Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

франциск

Большой энциклопедический словарь

ФРАНЦИСК I (Francois I) (1494-1547) - французский король с 1515, из династии Валуа. Его политика была направлена на превращение Франции в абсолютную монархию. В Итальянских войнах 1494-1559 одержал победу в 1515 при Мариньяно; пленен при Павии в 1525; вернувшись из плена, возобновил в 1527 военные действия.

-----------------------------------

ФРАНЦИСК I (Francois I) (12 сентября 1494 - Коньяк - 31 марта 1547, Рамбуйе), король Франции из ангулемской ветви династии Валуа. На годы его правления приходится расцвет французского Возрождения, усиление абсолютистских черт в королевской политике и начало складывания социально-политической системы, действовавшей до 1789 (т. н. "старый порядок"). Вступление на тронСтав королем 1 января 1515 после смерти Людовика XII, своего тестя, не оставившего иных наследников, Франциск I одерживает блестящую победу в битве при Мариньяно (13 сентября 1515), вернувшую Франции господство над Миланским герцогством. Подписанный в следующем году Болонский конкордат с папой Львом X превращает короля в фактического хозяина галликанской церкви. Франко-испанская войнаНесмотря на огромные суммы, затраченные королем на подкуп германских князей, императором Священной Римской империи был избран не он, а король Испании Карл V Габсбург, претендовавший на ряд французских территорий и соперничавший с Франциском I за власть над Италией. Начавшаяся в 1521 Война с Карлом V складывалась неблагоприятно для Франции: 24 февраля 1525 ее армия была разбита при Павии, Франциск I взят в плен и увезен в Испанию. Правительству Луизы Савойской, королевы-матери, осуществлявшей регентство, удалось использовать противоречия в антифранцузской коалиции и заключить мир на приемлемых условиях. Война вскоре возобновилась. Неоднократно неприятельские армии вторгались в глубь Франции, но король, заключая союзы с врагами императора - германскими протестантскими князьями и даже с турецким султаном - сумел отразить нападения и вернуть часть владений в Северной Италии. Изнурительные войны с Габсбургами были завершены лишь следующим французским королем - Генрихом II - в 1559.Внутренняя политикаОстрая нужда в деньгах вынудила короля не только удвоить налоговое бремя, но и прибегнуть к ряду нововведений, ставших впоследствии характерными чертами "старого порядка".

Это практика продажи должностей, введение государственного долга в виде муниципальных рент, возрастание роли финансовых чиновников при одновременном усилении королевского контроля за ними и постоянной угрозе репрессий. Франциск I стремился укрепить монету, сократить вывоз драгоценных металлов, покровительствовал внутренней и внешней торговле, поощряя морские экспедиции, увенчавшиеся, в частности, открытием Канады Жаком Картье в 1534. Пространный эдикт, подписанный в Виллер-Коттре (1539) унифицировал и упорядочил систему судопроизводства, просуществовавшую до начала 19 в. Франциск I умел навязывать свою волю, преодолевая различные формы сопротивления, будь то оппозиция парламентов и университетов, измена коннетабля де Бурбона (1523) или восстания горожан (1529 - Лион, 1542 - Ла-Рошель). Однако он использовал при этом не административно-бюрократические, а политические методы: переговоры, уступки, угрозы, символические жесты, использование личных связей.Расцвет культурыПравление Валуа-Ангулемов характеризуют как "ренессансную монархию" (в отличие от "административной монархии" Бурбонов). Расцвету культуры французского Возрождения способствовало покровительство короля. Итальянские и французские мастера создавали шедевры по его заказу, в своем самом прекрасном замке - Фонтенбло - король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг. Для поощрения образованности в Парижском университете были учреждены должности королевских лекторов (1530), знатоков древних языков, красноречия и математики. король благосклонно относился к тому, что его сестра Маргарита Наваррская покровительствовала религиозным исканиям французских гуманистов. Более того, Возрождение дало королю новые формы легитимизации своей власти. Он уподоблялся "французскому Геркулесу", античным богам, солнцу, распространяющему свет разума. Идеи ренессансного неоплатонизма вели к обожествлению короля, призванного осуществить идеал всеобщей любви и гармонии. титул "отца образованности" дополнял титул "христианнейшего короля", защитника католической церкви. Франциск I решительно выступал против реформационного движения в королевстве, особенно после 1534 ("дело афиш"). ЛичностьСовременники отмечали смелость, живость ума и величественную осанку короля. Он был тонким политиком, умеющим выбирать талантливых советников (Антуан Дюпра, Гильом Бюде, Гильом Дю Белле, кардинал де Турнон и др.). Несмотря на частые вспышки гнева, Франциск I в целом был склонен к милосердию, отличавшему его от современных ему монархов и его преемников.От первой жены - Клод Французской - король имел семерых детей (в т. ч. будущего короля Генриха II). Второй брак - с Элеонорой, сестрой Карла Габсбурга, - был бездетным.Литература:Knecht R. J. Francis I. Cambridge, 1982.Jacquart J. Francois I. Paris, 1992.П. Ю. Уваров ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226) - итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений ("Похвала добродетели", "Похвала Богу" и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике "Цветочки Св. Франциска Ассизского".

Грамматический словарь

Франци́ск мо

Сканворды для слова франциск

- Персонаж произведения Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость».

- Первый в истории римский папа из Нового Света.

- Основатель ангулемской ветви династии Валуа.

- Католический святой, основатель нищенствующего монашеского ордена.

- Именно этот король после поражения под Павией сказал: «Всё потеряно, кроме чести».

- Имя просветителя Скорины.

- Именно он основал первый нищенствующий орден.

Полезные сервисы

франциск i

Энциклопедический словарь

Франци́ск I (François I) (1494-1547), французский король с 1515, из династии Валуа. Его политика была направлена на превращение Франции в абсолютную монархию. В Итальянских войнах 1494-1559 одержал победу в 1515 при Мариньяно; пленён при Павии в 1525; вернувшись из плена, возобновил в 1527 военные действия.

Энциклопедия Кольера

1. Король Обеих Сицилий

(1777-1830) - родился 19 августа 1777 в Неаполе. Сын Фердинанда I. В 1812-1816 - регент, ввел конституцию, которая в 1816 была отменена Фердинандом. Франциск I стал королем в 1825; умер 8 декабря 1830 в Неаполе.

2. король Франции

(Francois I)

ФРАНЦИСК I

ФРАНЦИСК I

(1494-1547), король Франции. Франциск, сын Карла Валуа, графа Ангулемского (двоюродного брата короля Людовика ХII), и Луизы Савойской, родился в Коньяке 12 сентября 1494. Его родители не блистали при дворе, так что вопрос о вступлении Франциска на французский трон ни в коем случае нельзя было считать решенным. В 1514 Франциска женили на Клод, старшей дочери Людовика XII. Но вскоре после этого и Людовик вступил в новый брак. Это случилось всего за 3 месяца до его смерти, так что возможность появления прямого наследника сохранялась даже какое-то время после того, как Людовика не стало. 1 января 1515 Людовик умер, и на трон взошел 20-летний Франциск. Венецианский посол отмечал, что "от всей своей свободы и самостоятельности французы отказались" в пользу короля, а то, что Франциск правит властной рукой, было общепризнанным фактом. Стандартной формулой при издании законов были слова: "Поскольку таково наше соизволение". Одним из источников могущества Франциска явился Болонский конкордат, который он заключил с папой Львом Х (18 августа 1516). Формально конкордат продолжал традицию галликанизма (т.е. автономии французской церкви), но преобразовывал его в галликанизм монарший и фактически отменял т.н. "Прагматическую санкцию" Карла VII. В соответствии с конкордатом король соглашался с неприятием папой идеи верховенства церковных соборов и предоставлял ему возможность собирать аннаты (налог в размере годового дохода, уплачиваемый римской курии лицом, получившим бенефиций), но взамен получил в высшей степени привлекательное право назначать высших лиц во французской иерархии. Король мог подолгу не замещать церковных должностей; он мог соединять несколько должностей в руках одного лица; наконец, он мог передавать доходы от церковных должностей светским лицам, пользуясь имуществом церкви для вознаграждения за службу, не имеющую ничего общего с религией. Впоследствии это соединялось с практикой продажи должностей и патентов на дворянское звание, что расширяло круг опекаемых королем лиц, а значит, укрепляло его власть, поскольку у него возникала возможность назначать на ключевые должности своих сторонников. За время правления Франциск предпринял ряд мер по дальнейшему объединению страны. В соответствии с указом, принятым в Виллер-Котре (1539), латынь в официальных документах была заменена французским языком. Централизация власти постоянно усиливалась по мере утверждения полномочий conseil priv (королевского совета). Некоторые другие перемены в том же направлении дали о себе знать уже в правление Генриха II. В качестве подспорья делу укрепления королевской власти Франциск мог рассчитывать также на личное богатство монарха и процветание Франции на протяжении первой половины его правления; однако после 1530-1535 Европу охватила глубокая экономическая депрессия. В течение двух десятилетий после 1515 правительство Франциска набирало силу еще и благодаря обширной торговле между Средиземноморьем и Северной Европой. Увеличивавшийся дефицит бюджета неизбежно толкал к введению чрезвычайных мер. Росли налоги, власть все шире прибегала к займам; по этой причине и развернулась продажа должностей и титулов. С 1522 пополнению финансов служили ренты - правительственные долговые обязательства, выпускавшиеся под обеспечение муниципальной собственности; с этих пор и до конца старого режима они оставались важным источником пополнения казны. В 1523 Франциск образовал новое центральное казначейство, Trsor de l'pargne, в которое должны были поступать все королевские доходы, как текущие, так и внеплановые. В 1539 во Франции была заведена лотерея. В 1542 Франциск учредил 16 финансовых и административных подразделений, т.н. gnralits, в каждом из которых назначался генеральный сборщик налогов, ответственный за сбор всех королевских доходов с данной территории. Считается, что после смерти Франциск оставил 400 000 ливров, а долговые обязательства доходили почти до 6 000 000 ливров.

Итальянские войны. Экономическая мощь Франции внушила Франциску веру в свои силы и надежду на успех весьма рискованного предприятия, а именно Итальянских войн. Под предлогом династических притязаний на Милан и Неаполь Франциск вторгся в Италию и поначалу добился успеха в борьбе с противостоявшей ему коалицией. Под Мариньяно (совр. Меленьяно) к юго-востоку от Милана он в жестоком двухдневном сражении (13-14 сентября 1515) одержал победу над считавшимися непобедимыми швейцарскими наемниками, находившимися на службе у миланского герцога Массимилиано Сфорца. В ходе сражения Франциск лично возглавил атаку кавалерии. После битвы капитан Баяр, наиболее знаменитый рыцарь того времени, по просьбе самого Франциска посвятил его в рыцарское звание. То была величайшая победа за все время правления Франциска, и она повлекла за собой целый ряд триумфов. Франция приобрела Миланское герцогство, являющееся ключом к Италии. Франциск получил также (7 ноября 1515, в обмен на ежегодную субсидию в 700 000 талеров) право набирать наемников в швейцарских кантонах. На следующий год, 16 ноября 1516, с Швейцарией был заключен знаменитый Paix Perptuelle ("Вечный мир"). Третий успех пришел к Франциску, когда папа Лев Х уступил королю Парму и Пьяченцу, а затем подписал и Болонский конкордат 1516. Наконец, был заключен мир с Карлом I, новым королем Испании (1516), с Венецией (1517) и с королем Англии Генрихом VIII (1518). Франция стала ведущей военной силой в Европе. После столь блистательного успеха счастье отвернулось от Франциска. Первая неудача постигла его после того, как 12 января 1519 умер император Священной Римской империи Максимилиан I. Его внук Карл I стал искать поддержки у немецких курфюрстов. Франциск опрометчиво выставил свою кандидатуру - чтобы предотвратить свое изгнание из Италии. Сумма, которую он предполагал использовать на подкуп курфюрстов, была перекрыта гораздо большими средствами Карла, который располагал как испанскими сокровищами, полученными из Нового Света, так и займами немецких финансистов. Более того, притязания Франциска способствовали росту националистических чувств в Германии, от чего выиграли как Карл, так и Лютер. 28 июня 1519 кандидатура Франциска была единогласно отвергнута, и Карл стал императором - как Карл V. Франциск не мог оставить без ответа этот сильнейший удар по его самолюбию. Он попытался, впрочем безуспешно, вступить в союз с Англией, встретившись с Генрихом VIII в т.н. "Лагере Золотой парчи", специально возведенном между Ардром и Гином близ Кале (июнь 1520). Но врага следовало унизить, и вот уже организован набег на испанскую территорию (1521), а вскоре в Италии возобновляются полномасштабные военные действия. Франциск потерпел ряд поражений, самое важное при Бикокке, предместье Милана (1522), в результате которого город был потерян. Чтобы переломить ход событий, в 1524 он с 30-тысячной армией перешел через Альпы, штурмом взял Милан и осадил Павию. Здесь он 24 февраля 1525 неосмотрительно ввязался в бой с императорскими силами, которыми командовал маркиз Пескара, был окружен и оказался в плену. Извещая мать о своем несчастье, Франциск писал: "Мадам, сообщая вам о прочих своих злоключениях, мне приходится признать, что у меня остались лишь честь и жизнь, все же прочее потеряно". Тем самым надежды французов были сокрушены, а военный престиж Франции значительно упал. Находясь в заключении в Мадриде, Франциск был вынужден год спустя подписать Мадридский мир (14 января 1526), по условиям которого отказывался от претензий на Италию, от владения Бургундским герцогством, от феодального сюзеренитета над Фландрией и Артуа, а кроме того, должен был уплатить огромный выкуп. Освободили Франциска только после того, как он оставил в качестве залога двух своих сыновей (17 марта 1526). Но положение не было столь уж безнадежным. Турецкий султан проявил интерес к установлению взаимопонимания с Францией, что позже нашло формальное выражение в т.н. "капитуляциях" (июнь 1536), на столетия определивших особый характер франко-турецких отношений. Франциск сумел объединить державы Европы, которых пугали чрезмерные успехи Карла V, в Коньякскую лигу (22 мая 1526) и приступил к подготовке следующей войны. В ходе второго конфликта с Карлом V (1527-1529) императорская армия разграбила Рим (7 мая 1527), а союзница Франции Генуя, во главе с адмиралом Андреа Дориа, переметнулась в поисках более выгодных условий на сторону Испании (1528). Однако сам Карл уже искал примирения: он заключил мир с Англией (1528), папой Климентом VII (1529) и, наконец, с Францией в Камбре (3-5 августа 1529, т.н. "дамский мир", поскольку он был достигнут главным образом усилиями женщин - матери Франциска и Маргариты Бургундской, тетки Карла). Мир в Камбре подтвердил условия Мадридского мира, за исключением того, что Франция сохраняла Бургундию. Французские принцы были выкуплены за 2 млн. экю, из которых 1,2 млн. были выплачены золотом в Байонне в следующем году. В том же году Франциск женился на Элеоноре Австрийской, сестре Карла V (Клод умерла еще в 1524 в возрасте 24 лет, обессиленная семью родами). Договор в Камбре фактически завершил наиболее острую фазу соперничества между Карлом V и Франциском в Италии. Впрочем, им предстояло развязать войну друг с другом еще дважды - в 1536-1537 (завершившейся десятилетним перемирием в Ницце от 18 июня 1538) и в 1542-1544 (завершившейся заключением мира в Креспи 18 сентября 1544). Но это были уже не столь серьезные конфликты: Карлу V приходилось иметь дело с куда более грозным противником - турками в Венгрии, на Средиземном море и в Северной Африке. Вопрос об Италии, которую Карл и Франциск оспаривали друг у друга с таким ожесточением, отошел на второй план.

Французское Возрождение. И все же итальянские кампании имели одно значительное последствие. Французское Возрождение возникло не только благодаря Франциску I, влияние Италии на французское страны ощущалось еще с конца 15 в. Тем не менее при нем это движение получило сильнейший толчок. Желая поразить мир, Франциск приступил к программе стротельства, расширял и украшал свои замки в Блуа, Шамборе, Фонтенбло и других местах. Приглашал во Францию художников из Италии - Леонардо да Винчи (1516-1519), Бенвенуто Челлини (1540-1545), Андреа дель Сарто (1518-1519), Джованни Баттиста Россо (1530-1540), Франческо Приматиччо (после 1531, здесь его звали Ле Приматис), братьев Джусти, Джироламо делла Роббиа, Себастьяно Серлио и др. Франциск тратил также крупные суммы на покупку произведений Рафаэля и Тициана. В истории французского Возрождения можно выделить два этапа. До 1525 итальянский орнаментальный стиль уживался со средневековой французской традицией, что прослеживается, например, в асимметричном решении лестничной клетки в Блуа или в устремленных вверх надкровельных формах Шамбора. Однако после 1525 возникло новое направление, оригинальное и французское по духу, - школа Фонтенбло с художниками Россо и Приматиччо. Впоследствии это движение разрослось и охватило также творчество Пьера Леско, Филибера Делорма, Жана Гужона и др. Королевскими живописцами стали Робер Этьен и Конрад Никобар. Кроме того, с благословения Франциска в противовес Сорбонне в 1530 была учреждена Коллегия королевских лекторов, из которой возник Коллеж де Франс.

Реформация во Франции. Открытость Франциска для всего нового не была лишена отрицательных моментов с точки зрения католицизма: свобода мысли в целом способствовала распространению Реформации. Конкордат, заключенный со Львом X, благоприятствовал галликанизму, который имел определенное сходство с Реформацией. Блистательная сестра Франциска Маргарита Наваррская приютила в Мо группу явных или заподозренных сторонников Реформации под руководством епископа Гийома Брисонне, особенно покровительствуя одному из них, Жерару Русселю. Поражение под Павией побудило Франциска искать новых союзников, и в число таковых попали неверные турки и "еретики" - немецкие лютеране, объединившиеся против Карла V в Шмалькальденской лиге. В 1534 Франциск даже сделал попытку пригласить Меланхтона и Буцера, вождей немецкой Реформации, во Францию для упорядочения церковных дел. Гнев короля вызвало т. н. "дело пасквилей", когда экземпляры воззвания французских протестантов (его автором был Антуан Маркур, пастор из Невшателя) с критикой как католических, так и лютеранских воззрений на евхаристию в течение одной ночи с 17 на 18 октября 1534 были распространены в Париже и Амбуазе, а один оказался на дверях королевской спальни замка Амбуаз. В ответ Франциск заявил о своей приверженности католической вере и развязал преследования протестантов. Казни продолжались 3 месяца, король сам во главе процессии обходил приготовленные костры. Множество людей было вынуждено бежать из Франции. В 1535 книгопечатание во Франции было временно запрещено, а в дальнейшем продолжалось уже под неусыпным контролем властей. Но вскоре (16 июля 1535) потребность в поддержке немецких протестантов заставила Франциска выпустить в Куси указ о веротерпимости. Тем не менее в последующие годы под нажимом церкви политика, направленная на подавление инакомыслия, обозначалась все более явно. После 1539 была заведена специальная судебная комиссия для разбора дел еретиков, впоследствии получившая название "Огненной палаты" (Chambre ardente) в связи с тем, что по ее приговорам было сожжено множество людей. Были предприняты радикальные меры в отношении религиозного течения вальденсов, которые обитали в альпийской долине к юго-западу от Турина; после нескольких предварительных кампаний в 1545 против них был устроен настоящий поход, в ходе которого 22 деревни были разрушены и 4000 человек убиты. 3 августа 1546 в Париже на костре был сожжен поэт и филолог Этьен Доле, а 7 октября там же сожгли сразу 14 протестантов. Таким образом, правление Франциска завершалось достаточно безрадостно: обретенную в самом начале славу на международной арене затмил своим величием Карл V, а внутри страны нарастали конфликты. Умер Франциск в Рамбуйе 31 марта 1547.

Полезные сервисы

франциск i (françois i)

Большой энциклопедический словарь

Франци́ск I (François I) (1494—1547), французский король с 1515, из династии Валуа. Его политика была направлена на превращение Франции в абсолютную монархию. В Итальянских войнах 1494—1559 одержал победу в 1515 при Мариньяно; пленён при Павии в 1525; вернувшись из плена, возобновил в 1527 военные действия. Покровительствовал искусствам, привлекал из Италии архитекторов, художников.

Полезные сервисы

франциск i валуа

Энциклопедический словарь

ФРАНЦИСК I Валуа - ФРАНЦИ́СК I Валуа (Francois I) (12 сентября 1494, Коньяк - 31 марта 1547, Рамбуйе), король Франции с 1515 года из ангулемской ветви династии Валуа (см. ВАЛУА). На годы его правления приходится расцвет французского Возрождения (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)) и усиление абсолютистских черт в королевской политике.

Став королем 1 января 1515 года после смерти Людовика XII (см. ЛЮДОВИК XII Валуа), своего тестя, не оставившего иных наследников, Франциск I продолжил Итальянские войны. 13 сентября 1515 года новый французский король одерживает блестящую победу в битве при Мариньяно (см. МАРИНЬЯНО), вернувшую Франции господство над Миланским герцогством. Подписанный в 1516 году Болонский конкордат с папой Львом X (см. ЛЕВ X) усиливает власть короля над французской церковью.

Несмотря на огромные суммы, затраченные королем на подкуп германских князей, императором Священной Римской империи был избран не он, а король Испании Карл V Габсбург (см. КАРЛ V Габсбург), претендовавший на ряд французских территорий и соперничавший с Франциском I за власть над Италией. Начавшаяся в 1521 году война с Карлом V складывалась неблагоприятно для Франции: 24 февраля 1525 года ее армия была разбита при Павии (см. ПАВИЯ), Франциск I взят в плен и увезен в Испанию. Правительству Луизы Савойской (см. ЛУИЗА САВОЙСКАЯ), королевы-матери, осуществлявшей регентство, пришлось заключить мир. Король был вынужден в 1526 году унизительный для Франции Мадридский договор.

Вернувшись из плена (1526), Франциск I заключил Коньякскую лигу с папой Климентом VII (см. КЛИМЕНТ VII), Венецией, Миланом и в 1527 году возобновил военные действия против Карла V. Неоднократно неприятельские армии вторгались в глубь Франции, но король, заключая союзы с врагами императора - германскими протестантскими князьями и даже с турецким султаном - сумел отразить нападения и вернуть часть влияния в Северной Италии. В 1535-1536 годах Франциск подписал с Османской империей выгодный для Франции договор о капитуляциях (см. КАПИТУЛЯЦИИ). Изнурительные войны с Габсбургами были завершены лишь следующим французским королем - Генрихом II (см. ГЕНРИХ II Валуа) - в 1559 году.

Главным органом управления при Франциске I стал королевский совет. В провинциях былы учреждены должности королевских наместников, деятельность губернаторов стала подвергаться более строгому контролю, права парламентов были ограничены. Доходы королевского домена были слиты с государственными налогами. Острая нужда в деньгах вынудила короля не только удвоить налоговое бремя, но и прибегнуть к ряду нововведений, ставших впоследствии характерными чертами «старого порядка». Это практика продажи должностей, введение государственного долга в виде муниципальных рент, возрастание роли финансовых чиновников при одновременном усилении королевского контроля за ними и постоянной угрозе репрессий. Франциск I стремился укрепить монету, сократить вывоз драгоценных металлов, покровительствовал внутренней и внешней торговле, поощряя морские экспедиции, увенчавшиеся, в частности, открытием Канады Жаком Картье в 1534 году. Пространный эдикт, подписанный в Виллер-Котре (1539) унифицировал и упорядочил систему судопроизводства, просуществовавшую до начала 19 века. Этот же эдикт запретил стачки и союзы подмастерьев.

Франциск I навязывал свою волю, преодолевая различные формы сопротивления, будь то оппозиция парламентов и университетов, измена коннетабля Шарля де Бурбона (см. БУРБОН Шарль) (1523) или восстания горожан (1529 - Лион, 1542 - Ла-Рошель). Однако он использовал при этом не административно-бюрократические, а политические методы: переговоры, уступки, угрозы, символические жесты, использование личных связей. В 1532 году к Франции окончательно была присоединена Бретань.

Правление Валуа-Ангулемов характеризуют как «ренессансную монархию» (в отличие от «административной монархии» Бурбонов). Расцвету культуры французского Возрождения способствовало покровительство короля. Франциск привлекал во Францию из Италии архитекторов и художников. Итальянские и французские мастера создавали шедевры по его заказу, в замке Фонтенбло король собрал богатейшую библиотеку и основал типографию, заказав уникальные шрифты для греческих книг. В 1530 году была создана Коллегия королевских лекторов - знатоков древних языков, красноречия и математики (с конца 18 века - Коллеж-де-Франс). Король благосклонно относился к тому, что его сестра Маргарита Наваррская (см. МАРГАРИТА Наваррская (1492-1549)) покровительствовала религиозным исканиям французских гуманистов. Более того, Возрождение дало королю новые формы легитимизации своей власти. Он уподоблялся «французскому Геркулесу», античным богам, солнцу, распространяющему свет разума. Идеи ренессансного неоплатонизма вели к обожествлению короля, призванного осуществить идеал всеобщей любви и гармонии. Титул «отца образованности» дополнял титул «христианнейшего короля», защитника католической церкви. Франциск I решительно выступал против реформационного движения в королевстве, особенно после 1534 года («дело афиш»). В 1535 и 1540 годах он издавал эдикты о преследовании кальвинистов как еретиков, в 1545 году организовал массовое уничтожение вальденсов (см. ВАЛЬДЕНСЫ). Вершиной преследования представителей радикальной мысли стала казнь на костре гуманиста Этьена Доле (см. ДОЛЕ Этьен).

Современники отмечали смелость, живость ума и величественную осанку короля. Он был тонким политиком, умеющим выбирать талантливых советников (Антуан Дюпра, Гильом Бюде, Гильом дю Белле, кардинал де Турнон). Несмотря на частые вспышки гнева, Франциск I в целом был склонен к милосердию, отличавшему его от современных ему монархов и его преемников. От первой жены - Клод Французской - король имел семерых детей (в том числе будущего короля Генриха II). Второй брак - с Элеонорой, сестрой Карла Габсбурга, - был бездетным.

Полезные сервисы

франциск ii

Энциклопедия Кольера

1. король Франции

(Francois II)

(1544-1560), король Франции, старший сын Генриха II и Екатерины Медичи, родился в Фонтенбло 19 января 1544. В апреле 1558 Франциск женился на Марии Стюарт, племяннице герцога Гиза, будущей шотландской королеве. В июле 1559, после смерти отца от несчастного случая, Франциск взошел на трон. Для его краткого царствования было характерно доминирование семейства Гизов во внутренней и внешней политике государства, а также появление во Франции группы протестантов, решительно противостоявшей официальной религиозной политике. В попытке захватить короля, чтобы лишить влияния на него Гизов, гугеноты осуществили закончившийся их разгромом т.н. Амбуазский заговор (1560).

Умер Франциск в Орлеане 5 декабря 1560.

2. Король Обеих Сицилий

(1836-1894) - родился 16 января 1836 в Неаполе. С 1859 - король, стремился удержать Неаполь от войны с Австрией. В 1860 был выслан из Неаполя революционерами под руководством Джузеппе Гарибальди. Франциск нашел убежище в морском порту Гаэте, но при его взятии сдался.

Умер в Арко в Тироле 27 декабря 1894.

Полезные сервисы

франциск ассизский

Энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi), настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне (Bernardone) (1181/1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). C 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовывались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

* * *

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ - ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

Энциклопедия Кольера

СВ. (Francesco d'Assisi)

