеевич (наст. фамилия - Алексеев) (1863 - 1938)

Русский режиссер, актер, педагог, создатель системы актерского искусства.

Афоризмы, цитаты -

Станиславский К.С. - биография

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.

Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.

Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист.

Полезные сервисы

станиславский конст. сер

Гуманитарный словарь

СТАНИСЛА́ВСКИЙ Конст. Сер. (наст. фам. Алексеев) (1863-1938) - актер, реж., театр. деятель, педагог, теоретик т-ра. Род. в семье богатого промышленника, где ценили и понимали иск-во, увлекались т-ром. Еще мальчиком С. стал выступать на домашней любительской сцене. Постепенно составился т. н. Алексеевский кружок, в центре к-рого был С. Репертуар этого кружка состоял пре-им. из переводных водевилей и оперетт. На этих ролях С. оттачивал свое актерское мастерство, требуя при этом общей слаженности спектакля. В 80-е гг. С. стал выступать на любительских сценах Москвы. В 1885 взял псевдоним "С.". В 1888 вместе с реж. А. Ф. Федотовым, оперным певцом Ф. П. Комиссаржевским и худож. Ф. Л. Сологубом С. создал Об-во иск-ва и лит. с постоянной труппой актеров-любителей. Среди др. любительских коллективов труппу С. выделяли стремление к созданию ансамбля, высокохудож. репертуар, мастерство исполнителей. Об-во с первых шагов попало в поле зрения критики, его спектакли получали высокие оценки, рассматривались "на равных" с проф. труппами. С. сыграл в т-ре Об-ва множество разно-обр. ролей, практически уничтожив рамки амплуа: Барон, Дон Гуан ("Скупой рыцарь", "Каменный гость" А. С. Пушкина), Фердинанд ("Коварство и любовь" Ф. Шиллера), Паратов ("Бесприданница" А. Н. Островского), Звездинцев ("Плоды просвещения" Л. Н. Толстого), Уриель Акоста ("Уриель Акоста" К. Гуцкова), Отелло ("Отелло" У. Шекспира), Сотанвиль ("Жорж Данден" Ж. Б. Мольера) и др. Одаренный помимо таланта блестящими внешними данными, сценическим обаянием и редкой трудоспособностью, С. вскоре завоевал славу одного из лучших актеров своего времени. К периоду работы в Об-ве относятся и первые реж. опыты С. Постановка "Плодов просвещения" стала событием для театр. Москвы. Особо отмечала критика исполнение роли Тани М. П. Лилиной. Уже в первых постановках ("Уриель Акоста", "Бесприданница", "Отелло") С. выступил как реж.-новатор, ищущий новые худож. средства для более полного воплощения на сцене психо-логич. мотивов поведения героев. В 1897 С. встретился с В. И. Немировичем-Данченко, драматургом, критиком, преподавателем драматич. классов Филармонич. общ-ва. Их взгляды на задачи иск-ва совпадали, и они решили создать принципиально новую модель т-ра. Основу труппы составили ученики Немировича-Данченко и актеры-любители Об-ва иск-ва и лит. Моск. Худож. (Общедоступный) т-р (МХТ) открылся 14(26) окт. 1898 историч. трагедией А. К. Толстого "Царь Федор Иоаннович", долго находившейся под цензурным запретом. С. добился в этом спектакле большой ист. достоверности в изображении характеров и быта. Большое значение придавалось разработке массовых сцен. Ист. и бытовой достоверностью отличались и др. постановки этого периода, однако чрезмерное увлечение подобного рода подробностями неизбежно толкало т-р в сторону натурализма. Преодолеть кризис т-ру помогло обращение к драматургии А. П. Чехова, потребовавшее нового актерского существования, новых реж. идей. После триумфа "Чайки" (1898) на сцене МХТ с успехом шли "Дядя Ваня" (1899), "Три сестры" (1901), "Вишневый сад" (1904). Качество спектаклей определялось прежде всего ансамблем, атмосферой, а не удачами отдельных исполнителей. С. стремился к единству всех сценич. компонентов - декораций, света, звукового оформления, что позволяло создать целостный худож. мир спектакля. Большое влияние на т-р оказала и совместная работа с М. Горьким, чьи пьесы шли на сцене МХТ. Особый успех имел сп. "На дне" (1902), поставленный С. совместно с Немировичем-Данченко. С. сыграл в нем Сатина, трактуя его как романтич. борца за право человека быть свободным. Тонкими, интеллигентными людьми, сохраняющими мужество и душевную стойкость, представали в исполнении С. чеховские герои Астров и Вершинин. Блестящим исполнителем характерных ролей проявил себя С. в образах Аргана ("Мнимый больной" Мольера), графа Любина ("Провинциалка" И. С. Тургенева), кавалера Ри-пафратты ("Хозяйка гостиницы"). Среди его ролей: Фамусов ("Горе от ума" А. С. Грибоедова), Ракитин ("Месяц в деревне" И. С. Тургенева), Гаев ("Вишневый сад" Чехова), князь Аб-резков ("Живой труп" Л. Н. Толстого) и мн. др. С 1900-х гг. С. начал работу над своей системой актерского творчества, известной под названием "система С.". Он разрабатывал новые приемы актерской техники, руководствуясь собств. актерским опытом и проверяя найденное на своих учениках. Изначально задуманная как практич. рук-во для актеров и реж., система в конечном итоге стала эстетич. основой совр. т-ра. После окт. 1917 С. переживал определенный творч. кризис. В нач. 1920-х гг. он совершил с частью труппы долгое турне по странам Европы и США, где игрались уже проверенные временем спектакли. После возвращения в Россию С. продолжал работу над классикой, вел поиски совр. репертуара, совершенствовал свою систему, экспериментировал в области муз. т-ра. Значит. явлением этого периода стал сп. "Горячее сердце" (1926). В 1928 С. по состоянию здоровья прекратил актерскую деят-ность, сосредоточив все свои силы на реж.-пед. деят-ности. Помимо работы с драм. актерами С. руководил Студией Большого т-ра, во многом способствуя реформе оперного т-ра. На его счету - неск. постановок оперных сп., в т. ч. "Евгений Онегин", "Севильский цирюльник", "Царская невеста".

