Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

художественная гимнастика

Энциклопедический словарь

Худо́жественная гимна́стика - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-х гг., в 60-х гг. признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира с 1963. В программе Олимпийских игр с 1984.

* * *

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА - ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ГИМНА́СТИКА, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 1940-е гг., в 1960-е гг. признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира проводятся с 1963, Европы - с 1978. В программе Олимпийских игр с 1984.

История возникновения

Значительный вклад в научное обоснование физического воспитания девушек внес французские педагоги Жорж Демени и Франсуа Дельсарт. Идеи и принципы, разработанные Дельсартом, нашли свое воплощение в искусстве знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан (см. ДУНКАН Айседора). Ее танцы, импровизации, построенные на движениях свободной пластики, во многом напоминают современную художественную гимнастику.

Наряду с гимнастикой выразительных движений в конце 19 в. стала популярна ритмическая гимнастика, одним из создателей которой был профессор Женевской консерватории Жак Далькроз. Он разработал три группы упражнений: ритмические движения, упражнения для тренировки слуха и импровизированные действия, которые воспитывали у занимающихся музыкальность и слух. Вначале ритмическая гимнастика была средством воспитания музыкантов и артистов, позднее стала применяться в области физического воспитания.

Развитие художественной гимнастики в России

Системы Ж. Демени, Ф. Дельсарта, Ж. Далькроза и их продолжателей оказали значительное влияние на возникновение и развитие школ женской гимнастики в дореволюционной России. В СССР женская художественная гимнастика сразу же получила широкое распространение. В 1941 в Ленинграде состоялся первый чемпионат города, где победила Ю. Шишкарева, спустя шесть лет в Таллине прошел I Всесоюзный конкурс, в 1949 в Киеве - первый чемпионат СССР. Абсолютной чемпионкой СССР стала Л. Денисова. С 1955 лучшие советские гимнастки стали регулярно выезжать за рубеж с показательными выступлениями. В 1960 в Софии прошла первая официальная международная встреча сборных СССР, Болгарии и Чехословакии. В ноябре 1963 была создана Федерация художественной гимнастики СССР. В том же году в Будапеште состоялся первый чемпионат мира. Титул абсолютной чемпионки завоевала Л. Савенкова. Две золотые медали в отдельных видах многоборья на чемпионате мира 1969 в Варне, завоевала Г. Шугурова. Четыре раза она становилась абсолютной чемпионкой СССР (1970, 1972, 1973, 1978). В 1977 появилась новая королева мировой гимнастики И. Дерюгина - пятикратная абсолютная чемпионка СССР, обладательница Кубка СССР (1975-1979), неоднократная чемпионка мира и Европы в отдельных упражнениях. Абсолютной чемпионкой СССР 1985-1986 гг. стала Г. Белоглазова.

Олимпийский дебют художественной гимнастики состоялся в 1984 в Лос-Анджелесе. Чемпионкой стала канадка Л. Фанг; ее главные соперницы - советские и болгарские спортсменки из-за бойкота этой Олимпиады социалистическими странами не принимали участия в соревнованиях.

На Олимпиаде в Сеуле (1988) чемпионкой стала М. Лобач (Белоруссия), в Барселоне (1992) - А. Тимошенко (Украина), в Атланте (1996) - Е. Серебрянская (Украина).

В Сиднее (2000) золотую олимпийскую медаль завоевала Ю. Барсукова (см. БАРСУКОВА Юлия Владимировна) из России. Бронзу завоевала четырехкратная абсолютная чемпионка Европы (1998, 1999, 2000, 2003) и трехкратная абсолютная чемпионка мира (1999, 2000, 2003) - А. Кабаева. (см. КАБАЕВА Алина Маратовна) Обе - ученицы знаменитого тренера И. А. Винер (см. ВИНЕР Ирина Александровна). На Играх в Афинах (2004) Кабаева стала олимпийской чемпионкой в одиночном выступлении, а серебро завоевала И. Чащина.

Большой энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА - вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 40-е гг., в 60-е гг. признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира с 1963. В программе Олимпийских игр с 1984.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Художественная гимнастика.

Художественная гимнастика.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом (лента, мяч, обруч, скакалка, булава) и без него. Возникла в СССР в 1940-х гг., в 60-х годах признана Международной федерацией гимнастики. Чемпионаты мира с 1963; в программе Олимпийских игр с 1984.

Синонимы к слову художественная гимнастика

сущ., кол-во синонимов: 1

спорт (224)

Полезные сервисы

художественная литература

Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА - «ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУ́РА», издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934-63 - Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных иностранных писателей, серийные издания (200-томная «Библиотека всемирной литературы» и др.), книги по литературоведению и критике.

-----------------------------------

«Худо́жественная литерату́ра» - государственное издательство, Москва. Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934-63 Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных иностранных писателей, серийные издания (200-томная «Библиотека всемирной литературы» и др.), книги по литературоведению и критике. Издаёт журнал «Детская литература».

Большой энциклопедический словарь

"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА" - издательство, Москва (отделение в Санкт-Петербурге). Основано в 1930 как Государственное издательство художественной литературы, в 1934-63 - Гослитиздат. Собрания сочинений, избранные произведения отечественной и зарубежной классики, современных иностранных писателей, серийные издания (200-томная "Библиотека всемирной литературы" и др.), книги по литературоведению и критике.

Синонимы к слову художественная литература

литература; изящная литература, (изящная) словесность (устар.)

/ для лёгкого чтения: беллетристика

Идеография

искусство

литература

словесность. изящная словесность.

подтекстовка.

стилистика. стилист.

чтиво.

песнь песней. | каллиопа.

имажинизм.

см. изображение, поведение, словесное искусство, книга

литературное произведение

Лингвистические термины

художественная литература - в риторике: вид словесности, существующий в трех основных формах - эпоса, лирики и драмы; особенность Х.л. - художественный вымысел; являясь лабораторией языка, Х.л. вырабатывает совершенные и емкие приемы выражения, делает всеобщим достоянием идеи, которые создаются в других видах речи; ритор использует литературные Сюжеты, прецедентные тексты и выражения как источник изобретения.

Риторика

в риторике: вид словесности, существующий в трех основных формах - эпоса, лирики и драмы; особенность Х.л. - художественный вымысел; являясь лабораторией языка, Х.л. вырабатывает совершенные и емкие приемы выражения, делает всеобщим достоянием идеи, которые создаются в других видах речи; ритор использует литературные Сюжеты, прецедентные тексты и выражения как источник изобретения

Полезные сервисы

художественная мастерская

Идеография

производственное помещение

изобразительное искусство

студия. ателье.

натура - реальные объекты действительности, которые художник непосредственно наблюдает при их

изображении (обнаженная #).

натурщик.

♥ палитра.

мольберт - станок для укрепления холста на нужной высоте.

кисть.

этюдник.

подрамник.

багет.

мастихин.

муштабель.

рашкуль.

фиксатив.

Полезные сервисы

художественная промышленность

Энциклопедический словарь

Худо́жественная промы́шленность - изготовление индустриальными методами декоративно-прикладных художественных изделий, служащих для художественного оформления быта (интерьер, одежда, ювелирные украшения, посуда, ковры, мебель и др.).

* * *

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ, изготовление промышленными методами декоративно-прикладных изделий, служащих для художественного оформления быта, интерьера, одежды.

Большой энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ - изготовление промышленными методами декоративно-прикладных изделий, служащих для художественного оформления быта, интерьера, одежды.

Полезные сервисы

художественная резьба

Идеография

резьба. резчик. резной (# наличник).

литоглифика.

глиптика. глипт.

гемма.

камея. инталия.

ксилография. ксилограф.

Полезные сервисы

художественная резьба по дереву

Энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ - ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА́ ПО ДЕ́РЕВУ, один из древнейших и наиболее распространенных видов художественной обработки дерева, при котором узор наносится на изделие при помощи топора, ножа, резцов, долот, стамесок и других подобных инструментов. С совершенствованием технологий появилась токарная обработка дерева и фрезерование, значительно упростившие труд резчика. Резьба применяется в домовом декоре, при украшении бытовой утвари и предметов мебели, для изготовления мелкой деревянной пластики и игрушек. Резьба различается по видам - геометрическая резьба (см. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ), контурная резьба (см. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ), плоскорельефная резьба (см. ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ), ажурная резьба (см. АЖУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ) и объемная резьба.

Художественная резьба по дереву была известна с первобытных времен практически у всех народов в разных концах Земли. С постоянным совершенствованием орудий труда, с переходом от каменных резцов к металлическим инструментам мастерами осваивались новые технологии, все более совершенные в художественном отношении виды резьбы. Издавна являясь одной из важнейших областей народного искусства, резьба и сегодня составляет значительную часть традиционных художественных ремесел.

В Древней Руси дерево было наиболее широко применяемым материалом. Вследствие относительной дешевизны и слабой стойкости материала до наших дней дошла лишь незначительная часть древних произведений декоративно-прикладного искусства, изготовленных из дерева. На основании письменных источников и по немногим сохранившимся памятникам можно судить об искусстве древнерусских столяров и плотников, чье мастерство своими истоками восходит к искусству древних славян и других народов, населявших территорию современной России, что нашло свое отражение в приемах резьбы и рисунке наиболее архаичных орнаментов.

На русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири сохранились деревянные дома 18-19 веков - наиболее яркие памятники архитектурной резьбы. В этих областях до начала 30-х годов 20 века бытовали древнерусские художественные традиции декорировки жилища и утвари. Большое внимание крестьянские зодчие уделяли домовому декору. Высокие фронтоны крестьянских домов завершают охлупни, на концах которых вырезаны монументальные головы коней или оленей. Причелины, подзоры, полотенца, украшающие фасады, покрыты растительным или геометрическим орнаментом. Внешняя скупость изобразительных средств придает этим постройкам ощущение строгости.

В Среднем Поволжье с 18 века получила распространение так называемая барочная резьба, перенесенная с волжской корабельной резьбы на архитектурные формы. Долбленые изображения львов, русалок-фараонок, сиринов в обрамлении замысловатого растительного орнамента из виноградных лоз и листьев аканта покрывают сплошным узором доски фасадов, наличники, крыльца. Зачастую такая резьба раскрашивалась яркими масляными красками.

Домовый декор Архангельской, Олонецкой, Костромской губерний более скуп. Здесь сохранился древнерусский тип деревянного зодчества, почти не тронутый поздними влияниями, где преобладает геометрический орнамент с неглубокими выемками, в основе которого лежат архаичные солярные знаки. Резьба обычно украшает обрамление кровли, наличники и крыльца.

С середины 19 века в оформлении жилищ Верхнего Поволжья, областей Нечерноземья и Сибири начинает интенсивно использоваться пышный пропильной декор, покрывающий фронтоны и наличники. Широкий диапазон орнаментальных тем ажурной резьбы - от простейших геометрических форм до изображений людей и животных - используется в сельской местности и современными строителями.

В неразрывной связи с деревянным зодчеством развивалась культура декорировки утилитарных предметов, в которых сохранялись технологические приемы и характер орнаментации домовой резьбы. Ткацкие станы, сани, деревянная посуда, прялки и другие бытовые предметы щедро покрывались геометрическим орнаментом, имевшим в прошлом определенный сакральный смысл. Одним из наиболее интересных по разнообразию форм и совершенству рисунков объектов резьбы были прялки. Узор на них наносился преимущественно на «лопастку», реже на «донце». В каждом из регионов веками были разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Так, например, в Нижегородской губернии сложился уникальный промысел городецких прялочных донец.

Самостоятельной областью народной резьбы являлась деревянная игрушка - куклы, фигурки, лошадки, упряжки. Деревянные игрушки изготовлялись во всех лесных регионах России, большая их часть расписывалась. Оригинальными местными особенностями отличается сергиев-посадская и богородская деревянная игрушка в Подмосковье, федосеевская и городецкая игрушка из Нижегородской области.

На основе изучения приемов и стилистических особенностей русской народной резьбы стараниями художников и коллекционеров в конце 19 века была создана так называемая абрамцево-кудринская резьба, продолжившая традиции плоскорельефной резьбы.

Сегодня традиции русской плоскорельефной и геометрической резьбы широко используются мастерами и художниками старых ремесленных центров и вновь создаваемых мастерских.

Полезные сервисы

художественная речь

Лингвистические термины

Речь, обслуживающая сферу художественной литературы. Основные функции Х.р.: эстетическая и коммуникативная. Эстетическая функция связана с такими стилевыми чертами, как: образность, конкретность, коммуникативная - с эмоциональностью автора. Конкретность как стилевая черта обуславливает употребление в Х.р. следующих языковых средств: конкретной лексики, сов. вида глагола как более конкретного по сравнению с несовершенным видом, местоимений в конкретном значении и т.п. Образность связана с употреблением слов в переносном значении, синонимов, многозначных слов, одних форм глагола в значении других, кратких прилагательных и т.п. Эмоциональность обуславливает употребление эмоционально-оценочных слов, вопросительных и побудительных предложений, использование обратного порядка слов.

Полезные сервисы

художественная самодеятельность

Энциклопедический словарь

Худо́жественная самоде́ятельность - одна из форм народного творчества. Коллективы художественной самодеятельности возникли в СССР. В середине 20-х гг. зародилось трамовское движение (см. ТРАМ). С 30-х гг. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли, оркестры.

* * *

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ХУДО́ЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕ́ЯТЕЛЬНОСТЬ, одна из форм народного творчества. Коллективы художественной самодеятельности возникли в СССР. В сер. 20-х гг. зародилось трамовское движение (см. ТРАМ (см. ТРАМ)). В 30-е гг. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и др.), оркестры.

Большой энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - одна из форм народного творчества. Коллективы художественной самодеятельности возникли в СССР. В сер. 20-х гг. зародилось трамовское движение (см. ТРАМ). В 30-е гг. получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и др.), оркестры.

Полезные сервисы

художественная часть

Толковый словарь Ожегова

ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЙ, -ая, -ое; -вен, -венна.

Полезные сервисы

художественно

Толковый словарь

I нареч. качеств.

1. В соответствии с требованиями искусства.

2. Красиво, изящно; со вкусом.

II предик.

1. Оценочная характеристика чего-либо как соответствующего требованиям искусства.

2. Оценочная характеристика чего-либо как красивого, изящного, выполненного со вкусом.

Академический словарь

нареч.

1. нареч. к художественный (в 4 знач.).

Лавочник передает эти песни художественно; странным кажется, что в тщедушной фигуре этого мужичонки каким-то чудом поместилась артистическая душа. Скиталец, Квазимодо.

2. Искусно, красиво, со вкусом.

Багаж в самом деле был увязан так художественно, что мне не хотелось развязывать. Чехов, Письмо Е. М. Линтваревой, 6 сент. 1889.

Обед был точно такой же, как и в прошлый раз: редкие, художественно исполненные кушанья съедались с редким вниманием. Мамин-Сибиряк, Приваловские миллионы.

Орфографический словарь

худо́жественно, нареч.

Синонимы к слову художественно

эстетично, красиво, образно, эстетически

Полезные сервисы

художественно беспомощный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно беспо/мощный

Полезные сервисы

художественно воспроизведённый

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно воспроизведённый

Синонимы к слову художественно воспроизведённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно воспроизведенный

Синонимы к слову художественно воспроизведенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно выполненный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно вы/полненный

Полезные сервисы

художественно достоверный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно достове/рный

Полезные сервисы

художественно значимый

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно зна/чимый

Полезные сервисы

художественно зрелый

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно зре/лый

Полезные сервисы

художественно интересный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно интере/сный

Полезные сервисы

художественно исполненный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно испо/лненный

Полезные сервисы

художественно обобщённый

Синонимы к слову художественно обобщённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно обобщенный

Синонимы к слову художественно обобщенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно оправданный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно опра/вданный

Полезные сервисы

художественно осмысленный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно осмы/сленный

Полезные сервисы

художественно оформленный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно офо/рмленный

Полезные сервисы

художественно претворённый

Синонимы к слову художественно претворённый

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно претворенный

Синонимы к слову художественно претворенный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно совершен-ный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно соверше/н-ный

Полезные сервисы

художественно фальшивый

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно фальши/вый

Полезные сервисы

художественно ценный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно це/нный

Полезные сервисы

художественно яркий

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно я/ркий

Полезные сервисы

художественно-автобиографический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-автобиографи/ческий

Полезные сервисы

художественно-аналитический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-аналити/ческий

Полезные сервисы

художественно-беллетристический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-беллетристи/ческий

Полезные сервисы

художественно-беллетристический стиль

Методические термины

ХУДО́ЖЕСТВЕННО-БЕЛЛЕТРИСТИ́ЧЕСКИЙ (от фр. belles lettres - художественная литература) СТИЛЬ.

См. функциональные стили.

Полезные сервисы

художественно-гримёрный

Синонимы к слову художественно-гримёрный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-гримерный

Синонимы к слову художественно-гримерный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-гуманитарный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-гуманита/рный

Полезные сервисы

художественно-декоративный

Синонимы к слову художественно-декоративный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-документальный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-документа/льный

Орфографический словарь

худо́жественно-документа́льный

Синонимы к слову художественно-документальный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-иллюзорный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-иллюзо/рный

Полезные сервисы

художественно-исторический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-истори/ческий

Синонимы к слову художественно-исторический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-исторический музей

Энциклопедический словарь

Худо́жественно-истори́ческий музе́й (Музей истории искусств), Вена, основан в 1891. Собрание восточных и античных древностей, живопись западноевропейских старых мастеров, скульптура, монеты, медали, оружие и др.

* * *

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ - ХУДО́ЖЕСТВЕННО-ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ МУЗЕ́Й (Музей истории искусств), Вена, основан в 1891. Собрание восточных и античных древностей, живопись западноевропейских старых мастеров, скульптура, монеты, медали, оружие и др.

Большой энциклопедический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Музей истории искусств) - Вена, основан в 1891. Собрание восточных и античных древностей, живопись западноевропейских старых мастеров, скульптура, монеты, медали, оружие и др.

Полезные сервисы

художественно-композиционный

Синонимы к слову художественно-композиционный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-конструкторский

Орфографический словарь

худо́жественно-констру́кторский

Морфемно-орфографический словарь

худо́ж/еств/енн/о/-констру́ктор/ск/ий.

Полезные сервисы

художественно-критический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-крити/ческий

Полезные сервисы

художественно-культурный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-культу/рный

Полезные сервисы

художественно-литературный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-литерату/рный

Полезные сервисы

художественно-мемуарный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-мемуа/рный

Полезные сервисы

художественно-наглядный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-нагля/дный

Полезные сервисы

художественно-образная речевая конкретизация

Стилистический словарь

ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНАЯ РЕЧЕВАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ - это специфическое свойство именно худож. речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани худож. произведения, благодаря которой слово-понятие "переводится" в слово-образ (художественный), становится выражением индивидуально-неповторимых, как бы видимых внутренним зрением, целостных худож. образов (и их элементов - "микрообразов"), пропущенных через эстетическую оценку писателя. Это такая речевая организация, составляющая целостную систему и реализующая эстетическую функцию произведения искусства, которая специально направлена на то, чтобы ее восприятие вызывало работу фантазии читателя.

В данном случае речь идет не о простой наглядности или использовании отдельных средств словесной образности, но о выражении речевой тканью худож. произведения жизненности и цельности "изображаемого". При этом конкретизированными как "предметное" являются не только лица и вещи, но и события, действия, поступки, чувства, состояния, мысли и т.д. передаваемой читателю поэтической действительности как проявление творческой мысли художника слова.

Таким образом, понятие Х.-обр. р. к. - это понятие комплексное, психолого-эстетико-лингвостилистическое. Поэтому оно выходит за рамки словесной образности, простого использования метафор или других образных средств языка (тропов и фигур), а также эмотивных языковых элементов как выражения эмоциональности речи, о чем обычно говорят, определяя специфику или хотя бы своеобразие худож. речи.

В поисках адекватного определения специфики худож. речи по сравнению с другими речевыми разновидностями (функц. стилями) необходимо опираться на экстралингвистическую основу этой речи, на особенности общения в соответствующей его сфере. Еще Ш. Балли говорил, что "…изучение языка предполагает исследование не только взаимоотношений между языковыми символами, но также и связей между речью и мышлением", оно "…должно быть в высшей степени психологическим…". А.М. Бахтин подчеркивал, что подход к анализу худож. слова должен быть с позиций речевого общения, с учетом социального диалога и роли слушателя, т.е., по-нашему, речеведческим (см. Речеведение). Такой подход касается, конечно, лингвостилистического анализа всех сфер общения, но приобретает особую значимость применительно к эстетической его сфере. Какой-либо односторонний подход в данном случае не способен вскрыть специфику худож. речи как функц. стиля.

Известно, что вопрос специфики худож. речи (текста) интересовал исследователей с глубокой древности (индийские поэтики и грамматики, древнегреческая и римская риторики и стилистики). Время от времени он возникал с особенной остротой в истории науки о языке и стиле; в сравнительно недавнее время - в дискуссии "Слово и образ" 60-х гг. ХХ в. Можно выделить следующие наиболее "популярные" точки зрения.

Метафоризация речи (в широком смысле - высокочастотное использование тропов и фигур) как якобы главная примета худож. стиля речи. С одной стороны, еще Аристотель говорил о значимости метафоры и для мышления поэта, и для поэтической речи. Но, с другой стороны, встречаются целые страницы, десятки страниц, а иногда небольшие худож. произведения без метафор. К признаку метафоризации добавляют и эмоциональность речи, но последняя весьма характерна и для публиц. и обиходно-разг. речи, следовательно, не может считаться истинно специфической чертой худож. речи.

А.М. Пешковский выдвигал понятие "общей образности" худож. произведения, понимая под ним строгую системность всех элементов художественного целого (содержания и формы), когда изъятие даже какого-либо одного элемента ведет к "облысению" худож. образа и ущербности содержания. При всей позитивности такого подхода, он все же не вскрывает самого механизма создания образности и ее оснований.

Существенна характеристика своеобразия худож. речи, данная Б.А. Лариным через посредство так называемых "комбинаторных (или семантических) приращений смысла", которыми обладает слово в худож. произведении, т.е. тех дополнительных неповторимых семантических нюансов, которые получает слово в контексте поэтического целого, когда на коммуникативную функцию накладывается эстетическая. Но при этом речь идет в основном о лексико-семантической стороне речи.

В качестве отличительной черты худож. речи также выдвигается и такое ее свойство, как использование "внутренней формы" слова (Г.О. Винокур вслед за А.А. Потебней), т.е. такое явление, когда "смысл худож. слова не замыкается в его буквальном смысле … а как бы весь опрокинут в тему и идею худож. замысла", когда новое, поэтическое содержание пользуется формой другого (буквального) содержания; ср., напр., название романа А. Толстого "Хлеб", содержание которого выходит за рамки общеязыкового значения этого слова, но "базируется" на нем.

В теории(ях) так называемых "русских формалистов" 20-х гг. специфика художественности слова видится в "выведении" его из автоматизма живой разговорной речи и актуализации, "выдвижении"; здесь целью становится "неузнавание", новизна, обращающая на себя внимание (ср. "язык поэзии - язык затрудненный, заторможенный") - В. Шкловский. Однако при этом "язык искусства" понимается как нелингвистическое явление, отрывается от естественного языка, против чего выступали, в частности, М.М. Бахтин, Г.О. Винокур и др.

Отличие понятия Х.-обр. р. к. от представленных выше трактовок своеобразия худож. речи состоит в том, что, будучи понятием терминосистемы функц. стилистики, оно призвано определить специфику худож. речи в ряду других функц. стилей на основе ее базовых экстралингвистических факторов, т.е. прежде всего назначения искусства в обществе, целей и задач общения в этой сфере, типа мышления и т.д. При этом речевая ткань худож. произведения не выводится за пределы лингвистических явлений, но рассматривается не с узкоязыковых позиций строя языка, а речеведческих (лингвистики речи). Так, Г.О. Винокур подчеркивал: "Не зная, что значило слово "раньше", чем стать фактом поэтического языка, действительно нельзя понять, что оно значит как поэтическое слово". Указанный подход предполагает, как отмечалось выше, комплексный и при этом двусторонний анализ; а именно: учет, с одной стороны, особенностей творческого образного мышления писателя как субъекта речи, адресанта, с другой - восприятия худож. текста читателем, ибо произведение словесного искусства специально и осознанно создается с целью активизации образности восприятия, фантазии читателя как основы эффективности взаимопонимания коммуникантов.

Именно худож.-образная конкретность поэтического текста - как отражение в нем образного мышления писателя в процессе творчества - стимулирует образную же мысль читателя, ви́дение изображенной автором в тексте действительности, и тем самым достигается цель общения. То есть это явление двустороннее, диалогичное. Поэтому для характеристики его необходима опора на знание психологии мышления и творчества, речевого мышления, психологии восприятия речи, роли регулятивной функции (Е.В. Сидоров, Н.С. Болотнова). Учет этих данных, отмеченных как самими писателями, так и психологами, и "подключение" их к анализу фактов лингвостилистического исследования худож. текстов позволяет определить понятие Х.-обр. р. к.

С одной стороны, известны многочисленные высказывания писателей о роли образной конкретности в процессе их творческой деятельности. Ср., например, совет К. Федина молодому писателю: "Еще один существенный для прозаика совет: побольше конкретности. Образность тем выразительнее, чем точнее, конкретнее назван предмет… в поэтической прозе художника, требующей зримой ясности, не должно быть родовых понятий, если это не диктуется самой смысловой задачей содержания… Овес лучше зерна. Грачи более уместны, чем птицы"; Г. Флобер писал: "Если ясно представляешь себе известный образ или чувство, то слово само выльется на бумаге"; И.А. Гончаров: "Рисуя, я редко знаю, что значит мой образ…; я только вижу его живым перед собою - и смотрю, верно ли я рисую"; А.Н. Толстой: "Каждому писателю нужно видеть до галлюцинации то, о чем он пишет" и т.д.

С другой стороны, материалы по психологии мышления и творчества, в том числе экспериментальные данные по восприятию худож. текстов, показывают, что представления, появляющиеся при чтении худож. текста "чаще всего являются образами… предметными по своему характеру. В них всегда четко дан их вещный характер, они оформлены как "видимость вещей" (О.И. Никифорова, с. 153). Отмечается также, что при восприятии худож. текста описываемый предмет под влиянием контекста становится конкретным, индивидуальным; в какой-то момент наступает качественное превращение "отвлеченного слова в конкретное, из понятия - образ" (Там же). Таким образом, понятийное значение, какое имеет слово в языке (речь идет о знаменательных словах) превращается при восприятии его в контексте худож. целого (точнее средствами худож. контекста) в образ. Иначе говоря, образная мысль писателя через особую организацию худож. речи порождает образную же мысль читателя; т.е. налицо двусторонний, диалогический коммуникативный процесс. А поскольку речь идет о создании и восприятии худож. образов поэтической действительности, то налицо проявление эстетической функции языка.

Как это достигается? По данным психологов, для понимания значения слова, понятийного плана речи требуется в 2,5 раза меньше времени, чем для возникновения образа (Т. Мур). Отсюда логический вывод: необходима активизация читательского воображения посредством особого построения текста, особой речевой организации, детализации, выдвижения, акцентирования каких-либо моментов повествования, чтобы задержать на них внимание читателя, чтобы он "увидел", "ощутил" предмет речи. Контекстная образная конкретизация здесь (в этом случае) - результат искусного владения словом: умение выразить "микрообразы" - как предметы, явления, элементы поэтического мира, созданного воображением писателя, а затем и все идейно-образное содержание произведения.

Итак, в чем состоит роль самой особой текстовой организации худож. речи, которая предстает как художественно-образная конкретизация. Какими способами и средствами она достигается? Одно из них уже указано, это образная детализация предмета речи через микрообразы (примеры - далее). Другим очень важным способом построения худож. речи и отсюда ее свойством является динамика, связанная с повествовательным (нарративным) характером худож. произведения (во всяком случае прозаического; у нас речь идет прежде всего именно о худож. прозе). Еще Аристотель отмечал, что "…те выражения представляют вещь наглядно, которые изображают ее в действии". О роли действия, движения и соответственно глагола в худож. речи говорил также Лессинг и многие другие писатели и исследователи. Об этом свидетельствуют и современные теоретики-литературоведы: "Художник слова изображает именно движение и, характеризуя эти движения, ставит перед нашим воображением облик определенных "тел", в том числе и движений психологических" (В. Кожинов). Отмечается также, что "проблема сюжета срастается с проблемой художественной речи" (Там же). Ср. также замечания писателя: "Рисовать мало. В повествовании нужно уметь изображать движение - внешнее и внутреннее (психологию)" (А.Н. Толстой); "… вы должны видеть предмет, о котором пишете… в движении", тогда "вы найдете глагол этого предмета" (Там же).

Отсюда проистекает одно из средств (или одна из форм) Х.-обр. к. - глагольное сюжетоведение, или глагольное речеведéние. Писатель обычно не однословно выражает динамику явлений изображаемой действительности, а поэтапно, рисуя одно движение за другим. Поскольку языковыми средствами этого являются прежде всего глаголы (и отглагольные формы), то они оказываются в худож. текстах высокочастотными. Примеры: Князь Андрей встал и подошел к окну, чтоб отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. (Л. Толстой); Вдруг она опять взвизгнула - и лодка повалилась на бок; она сунула с кормы руку в воду и, поймав стебель кувшинки, так рванула его к себе, что завалилась вместе с лодкой - он едва успел вскочить и поймать ее под мышки. Она захохотала и, упав на корму спиной, брызнула с мокрой руки прямо ему в глаза. Тогда он опять схватил ее и, не понимая, что делает, поцеловал в хохочущие губы… (И. Бунин). При этом образному динамизму повествования (или описания) способствует и использование видо-временных показателей глаголов (т.е. грамматическая сторона языка). Вот как, напр., рисует картину утренних сборов в дорогу И.С. Тургенев: "Вот кладут ковер на телегу, ставят в ноги ящик с чемоданом. Пристяжные ежатся, фыркают и щеголевато переступают ногами, пара только что проснувшихся гусей молча и медленно перебирается через дорогу… Вот вы сели, лошади разом тронулись, громко застучала телега… Вы едете - едете мимо церкви…"

Живописность, видимость и динамика "картины" достигается здесь, конечно, целым рядом средств и способов, в частности образной детализацией изображения, когда почти ни один глагол или существительное не остаются без точно подобранных определений, дополнений, обстоятельств. Видовременной же план глаголов особенно знаменателен (см. полужирный): наст. историческое, иначе наст. живого представления (кладут, ставят), выражающее однократное действие, сменяется действием длительным, но прерывистым (ежатся, фыркают, переступают); очень картинно изображена переходящая дорогу пара гусей, которые перебираются (имитация гусиной "походки") молча и медленно. Для стиля Тургенева вообще характерно трех- и многократное повторение какого-либо признака, детали (ее акцентирование). Далее динамика меняется (Вот вы сели, …тронулись) - одноразовое результативное действие, затем длительное с повтором (едете - едете), способствующее передаче созерцания, которому начинает предаваться ездок. Отметим, что здесь нет метафор и налицо общеупотребительная лексика.

Конечно, известны случаи, когда движение может изображаться и без глаголов, т.е. когда сам факт перечисления названий проходящих (пролетающих) перед глазами предметов выражает динамику:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…

(А.С. Пушкин)

Но такие случаи довольно редки и представлены обычно на глагольном фоне, а в данном примере "тон задает" начальный глагол (мелькают), обозначающий быстроту, стремительность последующего движения.

Еще пример изображения словом с помощью глагольного речеведе́ния и других средств, в том числе метафор и олицетворений: Сначала далеко впереди… поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе… что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам… (Чехов, Степь).

Появление утреннего солнца, которое "принялось за свою работу", показано в движении освещенных светом полос очень детально и в пространственно-временной динамике (сначала, далеко впереди, через минуту… несколько ближе…, …подкравшись сзади… понеслась навстречу другим). Очень выразительны не только цветовые определения солнечных полос (широкая ярко-желтая) и указание на ощущение тепла, кстати через метафорическое словосочетание с глаголом (что-то теплое коснулось… спины), но и динамика глагольного речеведе́ния с использованием смены видо-временных значений глаголов, их метафоризация и олицетворение (сначала полоса поползла, засветилась - начало действия; далее мимолетное однократное действие - коснулось, выразительны олицетворение и метафора, выраженные деепричастием подкравшись и глаголом шмыгнула, тоже однократного действия, но уже в прош. времени; и затем глагол понеслась - картина стремительного, но длительного, бесконечного движения). Все это позволяет ярко увидеть описываемую картину в ее динамике. К сожалению, объем словарной статьи не позволяет подробно проанализировать более или менее пространные отрывки худож. текстов, но и приведенные материалы в определенной степени показывают роль глаголов и других языковых средств, выступающих в функции Х.-обр. р. к.

Если в обычной речи словарное слово обладает способностью "переходить" (конкретизироваться) в единичное понятие или представление, то в худож. тексте выбор слов и организация контекста рисует зримый образ. Но это достигается искусной речью, специально, намеренно осуществляемой Х.-обр. р. к.

Характерно, что в приведенных примерах использована в основном обычная, так сказать нейтральная, лексика (с точки зрения словаря) и небольшое число собственно средств словесной образности. И тем не менее специфика худож. речи налицо. Примером в этом плане может служить и стиль прозы Пушкина. Обычным для худож. прозы оказывается и всестороннее описание персонажа (его портретная характеристика), а также интерьера. Ср., напр., у И.А. Бунина: В семь с половиной в вестибюле забил гонг. Он первый вошел в парадно сверкающую люстрой столовую, где уже стояли возле столика у стены жирный бритый повар во всем белом и подкрахмаленном, худощекий лакей во фраке и белых вязаных перчатках и маленькая горничная, по-французски субтильная. Через минуту молочно-седой королевой, покачиваясь, вошла тетя в палевом шелковом платье с кремовыми кружевами, с наплывами на щиколках… (И.А. Бунин). Видимость, яркая зримость этой повествовательно-описательной картины создается нейтральной лексикой, но не оставляющей ни одного предмета, лица, действия без определений и обстоятельств.

Образная детализация и изобразительность, о которой говорилось выше, достигается, конечно наряду с указанными средствами, использованием точных и ярких эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений (примеры общеизвестны), а также случаями звукописи и звукоподражания даже в прозе: "…там внизу, под кручей, перекликались уверенно могучие струи, они пе-ре-кли-кались в своем "рано ли, поздно ли" (М. Пришвин); "…дробно выстукивали перепела: "Спать пора! Спать пора!" (М. Шолохов).

К различным собственно языковым средствам может "добавляться" даже звукопись, в том числе и в прозе, напр.: "В промежутках совершенной тишины слышен был шорох прошлогодних листьев, шевелившихся от таяния земли и от роста трав". И далее (по тексту Л. Толстого) пример микрообраза - момент прорастания травы, создаваемого за счет использования видовой формы глагола (однократного действия) и детализированного описания места появления травы - и на этом фоне изображение момента прорастания ростка; и не случайно он назван иглой, так как еще не успел развернуться: "Каково? Слышно и видно, как трава растет!" - сказал себе Левин, заметив двинувшийся грифельного цвета мокрый осиновый лист подле иглы молодой травы". Вместе с персонажем и читатель "видит" этот момент прорастания травы, хотя здесь нет метафор, налицо лишь нейтральная лексика. Но здесь представлен как раз тот случай, когда точность выражения - это верность образу.

В худож. текстах, как правило, используются не отдельные элементы и средства худож. конкретизации, а одновременно различные речевые средства и способы: это и образная детализация, и глагольное речеведение, и использование интенсивов, ритма, звукописи, акцентуаторов, т.е. налицо комплексная худ.-обр. конкретизация.

Пример такой комплексной конкретизации: Наталья жила у отца… ей все казалось, что Григорий вернется к ней, сердцем ждала, не вслушиваясь в трезвый нашепот разума; исходила ночами в жгучей тоске, крушилась, растоптанная нежданной, незаслуженной обидой. А к этому прибавилось другое, и Наталья с холодным страхом шла к концу, ночами металась в своей девичьей горенке, как подстреленный чибис в ендовной куге… (Шолохов, Тихий Дон).

Состояние Натальи не названо каким-то одним отвлеченным словом, хотя в отрывке есть и абстрактная лексика (разум, обида, страх), оно дается развернуто, конкретизированно, отчего и становится образным.

И здесь большую роль играют, во-первых, глагольные формы (ждала, не вслушиваясь; исходила… в тоске; крушилась, растоптанная обидой; шла к концу; металась); во-вторых, тонкий и чрезвычайно образно точный отбор слов, наиболее экспрессивно представляющих соответствующие понятия (это интенсивы), в том числе слов народно-поэтических (крушилась, растоптанная; исходила по ночам в тоске); в-третьих, обращение к словесным образам - метафорам, олицетворениям, сравнениям (не вслушиваясь в… нашепот разума; металась, как подстреленный чибис в ендовной куге); в-четвертых, развернутый вид речевой конкретизации: существительные с отвлеченным значением сопровождаются уточняющими определениями, дополнениями (трезвый нашепот разума, растоптанная неожиданной… обидой и т.д.). Благодаря этому даже абстрактные слова конкретизируются, превращаются в ощутимый образ, олицетворение. И, наконец, большую роль играют видовременные формы глаголов и деепричастий. Почти все глагольные формы здесь имеют значение прош. длительного (ждала, исходила, крушилась). Несколько иное, контекстуальное значение (шла к концу) достигается употреблением при глаголе дополнения с оттенком цели. Значение повторяемости в глаголе металась поддерживается и усиливается обстоятельством-существительным в форме мн. числа (ночами). Здесь и лексическое значение глагола, и его стилистико-экспрессивная окраска, и грамматический вид (несовершенный), и контекст указывают на действие беспорядочное и повторяющееся, а поэтому мучительное. Причастие от глагола сов. вида растоптанная (обидой) усиливает выражение состояния полной моральной уничтоженности (см. значение приставки рас-), сохраняя вместе с тем оттенок качества. Очень выразительна и образно гармонична в словосочетании приставочная форма деепричастия - вслушиваясь (ср. возможное: "не слушая нашепота разума"); форма вслушиваясь не только усиливает выражение интенсивности и целенаправленности действия, но и участвует в создании олицетворения. Этому способствует авторское преобразование известного фразеологизма не слушать голоса разума.

Таким образом, комплексная худож.-обр. конкретизация - это такое явление худож. речи, такой способ конкретизации, когда совокупность, точнее система, разноуровневых средств языка и речи в определенном контексте выполняет одну и ту же стилистическую функцию: служит созданию и выражению какой-то образной черты одного образа (и микрообраза), оказывая через этот комплексный акцент активизирующее воздействие на воображение читателя.

Х.-обр. р. к. может быть развернутой, либо лаконичной, или косвенной (примеры см.: Кожина 1966; 1993). Средствами же Х.-обр. р. к. могут быть и различные стилистические приемы - контраст, аналогия, композиция и все указанные выше средства и способы (метафоризация, приращение смысла, акцентное "выдвижение" слов, использование внутренней формы слова и др.), анализ которых представлен в обширной литературе.

Таким образом, Х.-обр. р. к. выражается в худож. речи средствами и способами, в известной мере выявленными и описанными в традиционной стилистике, но объединяет их под общим углом зрения, опираясь на данные психологии речемыслительной деятельности и восприятия худож. текста, рассматривает с новых, комплексных позиций, позволивших определить и объяснить действительную специфику худож. функц. стиля, принципиально отличающую последний от других функц. стилей речи; при этом отдельные средства образности могут быть использованы в других стилях. Существенно то, что при всем разнообразии индивидуальных стилей писателей Х.-обр. р. к. присуща любому истинно худож. произведению. Именно она принципиально отличает худож. тексты от нехудожественных. Конечно, отдельные речевые фрагменты, напр., какие-либо рассказы в обиходно-разг. сфере, могут приближаться по стилю к художественным, но они будут восприниматься как нетипичные для данного вида речи и как бы стихийно возникшие. Такого рода случаи фиксируют отсутствие резких границ между функц. стилями. Известно, что эстетическое свойственно не только профессиональным произведениям искусства, однако необходимо выделять последние как особый феномен. Говоря о Х.-обр. р. к. мы старались акцентировать роль слова писателя на внутренний зрительный ряд адресата (его воображение), так как воздействие на него является весьма значимым (недаром говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать).

Лит.: Виноградов В.В. Стиль "Пиковой дамы // А.С. Пушкин. Временник пушкинской комиссии. - М.; Л., 1936; Его же: К спорам о слове и образе, "ВЛ". - №5, 1960; Его же: О языке художественной прозы // Изб. труды. - М., 1980; Его же: Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. - М., 1990; Винокур Г.О. О задачах истории языка // Избр. работы по рус. языку. - М., 1959; Его же: О языке художественной литературы. - М., 1991; Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики. - Пермь, 1966; Ее же: Стилистика русского языка.- 3-е изд. - М., 1993; Венгранович М.А. Специфика художественно-образной речевой конкретизации в фольклорном тексте (к постановке проблемы) // Совр. гуманитарные науки: теоретический, прагматический, методический аспекты. Вып. 1. - Тольятти, 2001.

Ларин Б.А. О разновидностях художественной речи. Семантические этюды, "Рус. речь". Вып. 1. - Пг., 1923; Его же: Эстетика слова и язык писателя. - Л., 1974; Шкловский В. О теории прозы. - М., 1929; Пешковский А.М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики. - М.; Л., 1930; Никифорова О.И. Роль представлений в восприятии слова, фразы и художественного описания, "Известия АПН". Вып. 7. - М., 1947; Русские писатели о литературном труде. Т. IV. - Л., 1956; Аристотель, Об искусстве поэзии, ГИХЛ. - М., 1957; Щерба Л.В. Избр. работы по рус. языку (опыт лингвистического толкования стихотворений). - М., 1957; Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Т. II. - М., 1964; Шмелев Д.Н. Слово и образ. - М., 1964; Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л., 1972; Григорьев В.П. Поэтика слова. - М., 1979; Одинцов В.В. Стилистика текста. - М., 1980; Васильева А.Н. Художественная речь. - М., 1982; Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. - М., 1987; Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М., 1988; Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л., 1990; Волошинов В.Н. (Бахтин М.М.), Слово в жизни и слово в поэзии, "Риторика". - №2, 1995; Болотнова Н.С. О теории регулятивности художественного текста, "Stylistyka-VII". - Opole, 1998; Ее же: Филологический анализ текста, ч 1. - Томск, 2001; Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург, 2000.

М.Н. Кожина

Лингвистические термины

Реализация эстетической функции на основе перевода слова-понятия в слово-образ, направленная на активизацию воображения читателя (М.Н. Кожина). Художественно-образная речевая конкретизация отражает системную взаимосвязь языковых единиц как составных элементов целого и обусловлена идейно-образным содержанием текста.

Аанализа текста

Реализация эстетической функции на основе перевода слова-понятия в слово-образ, направленная на активизацию воображения читателя (М.Н. Кожина). Художественно-образная речевая конкретизация отражает системную взаимосвязь языковых единиц как составных элементов целого и обусловлена идейно-образным содержанием текста.

Полезные сервисы

художественно-образный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-о/бразный

Синонимы к слову художественно-образный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-образовательный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-образова/тельный

Полезные сервисы

художественно-поэтический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-поэти/ческий

Полезные сервисы

художественно-практический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-практи/ческий

Полезные сервисы

художественно-приключенческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-приключе/нческий

Полезные сервисы

художественно-производственный

Толковый словарь

прил.

Связанный с созданием и производством художественных изделий.

Энциклопедический словарь

{{худо́жественно-произв{}о{}дственный}} -ая, -ое. Относящийся к созданию, производству художественных изделий.

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-произво/дственный

Полезные сервисы

художественно-промышленный

Орфографический словарь

худо́жественно-промы́шленный

Морфемно-орфографический словарь

худо́ж/еств/енно/-промы́шл/енн/ый.

Полезные сервисы

художественно-просветительный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-просвети/тельный

Полезные сервисы

художественно-психологический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-психологи/ческий

Полезные сервисы

художественно-публицистический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-публицисти/ческий

Орфографический словарь

худо́жественно-публицисти́ческий

Синонимы к слову художественно-публицистический

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-режиссёрский

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-режиссёрский

Полезные сервисы

художественно-реставрационный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-реставрацио/нный

Синонимы к слову художественно-реставрационный

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

художественно-речевой

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-речево/й

Полезные сервисы

художественно-сатирический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-сатири/ческий

Полезные сервисы

художественно-творческий

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-тво/рческий

Полезные сервисы

художественно-театральный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-театра/льный

Полезные сервисы

художественно-теоретический

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-теорети/ческий

Полезные сервисы

художественно-философский

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-филосо/фский

Полезные сервисы

художественно-целостный

Слитно. Раздельно. Через дефис

худо/жественно-це/лостный

Полезные сервисы

художественно-эстетический

Орфографический словарь

худо́жественно-эстети́ческий

Полезные сервисы