Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

третьяков

Грамматический словарь

Третьяко́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ТРЕТЬЯКОВ

Третилов, Третников, Третьяк, Третьякевич, Третьяков, Третьячков, Третюхин, Трешников, Трёшников - все эти фамилии образованы от порядкового числительного третий, которое для наших предков служило именем: так называли ребенка, появившегося на свет вслед за первыми двумя братиками или сестричками. К «троечным» фамилиям примыкают и двухсловные: Трегуб (человек с «заячьей губой»), Трегубов, Треухов, Трёхденнов, Трёхлетов, Тригорин, Тригорлов, Тригоров, Тригорьев, Триодин, Трисвятский (фамилии из церковнославянских), Троекуров, Троепольский, Трояков. Особняком стоит фамилия Тримайлов: скорее всего, у нее украинские корни, тримай на этом языке значит ‘лови, держи’.

ТРЕНЕВ ТРЕНИН ТРЕТИЛОВ ТРЕТНИКОВ ТРЕТЬЯКЕВИЧ ТРЕТЬЯКОВ ТРЕТЬЯЧКОВ ТРЕТЮХИН ТРЕФИЛОВ ТРОЙНИН ТРИТЯКОВ ТРЕТЯК

Третьяк - очень распространенное в старину нецерковное имя. Обычно им называли третьего ребенка в семье, если это был мальчик. Треня - уменьшительная форма этого имени. (Ф) Отчество от русского нецерковного мужского имени Третьяк, означавшего третьего ребенка в семье (или третьего из мальчиков). Фамилия встречается в разных местях страны, но чаще на Севере: в 1897 г. - 471 человек в Шенкурском уезде Архангельской губернии. (Н) Остальные фамилии с тем же значением. Тритяков - может бть результатом ошибки писаря, или осбенностей местного произношения

ТРЕТЬЯКОВ

Третилов, Третников, Третьяк, Третьякевич, Третьяков, Третьячков, Третюхин, Трешников, Трёшников - все эти фамилии образованы от порядкового числительного третий, которое для наших предков служило именем: так называли ребенка, появившегося на свет вслед за первыми двумя братиками или сестричками. К «троечным» фамилиям примыкают и двухсловные: Трегуб (человек с «заячьей губой»), Трегубов, Треухов, Трёхденнов, Трёхлетов, Тригорин, Тригорлов, Тригоров, Тригорьев, Триодин, Трисвятский (фамилии из церковнославянских), Троекуров, Троепольский, Трояков. Особняком стоит фамилия Тримайлов: скорее всего, у нее украинские корни, тримай на этом языке значит ‘лови, держи’.

Сканворды для слова третьяков

- Основатель крупнейшей московской галереи.

- Основатель знаменитой картинной галереи.

- Его портрет работы Крамского изображен на юбилейной монете, посвященной 150-летию его же детища.

- Первым его приобретением стала картина «Перестрелка таможенников с финскими контрабандистами».

Полезные сервисы

третьяков анатолий тихонович

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Анатолий Тихонович - ТРЕТЬЯКО́В Анатолий Тихонович (1899-1978), советский организатор авиационной промышленности (см. АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ) в СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). Директор авиационных заводов в Москве и Куйбышеве, на которых во время Великой Отечественной войны под его руководством было освоено производство штурмовиков (см. ШТУРМОВИК) Ил-2 (см. ИЛ (в авиации)) и бомбардировщиков (см. БОМБАРДИРОВЩИК) Ту-2 (см. ТУ (в авиации)) . После войны на различных должностях в авиационной промышленности.

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Анатолий Тихонович (1899-1978) - один из организаторов авиационной промышленности в СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы (1944). Директор авиационных заводов в Москве и Куйбышеве, на которых во время Великой Отечественной войны под его руководством было освоено производство штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Ту-2. После войны на различных должностях в авиационной промышленности.

Полезные сервисы

третьяков виктор викторович

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Виктор Викторович (р. 1946), скрипач, народный артист СССР (1987). Ученик Ю. И. Янкелевича. С 1969 солист Московской филармонии. С 1983 (одновременно) художественный руководитель Московского камерного оркестра (ныне Камерный оркестр России). 1-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1966). Профессор Московской консерватории (с 1989), Высшей музыкальной школы в Кёльне (с 1996).

* * *

ТРЕТЬЯКОВ Виктор Викторович - ТРЕТЬЯКО́В Виктор Викторович (р. 1946), российский скрипач, народный артист СССР (1987). С 1969 солист Московской филармонии. С 1983 (одновременно) художественный руководитель Московского камерного оркестра (ныне Камерный оркестр России). 1-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1966).

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Виктор Викторович (р. 1946) - российский скрипач, народный артист СССР (1987). С 1969 солист Московской филармонии. С 1983 (одновременно) художественный руководитель Московского камерного оркестра (ныне Камерный оркестр России). 1-я премия на Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1966).

Полезные сервисы

третьяков виталий товиевич

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Виталий Товиевич - ТРЕТЬЯКО́В Виталий Товиевич (р. 2 января 1953, Москва), российский журналист.

В 1976 окончил факультет журналистики Московского государственного университета (см. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МГУ)). В 1976-1988 работал в Агентстве печати «Новости». В 1988-1990 политический обозреватель, заместитель главного редактора в газете «Московские новости». В 1990-2001 основатель и главный редактор «Независимой газеты», покинул пост из-за конфликта с владельцами. В 2001-2005 генеральный директор «Независимой издательской группы», главный редактор журнала «Мировая энергетическая политика», телевизионный обозреватель. С 2006 главный редактор газеты «Московские новости».

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Виталий Товиевич (р. 1953) - российский журналист. С 1976 редактор в агентстве печати "Новости". В 1988-90 политический обозреватель, заместитель главного редактора в газете "Московские новости". С 1990 главный редактор "Независимой газеты".

Полезные сервисы

третьяков владимир евгеньевич

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Владимир Евгеньевич - ТРЕТЬЯКО́В Владимир Евгеньевич (р. 12 декабря 1936, Тула), российский ученый-механик, член-корреспондент РАН (с 2000). Специалист в области теории устойчивости и стабилизации движений. Ректор Уральского государственного университета им. А. М. Горького.

Полезные сервисы

третьяков иван андреевич

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Иван Андреевич (1735-1779), российский учёный в области права, социологии, экономики. Считал источником богатства труд, защищал государственное вмешательство в экономическую жизнь. Критически относился к крепостничеству.

* * *

ТРЕТЬЯКОВ Иван Андреевич - ТРЕТЬЯКО́В Иван Андреевич (?-1776), российский ученый в области права, социологии, экономики. Защищал государственное вмешательство в экономическую жизнь. Критически относился к крепостничеству.