К. С. Станиславский

К. С. Станиславский

Полезные сервисы

станиславский константин сергеевич

Энциклопедический словарь

Станисла́вский Константин Сергеевич (настоящая фамилия Алексеев) (1863-1938), режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почетный академик РАН (1917), почетный академик АН СССР (1925), народный артист СССР (1936). С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал МХТ (см. Московский Художественный академический театр). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссёрского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актёрского ансамбля; психологическая обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актёрского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишнёвый сад», 1904); М. Горького - Сатин («На дне», 1902); И. С. Тургенева - Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др. Фантазия Станиславского ярко проявилась в постановках: «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1914), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926) и др. Разработал методологию актёрского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр им. Станиславского). Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русской и мировой театр XX в.

К. С. Станиславский.

* * *

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич - СТАНИСЛА́ВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938), российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936). Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко (см. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО Владимир Иванович) основал Московский Художественный театр (см. Московский Художественный академический театр (см. МОСКОВСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР)). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин («Чайка», 1898), Вершинин («Три сестры», 1901), Гаев («Вишневый сад», 1904); М. Горького - Сатин («На дне», 1902); И. С. Тургенева - Ракитин («Месяц в деревне», 1909) и др. Фантазия Станиславского ярко проявилась в постановках: «Синяя птица» М. Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони (1914), «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ («система Станиславского»). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).

Большой энциклопедический словарь

СТАНИСЛАВСКИЙ (наст. фам. Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) - российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР (1925; почетный академик РАН с 1917), народный артист СССР (1936). Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (см. Московский Художественный академический театр).

Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи "настроения" каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А. П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин ("Чайка", 1898), Вершинин ("Три сестры", 1901), Гаев ("Вишневый сад", 1904); М. Горького - Сатин ("На дне", 1902); И. С. Тургенева - Ракитин ("Месяц в деревне", 1909) и др. Фантазия Станиславского ярко проявилась в постановках: "Синяя птица" М. Метерлинка (1908, с Л. А. Сулержицким и И. М. Москвиным), "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А. Н. Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ ("система Станиславского"). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).

Энциклопедия Кольера

СТАНИСЛАВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фамилия - Алексеев)