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

(ок. 1181-1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положением нищих и прокаженных в его родном городе навели его на глубокие раздумья и пробудили сочувствие к униженным. В 1206 Франциск покинул дом и посвятил себя уходу за прокаженными и восстановлению заброшенных церквей в окрестностях Ассизи, в одной из которых, Порциункуле, ему и открылось его истинное призвание. 24 февраля 1209 он услышал в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея и истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Вскоре к нему присоединились ученики. В 1210 Франциск написал краткий устав нового монашеского ордена, вместе с товарищами отправился в Рим, чтобы просить папу утвердить этот устав, и получил разрешение от папы Иннокентия III. В 1212 к числу последователей Франциска присоединилась молодая девушка из знатной семьи по имени Клара, которой также предстояло в будущем стать святой, и Франциск поселил ее при первой из восстановленных им церквей, Сан-Дамиано; вскоре к ней присоединились другие сестры, - так возник орден бедных кларисс. Число братьев-францисканцев быстро росло, и Франциск стал отправлять их по двое на проповедь в другие страны. В 1217 было учреждено несколько провинций ордена. Франциск не хотел, чтобы одни братья имели власть над другими, поэтому провинциалы ордена стали называться "министрами", т.е. "слугами" братьев. Управление орденом он со временем возложил на плечи своих кустодов (возглавлявших отдельные общины) и министров-провинциалов. В 1223 папа Гонорий III официально утвердил окончательный устав ордена. Устав францисканцев радикально отличался от уставов ранее созданных монашеских орденов и правил, регулировавших монашескую жизнь. Франциск учил, что мир Божий и по природе и сути своей благ. С особым благоговением Франциск относился к человечеству Иисуса (именно он ввел в католический обиход устройство вифлеемских яслей на Рождество) и настаивал на том, что его орден должен подчиняться церкви и церковной иерархии. Лояльность к церкви привлекла в ряды братьев-миноритов многих людей, которых воодушевляла идея буквального исполнения евангельских заповедей и жизни в бедности, но отталкивали антицерковные братства. Эти миряне теперь могли вести жизнь в бедности и покаянии в рамках ордена как церковной организации, управляемой церковной иерархией, и даже женатые миряне, не принесшие трех монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, могли обрести свое место в ордене братьев-миноритов в качестве терциариев. Основные заветы Франциска состояли в следующем: помогать ближним, подвизаясь в миру, проповедуя Евангелие и заботясь о недужных и страждущих; буквально исполнять евангельские заповеди; отказаться от всего все ради Христа: богатым - от богатства, ученым - от учености. Братья не должны были иметь денег. Если они не получали платы за свою работу одеждой и пищей, то должны были жить подаянием. Своей популярностью орден в значительной степени был обязан личности самого Франциска, его заразительному энтузиазму, радостному умонастроению и любви, а в еще большей степени - примеру его подвижнической жизни. Его любовь простиралась на всех людей, включая мусульман, которым он проповедовал христианство, а также - на всех тварей и все творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всем он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил Гимн брату Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за все сотворенное. Последние годы жизни Франциска были также годами мистического опыта. Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов - знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку). Франциск скончался на вершине своей славы, 3 октября 1226 в Порциункуле, и уже два года спустя, в 1228, его давний друг и заступник, первый "кардинал-покровитель" ордена, ставший к этому времени папой Григорием IX, торжественно канонизировал Франциска. В том же году был заложен фундамент величественной церкви, в которой должны были упокоиться его останки, а позднее верхняя церковь базилики Св. Франциска Ассизского была расписана фресками Джотто, изобразившего сцены из жития святого.

См. также ФРАНЦИСКАНЦЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995

Орфографический словарь

Франци́ск Асси́зский

Полезные сервисы

франциск ассизский (лат. franciscus assisiensis, итал. francesco d’assisi)

Большой энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) (настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне, Bernardone) (1181/1182 — 1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). Из купеческой семьи. Отказался от богатства и с 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и всюду под влиянием его проповедей возникали организации его последователей (францисканские братства). В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

Полезные сервисы

франциск ксаверий

Энциклопедический словарь

Франци́ск Ксаве́рий - Франсуа Ксавье (Franciscus Xaverius, François de Xavier) (1506-1552), христианский миссионер, иезуит. Сподвижник Игнатия Лойолы, проповедовал в Азии - в Гоа, на полуострове Малакка, Молуккских островах и Цейлоне, в 1549-1552 в Японии.

* * *

ФРАНЦИСК КСАВЕРИЙ - ФРАНЦИ́СК КСАВЕ́РИЙ, Франсуа Ксавье (Franciskus Xaverius, Franois de Xavier) (1506-52), христианский миссионер, иезуит. Сподвижник Игнатия Лойолы (см. ЛОЙОЛА Игнатий), проповедовал в Азии - в Гоа, на п-ове Малакка, Молуккских о-вах и Цейлоне, в 1549-52 в Японии. Память в Католической церкви 3 декабря.

Большой энциклопедический словарь

ФРАНЦИСК КСАВЕРИЙ - Франсуа Ксавье (Franciskus Xaverius, Franois de Xavier) (1506-52), христианский миссионер, иезуит. Сподвижник Игнатия Лойолы, проповедовал в Азии - в Гоа, на п-ове Малакка, Молуккских о-вах и Цейлоне, в 1549-52 в Японии. Память в Католической церкви 3 декабря.

Полезные сервисы

франциск ксаверий, франсуа ксавье (franciskus xaverius, françois de xavier)

Большой энциклопедический словарь

Франци́ск Ксаве́рий, Франсуа Ксавье (Franciskus Xaverius, François de Xavier) 1506—1552), христианский миссионер, иезуит. Сподвижник Игнатия Лойолы, проповедовал в Азии — в Гоа, на полуострове Малакка, Молуккских островах и Цейлоне, в 1549—1552 в Японии.

Полезные сервисы

франциск сальский

Энциклопедический словарь

Франци́ск Са́льский (François de Sales) (1567-1622), епископ Женевский (с 1602), один из ведущих деятелей католической Контрреформации. В 1610 вместе с Жанной де Шанталь основал женский монашеский орден салезианок, или визитандинок.

* * *

ФРАНЦИСК САЛЬСКИЙ - ФРАНЦИ́СК СА́ЛЬСКИЙ (Franois de Sales) (1567-1622), епископ Женевский (с 1602), один из ведущих деятелей католической Контрреформации. В 1610 вместе с Жанной де Шанталь (см. ШАНТАЛЬ Жанна Франсуаза) основал женский монашеский орден визитандинок. Память в Католической церкви 24 и 29 января.

Большой энциклопедический словарь

ФРАНЦИСК САЛЬСКИЙ (Franois de Sales) (1567-1622) - епископ Женевский (с 1602), один из ведущих деятелей католической Контрреформации. В 1610 вместе с Жанной де Шанталь основал женский монашеский орден визитандинок. Память в Католической церкви 24 и 29 января.

Полезные сервисы

франциск сальский (françois de sales)

Большой энциклопедический словарь

Франци́ск Са́льский (François de Sales) (1567—1622), епископ Женевский (с 1602), один из ведущих деятелей католической Контрреформации. В 1610 вместе с Жанной де Шанталь основал женский монашеский орден салезианок, или визитандинок.

Полезные сервисы

франциска

Энциклопедический словарь

ФРАНЦИСКА - ФРАНЦИ́СКА (лат. francisca), холодное оружие (см. ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ) топор франков (см. ФРАНКИ), который носился на поясе и использовался как метательное оружие.

Грамматический словарь

Франци́ска жо

Сканворды для слова франциска

- Боевой топор франков и германских племён, «летающая секира».

Полезные сервисы

францисканец

Толковый словарь Ушакова

ФРАНЦИСКА́НЕЦ, францисканца, муж. Монах католического, т.н. нищенствующего ордена имени Св. Франциска Ассизского.

Орфографический словарь

франциска́нец, -нца, твор. п. -нцем

Словарь ударений

франциска́нец, -нца; р. мн. -нцев

Формы слов для слова францисканец

франциска́нец, франциска́нцы, франциска́нца, франциска́нцев, франциска́нцу, франциска́нцам, франциска́нцем, франциска́нцами, франциска́нце, франциска́нцах

Синонимы к слову францисканец

сущ., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

франциск/а́н/ец/.

Грамматический словарь

франциска́нец мо 5*a

Словарь иностранных слов

францисканец

- нца, м., одуш. (фр. franciscain).

1. Францисканцы - католический нищенствующий монашеский орден, основанный в 13 в. итальянцем Франциском Ассизским; в настоящее время - один из влиятельных католических орденов; см. также минориты.

2. Член этого ордена.

Францисканский - относящийся к францисканцам.

|| Ср. госпитальер, доминиканец, иезуит, иоаннит, кармелит.

Полезные сервисы

францисканит

Синонимы к слову францисканит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

францисканский

Толковый словарь Ушакова

ФРАНЦИСКА́НСКИЙ, францисканская, францисканское. прил. к францисканец. Францисканский монах. Францисканский орден.

Орфографический словарь

франциска́нский

Формы слов для слова францисканский

франциска́нский, франциска́нская, франциска́нское, франциска́нские, франциска́нского, франциска́нской, франциска́нских, франциска́нскому, франциска́нским, франциска́нскую, франциска́нскою, франциска́нскими, франциска́нском, франциска́нск, франциска́нска, франциска́нско, франциска́нски

Морфемно-орфографический словарь

франциск/а́н/ск/ий.

Грамматический словарь

франциска́нский п 3a✕~

Полезные сервисы

францисканский орден

Словарь иностранных слов

ФРАНЦИСКАНСКИЙ ОРДЕН - общество нищенствующих монахов св. Франциска, основан в начале XIII в. в Италии.

Полезные сервисы

францисканцы

Энциклопедический словарь

Франциска́нцы - члены первого нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-1209 Франциском Ассизским. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.

* * *

ФРАНЦИСКАНЦЫ - ФРАНЦИСКА́НЦЫ, католический монашеский орден, второй из нищенствующих орденов (см. НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА). Основан св. Франциском Ассизским (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ), утвержден устно в 1210 папой Иннокентием III, а в 1223 буллой (см. БУЛЛА) папы Гонория III. Официальное название с 1223 - «орден братьев меньших» (лат. ordo fratrum minorum), сокращенно - минориты. Краеугольным камнем францисканского учения была бедность, понимаемая как высшая степень смирения: «Не может человек владеть, ибо владеет только Бог». Следование Христу, воплощенной Любви, означало для Франциска не только отказ от всех земных благ, но и всепоглощающую любовь к ближнему, выразившуюся в проповеди спасения. Наиболее знаменитыми проповедниками-францисканцами были в 13 в. Антоний Падуанский (см. АНТОНИЙ Падуанский), Бертольд Регенсбургский и др. Франциск запрещал братьям искать даже минимальные удобства для себя, предписывал носить рубище, препоясанное веревкой, а книги разрешал иметь только грамотным братьям, притом исключительно богослужебные. Францисканцы, подобно доминиканцам (см. ДОМИНИКАНЦЫ (орден)), создали свою систему богословского образования. Крупнейшими теологами ордена стали в 13 в. св. Бонавентура (см. БОНАВЕНТУРА) и Дунс Скот, стоявшие на позициях августинизма; к францисканцам принадлежали видный натурфилософ 13 в. Роджер Бэкон (см. БЭКОН Роджер) и церковно-политический мыслитель 14 в. Уильям Оккам (см. ОККАМ Уильям).

После смерти Франциска стремление сохранить верность «госпоже бедности» породило сложные юридические конструкции, призванные без видимого отступления от завещания Франциска обеспечить жизнеспособность ордена. Папство, закрепив в 1230 уже давно сложившуюся практику условного владения имуществом, предназначенным миноритам (лат. usus moderatus - пользование со скромностью), взяло на себя в 1245 права верховного собственника недвижимости ордена. Попытки смягчить требования бедности вызвали, однако, во второй половине 13 в. раскол ордена на сторонников их полного сохранения - спиритуалов - и конвентуалов, ратовавших за развитие больших монастырских общин - конвентов. Вопрос о бедности вышел за пределы ордена при генерале Михаиле Чесенском (1316-1328), утверждавшем, что ни Христос, ни апостолы не владели имуществом. В 1322 папа Иоанн XXII объявил ересью учение о бедности Христа, видя в нем угрозу светской власти Церкви, а различение понятий «собственность» и «использование» - юридической фикцией и отказался от прав на имущество миноритов. Последовавшие репрессии не остановили дальнейшую поляризацию ордена, внутри которого уже во второй половине 14 в. появилось движение обсервантов. Возвращение в 1428 недвижимости миноритов в собственность Рима не предотвратило окончательного раскола францисканцев на ордена конвентуалов и обсервантов (1517), а затем и отпочкования от обсервантов ордена капуцинов (см. КАПУЦИНЫ (монахи)). После долгого упадка ордена в эпоху Реформации и Просвещения в 19 в. началось возрождение ордена. Новый взлет популярности обрела личность св. Франциска как национального итальянского писателя, гуманиста и борца за социальную справедливость; в 20 в. его стали считать первым защитником экологии. Разногласия между конвентуалами, обсервантами, в которых в новое время продолжали возникать группы радикальных реформаторов (реколеты, алькантаристы, реформаты), и капуцинами сохранялись позже, осложнив возрождение единства ордена в 19 в. В 1897 под давлением папы Льва XIII была заключена Леонианская уния, объединившая лишь обсервантов (Ordo fartrum minorum ab Unione Leoniana). Вместе с миноритами-конвентуалами и капуцинами три ветви францисканцев остаются по сей день самым многочисленным монашеским объединением Западной Европы.

Большой энциклопедический словарь

ФРАНЦИСКАНЦЫ - члены первого нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-09 Франциском Ассизским. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.

Энциклопедия Кольера

ФРАНЦИСКАНЦЫ - члены ордена, основанного св. Франциском в 1209, когда первый его устав был одобрен папой Иннокентием III. Окончательная редакция устава, официально одобренная папой Гонорием III в булле Solet annuere (1223), содержала требование строжайшей бедности. В результате ширящейся реакции на общий упадок монашеских орденов в 14 в. францисканский орден разделился на три самостоятельные ветви. В начальную эпоху существования ордена предпринимались различные попытки реформировать его, однако эти попытки оставались неоформленными и неупорядоченными. Папа Лев X предпринял усилия к объединению этих течений на почве возврата к изначальному францисканскому идеалу, однако не достиг в этом успеха и в 1517 официально признал существование двух независимых групп, получивших название братьев-миноритов строгого соблюдения правила (т.н. "обсерванты") и братьев-миноритов конвентуалов. Капуцины, возникшие в 1525 как реформистское течение внутри ордена миноритов-обсервантов, были признаны самостоятельным орденом папой Климентом VII в 1528. В 1300 существовало около 60 тыс. францисканцев; в 1517 - около 30 тыс. братьев-миноритов и около 25 тыс. конвентуалов. В ранний период францисканцы были известны в Англии как "серые братья" (по цвету их облачения), во Франции как "кордельеры" (из-за того, что они опоясывались веревкой), в Германии как "босоногие" (из-за их сандалий, которые они носили на босу ногу), в Италии как "братья". В настоящее время они носят плащ без рукавов или накидку (зимой) и либо коричневую (минориты и капуцины), либо черную (конвентуалы) власяницу с капюшоном, подпоясанную веревкой, к которой подвешен розарий. Из ордена францисканцев вышло много святых, тысячи мучеников, почти сто кардиналов, более 3000 епископов, множество миссионеров и прославленных проповедников. Второй (женский) орден св. Франциска называется орденом бедных кларисс. Третий орден св. Франциска (т.н. терциарии), учрежденный самим святым ок. 1221, получил в 1401 собственный устав и название Третьего ордена устава св. Франциска. Помимо терциариев, руководствующихся этим уставом, существует значительное число терциариев, живущих в миру по уставу, полученному ими от папы Льва XIII, и именующихся Третьим орденом мирян св. Франциска. Существует также большое количество женских монашеских и полумонашеских конгрегаций (сестричеств), которые причисляют себя к францисканству. Их члены активно занимаются педагогической и миссионерской деятельностью, уходом за больными и социальной работой.

ЛИТЕРАТУРА

Фроссар А. Соль земли. О главных монашеских орденах. М., 1992 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Руины францисканского монастыря. Ирландия.

Руины францисканского монастыря. Ирландия.

ФРАНЦИСКАНЦЫ, члены первого нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207 - 09 Франциском Ассизским. Наряду с доминиканцами ведали инквизицией.

Руины францисканского монастыря. Доминиканская республика.

Руины францисканского монастыря. Доминиканская республика.

Орфографический словарь

франциска́нцы, -ев, ед. ч. -нец, -нца, твор. п. -нцем

Эпонимы

Францисканцы - монахи католического нищенствующего ордена, основанного в Италии в 1207-1209 гг. Франциском Ассизским. Организация францисканцев выросла из религиозного братства (миноритов), созданного с целью проповеди в народе евангельских истин (бедность, аскетизм, любовь к ближнему и др.). В 1223 г. папа римский Гонорий III утвердил устав ордена. Основание этого ордена положило начало нищенствующим орденам. Францисканцы, одетые в коричневую шерстяную тунику, перепоясанные веревкой, в сандалиях на босу ногу, странствовали по стране с проповедями. Наряду с доминиканцами участвовали в инквизиции. В 1525 г. как ответвление ордена францисканцев возник орден капуцинов. Францисканцы подверглись гонениям во время революций в Европе XVIII-XIX вв. К концу XIX в. орден был восстановлен. Занимается миссионерской деятельностью в странах Азии и Африки. Вместе с ответвлениями имеет ок. 50 тыс. членов, в т. ч. в Европе более 28 тыс. человек.

См. также Сан-Франциско.

Словарь иностранных слов

Римско-католический монашеский орден, основанный свят. Франциском в 1208 году.

Сканворды для слова францисканцы

- К этому ордену, основанному в 1209 году, принадлежали Франческо Петрарка, Франсуа Рабле, Франциск Ассизский.

- Монашеский орден.

Полезные сервисы

францисканцы или минориты

Словарь иностранных слов

Римско-католический монашеский орден, основанный Франциском Ассизским, в 1208 году.

Полезные сервисы

франциско

Энциклопедический словарь

ФРАНЦИСКО - ФРАНЦИ́СКО (латинское название Francisco, код S/2001 U3), спутник Урана (см. УРАН (планета)), среднее расстояние до планеты 4,25 млн км, эксцентриситет орбиты 0,1459, период обращения вокруг планеты 266,6 сут. По орбите вращается в направлении, противоположном суточному вращению планеты. Имеет неправильную форму, наибольший поперечник 22 км.

Франциско был открыт с Земли Мэттью Холманом и другими астрономами 13 августа 2001, вместе с Тринкуло (см. ТРИНКУЛО) и Фердинандом (см. ФЕРДИНАНД (спутник Урана)). Название было утверждено Международным Астрономическим Союзом в декабре 2005 в честь Франциско, лорда из пьесы Уильяма Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) «Буря».

Синонимы к слову франциско

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова франциско

- Имя художника Гойя.

Полезные сервисы