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Иван Андреевич (?-1776) - российский ученый в области права, социологии, экономики. Защищал государственное вмешательство в экономическую жизнь. Критически относился к крепостничеству.

Полезные сервисы

третьяков пав. мих

Гуманитарный словарь

ТРЕТЬЯКО́В Пав. Мих. (1832-98) - купец, промышленник, меценат, коллекционер. Основатель Третьяковской галереи, "почетный вольный общник" (с 1868) и действ. чл. (с 1893) АХ. Один из первых чл. Моск. об-ва любителей художеств, с 1872 "почетный член" об-ва, с того же года - действ. чл. Моск. худож. об-ва. Разделял взгляды художников демокр. направления, оказывал поддержку передвижникам. Собирая в течение 25 лет (с 1856) произв. рус. художников, составил самую значит. частную картинную галерею в России. С 1880-х гг. проявляет особое тяготение к монумент. форме станковой живописи. Нек-рые худож. произв. Т. приобретал вопреки мнению о них представителей офиц. власти; так, он купил "Сельский крестный ход на Пасхе" В. Г. Перова, "Иван Грозный и сын его Иван" И. Е. Репина, военные произведения В. В. Верещагина. Передвижники воспринимали третьяковское собрание как мерило творческого успеха, и Т. писал И. И. Крамскому, что своей коллекцией он во многом обязан бескорыстию художников.

Т. являлся обладателем более 50 произв. др.-рус. иск-ва, будучи одним из первых ценителей иконы, и прекрасной коллекции живописи эпохи рус. классицизма. Большой интерес представляла собранная Т. коллекция портретов музыкантов, актеров, литераторов и др. деятелей иск-ва. В конце жизни Т. живо заинтересовался произв. представителей новых худож. течений. В 1892 Т. передал в дар Москве свое собрание вместе с коллекцией брата, Сер. Мих. Третьякова. Став попечителем галереи, начиная с 1893 ежегодно издавал каталоги собрания.

Т. делал вклады в Уч-ще живописи и ваяния и в формирование коллекции слепков для Румянцевского музея. В 1897 "во внимание к его заслугам и великому дару" ему было присвоено звание почетного гражданина Москвы.

Лит.: Крамской И. И., Третьяков П. М. Переписка. 1869-1887. М., 1953; Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981; Боткина А. П. П. М. Третьяков. М., 1986; Зилоти В. П. В доме Третьякова. М., 1992.

П. М. Третьяков. С картины И. Е. Репина. Гравер В. В. Матэ

П. М. Третьяков. С картины И. Е. Репина. Гравер В. В. Матэ

Полезные сервисы

третьяков павел михайлович

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович - ТРЕТЬЯКО́В Павел Михайлович [15 (27) декабря 1832, Москва - 4 (16) декабря 1898, там же], российский купец-предприниматель, меценат, собиратель произведений отечественного изобразительного искусства, основатель общедоступной частной художественной галереи. Брат Сергея Михайловича Третьякова (см. ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (предприниматель и меценат)).

Принадлежал к роду Третьяковых. Получил хорошее домашнее образование. С детства поддерживал дружеские связи с семьей владельца карандашной фабрики Рубинштейна, чьи дети Антон Григорьевич и Николай Григорьевич впоследствии стали известными музыкальными деятелями.

К концу 1840-х гг. Третьяковы владели пятью лавками в Старых торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. После смерти отца дела вели мать и старшие сыновья. Сам Павел Михайлович в 14-15 лет был обязан постоянно находиться в лавках. После смерти матери он возглавил семейное предприятие, расширил и укрепил его. На базе нескольких фабрик в Костромской губернии было учреждено «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» (1866), которым владела семья Третьяковых.

В 1865 женился на двадцатилетней Вере Николаевне Мамонтовой, образованной девушке из известной купеческой семьи, музыкально одаренной и разделявшей увелечение мужа искусством. Брак был счастливым. На семейных приемах бывали многие известные люди того времени, выдающиеся писатели, музыканты. Из детей в живых остались дочери и умственно неполноценный сын Михаил.

Обладая не самым крупным в Москве состоянием, Павел Михайлович пользовался в купеческой среде большим авторитетом и многократно выполнял общественные обязанности, занимал выборные должности. На его попечении лежала забота об Арнольдовском училище для глухонемых детей.

Как собиратель начал с приобретения художественных изданий и гравюр на знаменитых «развалах» у Сухаревой башни. В 1854 он купил там первые десять картин, полотна старых голландцев. Однако уже через два года приобретает две жанровые картины русской школы - «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Финляндские контрабандисты» В. Г. Худякова, которые и легли в основу выдающегося собрания.

Не удовлетворяясь обладанием частной коллекцией, Павел Михайлович хотел создать национальную художественную галерею.

Программа создания национальной галереи была сформулирована Третьяковым в завещательном письме в 1860. Согласно этому документу, он завещал свой основной капитал на устройство «художественного музеума». Поставленной однажды цели Третьяков остался верен всю жизнь.

В собрание П.М. Третьякова поступали в первую очередь произведения его современников. Свои приобретения он делал на выставках и непосредственно в мастерских художников и этим создал новый тип коллекционера, дававшего важную материальную поддержку современным художникам. Его личные художественные вкусы оказали немалое воздействие на русскую художественную школу.

Галерея пополнялась не только отдельными произведениями, но целыми собраниями. Так, в 1874 Третьяков приобрел у Верещагина (см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич) 144 картины и этюда, затем 127 рисунков карандашом. Серию произведений этого художника он приобрел и на аукционе, проходившем в 1880. П.М. Третьякову удалось собрать целую галерею этюдов А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Александр Андреевич), в которую входило более восьмидесяти произведений прославленного мастера. В 1885 он приобрел у В. Д. Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич) 102 этюда, выполненных во время путешествия по Турции, Египту, Сирии и Палестине. У В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович) Павел Михайлович купил собрание эскизов, сделанных в период работы над росписями киевского собора св. Владимира.

Наиболее полно и лучшими работами в собрании Третьякова были представлены В. Г. Перов (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), И. Н. Крамской (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович), В. И. Суриков (см. СУРИКОВ Василий Иванович), И. И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич) , В. А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович).

Позднее Павел Михайлович стал приобретать картины русских мастеров 18 -первой половины 19 веков и памятники древнерусской живописи.

Для задуманного Третьяковым Русского пантеона - портретной галереи знаменитых соотечественников - специально был заказан ряд портретов деятелей отечественной культуры ведущим мастерам - Н. В. Невреву (см. НЕВРЕВ Николай Васильевич), Н. Н. Ге (см. ГЕ Николай Николаевич), В. Г. Перову, И. Н. Крамскому, И. Е. Репину и др.