(1863-1938), русский актер и режиссер. Родился 17 января 1863 в Москве. Великий актер и постановщик, Станиславский создал систему сценических установок, основанную на естественных законах эмоциональных, душевных и физических действий; основатель, вместе с Вл.И.Немировичем-Данченко (1858-1943), знаменитого Московского Художественного (Общедоступного) театра. Бабушка Станиславского по материнской линии была французской актрисой; отец, богатый московский фабрикант крестьянского происхождения, поощряя в своих детях интерес к музыке и драматургии, устроил дома частный театр. Станиславский был одним из создателей "Общества искусства и литературы", где играл и ставил пьесы вплоть до основания Московского Художественного театра (1898). Освоив принципы сценического мастерства отечественных и зарубежных школ, в особенности на примерах М.Щепкина, Т.Сальвини и Мейнингенского театра, разработал собственную систему создания спектакля и роли, давшую замечательное ансамблевое исполнение. В созданной им Оперно-драматической студии Станиславский применил свои драматургические принципы актерского творчества для оперных постановок; он основал еще три студии при Художественном театре и дал начало другим независимым театрам, в т.ч. еврейскому театру-студии "Габима". Как актер Станиславский создал немало замечательных образов в классических и современных пьесах. Его открытость новым веяниям привлекала в Художественный театр многих зарубежных мастеров, таких, как Э.Г.Крэг, поставивший Гамлета, и А.Моисси. Идеи Станиславского, изложенные в книгах Моя жизнь в искусстве (1924) и Работа актера над собой (1937), оказали глубокое влияние на представителей многих видов искусства во всем мире. Умер Станиславский в Москве 7 августа 1938.

ЛИТЕРАТУРА

Станиславский К.С. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1954-1961 Крыжицкий Г. Великий реформатор сцены. М., 1962 Шестакова Н.А. Первый театр Станиславского. М., 1988 Станиславский К.С. Беседы К.С.Станиславского. М., 1990 Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990

Полезные сервисы

станиславский, константин сергеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Константин Сергеевич Станиславский.

Константин Сергеевич Станиславский.

СТАНИСЛАВСКИЙ (настоящая фамилия Алексеев) Константин Сергеевич (1863 - 1938), режиссер, актер, педагог, теоретик театра. Деятельность Станиславского оказала значительное влияние на русский и мировой театр 20 в. С 1877 на любительской сцене (Алексеевский кружок, Общество искусства и литературы). В 1898 с Вл.И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр (смотри Московский Художественный академический театр). Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра (единство художественного замысла, подчиняющего себе все элементы спектакля; целостность актерского ансамбля; психологическую обусловленность мизансцен). Добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи "настроения" каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания. Поставил пьесы: А.П. Чехова, где сыграл роли: Тригорин ("Чайка", 1898), Вершинин ("Три сестры", 1901), Гаев ("Вишневый сад", 1904); М. Горького - Сатин ("На дне", 1902); И.С. Тургенева - Ракитин ("Месяц в деревне", 1909) и др. Фантазия Станиславского  ярко проявилась в постановках: "Синяя птица" М. Метерлинка (1908, с Л.А. Сулержицким и И.М. Москвиным), "Хозяйка гостиницы" К. Гольдони (1914), "Горячее сердце" А.Н. Островского (1926) и др. Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ ("система Станиславского"). Играл во многих спектаклях театра. Работал и в области музыкального театра. С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского ).

Константин Сергеевич Станиславский.

Константин Сергеевич Станиславский.

К.С. Станиславский в роли Вершинина (спектакль по пьесе А.П. Чехова Три сестры).

К.С. Станиславский в роли Вершинина (спектакль по пьесе А.П. Чехова "Три сестры").

Полезные сервисы

станиславского система

Энциклопедия Кольера

СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА - учение о сценическом действии, разработанное знаменитым русским актером и режиссером К. С. Станиславским и призванное придать драматическому воплощению реализм и психологическую достоверность. Система требует от актера упражнений и импровизаций с целью возбудить память на ощущения и переживания и добиться раскованности и собранности. Она в первую очередь нацелена на пробуждение в актере чувств, какие он сам некогда испытал в определенных жизненных ситуациях и которые может перенести на сцену, в характер своего персонажа. Это подразумевает достижение актером абсолютной раскрепощенности на сцене, совершенной отвлеченности от зрительного зала и глубокой концентрации с целью достижения полного слияния - интеллектуального, эмоционального и духовного - с изображаемым героем. Системе свойственна не жесткость, но гибкость и разнообразие, поскольку каждый актер должен использовать свой личный психологический и эмоциональный опыт. По словам Л. Страсберга (1901-1982), знаменитого преподавателя этого метода, "он дает актеру не правила, а инструменты". Существует множество рабочих вариантов системы, однако никто из актеров и наставников не игнорирует ее полностью, хотя некоторые и ставят ее ценность под сомнение.

ЛИТЕРАТУРА

Мастерство актера в терминах и определениях К.С.Станиславского. М., 1961 Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. М., 1961

Полезные сервисы

станиславщина

Синонимы к слову станиславщина

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы