Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хомяк

Толковый словарь

м.

Небольшой грызун семейства мышиных с толстым неуклюжим телом и развитыми защёчными мешками, живущий в норах, и, являясь вредителем хлебных злаков, собирающий там много зёрен, семечек и т.п.

Толковый словарь Ушакова

ХОМЯ́К, хомяка, муж. Хищный грызун из сем. мышиных, вредитель хлебных злаков.

Толковый словарь Ожегова

ХОМЯ́К, -а, муж. Грызун, вредитель хлебных злаков и огородных растений. Неповоротлив, как х. (о нерасторопном, медлительном человеке; разг.).

| прил. хомячий, -ья, -ье.

Толковый словарь Даля

ХОМЯК - муж. хомячок, зверок Cricetus vulgaris, карбыш вост. зерноед с защечными сумками, живет в норах.

| * Лентяй, вялый соня и лежебока, неповоротливый. Хомячья норка. Хомяковая шкурка. Хомячить что, мять, тискать. -ся, прятаться от людей, быть домоседом. Хомяковина сар. красноглинистая твердая, сухая почва, в коей охотно водятся хомяки;

| изрытая хомяками в бугры почва.

Словарь существительных

ХОМЯ́К, -а́, м

Грызун с толстым неуклюжим телом и развитыми защечными мешками, живущий в норах и собирающий в них большие запасы зерен, семечек и т.п., вредитель злаков и огородных растений.

… Под сохой, идущей по полю, один за другим бесследно исчезают холмики над подземными ходами и норами хомяков… (Б.).

Энциклопедический словарь

ХОМЯ́К -а́; м.

1. Небольшой грызун с толстым неуклюжим телом и развитыми защёчными мешками, живущий в норах и собирающий в них большие запасы зёрен, семечек и т.п.

2. Разг. О ком-л. неповоротливом, нерасторопном, обычно полном. Дразнить хомяком. Не щенок, а х. настоящий.

Хомячо́к -чка; м. Уменьш.-ласк. Хомя́чий, -ья, -ье. Х-ья нора. Х-ьи запасы. Х-ья шкурка.

Академический словарь

-а́, м.

Грызун, живущий в норах, вредитель полевых и огородных культур.

Сборник слов и иносказаний

хомяк (иноск.) - лентяй, лежебок вялый (намек на "хомяка", зверя, живущего в норах)

См. байбак.

Словарь русского арго

ХОМЯК, -а, ХОМЯЧОК, -чка, м.

1. Толстый человек, обжора.

2. Мужской половой орган.

Хомячок в норку - о половом акте.

Словарь бизнес-сленга

Хомяк - бедный клиент. См. клоун.

Орфографический словарь

хомя́к, -а́

Словарь ударений

хомя́к, -а́

Формы слов для слова хомяк

хомя́к, хомяки́, хомяка́, хомяко́в, хомяку́, хомяка́м, хомяко́м, хомяка́ми, хомяке́, хомяка́х

Синонимы к слову хомяк

сущ., кол-во синонимов: 10

Омонимы к слову хомяк

хомяк I

небольшой короткохвостый пушистый грызун семейства хомяковых (cricetidae)

хомяк II

то же, что домашняя страница

Это позволит тебе разнообразить свой хомяк, например, сделать форму отправки мыла на твой адрес из формы на сайте, голосование какое-нибудь.

Морфемно-орфографический словарь

хомя́к/.

Грамматический словарь

хомя́к мо 3b

Этимологический словарь русского языка

ХОМЯК (грызун). Известно в вост.-ел. и в польск. яз. В памятниках отмечается с XI в. Этимология неясна. Возможно, образовано от той же основы, что и хомут.

Этимологический словарь

Общеслав. Происхождение неясно. Не кажется убедительным объяснение как сокращения хоместар, как бы его ни толковали (как исконное со значением «насыпающий обе защечные сумки» или как иранизм, ср. авест. hamaestar «повергающий на землю»). Скорее, это - суф. производное от звукоподражания, передающего характерный для него звук (хом < skom, ср. польск. skomleć «визжать»).

хомя́к

род. п. -а́, укр. хом᾽я́к, хома́, блр. хомя́га "лентяй", др.-русск. хомѣкы, вин. п. мн. ч. (Пов. врем. лет; см. Шахматов, Пов. врем. лет 16), русск.-цслав. хомѣсторъ (Изборн. Святосл. 1073 г., л. 157-а; см. Срезн. III, 1386), польск. chomik.

Вероятно, заимств. из др.-ир., ср. авест. hamaēstar- "враг, повергающий на землю", нов.-перс. hamestār "противник" (Бартоломэ 1774; Хорн, Npers. Еt. 279 и сл.); см. Фасмер, RS 6, 174; ZfslPh 19, 449; 20, 402 и сл.; Фольц, Ostd. Volksboden 126 и сл.; Махек, "Slavia" 16, 211. Ср. знач. шорск. уrlаk "хомяк": уr- "враждовать" (Радлов I, 1372). Махек (там же) указывает на то, что хомяк пригибает стебли злаков, чтобы извлекать зерна. Укр. хома́ сближено с собств. Хома́ "Фома" из греч. Θωμᾶς (RS 6, 159), едва ли можно видеть здесь, как Бернекер (I, 395), реликт основы на n-; Ильинский (ИОРЯС 16, 4, 6) считал это слово исконнослав., смело сближая его с мор. сhоmtаt᾽ "жадно есть", ха́мкать (см.). Брюкнер (KZ 51, 230; Sɫown. 182) сравнивает его с цслав. скомати "стонать", польск. skomleć "визжать". Агрель (Zur bsl. Lautgesch. 8) предполагает сложение праслав. *хоrmъ "дом" (см. хоро́мы) и лит. stãras "хомяк", то есть "домашний вредитель". Маценауэр (LF 7, 223) ссылается на лтш. kãmis "хомяк", которое ставится под сомнение Эндзелином (СБЭ 126). Д.-в.-н. hamustro, др.-сакс. hamustra, нов.-в.-н. Наmstеr "хомяк" заимств. из слав.; см. Клюге-Гётце 230; Бернекер I, 395; Уленбек, РВВ 20, 44; Шрадер, IF 17, 30.

Словарь русских фамилий

ХОМЯК ХОМЯКОВ

Хомяк - полевой зверек с долгим периодом спячки; отсюда и второе значение: соня, лежебока. Мирское имя Хомяк было известно еще в древности. В писцовых книгах 1500 года находим холопа Хомяка и помещика Хомяка Рындина. (Ф) В "Ономастиконе" Веселовского: Хомяк, Хомяков: кн. Иван Данилович Хомяк Пенков, Ярославский, боярин, 1524 г.; Степан Хомяк Бундов, 1562 г.; Борис Хомяков, первая половина XVI в.; ог него - Хомяковы, XVI в. и позже, Тула. Фамилии же без специальных суффиксов больше характерны для украинской ономастики, чем дял русской.

Сканворды для слова хомяк

- Щекастый грызун, постоянный обитатель живых уголков.

- Грызун, вредитель полей.

- Какой грызун делает запасы за щекой?

- Название какого животного произошло от английского «hamster» - «запасать»?

- Пушное животное.

Полезные сервисы

хомяки

Энциклопедический словарь

Хомяки́ - подсемейство млекопитающих отряда грызунов. Длина тела 5-36 см, хвост обычно короче. Большинство норные. Растительноядные. Около 390 видов. Распространены всесветно, за исключением Антарктики и некоторых островов. Носители ряда инфекций. Лабораторные животные.

* * *

ХОМЯКИ - ХОМЯКИ́ (Cricetinae) - подсемейство млекопитающих отряда грызунов (см. ГРЫЗУНЫ); включает около 390 видов, в том числе южноафриканский хомяк, золотистые хомячки, карликовые хомячки, белоногие хомячки, высокогорные хомяки, южноамериканские полевые хомячки, мохноногие хомячки, соневидные хомяки, скорпионовые хомячки, хомячки Томаса, гигантские рисовые хомяки, хлопковые хомяки, рыбоядные хомяки, хомячки, шиншиллы, хомяк Пуны. Длина тела 5-50 см, хвост от едва заметного до превышающего длину тела. Отличительные особенности: жевательная поверхность щечных зубов бугорчатая; бугорки на нижних и верхних зубах расположены в два продольных ряда (главное отличие от прочих мышевидных грызунов). Для хомяков характерны голые защечные мешки, у некоторых видов очень объемистые. Эти грызуны распространены в Южной и Северной Америке (наибольшее число видов), в умеренном поясе Евразии, на Мадагаскаре и только один вид в Южной Африке. Хомяки - носители ряда инфекций, используются как лабораторные животные.

Большой энциклопедический словарь

ХОМЯКИ - подсемейство млекопитающих отряда грызунов. Длина тела 5-36 см, хвост обычно короче. Ок. 390 видов, в Евразии, Юж. Африке, Сев. и, главным образом, в Центр. и Юж. Америке. Носители ряда инфекций. Лабораторные животные.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХОМЯКИ, семейство грызунов. Длина тела от 5 см до 35-50 см, хвост обычно короче. Свыше 580 видов, в том числе полёвки (ондатра, лемминги и др.), песчанки и др. Распространены широко; наибольшее число видов в Америке. Живут поодиночке в норах. Активны в сумерках и ночью. Зимой впадают в спячку. Некоторые хомяки - лабораторные животные.

Полезные сервисы

хомяков

Грамматический словарь

Хомяко́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ХОМЯКОВ

Хомячок - домашнее животное, его все знают. А фамилии Хомяк, Хомяков, Хомякин, Хомячков получили когда-то люди либо внешне (пухлые щечки) напоминавшие зверька, либо такие же лентяи, вялые сони, неповоротливые лежебоки. Хомяками дразнили и домоседов, скрытных молчунов.

ХОМЯК ХОМЯКОВ

Хомяк - полевой зверек с долгим периодом спячки; отсюда и второе значение: соня, лежебока. Мирское имя Хомяк было известно еще в древности. В писцовых книгах 1500 года находим холопа Хомяка и помещика Хомяка Рындина. (Ф) В "Ономастиконе" Веселовского: Хомяк, Хомяков: кн. Иван Данилович Хомяк Пенков, Ярославский, боярин, 1524 г.; Степан Хомяк Бундов, 1562 г.; Борис Хомяков, первая половина XVI в.; ог него - Хомяковы, XVI в. и позже, Тула. Фамилии же без специальных суффиксов больше характерны для украинской ономастики, чем дял русской.

ХОМЯКОВ

Хомячок - домашнее животное, его все знают. А фамилии Хомяк, Хомяков, Хомякин, Хомячков получили когда-то люди либо внешне (пухлые щечки) напоминавшие зверька, либо такие же лентяи, вялые сони, неповоротливые лежебоки. Хомяками дразнили и домоседов, скрытных молчунов.

Сканворды для слова хомяков

- Русский поэт, художник, публицист, богослов, философ, основоположник раннего славянофильства.

Полезные сервисы

хомяков ал. степ

Гуманитарный словарь

ХОМЯКО́В Ал. Степ. (1804-60) - философ, богослов, историк, писатель. Происходил из старинной дворянской семьи, получил домашнее образование. В 1821 сдал в Моск. ун-те экзамен на степень канд. матем. наук. В 1822-25 служил в армии и гвардии, имел связи в декабристских кругах; участвовал в рус.-тур. войне 1828-29. В 1858-60 был пред. Об-ва любителей рос. словесности при Моск. ун-те. Х. с юности вращался в лит. кругах, был близок к "Обществу любомудрия". В печати выступал с нач. 20-х гг. Сотрудничал в ж. "Европеец", "Москвитянин", "Рус. беседа". С кон. 1830-х гг. Х. играет ведущую роль в движении славянофилов. Его ст. "О старом и новом" (1839) - первый программный документ славянофильства. Мировоззрение Х. глубоко проникнуто духом святоотеческих творений, для него характерно ясное понимание своеобразия правосл. культуры и культ.-ист. самобытности России по сравнению со странами Зап. Европы. Богословию и философии Х. присуще стремление исходить из церк. сознания, что придает его взглядам особ. своеобразие. Церковь в его учении есть целостный дух. организм, "единство благодати, живущей во множестве разумных теорий". Мыслитель подчеркивал, что Церковь - это не авторитет, а истина, внутр. жизнь, любовь. Православно-церк. первоисточник имеет и идея соборности, к-рую Х. развивает в противовес индивидуалистич. установке и преломляет в гносеологич., антропологич., соц.-ист. планах. Познание осмысливается им как процесс духовного общения личностей в истине и любви. Х. указывает на правосл. характер этого учения, отличного от "латинства", основывающегося на внешнем авторитете, и протестантства, "отрешающего личность до свободы в пустынях рассудочной отвлеченности". Считая, что отд. личность есть совершенное бессилие и непримиримый разлад, Х. отстаивает общинное начало как идеальную модель истинно человеч. существования. Учение Х. о "соборности" (цельности, внутренней полноте жизни, возникающей как результат действия любви) оказало сильное влияние на рус. религ.-филос. мысль 20 в. Х. более критически, чем К. С. Аксаков и И. В. Киреевский, относился к обществ, строю и быту Др. Руси.

В наследии Х. видное место занимает лит. и худож. критика. Отстаивая оригинальность духовного развития России, он выдвигал идею создания рус. худож. школы: "Опера Глинки "Жизнь за царя"" (1844), "О возможностях русской художественной школы" (1847), "Картина Иванова" (1858). В свете славянофильски понимаемой категории народности Х. высоко ценил творчество О. Т. Аксакова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева и др. Как поэт Х. эволюционировал от элегического романтизма к поэзии мысли (созвучной любомудрам), а затем к славянофильским стихам о путях России и мира, произв. на библейские темы. Поздняя лирика Х. отмечена пророческими и учительскими интонациями. Х. - автор двух стихотв. трагедий ("Ермак", 1825-27 и "Дмитрий Самозванец", 1831-32). Какими, др. славянофилы, Х. не раз входил в столкновение с правительственными кругами.

Соч.: О старом и новом: Статьи и очерки. М., 1988; Соч. в 2 т. М., 1994.

Лит.: Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912; Розанов В. В. Памяти А. С. Хомякова // Несовместимые контрасты жития. М., 1990. С. 382-394.

А. С. Хомяков

А. С. Хомяков

Полезные сервисы

хомяков алексей степанович

Энциклопедический словарь

Хомяко́в Алексей Степанович (1804-1860), православный богослов, философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (статья «О старом и новом», 1839), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о «соборности» и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии «Ермак» (1832) и «Дмитрий Самозванец» (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом («России» и др.).

* * *

ХОМЯКОВ Алексей Степанович - ХОМЯКО́В Алексей Степанович (1804-60), русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ), член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (см. ПАТРИСТИКА) (учение о «соборности (см. СОБОРНОСТЬ) » и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии «Ермак» (1832) и «Дмитрий Самозванец» (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом («России» и др.).

* * *

ХОМЯКО́В Алексей Степанович [1 (13) мая 1804, Москва - 23 сентября (5 октября) 1860, с.Ивановское, ныне Даниловского р-на Липецкой обл.], русский религиозный философ, поэт, драматург и публицист, один из лидеров славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) .

Жизнь. Круг интересов и деятельности.

Родился в Москве в старинной дворянской семье. Мать Хомякова принадлежала к роду Киреевских. В 1822 выдержал при Московском университете экзамен на степень кандидата математических наук. В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Позднее, оставив службу, занялся управлением своим имением. Хомяков был женат на сестре поэта-славянофила Н. М. Языкова (см. ЯЗЫКОВ Николай Михайлович). Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. В 1820- нач. 1830-х гг. был связан с кружком «любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ)». Одна из основных тем лирики Хомякова - тема поэта и поэзии (стихотворения «Поэт», «Вдохновение»). Историческим темам посвящены стихотворные трагедии «Ермак», «Димитрий Самозванец». В 1854 в списках широко разошлось стихотворение Хомякова «России» («В судах черна неправдой черной И игом рабства клеймена...»). Как публицист Хомяков активно выступал в «Москвитянине», «Московских сборника», «Русской беседе».

Зимой 1838-1839 Хомяков ознакомил друзей с работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич) ознаменовала возникновение славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) как оригинального течения русской общественной мысли. В этой работе Хомякова была очерчена главная тема славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

Философия и богословие. Соборность

Философские взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью он понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомяков, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен: в первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».

Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична и ее основу составляет идея «волящего разума»(божественного) как первоначала всего сущего: «и мир явлений возникает из свободной воли». Его онтология - это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики (см. ПАТРИСТИКА), претендующей скорее на верность духу образца, чем на оригинальность. Существенное значение имеет утверждаемая неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого). В своей гносеологии (см. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ) Хомяков, отвергая рационализм (см. РАЦИОНАЛИЗМ (в философии)) , обосновывает необходимость цельного знания («живознания»), источником которого также выступает соборность: «совокупность мышлений, связанных любовью». Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т. е. «вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры».

Историософия Хомякова

Славянофильская историософия представлена в незавершенной работе Хомякова «Семирамида», в которой сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Образ исторической жизни у Хомякова принципиально лишен постоянного культурного, географического и этнического центра. «История» предстает как взаимодействие двух полярных духовных начал - «иранского» и «кушитского», действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Мифология у Хомякова и есть древняя история. Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо «иранства» как символа свободы духа, либо «кушитства», которое символизирует «преобладание вещественной необходимости», т. е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении. По Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия. Деление человечества на «иранство» и «кушитство» в «Семирамиде» вообще относительно, а не абсолютно. Христианство же в историософии Хомякова не столько высший тип «иранского» сознания, сколько уже его преодоление. Он признает и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих «кушитский» тип. Отвергая абсолютизацию каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни, Хомяков писал: История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий».

Сталкивая в своей историософии «свободу духа» (иранство) и «вещественный», фетишистский (см. ФЕТИШИЗМ (культ неодушевленных предметов)) взгляд, обозначенный символически именем «кушизма», Хомяков на почве древней истории и мифологии продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте «внешне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Ответственность за подпадание западной культуры под власть рационализма он возлагал на католицизм. Но, критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России, ни, тем более, ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного «духовного благоденствия» (царствование Федора Иоанновича (см. ФЕДОР Иванович), Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович), Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна)) без «великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире». Это были периоды органического, естественного развития «духа жизни народа», а не канувшие в Лету «великие эпохи». Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей, по его убеждению, религиозный идеал соборности. Это воскресение он мыслил «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.

Большой энциклопедический словарь

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-60) - русский религиозный философ, писатель, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства, член-корреспондент Петербургской АН (1856). Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности" и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральных позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати и др. Стихотворные трагедии "Ермак" (1832) и "Дмитрий Самозванец" (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом ("России" и др.).

Энциклопедия Кольера

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804-1860), русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве 1 мая 1804 в старинной дворянской семье. В 1822-1825 и в 1826-1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838/1839 он познакомил друзей со своей работой О старом и новом. Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. В ней была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?" Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и "соборно" объединяющую множество верующих "в любви и истине". В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви - идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае - во имя единства, во втором - во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного "духу Церкви". Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея "волящего разума" как первоначала всего сущего: "и мир явлений возникает из свободной воли". Собственно, его онтология - это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики,. Существенное значение имеет утверждаемая им неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает позицию Хомякова от различных вариантов волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков обосновывал необходимость цельного знания ("живознания"), источником которого выступает соборность - "совокупность мышлений, связанных любовью". Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т.е. "вся лестница получает свою характеристику от высшей степени - веры". Славянофильская историософия представлена в основном в Семирамиде Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Хомяков в то же время полагал бессмысленным возвращение к традиционной нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в Семирамиде становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же поддерживается в "истории" Хомякова взаимодействием двух полярных духовных начал: "иранского" и "кушитского", действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах. Придавая древнему миру мифологические очертания, Хомяков в определенной мере сближается с Шеллингом. Н.А.Бердяев справедливо отметил в свое время: "мифология и есть древняя история... история религии и... есть содержание первобытной истории, эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом". Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо "иранства" как символа свободы духа, либо "кушитства", которое символизирует "преобладание вещественной необходимости, т.е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении". Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия, два возможных варианта метафизической позиции. Существенно то, что деление на "иранство" и "кушитство" в Семирамиде не абсолютно, а относительно. Христианство же в историософии Хомякова - не столько высший тип "иранского" сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих "кушитский" тип. Идея абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни отвергается в Семирамиде: " История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий". Сталкивая в своей историософии "свободу духа" (иранство) и "вещественный", фетишистский взгляд, названный "кушизмом", Хомяков продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте "внешне-юридический" формализм общественной и религиозной жизни. Критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России (в отличие от Аксакова), ни ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного "духовного благоденствия" (царствования Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). В эти периоды не было "великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире" и создались условия для органического, естественного развития "духа жизни народа". Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории. Он надеялся на "воскресение Древней Руси", хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение - "в просвещенных и стройных размерах", на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий. Умер Хомяков в с. Ивановское 23 сентября 1860.

ЛИТЕРАТУРА

Хомяков А.С. Сочинения, тт. 1-2. М., 1994

Полезные сервисы

хомяков николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Хомяко́в Николай Алексеевич (1850-1925), общественный и политический деятель. Сын А. С. Хомякова. С 1880 служил по выборам от дворянства. Участник нелегальных земских съездов 1904-05. Один из создателей «Союза 17 октября» (1906) и член его ЦК. В 1906 член Государственного совета по выборам от дворянства, депутат 2-й и 4-й Государственных дум, в 1907-10 председатель 3-й Государственной думы, один из лидеров думской фракции «октябристов».

* * *

ХОМЯКОВ Николай Алексеевич - ХОМЯКО́В Николай Алексеевич (1850-1925), российский государственный деятель, юрист.

Сын известного религиозного философа, одного из наиболее видных славянофилов А. С. Хомякова. (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович)

В 1874 окончил юридический факультет Московского университета. В 1877 был избран почетным мировым судьей Сычевского уезда Смоленской губернии. В 1886-96 предводитель дворянства Смоленской губернии. В 1906 член Госсовета.

Хомяков являлся депутатом Второй (см. ВТОРАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА), Третьей (см. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) и Четвертой Государственных дум (см. ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА), член партии октябристов (см. ОКТЯБРИСТЫ). В ноябре 1907 был избран председателем Третьей думы и пробыл на этом посту до 3 марта 1910. После 1917 в эмиграции.

Большой энциклопедический словарь

Хомяко́в Николай Алексеевич (1850—1925), политический деятель. Сын А. С. Хомякова. Участник земского движения 1890—1900-х гг. С 1906 член ЦК «Союза 17 октября». В 1906—07 член Государственного совета по выборам от дворянства, депутат 2—4-й Государственных дум, в 1907—10 председатель 3-й Государственной думы, в 1913—15 председатель Петербургского клуба общественных деятелей.

Полезные сервисы

хомяков, алексей степанович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1804 - 60), российский религиозный философ, поэт, публицист, один из основоположников славянофильства. Ориентация на восточную патристику (учение о "соборности" и др.) сочеталась у Хомякова с элементами философского романтизма. Выступал с либеральной позиций за отмену крепостного права, смертной казни, за введение свободы слова, печати. Стихотворные трагедии "Ермак" (1832) и "Дмитрий Самозванец" (1833), лирические стихотворения, проникнутые гражданским пафосом ("России" и др.).

Полезные сервисы

хомяковидный

Синонимы к слову хомяковидный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

хомяковы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

ХОМЯКОВЫ

От выходцев из Золотой Орды (БК, II, с. 396). В 1568 году в Казани отмечен голова стрелецкий Хомяков Яков (ПКК, с.60).

Полезные сервисы

хомяковые

Словарь ударений

хомяко́вые, -ых

Полезные сервисы

хомяковые грызуны

Энциклопедический словарь

ХОМЯКОВЫЕ ГРЫЗУНЫ - ХОМЯКО́ВЫЕ ГРЫЗУНЫ́ (Cricetidae) - семейство млекопитающих отряда грызунов (см. ГРЫЗУНЫ); включает подсемейства: хомяки, мадагаскарские хомяки, полевки, песчанки, цокоры, лофиоминные грызуны; около 100 родов. Размеры хомяковых колеблются от мелких до средних: длина тела от 5-6 до 35-50 см, масса от 7-8 г до 3 кг. Хвост - от едва заметного снаружи до превышающего длину тела. Он покрыт или роговыми чешуйками с примесью редких волос, или волосами разной густоты и длины, иногда с кисточкой на конце. Ноги либо нормального бегающего (наземного) типа, либо приспособленные к передвижению прыжками, либо к рытью земли (лапы с мощными когтями), либо к плаванию (перепонки между пальцами). Ушные раковины нормальные или их нет. Глаза - от нормальных до сильно уменьшенных. Щечных зубов по три с каждой стороны верхней и нижней челюсти, всего зубов 16. Жевательная поверхность щечных зубов бугорчатая, в виде поперечных валиков или угловатых призм, окаймленных эмалевыми стенками. Наибольшее число видов хомяковых грызунов населяет Южную и Северную Америку. Значительно меньше их в умеренной и северной части Евразии и совсем немного - на Мадагаскаре и в Африке.

Полезные сервисы

хомякообразный

Синонимы к слову хомякообразный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы