Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

хун жэньгань

Энциклопедия Кольера

Хун Ицянь (Цяньи), Хун Цзифу. Родился в 1822 в уезде Хунсянь провинции Гуандун. Один из ведущих руководителей и идеологов движения тайпинов, двоюродный брат его вождя Хун Сюцюаня (1814-1864). Подобно последнему, пять раз безуспешно пытался сдать экзамен на низшую ученую степень сюцай. Был учителем в родном уезде Хунсянь. Под влиянием Хун Сюцюаня крестился и одним из первых примкнул к организованному в 1843 "Обществу поклонения Богу" (Бай Шанди хуй), которое проповедовало китаизированное христианство в противовес официальным религиозным формам конфуцианства, даосизма и буддизма. После начала Тайпинского восстания (1850-1864), скрываясь от властей, Хун Жэньгань в 1852 бежал в Гонконг, где нашел приют у западных миссионеров. В апреле 1859 он сумел пробраться в Нанкин, ставший столицей тайпинского Небесного государства Великого равновесия (Тай пин тянь го) под именем Небесной столицы (Тяньцзин), где получил титул Ганьского князя (Гань-ван) и назначение на пост главного министра. Летом 1859 подал главе Небесного государства пространную записку с проектом преобразования Китая, которая была одобрена Хун Сюцюанем и как программный документ тайпинов издана под названием Цзы чжэн синь пянь (Новое сочинение в помощь правлению). В том же 1859 Хун Жэньгань произвел реформу календаря и экзаменационной системы в тайпинском государстве. В 1861 он опубликовал брошюру Ин цзе гуй чжэнь (Герои возвращаются к истине), в которой преимущества тайпинской идеологии и практики обосновывались в форме бесед с чиновником - перебежчиком из лагеря правительственных сил. Объектом предлагавшихся Хун Жэньганем реформ стал и литературный язык, который планировалось приблизить к разговорному. Шагом в этом направлении явился подготовленный Хун Жэньганем вместе с другим лидером тайпинов Мэн Шиюном Указ о запрещении пустых и вычурных слов (1861). После самоубийства Хун Сюцюаня 1 июня 1864 и падения Небесной столицы (Нанкина) 19 июля 1864 Хун Жэньгань вместе с новым Небесным князем старшим 16-летним сыном Хун Сюцюаня отступил на юг, но в октябре был схвачен правительственными войсками и в ноябре 1864 казнен в Наньчане. В целом мировоззрение Хун Жэньганя носило связанный с христианской догматикой теологический характер, исходя из идеи всеведущего, всемогущего и вездесущего Бога. Однако конкретизация образа Бога как Верховного господина (Шан ди) обнаруживала в нем черты традиционного, прежде всего даосского, натурализма. Этот "самоналичествующий" (цзы ю, см. Ю - У) Бог "естественно таков, каков есть" (цзы жань эр жань), и "содержит в себе тьму символов (сян, см. СЯН ШУ ЧЖИ СЮЭ)", подобно дао в Дао дэ цзине (§ 11). Соответственно подчиненный ему "путь неба естественен" (тянь дао чжи цзы жань), и "делам (ши3) присуща постоянная изменчивость (бянь), а принципам (ли1) присуща исчерпывающая проницаемость (тун2)". В своем основном труде Новом сочинении в помощь правлению Хун Жэньгань утверждал, что для общества "главным является создание [[правильных]] законов (фа1) и подбор [[способных]] людей. Использование бездарных людей наносит ущерб законам. Неправильные же законы приносят вред людям. Разве можно при этом быть неосторожным? Для того чтобы упомянутые два фактора (выработка законов и использование людей) могли содействовать, а не мешать друг другу, надлежит их уравновесить соответствующим образом в государственном законодательстве. Если попытаться выделить основные средства достижения этого, их будет примерно три: 1) изменение старых обычаев при помощи новых; 2) изменение старых законов при помощи новых; 3) воспитание людей при помощи наказаний. Помимо всего этого, необходимо также, чтобы тот, в чьих руках находится осуществление перечисленных трех положений, лично заботился об их распространении путем личного примера, искренне стремился внедрить их в жизнь. "Тогда низы окажутся столь же послушны тем, кто стоит наверху, как трава послушна ветру, и будут подражать им во всем. В противном же случае новые законы породят новые пороки, которые впоследствии будут умножены путем подражания и будут распространяться до тех пор, пока не приведут к открытой смуте". Раскрывая свой тезис об "изменении старых законов при помощи новых" (и фа фа чжи), Хун Жэньгань исходил из убеждения, что "необходимо проведение в жизнь законов сочетать с просвещением и воспитанием", ибо "когда дело воспитания поставлено хорошо, то законы ясны всем; когда законы ясны всем, [[народу]] известно милосердие правителя, и тогда люди вдохновляют друг друга, день ото дня расцветают таланты и добродетели, день ото дня оздоравливаются нравы и обычаи". Будучи одним из наиболее просвещенных вождей тайпинов, Хун Жэньган настаивал на том, что "для государства первично законодательство" (го-цзя и фа-чжи вэй сянь), которое в свою очередь должно иметь теснейшую связь с "путем мира и сердцем человека" (ши дао жэнь синь): "Любой закон является одновременно неопределенным и определенным, подвижным как вода и твердым как железо. Он подобен человеческому сердцу, которому также свойственны и твердость, и гибкость, подобен делам и событиям, также имеющим свойство быть одновременно определенными и неопределенными. Это лежит в основе трудностей для законодателей, является причиной легкости возникновения пороков. Спрашивается, что следует знать, прежде чем приступить к выработке законов? Прежде всего следует усвоить, что дух закона воплощается в его общей основе. Эта общая основа должна быть твердой и неизменной. [[Конкретное]] же содержание закона заключается в его мелких статьях, каждая из которых [[с течением времени]] подлежит уточнениям и изменениям". Из своих знаний о положении дел в Англии, Франции, России и других странах Запада Хун Жэньгань заключил, что хорошее законодательство не только защищает государство от правонарушений, преступлений и смуты, но и способствует его усилению и общему процветанию. Призывая перенимать позитивный западный опыт, китайский мыслитель придавал первостепенное значение социально-политической функции системы массовой коммуникации. В этой связи он выступал за развитие прессы, сети почтовых станций, сухопутного и водного транспорта, дорожного строительства и т.п. О той выдающейся роли, которую Хун Жэньгань отводил передаче информации в системе властных отношений, свидетельствует первый же пункт предлагавшихся им конкретных мероприятий: "Вся власть в отношении великого и малого, сверху донизу должна быть единой. И двор, и народ должны одинаково уважать ее, и она должна доходить до народа. Мнение народных низов должно доходить до людей, стоящих наверху, чтобы между верхами и низами установилось взаимное понимание и были устранены те, кто ставит этому преграды и занимается злоупотреблениями. Самым лучшим средством для достижения этого является организация продажи газет и установление ящиков для тайной подачи прошений". Более того, эту стихийную информационную службу тайпинский законотворец решил укрепить введением особого надзорного института: "Следует в каждой провинции назначить чиновника-корреспондента, который будет исполнять свои обязанности, не пользуясь административной властью. Такой чиновник должен быть человеком честным и справедливым. Он не будет подчинен местным властям, так же как не будет иметь никакой власти в отношении местных должностных лиц. Местные власти не будут иметь права ни взыскивать с него [[за служебные упущения]], ни награждать [[за те или иные заслуги]]. Обязанность чиновника-корреспондента будет заключаться в собирании сведений из газет как внутренних, так и внешних и имеющих издательский штамп и доведении всех интересных сообщений до высочайшего сведения. Когда это осуществится, все предатели будут пребывать в постоянном страхе, в то время как чистые помыслы людей станут известны всем. Тогда и мысли добродетельные, равно как и мысли преступные, не смогут укрыться от общественного суда. Разве не приведет это к торжеству добродетели и всеобщего спокойствия в Поднебесной?" Для достижения последней цели Хун Жэньгань предлагал провести ряд репрессивных мер: запретить употребление опиума, вина и табака; закрыть буддийские и даосские монастыри, вернуть к мирской жизни монахов, а их книги сжечь; упразднить уличные зрелища, буддийские посты и даосские церемонии; положить конец деятельности гадальщиков-геомантов; искоренить "вредные", т.е. нерегламентированные властью, учения. Эффективность административного контроля на низовом уровне в этом военно-крестьянском государстве Хун Жэньгань полагал обеспечить учреждением должности сельского старосты, выполняющего функцию судьи и распоряжающегося солдатами сельской стражи. Наряду с другими гуманными предложениями, вроде запрета родителям топить своих детей и продавать их в рабство, он подверг ревизии китайскую правовую традицию коллективной, и в частности семейной, ответственности предписанием "строго различать отношение к преступнику и к его семье". Признавая, что из-за своей ксенофобии Китай "уподобился тяжелобольному, у которого произошла закупорка кровеносных сосудов и в организме прекратилось кровообращение", Хун Жэньгань верил в спасительную силу христианства и считал, что для оздоровления страны "вначале нужно осуществлять воспитание людей при помощи десяти заповедей и лишь потом прибегать к помощи государственных законов". Однако традиционный этатизм ярко проявился в его стремлении доказать, что такая высшая мера наказания, как публичная смертная казнь через повешение, совместима с выполнением священной заповеди "Не убий": "Тянь-ван является наместником Небесного отца; он получил приказ на управление людьми на земле. Когда подданные нарушают закон, то тот, кто стоит наверху, не может не наказывать их. Ясно, таким образом, что тех, кто приговорен к смертной казни, лишают жизни не люди, а что они сами связывают свои руки веревкой и требуют, чтобы Небесный отец наказал их". Основное историческое значение творчества Хун Жэньганя в том, что он одним из первых в Китае разработал относительно целостную программу перевода страны на принципиально иной вестернизированный (капиталистический) путь развития.

ЛИТЕРАТУРА

Тайпинское восстание. М., 1960 Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 Новая история Китая. М., 1972 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений XIX в. М., 1993

Полезные сервисы

хун сюцюань

Энциклопедический словарь

Хун Сюцюа́нь (1814-1864), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850-1864 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством.

* * *

ХУН СЮЦЮАНЬ - ХУН СЮЦЮА́НЬ (1814-64), организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850-64 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством.

Большой энциклопедический словарь

ХУН СЮЦЮАНЬ (1814-64) - организатор и верховный руководитель Тайпинского восстания 1850-64 в Китае. Из крестьян. Был учителем. С 1851 глава государства тайпинов. Во время осады Нанкина в 1864 правительственными войсками покончил жизнь самоубийством.

Энциклопедия Кольера

ХУН СЮЦЮАНЬ

ХУН СЮЦЮАНЬ

Хун Жэнькунь, Хун Хосю, главный идеолог и вождь крестьянского движения тайпинов в Китае. Родился в крестьянской семье в уезде Хуасянь провинции Гуандун 1 января 1814, был учителем и четырежды терпел неудачу при попытках сдать экзамены на низшую ученую степень сюцай, открывавшую путь к чиновничьей карьере. Во время одной из поездок на экзамен в столицу провинции, портовый город Гуанчжоу (Кантон), он познакомился с христианскими миссионерами, которые обратили его в свою веру, а после визионерского опыта стал именовать себя братом Иисуса Христа. В 1843 он основал идейно направленное против официального конфуцианства, даосизма и буддизма "Общество поклонения Богу" (Бай Шанди хуй), в котором объединил своих родственников и земляков, склонившихся к принятию христианства. Одним из первых к нему примкнул его двоюродный брат Хун Жэньгань (1822-1864), впоследствии также ставший лидером движения тайпинов. В конце 1850 в провинции Гуандун Общество начало мобилизацию своих сторонников на вооруженную борьбу с правившей маньчжурской династией и создание "священных кладовых", т.е. общественных хранилищ, для их снабжения продовольствием и одеждой на основе уравнительных норм. 11 января1851 было публично объявлено восстание, направленное на свержение царствующего дома Цин и установление Небесного государства Великого равновесия (Тай пин тянь го), давшего название всему движению тайпинов. 23 марта 1851 Хун Сюцюань провозгласил себя его вождем - Небесным князем (Тянь-ван). 19 марта 1853 повстанцы захватили крупнейший город центральной части страны, южную столицу предшествующей эпохи Мин (1368-1644) - Нанкин, который был объявлен центром Небесного государства и переименован в Небесную столицу (Тяньцзин). В конце мая 1864, когда Нанкин уже находился в окружении правительственными войсками, Хун Сюцюань выпустил манифест с извещением о том, что собирается вознестись в рай и прислать оттуда небесное воинство на помощь защитникам тайпинской столицы, после чего покончил с собой, приняв яд, 1 июля 1864. Его основные религиозно-утопические идеи выражены в многочисленных небольших произведениях: Поучение об обращении к истоку Пути и пробуждении мира (Юань дао син ши сюнь, 1845), Песнь об обращении к истоку Пути и спасении мира (Юань дао цзю ши гэ, 1845), Поучение об обращении к истоку Пути и познании мира (Юань дао цзюэ ши сюнь, 1846), Исправление порочного и возвращение правильного (Гай се гуй чжэн, 1846) и другие. В Поучении об обращении к истоку Пути и пробуждении мира автор связал христианскую идею надгосударственного единства человечества ("града Божия") с ассимилированной конфуцианством и ассоциированной с историософским образом "Великого равновесия" (тай пин) древнекитайской социально-космической утопией "Великого единения" (да тун): "Если рассматривать наш современный грешный мир как состоящий из отдельных частей, то он представляет собой множество различных государств. А если рассматривать его как единое целое, то он представляет собой одну семью. Всемогущий верховный владыка - отец всех людей на этой грешной земле. Он - господин и творец всего, что есть как в нашей стране, так и в чужеземных государствах. Он - защитник и хранитель всего живого как в чужеземных странах, так и в Китае. В Поднебесной все мужчины - братья, все женщины - сестры. Как же могут существовать между ними границы частного? Как же могут появляться у них мысли отнимать [[вещи]] друг у друга?" Христианские догматы получили у Хун Сюцюаня весьма своеобразную интерпретацию, во многом обусловленную традиционными верованиями и исторически сложившимися понятиями. В соответствии с бинарной оппозицией "инь - ян" Бог, именуемый "Верховным владыкой" (шан чжу) и "Августейшим верховным господином" (хуан шан ди), наделялся супругой. Признаваясь "единым корнем" (и бэнь) всего многообразия человеческих душ, из которого все они возникают и в который возвращаются, он, в согласии с общепринятым мировоззрением, трактовался как носитель "первозданной пневмы" (и юань чжи ци, см. ЦИ-ПНЕВМА). Как и во всей классической китайской философии, у Хун Сюцюаня "небо и человек едины в пневме", а "небесный путь" (тянь чжи дао), т.е. всеобщий закон, означает "обязательное обращение вещей в свою противоположность по достижении предела" (у цзи би фань). В этом круговращении явлений, предполагающем необходимую смену предельного хаоса порядком, человек представляет собой "[[самое]] ценное между небом и землей", "[[самое]] одухотворенное среди тьмы вещей" и такое место он занимает прежде всего благодаря своей созидательной деятельности. Идею "великого равновесия" как высшей стадии триадического развития общества, которой предшествуют периоды "впадения в хаос" (шуай луань) и "подъема к равновесию" (шэн пин), в конфуцианстве сформулировал Хэ Сю (129-182). Примерно в то же время она легла в основу учения, изложенного в классическом даосском трактате Тай пин цзин (Канон Великого равновесия). Давший название этому тексту социальный идеал предполагал воспроизведение в обществе природной гармонии, уравнительное распределение продуктов труда и равновесие человеческих интересов. Вместе с тем подобное благоденствие считалось зиждущимся на строгой социальной иерархии, воспроизводящей иерархию природных и сверхприродных сил. Данное учение составило идеологическую основу восстания Желтых повязок в 184. Подобные эгалитаристско-утопические воззрения нашли продолжение в опубликованном Хун Сюцюанем в 1853 программном документе тайпинского государства Земельной системе Небесной династии (Тянь чао тянь му чжи ду). Земельная система гласила: "Все население Поднебесной - одна большая семья Небесного отца, господа бога". Однако конкретизация такого идеала равенства и братства вылилась в мелочно регламентированную систему патриархальных общин, тотально охваченных военно-демократической и теократизированной властью. Все жители Небесного государства разбивались на пятидворки во главе с командиром. Пять пятидворок, т.е. 25 семейств, образовывали ячейку тайпинского общества с собственной церковью, возглавлял эту ячейку лянсыма - начальник, в круг обязанностей которого входило награждать усердных и наказывать ленивых, надзирать за полевыми работами, заведовать "священной кладовой", ведать учетом урожая и других продуктов, выдачей средств на свадьбы, крестины и похороны, исполнять функции судьи и сельского пастыря, отправлять религиозные церемонии, читать проповеди, обучать детей по текстам Ветхого и Нового завета, священным обращениям и указам Небесного князя, а также возглавлять борьбу подчиненных ему жителей с вражескими солдатами и организовывать облавы на бандитов. 25 дворов составляли взвод (лян), четыре взвода - роту, пять рот - бригаду, пять бригад - дивизию, пять дивизий - корпус. Во главе всей этой военно-государственной иерархии стоял Небесный князь, правивший от имени Бога. Подчинявшийся ему главнокомандующий армией - Восточный князь (Дун-ван) - возглавлял исполнительную (административную) власть. В Небесном государстве сохранились наследственные ранги (ван, хоу и другие). Выдвижение на чиновничьи должности 11 степеней осуществлялось ежегодно. Повышение и понижение предполагалось проводить раз в три года. Пределом должностного понижения являлось разжалование в крестьяне, помимо которых в народе по традиции выделялись служилые, ремесленники и торговцы. Другими тайпинскими документами засвидетельствована и возможность временного обращения виновных в рабов. Высшей мерой наказания была смертная казнь. Важным позитивным нововведением тайпинов стало уравнение в правах с мужчинами женщин, которые получили возможность владеть земельным наделом, сдавать экзамены на ученые степени и соответственно занимать чиновничьи должности, служить в армии. При этом подверглись запрету проституция, браки по расчету, купля-продажа невест и бинтование ног у женщин. В Небесном государстве был установлен гласный суд и отменены пытки. Важнейшее значение теоретических построений Хун Сюцюаня в том, что они образовали идейную основу первой в истории Китая широкомасштабной попытки практического внедрения фундаментальных западных ценностей в жизнь китайского народа. Подобные попытки со все большим размахом повторялись в 20 в., составляя единую линию развития от разрушения Хун Сюцюанем семейного алтаря и объявления Конфуция демоном до антитрадиционалистских погромов "культурной революции" и "кампании критики Линь Бяо и Конфуция" при Мао Цзэдуне (1893-1976).

ЛИТЕРАТУРА

Тайпинское восстание. М., 1960 Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840-1898). М., 1961 Илюшечкин В.П. Крестьянская война тайпинов. М., 1967 Новая история Китая. М., 1972 История китайской философии. М., 1989 Кобзев А.И. Китай. - В кн.: История политических и правовых учений XIX в. М., 1989

Полезные сервисы

хунань

Энциклопедический словарь

Хуна́нь - провинция в Центральном Китае. 210 тыс. км2. Население 63,6 млн. человек. (1995). Административный центр - Чанша.

* * *

ХУНАНЬ - ХУНА́НЬ (Hunan), провинция в Центральном Китае (см. КИТАЙ), в бассейне среднего течения р. Янцзы (см. ЯНЦЗЫ) и озера Дунтинху (см. ДУНТИНХУ). Граничит на севере с провинцией Хубэй (см. ХУБЭЙ), на востоке - с провинцией Цзянси (см. ЦЗЯНСИ), на юге - с провинцией Гуандун (см. ГУАНДУН) и Гуанси-Чжуанским (см. ГУАНСИ-ЧЖУАНСКИЙ АВТОНОМНЫЙ РАЙОН) автономным районом, на западе - с провинцией Гуйчжоу (см. ГУЙЧЖОУ) и территорией г. Чунцин (см. ЧУНЦИН (город)). Площадь 210 тыс км2. Население 68 млн человек (2005), в основном китайцы (см. КИТАЙЦЫ), проживают также мяо (см. МЯО), туцзя (см. ТУЦЗЯ), яо (см. ЯО (народ на юге Китая)), хуэй (см. ХУЭЙ), уйгуры (см. УЙГУРЫ), чжуаны (см. ЧЖУАН) и др. народности. Административный центр - Чанша (см. ЧАНША).

Крупные города: Чанша, Хэнъян (см. ХЭНЪЯН), Чжучжоу (см. ЧЖУЧЖОУ), Сянтань (см. СЯНТАНЬ), Шаоян (см. ШАОЯН), Юэян, Чандэ (см. ЧАНДЭ), Иян (см. ИЯН), Чэньчжоу, Лоуди, Лэян, Хуайхуа, Лэншуйцзян, Цзишоу.

Природа

На западе и юге преобладают горы (горы Наньлин (см. НАНЬЛИН), хребет Улиншань, хребет Сюэфышань, хребет Юэченлин, хребет Лосяошань) и холмы, в центре и на севере - равнина, на которой расположено озеро Дунтинху (см. ДУНТИНХУ). По северной окраине Хунань протекает р. Янцзы (см. ЯНЦЗЫ). Крупные реки - Юаньцзян (см. ЮАНЬЦЗЯН), Цзышуй, Сянцзян (см. СЯНЦЗЯН).

Климат субтропический, муссонный. Осадков 1100-2000 мм в год.

В провинции национальный парк Чжанцзяцзэ в горах Улиншань.

Экономика

Основа экономики - сельское хозяйство, главным образом земледелие. Преобладает поливной рис (80% сбора зерновых), большей частью на равнине вокруг оз. Дунтинху (см. ДУНТИНХУ). Возделывают кукурузу, пшеницу, ячмень. Основные технические культуры - рами (см. РАМИ) и хлопчатник. Возделываются также чай, рапс (см. РАПС), арахис (см. АРАХИС), джут (см. ДЖУТ), табак. Садоводство (преимущественно цитрусовые). В животноводство преобладает разведение рабочего скота и свиней. Рыболовство (в озере Дунтинху) и рыборазведение. Ведется заготовка древесины (в основном куннингамии). Получение тунгового масла (см. ТУНГОВОЕ МАСЛО).

В провинции развиты горнодобывающая промышленность и цветная металлургия. Ведется добыча сурьмы (Сикуаншань), свинцово-цинковых руд (Шуйкоушань), вольфрама (Цзысин, Саньчжан) и марганца (Сянтань). Выплавка сурьмы (Сикуаншань), свинца (Чанша и Сунбо), цинка (Сунбо). Машиностроение; производство электровозов, электротехнического оборудования, станков (Сянтань), горного оборудования (Хэнъян), сельскохозяйственного и ирригационного оборудования (Чанша, Хэнъян). Пищевая, бумажная и текстильная промышленность (Чанша, Хэнъян, Сянтань). Традиционное ремесленное производство (полотно, холст, зонты, фарфоровые изделия).

Основные промышленные и транспортные центры: Чанша (см. ЧАНША), Чжучжоу (см. ЧЖУЧЖОУ), Хэнъян (см. ХЭНЪЯН), Сянтань (см. СЯНТАНЬ), Шаоян (см. ШАОЯН).

Исторический очерк

Территорию современной Хунань в древности заселяли племена мань и и. В 5-4 вв. до н. э. входила в состав княжества Чу. Стала усиленно заселяться китайцами с 4 в. н. э. В 7-8 вв. входила в состав округов Сидао и Дундао, в 9-12 вв. - в область Синху, в 13-17 вв. - в провинцию Хугуан. Провинция Хунань в ее современных границах была создана в 1668.

В конце 18 в. на территории Хунань действовали отряды восставших крестьян, руководимых сектой «Белого лотоса» (см. БЕЛЫЙ ЛОТОС), а в 1852-54 - армия восставших крестьян-тайпинов (см. ТАЙПИНСКОЕ ВОССТАНИЕ). В период революции 1925-27 Хунань - арена активного крестьянского движения. В 1927-34 в провинции Хунань существовало несколько революционных опорных баз («советских районов»).

В 1937-45 значительная часть территории Хунань была оккупирована японскими войсками. От войск Гоминьдана (см. ГОМИНЬДАН) Хунань была освобождена в 1949.

Большой энциклопедический словарь

ХУНАНЬ - провинция в Центр. Китае. 210 тыс. км². Население 61 млн. человек (1990). Адм. ц. - Чанша.

Сканворды для слова хунань

- Провинция в Центральном Китае.

- Название этой провинции в Китае в переводе означает «южнее озера».

Полезные сервисы

хунвейбин

Толковый словарь

м. 1. см. хунвейбины

Орфографический словарь

хунвейби́н, -а

Словарь ударений

хунвейби́н [вэ]

Трудности произношения и ударения

хунвейби́н. Произносится [хунвэйби́н].

Морфемно-орфографический словарь

хунвейби́н/.

Грамматический словарь

хунвейби́н м 1a

Сканворды для слова хунвейбин

- Член отрядов студенческой молодёжи в Китае, сформированных в период Культурной революции.

Полезные сервисы

хунвейбинка

Толковый словарь

ж. 1. см. хунвейбины

Полезные сервисы

хунвейбины

Толковый словарь

мн. 1. Отряды молодежи, сформированные в Китае в 1966 г. в период так называемой "культурной революции", отличавшиеся крайним пренебрежением к культуре и ее традициям, крайней жестокостью по отношению к людям и правам человеческой личности

Энциклопедический словарь

ХУНВЕЙБИ́НЫ -ов; мн. (ед. хунвейби́н, -а; м.). [китайск. hongwèibing - красногвардейцы]. В Китае в 60-ые годы 20 в.: члены молодёжных отрядов, созданных для борьбы с противниками Мао Цзе-дуна во время проведения "культурной революции".

Орфографический словарь

хунвейби́ны, -ов, ед. ч. -би́н, -а

Большой словарь иностранных слов

хунвейбины

[кит.]. Молодежные отряды (гл. образом из городской учащейся молодежи), сформированные в Китае в 1966 г., в начале т. наз. "культурной революции" и принимавшие в ней активное участие; впоследствии деятельность хунвейбинов была резко осуждена в Китае.

Полезные сервисы

хунвэйбин

Толковый словарь

Словарь иностранных слов

ХУНВЭЙБИН [кит. - «красный охранник»] - член молодежных отрядов, принимавших активное участие в китайской «культурной революции» (в 60-е годы XX в. осуществляли «трудовое перевоспитание» интеллигенции); впоследствии в Китае деятельность х. была резко осуждена.

Полезные сервисы

хунвэйбинка

Толковый словарь

Полезные сервисы

хунвэйбины

Толковый словарь

мн.

1. Отряды молодежи, сформированные в Китае в 1966 - 1968 гг. в период "культурной революции" и использовавшиеся для расправы с политическими, общественными и культурными деятелями.

2. перен.

Молодые экстремисты, отличающиеся крайним пренебрежением к культуре и её традициям, к правам человека и вершащие свой скорый и неправедный суд.

Энциклопедический словарь

Хунвэйби́ны («красные охранники»), в Китае участники созданных в 1966 во время «культурной революции» отрядов из учащихся средних школ и студентов. Использовались вместе с цзаофанями для расправы с политическими и общественными деятелями. С 1968 хунвэйбины были убраны с политической арены. Впоследствии преступления хунвэйбинов были осуждены в Китае.

* * *

ХУНВЭЙБИНЫ - ХУНВЭЙБИ́НЫ («красные охранники»), участники созданных в 1966 во время «культурной революции» в Китае отрядов из учащихся средних школ и студентов. Использовались вместе с цзаофанями для расправы с политическими и общественными деятелями. С 1968 хунвэйбины были убраны с политической арены. Впоследствии преступления хунвэйбинов были осуждены в Китае.

Большой энциклопедический словарь

ХУНВЭЙБИНЫ ("красные охранники") - участники созданных в 1966 во время "культурной революции" в Китае отрядов из учащихся средних школ и студентов. Использовались вместе с цзаофанями для расправы с политическими и общественными деятелями. С 1968 хунвэйбины были убраны с политической арены. Впоследствии преступления хунвэйтинов были осуждены в Китае.

Новый словарь иностранных слов

хунвэйби́ны

(кит.) молодежные отряды (гл. обр. из городской учащейся молодежи), сформированные в Китае в 1966 г., в начале т. наз. культурной революции и принимавшие в ней активное участие; впоследствии деятельность хунвэйбинов была резко осуждена в Китае.

Полезные сервисы

хунгари

Сканворды для слова хунгари

- Приток Амура.

Полезные сервисы

хунгузы

Словарь иностранных слов

ХУНГУЗЫ (кит.). Разбойники из китайских ссыльных и беглых солдат.

Полезные сервисы

хунд

Сканворды для слова хунд

- Немецкий физик, участник разработки метода молекулярных орбиталей.

Полезные сервисы

хунд (hund) фридрих

Большой энциклопедический словарь

ХУНД (Hund) Фридрих (р. 1896) - немецкий физик. Участник разработки метода молекулярных орбиталей. Труды по квантовой механике, спектроскопии, истории физики.

Полезные сервисы

хунд фридрих

Энциклопедический словарь

ХУНД Фридрих - ХУНД (Hund) Фридрих (р. 1896), немецкий физик. Участник разработки метода молекулярных орбиталей. Труды по квантовой механике, спектроскопии, истории физики.

Полезные сервисы

хундертвассер

Сканворды для слова хундертвассер

- В венском доме, построенном им вместе с коллегой Йозефом Кравиной, деревья растут в комнатах-нишах, на балконах, на крышах.

- Австрийский художник, ставший самым известным мастером изо-искусства в Австрии конца XX века, соединив стилистику модерна, растительный орнамент с принципами абстрактного искусства.

Полезные сервисы

хундертвассер (hundertwasser) фриденсрайх

Большой энциклопедический словарь

ХУНДЕРТВАССЕР (Hundertwasser) Фриденсрайх (наст. имя и фам. Стовассер - Фридрих) (р. 1928), австрийский художник. Стал самым известным мастером изо-искусства в Австрии конца 20 в., соединив стилистику модерна, растительный орнамент с принципами абстрактного искусства. В последний период увлекался также "экологической архитектурой", придавая "биоморфным", органическим природным формам своей живописи и графики монументальность реальных построек.

Полезные сервисы

хундертвассер фриденсрайх

Энциклопедический словарь

ХУНДЕРТВАССЕР Фриденсрайх - ХУНДЕРТВА́ССЕР (Hundertwasser) Фриденсрайх (наст. имя и фам. Стовассер, Фридрих) (1928-2000), австрийский художник. Стал самым известным мастером изо-искусства в Австрии конца 20 в., соединив стилистику модерна (см. МОДЕРН), растительный орнамент с принципами абстрактного искусства. В последний период увлекался также «экологической архитектурой» (см. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА), придавая «биоморфным», органическим природным формам своей живописи и графики монументальность реальных построек.

Полезные сервисы

хундинг

Сканворды для слова хундинг

- Персонаж оперы немецкого композитора Рихарда Вагнера «Валькирия».

Полезные сервисы

хунды-мунды

Поговорки

Собирать хунды-мунды. Перм. Готовиться к отъезду. Подюков 1989, 192.

Полезные сервисы

хунедоара

Энциклопедический словарь

Хунедоа́ра (Hunedoara), город на западе Румынии. Около 90 тыс. жителей Чёрная металлургия и коксохимия, трикотажная, швейная, пищевая промышленность. Замок Хуньяди (XIV-XV вв.).

* * *

ХУНЕДОАРА - ХУНЕДОА́РА (Hunedoara), город на западе Румынии. Население 70,7 тыс человек (2004). Черная металлургия и коксохимия, трикотажная, швейная, пищевая промышленность. Замок Хуньяди 14-15 вв.

Сканворды для слова хунедоара

- Город в Румынии.

Полезные сервисы

хунедоара (hunedoara)

Большой энциклопедический словарь

ХУНЕДОАРА (Hunedoara) - город на западе Румынии. 88 тыс. жителей (1985). Черная металлургия и коксохимия, трикотажная, швейная, пищевая промышленность. Замок Хуньяди 14-15 вв.

Полезные сервисы

хуни куи

Синонимы к слову хуни куи

сущ., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

хунин

Сканворды для слова хунин

- Город в Аргентине.

Полезные сервисы

хуниор

Сканворды для слова хуниор

- Колумбийский футбольный клуб.

Полезные сервисы

хунну

Толковый словарь

нескл. мн.

1. Кочевой народ, сложившийся в древности в Центральной Азии.

2. Представители этого народа.

Энциклопедический словарь

Ху́нну - кочевой народ, сложившийся в древности в Центральной Азии. Часть хунну перекочевала на запад, где, смешавшись с аборигенами, положила начало новому народу - гуннам.

* * *

ХУННУ - ХУ́ННУ, кочевой народ, сложившийся в древности в Центр. Азии. Часть хунну перекочевала на запад, где, смешавшись с аборигенами, положила начало новому народу - гуннам (см. ГУННЫ).

Большой энциклопедический словарь

ХУННУ - кочевой народ, сложившийся в древности в Центр. Азии. Часть хунну перекочевала на запад, где, смешавшись с аборигенами, положила начало новому народу - гуннам.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХУННУ, кочевой народ, сложившийся в древности в Центральной Азии. Часть хунну перекочевала на запад, где, смешавшись с аборигенами, положила начало гуннам.

Орфографический словарь

ху́нну́, нескл., мн. ч., ед. ч. муж. и жен.

Полезные сервисы

хунта

Толковый словарь

ж.

1. Название общественно-политических организаций и объединений (в Испании и в испаноговорящих странах Латинской Америки).

2. Исполнительный правительственный орган власти в некоторых латиноамериканских странах (обычно созданный в результате государственного переворота).

3. Военная реакционная террористическая группировка, захватившая власть и установившая свою диктатуру.

Толковый словарь Ушакова

ХУ́НТА, хунты, жен. (исп. junta - собрание). Название политических объединений, комитетов в Испании.

Толковый словарь Ожегова

ХУ́НТА, -ы, жен.

1. В Испании и странах Латинской Америки: название различных объединений, группировок, союзов, государственных органов.

2. Военная реакционная террористическая группировка, захватившая власть и установившая террористическую диктатуру.

Словарь существительных

ХУ́НТА, -ы, ж

Исполнительный орган власти (в некоторых странах Латинской Америки и Испании).

Правительственная хунта.

Энциклопедический словарь

ХУ́НТА -ы; ж. [исп. junta - собрание, объединение]

1. В Испании и странах Латинской Америки: название общественно-политических организаций, объединений.

2. В некоторых странах Латинской Америки: исполнительный орган власти. Правительственная х.

3. О политической группировке, захватившей при поддержке военных власть в стране. Чилийская х. Военная х.

4. Разг. Группа лиц, действующих по какому-л. соглашению, договору (обычно с неблаговидными целями). В Институте действует х.

* * *

ху́нта (исп. junta), название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах.

* * *

ХУНТА - ХУ́НТА (исп. junta), название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах.

Большой энциклопедический словарь

ХУНТА (исп. junta) - название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах.

Академический словарь

-ы, ж.

1. Название различного рода объединений, союзов, комиссий, государственных органов в странах распространения испанского языка (Испании, большинства стран Латинской Америки).

2. Военное правительство в некоторых странах Латинской Америки, пришедшее к власти в результате государственного переворота.

[От исп. junta]

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ХУНТА (испанское junta - коллегия, объединение), название объединений, союзов, комиссий, государственных органов, военных правительств в испаноязычных странах.

Словарь народов и культуры

Хунта

(junta, исп. - совет, совещание), назв. объединений, союзов, комиссий, гос. органов, воен. пр-в в испаноязычных странах. X. называют также комитет, созданный после государственного переворота или революции, в отсутствие законного пр-ва. Термин широко применяется в Лат. Америке к таким воен. режимам, как, напр., режим генерала Галтиери в Аргентине в 1980-х гг. Узурпация власти в X. одним лидером или небольшой их группой может перерасти в диктатуру.

Орфографический словарь

ху́нта, -ы

Словарь ударений

ху́нта

Формы слов для слова хунта

ху́нта, ху́нты, ху́нт, ху́нте, ху́нтам, ху́нту, ху́нтой, ху́нтою, ху́нтами, ху́нтах

Синонимы к слову хунта

сущ., кол-во синонимов: 9

клика, камарилья

Морфемно-орфографический словарь

ху́нт/а.

Грамматический словарь

ху́нта ж 1a

Этимологический словарь

Заимств. в начале XX в. из исп. яз., где junta «союз, объединение» восходит к лат. junctum - от jungere «связывать», родств. jugum «ярмо, иго».

Сканворды для слова хунта

- Военная реакционная группировка, захватившая власть.

- Банда Пиночета.

- Кристобаль Хозевич из повести братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу».

- Исполнительный, правительственный орган власти в некоторых латиноамериканских странах.

- Этот сотрудник НИИЧАВО в ранней молодости служил Великим Инквизитором и сохранил тогдашние замашки.

- Так в испано-язычных странах называют союз или объединение.

- Заведующий отделом Смысла Жизни в НИИЧАВО, доктор самых неожиданных наук.

Полезные сервисы

хунтовский

Орфографический словарь

ху́нтовский

Полезные сервисы

хунуться

Толковый словарь Даля

ХУНУТЬСЯ - ? (ховаться?) прятаться, пск.

Полезные сервисы

хунхуз

Толковый словарь Ушакова

ХУНХУ́З, хунхуза, муж. (китайск. hunghutzu, букв. краснобородый). В Манчжурии и Северном Китае - участник шайки бандитов, грабителей.

Академический словарь

-а, м.

Участник вооруженных банд, действовавших в Маньчжурии с середины 19 в. до победы народной революции в Китае в 1949 г.

[От кит. honghuzi - краснобородые]

Орфографический словарь

хунху́з, -а

Словарь ударений

хунху́з, -а; р. мн. -ов

Формы слов для слова хунхуз

хунху́з, хунху́зы, хунху́за, хунху́зов, хунху́зу, хунху́зам, хунху́зом, хунху́зами, хунху́зе, хунху́зах

Синонимы к слову хунхуз

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

хунху́з/.

Грамматический словарь

хунху́з мо 1a

Этимологический словарь

хунху́з

"китайский разбойник", сиб., амурск. (Карпов). Из кит. hung-hu-tzu - то же, буквально "краснобородый" (письменное сообщение В. Фукса).

Большой словарь иностранных слов

хунхуз

- хунхуза, м. [китайск. hunghutzu, букв. краснобородый]. В Манчжурии и Северном Китае - участник шайки бандитов, грабителей.

Сканворды для слова хунхуз

- Член организованных банд, действовавших в Северо-Восточном Китае.

Полезные сервисы

хунхузский

Толковый словарь Ушакова

ХУНХУ́ЗСКИЙ, хунхузская, хунхузское. прил. к хунхуз.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к хунхуз.

Все эти фанзы не что иное, как притоны хунхузские. Гарин-Михайловский, По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову.

Орфографический словарь

хунху́зский

Формы слов для слова хунхузский

хунху́зский, хунху́зская, хунху́зское, хунху́зские, хунху́зского, хунху́зской, хунху́зских, хунху́зскому, хунху́зским, хунху́зскую, хунху́зскою, хунху́зскими, хунху́зском, хунху́зск, хунху́зска, хунху́зско, хунху́зски

Морфемно-орфографический словарь

хунху́з/ск/ий.

Грамматический словарь

хунху́зский п 3a✕~

Полезные сервисы

хунхузы

Орфографический словарь

хунху́зы, -ов, ед. ч. хунху́з, -а

Словарь иностранных слов

ХУНХУЗЫ - китайские разбойники в Манчьжурии.

Полезные сервисы

хунхуэ

Синонимы к слову хунхуэ

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

хунцзэху

Энциклопедический словарь

ХУНЦЗЭХУ - ХУНЦЗЭХУ́, озеро на востоке Китая, в пределах Великой Китайской равнины (см. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ РАВНИНА). Создано в 1403-24 гг. в результате возведения дамбы на Великом канале (см. ВЕЛИКИЙ КАНАЛ), преградившей путь водам реки Хуайхэ (см. ХУАЙХЭ). Площадь 3180 км3, глубина 3-4 м, объем воды 11,1 км3. Зимой уровень понижается, площадь зеркала и объем воды сильно сокращаются.

Соединено рекой Саньхэ с озером Гаобаоху (см. ГАОБАОХУ). Большая часть стока через систему Великого канала поступает в реку Янцзы (см. ЯНЦЗЫ). Соединено оросительным каналом с Желтым морем (см. ЖЕЛТОЕ МОРЕ). Сток Хунцзэху зарегулирован плотинами. По берегам - болота, рисовые поля. Рыболовство.

Полезные сервисы

хунчжаоит

Синонимы к слову хунчжаоит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

хуншуйхэ

Сканворды для слова хуншуйхэ

- Река в Китае.

Полезные сервисы

хунь

Энциклопедический словарь

ХУНЬ - ХУНЬ, в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян (см. ИНЬ - ЯН) .

Большой энциклопедический словарь

ХУНЬ - в китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо. Связана с силами ян.

Сканворды для слова хунь

- В китайской мифологии душа человека, после смерти уходящая в небо.

Полезные сервисы

хуньтунь

Энциклопедический словарь

ХУНЬТУНЬ - ХУНЬТУ́НЬ, в китайской мифологии,

1) хаос, океан, существовавший при начале мира.

2) Мифический зверь или птица, не имеющие слуха и зрения.

Большой энциклопедический словарь

ХУНЬТУНЬ - в китайской мифологии,..1) хаос, океан, существовавший при начале мира

2)] Мифический зверь или птица, не имеющие слуха и зрения.

Сканворды для слова хуньтунь

- В китайской мифологии хаос, океан, существовавший при начале мира.

Полезные сервисы

хуньхэ

Сканворды для слова хуньхэ

- На какой реке стоит китайский город Фушунь?

- На какой реке стоит китайский город Шэньян?

Полезные сервисы

хуньцзян

Энциклопедический словарь

ХУНЬЦЗЯН - ХУНЬЦЗЯ́Н (Hunjiang, Badaojiang), город в Северо-Восточном Китае (см. КИТАЙ), в провинции Гирин (см. ГИРИН (провинция)) (Цзилинь), на р. Хуньцзян (приток р. Ялуцзян (см. ЯЛУЦЗЯН)), на юг от хр. Лунганшань (в составе Маньчжуро-Корейских гор (см. МАНЬЧЖУРО-КОРЕЙСКИЕ ГОРЫ)), в 30 км от границы с КНДР (см. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА). Население 184 тыс. человек (2005), в т. ч. этнические корейцы (см. КОРЕЙЦЫ).

Деревообрабатывающая промышленность. Добыча железной и медной руды.

Хуньцзян известен с времен династии Хань (см. ХАНЬ (династия)) (206 до н. э. - 220 н. э.).

Полезные сервисы

хуньяди (hunyadi) янош

Большой энциклопедический словарь

ХУНЬЯДИ (Hunyadi) Янош (ок. 1407-1456) - в 1446-52 регент Венгерского королевства. В 1441-43 провел успешные походы на юге королевства против османских завоевателей. Нанес поражение османским войскам в Белградской битве 1456.

Полезные сервисы

хуньяди матьяш

Энциклопедический словарь

Ху́ньяди Ма́тьяш - см. Матьяш Хуньяди.

* * *

ХУНЬЯДИ МАТЬЯШ - ХУ́НЬЯДИ МА́ТЬЯШ, см. Матьяш Хуньяди (см. МАТЬЯШ ХУНЬЯДИ).

Полезные сервисы