В 1890-е годы у Третьякова начинает складываться собрание древнерусской живописи. Первое крупное приобретение икон он сделал на выставке русской старины при Восьмом археологическом съезде в Москве. Ценные произведения были им куплены, в частности, у известного собирателя-антиквара И. Л. Силина. Однако при жизни владельца иконы не включались в экспозицию, они висели в его кабинете. В общей сложности Третьяков приобрел 62 иконы.

Тогда же, в 1890-е годы, было положено начало коллекции русской скульптуры.

Еще в 1851 Третьяков поселился в Лаврушинском переулке. Здесь, в небольшом двухэтажном особняке, и возникла галерея. Первые картины размещались в кабинете владельца на первом этаже. В дальнейшем, по мере роста собрания, они стали украшать стены столовой, гостиной, спальни, детских комнат, лестничные пролеты.

Все новые и новые поступления побудили владельца в 1872-1874 гг. сделать к особняку специальную пристройку. В 1882 за ней последовала вторая, в 1885 - третья, в 1892 - четвертая.

На первых порах посетителей в музее было немного. Впрочем, так продолжалось недолго: в 1885 г. в залах галереи побывало уже около тридцати тысяч человек.

В 1892 г. скончался младший брат Третьякова, Сергей Михайлович. Он тоже был коллекционером; собирал произведения западноевропейской живописи. В своем завещании С.М. Третьяков передавал все права на коллекции брату. Так в Третьяковской галерее появилось два зала западной школы.

По значимости своего собрания галерея встала в один ряд с крупнейшими музеями России того времени, став одной из главных достопримечательностей Москвы. Побывать в ней считали обязательным не только русские люди, но и многие иностранцы, от государей и принцев до простых путешественников, разносивших славу о музее по всей Европе.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.

15 августа 1893 состоялось официальное открытие музея под названием «Московская городская галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

Передав галерею родному городу, сделав ее достоянием всей России, Павел Михайлович по-прежнему продолжал пополнять ее собрание. Ежегодно он дарил галерее десятки картин, рисунков, этюдов.

Немало времени и сил отдавал Третьяков изучению коллекции созданной им галереи. Результатом этой работы стали каталоги, издававшиеся с 1893.

Погребен П. М. Третьяков был на Даниловском кладбище. В 1948 его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

Полезные сервисы

третьяков пётр николаевич

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Пётр Николаевич (1909-1976), археолог, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по истории славян и народов Восточной Европы в железном веке. Государственная премия СССР (1952).

* * *

ТРЕТЬЯКОВ Петр Николаевич - ТРЕТЬЯКО́В Петр Николаевич (1909-76), российский археолог, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по истории славян и народов Вост. Европы в железном веке. Государственная премия СССР (1952).

Полезные сервисы

третьяков петр николаевич

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Петр Николаевич (1909-76) - российский археолог, член-корреспондент АН СССР (1958). Труды по истории славян и народов Вост. Европы в железном веке. Государственная премия СССР (1952).

Полезные сервисы

третьяков сер. мих

Гуманитарный словарь

ТРЕТЬЯКО́В Сер. Мих. (1834-92) - моск. купец, коллекционер зап.-европ. иск-ва, младший брат Пав. Мих. Т. Жил в Петербурге. По своему вкусу и пользуясь советами И. С. Тургенева, он приобрел коллекцию франц. художников барбизонской школы - Т. Руссо, Ж. Дюпре, К. Коро и др. Несмотря на различие в сферах собирательства, Т. был близок брату во взглядах на иск-во, их коллекции прекрасно дополняли друг друга. Переписка братьев показывает, какое большое место в их жизни занимали вопросы иск-ва, каким самостоятельным, тонким знатоком и ценителем его был каждый из них. Дом Т. был одним из худож. центров Москвы в 1880-х гг. и активно посещался молодыми художниками. Т. в завещании пожертвовал Москве свою коллекцию зап.-европ. живописи и свою часть семейного дома в Лаврушинском пер. для организации "Московской городской галереи Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых".

Лит.: Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981.

Полезные сервисы

третьяков сергей михайлович

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Сергей Михайлович (1892-1937), русский писатель. Агитационные стихи, очерки, пьесы (антиколониальная - «Рычи, Китай!», 1926). Один из теоретиков ЛЕФа. Необоснованно репрессирован.

* * *

ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович - ТРЕТЬЯКО́В Сергей Михайлович (1892-1939), русский писатель. Агитационные стихи, очерки, пьесы (антиколониальная - «Рычи, Китай!», 1926). Один из теоретиков ЛЕФа (см. ЛЕФ). Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (1892-1937) - русский писатель. Агитационные стихи, очерки, пьесы (антиколониальная - "Рычи, Китай!", 1926). Один из теоретиков ЛЕФа. Репрессирован; реабилитирован посмертно.

Полезные сервисы

третьяков сергей михайлович (предприниматель и меценат)

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (предприниматель и меценат) - ТРЕТЬЯКО́В Сергей Михайлович [19 февраля (3 марта) 1834, Москва - 25 июля (6 августа) 1892, Петергоф], российский купец-предприниматель, общественный деятель, меценат, собиратель западноевропейской живописи. Брат Павла Михайловича Третьякова (см. ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович). В совместной с братом фирме занимался операциями с зарубежными партнерами.

Принимал активное участие в общественной жизни родного города: его дважды избирали московским городским головой (1877-1881).

Выдающийся благотворитель. Им пожертвованы крупные суммы на детские приюты, больницы, училища. Выкупил для города из казны Сокольничью рощу. В 1870-1871 Сергей и Павел Третьяковы устроили проезд между улицей Никольской и Театральным проездом, который получил наименование Третьяковского.

Как и брат, первоначально покупал картины русских художников, среди которых такие яркие шедевры, как два лучших пейзажа Александра Иванова (см. ИВАНОВ Александр Андреевич) - «В парке виллы «Дориа» и «Вид из Помпеи на Кастелламаре», один из видов Сорренто Сильвестра Щедрина (см. ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич), «Птицелов» В. Г. Перова (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), «Украинская ночь» Куинджи (см. КУИНДЖИ Архип Иванович), «Лунная ночь» Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), «Бабушкин сад» Поленова (см. ПОЛЕНОВ Василий Дмитриевич), три картины В. В. Верещагина (см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич) - «Повозка в Дели», «Гробница шейха Селима Чишти в Фатехпур-Сихри», «Факир Бомбейской провинции», Ф. А. Васильева (см. ВАСИЛЬЕВ Федор Александрович) - «В крымских горах», К.Ф. Гунна -«Попался!». Все эти полотна были куплены собирателем у авторов.

В собрание Третьякова входило и несколько скульптур русских мастеров.

Не желая составлять конкуренцию брату, Третьяков остановил свой выбор на современной европейской живописи, чему благоприятствовали и поездки Сергея Михайловича за границу по делам семейного предприятия. Чаще всего он бывал во Франции, где и приобрел многие полотна для личной коллекции.

Ядро коллекции составляли картины французских художников 1840- 1880-х годов. Самыми ранними по времени создания были в этом собрании картины Ж. Л. Давида (см. ДАВИД Луи) («Портрет Энгра») и Э. Делакруа (см. ДЕЛАКРУА Эжен) («Потерпевшие кораблекрушение»). Прекрасно были представлены барбизонцы: от их предтечи К. Коро (см. КОРО Камиль) («Купание Дианы») до Т. Руссо (см. РУССО Теодор), Ш. Ф. Добиньи (см. ДОБИНЬИ Шарль Франсуа), Ж. Депрена, К. Тройона (см. ТРУАЙОН Констан), Диаса де ля Пеньи. Были в собрании Сергея Михайловича и работы Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав) («Море у берегов Нормандии»), Ж. Бастьен-Лепажа (см. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль) («Деревенская любовь»), а также полотна Мейссонье (см. МЕЙССОНЬЕ Эрнест), Лоранса, Кабанеля, Бонна, Данья-Бувре.

Впоследствии он приобретал и произведения других школ. Немецкую живопись представляли в его коллекции А. Менцель, О. Ахенбах, Л. Кнаус, нидерландскую - Израэльс (см. ИСРАЭЛС), Альма Тадема, испанскую - Фортуни (см. ФОРТУНИ Мариано), Тускес.

В общей сложности в коллекции насчитывалось 84 полотна западноевропейских художников.

Произведения из собственного собрания С.М. Третьяков неоднократно экспонировал на многочисленных выставках, причем преимущественно за рубежом. Однако для московской публики собрание было почти недоступно, так как Сергей Михайлович подолгу бывал за границей, а с 1889 стал жить в Петербурге. В 1892 он решил продать особняк и перевезти свою коллекцию в Петербург. Внезапная смерть помешала этим планам.

Согласно завещанию, вся коллекция Сергея Михайловича перешла в распоряжение Павла Михайловича Третьякова. По описи, составленной сразу же после смерти собирателя, в его доме значилось 75 картин западноевропейских художников, восемь рисунков, пять танагрских статуэток, а также несколько картин и скульптур русской школы. Коллекция была перевезена в Лаврушинский переулок и первоначально размещалась в одном из залов, а в 1898 была выставлена в двух специально пристроенных для нее залах. В первом зале висел портрет С. М. Третьякова, написанный В. А. Серовым по просьбе Павла Михайловича.

В 1925 картины западной школы, некогда принадлежавшие С. М. Третьякову, перешли в Музей изящных искусств (ныне в ГМИИ им. Пушкина их насчитывается более сорока). Несколько картин оказалось в Эрмитаже. С тех пор не стало мемориального кабинета в Третьяковской галерее.

Полезные сервисы

третьяков сергей николаевич

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Сергей Николаевич (1882-1943), политический деятель, предприниматель в области текстильной промышленности. С 1909 председатель Костромского товарищества торговли и мануфактур, с 1910 председатель Всероссийского общества льнопромышленников, член советов ряда банков. С 1912 член ЦК Партии прогрессистов, с 1915 член Центрального Военно-промышленного комитета. Участник Белого движения, член Союза государственного объединения России (1918), министр торговли и заместитель председателя Совета министров в правительстве А. В. Колчака. С 1920 в эмиграции. С 1929 агент советской разведки, содействовал похищению генерала Е. К. Миллера. Казнён гитлеровцами как советский агент.

Полезные сервисы

третьяков юрий дмитриевич

Энциклопедический словарь

Третьяко́в Юрий Дмитриевич (р. 1931), химик, академик РАН (1987). Основные труды по тонкой химической технологии неорганических материалов, термодинамике и кинетике твердофазных реакций.

* * *

ТРЕТЬЯКОВ Юрий Дмитриевич - ТРЕТЬЯКОВ Юрий Дмитриевич (р. 1931), российский химик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные труды по тонкой химической технологии неорганических материалов, термодинамике и кинетике твердофазных реакций.

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Юрий Дмитриевич (р. 193..1) - российский химик, академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Основные труды по тонкой химической технологии неорганических материалов, термодинамике и кинетике твердофазных реакций.

Полезные сервисы

третьяков, виктор викторович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВ Виктор Викторович (родился в 1946), российский скрипач. Музыкант-виртуоз, исполнение которого отличают безупречный вкус, артистизм, одухотворенность. 1-я премия на Международном конкурсе имени П.И. Чайковского (Москва, 1966).

Полезные сервисы

третьякова

Сканворды для слова третьякова

- Российская актриса, исполнившая роль Елены Борисовны в телесериале «Две судьбы».

- Российская певица, участница группы «Ранетки».

Полезные сервисы

третьякова татьяна петровна

Энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВА Татьяна Петровна - ТРЕТЬЯКО́ВА (Поняева) Татьяна Петровна (р. 13 декабря 1946), российская спортсменка и тренер (волейбол (см. ВОЛЕЙБОЛ)); заслуженный мастер спорта (1972).

Играла в команде ЦСКА. Чемпионка Олимпийских игр (1968, 1972), мира (1970), Европы (1967, 1971), СССР (1965-77).

Полезные сервисы

третьяковка

Орфографический словарь

Третьяко́вка, -и

Синонимы к слову третьяковка

сущ., кол-во синонимов: 3

третьяковская галерея, музей

Грамматический словарь

Третьяко́вка ж 3*а (музей)

Сканворды для слова третьяковка

- Московский музей, где нашли «пристанище» многие «передвижники» (разг.).

Полезные сервисы

третьяковская

Сканворды для слова третьяковская

- Станция московского метрополитена.

Полезные сервисы

третьяковская галерея

Энциклопедический словарь

Третьяко́вская галере́я - в Москве, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве (см. Третьяковы). После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи XI-XVI вв., живописи XVIII-XX вв., скульптуры и графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад - 1902, по проекту художника В. М. Васнецова). В 1982-96 комплекс Третьяковской галереи (в том числе церковь Николая Чудотворца в Толмачах) реконструирован. В 1986 Третьяковской галерее передано здание Государственной Картинной галереи на Крымском валу. С 1991 Всероссийское (в 1986-91 Всесоюзное) музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея».

* * *

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - ТРЕТЬЯКО́ВСКАЯ ГАЛЕРЕ́Я в Москве, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве (см. Третьяковы (см. ТРЕТЬЯКОВЫ)). После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад - 1902, по проекту художника В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович) ). С 1985-95 комплекс Третьяковской галереи реконструирован. С 1991 Всероссийское (в 1926-91 Всесоюзное) Государственное галерейное музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея». Первые покупки художественных произведений, сделанные П. М. Третьяковым (см. ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович), относятся к середине 1850-х гг. В 1860, впервые отправившись за границу, П. М. Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: «Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи ...».

В начале 1850-х гг. семья Третьяковых переехала в Лаврушинский переулок. Первоначально именно здесь, в доме в Толмачах размещалась коллекция П. М. Третьякова, но картин становилось все больше и больше. К 1872 их насчитывалось более полутора сотен, и места в гостиной уже не хватало. Весной 1874 для собрания было построено двухэтажное здание по проекту архитектора А. Каминского (мужа сестры Третьякова). Оно примыкало к южной стене дома и располагалось в сторону соседней с их участком ограды церкви Св. Николая в Толмачах, захватив часть сада вокруг дома. В 1881 Павел Михайлович решил открыть галерею для свободного посещения, и собранию был придан статус настоящего музея. Юридически галерея оставалась частной, но любой человек, «без различия рода и звания», мог бесплатно прийти сюда почти во все дни недели

История Третьяковской галереи неразрывно связана с Товариществом передвижных художественных выставок, и именно передвижники были представлены здесь наиболее полно. Третьяков разделял их убеждения, морально и материально поддерживал художников. Во многом благодаря Третьякову передвижники (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) смогли сохранить идейную и творческую самостоятельность. Один из западных критиков даже назвал их «Третьяковскою школой». На 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где экспонировалось 47 работ, Третьяков приобрел А. К. Саврасова (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич) «Грачи прилетели» (1871), Н. Н. Ге (см. ГЕ Николай Николаевич) «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» (1870). Полотно И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич) «Христос в пустыне» (1872), купленное еще у него в мастерской, было представлено на 2-й передвижной выставке. К концу 1860-х гг. Третьяков задумал создать портретную галерею российских «писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной части». Собиратель сам заказывал художникам портреты, горячо интересовался их работой, тем самым, помогая развитию этого жанра. Многие портреты Перова (см. ПЕРОВ Василий Григорьевич), Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), Ярошенко (см. ЯРОШЕНКО Николай Александрович) исполнялись если и не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его музей в музее. Таким образом, сам основатель стоял у истоков уникального портретного собрания Галереи. В 1872 году к П. М. Третьякову поступила целая серия написанных В. Г. Перовым портретов знаменитых писателей: А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) (1871), Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) (1872), А. Н. Майкова (см. МАЙКОВ Аполлон Николаевич) (1872), М. П. Погодина (см. ПОГОДИН Михаил Петрович) (1872), В. И. Даля (см. ДАЛЬ Владимир Иванович) (1872), И. С. Тургенева (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич).

Самым крупным приобретением Третьякова (92 тыс. руб.) была серия работ В. В. Верещагина (см. ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич), созданных по материалам Туркестанского похода, и его же 78 этюдов, исполненных в Индии и приобретенных в 1880. В 1880-е гг. к собранию прибавились выдающиеся произведения, составляющие и сегодня славу коллекции: «Портрет М. И. Лопухиной» (1797) кисти В. Л. Боровиковского (см. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич), «Портрет Н.В. Кукольника» (1836) К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович), картины И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович) «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) и «Царь Иван Васильевич Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885).

В 1895 были пристроены еще 3 зала в верхнем этаже и 5 - в нижнем . Это позволило несколько упорядочить экспозицию. В 1-й зал 2-го этажа новой пристройки были перенесены работы Н. А. Ярошенко, Н. Н. Ге. Далее - зал В. И. Сурикова (см. СУРИКОВ Василий Иванович) с полотнами «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887). Там же был расположен зал И. Е. Репина. На перегородках залов были выставлены пейзажи и среди них - работы И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич). На первом этаже было выделено место для этюдов и эскизов А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Александр Андреевич) (всего в коллекции насчитывалось более 70 его произведений).

В 1892 в верхнем этаже прибавились 2 больших и 1 маленький залы, а внизу 3 небольших. В них экспонировались в основном по мере их поступления работы конца 1880-х - 1890-х гг.: картины С. А. (см. КОРОВИН Сергей Алексеевич) и К. А. Коровиных (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), «Девушка, освещенная солнцем» (1888) В. А. Серова (см. СЕРОВ Валентин Александрович). Здесь были сосредоточены наиболее значительные работы И. И. Левитана - «Владимирка» (1892, подарок автора), 2 монументальных пейзажа «У омута» (1892) и «Над вечным покоем» (1894) и эскиз к этой картине (самое последнее приобретение Третьякова). Над лестницей, ведущей вниз, во всю длину был помещен фриз В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович) «Радость праведных о Господе. Преддверие рая» (1885-1896).

25 июля (6 августа) 1892 умер С. М. Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Согласно завещанию, в состав коллекции П. М. Третьякова вошло его небольшое, но ценное собрание произведений иностранных и русских художников, где, по мнению Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович), имелась лучшая в России коллекция французской живописи середины 19 в. Часть ее ранее выставлялась в Галерее.

В августе 1892 Павел Михайлович передал свое собрание вместе с коллекцией брата в дар городу Москве. Оно включало 1287 живописных произведений, 518 рисунков, 9 скульптурных работ русских художников, а также 75 картин и 8 рисунков иностранных, главным образом французских и немецких, мастеров 2-й половины 19 в. В признание огромных заслуг перед столицей П. М. Третьяков стал почетным гражданином Москвы.

В 1890-е гг. после передачи Галереи городу ее собрание обогатилось многими уникальными дарами. Это картина А. К. Саврасова (см. САВРАСОВ Алексей Кондратьевич) «Проселок», 30 произведений Н. Н. Ге (см. ГЕ Николай Николаевич) и его портрет работы И. Е.Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович).

Начиная с 1893, Третьяков ежегодно издавал каталоги своего собрания, наиболее полным из которых был подготовленный в 1898. В нем значится уже 1635 живописных произведений. Тогда же была завершена последняя пристройка: 2 новых зала для экспозиции собрания брата. 1-й был посвящен памяти Сергея Михайловича - мебель из его кабинета и рисунки Ж. Энгра (см. ЭНГР Жан Огюст Доминик), А. Канабеля и Ж. Бастьен-Лепажа (см. БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ Жюль), 2-й зал содержал собственно коллекцию - Ж. Бастьен-Лепаж, М. Фортуни (см. ФОРТУНИ Мариано), К. Коро (см. КОРО Камиль). В смежном зале находились скульптуры, в частности, М. М. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич).

Последним крупным приобретением Павла Михайловича были «Богатыри» В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович). В последний год жизни Третьякова Галерея пополнилась пейзажами И. И. Левитана (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), портретами И. Е. Репина (см. РЕПИН Илья Ефимович), картинами К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич).

Жизненный путь основателя Галереи завершился 27 (4) декабря 1898. В июне 1899 Московской городской думой был создан Попечительский совет - коллегиальный орган по управлению Галереей. Кроме городского головы князя В. М. Голицына (председатель), в него вошли: В. А. Серов- от российских художников, И. С. Остроухов и И. Е. Цветков - от московских коллекционеров. Семью основателя представляла вторая дочь Третьякова А. П. Боткина. Совет начал свою деятельность с того, что дом Третьяковых был полностью приспособлен для нужд коллекции. В 1904 возведен новый фасад, созданный по проекту В. М. Васнецова в «русском стиле (см. РУССКИЙ СТИЛЬ)». До сих пор он остается эмблемой Третьяковской галереи.

Члены Совета главной своей целью видели пополнение коллекции. Пристальное внимание они уделяли приобретению картин современных художников; их интересовало творчество молодых петербуржцев, создавших в 1898 объединение «Мир искусства (см. МИР ИСКУССТВА)», москвичей из Союза русских художников, экспонентов выставки «Голубая роза (см. ГОЛУБАЯ РОЗА)». За первые 3 года существования Совета в собрании прибавилось около 70 произведений. Во времена попечительства И. С. Остроухова в Галерее существенно расширился раздел, портретов кисти живописцев 18 в.

В 1899 наследники Павла Михайловича передали Совету завещанные Галерее 62 иконы, которые были тщательно изучены известным византологом и специалистом по древнерусскому искусству Н. П. Лихачевым (см. ЛИХАЧЕВ Николай Петрович). На основе проведенной им атрибуции в 1904 была создана экспозиция икон

Начатое Третьяковым еще в 1893 ежегодное издание каталогов продолжалось его преемниками. Несколько выпусков было издано на французском (1897, 1899) и английском (1911, 1912) языках.

К 1911 стало ясно, что экспозиции необходима коренная перестройка. Московская городская дума в 1913 избрала попечителем Третьяковской галереи И. Э. Грабаря (см. ГРАБАРЬ Игорь Эммануилович). В Совет вошли Р. И. Клейн (см. КЛЕЙН Роман Иванович) и А. П. Ланговой, от семьи основателя - старшая дочь В. П. Зилоти, а из прежнего состава остался князь С. А. Щербатов (см. ЩЕРБАТОВ Сергей Александрович), живописец и коллекционер. И. Э. Грабарь впервые в отечественной практике использовал историко-монографический принцип, который и в настоящее время остается главным в построении музейных экспозиций художественных музеев России.

Революционные события февраля 1917 подтолкнули И. Э. Грабаря к созданию Московского союза деятелей музеев и частных хранилищ. Первым его председателем Союза стал сам Грабарь. Тогда-то в Галерею стали поступать на временное хранение работы из многих коллекций, в частности из собрания М. С. и Х. С. Барышниковых, Е. В. Борисовой-Мусатовой, М. П. Рябушинского, В. О. Гиршмана, Е. П. Носовой.

3 июня 1918 Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики». С этого момента музей стал называться Государственная Третьяковская галерея.

В 1925 в Галерею были переданы на хранение произведения русской живописи из Московского публичного и Румянцевского музеев. Это были коллекции известных собирателей - М. М. Львовой, А. П. Бахрушина, С. А. Щербатова и К. Т. Солдатенкова (см. СОЛДАТЕНКОВ Козьма Терентьевич). Только через 7 лет Галерея обрела из того же источника «Явление Христа народу» А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Андрей Алексеевич) (1837-1857) вместе с этюдами и эскизами. Тогда же для этой картины был построен специальный зал. Музей стал обладателем собрания Ф. И. Прянишникова, о котором так мечтал П. М. Третьяков в молодые годы. Коллекция включала в себя первоклассные картины А. Г. Венецианова (см. ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович), Д. Г. Левицкого (см. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич), Ф. М. Матвеева (см. МАТВЕЕВ Федор Михайлович), В. А. Тропинина (см. ТРОПИНИН Василий Андреевич), К. А. Сомова (см. СОМОВ Константин Андреевич), П. А. Федотова (см. ФЕДОТОВ Павел Андреевич).

Классификация художественных произведений из дореволюционных собраний подчинялась жесткой государственной политике в области музейного дела. В 1925 работы французских живописцев, собранные С. М. Третьяковым, были переданы в Музей изящных искусств (ныне ГМИИ). Государственный музейный фонд был ликвидирован в 1927, а его хранение распределено по музеям. В том же году Третьяковская галерея получила работы русских художников из коллекции И. А. Морозова, которые и сегодня украшают музей.

Развитие межмузейных связей также давало возможность расширить фонды. В течение 1920-1930-х гг. несколько значительных произведений петровской эпохи передала Оружейная палата: два портрета И. Н. Никитина (см. НИКИТИН Иван Никитич), «Портрет П.А. Демидова» (1773) кисти Д. Г. Левицкого (см. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич) были получены из Русского музея. Из бывшего собрания Сената поступили парадные портреты - «Портрет Петра III» (1762) А. П. Антропова (см. АНТРОПОВ Алексей Петрович) и «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» (1743) И. Я. Вишнякова (см. ВИШНЯКОВ Иван Яковлевич).

Рост фондов требовал помещений для их размещения. Уже многие экспозиционные залы были отданы под запасники. Академик архитектуры А. В. Щусев (см. ЩУСЕВ Алексей Викторович), ставший директором в 1926, и сменивший его на этом посту М. П. Кристи приложили немало усилий для увеличения музейных площадей. В 1927 Галерея получила соседний дом по Толмачевскому переулку. После перестройки в 1928 в нем разместились администрация, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики. Церковь Николы в Толмачах, переданная Галерее в 1929, стала запасником живописи и скульптуры. Новая экспозиция с 1928 строилась по хронологическому принципу. Как и сегодня, она начиналась на 2-м этаже произведениями 18 в. На нижнем этаже (14 залов) были выставлены работы художников рубежа 19-20 вв. и современных мастеров. Особенно широко было представлено творчество К. А. Коровина (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), В. А. Серова (см. СЕРОВ Валентин Александрович), М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович). В 3-х последних залах демонстрировалось современное искусство. В 1932 три новых зала связали основное здание Галереи с помещением запасника в церкви Николы в Толмачах. А четырьмя годами позже с северной стороны основного здания было закончено строительство «щусевского корпуса», органично вошедшего в панораму Лаврушинского переулка. 2-этажная постройка, созданная по проекту архитектора А. В. Щусева (см. ЩУСЕВ Алексей Викторович), была мастерски соотнесена с исторической частью и васнецовским фасадом, ее просторные залы сначала использовались для выставок, а с 1940 были включены в основной маршрут экспозиции.

В середине 30-х гг. Третьяковская галерея приняла первых посетителей, которые смогли познакомиться с новой экспозицией. Музей вернулся к прежнему, историко-хронологическому принципу показа своего собрания. Крупнейшие мастера, как и раньше, были представлены монографически. Тогда же был создан отдел советского искусства.

С первых дней Великой Отечественной войны в Галерее начался демонтаж экспозиции. Музей готовился к отправке в эвакуацию. Новым домом музейных фондов страны стало недостроенное здание Оперного театра в Новосибирске. Временное хранилище было названо филиалом Государственной Третьяковской галереи, а его директором стал А. И. Замошкин.

Тем временем в Москве дважды фугасные бомбы падали на здание Государственной Третьяковской галереи. Этого было достаточно, чтобы разрушить ее строения в нескольких местах. Тем не менее, в полуразрушенном здании в Москве велась активная выставочная работа. За время эвакуации сотрудниками Третьяковской галереи в Москве и Новосибирске было организовано около 20 выставок.

Новая экспозиция Третьяковской галереи открылась через неделю после праздника Победы. На протяжении первого десятилетия после победы в войне почти каждый год устраивались всесоюзные выставки советских художников. Особое внимание уделялось организации выставок, построенных по монографическому принципу. Это касалось как живописцев советского времени, так и знаменитых русских художников 18-19 вв.

В 1960-1970-х гг. значительно пополнилась экспозиция произведений конца 19 - начала 20 в. и советского искусства. В последующие годы расширилась экспозиция послереволюционного десятилетия. Она отразила сложную картину исканий в искусстве 1920-х гг.

В 1960 - 1980-е гг. огромное количество посетителей, экскурсий, школьных кружков уже с трудом помещалось в залах музея. К середине 1980-х гг. не только администрации музея, но и правительству страны стало понятно, что «Третьяковке» нужны новые площади. В январе 1986 Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке закрылась для посетителей. В специально оборудованный депозитарий перенесли произведения из экспозиции и ее запасника. В том же 1985 «Государственная картинная галерея», располагавшаяся на Крымском валу, была объединена с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс с сохранением исторического названия - Государственная Третьяковская галерея. В здание на Крымском валу для экспонирования и хранения перевезли произведения живописи, графики и скульптуры, созданные после 1917 г.

Строительные работы в Лаврушинском были начаты в 1983. Через 2 года введен в строй депозитарий, а в 1986 настало время приступить к реконструкции основного здания. Авторы проекта (архитекторы И. М. Виноградский, Г. В. Астафьев, Б. А. Климов и др.) своей главной задачей поставили сохранить облик исторического ансамбля. Центр комплекса - основной дом и «щусевский корпус» были расширены за счет застройки двух внутренних дворов. В 1989 был построен еще один новый корпус. Он предназначался для выставочных залов, конференц-зала, информационно-вычислительного центра, детской изостудии. В этом же здании находится большая часть инженерных систем и служб, поэтому оно получило название «Инженерный корпус». Принципиальной особенностью проекта было включение в музейный ансамбль храма Св. Николая в Толмачах. Ныне он восстановлен, освящен и действует в статусе домового храма-музея при Третьяковской галерее. В 1986 к Галерее на правах отделов был присоединен ряд мемориальных московских музеев: Дом-музей П. Д. Корина (см. КОРИН Павел Дмитриевич), Дом-музей В. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Виктор Михайлович), Музей-квартира А. М. Васнецова (см. ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович), Музей-мастерская А. С. Голубкиной (см. ГОЛУБКИНА Анна Семеновна). В связи с этим Галерея получила статус Всесоюзного музейного объединения (с 1994 - Всероссийское).

В апреле 1995 для посетителей открылась обновленная экспозиция классического русского искусства в Лаврушинском переулке. В новом-старом доме Третьяковской галереи стало возможным значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, выделить залы для скульптуры 18 - первой половины 19 в. и рубежа 19-20 вв.

Застройка внутренних двориков дала возможность создать новые залы для картин К. П. Брюллова (см. БРЮЛЛОВ Карл Павлович), А. А. Иванова (см. ИВАНОВ Андрей Алексеевич), И. Н. Крамского (см. КРАМСКОЙ Иван Николаевич), А. И. Куинджи (см. КУИНДЖИ Архип Иванович). Самый большой из них был специально спроектирован для огромного декоративного панно «Принцесса Греза» М. А. Врубеля (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович) (1896), поступившего в галерею в 1956 году из Государственного академического Большого театра СССР.

Многие коллекционеры дарили Галерее произведения искусства, продолжая традицию ее основателя П. М. Третьякова. Так, знаменитая картина В. М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896) поступила в Галерею в 1908 от великой княгини Елизаветы Федоровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Федоровна) и великой княжны Марии Павловны. Ленинградский коллекционер М. К. Басевич в 1961 подарила Галерее замечательные работы А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич), П. В. Кузнецова (см. КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич), К. С. Петрова-Водкина (см. ПЕТРОВ-ВОДКИН Кузьма Сергеевич), Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович), М. С. Сарьяна (см. САРЬЯН Мартирос Сергеевич). В их числе была картина «Купание красного коня» (1912). К. Г. Костаки передал Галерее в 1977 большую коллекцию, включающую такие шедевры, как «Портрет М. В. Матюшина» (1913) К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович), «Суд народа» (1934) С. Б. Никритина (см. НИКРИТИН Соломон Борисович), «Головы. Симфония Шостаковича» (1927) П. Н. Филонова (см. ФИЛОНОВ Павел Николаевич), «Ландыши» (1916) М. Шагала (см. ШАГАЛ Марк). Известный живописец и график Т. А. Маврина (см. МАВРИНА Татьяна Алексеевна) принесла в дар Галерее коллекцию икон, а также свою работу «Портрет А. Ф. Сафроновой с дочерью» (1938). Всемирно известная арфистка, народная артистка СССР В. Г. Дулова (см. ДУЛОВА Вера Георгиевна) завещала Третьяковской галерее лучшие картины и рисунки своего собрания (всего 58 произведений). Среди них «Домик в провинции. Весна» (1878) А. К. Саврасова. Пополнение коллекции музея происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995. Оно объединяет индивидуальных и корпоративных членов, оказывающих музею благотворительную помощь в реализации самых разных проектов, в том числе - в приобретении произведений искусства. В декабре 1998 в здании Третьяковской галереи на Крымском валу была открыта первая часть новой экспозиции «Искусство ХХ века», охватывающая период от рубежа веков до послевоенного времени. В мае 2000 последовало завершение экспозизии: от середины 1950-х до конца 1990-х гг.

Гуманитарный словарь

ТРЕТЬЯКО́ВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ - крупнейшее собр. рус. иск-ва. Создана в Москве на основе коллекций П. М. и С. М. Третьяковых. Оба собрания были переданы в 1892 в дар Моск. гор. думе. На момент передачи коллекции насчитывали 1369 картин, 454 рис., 10 скульптур. К 1916 в Т. Г. находилось уже 4000 произв. иск-ва. После рев-ции в окт. 1917 в Т. Г. были включены собрания Румянцевского музея, коллекции Ф. И. Прянишникова, К. Т. Солдатенкова, И. Е. Цветкова, И. С. Остроухова. В 1918 Т. Г. была национализирована. С 1913 Т. Г. является систематически оборудованным музеем, с размещением коллекций по ист.-худож. принципу. В Т. Г. представлены произв. живописи, графики, скульптуры, охватывающие все периоды рус. иск-ва: др.-рус. живопись 11-17 вв. (произв. Андрея Рублева, Дионисия, С. Ушакова), портретная живопись 18 в. (Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. П. Боровиковский), живопись 1-й пол. 19 в. (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов). Особенно широко представлено иск-во передвижников, составляющее основу коллекции П. М. Третьякова: произв. В. Г. Перова, И. Н. Крамского, В. М. Васнецова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, а также работы И. Е. Репина, В. В. Верещагина. Среди произв. кон. 19 - нач. 20 в. - работы И. И. Левитана, М. А. Врубеля, В. А. Серова, художников "Мира иск-ва", "Союза рус. художников", "Бубнового валета" и др. Значит. часть экспозиции и фондов Т. Г. отведена послерев. периоду. Т. Г. размещается в реконструир. доме Третьякова с пристройками (автор проекта гл. фасада - Васнецов, 1902).

Лит.: Государственная Третьяковская галерея. М., 1957; Государственная Третьяковская галерея: Очерки истории, 1856-1917. Л., 1981.

Третьяковская галерея. 1975

Третьяковская галерея. 1975

Орфографический словарь

Третьяко́вская галере́я

Синонимы к слову третьяковская галерея

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

третьяковская галерея москве

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ в Москве - один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музей русского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым как частное собрание, в 1892 передана им вместе с коллекцией С. М. Третьякова в дар Москве (см. Третьяковы). После 1917 в Третьяковскую галерею влились коллекции ряда музеев и частных собраний. Богатейшие коллекции древнерусской иконописи 11-17 вв., живописи 18-20 вв., скульптуры, графики. Расположена в бывшем доме Третьяковых (главный фасад - 1902, по проекту художника В. М. Васнецова). С 1985-95 комплекс Третьяковской галереи реконструирован. С 1991 Всероссийское (в 1926-91 Всесоюзное) Государственное галерейное музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея".

Полезные сервисы

третьяковы

Энциклопедический словарь

Третьяко́вы - российский купеческий род (упоминается с XVIII в.). Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями. Наиболее известны братья: Павел Михайлович (1832-1898), директор правления Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры, член совета Московского купеческого банка. Член советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества. Действительный член АХ (с 1893). Почётный гражданин Москвы (с 1897). Собиратель произведений русского искусства. В 1892 его коллекция - одно из крупнейших собраний национальной живописи - стала основой Третьяковской галереи. Содержал Арнольдовское училище для глухонемых детей. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества. Сергей Михайлович (1834-1892), собиратель западно-европейской живописи, своё собрание завещал Москве; в 1877-81 московский городской голова.

* * *

ТРЕТЬЯКОВЫ - ТРЕТЬЯКО́ВЫ, русский купеческий род, упоминается с 18 в.: в 1774 купец 3-й гильдии Елисей Мартынович Третьяков переселился из Малого Ярославца в Москву. Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями. Михаилу Захаровичу Третьякову (1801-50) принадлежала льноткацкая и льнопрядильная фабрика в Костроме, перешедшая к его наследникам, братьям Павлу Михайловичу (см. ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович) и Сергею Михайловичу (см. ТРЕТЬЯКОВ Сергей Михайлович (предприниматель и меценат)) .

Большой энциклопедический словарь

ТРЕТЬЯКОВЫ - русский купеческий род (упоминается с 18 в.). Торговали льняным полотном и пряжей, владели текстильными предприятиями. Наиболее известны братья:..1) Павел Михайлович (1832-98), директор правления Товарищества Новой Костромской льняной мануфактуры, член совета Московского купеческого банка. Член советов Попечительства о бедных в Москве и Московского художественного общества. Действительный член АХ (с 1893). Почетный гражданин Москвы (с 1897). Собиратель произведений русского искусства. В 1892 его коллекция - одно из крупнейших собраний национальной живописи - стала основой Третьяковской галереи. Содержал Арнольдовское училище для глухонемых детей. Оказывал материальную помощь отдельным художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества

2)] Сергей Михайлович (1834-1892), собиратель западноевропейской живописи, свое собрание завещал Москве, в 1877-81 Московский городской голова.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Павел Михайлович Третьяков.

Павел Михайлович Третьяков.

ТРЕТЬЯКОВЫ, российские предприниматели, выходцы из города Малоярославец. Родоначальник - Елисей Мартынович (в Москве с 1774). Его внук Михаил Захарович (1801 - 50), купец, вел торговлю полотном из собственных лавок. Наиболее известны его дети: Павел Михайлович (1832 - 98), один из учредителей Московского купеческого банка, Московского торгово-промышленного товарищества и др. Действительный член Академии художеств (1893). Почетный гражданин Москвы (1897). Собиратель произведений русского искусства; в 1892 передал свою коллекцию национальной живописи в дар Москве (Третьяковская галерея). Оказывал материальную помощь художникам и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества; Сергей Михайлович (1834 - 92), собиратель западноевропейской живописи, свое собрание завещал Москве (ныне в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина - Москва, Эрмитаже - Санкт-Петербург), в 1877 - 81 московский городской голова.

Полезные сервисы